Особой заботой ректора было преподавание древних и новых языков: были разработаны новые курсы церковнославянского языка, оборудован лингафонный кабинет, в академии в рамках преподавания греческого языка был введен курс по текстологии Нового Завета с самостоятельными работами студентов. В годы ректорства будущего Патриарха Ленинградские духовные школы фактически стали одним из образовательных центров мирового Православия: число студентов из братских православных Церквей все время возрастало, в результате в 1981 г. был образован факультет иностранных студентов, обучению на котором предшествовало изучение русского языка. Архиепископу Кириллу удалось организовать новые научные кафедры (кафедру литургики в 1981 г., а также кафедры общецерковной истории и истории Русской Церкви и славянских Церквей в 1982 г.). Новые учебные курсы настоятельно требовали и других учебников. Были созданы новые или серьезно переработаны прежние пособия по изучению Священного Писания, по основному богословию, византологии, церковной археологии, новейшей истории, истории унии (что было очень важно в связи с большим числом учащихся из западных областей Украины и Белоруссии). Ректор принимал непосредственное участие в рецензировании и научном редактировании новых учебников и пособий. Важнейшей задачей духовной школы архиепископ Кирилл считал преодоление разрыва между русской богословской наукой, находившейся в вынужденной изоляции, и достижениями современной богословской мысли. Он поставил на систематическую основу перевод сочинений зарубежных авторов на русский язык. Помимо административной работы архиепископ Кирилл вел активную преподавательскую деятельность. Начиная с 1975/76 уч. г. он читал на первом курсе академии лекции по патрологии, в начале 1980-х годов также читал лекции по истории экуменизма в аспирантуре при Московской духовной академии . Архиепископ Кирилл выступал с лекциями в богословских центрах Финляндии: в университете Хельсинки, на пастырском семинаре в Куопио, в Турку, в отечественных академических институтах, например, в Институте востоковедения Академии наук СССР в Ленинграде, издавал свои научные статьи и исследования. После публичной лекции «Особенности раннехристианского церковного устройства в свете решения вопроса о времени и месте происхождения Дидахи» архиепископу Кириллу было присвоено звание доцента (28 марта 1978 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

Уже первый его научный доклад, юношеский, — о преимуществах старой орфографии — обошёлся ему в 1928 году пятилетней ссылкой в гибельные лагеря на Соловках. «Опасный преступник». Для правящих идеологов он явно или втайне оставался таковым даже тогда, когда был академиком с мировым именем. Свидетельствую, что в начале 1980-х годов видел следы умышленного поджога его ленинградской квартиры. Горючая смесь, подведенная тонким шлангом под дверью в прихожую, загорелась и лишь чудом не разгорелась. «Ну, ладно, прослушивают, сочиняют мифы. Ну, ладно бы, сгорели вещи, книги. Но ведь здесь в это время оставалась молодая женщина с младенцем!» — сокрушался он. С женой Зинаидой Александровной они всё ещё жили на осадном положении. Это чувствовалось каждый раз, когда, приезжая из Новгорода, я нажимал кнопку их дверного звонка — слышалось настороженное: «Кто там?». Когда в 1982 году в Новгороде проходил съезд Общества охраны памятников истории и культуры, с Дмитрием Сергеевичем не то что поговорить, но едва удалось поздороваться: от простых смертных он был защищён неприступным кольцом соответствующих служб. Так, бывало, приветили у нас Лихачёва. Таким, мягко говоря, разнослойным представал перед ним лик обитателей Новгорода, города, культурные сокровища которого Лихачёв ставил в основу понимания истории всей Древней Руси. Лихачёв обладал исключительным аналитическим умом. Любознательность — его характернейшая с детских лет черта. Кажется, ничто не ускользало от его взгляда. В незначительных с виду вещах он умел обнаружить важное. Нет. Не берусь изображать его полный творческий и бытовой портрет. Очевидная величавость такого портрета будет приумножаться по мере погружения в опубликованные труды Лихачёва-филолога, историка, философа культуры, Лихачёва — гражданина России, Земли и Лихачёва, именем которого названа планета 2877. В дни торжественного 100-летия Лихачёва произношу слова благодарности судьбе, которая однажды привела к нему. И, надеюсь, мне удастся в его портрете высветить некоторые важные черты, начав рассказ с того, что именно Дмитрию Сергеевичу Лихачёву мы должны быть признательны за создание в Новгороде Центра музыкальных древностей — главной научной базы первоисточников по инструментальной музыкальной культуре русского народа. Понятно, что в многолетних усилиях по становлению Центра участвовали многие общественные деятели, писатели, учёные, простые люди, мама моя, например. Но Лихачёв — первый. Он неизменно подставлял своё плечо тогда, когда решался вопрос — быть или не быть.

http://pravmir.ru/o-lixacheve-novgorode-...

«Я поехал в Джорданвилль. И попал в рай» Выпускники семинарии в Джорданвилле 1984 г. с епископом Лавром (Шкурлой), будущим Первоиерархом РПЦЗ. Священник Гавриил Макаров в верхнем ряду Когда мне было 17-18 лет, отец Ростислав скончался (8 декабре 1975 г.). Говорят, что кончина человека может подействовать и положительно, и отрицательно на других людей. На меня смерть отца Ростислава повлияла самым положительным образом: с тех пор я стал стремиться к священству осознанно и целенаправленно. Поехал в семинарию (это был 1980 год). В те годы молодым русским мужчинам за рубежом некуда было ехать за духовным образованием, кроме как в Джорданвилль. В России семинарии и академии для нас были закрыты. И я поехал. И попал в рай! Без всяких преувеличений. Проучился 4 года и был в раю. Джорданвилль дал ответы на всё, чего я желал в своей душе в то время. Начал относиться к жизни иначе. – И, наверняка, в Джорданвилле вам также удалось пообщаться с представителями «старой школы». Архимандрит Пантелеимон (основатель монастыря), Гавриил и Ирина Макаровы. 1982 г. – В то время в Джорданвилле были другие личности, нежели сейчас, – то были люди старого закала, старой духовной школы. Были старцы: пресвитер Михаил Помазанский, архимандрит Пателеимон – основатель, архимандрит Владимир (Сухобок), архимандрит Сергий (Ролмиберг), игумен Гурий и, конечно, владыка Лавр (Шкурла), который был для меня вторым по значимости после родного отца, отцом духовным. То были самые золотые годы моей жизни. Прошло почти 40 лет, и могу сказать, наверное, не прошел и день, когда бы я ни вспомнил Джорданвилль и его обитателей. Настолько это проникло в мою душу. Также к этому относится и моя матушка, потому что вместе мы провели в Джорданвилле 3 года (я был уже женатым семинаристом). До самого последнего дня жизни мы будем считать, что Джорданвилль оказал глубочайшее влияние на нашу жизнь. Семинария в Джорданвилле имеет еще ту особенность, что она находится внутри монастыря. И семинарист ведет себя как послушник и подчиняется монастырскому распорядку. Посторонний человек, приезжая в Джорданвилль, даже не может различить, кто семинарист, а кто послушник, особенно когда учащийся немного отрастит бороду. Каждый семинарист тех времен согласится со мной: главное воспитание мы получили, не сидя за партой в классе (хотя мы и сидели на занятиях по четыре часа в день), а в общении с монахами-старцами. Каждый день можно было задать старцу вопрос и получить ответ. А я был в то время очень серьезным студентом. И даже поставил себе в правило: если какой-то вопрос духовного характера меня волнует, не оставлять его на следующий день. Этот принцип сослужил мне хорошую службу, потому что я постоянно задавал монахам вопросы и получал на них ответы. А монахи были долготерпеливые, скромные и знающие. Бедные – ради нас страдали много! Седины, которые они носили, монахи имели благодаря семинаристам многих десятилетий.

http://pravoslavie.ru/142734.html

Отец Александр Мень – такой пастырь, который мог предложить свой христианский опыт всем. Опыт, который распространился через разных людей, воплотился в различных начинаниях. Он был великий свидетель. А для нас такие свидетели имеют очень важное значение, т.к. они проживают очень глубокий опыт. И последний вопрос – скажите, в чем все-таки секрет волонтеров? Почему они тратят свои деньги на дорогу, проживание, питание, а отпуск или каникулы – на работу на Митинге, порой довольно тяжелую. При этом рядом – море, знаменитые пляжи Римини, а они говорят, что им даже некогда искупаться. К тому же не всех желающих принимают работать на митинге, существуют очереди из тех, кто хочет стать волонтером. -- Наши волонтеры делятся на две категории: это те, кто работает для организации Митинга, «строит» Митинг – в течение года на это работает 11 человек, а вот за неделю до Митинга приезжает  800 человек, причем 700 из них – это студенты со всей Италии. А вторая группа – это те, кто решается провести свой отпуск, работая для Митинга в период его проведения – это 3 тыс.волонтеров, из них всего 250 – это жители Римини, а остальные приезжают из других городов Италии, а также из Испании, Португалии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Румынии, России, Аргентины, Бразилии, США, т.е. из тех стран, где развивается наше движение – «Communione e Liberazione» Я думаю, секрет волонтеров – в огромной любви и внимании к тайне их собственной жизни. Они чувствуют, что здесь они могут попробовать себя, проверить – верно ли то, что, любя Христа, можно реально наполнить жизнь чем-то прекрасным. И здесь это испытание происходит через повседневное служение: они готовят еду в ресторанах, убираются, сопровождают людей по городу, дежурят на дорогах и стоянках, поддерживают порядок на массовых мероприятиях, дают интервью... Справка . Сандро Риччи родился в 1956 году. Первое высшее образование – техническое. Работал в профсоюзе строителей в Римини, потом PR-мeheджepoм в одной из некоммерческих организаций в Риме. Там изучал философию и теологию в одном из университетов. Участвовал в качестве волонтера в первых Митингах в 1980-82 гг. С 1982 г. и по сей день работает в качестве директора ассоциации «Митинг дружбы народов».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как распространялось по стране я не знаю. Я делала пять экземпляров и кому-то раздавала. Нет, не совсем так. Понемножку расширялся круг, кому мы рисковали давать. С одной стороны, надо было собрать том нового материала, с другой – сделать следующую закладку предыдущего тома, первого, второго и т.д. Понемножку круг расширялся и, конечно, с какими-то процентами дело шло дальше. В начале 1980-х годов какие-то ребята, я их не знала и не встречала, сделали на ксероксе «Избранное» в трех книгах, уже не машинописный лист, а формат поменьше. Я видела эти сборники много позже. А тогда (1982-84 гг.) я их не знала, но до меня дошло, что они делали большое ксероксное производство религиозной литературы и потом пострадали, кто-то из них сел. И в числе их продукции был такой трехтомник «Избранного» владыки Антония. Много позже мне попадались, скажем, лекции Владыки в Московской Духовной Академии, которые не мы печатали. Кто-то понемножку параллельно это делал, но просто у нас было такое положение на перекрестке, что мы могли получать из Англии материал, и, в общем, я всегда знала, когда Владыка приезжал в Москву, знала, где он служит, какие будут встречи. Потом, когда Таня в Париже сначала одну книжечку на русском языке выпустила, потом вторую, какими-то путями они тоже проникали через границу. Знаю, что тоже были ксероксные «тиражи» с них. Но я совершенно не ожидала, что когда-то это выйдет на типографский уровень. В этом смысле я совершенно не ожидала, что советская эпоха кончится и будет что-то другое, я не была к этому готова. Если бы ждать и надеяться, то можно было бы заранее что-то подготовить. – Как началось издание книг с проповедями владыки в России? – Видимо, как ни тихо мы держались, было известно, откуда это исходит. Потому что в 1990 году сразу с нескольких сторон меня стали дергать: давай, издавай, давай готовь… Самое простое было переиздать одну из парижских книг, по инициативе одного прихода переиздали «Проповеди и беседы», потому что я знала, что сборник «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» готовит Таня новым, дополненным изданием.

http://pravmir.ru/elena-maydanovich-neuz...

В создавшихся условиях была задействована система " Гладио " и 12 сентября 1980 года в Турции произошёл военный переворот под руководством начальника генерального штаба генерала Кенана Эврена. Он стал фактически диктатором, возглавив Национальный совет безопасности. Действие конституции было временно приостановлено, было введено военное положение по всей стране и начались массовые репрессии против радикалов всех направлений. Участников левых и правых движений судили как государственных изменников военные суды. Своей политической платформой и целью Эврен объявил кемалистские принципы: светское государство, консолидация нации, борьба с коммунизмом, фашизмом, сепаратизмом и религиозным сектантством. Этими принципами уже оправдывались предыдущие перевороты, но безрезультатно для внутриполитической стабильности. В ноябре 1982 года генерал Кенан Эврен был избран президентом Турции и пробыл на этом посту до ноября 1989 года. Это был период стабильного роста турецкой экономики. Семидесятилетнего Эврена сменил Тургут Озал. Однако националисты всех мастей укрепляли свои позиции. В 1997 году под давлением военных произошла очередная насильственная смена исламистского правительства. Это был бескровный военный переворот. Но спустя пять лет исламисты снова оказались у власти. Ими были арестованы около двадцати высокопоставленных военных. По обвинению в государственном перевороте и репрессиях началось судебное преследование отставного генерала экс-президента Кенана Эврена и его соратников, которое закончилось для него пожизненным заключением в 2014 году. Он скончался через год после приговора в возрасте 97 лет в больнице, куда поступил с острой болью в животе. Отравили? Суд над Эвреном стал политическим судебным процессом в назидание военным, составлявшим серьезную оппозицию правящей происламистской партии " Благоденствия " Реджепа Эрдогана, тогдашнего премьера, а с августа 2015 года президента Турции. После военного переворота 1997 года, также известного как " месть Эврена " , Эрдоган никогда не доверял военным. Ведь его партия была тогда запрещена, а сам Эрдоган был приговорен к четырехмесячному тюремному заключению " за разжигание ненависти и вражды по религиозному и расовому признаку " . При президенте Эрдогане пантюркские и исламистские настроения в руководстве страны снова возобладали.

http://ruskline.ru/opp/2015/dekabr/14/tu...

В упомянутом 1983 году, кстати, состоялся июньский Пленум ЦК КПСС, посвященный «идеологической работе». Тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС (и шеф КГБ в 1967-1982 гг.) Юрий Андропов констатировал, что мы (власть) «не знаем общества, в котором живем», что прозвучало как диагноз-приговор закосневшему «марксистско-ленинскому» обществоведению и идеологии. Ход и последствия психологической войны для этноконфессиональной сферы Украины вряд ли можно адекватно понять без оценки состояния гуманитарных наук, составной частью которых (и высшего образования) оставался «научный атеизм», на ниве которого успешно подвизались и нынешние разработчики законов, направленных на устранение канонического Православия в колыбели Крещения Руси. В том отношении интересен документ, направленный Президентом АН УССР Борисом Патоном в ЦК КПУ 17 февраля 1984 г. под названием «Предложения Секции общественных наук АН УССР, Института истории партии при ЦК КПУ, Высшей партийной школы при ЦК КПУ, Министерства высшего образования УССР по усовершенствованию идейно-воспитательной работы в В записке, адресованной лишь верхушке партийного руководства Украины, содержалась, по сути, несколько завуалированная информация о несостоятельности ортодоксальных «классовых подходов» к анализу социальной структуры советского общества. В 1960-1970 гг. в СССР, отмечалось в записке, происходило постепенное преодоление социально-классовых различий, формирование переходных (т.е. не укладывающихся в «каноническую» структуру «пролетариат-колхозное крестьянство-трудовая интеллигенции») социальных групп, разнородных в социальном отношении семей, возрастали и дифференцировались духовные и материальные потребности людей (наличие подпольной прослойки «теневиков»-миллионеров, мафиозных групп и сращивание оргпреступности с управленцами было со скрипом признано лишь с 1988 года). Между тем, писали ученые, на фоне повышения уровни жизни возрастало значение именно образовательно-культурного ценза человека культурно-бытовых различий, особенностей национальной психологии и «традиций восприятия и передачи идеологической информации» (явно крамольный вывод на фоне казенного внешнего идеологического единообразия).

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/22/is...

При расчистке колодца в Звенигороде была обнаружена жертва – костяк мужчины с головой, пробитой острым орудием. По сопровождающим его вещам и обломкам посуды костяк может быть датирован XII в. На городище Говда колодец имел круглую форму и диаметр 3,4 м, его стенки укреплены камнями и бревнами. Колодец заполнялся постепенно с XI до XIII в. и перед ним была устроена площадка для жертвоприношений, на которой периодически жгли огонь. Культовые колодцы известны около кельтских святилищ, в них жрица бросала жертвы, что, по мнению Н. Н. Белецкой, означало отправление посланцев на тот свет (1984, с. 79–81). Около кельтского святилища Липтовская Мара в Оювакии была вырыта шахтовидная яма, в которой находились человеческие скелеты. Исследователи полагают, что это отверстие в земле служило для связи с подземным миром (Pieta Н., Moravttk J., 1980, S. 245–280). У индоевропейских народов распространены мифы о спуске героя в колодец. Герой попадает в потусторонний мир и добывает там богатство и живую воду, а затем возвращается на землю, преодолевая смерть (Мифы народов мира, 1982, с. 531). По А. А. Котляревскому, колодцы имели значение рая и в них можно увидеть всех умерших родственников (1869, с. 77). По-видимому, на славянских святилищах сухие культовые колодцы также служили для связи с подземным миром и для принесения жертв предкам. В отличие от культовых обычные бытовые колодцы вырывали, как правило, в низких местах. В древности их глубина достигала всего 2–5 м, а диаметры редко превышали 1 м (Vendtova V., 1966, S. 417–437). Колодцы с питьевой водой почитают до сих пор, над ними строят навесы, возводят часовни, ставят кресты, помещают изображения солнца, птиц, зверей (Золотов Ю. М., 1981, с. 274). Колодцы запирают на замок для защиты от злых сил, иногда гадают над специально устроенными из ветвей колодцами (Виноградова Л. Н., 1981, с. 26, 27). О почитании колодцев славянами-язычниками говорится во многих церковных поучениях и в летописях: «Жертвы богомерзъския богом своим приношаху и озером и кладязем, и рощением» (ПСРЛ, СПб., 2003, т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Как Вы реагировали на все это? — Я не впал в транс. Продолжал писать, потихоньку работать. После этого как-никак вышел «Донской», он шел очень хорошо и выдержал более десяти изданий. Меня это поддерживало, не выбило из колеи. — Ваша книга «Дмитрий Донской» (1980) стала на мой взгляд лучшим художественно-документальным произведением об эпохе Куликовской битвы, я писал об этом в своей кандидатской диссертации. В условиях атеистического диктата Вам удалось воплотить православное миросозерцание на глубоком духовном уровне, даже изложить начатки христианской аскетики, например в таких строках: «Бодрение и трезвение сердечное, постоянное умное делание — вот чего более всего не терпит враг!». — Созданию этой книги я обязан детским переживаниям и впечатлениям. После войны, с 1946 года стали выходить издания русской классики, и у нас в доме появился прекрасно изданный альбом с изображениями русских полководцев. Я учился тогда в первом классе и просто не мог с ним расстаться – там были портреты Дмитрия Донского, Александра Невского, Суворова, Кутузова, рисунки сражений. А замысел пришел много позже, когда завел дом в деревне. Знаете, когда в деревне отойдешь на сто метров в лес или поле – ты попадаешь в другой мир, легко представить, что ты живешь в XIV веке. Я уже знал срединную Россию, теснейше связанную со всей короткой жизнью Дмитрия Донского. А потом – знакомство с летописями, которые оказали на меня громадное воздействие. Приходилось параллельно прочитывать до десяти летописей. Разноголосица мнений помогла высветить ход событий, понять, куда двигалась Россия. — Расскажите о Вашем творческом общении с Никитой Михалковым. Правда ли, что свой знаменитый фильм об Обломове снят по Вашей книге? — Не совсем так. Знаю лишь, что Михалков, когда работал над фильмом, мою книгу читал. Некоторые мотивы, отношение к характеру героя в картине отразились. Но познакомились мы позже. На одном писательском съезде в Кремле он приветливо обнял меня, и вдруг предложил: «Юрочка, я прочитал «Дмитрия Донского», что ты скажешь, если мы его возьмем на экранизацию?» В 1982 году киностудия «Мосфильм» заключила со мной договор. Работа пошла, он написал с Адабашьяном сценарий. Но вскоре его вызвали в ЦК КПСС и сообщили, что по личному распоряжению Ю. Андропова работа над этим сюжетом отменяется, дабы не обижать «наших восточных товарищей».

http://pravoslavie.ru/37191.html

2 . Жертвенность. Помогать нуждающимся. Хорошо бы 10 % дохода употребить исключительно на Божие дело – во благо храма, бедствующих и т.д. (но без фарисейства) 3 . Господь – прежде всего: возникнут споры – решать их в духе христианской любви. Должно быть желание оделять других и прощать. Будем же исполнять волю Божию, а не свою». С 1978 по 1984 год Братство открыло миссии в Уиллитсе (штат Калифорния), Медфорде и Вудберне (штат Орегон), Москве (штат Айдахо), Спокане (штат Вашингтон). Как и в Рединге, православные миссии родились желанием людей приобщаться церковной жизни в своем родном краю. В большинстве своем в этих миссиях были, что называется, средние американцы, которые выросли, не слыша ни единого слова о Православии. Открывая эти миссии, отцы особо держали в уме слова Христа: и нищим благовествуется (см.: Лк.4:18 ). Отец Серафим и отец Герман по нескольку раз в год посещали миссии в Орегоне. Кто-нибудь из них двоих раз в год ездил и дальше – в Вашингтон и Айдахо. Отец Серафим отмечал в своей летописи, что люди, для которых он там служил, вызывают у него «доброе, теплое чувство». Чаще всего им приходится вести духовную борьбу, не имея рядом настоящего православного храма, что конечно же тяжелее. 1302 В 1980 и 1981 годах отец Серафим предпринял первую миссионерскую поездку в Вашингтон, освятил там дома местным православным, крестил дотоле некрещеных прихожан. Отец Герман побывал в Орегоне, Вашингтоне и Айдахо в 1982 году, читал лекции с показом слайдов в трех университетах. На его лекциях было много народу. Особенно сильное впечатление произвела на него миссия в городке Москоу (Москва), штат Айдахо, основанная переселенцами из городка Форест Глен близ Платины. К тому времени прихожане этой миссии уже сняли в аренду небольшое помещение, устроив там часовню с алтарем. «Мы служили в часовне всенощную, – вспоминает отец Герман, – ив это время одна женщина, жившая по соседству, пошла выносить мусор, и в окне часовни перед ней неожиданно предстала древняя православная Византия: сияние свечей, мерно раскачивающееся кадило с курящимся ладаном, иконы, древние песнопения. Она остолбенела, не понимая, что происходит, потом не удержалась, зашла в часовню, где и пробыла до конца долгой службы. Случай этот изменил всю ее жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010