Владыка, которому в феврале  исполнился 81 год, от расстройства слег на несколько месяцев после инсульта, результатом которого было повреждение речи. Прием посетителей был прекращен, но неровный почерк дневника говорит о том, что митрополит продолжал работать. Однако в престольный праздник академического храма, 9 октября, он уже смог вновь приветствовать своих питомцев. Как известно, в советское время была запрещена социальная деятельность Церкви. Однако никогда не были запрещены дела личного милосердия. Нескончаемым потоком в то полуголодное время шли к владыке возвращавшиеся из ссылок отцы, их матушки и вдовы, простые прихожане, студенты, их жены, и «никтоже тощ и безутешен отъиде». Иподиакон рассказывал, что однажды владыка спросил, нет ли у него денег, когда они ехали в поезде из командировки. Большую часть своих «представительских», правящий архиерей отдавал просящим помощи. В архиве СПб епархии имеется опись «Пенсии и пособия вдовам священнослужителей и другим просителям», из которой следует, что за 1949, 1951 и 1952 гг. нуждающиеся подали митрополиту Григорию более 800 прошений, которые были удовлетворены им из личных средств, кроме тех, которые он направлял для обеспечения через пенсионный фонд епархии. Суммы были значительные, все просьбы митрополит рассматривал лично и никому не отказывал. С 1953 г., когда прошения шли через секретаря (бывшего обновленца, прот. С.Румянцева), удовлетворенных оказалось в три раза меньше; с 1959 по 1989 гг. это были единицы. Помимо слов митрополита Григория, обращенных к питомцам на праздник ап.Иоанна Богослова, в публикуемом материале представлено также напутственное слово окончившим курс Академии и Семинарии в 1953 году. На фотографии среди выпускников мы видим священника А.М. Ридигера, будущего Святейшего Патриарха Алексия ΙΙ, прот. Ф.А. Цибулькина, игумена Филагрия Каминского, священников М.П. Иванова, А.А. Таркмееса, С.С. Кружкова, выпускников В.Т. Ермакова, Б.М. Воскресенского, П.А. Нэнчук. В 2004 году покойный приснопоминаемый отец Василий Ермаков помогал атрибутировать фотографии из архива митрополита Григория при подготовке к публикации его трудов и говорил: «Вот уж я напишу о теплой ручке владыки…» Не успел… Из выпуска Академии 1953 года ныне здравствует один только архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон, студент Яковлевич Радивой, прибывший в 1947 году на учебу из Чехословакии.

http://bogoslov.ru/article/1151751

Вторая мировая война нанесла огромный урон муз. русскому наследию, в т. ч. и нотному делу рус. зарубежья. Попытки обеспечить заграничные хоры церковными нотами были сделаны сразу после войны в лагерях для перемещенных лиц на территории Австрии и Германии. Так, в лагере Парш (Зальцбург) в 1951-1953 гг. в приложении к еженедельной малотиражной газ. «Луч» помещались отпечатанные на ротаторе ноты из серии «Церковно-хоровая библиотека», подготовленные Гарднером. В 1947 г. в лагере г. Херсбрукк в Германии прот. Николаем Веглайсом по благословению еп. Рижского Иоанна (Гарклава) был издан сб. «Песнопения всенощного бдения», положивший начало самому продолжительному нотно-издательскому проекту рус. зарубежья - серии «Нотная библиотека православного христианина». Прот. Н. Веглайс начал заниматься изданием церковных нот с 1935 г., когда служил диаконом в рижском соборе Рождества Христова. В 1949 г. он переехал в США, в 1952-1992 гг. являлся настоятелем ц. св. Иоанна Богослова в Беркли (шт. Калифорния) (Американская Православная Церковь), где издавал «двумесячный» (выходил раз в 2 месяца) духовно-просветительный ж. «По стопам Христа» с нотными листками (как правило, 1-2 композиции, затем выходившие отдельными оттисками). Издавались и муз. сборники, включавшие от 4 до 30 песнопений: «авторские» (т. е. посвященные музыке к.-л. одного композитора) или содержащие репертуар отдельных служб («Богослужение в дни Св. Пасхи», «Великая суббота. Песнопения всенощной и литургии» и т. д.). Основная часть композиций, опубликованных прот. Николаем, принадлежала рус. эмигрантам, преимущественно проживавшим в Калифорнии: Ф. И. Рудикову , И. А. Колчину , С. Д. Игнатьеву, М. С. Константинову , В. Н. Преображенской, прот. Леониду Гладкову, П. Ф. Распопову и др. Из шт. Пенсильвания поступали композиции А. Свана и Б. А. Калишевича, из Германии - Гарднера, из Финляндии - Красностовского и т. д. Были и посмертные публикации, напр. А. С. Ильяшенко (Бельгия), герц. Николая Николаевича Лейхтенбергского-мл. (Германия), архиеп. Гавриила (Чепура) (Сербия) и др. Нередко ноты сопровождались краткими справками о композиторах, материалами по вопросам церковного пения. Последний известный каталог изд-ва за 1978 г. содержал 221 позицию. Хотя издания выходили редко (по неск. номеров в год), общий объем нотной продукции, изданной в течение 31 года, достаточно представителен: благодаря изд-ву прот. Н. Веглайса сохранился целый пласт эмигрантского духовно-муз. наследия, в т. ч. композиции малоизвестных авторов.

http://pravenc.ru/text/293876.html

В 1966-1967 гг. была образована др. лютеран. орг-ция в совр. М.- Протестантская Церковь в Сабахе, объединившая конгрегации, созданные в течение XX в. немецкими миссионерами Базельского об-ва. Основой церкви стали общины, возникшие в результате проповеди среди народа рунгус (коренная этническая группа Калимантана), начатой базельскими миссионерами в 1952 г. Восстановление брит. правления на территории совр. М. и последующее обретение ею независимости привели к адм. изменениям в англикан. Церкви. В 1949 г. епископства Лабуан и Саравак были объединены в диоцез Борнео. В 1960 г. с образованием самостоятельной Малайи диоцез Сингапура был переименован в диоцез Сингапура и Малайи, а после отделения Сингапура от Малайи, в 1970/71 г. разделен на 2 диоцеза - Зап. Малайзии и Сингапура. В 1962 г. диоцез Борнео был разделен на еп-ство Кучинг и еп-ство Джесселтон, вскоре переименованное в еп-ство Сабах (1968), англикан. диоцезы Зап. Малайзии, Кучинга, Сабаха и Сингапура были объединены в рамках автономной Церкви Юго-Вост. Азии. К сер. 50-х гг. XX в. иммиграция сиро-яковитов из Индии прекратилась. Общину окормляли приезжавшие из Индии священники вплоть до 1984 г., когда малабарским митрополитом был поставлен 1-й малайзийский свящ. Ф. Томас. В 1987 г. был рукоположен еще один малайзиец - А. Уммен. В то же время приток малаяли, приверженцев реформированной Церкви Мар Фомы, усилился после второй мировой войны, что позволило этой Церкви укрепить свои позиции в М. Римско-католическая Церковь в М. после проведения Ватиканского II Собора стала активнее использовать местные языки в проповеди и во внелитургическом богослужении, а также для привлечения в Церковь большего числа коренных жителей умеренно адаптировала церковную литургию к местным религ. обычаям. В 1975 г. в Полуостровной М. был проведен обновленческий Собор католич. Церкви, к-рый рекомендовал развивать локальные особенности церковной жизни, усиливать сотрудничество между светскими и церковными структурами, расширять диалог с др. религиями и христ. деноминациями.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

Загорске: Науч. отчет 1949-1952 гг. Машинопись. М., 1955), напротив преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского (М. единственный из предстоящих ¾ в островерхом куколе). В стенописи ц. в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; поновления - 1871, 1947) ростовой образ М. в поздней лаврской иконографии выделен в соответствии с посвящением храма и находится в нише на юж. стене (по сторонам от святого - преподобные Сергий и Никон). В ряду учеников прп. Сергия М. написан (тоже в куколе, руки на груди, в левой - четки) лаврскими мастерами в академической манере на оконном откосе юж. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966). В посл. трети XVII в. появились первые изображения Собора Радонежских чудотворцев, где М. отводилось, как правило, сравнительно почетное место. Наиболее ранний известный пример этого времени - образ в окладе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Фигура М. в молении помещена в нижнем регистре справа, между преподобными Иаковом и Елисеем; он в схиме, куколь лежит на плечах, в волосах и средней величины бороде проседь; на дробнице оклада надпись:«Прп(д)бны(и) мuxeui». Сокращенный вариант композиции - на иконе «Радонежские чудотворцы» 1702 г. («моление старца Антониа Болотникова», СПГИАХМЗ). М. представлен напротив прп. Сергия в центре 1-го ряда справа, в молении, в округлом монашеском куколе с воскрылиями, борода с проседью, до середины груди. Очевидно, на основе гравюры И. Ф. Зубова 1725 г. создана икона «Вид Троице-Сергиевой лавры, с Радонежскими святыми и 16 клеймами праздников» 3-й четв. XVIII в. (частное собрание), после того как обитель получила статус лавры: в среднике над монастырем в облаках написаны 6 полуфигур небесных покровителей обители, в т. ч. 2-й слева М. по облику уподоблен прп. Никону, с непокрытой головой, седые волосы разделены на прямой пробор. Тогда же сложился тип образа Радонежских чудотворцев, мощи к-рых почивают в Троицкой обители, с прп. Сергием в центре, как на небольшой «раздаточной» иконе кон. XVIII - нач. XIX в., выполненной в слободе Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (частное собрание; М. вверху слева, напротив - прп. Максим Грек), или на профессиональном по исполнению образе сер. XIX в., к-рый связывают с мастерской Малышева (Ильинская ц. в Сергиевом Посаде). К этому же типу относится икона 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в клобуке изображен немного в глубине между преподобными Сергием и Никоном; литография «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» с цензурным разрешением от 10 апр. 1845 г. (ГИМ - лист с раскраской, СПГИАХМЗ - цензорский экземпляр), называемая в документах «угодники лавры» (образ М.- в левой группе).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

9 марта 1941 г. возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 г. — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины. С февраля 1942 г. по сентябрь 1943 г. — заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. После его возвращения в Москву продолжал оставаться управляющим Московской епархией, одновременно занимаясь церковными делами Украины. За патриотическую деятельность в столице награжден медалью «За оборону Москвы». 2 ноября 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и его сообщников. С 1943 г. — член редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии» . В 1946-1960 гг. возглавлял Издательский отдел при Священном Синоде, являлся главным редактором «Журнала Московской Патриархии». 4 сентября 1943 г. участвовал в исторической встрече с И.В. Сталиным (помимо владыки Николая во встрече приняли участие два будущих Патриарха — митрополиты Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский)). По итогам этой встречи правительство дало разрешение на избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений, из лагерей были освобождены оставшиеся в живых пастыри, Патриархии было передано здание в Чистом переулке столицы. С 8 сентября 1943 г. — постоянный член Священного Синода. 28 января 1944 г. назначен митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией. С апреля 1946 г. — председатель вновь созданного при Священном Синоде Отдела внешних церковных сношений . 25 марта 1947 г. в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане митрополиту Николаю усвоен титул «Крутицкий и Коломенский». 11 апреля 1949 г. удостоен ученой степени доктора богословия за совокупность богословских трудов. 4 февраля 1950 г. Богословским евангелическим факультетом имени Яна Гуса в Праге присвоена степень доктора богословия honoris causa. B 1952 г. избран доктором богословских наук Софийской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/1585349.ht...

Монастырь Малеви Монастырь Малеви В М. принял монашеский постриг прп. Нил Мироточивый († 1651), он 15 лет подвизался в местности Пурнарья, расположенной выше мон-ря, а затем переселился на Афон. В 1696 г. в М. насчитывалось только 6 монахов. В 1786 г. в окрестностях М. клефты под рук. З. Барбициотиса выиграли битву с турками. После ухода отряда Барбициотиса в Коринф турки разорили мон-рь и убили насельников. К 1791 г. М. был восстановлен. В нем действовала тайная школа. Расцвет монастыря наступил после 1809 г. при игум. Каллинике (Цамурисе). Он являлся членом тайного «Дружеского общества» (Филики этерия) и во время греч. национально-освободительного восстания (1821-1829) устроил в мон-ре госпиталь. Здесь нашли убежище кн. Димитрий Ипсиланти и семья Т. Колокотрониса. В 1825 г. тур. военачальник Ибрагим-паша сжег М., как и многие др. обители Пелопоннеса. Мон-рь был вскоре возрожден, но в период «баварского регентства» он был временно закрыт. После смерти в 1847 г. игум. Каллиника М. постепенно начал приходить в упадок. В годы второй мировой войны мон-рь пострадал от бомбардировок немцев, т. к. партизаны использовали обитель как госпиталь. К кон. 40-х гг. в М. осталось только 2 монаха. В 1949 г. монастырь был преобразован в женский, игум. Анфуса и 2 насельницы переселились в М. из мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Эпано-Хрепас). В 1952 г. прибыли еще 3 монахини из мон-ря Пресв. Богородицы Керницы. Началось восстановление зданий. В 1954 г. монашескую общину возглавила игум. Агния, а в 1960 г.- Парфения (Йова; † 2015). В 1964 г., накануне субботы Акафиста, началось мироточение иконы Успения Пресв. Богородицы, к-рое продолжается до сих пор. Чудесным образом миро проступает через стекло. От него произошло множество исцелений. Широкую известность это чудесное явление получило благодаря публицистической деятельности проповедника и богослова Д. Панагопулоса, впервые посетившего М. в 1970 г. Икона украшена драгоценностями, пожертвованными в благодарность за исцеления. В особой витрине в сев. стене старого собора хранятся пожертвования военных (ордена, оружие) и студентов (дипломы).

http://pravenc.ru/text/2561718.html

После захвата обновленцами в 1923 году в Астрахани многих православных храмов Покровская церковь продолжала оставаться в числе тех немногочисленных приходов, к которым обновленцы так и не смогли подобраться. Приехавший в декабре 1923 года в Астрахань архиепископ Фаддей (Успенский) поселился рядом с Покровским храмом, на улице Республиканской (дом 11), откуда постоянно утром и вечером ходил на богослужение в эту церковь. Покровский храм стал нечто вроде крестовой церкви для астраханского архипастыря.Архиепископ Филипп (Ставицкий), прибывший в Астрахань в 1928 году, полуофициально делает Покровскую церковь своим кафедральным собором, но в 1929 году архипастырь был арестован и храм снова превращён в обычный приход. Покровская церковь не подвергалась такому варварскому ограблению и разрушению со стороны советских властей, как другие астраханские храмы. Хотя эту церковь тоже закрывали в 1941 году на девять месяцев и здесь находился склад (хранился сахар), но внутренняя обстановка храма: иконостасы, роспись, большая часть икон – по милости Божией не была тронута. В 1942 году храм вернули верующим, а в декабре 1943 года вернувшимся из заключения архиепископом Филиппом Покровская церковь была уже официально объявлена кафедральным собором. При этом архипастыре было много сделано для восстановления былого величия и красоты Покровского собора. В 1930 году с колокольни храма были сняты колокола и он лишился своего голоса. Вскоре по своём прибытии архиепископ Филипп обратился к верующим с просьбой пожертвовать на отливку колокола имеющиеся у них медные, бронзовые и серебряные предметы. Прихожане с радостью откликнулись на призыв владыки, и скоро новоизготовленный большой колокол был поднят на колокольню. При архиепископе Филиппе (1943 – 1952 гг.) в Покровском соборе была подновлена настенная роспись и написано для храма множество замечательных иконописных изображений. Здесь необходимо перейти к описанию святынь Покровского собора, составляющих его главную духовную ценность. Посетивший Астрахань в 1949 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I преподнёс в дар Астраханской епархии и Покровскому собору большую икону Преподобного Сергия Радонежского (в полный рост), со вставленной в неё частицей мощей святого.

http://sobory.ru/article/?object=01041

9 марта 1937 г. на территории Г. была создана Апостольская префектура Нзерекоре. 12 мая 1949 г. Апостольское вик-ство Французская Гвинея было переименовано в Апостольское вик-ство Конакри и создана отдельная Апостольская префектура Канкан. 14 сент. 1955 г. Апостольское вик-ство Конакри было возвышено в степень архиеп-ства с центром в Конакри. 25 апр. 1959 г. Апостольская префектура Нзерекоре была преобразована в еп-ство Нзерекоре. В 1962 г. архиепископом стал гвинеец Раймонд Мария Чидимбо. В 1967 г. все иностранные миссионеры были изгнаны из страны, церковные орг-ции подверглись гонениям. В 1971 г. архиеп. Чидимбо был арестован по обвинению в причастности к антиправительственному заговору и приговорен к пожизненному заключению; вышел на свободу в 1978 г. В 1984 г. религ. свободы были восстановлены, большинство миссионеров вернулись в Г. В февр. 1992 г. Римский папа Иоанн Павел II посетил Г. с пастырским визитом. 17 нояб. 1993 г. Апостольская префектура Канкан была возвышена в степень еп-ства Канкан. 6 мая 2003 г. новым архиеп. Конакри стал член конгрегации Св. Духа Венсан Кулибали. Протестант. проповедники пытались начать миссионерскую деятельность на территории совр. Г. еще в нач. XIX в. В 1806 г. 2 представителя Христианского миссионерского сообщества приехали в страну, но вскоре оба умерли, не выдержав тяжелого климата. В 1855 г. прибыли англикан. миссионеры с о-вов Карибского м. Антигуа, Барбадос, Ямайка, Сент-Китс (Сент-Кристофер) и организовали неск. миссий в Зап. Африке, деятельность к-рых распространялась и на совр. Г. В 1918 г. амер. Христианский миссионерский альянс (ХМА) развернул свою деятельность в сел. Баро в долине р. Нигер. За неск. лет удалось открыть миссии в разных частях страны. В 20-х гг. представители ХМА начали перевод Свящ. Писания на 8 языков Г. В 1935 г. был создан англикан. диоцез Гамбия и Гвинея. В 1955 г. прибыли первые проповедники Свидетелей Иеговы. Примерно в это же время начали создаваться НАЦ: в 1952 г. была организована Церковь открытой Библии, в 1960 г.- Свободная пятидесятническая церковь.

http://pravenc.ru/text/161792.html

Серьезное духовное воспитание я и получила благодаря моей бабушке, Елизавете Андреевне († 1960), которая была дочерью костромского I гильдии купца. Его семья была очень церковная, здесь устраивались приемы духовенства, ее посещали при крестных ходах с Феодоровской иконой Божией Матери. Моя бабушка вышла замуж за сына потомственного дворянина. В той семье (это было уже в Санкт–Петербурге) была высокая культура, любовь к книгам, к животным, музыке... Окончив 10 классов, я в 1949 году поступила в Педагогический институт им. Ленина в Москве. Училась на повышенную стипендию. Вечерами ходила на акафисты – в московских храмах очень мне было хорошо. В понедельник у Ильи Обыденного – акафист преп. Серафиму Саровскому ; во вторник – Споручнице грешных в Хамовниках; в среду – в Елоховском соборе; в четверг – в «Утоли моя печали» и т.д. Жила я тогда на Зубовской площади, и основным моим храмом была церковь Ильи Обыденного, где служил тогда о. Александр Толгский. Он был моим как бы духовным отцом. Однажды, 21 октября, я поехала на всенощную в ц. Ризоположения. Получилось так, что я ехала обратно с о. Николаем в трамвае. И мы стояли на задней площадке. Я стала его спрашивать о том, что мне было интересно, т.е. о духовной жизни, о которой я много читала. Он сказал мне, между прочим, так: «Грехи отмываются во время исповеди так же, как вода отмывает запачканные руки». И еще то, что «масло и вода никогда не соединятся, сколько бы их не смешивать, и для соединения души с Богом душа должна быть по своей сущности как бы подобна Богу по своему стремлению к Нему». Мне как–то сразу открылось, что именно отец Николай и есть тот духовный наставник, которого жаждала моя душа. И я стала ходить, можно сказать, исключительно к о. Николаю в ц. Ризоположения или Донской монастырь. О. Николай как–то сказал мне, что я должна сказать о. А. Толгскому, что я из его духовных чад перехожу к о. Николаю. Для меня сделать это было психологически очень трудно, но я все же смогла это выполнить. Потом в институте мое положение резко ухудшилось, т.к. узнали, что я хожу в церковь . Это были 1952–1953 гг. Жила я тогда у родных. Мой дядя был профессором института, где я училась. Ректор «побеседовал» с ним обо мне. Семью дяди охватил страх и трепет, и они попросили меня от них съехать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

регионами. Авторы письма утверждали, что все ключевые должности в епархии занимают в прошлом активные «латинизаторы»: прот. Д. Семчишин, прот. Е. Юрик, прот. П. Козицкий, к-рые имеют неограниченное влияние на еп. Макария и всеми силами противятся делатинизации бывш. униат. храмов. Сам еп. Макарий проявляет преступное бездействие, а также преследует всех сторонников более активной правосл. миссии (Там же. Оп. 2. Д. 14. Л. 31). 12 дек. 1949 г. Синод принял постановление об устранении всех униат. особенностей в богослужебной практике западноукр. епархий. 28 янв. 1950 г. еп. Львовский Макарий, еп. Станиславский Антоний (Пельвецкий) и еп. Дрогобычский Михаил (Мельник) провели совещание во Львове, на котором приняли т. н. Обоюдное послание епископов Западнорусских епархий из 16 пунктов, предусматривавших меры по устранению «униатских пережитков» из интерьера церковных зданий, а также из богослужений новоприсоединенных храмов. При этом еп. Макарий в разговоре с уполномоченным говорил о преждевременности таких мер: настаивать на искоренении самим же бывш. униат. духовенством утверждавшихся в течение неск. веков богослужебных особенностей в храмах Галиции - значит требовать от них невозможного. В 1950-1951 гг. конфликт между уполномоченным и еп. Макарием только усилился: Вишневский утверждал, что еп. Макарий игнорирует его требования лишать сана всех нелояльных, подвергавшихся арестам или высылке клириков (в 1948-1952 во Львовской обл. были арестованы или высланы ок. 100 священников), а также отказывается активно вводить правосл. обряд, принимать жесткие канонические санкции в отношении клириков - противников делатинизации. Вишневский рапортовал в Киев, что наступил подходящий момент для усиления «наступления на религию», к-рая, по его мнению, является в Галиции ближайшим спутником укр. национализма. В 1950 г. в рамках этого наступления по согласованию с еп. Макарием упразднен Загаецкий Иоанна милостивого муж. мон-рь, храм к-рого был обращен в приходский, а через неск. лет закрыт.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010