Теократическое служение и принципы политического нейтралитета и невмешательства свидетелей Иеговы делали их чрезвычайно сложным объектом агентурных разработок спецслужб. В то же время эти фундаментальные принципы веры делали сам факт сотрудничества и доносительства болезненной темой для самих верующих, живущих в условиях тоталитарного контроля со стороны государства. Несмотря на жесткие теократические принципы, факты сотрудничества с властями и спецслужбами были не единичны среди свидетелей Иеговы. Тем не менее, как показывает анализ исторических источников, не всегда пособничество властям приводило к исключению верующего из собрания. Тогда, в трудные и опасные 1950-е гг., было место сомнениям, страхам, лжи, но также компромиссам и прощению. Проживая трагические моменты репрессий и депортаций, находясь под угрозой ареста и длительных сроков заключения, верующим приходилось приспосабливаться к социальным реалиям и искать компромиссы. Как пишет Эмили Баран, не всегда можно было провести четкие границы между сопротивлением и компромиссом: «Даже в течение одного допроса один и тот же человек мог оказывать сопротивление, идти на компромисс и уступать. Свидетели проявляли особую изобретательность и находчивость в создании множества стратегий поведения на допросах» . Иногда для того, чтобы защитить организацию в целом, верующие шли и на некоторые формы сотрудничества. В 1952 г. в результате ареста группы свидетелей Иеговы чекисты конфисковали дневник Марии (Марины) Веретельник, члена (или секретаря) краевого бюро. В последующие годы «дневник Маринки» часто упоминался в документах украинских спецслужб . Сам дневник не сохранился в архивах СБУ, но, судя по всему, его записи свидетельствовали о том, что верующие знали, кто сотрудничает с органами, кто завербован. Они изучали действия и личности самих сотрудников органов и следили за ними. Более того, верующие отправляли «своих» вербоваться в агентурную сеть и писали ложные доносы, чтобы сбить с толку следствие. Свидетели Иеговы также инсценировали допросы, тренируясь отвечать на вопросы следователей, чтобы не раскрыть важной информации о религиозной жизни и внутренней организации свидетелей Иеговы . Часто они знали о тех или иных секретных операциях спецслужб. 

http://bogoslov.ru/article/6172462

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Михаил Сергеевич (род. 2.03.1931, с. Привольное Медвеженского р-на Северо-Кавказского края, ныне Красногвардейского р-на Ставропольского края), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. Биография Из крестьянской семьи. В младенчестве был крещен в правосл. Церкви. Еще учась в школе, Г. начал работать в колхозе. За успехи в уборке урожая был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949). В 1952 г. вступил в КПСС. По окончании в 1955 г. юридического фак-та МГУ им. М. В. Ломоносова начал комсомольскую работу в Ставропольском крае, занимал должности 1-го секретаря Ставропольского горкома, завотделом, 2-го и 1-го секретаря крайкома ВЛКСМ. В 1962 г. перешел на партийную работу. С 1966 г. 1-й секретарь Ставропольского горкома, с 1968 г. 2-й, с 1970 г. 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС. Член ЦК КПСС с 1971 г. В 1978 г. переведен на руководящую работу в Москву, стал секретарем ЦК КПСС. Кандидат в члены (1979) и член (с 1980) Политбюро ЦК КПСС. 11 марта 1985 г. с избранием Генеральным секретарем ЦК КПСС возглавил высшее партийное руководство СССР. В 1985 г. выдвинул лозунг: «Ускорение социально-экономического развития», что стало началом кардинальных перемен в жизни страны. С 1986 г. за проводимой Г. политикой преобразований закрепилось название «перестройка». С 1987 г. в стране началось развитие гласности, плюрализма мнений и демократии. На XIX партконференции в июне-июле 1988 г. было принято решение о проведении политических реформ, предполагавших отказ КПСС от непосредственного управления обществом и гос-вом. 1 окт. того же года Г. занял высший гос. пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В марте 1989 г. состоялись первые выборы на альтернативной основе народных депутатов СССР. 25 мая того же года по решению I Съезда народных депутатов СССР Г. стал Председателем Верховного Совета СССР. 14 марта 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР избрал Г. Президентом СССР. Как руководитель гос-ва Г. делал решительные шаги по снижению международной напряженности, преодолению враждебности и налаживанию партнерских отношений с США и др. странами. Были заключены международные договоры о сокращении ядерных и обычных вооружений, осуществлен вывод советских войск из Афганистана (1989). Г. поддержал демократические преобразования в странах Центр. и Вост. Европы и объединение Германии. Лауреат Нобелевской премии мира (1990).

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Даже подвиг Русского народа в Великой Отечественной войне не ослабил русофобии Сталина. В 1949-1952 гг. Сталин открыл охоту на этнических русских руководителей в СССР по т.н. «Ленинградскому (русскому) делу». Прошло всего четыре года после Победы, а Генсек подверг кровавым репрессиям именно тех, кто в основном вынес на своих плечах эту Победу – представителей государственного, партийного, военного и хозяйственного аппарата не только Ленинграда и Ленинградской области, но практически всех областей Центральной Росси и выдвиженцев РСФСР на руководящую работу в других республиках. Всего репрессиям по этому «делу» были подвергнуты более 32 тысяч этнических русских руководителей партийного, государственного, хозяйственного звена. 26 руководителей РСФСР были расстреляны, 6 человек скончались в ходе допросов. Репрессированы были и члены их семей. Судебные процессы, моральные и политические расправы над этнически русскими руководителями по «Ленинградскому делу» продолжались по всей стране вплоть до смерти Сталина. При этом вплоть до смерти Сталина о расстрелах и репрессиях по этому «делу» знал только самый узкий круг лиц. «Пассионарность – наследственный признак, видимо рецессивный, так как он передаётся, минуя детей и внуков, к правнукам и праправнукам. Поэтому этнические системы существуют долго» (Гумилев Л.Н. Ук. соч., с.32). Значит возрождение советского человека и элементов советской системы, ни сталинизма, ни ленинизма, ни марксизма, неизбежно. Бесплатная медицина и образование, реальное право на труд и на отдых. Достойная пенсия далеко не в преклонном возрасте, дома отдыха и пансионаты предприятий и пр. и пр. И мы должны ощущать себя носителями громадного заряда пассионарности, а Россию страной будущего и верить в её высокий исторический потенциал и всеми силами содействовать этому. Россия выстоит – Ей не впервой… Россия выстоит И - выиграет бой. Россия выстоит, Хоть не без слез. Россия выстоит, Ведь с ней – Христос. Михаил Аникин Борис Георгиевич Дверницкий , публицист, главный редактор журнала «Русское самосознание»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/28/so...

Важной составляющей деятельности ОВЦС является участие с 1961 г. в работе ВСЦ. В том же году РПЦ стала членом Конференции европейских церквей (КЕЦ). В 1992 г. по инициативе ВСЦ и РПЦ был создан Круглый стол по религ. образованию и диаконии, к-рый осуществляет различные социально-церковные и образовательные программы. В 1998 г. РПЦ вступила в Европейскую федерацию по диаконии. ОВЦС осуществляет контакты с Экуменическим советом молодежи Европы, Христианской конференцией Азии, Ближневосточным Советом Церквей , Всеафриканской конференцией церквей , Карибской конференцией церквей, Латиноамериканским советом церквей, Экуменическим форумом женщин в Европе, Всемирной христианской студенческой конференцией, Всемирным братством примирения, Сообществом Церквей Британии и Ирландии и др. С 10-х гг. XXI в. одним из приоритетных направлений межхрист. сотрудничества стала защита гонимых христиан во всем мире. В 2016 г. по итогам поездки в Сирию и Ливан православно-католич. делегации был составлен каталог разрушенных сир. храмов. ОВЦС совместно с Евангелической ассоциацией Билли Грэма участвовал в подготовке и работе Всемирного саммита в защиту гонимых христиан, проходившего 10-13 мая 2017 г. в Вашингтоне. В нояб. того же года Патриарх Кирилл и архиеп. Кентерберийский Джастин Уэлби подписали декларацию в защиту гонимых христиан. На эту же тему в мае 2018 г. было подписано коммюнике с Патриархом-Католикосом Эфиопской Церкви Абуной Матфием (Матиасом). Межрелигиозный диалог По окончании Великой Отечественной войны отношения РПЦ и традиц. религий постепенно приобрели устойчивый характер и развивались в основном в рамках миротворческого движения как внутри страны, так и на международной арене. В авг. 1949 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция сторонников мира, положившая начало межрелиг. миротворческому сотрудничеству. Руководители христ. Церквей и нехрист. религ. общин принимали участие в миротворческих конференциях в Москве (1951) и в Троице-Сергиевой лавре (1952). Позже встречи, посвященные религ. вкладу в решение насущных вопросов в жизни общества и гос-ва, приобрели регулярный характер.

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

Чтобы укрепить авторитет агентов среди верующих, а также чтобы легендированное краевое бюро могло существовать независимо от управляющего центра в США, советские спецслужбы решили начать печатать «Сторожевую башню» своими средствами. В августе 1951 г. были напечатаны первые 50 копий журнала в типографии, организованной 5-м отделом УМГБ Тернопольской области. Оригинал выпуска «Сторожевой башни» был перехвачен при пересылке по почте из Украины в Сибирь ссыльным верующим (илл. 3). Вскоре были изготовлены еще 400 копий журнала . Однако этого было недостаточно, так как спецслужбы печатали уже устаревшие номера журналов. Верующие же ожидали «свежий хлеб» от «мамы» . В каждом своем донесении агенты требовали новых изданий «Сторожевой башни», так как спецоперация была на грани провала: простые верующие начинали подозревать, что коммуникации с Обществом нет, а значит, назначение новых членов краевого бюро (без согласования с руководящим центром) недействительно. Спецслужбы искали любые возможные каналы за границей. Дело доходило до абсурда: в одном отчете говорилось о необходимости перехватить новые номера журнала «Сторожевая башня», издаваемые Всемирным центром Общества Сторожевой башни в Бруклине, для того чтобы советские спецслужбы получили литературу первыми и далее могли ее распространять . Илл. 3. Фотокопия оригинала «Сторожевой башни» и ее репринт, изготовленный в типографии МГБ. Источник: ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2019. Л. 158 Тем временем в отсутствие свежих номеров журнала органы решают изготовить религиозную литературу самостоятельно. В течение 1952–1953 гг. УМГБ печатает несколько номеров новостных бюллетеней свидетелей Иеговы «Информатор» (около 300 копий), авторами которых стали уже известные нам агенты Крестинский, Кирпиченко и Гуйва. Несмотря на то что бюллетени были фальсифицированы, органы не рисковали вносить изменения в их религиозное содержание. Так, в брошюрах призывалось к усилению «теократического служения», к консолидации общин и восстановлению связей между членами организации. Фальшивки, изданные МГБ, призывали к укреплению веры и единению с «мамой» (Всемирным центром Общества) .

http://bogoslov.ru/article/6172462

Еще в дек. 1948 г. созванный в Иерихоне съезд нотаблей Западного берега провозгласил эмира Абдаллу «королем всей Палестины»; в апр. 1949 г. название страны было изменено на Иорданское Хашимитское Королевство. 24 апр. 1950 г. И. аннексировала оккупированные территории, что было признано только Великобританией. Несмотря на территориальные приобретения, война создала для И. огромные проблемы: если в 1946 г. в стране насчитывалось менее полумиллиона человек, то теперь ее население увеличилось до 1,2 млн, причем более половины жителей Палестины составили беженцы с занятых Израилем территорий, оказавшиеся во временных лагерях. В среде палестинцев действовало множество партий националистической и левой ориентации, выступавших против королевского режима. Позиция И. шла вразрез с общеарабской, Лига арабских государств (ЛАГ) осудила аннексию И. Западного берега и предоставление палестинцам иорданского гражданства, что расценивалось как препятствие на пути создания независимой Палестины. 20 июля 1951 г. кор. Абдалла был застрелен молодым палестинцем в мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Королем стал сын Абдаллы Талал, однако в авг. 1952 г. он был отстранен от власти из-за психического расстройства, и управление страной перешло к его сыну Хусейну (1953-1999) (до мая 1953 (совершеннолетия Хусейна) страной управлял регентский совет). Хусейн возглавил страну, интересы жителей которой были во многом противоположны. Если прежняя трансиорданская элита была настроена на мирное сосуществование с соседями и продолжение сотрудничества с бывш. метрополией, то среди палестинцев преобладали идеи о необходимости скорейшего создания собственного гос-ва. Под давлением массовых выступлений за демократизацию режима и освобождение от британской зависимости в марте 1956 г. был отправлен в отставку командир Арабского легиона Дж. Б. Глабб-паша, которого воспринимали как символ брит. империализма. В результате выборов в окт. 1956 г. было сформировано левое правительство Сулеймана ан-Набулси, к-рое добилось окончательного вывода военных сил англичан из И. В апр. 1957 г. Хусейн сверг правительство и запретил политические партии, считая, что усиление влияния СССР приведет к окончательному поглощению И. сильными соседями. Ответом на объединение Египта и Сирии (ОАР) в февр. 1958 г. стало образование федерации консервативных монархий И. и Ирака, где королем был двоюродный брат Хусейна Фейсал II; в июле в Ираке произошла революция, во время к-рой вся королевская семья была уничтожена. Однако Хусейну удалось заручиться экономической и военной помощью США и Великобритании. Экономическая ситуация в нач. 60-х гг. ХХ в. заметно улучшилась. В последующие годы И. укрепила отношения с противниками социалистически ориентированного насеровского Египта Ираком и Саудовской Аравией. В 1965 г. И. в порядке обмена территорией с Саудовской Аравией получила более чем 20 км побережья Красного м. к югу от Акабы.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Стефану. Иван писал, что посещение старца «дало положительные благие результаты, сопровождавшиеся спокойствием ума и чувств. Я невольно стал верить ему как посланнику Божию». В 1951 г. настоятель хотел постричь Ивана в монашество, но старец Стефан не благословил, сказав: «Ты после, через несколько лет получишь монашество, а теперь это будет непростительная ошибка, так как ты еще не готов». Иван так и сказал в скиту, но его по-прежнему хотели постричь. Тогда, видимо, по благословению старца Иван подал прошение о переводе в Глинскую пустынь, и в июле 1952 года он был зачислен в Глинское братство. Через два с половиной года архимандрит Серафим (Амелин) постриг его в монашество с именем Илиодор. В обители, кроме послушания библиотекаря, он был еще уставщиком на клиросе. В его послужном списке сказано: «Монах Илиодор Сигида обладает хорошим голосом и умением петь и читать, хорошо знает устав, имеет хороший характер, правдивый, послушный, скромный, трудолюбивый и исполнительный» (АСЕУ. Дело Сигиды Иоанна. Там же. Послужной список монаха Илиодора). Он подвизался в обители до ее закрытия в 1961 г. 1775 Только за 1955 г. доходы Глинской пустыни выросли на 40% по сравнению с 1954 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 6; АСЕУ. Годовой кассовый отчет Глинской пустыни за 1955 г.; Сведения о доходах Глинской пустыни за 1954 г.). 1780 Там же. Сведения о посевах и урожайности в хозяйстве Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области за 1955 г. 1781 Там же. Инвентарная опись имущества, находящегося в ведении монастыря Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 25 апреля 1957 г. 1783 Описание строительства зданий в монастыре составлено автором на основании следующих архивных документов: инвентарные описи имущества Глинской пустыни за 1949, 1952, 1957, 1958 и 1961 гг. (АУПЦ), договоры с исполкомом Шалыгинского райсовета о передаче в пользование монастыря зданий и культового имущества за 1949, 1951 и 1952 гг. (АШР), справки о состоянии монастыря, предоставляемые уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Сумской области за 1944, 1945, 1947, 1952 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

По сведениям благочинного мон-рей Закарпатской обл. архим. Матфея (Вакарова), в 1949 г. обители принадлежало 2 га земли, 3/4 которой были заняты под пашню, остальная часть - под постройки и лес. В 1947 г. доход монастыря составил 4045 р., в 1948 г.- 4265 р.; гос-ву был выплачен налог в 230 р., также насельники оформили гос. заем в размере 200 р. В П. м. были построены деревянная церковь, часовня, келейный корпус, хлев. Благочинный отмечал: «Скит не имеет особых реликвий или мощей. В Ските бывает один отпуст в день Великомученика Пантелеимона 27 июля, посещение до 400 человек» (Там же. Д. 4. Л. 39-39 об.). В справке о деятельности обители, составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Закарпатской обл. А. Шерстюком за 1951 г., указано, что в 1949-1951 гг. братия имела доход в 24 560 р. (Там же. Л. 46). В 1949 г. была построена временная летняя часовня для праздничных богослужений (Архив Мукачевской правосл. епархии. Отчет за 1949 г. Л. 42). В 1951 г. в обители возведена колокольня, построены 2 жилых корпуса и мастерская. Из 7 насельников лишь двум было более 40 лет (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 4. Л. 43). В нач. 50-х гг. XX в. органы власти приступили к ликвидации мон-рей и скитов в СССР, в первую очередь небольших обителей под предлогом их нерентабельности и малочисленности братии. 8 сент. 1952 г. П. м. был закрыт, церковь получила статус приходской - т. о. на месте обители создан 3-й приход г. Хуста. Настоятелем назначен иером. Анания (Бонь) (Там же. Л. 57). Братия П. м., согласно указам еп. Мукачевского и Пряшевского Илариона (Кочергина) от того же числа, должна была перейти в Николая Чудотворца святителя мужской монастырь в с. Иза-Карпутлаш, но, по сведениям различных источников, несмотря на предписания 1952 и 1956 гг., иером. Мелетий проживал на территории бывш. обители вплоть до своей смерти вместе с иером. Серафимом, настоятелем ближнего прихода, и др. насельниками. В 1961 г. в П. м. также поселились 3 монахини, к-рых духовно наставлял иером.

http://pravenc.ru/text/2578880.html

Число заявлений о регистрации новых общин с каждым годом уменьшалось. Если в 1948 г. верующие в К. е. подали 40 заявлений об открытии новых храмов, то в 1949 г. такие заявления не зафиксированы, но было много просьб о возвращении общинам молитвенных помещений, изъятых в 1944-1948 гг.; в ряде случаев общины предлагали выкупить у гос-ва такие помещения, пустующие и «неосвоенные». Только в кон. 1949 г. в Киеве и Киевской обл. было подано 30 таких заявлений (Там же. Л. 97-104). Все они остались без удовлетворения. Более того, участились случаи закрытия храмов: в 1949 г. у религ. общин было изъято 7 зданий, 45 общин было снято с регистрации по причине того, что в их храмах более года не совершалось церковных служб (Там же. Л. 30). Многие из храмов, значившихся как действующие, не имели штатного священника, что служило поводом к их снятию с регистрации. С этими обстоятельствами связана новая черта в религ. жизни республики, на к-рую обратил внимание уполномоченный по делам РПЦ Ходченко: верующие обращались с многочисленными просьбами об открытии церквей в индивидуальных жилых домах, настойчиво доказывая «пригодность таких домов для осуществления в них религиозных обрядов». Не получая разрешения на строительство храмов, верующие готовы были отдать под храмы свои дома. В 1948-1953 гг. в Киеве и Киевской обл. было закрыто 122 храма (121 приходский и 1 монастырский), из них в 1948 г.- 2, в 1949 г.- 47, в 1950 г.- 58, в 1951 г.- 5, в 1952 г.- 4, в 1953 г.- 6 церквей (ГА Киевской обл. Ф. 4828. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-9). Центром епархиальной жизни был кафедральный Владимирский собор. Всенощное бдение под престольный праздник в соборе традиционно оканчивалось не раньше полуночи (На киевских церковных торжествах//ЖМП. 1953. 10. С. 9-11), в соборе священники проводили занятия по Закону Божию (ГА Киевской обл. Ф. 4828. Оп. 3. Д. 3. Л. 54). 20 мая 1948 г. в соборе служил патриарх Алексий I. Вторым кафедральным собором Киева с дек. 1949 г. была Андреевская ц. Митр. Иоанн намеренно присвоил ей статус 2-го кафедрального храма в условиях, когда местные власти собирались закрыть церковь под предлогом ее особого историко-культурного значения. Почетным настоятелем храма стал еп. Иларион (Кочергин). До 5 тыс. чел. собиралось в праздничные дни в киевском Покровском жен. мон-ре, на великопостных литургиях бывало до 3 тыс. причастников (Там же. Оп. 2. Д. 3. Л. 15). Городское духовенство заботилось о привлечении в церковные хоры талантливых певцов, владеющих традициями пения киевским распевом, таинство Елеосвящения совершалось круглый год, а не только в период Великого поста. Уделялось внимание работе с молодежью. Значительный приток молящихся в храмах наблюдался после введения в богослужение чина пассии (Там же. Оп. 3. Д. 1. Л. 13). Прихожанами киевских храмов были преимущественно женщины, в нач. 50-х гг. мужчины составляли 10-20% членов приходского актива (ГА Киевской обл. Ф. 4828. Оп. 1. Д. 4. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Перед началом Великой Отечественной войны И. вместе с семьей сестры переселилась в пос. Семхоз (ныне в черте Сергиева Посада) недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Она писала иконы на бумажных, картонных и грунтованных с обеих сторон холстиках-таблетках (досок для икон достать было невозможно). В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, И. как опытный иконописец получила приглашение от наместника архим. Гурия (Егорова) к участию в восстановлении древней обители. С этого времени начался основной период творческой жизни И. Роспись Серапионовой палаты в Троицком соборе, посвященная житию прп. Сергия Радонежского, выполнена в авг.-сент. 1949 г.; для этой же палаты была написана икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому». Для придела во имя прп. Никона Радонежского Троицкого собора созданы иконы «Прп. Сергий Радонежский» и «Свт. Алексий, митр. Московский», небольшие образы для сени над ракой со св. мощами прп. Никона (в т. ч. 18 изображений учеников прп. Сергия), икона нового извода «Явление Божией Матери прп. Никону Радонежскому, с 20 клеймами его жития» (215×200 см). Тогда же И. написала житийную икону прп. Сергия с 19 клеймами (список иконы кон. XV в. письма Дионисия из местного ряда Троицкого собора), которая находится у раки преподобного. «Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва) «Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва) В 1949-1954 гг., во время реставрации стенописи Троицкого собора, И. сделала списки с икон (ок. 1425) праздничного ряда иконостаса. Входившие в группу реставраторов молодые художники Е. С. Чуракова и И. В. Ватагина стали учиться у нее иконописи. В 1952-1953 гг. вместе с ними И. выполнила 17 икон для иконостасов 2 приделов и 12 икон для царских врат в московскую ц. прор. Илии в Обыденском пер. Наиболее интересны в иконографическом отношении 4 работы И.: «Московские чудотворцы», «Вселенские святители» и 2 образа «Всея России чудотворцы».

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010