Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

1945 г. приступил к реставрации Ильинского храма, единственного действующего храма города. Принимал активное участие в церковной жизни, пел на клиросе. Вместе с архим. Гурием (Егоровым) участвовал в подготовке и проведении первых, после 26-летнего перерыва, богослужений в Успенском соборе лавры на Страстной седмице 1946 г. В 1946-1961 гг. управлял различными хорами ТСЛ и работал бригадиром по реставрации живописи лавры. Б. участвовал в восстановлении трапезного Сергиевского храма, Михеевской ц., Успенского собора, надкладезной часовни, Предтеченской надвратной и Духовской церквей; занимался реставрацией икон, оформлением работ отца. В те же годы Б. вместе с Бостремом реставрировал приходские храмы: в Осташкове (дек. 1949); в Калитниках в Москве (янв.-окт. 1952); Казанский храм в Шеметове Московской обл. (февр.-март 1953, июль-нояб. 1958); Покровскую ц. в Одинцове-Отрадном Московской обл. и Знаменский храм в с. Ильинском близ Лихославля (июль-окт. 1953); храм в честь Рождества Христова близ Полотняного Завода в Калужской обл. (лето 1954); храм в честь Всех святых в Архангельске (май-июнь 1958); храм в с. Косицком Новгородской обл. (май 1959). В сент. 1961 г. по требованию гражданских властей ТСЛ расторгла договор с Б., до 1968 г. художник выполнял светские заказы. В 1968 г. Патриархом Алексием I Б. был рукоположен во диакона к Ильинскому храму Загорска, в 1982 г. по состоянию здоровья вышел за штат. В 1974 г. удостоен права служения с двойным орарем, в 1977 г. награжден орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени. Служение Б. отличалось музыкальностью, достоинством и простотой, он старался донести до молодого поколения образ служения дореволюционной лавры и ее скитов. С сер. 70-х гг. Б. участвовал в издании нотных приложений к начавшим выходить тогда богослужебным книгам. В 80-х гг. собирал материалы и записывал воспоминания о ТСЛ и ее скитах, о жизни Сергиева Посада в 20-30-х гг. XX в. После открытия Черниговского скита летом 1990 г. помогал налаживать там клиросное пение и церковное чтение и продолжал диаконское служение.

http://pravenc.ru/text/153239.html

Святитель глазами атеистов В 1946–1961 годах, когда управляющим Крымской епархией был архиепископ Лука, в должности уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области последовательно состояли Я.И. Жданов (1946–1955 гг.), Л.С. Яранцев (1955–1957 гг.), А.С. Гуськов (с 1957 г.). Подававшиеся ими информационные отчеты (крымские уполномоченные именовали эти документы докладами) поначалу, в 1946–1953 годах, были ежеквартальными, в 1954–1957 – полугодовыми, с 1958-го – годовыми. Информационные отчеты первое время адресовались лишь председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР. Но постепенно круг начальственных лиц, которым представлялись отчеты, расширялся: с 1949 года отчеты направлялись еще и секретарю Крымского обкома Коммунистической партии, с конца 1952-го – еще и председателю Крымского облисполкома, а с 1954 года, после передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР – еще и уполномоченному по делам РПЦ при СМ СССР по Украинской ССР. Вниманию читателей предлагается публикация отложившихся в фонде Р-2647 ГААРК (Государственного архива автономной республики Крым) машинописных отпусков этих отчетов (в извлечениях) и некоторых других составленных крымскими уполномоченными документов, содержащих информацию об архиепископе Луке. Все приводимые документы снабжены грифом «секретно» или «совершенно секретно». При ознакомлении с ними читателям необходимо помнить об их тенденциозности: они составлялись партийно-советскими чиновниками, которые, в соответствии с занимаемой в богоборческие времена должностью, обязаны были быть (или (часть текста отсутствует) Доклады уполномоченных Справка-доклад уполномоченного председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР 25 ноября 1946 г. Архиепископ Лука в беседе со мной поставил вопрос о возможности сбора в одно место всех монашек быв. женских монастырей Крыма и местом такого сбора выдвинул быв. женский монастырь в Топлах Старо-Крымского района 7 , в данное время в нем находится Крымская опытная зональная станция.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В частности, «Boosey & Hawkes» в 1952 г. опубликовало «Литургию св. Иоанна Златоуста» (Ор. 31) Рахманинова, в 1956-1959 гг. выпустило ряд хоров Свана «10 Liturgical Canticles of the Eastern Church», лондонское изд-во «Albert House Press» в 1976 г.- сборник того же автора «Церковные песнопения» в 2 ч. (Canticles of the Eastern Church). В 1969 г. фирма «C. F. Peters Corporations» в Нью-Йорке опубликовала «Шесть литургических песнопений» (Six Liturgical Chants, ор. 103) А. Н. Черепнина. Издание (как и исполнение) рус. духовной музыки за рубежом в рассматриваемый период было связано также с деятельностью неск. католич. аббатств и ин-тов визант. обряда, в частности колледжа «Руссикум» Папского Восточного ин-та.в Риме, где с 1949 г. преподавателем и регентом является свящ.-иезуит Л. Пихлер. Составленные им сборники рус. духовной музыки отразили клиросный репертуар муж. хора «Руссикума», к-рый не только пел в ц. прп. Антония Великого за богослужением, но и с успехом концертировал в Зап. Европе. Публикации произведений рус. духовной музыки осуществляли также изд-во аббатства Шевтонь в Бельгии, изд-во Центра по изучению Византии в Курелье (Швейцария), изд-во св. Андрея в р-не Трар г. Крефельд (Германия) и др. В частности, в последнем изд-ве в 1954 г. вышел составленный И. А. Гарднером сб. «Gesänge der heiligen und gottlichen Liturgie nach bysantinisch-slawischem Ritus: Fur einfachen vierstimmigen Chor». С 80-х гг. до наст. времени активно развивается издательская деятельность Общества восточной церковной музыки (Verein für Ostkirchliche Musik) с центром в Швейцарии (см. интернет-сайт: Каталог изданий этой международной орг-ции, уделяющей особое внимание публикации рус. духовной музыки на нем. языке, включает сборники, подготовленные архим. Иринеем (Тоцке) (бенедиктинский мон-рь Нидеральтайх в Баварии), П. Витовицем (Базель) и др. Одно из последних изданий об-ва - «Chorbuch für den Orthodoxen Gottesdienst: Die göttlichen Liturgien des hl. Johannes Chrysostomos und des hl. Basilios des Grossen» (Базель, 2005).

http://pravenc.ru/text/293876.html

Кардинальной перестройке сооружение подверглось в 1681-1684 гг. при Федоре Алексеевиче, когда Алевизовский храм заменяется одноглавой церковью с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны. Лазаревский придел при этом упраздняется, а в XVIII в. подклет превращается в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлевского дворца в 1838 г. придельная церковь Лазаря в древнем подклете восстановливается, а в архитектурное оформление храма привносятся эклектические детали в стиле XVII в. В 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. была осуществлена фундаментальная реставрация сохранившегося в уровне подклета древнейшего памятника Кремля и Москвы. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт. Престольные праздники [ править править код ] Местонахождение [ править править код ] Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Лазаря...

в 1943—1947 гг. паломников было около 15 тыс. чел. ежегодно; в 1948—1949 гг. — " — " — " — до 10 тыс. чел. ежегодно; в 1950—1951 гг. — " — " — не более 8 тыс. чел. ежегодно; в 1952 г. — " — " — не более 6-7 тыс. чел. ежегодно. Первые ограничительные мероприятия не заставили себя долго ждать и, проведённые уже в 1948 году, заметно снизили показатели паломничества. Эти меры состояли в следующих шагах: а) прекращение шествий с иконой по площади вокруг церкви и к месту её появления в прошлом; б) исключение участия в церковной службе в этот день духовенства из соседних церквей; в) совершение церковной службы в этот день только в церковном здании; г) запрещение местным торговым организациям производить торговлю около церкви. ИНФОРМАЦИЯ КОСИЦЫНА ОБ ИКОНЕ Много сил и энергии отдавал Уполномоченный С.Б.Косицын ликвидации очага паломничества в Урюпинске. Из его обстоятельных и многочисленных отчётов мы узнаем об иконе Божией Матери и обо всех событиях вокруг неё в послевоенное двадцатилетие. На правом берегу Хопра, на территории Добринского района, на бывших «Святых горах», а в послевоенное время — на «Комсомольских», в балке около родника в дореволюционное время 21 июня на дереве явилась и находилась чудотворная явленная икона Божией Матери. Примерно в 100 метрах от места появления этой иконы, для богослужений была построена часовня, которая сохранилась до 1951 г. Сохранился также и родник (колодец), которым пользуется местная колхозная бригада. Дерево, на котором явилась икона, несколько лет тому назад было срезано, но от пня выросли большие отростки. В дореволюционное время к этому источнику с разных местностей бывшей царской России стекалось большое количество верующих, для молитвы и исцеления святой водой. Службы в честь этой иконы тогда совершались только в часовне, то есть, в месте появления иконы. В г. Урюпинске, отделённом от Добринского района Хопром и находящемся в 5 км от часовни и родника, в дореволюционное время было 3 церкви, и ни в одной из них службы в честь иконы не совершались. (Это неправда: в Покровской церкви, вокруг неё и к источнику — совершались службы и крестные ходы.)

http://pravicon.com/info-136

Великая Отечественная война внесла изменения в деятельность нелегальных религ. объединений. Большинство тайных православных общин в начале войны заняли патриотическую позицию, а позднее, с улучшением церковно-гос. отношений, вернулись в Московский Патриархат. Так, напр., еп. Афанасий (Сахаров), узнав в заключении об избрании Поместным Собором РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , признал его как законного первоиерарха РПЦ. Однако в др. случаях неприятие советской власти нелегальными религ. группами в военный период усилилось. Для многих И. п. х. начало войны стало подтверждением скорого падения «царства антихриста». Во время оккупации Украины, Белоруссии, части Центр. Черноземья и Сев. Кавказа нек-рые группы И. п. х. поддержали нем. власти. Так, за победу в войне Германии молились действовавшие в Сумской обл. подгорновцы, или стефановцы. Это близкое к хлыстовству движение было основано иером. Стефаном (Подгорным, ум. в 1914). В 20-30-х гг. его внук Василий Подгорный возглавлял ок. 20 групп «Благочинного совета общин подгорновцев». В оккупированном Киеве действовал лидер одного из ответвлений И. п. х. А. В. Костюк, бывш. послушник Киево-Слупского Николаевского муж. мон-ря. В 1925 г. он объявил себя «епископом Михаилом, викарием Киевской епархии» и «священноархимандритом Киево-Печерским», утверждая, что получил эти назначения от Патриарха Тихона незадолго до его смерти. С 30-х гг. Костюк именовал себя «единым блюстителем Патриаршего престола», а затем «митрополитом всея Руси» и даже «патриархом». В начале оккупации Киева Костюк обосновался в одном из особняков в центре города. Он обращался за признанием своего «архиерейства» к управлявшему Киевской епархией еп. Пантелеимону (Рудыку) , но получил отказ; впосл. пытался установить контакты с Берлинским архиеп. РПЦЗ Серафимом (Ляде) . В 1943 г. Костюк получил офиц. регистрацию от оккупационных властей, открыл в Киеве храм во имя Всех святых. В 1944 г. он был расстрелян по приговору советского военного трибунала за сотрудничество с оккупантами и антисоветскую пропаганду. Последняя группа его сторонников во главе с самозваной «монахиней» М. Боровской была раскрыта в 1952 г. Всего в 1943-1949 гг. состоялось более 20 судебных процессов по делам катакомбных общин, оказавшихся на контролировавшейся немцами территории и поддержавших немецкие власти.

http://pravenc.ru/text/675029.html

В 1949 г. упразднен бывший монастырский храм с чудотворной иконой Божией Матери в с. Борколабово Быховского р-на, закрыты церкви в пос. Мошенаки Могилёвского р-на и в с. Самотеевичи Костюковичского р-на. В 1950 г. прекратилось богослужение в церквах в селах Барсуки Шкловского р-на, Веремейки Чериковского р-на, Гладково Чаусского р-на и Прусино Костюковичского р-на. Число действующих храмов уменьшилось с 49 до 40. В Бобруйской обл. в 1948-1951 гг. число приходов уменьшилось с 43 до 35. Увеличение числа приходов Могилёвщины произошло в 1951 г., когда уполномоченным были взяты на учет в качестве отдельных приходских общин 2 кладбищенских храма в Могилёве, ранее бывших приписными. К 1952 г. в Могилёвской обл. на регистрации состояли 42 общины РПЦ, служили 43 священника, 2 диакона, 10 псаломщиков. В 1954 г. в связи с присоединением к Могилёвской обл. части Бобруйской обл. с Бобруйском число приходов возросло до 55, в клире состояли 62 священника и 2 диакона. В 1946 г. был уволен настоятель Трехсвятительского собора в Могилёве прот. Алексий Трусевич, в прошлом один из лидеров обновленчества, в 1948 г. был уволен благочинный Климовичского окр. Николай Василевский. Под руководством этих клириков в 1947 г. имела место попытка зарегистрировать через республиканского уполномоченного Совета по делам РПЦ в Минске независимую Белорусскую обновленческую епархию с центром в Могилёве. Архиеп. Василий (Ратмиров) лишил Трусевича сана. Благочинным Минского ЕУ по Могилёвской обл. в 1946-1948 гг. являлся прот. Константин Радзивинович, в 1948 г. секретарем Минского ЕУ по Могилёвской обл. и «надобластным благочинным» (должность введена архиеп. Василием для координации работы районных благочинных) стал настоятель Борисоглебского собора в Могилёве прот. Косма Раина, активный участник партизанского движения, служивший в период оккупации в Кобрине. В Климовичах Могилёвской обл. нелегально служил обновленческий свящ. Петр Макаров, в 1948 г. областной уполномоченный под угрозой ареста запретил ему совершать богослужения.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

После начала Великой Отечественной войны Московский архиеп. Иринарх (Парфёнов) , настоятель Покровского собора прот. Василий Королёв и ответственный секретарь архиепископии К. А. Абрикосов были эвакуированы из М., вернулись в столицу в 1942 г. В 1944 г. было получено разрешение на издание старообрядческого богослужебного календаря. 2 авг. 1945 г. вторично были зарегистрированы уставы Московской архиепископии и Московской старообрядческой Покровской общины Рогожского кладбища белокриницкого согласия. Возобновил деятельность совет Московской архиепископии, состоявший из духовенства. Был восстановлен благочиннический округ по М. и Московской обл. Первым послевоенным благочинным стал прот. Петр Михеев, служивший в Гуслице († 25 нояб. 1953). В 1953-1959 гг. благочинным являлся прот. Василий Королёв, настоятель Покровского собора в М. В 1947-1949 гг. восстанавливали частично разрушенную в период войны колокольню Рогожского кладбища, в которой освятили зимний Успенский храм. После войны на Рогожском кладбище состоялись 3 епископские хиротонии, в т. ч. буд. архиепископов Московских Иосифа (Моржакова ; архиепископ в 1961-1970), Флавиана (Слесарева ; архиепископ в 1952-1960). До 1950 г. Московская архиепископия ютилась в подсобке единоверческого храма свт. Николы на Рогожском кладбище. В 1950 г. власти вернули ей полуразрушенное здание бывш. старообрядческой часовни, после ремонта там в 1951 г. разместились архиепископия и совет при ней. В дек. 1954 г. архиеп. Московский Флавиан (Слесарев) просил председателя Совета по делам культов И. В. Полянского вывести из здания Рождественского храма пивную-столовую и передать его старообрядцам. Архиепископия обязывалась восстановить этот памятник архитектуры за 3-4 года. При этом архиепископия обещала в случае передачи закрыть зимний храм под колокольней. В просьбе было отказано. 12 марта 1959 г. указом архиеп. Флавиана на должность благочинного Московского округа был назначен прот. Прокопий Карцев, настоятель прихода в с. Алёшине Егорьевского р-на (ныне в черте Егорьевска).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕТИ БОГА [англ. Children of God], псевдоевангельская апокалиптическая секта, основанная в 1968 г. в США Дейвидом Брандом Бергом (1919 - окт. 1994), провозгласившим себя прор. Моисеем (прор. Мо). Известна также под названиями «Христианская миссия», «Семья», «Семья любви», «Дети Божии», «Служители христианской семьи», «Международная миссионерская служба», «Союз независимых христианских миссионерских общин», «Министерство любви», «Международная семья» (с 2004). Берг род. в семье евангелических проповедников в Калифорнии; стал пастором; в 1944 г. женился на Джейн Миллер, родившей ему впосл. 4 детей. С 1949 г. пастор церкви Христианского и Миссионерского Союза в Валли-Фармс (шт. Аризона). В 1952-1967 гг. работал с телепроповедником Фрэдом Джорданом. В 1967 г. Берг возглавил «Клуб света» в Хантингтон-Бич (шт. Калифорния), где проповедовал среди молодежи радикальную доктрину, направленную против Церкви, общественных устоев и правительства. Провозглашенная Бергом «революция Иисуса» вскоре привела к проблемам с полицией. В 1969 г. группа покинула Калифорнию, заявив, что Бог накажет их «врагов» и уничтожит Калифорнию землетрясением. В том же году Берг оставил жену ради молодой новообращенной Карен Зерби (Марии), сказав, что Бог повелел ему заменить жену (Мать Еву), к-рая символизировала «старую Церковь», Марией («новой Церковью»). В 1970 г. Берг и ок. 200 «революционеров Иисуса» основали коммуну неподалеку от Тербера (шт. Техас). Новообращенные, присоединявшиеся к движению, принимали новые библейские имена, изучали Свящ. Писание и ожидали, что будут подражать образу жизни первых христиан. Члены орг-ции собирали пожертвования и распространяли на улицах брошюры т. н. прор. Мо, в к-рых говорилось о скорой гибели Америки. Д. Б., как их назвал один из журналистов, практиковали методы агрессивной вербовки, зомбирования и похищения людей. В янв. 1972 г. Берг назвал себя избранным пророком Божиим, а в 1973 г., поверив, что комета Когоутека - знамение об уничтожении Америки и начало конца времен, Д. Б. объединили более 100 «колоний» и начали переселяться в Европу. 1978-1981 годы характеризуются расширением группы и появлением ее представителей в разных странах. В 1974 г. Берг ввел новый метод вербовки в группу, ставший известным как «флирти-фишинг». Женщинам рекомендовалось показывать потенциальным адептам «любовь Бога», соблазняя их своим телом. Детей, рожденных в результате «рыболовства», называли «младенцы Иисуса». К кон. 1981 г. их насчитывалось более 300. В наст. время организация утверждает, что «флирти-фишинг» ее членами не практикуется, хотя этот метод вербовки не осуждается и не считается противоречащим Библии.

http://pravenc.ru/text/171776.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010