Первые действия руководителей гос-ва были направлены на преодоление экономических последствий раздела. Было необходимо упорядочить финансы страны, решить продовольственную проблему, восстановить сырьевую (прежде всего джутовую и хлопковую) базу, реорганизовать транспортную инфраструктуру. Особенно остро стоял вопрос расселения и трудоустройства более 10 млн беженцев - индусов и сикхов - из Пакистана. В эти же годы проходила интенсивная «индианизация» адм. аппарата и вооруженных сил. В 1947-1949 гг. шел процесс интеграции княжеств в состав доминиона. Самые крупные княжества (Майсур, Хайдарабад и др.) на начальном этапе стали самостоятельными адм. единицами; часть княжеств вошла в состав штатов - бывш. провинций Британской Индии, часть - объединилась в раджмандалы (союзы княжеств). Наибольшие сложности вызвал вопрос статуса пограничной территории Джамму и Кашмира, решение которого переросло в открытый вооруженный конфликт И. и Пакистана в 1947-1948 гг. (впосл. выяснение отношений между 2 странами с применением военной силы имело место в 1965, 1971 и 1999). В И. возобновились массовые столкновения на конфессиональной почве, в ходе к-рых 30 янв. 1948 г. от руки члена Хинду махасабхи погиб Махатма Ганди. Образование Пакистана не решило мусульм. проблему в И.: после раздела в стране осталось свыше 35 млн последователей ислама. 26 нояб. 1949 г. была принята и через год введена в действие Конституция И., провозгласившая страну суверенной демократической республикой. Новое гос-во учреждалось как союз штатов. На территории индийской федерации было создано 27 штатов, поделенных на 4 категории в зависимости от правового статуса. Высшим органом законодательной власти стал общеинд. парламент, состоящий из 2 палат - Народной палаты (Лок сабха) и Совета штатов (Раджья сабха); президент страны входил в состав парламента. Законодательную власть в штатах возглавлял губернатор. Законодательное собрание (легислатура) могло быть одно- или двухпалатным. В окт. 1951 - февр. 1952 г. в И. прошли первые всеобщие выборы в парламент и законодательные собрания штатов. Основными соперниками ИНК, занимавшего центристскую позицию на политической арене И., стали правые реакционно-коммуналистские силы - Рам раджья паришад (Об-во гос-ва [бога] Рамы), Хинду махасабха и новая партия Бхаратия джан сангх (БДС, Индийский народный союз), образованная в 1951 г. и тесно связанная с РСС. Левое крыло было представлено Коммунистической партией И., рядом революционно-демократических, а также правосоциалистических партий и группировок. На выборах убедительную победу одержал ИНК, получивший более 2/3 мандатов как на общеиндийском уровне, так и на уровне штатов.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Королевский дворец в Триполи. 1923 г. В нояб. 1949 г. ГА ООН приняла решение о подготовке к признанию независимости Л. до нач. 1952 г. Национальное учредительное собрание, имея равное число представителей от Триполитании, Киренаики и Феццана, начало работу в дек. 1950 г., в окт. 1951 г. приняло конституцию, объявлявшую Соединенное Королевство Ливия федеративным гос-вом, а в дек. утвердило Идриса на троне (с именем Идрис I) и сформировало федеральное правительство. Новое гос-во представляло собой ограниченную монархию - федерацию Триполитании, Киренаики и Феццана; в каждой из областей функционировало собственное правительство. Из 2 палат парламента выборной была только нижняя. Оппозиция жестко подавлялась на основании Закона 1952 г. о запрете политических партий, декрета 1955 г., предоставлявшего правительству право введения ЧП, Закона 1956 г. об ограничении собраний и демонстраций и запрещении забастовок. К нач. 50-х гг. XX в. Л. считалась одной из беднейших стран Африки. Подавляющее большинство жителей было неграмотным (на 1954 - более 87%), многие вели кочевой или полукочевой образ жизни или существовали за счет сельскохозяйственного труда. В основном земля находилась в руках латифундистов и шейхов племен - главной опоры королевского режима, а большинство селян владели мелкими участками или были безземельными. С принятием арабского языка в качестве официального итальянский, ранее весьма популярный, особенно среди образованных ливийцев, уступил место англ. языку, позиции к-рого укрепились за годы правления брит. администрации (1943-1951) и позднее, благодаря доминированию англо-амер. капитала. Пользуясь тяжелым положением Л., Великобритания и США в обмен на существенную экономическую и техническую поддержку навязали ей неравноправные соглашения: британско-ливийский договор (июль 1953) предусматривал военную взаимопомощь сроком на 20 лет, в т. ч. финансовое содействие королевству Л. в обмен на право пребывания здесь брит. подразделений; американо-ливийское соглашение (сент. 1954) предоставило США право арендовать территории под военные базы (крупнейшая - Уилус-Филд в Меллахе), полностью контролируемые Пентагоном, а американские ВВС получили право полета над любой частью территории Л.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Гревса. Преподавал в Санкт-Петербургском университете и на Высших женских курсах. Начал свой путь ученого с изучения ср.-век. религиозности, ср.-век. культуры (магистерская диссертация: «Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков» (1912); докт. диссертация: «Основы ср.-вековой религиозности в XII–XIII вв. преимущественно в Италии» (1915)). В 1918 г. по благословению митрополита Петроградского Вениамина участвовал в создании «Всероссийского Братства мирян в защиту Церкви». В 1922 г. арестован и выслан за границу на известном «корабле философов», без права возвращения. Жил в Берлине, затем в Париже, преподавал в университетах Западной Европы. Во Франции сблизился с евразийцами, был одним из теоретиков этого движения. В 1926 г. в Париже возглавил работу «Евразийского семинара», прочитал цикл лекций «Россия и Европа», был ведущим автором газеты «Евразия» (ноябрь 1928 – сент. 1929). В 1929 г. порвал с евразийством и по приглашению Каунасского университета занял кафедру всеобщей истории; оставался в этой должности после перевода университета в 1940 г. в Вильнюс. Годы войны провел в Литве. В 1944 г. советской властью был отстранен от преподавания в университете. В 1947–1949 гг. был директором Виленского худож. музея. В 1949 г. арестован, приговорен к 10 годам лагеря, отправлен в Абезь (Коми АССР), где скончался 20 июля 1952 г. Важное свидетельство о духовном состоянии Л.П. Карсавина в последние годы жизни в лагере дает книга А.А. Ванеева «Два года в Абези» (Брюссель: Жизнь с Богом, 1990). Основу философии JI. П. Карсавина составляет метафизика всеединства (понимаемого как триединство), представляющая сотворенное бытие как отражение Божественной троичности. Одним из центральных моментов философии Карсавина является учение о личности. В человеческом сообществе каждая отдельная личность и симфоническая социальная личность есть несовершенное выражение высшей Божественной Личности. Это несовершенство преодолевается через единение с Божественной реальностью как с носителем единства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кабинет, сформированный в марте 1947 г. Салихом Джабром, вел переговоры о заключении нового двустороннего договора с Великобританией. Подписанный в Портсмуте в янв. 1948 г. документ предусматривал учреждение «комиссии совместной обороны», в ведении к-рой находилась разработка планов защиты королевства, снаряжение армии и обучение офицерского состава. Брит. ВВС оставались в стране, специальное приложение позволяло британцам оккупировать И. не только в военное время, но и в период «угрозы войны». Ирак. парламент отказался от ратификации Портсмутских соглашений, а его обнародование спровоцировало восстание, в к-ром приняло участие свыше 300 тыс. чел. Восстание координировалось ИКП, Партией народа, НДП и ДПК. Кабинет Джабра ушел в отставку, а новое правительство ас-Саида заявило о расторжении Портсмутских соглашений. В мае в связи с начавшейся Палестинской войной было установлено чрезвычайное положение. Конфликт с Израилем негативно отразился на экономике И. и др. стран - членов Лиги арабских государств. Доходы от продажи нефти из-за закрытия терминала в Хайфе уменьшились вдвое. Во время войны правительство направляло 40% ликвидных средств на финансирование армии и помощь беженцам-палестинцам. С 1948 г. евреям было запрещено выезжать из И. В июле 1948 г. был принят закон, предусматривавший уголовные наказания (вплоть до смертной казни) за сионистскую деятельность. После отмены военного положения в дек. 1949 г. тысячи иракских евреев нелегально переправлялись в Иран, откуда репатриировались в Израиль и другие страны. В марте 1950 г. евреям было разрешено покинуть И., начался массовый исход, организованный Еврейским агентством («Операция Ездра и Неемия»). Всего между 1948 и 1951 гг. в Израиль переселилось ок. 123 тыс. ирак. евреев. Вывоз капиталов был запрещен. В марте 1951 г. Правительство И. издало закон об установлении гос. контроля над имуществом ирак. евреев, покинувших страну и не возвратившихся к маю 1951 г. Отмена военного положения в марте 1952 г. ознаменовалась активизацией политической жизни. Возобновила деятельность ИКП, открылся филиал Движения арабских националистов, появились Союз демократической молодежи, Национальный союз студентов, Лига борьбы за права иракских женщин. Однако во время антиправительственных выступлений в нояб. 1952 г. Багдад и др. города заняли войска и главой кабинета министров стал начальник Генштаба Нураддин Махмуд. Все массовые орг-ции, включая партии, были распущены, а их печатные органы закрыты. Под трибунал пошло свыше 3 тыс. чел. Однако Махмуд был вынужден выполнить главное требование протестовавших и заменить 2-ступенчатые выборы в парламент прямыми. В результате масштабных махинаций на выборах 1953 г. в палате депутатов снова образовалось проправительственное большинство. После выборов сохранилось чрезвычайное положение и усилилось преследование инакомыслящих.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Поскольку вся территория Украинской советской республики была оккупирована немцами, Хрущев, остававшийся Первым секретарем ЦК ВКП (б) Украины, стремился отвоевать хотя бы небольшой кусочек территории «своей» республики. Под давлением Хрущева советские войска силами трех фронтов (Брянского, Юго-Западного и Южного) в мае начали наступательную операцию, закончившуюся настоящей катастрофой Красной армии. Однако для самого Хрущева это поражение никак не отразилось на его месте в партийной иерархии. Сталин считал, что в поражении виноваты в первую очередь военные командиры, которые зря поддались давлению члена Военного совета Хрущева. В дальнейшем Хрущев продолжал оставаться членом военных советов, в частности, Сталинградского фронта. После войны Хрущев продолжал править Украиной до декабря 1949 года (с перерывом в несколько месяцев в 1947). С 16 декабря 1949 года — снова первый секретарь Московского областного (МК) и городского (МГК) комитетов партии, а также секретарь ЦК ВКП(б). Таким образом, Хрущев вошел в число особо приближенных к Сталину. В 1950 — 1951 гг. проводил массовую кампанию по укрупнению колхозов, что, по его мнению, должно способствовать подъему сельского хозяйства. 04.03.1951 в «Правде» опубликовал статью «О строительстве и благоустройстве в колхозах», в которой рассуждал о создании агрогородов как поселений нового типа, что окончательно ликвидирует традиционную русскую деревню. Но Сталин не одобрил прожект Хрущева. 02.04.1951 г. ЦК ВКП(б) принял закрытое письмо «О задачах колхозного строительства в связи с укрупнением мелких колхозов», в котором Хрущев был подвергнут критике за игнорирование реальных возможностей хозяйств и психологии деревенских жителей. Хрущев был вынужден написать письмо с покаянием и признанием ошибок. Впрочем, на его положении в партийной верхушке это не отразилось. На XIX партийном съезде в октябре 1952 года Хрущев вошел в состав «руководящей тройки» (Маленков, Булганин, Хрущев), руководящей текущей работой партийного и государственного руководства.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/15/...

В последние годы жизни И.В. Сталина государственные органы взяли на вооружение тактику постепенного повсеместного ограничения влияния Церкви при сохранении внешне ровных отношений. Антирелигиозная пропагандистская кампания, начавшая было разворачиваться в 1949-1950 гг., вскоре оказалась свернутой. На XIX съезде партии в октябре 1952 г. эта тема практически вообще не поднималась. Но уже в октябре 1949 г. Г. Карпов указал Патриарху Алексию, что «Синоду и Патриархии следовало бы продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность церкви храмом и приходом». Неоднократные попытки Первоиерарха добиться встречи со Сталиным и как-то изменить ситуацию закончились неудачей. Совет по делам РПЦ все больше сосредотачивался на функциях надзора, хотя отчасти сохранял прежнюю традицию, порой амортизировал особенно ущемлявшие интересы Церкви указы и постановления. Кризис церковно-государственных отношений, оформившийся к 1943 году, не мог быть преодолен без пересмотра всей государственной политики в отношении Церкви. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, желание хорошо выглядеть перед союзниками, а в послевоенное время – желание использовать церковный потенциал в международной политике – все эти меркантильные и сиюминутные задачи, которые решало советское правительство, не могли стать фундаментом для подлинного церковного возрождения в России. Перед Церковью, инфраструктура которой была разрушена десятилетиями гонений, ставилась непосильная задача – стать центром мирового православия и противовесом Ватикану. Естественно, она была невыполнима, и государство в основном потеряло интерес к Церкви как к инструменту в мировой политике. Положение Церкви в самой России в центре и на местах было неоднозначным. Если руководство Патриархии после 1943 года приглашалось на официальные приемы, имело возможность общения с представителями руководства государства, постоянно выезжало в зарубежные поездки, то на местах даже управляющие епархиями находились в униженном положении. Они поначалу не имели необходимых зданий, транспорта, выезд на приход был для них проблемой не из-за запрещения властей, а чисто организационно.

http://bogoslov.ru/article/6026562

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВИ Кеннет Джей [англ. Kenneth Jay Levy] (26.02.1927, Нью-Йорк - 15.08.2013, Скилмен, шт. Нью-Джерси, США), амер. музыковед. Во время второй мировой войны служил в резерве Военно-морского флота США. В 1947 г. окончил Куинс-колледж Городского ун-та Нью-Йорка, где изучал историю и теорию музыки под рук. К. Закса и К. Ратхауза. Затем учился в Принстонском ун-те у О. Странка , Э. Херцманна и А. Менделя, где в 1949 г. защитил магист. диссертацию, а в 1955 г. (после года учебы в Сорбонне в качестве стипендиата фонда Фулбрайта) - докт. диссертацию по песням франц. композитора 2-й пол. XVI в. Клода Ле Жёна. В том же году в качестве стипендиата фонда Гуггенхайма изучал рукописи с французскими песнями эпохи Ренессанса в Национальной б-ке Франции, а затем, решив сменить тему исследований,- визант. певч. рукописи в Ватиканской б-ке. В 1952-1954 гг. Л. преподавал в Принстонском университете, в 1954-1966 гг.- в ун-те Брандайс (шт. Массачусетс). В 1966-1995 гг. профессор Принстонского ун-та (с 1988 заслуженный профессор фонда Шайде), в 1967-1970 и 1988 гг. руководитель его музыкального отделения. Преподавательская деятельность Л., включавшая разнообразные курсы лекций и семинаров - от общего «Введения в музыку» (изд.: Music. 1983) до специального - «Нотация и проблемы раннехристианской музыки», была отмечена премией Г. Т. Бермана за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук (1983) и президентской премией (1995). Лауреат премии им. Д. Тейлора, присуждаемой Американским об-вом композиторов, авторов и издателей музыки (1989). Член Американского философского общества (1988), член Американской академии средневековья (1994), иностранный научный сотрудник Эмманьюэл-колледжа в Кембридже (1995). Входил в правление Американского музыковедческого об-ва и в редколлегию его журнала, был членом исполнительного комитета «Нового словаря музыки и музыкантов Гроува». В сферу научных интересов Л. входили ранняя церковная монодия, как западная (староримское, амвросианское, беневентанское, равеннское, галликанское, испано-мосарабское, григорианское пение), так и восточная (визант.

http://pravenc.ru/text/2110464.html

Начиная с 1948 года С. В. Троицкий работал в качестве сотрудника Сербской Академии наук, в изданиях которой вышло несколько его научных работ. Затем, 21 октября 1951 года, он был избран членом Комиссии Академии по изданию Кормчей святого Саввы, а 24 июня 1952 года – и секретарем этой Комиссии; с 5 декабря 1953 года он – член Комиссии по изданию источников сербского права XIX века. Вне Югославии профессор С. В. Троицкий в 1928 – 1930 гг. преподавал церковное право в Русском Богословском институте в Париже и прекратил связь с институтом, когда тот перешел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. В апреле и мае 1929 года в качестве эксперта по каноническим вопросам С.В. Троицкий защищал в судах США имущество боле 100 приходов Руссой Православной Церкви от посягательств митрополита «живой церкви» Кедровского. В 1947–1948 гг. С.В. Троицкий работал профессором по кафедре церковного права в Московской Духовной академии и в эти же годы активно сотрудничал с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии, а в 1949 году выехал в Югославию. В июле – августе 1956 года по поручению Сербской Академии наук профессор С. В. Троицкий изучал в Государственной библиотеке СССР (ныне Российская Государственная библиотека), в Государственном Историческом музее и в Санкт-Петербургской публичной библиотеке им. M.E. Салтыкова-Щедрина рукописи Кормчей, о чем представил доклад, опубликованный в «Гласнике» Академии за 1957 год. В мае 1958 года, по приглашению Московской Патриархии, С.В. Троицкий был в Москве и Загорске (ныне Сергиев Посад), где в это время праздновалось сорокалетие восстановления Патриаршества в Русской Церкви, и работал в Российской Государственной библиотеке (по рукописям Устюжской, Иоасафовской и Троицкой), в Историческом музее (по рукописям Ефремовской и Уваровской Кормчих), а также в редакции «Журнала Московской Патриархии». Осенью 1961 года, по приглашению председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского (†1978), в связи с Родосской конференцией, профессор С. В. Троицкий вновь побывал в Москве, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге и работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». В последние годы жизни он не переставал интересоваться вопросами каноники. Об этом убедительно говорят его последние научные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Начиная с 1948 г. С. В. Троицкий работал в качестве сотрудника Сербской Академии наук, в изданиях которой вышло несколько его научных работ. Затем, 21 октября 1951 г., он был избран членом Комиссии Академии по изданию Кормчей святого Саввы, а 24 июня 1952 г. – и секретарем этой Комиссии; с 5 декабря 1953 г. он – член Комиссии по изданию источников сербского права XIX века. Вне Югославии профессор С. В. Троицкий в 1928 – 1930 гг. преподавал церковное право в Русском Богословском институте в Париже и прекратил связь с институтом, когда он перешел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. В апреле и мае 1929 г. в качестве эксперта по каноническим вопросам С. В. Троицкий защищал в судах США имущество более 100 приходов Русской Православной Церкви от посягательств митрополита «живой церкви» Кедровского. В 1947 – 1948 гг. С. В. Троицкий работал профессором по кафедре церковного права в Московской духовной академии и в эти же годы состоял членом Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, а в 1949 г. выехал в Югославию. В июле – августе 1956 г. по поручению Сербской Академии наук профессор С. В. Троицкий изучал в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, в Государственном Историческом музее и в Ленинградской публичной библиотеке им. M. E. Салтыкова-Щедрина рукописи Кормчей, о чем представил доклад, опубликованный в «Гласнике» Академии за 1957 год (кн. VIII, 2, с. 233 – 240). В мае 1958 г., по приглашению Московской Патриархии, С. В. Троицкий был в Москве и Загорске, где в это время праздновалось сорокалетие восстановления Патриаршества в Русской Церкви, и работал в Библиотеке им. В. И. Ленина (по рукописям Устюжской, Иасафовской и Троицкой), в Историческом музее (по рукописям Ефремовской и Уваровской Кормчих), а также в редакции «Журнала Московской Патриархии». Осенью 1961 г., по приглашению председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архиепископа Никодима (ныне митрополита Ленинградского и Новгородского) в связи с Родосской конференцией, профессор С. В. Троицкий вновь побывал в Москве, Загорске, Ленинграде и работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». В последние годы жизни он не переставал интересоваться вопросами каноники. Об этом убедительно говорят его новейшие научные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Кампания дискредитации, организованная Отделом пропаганды и агитации ЦК, не могла не отразиться на отношениях Совета с Московской Патриархией. В 1949-1950 гг. не было традиционных приемов руководства Патриархии в Совете, а сам Г. Г. Карпов не только не присутствовал на тезоименитстве и дне рождения Патриарха, но и отказывался от совместных поездок. Безусловно, подобная модель поведения для председателя Совета являлась вынужденной из-за кампании ЦК ВКП(б), что подтверждается его ожиданием от правительства разрешений бывать на официальных приемах патриархии и принимать церковных иерархов в Совете и фразой: «Надо, чтобы в отношениях была теплота» . Важно отметить, что председатель Совета с сентября 1950 г. неоднократно посылал запросы в высшие государственно-партийные ведомства с просьбой дать «указания» Совету по его деятельности в новых условиях. Но ни от одной инстанции, в том числе и от И. Сталина, ответа не последовало, т.к. в условиях советской действительности тех лет наличие ориентирующих указаний властных органов было равнозначно покровительству, а их отсутствие — лишало ответственности, которую, видимо, за деятельность Совета никакой государственный орган не решался на себя брать. После состоявшейся ликвидации в марте 1951 г. постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) Бюро по культуре, официально курировавшего работу Совета, Г. Г. Карпов письменно обратился к И. В. Сталину и Г. М. Маленкову с докладом о реализации государственной политики в отношении Церкви в соответствии с задачами 1943-1945 гг. и о необходимости разработки новых подходов к решению различных проблем. После беседы в Отделе пропаганды и агитации ЦК председателю Совета было указано на «нецелесообразность» роста храмов и молитвенных домов, относительно которых также упоминалось в письме . Не добившись никаких существенных установок «свыше», Г. Карпов в феврале 1952 г. вновь обратился к секретарю ЦК М. А. Суслову с просьбой рассмотреть представленные им «принципы взаимоотношений» государства и Церкви. Тот переслал их в Президиум Совмина СССР, предлагая специального решения не принимать, а просто «согласиться» с предложением председателя Совета. Вскоре было признано уместным сохранить, существовавший до 1947 г., порядок взаимоотношений, без внесения принципиально новых изменений .

http://bogoslov.ru/event/5827210

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010