В 1949 г. он совершил поездку в К-поль и Грецию, где от имени Бюро этнархии обсуждал вопросы, касавшиеся Кипра, с греческим королем и премьер-министром. В ранний период М. считал, что возможно достичь энозиса через самоопределение киприотов, как политика его характеризовали опора на правые силы и неприятие левых, особенно коммунистов, а также поддержка монархии в Греции. Впосл. он пересмотрел многие из этих положений. М. сыграл важную роль в организации плебисцита (янв. 1950) о присоединении Кипра к Греции. После смерти архиеп. Макария II , 20 окт. 1950 г., М. был избран предстоятелем Кипрской Православной Церкви. В тот же день состоялась его интронизация в кафедральном соборе ап. Иоанна Богослова в Никосии. М. стал самым молодым архиепископом, возглавившим Кипрскую Церковь. Одним из способов решения кипр. проблемы М. считал привлечение к ней международного внимания (прежде всего вынесение вопроса о праве киприотов на самоопределение на обсуждение в ООН). Чтобы получить содействие Греции в осуществлении этого проекта, М. посещал Афины в 1951, 1952, 1953 и 1954 гг. Правительства С. Венизелоса (1950, 1951) и Н. Пластираса (1950, 1951-1952) не могли оказать существенную поддержку киприотам из-за политической и экономической зависимости Греции от Великобритании и США. Поэтому М. привлек на свою сторону греч. общественность, профсоюзы и Элладскую Церковь. Большое внимание он уделял просветительской работе и разъяснению национальных задач, стоявших перед населением Кипра. Для консолидации греков-киприотов создавались молодежные, профсоюзные и религ. орг-ции. В 1952 г. архиепископ учредил Всекипрские национальные собрания, на к-рых делегаты от всех областей острова обсуждали политические и социальные вопросы, проблемы экономики и образования. Одновременно (с лета 1951) была начата тайная подготовка вооруженной борьбы. Во время поездки в США, осенью 1952 г., М. не только присутствовал на заседаниях VII Генеральной ассамблеи ООН, но и провел в нескольких штатах встречи с эмигрантами-киприотами, чтобы привлечь их к борьбе за независимость. С этой же целью М. обращался к греко-киприотам, живущим в Египте и Сирии.

http://pravenc.ru/text/2561422.html

Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий. Ташкент. 1947 г. Несмотря на внезапно постигшие болезни, епископ Гурий продолжал своё нелёгкое архипастырское служение на необъятных просторах Средней Азии. Учитывая заслуги Преосвященного Ташкентского и Среднеазиатского Гурия в деле возрождения Русской Православной Церкви, Патриарх Алексий 25 февраля 1952 г. наградил его саном архиепископа. В 1952 г. в епархии было построено два новых молитвенных дома — в Токмаке Киргизской ССР и в Намангане Узбекской ССР. В храме преподобного Сергия Радонежского в Фергане был сооружён новый иконостас, все работы проделала иконописец и реставратор Троице-Сергиевой лавры М. Н. Соколова (будущая монахиня Иулиания). В 1952 г. архиепископ Гурий освятил три храма: заново выстроенные молитвенные дома в Джалал-Абаде и Ленинабаде и старый прекрасный храм в гор. Мары. В октябре на автомашине посетил город Ош в Южной Киргизии, в котором никогда не был православный архиерей. Благодаря активным действиям епископа Гурия и Епархиального управления количество приходов в Ташкентской и Среднеазиатской епархии к концу 1948 г. достигло 67. Преосвященный Гурий за период 1946–1952 гг. побывал в 60 приходах, во многих из них не единожды.  Возрождение церковной жизни в Ташкентской и Среднеазиатской епархии требовало и решения кадровых проблем. На 1 января 1946 г. духовенства в епархии числилось 62 человека: 1 епископ, 50 священников и 11 диаконов. Епископ Гурий с кадровой проблемой столкнулся сразу после вступления на Ташкентскую кафедру: ощущалась нехватка священников, уровень образования был невысоким, выявились проблемы в плане нравственного состояния духовенства. За недостойное поведение правящий архиерей был вынужден снимать настоятелей, священников переводить на менее значимые приходы, а также временно понижать до должности псаломщиков, увольнять за штат, запрещать в священнослужении. Напротив, достойные священнослужители получали заслуженные награды.  Для вновь открываемых храмов приходилось совершать рукоположения — только в 1947 г. епископ Гурий совершил девять диаконских и семь священнических хиротоний, а также посвятил в стихарь нескольких штатных псаломщиков. Недостаток духовенства отчасти восполнялся приглашением священников из других епархий. В 1948 г. епископ Гурий пригласил из Москвы нескольких священников с высшим образованием. В их числе были архимандрит Ермоген (Голубев), протоиерей Иоанн Козлов, священники Борис Холчев и Феодор Семененко. Архимандрит Ермоген был назначен в Покровский собор Самарканда, где многие годы существовали проблемы. Прибыли в Среднюю Азию и знакомые епископу Гурию по Александро-Невскому братству иеромонах Серафим (Суторихин) и А. Ф. Кошкин (рукоположённый в Ташкенте). В конце 1949 г. для усиления кадрового состава епархии прибыл из Москвы П. В. Гнедич, имевший научное духовное звание. Он был рукоположён епископом Гурием во иерея и назначен в Успенский кафедральный собор. Но в Ташкенте он пробыл недолго — в начале 1950 г. покинул епархию.

http://bogoslov.ru/article/6172382

архиепископ), Клавдиана (Моденова), Иоанна (Федоряева), иеромонахов Серафима (Блохина) и Киприана (Новикова). Репрессии коснулись и семинаристов: в 1948-1949 гг. были арестованы А. Никольский и Н. Шахов, П. Герасимов, С. Трясоруков, В. Нагорный, М. Марков, А. Щербаков и И. Соколов. Всех их обвинили в антисоветской пропаганде и приговорили к различным срокам заключения. По отдельному делу в 1948 г. проходил студент Московской ДА Д. С. Дудко . В 1949 г. в Московской обл. по рекомендации органов госбезопасности сняты с прописки несколько студентов как «резко антисоветски настроенные». Власти отказывали в регистрации заштатным священнослужителям, после согласования с СДРПЦ принятым в клир М. е. (напр., Трушин отказался утверждать указы патриарха о назначениях на приходы в Московской обл. священников Алексия Воздвиженского, Николая Шимановского, Иоанна Никольского, Иоанна Христофорова, что было связано с ужесточением режима прописки). В нач. 50-х гг. были сняты с регистрации несколько церквей. Осенью 1952 г. СДРПЦ принял постановление о закрытии церкви в с. Муромцеве Пушкинского р-на. Делалась попытка закрыть храм в с. Акулове Кунцевского р-на. В 1951 г. у общины изъяли здание сторожки, после протестов настоятеля и прихожан, обращавшихся в разные инстанции, Трушин отказался от закрытия храма. В условиях нек-рого спада антирелиг. кампании власти пошли навстречу нек-рым просьбам Московской Патриархии: 29 мая 1952 г. СДРПЦ принял решение о поддержке ходатайства патриарха Алексия о передаче Патриархии здания площадью 90 кв. м в пос. Переделкино Кунцевского р-на, принадлежавшего Министерству социального обеспечения РСФСР, для переоборудования его под дачу патриарха. Здесь же был открыт домовый архиерейский храм. Для прихожан был доступен Преображенский храм в с. Лукине (ст. Переделкино), при к-ром в 1952-1975 гг. действовало подворье Троице-Сергиевой лавры, а в 1975-1991 гг. находилось подворье афонского Пантелеимонова мон-ря. Этот храм не имел приходской двадцатки, т. к. подчинялся непосредственно патриарху. К 1955 г. в Москве насчитывалось 36 церквей, 176 храмов действовали в Московской обл. В клире М. е. состояли 3 архиерея, 172 священника, 65 диаконов, действовал 1 мон-рь, в к-ром жили 68 насельников (в т. ч. 22 послушника). В первые годы после смерти Сталина церковная политика как высшего руководства, так и местных властей была противоречивой, характеризовалась колебаниями. Преследования клириков продолжались. В 1954 г. был уволен свящ. Изюмский из Зарайска «за разжигание культа чудотворной иконы Николы Зарайского». В дек. 1955 г. был арестован «за хулиганство» свящ. Димитрий Копытин, в дек. 1956 г. он был освобожден и восстановлен на приходе.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1949 г. возобновились аресты духовенства, в основном по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В Николаевской обл. в 1949 г. были арестованы священники Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из с. Снигирёвка. В Кировоградской обл. арестованы священники Павел Либов из г. Златополя и Залевский из с. Тишковка. В 1952 г. был репрессирован диак. Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на Николаевской обл. по обвинению в связях с «истинно-православным подпольем» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 114. Л. 218). По требованию уполномоченного по делам РПЦ в 1949 г. был запрещен в священнослужении свящ. Кудин, бывш. клирик УАПЦ, из с. Тиньки Чигиринского р-на, вскоре подвергшийся репрессиям. Опасаясь гонений, ряд клириков епархии оставили церковное служение. В 1949 г. заявили о «выходе из рядов духовенства» священники Сергий Цапля из г. Новогеоргиевска Кировоградской обл. и Вадим Сагайдаковский из с. Баштанка Николаевской обл. На территории епархии в послевоенные годы существовали нелегальные монашеские общины. В отчетах уполномоченного за 1948 г. упоминается «нелегальное молитвенное помещение» в частном доме в с. Верблюжка Кировоградской обл., к-рое открыла бывш. монахиня Иванченко из упраздненного в 1947 г. Чигиринского мон-ря. Вместе с ней здесь совершали богослужение мирским чином бывшие послушницы. Нелегальное «поселение бывших монахинь под видом сестричества» существовало с 1954 г. между селами Лозоватка и Тарасовка Первомайского р-на Николаевской обл. (Там же. Д. 148. Л. 142). Власти усиливали борьбу против незарегистрированных общин, в первую очередь против групп «истинно православных христиан». В 1953-1954 гг. были выявлены 5 групп «истинно православных христиан» по 20 чел. в Голованевском, Ольшанском и Ульяновском р-нах Кировоградской обл., а также большая группа «прокопиевцев» (последователей Херсонского митр. сщмч. Прокопия (Титова) ) в Жовтневом р-не Николаевской обл. В первые годы после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953) положение Церкви несколько улучшилось. В частности, стало возможным обжалование решений местных властей перед руководством Совета по делам РПЦ. В 1955 г. Карпов указал уполномоченному Совета по Кировоградской обл. П. Романову на нецелесообразность снятия с регистрации общин в с. Кошаро-Александровка и с. Луполово Ульяновского р-на, в селах Надеждовка и Наливайка Голованевского р-на (церкви использовались под склад зерна). Одновременно Карпов просил Романова представить сведения о невыполненном решении Кировоградского облисполкома от 6 окт. 1950 г. об изъятии зданий у общин в селах Нерубайка и Небелёвка Подвысоцкого р-на, к-рые должны были стать клубами.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Особым событием для каждого православного человека стало известие о возвращении Русской Церкви Троице-Сергиевой Лавры. Решение по этому вопросу было принято летом 1945 г. Хотя в Лавре с 1920 г. был создан музей, а 1940 г. она преобразована в государственный заповедник, все храмы и постройки находились в критическом состоянии. Летом 1945 г. был назначен наместник Лавры архимандрит Гурий (Егоров). К 1946 г. был закончен срочный ремонт Успенского собора. Центральный купол собора был промыт от маскировочной краски, боковые главы выкрашены и украшены золотыми звездами, вновь водружен сломленный бурей крест. Первое богослужение состоялось на Пасху 1946 г. К 1948 г. масштаб реставрационных работ в монастыре увеличивается. К этому времени отреставрированы иконы местного ряда и царские врата, восстановлена резная сень над престолом в Успенском соборе. В 1949 г. окончена реставрация 66 икон (4-х ярусов) иконостаса, укреплена позолота. В 1950 г. позолочены кресты. В 1952 г. в крипте храма, освящена церковь в честь Всех святых в земле Российской просиявших. К 1948 г. окончен первичный ремонт Духовского храма, установлен иконостас из палисандрового дерева, вызолочен крест. В 1950-1952 гг. восстановлено позакомарное покрытие, восстановлены кокошники (утраченные полностью), повешены колокола. Внутри храма реставрируется настенная живопись, вновь устанавливаются надгробия московских митрополитов. В 1946-1968 гг. ведутся длительные реставрационные работы в Трапезном храме и колокольне Лавры. В 1948-1960 гг. восстанавливаются Патриаршие покои с домовым храмом в честь праведного Филарета Милостивого. В 1948 г. проведены ремонтные работы в Серапионовой палате, с позолоченной кровли удалили маскировочную окраску. Реставрируются Царские чертоги, восстанавливается уникальная лепнина потолков. К 1949 г. заканчиваются первые восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе. Укрепляются иконы местного ряда иконостаса, реставрируется икона Пресвятой Богородицы Тихвинской (с 108 клеймами). Вместо изъятой иконы " Троица " была установлена точная копия, выполненная иконописцем Барановым. У раки прп. Сергия устанавливается новая риза на икону " Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию " . В этом же году капитально ремонтируется церковь прп. Никона, восстанавливается иконостас, рака преподобного, сень. Храм вновь освящается.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

церкви (Christian Socialists), а христиан, придерживающихся в политике социалистических убеждений (Socialist Christians). В 1940 г. журнал сменил название на «Христианство и общество» и издавался до 1956 г. В февр. 1941 г. Н. выпустил 1-й номер ж. «Христианство и кризис», к-рый выходил под его редакцией до 1966 г. С начала второй мировой войны Н. поддерживал внешнеполитический курс Рузвельта, называя себя христианским интервенционистом, он обосновал свою позицию в эссе 1940 г. «Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма?» (Why Church is Not Pacifist): «Политические конфликты представляют собой столкновения грешников, а не праведников с грешниками» ( Нибур. Почему Церковь... 1996. С. 527), поэтому пацифистскую позицию считал капитуляцией перед врагом, а не проявлением христ. праведности. В авг. 1945 г. Н. в числе 22 ведущих амер. теологов подписал заявление, в котором утверждалось, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки не имеют оправдания: США согрешили против закона Божия и народа Японии. В неформальной обстановке Н. высказывал мнение о том, что бомбардировки позволили прекратить войну и спасти жизни тысяч американцев, однако считал полезным появление заявления для предотвращения новых бомбардировок ( Fox. 1985. P. 224-225). По окончании второй мировой войны Н. регулярно высказывался по вопросам политики. В марте 1947 г. он поддержал «план Маршалла», т. к. опасался распространения коммунизма в Зап. Европе. В 1949-1952 гг. Н. приглашали в Госдепартамент для консультаций по вопросам внешней политики. В 1952-1953 гг. Н. осуждал маккартизм и считал его неэффективным способом борьбы с коммунизмом. Эти высказывания составили книгу Н. «Парадокс американской истории» (The Irony of American History) (N. Y. 1952). В 1953 г. он одобрил казнь супругов Розенберг, поскольку считал кражу ядерных секретов опасным преступлением. В 1960 г. в ходе президентской кампании поддержал кандидатуру Дж. Кеннеди, но лишь как меньшее зло по сравнению с Р. Никсоном (Ibid. P. 271). Н. осудил вьетнамскую войну, т.

http://pravenc.ru/text/2565188.html

Борздовка Оршанского р-на Витебской обл. Иоанн Аладьев и благочинный Клецкого р-на прот. Павел Кирик. В 1949 г. были арестованы прот. Александр Смирницкий (с. Пацева Слобода Бобруйского р-на), свящ. Михаил Хвалько (с. Телядовичи Копыльского р-на) и прот. Владимир Синявский, благочинный Друйского р-на Витебской обл. и духовник полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского мон-ря. Арестам и высылкам в 1950-1951 гг. подверглись настоятель храма в дер. Ст. Свержень Столбцовского р-на свящ. Стефан Вериго, настоятель ц. в дер. Б. Лысица Несвижского р-на прот. сщмч. Матфей Крицук (арестован 28 июля 1950 за хранение дома книг религиозно-философского содержания, осужден на 25 лет ИТЛ), настоятель храма в пос. Ивенец Воложинского р-на свящ. Корнилий Трашутин, настоятель храма в Воложине прот. Платон Слиж и др. В 1952 г. был арестован свящ. Платон Лешин из с. Мосты Кривичского р-на Молодечненской обл. В 1951-1952 гг. под следствием находился настоятель храма в с. Пережир Руденского р-на Минской обл. иером. Вассиан (Тернович), заподозренный в антисоветской деятельности; после завершения следствия в возобновлении регистрации ему было отказано, клирик был почислен на покой в Жировицкий мон-рь. Свящ. Родион Бурховецкий, настоятель храма в с. М. Ляды, был обвинен в том, что «в двадцатку» прихода были включены монахини возобновленного на краткое время в период оккупации мон-ря. В 1949-1951 гг. секретарем ЕУ и благочинным Минского окр. был прот. Петр Бычковский, его увольнение также состоялось под давлением гос. чиновников. Вероятно, из-за недоверия к архиеп. Питириму и его окружению власти Белоруссии инициировали в апр. 1950 г. передачу приходов Брестской обл. из состава М. е. под управление Гродненского еп. Сергия (Ларина) . В 1951-1959 гг. секретарем ЕУ являлся прот. Виталий Богаткевич, имевший военные награды и, очевидно, вызывавший сначала больше доверия у властей. Однако за активную деятельность по защите Церкви, за частые жалобы на произвол местных властей в Москву и др. действия он также был уволен по требованию уполномоченного СД РПЦ как с должности секретаря, так и с должности настоятеля Свято-Духовского собора в Минске и переведен в г.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

55), входит под 5 мая в серию аналойных икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов), созданных для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. М. показан в рост, на условном пейзажном фоне с видом Троице-Сергиевой лавры, монашеские ризы моделированы «золотопробельными» разделками, куколь имеет островерхую форму; у М. длинная, узкая на конце и раздвоенная борода, которой он касается правой рукой, в левой руке держит свиток. Ок. 1900 г. исполнен поясной образ М. в серебряном с эмалями окладе (опубл. в каталоге аукциона Sotheby " s в Нью-Йорке в 1985) ¾ святой в схиме с подробными текстами, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток. Ростовое прямоличное изображение М. имеется также на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ (в числе 7 почивающих в лавре святых, у М. недлинная, раздвоенная на конце седая борода, руки на груди). Аналогичный по иконографии образ - на иконе 1-й пол. XX в. (вероятно, 1949, палехский худож. Каравайкин) на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского в ТСЛ. Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв. Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв. В монументальной живописи ростовой образ М. вполоборота влево, за изображением прп. Никона помещен на восточной стене притвора Троицкого собора ТСЛ справа от портала (живопись слева от портала - 2-я пол. XVI в. с поновлениями 1635 и более поздними, с реставрационными тонировками 1939-1940 и 1949-1952; справа образы святых восстановлены по картонам И. В. Ватагиной палешанами А. В. Боруновым и Б. М. Мельниковым - см.: Зубов В. П. Троицкий собор. Рукопись. 1942 г. С. 11-12//Личный архив М. В. Зубовой; Нерадовский П. И. Описание композиций, состояния сохранности и раскрытой в 1949-1952 гг. стенописи Троицкого собора и удаленных записей XVIII-XIX вв.//Реставрация стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в г.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

17 Казахстан в 30-х и 40-х годах нашего столетия сделался краем мучеников. Как на севере были Соловки, так на юге был Казахстан. Столица Казахстана город Верный, теперь переименованный в Алма-Ату, был пересыльным пунктом ГПУ, куда отправляли заключенных со всей страны. Кого гнали этапом по степям, кого привозили в поездах. Многие погибали от жары, зимой – от холода. Край с необъятными степями, безлесый и безводный, с морозами до 60 градусов был заселен с 1925, 1929, 1930 и 40-х годов ссыльными украинцами и жертвами «чисток». Наиболее тяжелой лагерной работой была добыча угля и руды в Караганде. Для каждого ссыльного это слово звучало угрозой – живыми оттуда не возвращались. Бесчисленные сонмы новомучеников Российских окончили там свой подвиг и получили мученические венцы. Земля Казахстана сделалась свидетельницей трагедии русского народа 19 Письмо отца Серафима публикуется по рукописи. В некоторых местах карандаш стерся и строчки неразборчивы. 20 Стефан Васильевич – староста церкви Великомученицы Варвары в Карноуховке, Анастасия Ивановна его жена, Ольга – их дочь, просфорница храма, жила с родителями (ей сейчас более 90 лет), Мавра – родная сестра Екатерины, проживала вместе с семьей сестры, в свое время она являлась духовной дочерью Иоанна Кронштадтского . Отец Димитрий снимал у них комнату. 21 Епископ Иоасаф (Лелюхин Виталий Михайлович; 1903–1966) – сын священника, в 1942 г. рукоположен во иерея, служил в храмах г. Днепропетровска и области. С 1950 г. – секретарь Днепропетровского епархиального управления, в 1958 г. рукоположен во епископа Сумского, с 1959 по 1961 г. – епископ Днепропетровский, с 1964 г. – митрополит. 22 Епископ Стефан (Никитин; 1895–1963) – по образованию врач, с 1927 г. – священник, в 1952 г. пострижен в монашество. В 1960–1962 гг. был епископом Можайским и председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии. 23 Со временем владыка Леонид (Поляков; 1913–1990) стал духовным чадом отца Серафима, их связывала двадцатидвухлетняя братская дружба. Родился он в Петербурге, до 1949 г. работал врачом, был на фронте. В 1949 г. рукоположен во диакона. В 1952 г. закончил Ленинградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и в Псково-Печерском монастыре принял постриг с именем Леонид. В 1955 г. рукоположен во пресвитера. Был доцентом Ленинградской и инспектором Московской Духовных академий. В 1959 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С 1966 г. – архиепископ Рижский и Латвийский. С 1979 г. – митрополит. Погребен в Рижской Спасо-Преображенской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В экономике проводились преобразования по советскому образцу. Были национализированы Национальный банк, собственность королевской семьи, средние и крупные промышленные предприятия, остатки помещичьих земель. В собственность гос-ва перешли банки, объекты здравоохранения, оптовая и частично розничная торговля, гостиницы, кинотеатры и др. В 1949 и 1950 гг. осуществлялось экономическое планирование на основе годичных планов, с 1951 г. начались пятилетки. В сельском хозяйстве в 1949 г. началась принудительная коллективизация, завершившаяся в 1962 г.: 90% сельскохозяйственной земли перешло в собственность колхозов и госхозов. В 1950 г. жудецы страны были укрупнены в регионы. 4 авг. 1948 г. был принят закон о религ. культах, предусматривавший гос. регистрацию всех конфессий и денежное содержание священнослужителей за счет гос-ва. В результате действий властей в 1948 г. была ликвидирована Румынская греко-католическая Церковь, исторически имевшая сильное влияние в Трансильвании. Впосл. она не восстановила своих позиций в регионе. Ухудшилось положение Римско-католической Церкви. В руководстве РРП существовали различные группы влияния, в т. ч. окружение генерального секретаря Георгиу-Дежа, в годы войны находившегося в Р. в заключении, и коминтерновская группа в составе министра иностранных дел А. Паукер, министра финансов В. Луки, министра внутренних дел Т. Джорджеску, ранее бывших в СССР в эмиграции. Получив поддержку Сталина, Георгиу-Деж в 1952 г. добился смещения и ареста представителей коминтерновской группы. Также в апр. 1954 г. был казнен авторитетный деятель компартии, бывший министр юстиции Л. Пэтрэшкану, арестованный в 1948 г. (реабилитирован в 1968). Став главой правительства, Георгиу-Деж сосредоточил в своих руках основные рычаги управления. 24 сент. 1952 г. была принята новая Конституция Р., закрепившая курс на строительство социализма и ориентацию на СССР. РРП была объявлена руководящей политической силой. В вост. районах Трансильвании была создана Венгерская автономная обл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010