Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Доктор Росс Кэмпбелл был профессором клинической педиатрии и психиатрии в медицинском колледже Университета Теннесси. За более чем три десятилетия практики он дал консультации тысячам родителей. Выйдя… далее» Семейный консультант, основатель Сообщества Детских и Семейных Отношений и Сообщества по Обучению Инструкторов Родительскому Мастерству. Владимир Вениаминович Бибихин (1938-2004) – русский философ, филолог, переводчик Хайдеггера, Николая Кузанского, Паламы и многих других выдающихся мыслителей. Долгие годы работал помощником и секретарём А. Ф…. далее» Александр Петрович Лебедев (1845–1908) — выдающийся историк Церкви. О нем в частности писали: «А. П. Лебедев по существу первый историк по времени и по достоинству Православной… далее» Алексий, архиеп. Сарапульский и Елабужский (в миру — Николай Николаевич Кузнецов; 1875-1938) — епископ, богослов. Руководитель и преподаватель многих духовных учебных заведений. Будучи ректором Ярославской семинарии… далее» Отец Александр Мень (+1990) — гениально одаренный пастырь и духовный писатель, своей смертью от рук неизвестного убийцы явивший, что даже самых страшных врагов нужно простить во… далее» Александр Сокуров (род. 1951 г.) — может быть самый большой современный кинематографист. Живое доказательство, что русская культура не умерла, что она до сих пор может стоять… далее» Фома (Томаш, Томас) Шпидлик (1919-2010) — выдающийся католический богослов, один из главных западных специалистов по Православию (патристика, восточнохристианская духовность, Православие у славянских народов в частности). Иезуит,… далее» (1882 – 1952 гг.)- русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. После революции выслан из страны. В 1949 Карсавин был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. Развивал своеобразную… далее» Ванеев Анатолий Анатольевич (1922 — 1985) — религиозный философ, преподаватель физики в школе, участник Великой Отечественной войны. После демобилизации осужден за писание стихов. Попадает в инвалидный… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

13 янв. 1947 г. на основании личного прошения переведен на Ярославскую кафедру. Д. любил Ярославль, неоднократно выезжал туда в отпуск для поправки здоровья. Еще в 1943 г. Д. написал очерк о Ярославской епархии, в к-ром обосновал необходимость выделения из состава Ярославской и Ростовской епархии как самостоятельной епархиальной единицы Костромской епархии. В 1947 г. на момент принятия Д. Ярославской епархии за ней числились денежные долги. Для накопления епархиальных средств Д. открыл текущий счет в банке, благодаря чему удалось добиться профицита епархиального бюджета и рассчитаться с долгами. Под рук. Д. был отреставрирован Феодоровский кафедральный собор Ярославля, за что он заслужил одобрение Патриарха Алексия I . Д. принял меры к улучшению управления епархией, сократил штат епархиального управления, лично вел деловую переписку. Налаживая церковную жизнь в епархии, своей требовательностью вызывал недовольство и непонимание части местного клира, что воспринимал очень болезненно. Особое недовольство выражали люди, отстраненные от церковной казны. Д., желая знать потребности местного духовенства, организовал совет для принятия коллегиальных решений по делам епархии (через год был упразднен). По отзывам современников, Д. отдавал служению Церкви, Отечеству и людям все силы, обладал даром прозорливости. Был деликатен и добродушен. Все, что ему дарилось и преподносилось, он раздавал нуждающимся, был скромен в еде и одежде. 22 февр. 1950 г. удостоен права ношения креста на клобуке. 29 июля 1954 г. по состоянию здоровья уволен на покой. Д. стоял в начале церковного служения митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) . В авг. 1947 г. он совершил его пострижение в монашество, в нояб. 1949 г. рукоположил во иерея. В янв. 1952 г. назначил иером. Никодима клириком кафедрального Феодоровского собора Ярославля и своим секретарем. Д.- автор воспоминаний, посвященных гл. обр. Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (не опубл.). Отдельные главы записок были зачитаны Патриарху Алексию I, внесшему в них поправки (Акты свт. Тихона. С. 14-15).

http://pravenc.ru/text/178153.html

...Осенью 1949-го случилась беда. Антонио начал катастрофически терять зрение. Друзья отвезли его сначала в Амман, в им когда-то построенный госпиталь, затем, весной следующего года, в Рим, где в одной из лучших клиник врачи успешно выполнили операцию по снятию катаракты. В «пепельную среду» пятидесятого года (так называется у католиков первый день Великого поста, соответствующий нашему Чистому Понедельнику) епископ, возглавлявший богослужение в соборе в Аммане, сказал Барлуцци, что в храме читалась специальная молитва о здравии и сохранении зрения «рабу Божию Антонио, чтобы он и далее мог воздавать хвалу Господу своими храмами». И зрение вернулось к архитектору. ...В 1952–1953 гг. благодарный Антонио возводит храм Воскрешения Лазаря в Вифании. Это место почиталось христианами с древнейшего времени. На строительной площадке нового храма Барлуцци пришлось иметь дело с археологическими пластами трех разновременных церквей – от византийского периода до эпохи крестоносцев. Все развалины, которые можно было сохранить для будущих поколений паломников, архитектор бережно законсервировал и использовал в качестве окружающей среды. ...Перед ним стояла новая архитектурная – а следовательно, и богословская – проблема: выразить в пластических формах память человечества о впервые свершившемся здесь чуде восстания из мертвых. Бог не только вернул художнику зрение – он обрел и новый духовный опыт, новое видение. Барлуцци приходилось уже работать с различными градациями освещения – от залитой солнцем базилики Преображения на Фаворе до фиолетовых витражных сумерек храма Гефсиманской Молитвы. Храм в Вифании будет весь построен на игре светотени – Смерть и Жизнь, Радость и Скорбь. Церковь крестово-купольного типа (таких еще не строил Барлуцци), с равноконечным крестом в плане, совсем небольших размеров – чуть больше семнадцати метров в длину и ширину, с подкупольным квадратом, сторона которого составляет около восьми метров. Компактное и со всех сторон изолированное здание легко обойти – и «обсмотреть», – чего тоже никогда не было у Барлуцци в прежних его постройках. Герметические, без окон, стены из твердых пород вифлеемского камня (его так и называют «вифлеемит») увенчаны невысоким куполом, поднятым на восьмерике барабана. В северо-восточном углу, то есть между северной и восточной ветвями креста, поставлена тонкая башня-колокольня, причем гладкая поверхность стен, отсутствие окон (за исключением, кажется, бойницы в одном из ярусов) делают ее похожей не на звонницу – на стройный обелиск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– Когда вам станет тяжело, вы напишите мне письмо. – Но разве можно посылать письма на небо? – Напишите мне письмо и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам. Сестры Покровского монастыря рассказывали: «На смертном одре, придя в сознание и увидев человека, который всю жизнь его огорчал, он из последних сил, перед тем как потерять сознание, крепко обнял его. Это было так естественно и сердечно, что поразило всех присутствующих». Зима 1949/50 гг. стала последней зимой архипастыря на земле. 26 февраля 1950 г. его не стало. Православная Церковь отмечала в тот день праздник Торжества Православия. Глава 7. «В горняя!» Как ничтожна земля и земная жизнь по сравнению с небом, с вечным Царством Христовым. Святой праведный Иоанн Кронштадтский – В горняя! В горняя! – с такими словами в XIII в. отходил ко Господу святитель Григорий Палама . Его душа, отлетая от тела, устремлялась в горние (высшие) обители. Теперь этим путем следовала и душа архиепископа Серафима. 27 февраля тело архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. Люди шли прощаться с любимым владыкой до поздней ночи. 1 марта состоялось отпевание архиепископа Серафима. Службу возглавил митрополит Врачанский Паисий. Ему сослужили семь архиереев, пятнадцать священников, три диакона. В тот же день, в соответствии с решением Синода Болгарской Церкви, архиепископ Серафим был погребен в крипте Никольского храма. Почитание архипастыря началось сразу после его кончины. Архимандрит Александр писал, что вскоре после смерти архиепископ Серафим явился ему во сне, сказав: «Хотя я умер, но для вас всегда жив буду!» Спустя полгода после смерти архипастыря монахиня Серафима (Ливен) писала патриарху Алексию I, что сестры Покровского монастыря посещают могилу святителя и постоянно чувствуют его помощь. Приходили в усыпальницу и монахи Кокалянского монастыря Архангела Михаила. Поклонение усопшему иерарху сразу стало естественным – настолько обильно люди получали помощь по его молитвам. Была только одна попытка прекратить это почитание. В 1952 г. настоятелем Свято-Никольского храма стал протоиерей Сергий Казанский. Узнав, что прихожане опускают записки с просьбами в специальные отверстия возле гробницы, отец Сергий приказал зацементировать их. Это не помогло – люди стали оставлять письма возле надгробия. Когда же настоятель вообще закрыл доступ в усыпальницу, это привело к массовому протесту. В Москву полетели жалобы, и вскоре протоиерей был переведен из Софии. Другие настоятели уже не препятствовали почитанию архипастыря. Паломничество к месту погребения иерарха не прекращалось даже в те годы, когда гонения на Церковь усилились.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Облик Н. близок к изображению на его покрове 1586 г., но преподобный не стар, борода окладистая, до середины груди, с легкой проседью, глаза прикрыты, что характерно для нагробных образов. Над ракой находится созданная тогда же мон. Иулианией икона со сложной иконографической программой: в среднике написано видение Н. Богоматери с предстоящими святителями Петром и Алексием Московскими и прп. Сергием Радонежским (восходит к описаниям прежней иконы в изданиях и к пристолпному образу из Успенского собора ТСЛ). Вокруг средника - 20 клейм жития Н., в т. ч. «Рождение святого», «Крещение святого», «Прп. Сергий посылает прп. Никона к прп. Афанасию Высоцкому», «Прп. Афанасий Высоцкий испытывает прп. Никона», «Постриг прп. Никона», «Поставление прп. Никона во иерея», «Прп. Никон возвращается к прп. Сергию», «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», «Откровение прп. Никону о разорении обители», «Прп. Никон укрывается с учениками в потаенном месте» и др. На основе рукописных миниатюр проиллюстрирован рассказ о строительстве и украшении прп. Андреем Рублевым и Даниилом каменного Троицкого собора. Образ решен в традициях иконописи Дионисия. Мон. Иулиания является также автором поясной иконы Н. нач. 70-х гг. XX в. (ризница ц. Покрова Богородицы при МДА; на свитке в руке святого надпись: «Предзрехъ Г(с)да предо мною» - Пс 15. 8), иконы «Радонежские чудотворцы» (1962-1973, сохр. фотография образа из альбома игум. Марка (Лозинского)), композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1-й образ - 1934, ТСЛ), иконы «Всея России чудотворцы» (1952-1953, ц. прор. Илии в Обыденском пер. в Москве), росписи Серапионовой палатки (1949), образа прп. Сергия и Н. перед Богородицей и изображений Радонежских святых в росписи старой братской трапезной лавры (1955) и др. Совр. новая иконография Н. сложилась преимущественно в кругу выпускников иконописной школы при МДА: икона «Богородица с Младенцем, с Радонежскими чудотворцами» (ок. 1997, А. Н. Солдатов, ц. преподобных Зосимы и Савватия, ТСЛ), икона «Преподобные Сергий, Никон и Антоний Радонежские» (2008), роспись вост.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

   Цикл проповеднических сочинений Патриарха Кирилла завершается шестью томами под общим заглавием «Путь Господень». Эти тома (общим объемом до 2696 страниц) содержат слова и речи Патриарха Кирилла на воскресные, праздничные дни и разные случаи за время с 1953 по 1968 гг. Как трилогия «У Источника», так и сборники — «Слово жизни» и «Путь Господень» — настольные книги болгарских православных священнослужителей-проповедников.    В 1949 г. Патриарх Кирилл опубликовал труд «Гости Русской Церкви». В этой работе он поделился впечатлениями делегации Болгарской Православной Церкви, посетившей в 1948 г. Московский Патриархат по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и состоявшегося в Москве Совещания Глав и Представителей Поместных Православных Церквей. Патриарх Кирилл рассказал также своей пастве и о ходе деяний самого Совещания.    Предстоятель Болгарской Церкви проявил весьма большой интерес к церковной истории. Большинство его оригинальных трудов этого рода посвящены изучению истории своей Церкви. Прежде всего необходимо отметить его обстоятельную церковно-историческую трилогию, посвященную исследованию жизни и трудов выдающихся предшественников Патриарха Кирилла на Пловдивской митрополии, а именно: 1. «Паисий, митрополит Пловдивский, в церковно-народной борьбе (1872)»; 2. «Панарет, митрополит Пловдивский (1805 —1883)» 3. «Нафанаил, митрополит Охридский и Пловдивский (1820 — 1906)».   Труды эти появились в печати последовательно в 1938, 1950 и 1952 годах. «В этом монументальном труде автор показал, — пишет архиепископ Волоколамский Питирим, — как Церковь в тех или иных исторических условиях осуществляет свою высокую религиозную миссию и патриотическое служение. Эта церковно-историческая трилогия снискала автору признание его ученых заслуг», о чем свидетельствует тот факт, что «после выхода в свет этих трех капитальных томов Болгарская Академия наук обратилась к их автору с поручением написать исследование об известном Кресненском восстании (1878 —1879. — К. С.), связанном с сопротивлением болгарского народа решениям печальной памяти Берлинского конгресса. И в 1955 г. вышло в свет это новое историческое исследование Патриарха Кирилла под заглавием «Сопротивление против Берлинского договора. Кресненское восстание».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Шэньяна (1949-1978). Участники I Всенародного съезда католических делегатов (июль-авг. 1957) заявили о приверженности принципу «трех самостоятельностей». На съезде было объявлено о создании Китайской католической патриотической ассоциации (ККПА; Чжунго Тяньчжуцзяо айгохуэй). Пытаясь прекратить отношения между Папским престолом и католиками в КНР, власти организовали самочинные рукоположения епископов на вакантные вслед. изгнания или ареста церковных иерархов кафедры. На собрании духовенства и мирян в г. Чэнду (дек. 1957) было объявлено об избрании на епископскую кафедру Иоанна Ли Ситина (законный еп. Анри Пино был выслан из К. в 1952). Выборы епископов проводились и в др. диоцезах, но Римская курия отказалась утвердить их результаты. На церемонии, организованной кит. властями в г. Ухань, Иосиф Ли Даонань, еп. Пуци, рукоположил Бернардина Дун Гуанцина на епископскую кафедру Ханькоу и Марка Юань Вэньхуа на кафедру Учана (13 апр. 1958). К 1962 г. под контролем ККПА были рукоположены более 40 епископов; выступавшие против них католики подверглись гонениям. В кон. 50-х гг. XX в. политика властей КНР ужесточилась. У верующих отбирали церкви (в 1958 был закрыт собор Спасителя в Пекине), мн. общины распались или действовали тайно. Вероятно, ККПА прекратила существование после II Всенародного съезда католич. делегатов (1962). В годы «культурной революции» (1966-1976) проводились массовые аресты католиков, их подвергали публичным унижениям, заключали в тюрьмы и трудовые лагеря, клириков и монахинь заставляли отречься от веры и вступить в брак. Храмы были закрыты, церковная утварь и религ. лит-ра уничтожались. По нек-рым данным, с 1973 г. для иностранных дипломатов совершались богослужения в Южном храме (Наньтане) в Пекине. Признаком смягчения религ. политики кит. властей стало присутствие представителей 5 религий, в т. ч. католицизма, на сессии Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета (февр.-март 1978). В рамках т. н. политики реформ и открытости руководители страны осудили «ошибки» и «перегибы» в религ.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

В начале 1930-х гг. семья Мальцевых была вынуждена уехать из Саратова в Загорск, где Мальцевы жили в одном доме со схиигуменией Марией. И. К. Мальцев участвовал в Великой Отечественной войне. Наиболее духовно близкими ему людьми были схиигумения Мария и жившие с нею монахини. У матушки Марии Мальцев познакомился с архимандритом Гурием (Егоровым), который стал духовником Мальцева. После открытия Троице-Сергиевой лавры (16 апреля 1946 г.) Мальцев служил пономарем в лаврском Успенском соборе. 25 августа 1946 г. архимандрит Гурий был хиротонисан в епископа Ташкентского и Среднеазиатского и вместе со своими духовными чадами (иеромонахом Иоанном (Вендландом; впоследствии митрополит Ярославский и Ростовский) и иподиаконами И. Мальцевым и А. Хархаровым (впоследствии Ярославский и Ростовский архиепископ Михей)) уехал в Ташкент. В 1949 г. Мальцев поступил в 3 класс Московской Духовной семинарии. После окончания ее 19 августа 1951 г. был рукоположен во диакона, а в день Рождества Христова 1952 г.- во иерея. В 1953 г. о. Игорь переехал в Саратов, куда был переведен архиепископ Гурий. В Саратове прослужил 14 лет в сане протоиерея. Невзирая на запреты и угрозы властей, совершал тайные венчания в нижнем храме Свято-Троицкого собора, крестил, причащал, соборовал, отпевал на дому саратовских христиан. В 1967 г. переехал с семьей в Ярославскую епархию. До мая 1968 г. служил в селе Введенском, затем являлся настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле (Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор Черный; Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 176-177). 7. Фамилия епископа Николая была известна не всем в Саратова. Ее знали в семье Руфимских, сохраняющей предания о епископе Николае и его духовных чадах. Одним из первых духовных почитателей блаженного архиерея был двоюродный прадед автора настоящей статьи Н. П. Руфимский, который в начале XX в. являлся главным управляющим на маслобойной фабрике А. И. Шумилина, участвовал в реконструкции скита, в котором жил блаженный старец, и знал его фамилию из строительной сметы.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

Николай Алексеевич (24.05.1909, с. Чудские Заходцы Гдовского у. С.-Петербургской губ.- 24.08.2002, о-в Талабск (Залит) на Псковском оз. в Псковской обл.), прот. Из купеческой семьи. Семья отличалась благочестием. Отец, Алексей Иванович Гурьянов († 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова († 1969). Впосл. она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского у., ездил с богомольцами по св. местам. По окончании Гатчинского педагогического техникума поступил в Ленинградский педагогический ин-т, но в 1929 г. был исключен за выступление против закрытия одной из церквей. Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской обл. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского р-на Ленинградской обл. (ныне Гдовского р-на Псковской обл.). В нач. 30-х гг. был арестован, провел 7 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. В заключении утешал и поддерживал слабых духом. После освобождения проживал в Ленинградской обл. Во время нем. оккупации был насильно увезен в Прибалтику. 8 февр. 1942 г. Виленским митр. Сергием (Воскресенским) рукоположен во диакона и 15 февр.- во иерея. В том же году окончил богословские курсы в Вильнюсе и был направлен священником в рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. монастырь . Затем переведен в вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , где нес послушание уставщика. С июля 1943 г. настоятель храма во имя свт. Николая с. Гегобросты Паневежского благочиния Виленско-Литовской епархии. В 1949-1951 гг. заочно учился в Ленинградской ДС и Ленинградской ДА. В 1956 г. возведен в сан протоиерея. В 1958 г. переведен в Псковскую епархию. По личной просьбе назначен Псковским еп. Иоанном (Разумовым) настоятелем храма во имя свт. Николая на о-ве Талабск (Залит) на Псковском оз., где прошло почти полвека его пастырского служения. Награждался золотым наперсным крестом (1952), митрой и правом служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни (1988) и до «Отче наш» (1992).

http://pravenc.ru/text/168406.html

нем. колонию Гамбург. После того как в марте 1946 г. Романов на встрече с уполномоченным заявил о желании своей общины вернуться в Румынию, священник был арестован, община лишилась регистрации. Статус соборных имели Никольский храм в Измаиле, при к-ром жил старообрядческий еп. Измаильский и Бессарабский Арсений (Лысов), и Рождество-Богородичный храм в Вилкове. В 1947 г. под давлением властей еп. Арсений был отправлен на покой, Измаильскую епархию передали во временное управление Кишинёвскому еп. Иосифу (Моржакову). Причиной ареста был отказ Арсения признать власть Московской архиепископии и ориентация на эмигрировавшего в Румынию Белокриницкого митр. Тихона (Качалкина), с которым Арсений пытался восстановить отношения. Властей беспокоила возможность того, что Арсений мог распространить свою власть на территорию соседних с Измаильской обл. Молдавской ССР и Одесской обл. Старообрядческая Измаильская епархия не была восстановлена. В 1948-1953 гг. были закрыты храм Рождества Христова в Измаиле, храм св. Жен-мироносиц в пос. Татарбунары, Никольский храм в Рени, Михаило-Архангельский храм в Болграде. Упразднены мон-ри: Петропавловский муж. в Вилкове (1949), Михаило-Архангельский муж. в с. Нов. Некрасовка Суворовского (ныне Измаильского) р-на (1951), Усекновения главы св. Иоанна Крестителя жен. в с. Муравлёвка Суворовского (ныне Измаильского) р-на (1952). В 1955 г. подали прошения о регистрации общины на хуторе Плавневая (ныне с. Плавневое) Раздельнянского р-на, в с. Маяки Беляевского р-на, а также приходская община сел Долиновка и Прямая Балка (Прямобалка) Арцизского р-на. Власти зарегистрировали в 1956 г. только плавневскую общину. Крупное незарегистрированное сообщество (35 чел.) сохранялось к нач. 60-х гг. в с. Маяки, в 1967 г. здесь получил регистрацию Ильинский приход, не имевший священника. Незарегистрированные группы неокружников в 1961 г. существовали в Балте (10 чел.) и в Болграде (18 чел.). 3 февр. 1962 г. постановлением Совета по делам религиозных культов старообрядческие общины Одесской обл.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010