Секретариат решил держаться «золотой середины»: положение Церкви в государстве должно оставаться стабильным, но у коммунистов не может возникать недоумений относительно мировоззрения членов партии – оно остается атеистическим. Церковь следует использовать в интересах государства, главным образом через ее международные контакты. Молодое поколение необходимо оградить от влияния церковников. Под руководством М. А. Суслова было подготовлено и в сентябре 1948 г. принято постановление «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды». В этом постановлении говорилось, что «некоторые члены партии из факта победы социализма и господства социалистической идеологии в нашей стране сделали ошибочный вывод, что теперь можно не вести антирелигиозную пропаганду и что религия будет отмирать сама собой... Нельзя успешно решать задачу коммунистического воспитания трудящихся, не ведя борьбы против религиозной идеологии. Задача преодоления религиозных предрассудков и суеверий имеет в период перехода от социализма к коммунизму важное значение» 498 . В то же время, опасаясь нарушить указание Сталина о том, что «нельзя отпугивать Церковь от государства», Суслов включил в постановление предостережение «против какого бы то ни было администрирования по отношению к Церкви. Партийные организации не должны вмешиваться во внутренние дела религиозных общин, становиться на путь их закрытия, примитивными формами антирелигиозной пропаганды оскорблять чувства верующих» 499 . Постановление было секретным, огласке не предавалось и не печаталось в газетах, в местные партийные органы были разосланы указания, составленные на его основе. Вопрос об усилении атеистической пропаганды ставился на съезде комсомола в 1949 г., на пленумах ЦК в 1950 и 1952 гг. На партийном съезде 1952 г. атеистическая тема не затрагивалась, все еще действовало своего рода негласное соглашение, заключенное между государственной властью и Церковью на исходе Великой Отечественной войны. Большая часть атеистических брошюр (а их выпущено было в одном только 1948 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Игорь Цуканов . Ученые открыли новый факт о кумранских рукописях . Это ударит по христианам ? [Кумранские свитки — древнейшие из дошедших до нас рукописей библейских книг. Они были найдены в пустыне в окрестностях Мертвого моря. Считалось, что созданы они там же. Но недавно ученые нашли сильные аргументы против этой версии. Их открытие может ударить по христианской картине мира? «Фома» разбирает этот вопрос по пунктам]. Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ил.: На развороте к материалу - поселение Кумран. Основано в 134-104 годах до Р. Х., разрушено римлянами в 68 году (фomo­_Derek Winterburn/Flickr/CC BY-ND 2.0); В таких керамических кувшинах с крышками хранились многие из свитков Кумрана. Фото//Фома. - — сентябрь 2021. - С.26-31. - (раздел « Вера »). - Имеются две важные иллюстративно-информационные вставки: « Свиток Исаии ». Развернутый свиток Исаии. Фото. Это единственный свиток Кумрана, который сохранился почти полностью, содержит почти всю Книгу пророка Исаии, за исключением некоторых небольших поврежденных частей. Написан на иврите, на 17 листах пергамента. Его длина 734 см, высота — 27 см. Датируется II веком до Р.Х. Входит в число первых семи свитков, обнаруженных бедуинскими пастухами в 1946 году в пещере 1; Кумран, пещера 1 . Фото. Отсюда началась история открытий свитков Мертвого моря; Фрагмент свитка. Фото: «Вот, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил» (Ис 7:14). Самое известное место из пророка Исаии: пророчество о рождении Христа от Девы; Архиепископ Афанасий Йешуа Самуил. Фото.— предстоятель Сирийской Православной Церкви в Антиохии в Иерусалиме (1946-1949 гг.). У него в руках фотокопия свитка Исаии. Архиепископ Афанасий первый понял ценность найденных свитков. В 1947 году он купил первые рукописи у тех самых пастухов-бедуинов. - С.29; « Кумран, пещера 4 ». Здесь было найдено 90% всех свитков Мертвого моря. Фото StateofIsrael/Flickr/CC BY 2.0; Сегодня в Кумране национальный парк. Он находится в 43 км от Иерусалима (см. на географической карте); В таком виде в керамических горшках было найдено большинство рукописей. Фото. Разворачивать такие свитки — сложная и кропотливая работа; Пещеру 4 обнаружил в 1952 году историк, археолог и католический священник Роланд де Во . Фото; С 1949 по 1956 год под руководством Роланда де Во были найдены тысячи фрагментов свитков, раскопаны 267 пещер и само поселение Кумран. Фото. - С.31.

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-221-...

лет. В кон. 40-х гг. ХХ в. началось первое массовое закрытие храмов на Волыни. В 1949 г. в Волынской обл. были упразднены полуразрушенный храм в пос. Локачи, открытые в период оккупации церкви в с. Куты Локачинского р-на и с. Несухоижи Ковельского р-на, оборудованный в бывш. кирхе храм в с. Бабье Рожищенского р-на и храм в с. Заставном Иваничевского р-на, общине к-рого было предложено занять бывшую униат. часовню. В Ровенской обл. в 1948 г. закрыли храм на горе Испряча близ с. Тростянец Дубенского р-на, известный как место паломничества, в 1949 г. ликвидирован Липский Успенский мужской скит в с. Липки Гощанского р-на. В 1950 г. в Волынской обл. были упразднены храмы в райцентре Любешов, в селах Дольск и Пожог Любешовского р-на. В Ровенской обл. в том же году закрыты 9 храмов, в т. ч. бывш. подворье Почаевской лавры в с. Рудня-Почаевская Козинского р-на. Еп. Панкратий (Кашперук), назначенный на Волынскую кафедру 3 июня 1948 г., без возражений выполнял указания властей по проведению антицерковных мероприятий. (В авг. 1952 г. епископ уволил настоятеля Ильинского собора в Дубно прот. Ананию Корнейчука, который критиковал Панкратия за чрезмерную услужливость властям.) В 1950 г. еп. Панкратий распорядился расформировать Белевский скит и перевел настоятеля скита игум. Иоасафа (Борковского) в приход в пос. Клевань-2. (Весной 1943 Белевский мон-рь стал автокефалистским, из него был удален настоятель общины Автономной УПЦ иером. Владимир (Носов). Автокефалистская община поддерживала связи с ОУН (ГА Ровенской обл. Ф. Р-30. Оп. 2. Д. 41).) У Почаевской лавры остались 3 подворья: Здолбуновское Успенское (настоятель - иером. Макарий (Баныра), в числе братии - 3 инока), дубенская Крестовоздвиженская пуст. и Пляшевский Георгиевский скит на Казацких Могилах близ с. Пляшева (ныне Радивиловского р-на). Настоятелем последнего подворья в 1950 г. стал иером. Антоний (Лящук), он восстановил монастырские здания, наладил хозяйство. Еп. Панкратий, став управляющим Львовско-Тернопольской епархией и священноархимандритом Почаевской лавры, в янв. 1953 г. попросил Синод РПЦ передать скиты лавры Волынской епархии, что и было исполнено. В дек. 1953 г. их преобразовали в приходские храмы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В июле 1942 - апр. 1943 г. число прихожан значительно увеличилось, верующие блокированного города совершали паломничество к Казанской иконе и др. святыням храма, быстро росли доходы. 76% денежных поступлений было отдано гос-ву. Так, за июль 1941 - июнь 1945 г. общая сумма взносов общины собора на военные нужды, достигла 3 585 327 р. 11 окт. 1943 г. по поручению Президиума Верховного Совета СССР впервые в советской истории священнослужителям, в т. ч. митр. Алексию (Симанскому) и протоиереям М. Славнитскому, Н. Ломакину, П. Тарасову и Ф. Полякову, были вручены гос. награды - медали «За оборону Ленинграда». Шестеро из 17 представителей духовенства епархии, награжденных осенью 1946 г. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», служили в период блокады в К.-В. с. После кончины патриарха Сергия (15 мая 1944) на Псковскую и Порховскую кафедру был назначен архиеп. Григорий (Чуков), местом его пребывания стал Ленинград. До 7 сент. 1945 г., когда он был утвержден митрополитом Ленинградским и Новгородским, Григорий (Чуков) проживал под колокольней К.-В. с., в этом соборе чаще всего и служил. 10 дек. 1945 г. он назначил настоятелем прот. В. Румянцева. Архим. Владимир (Кобец), бессменно служивший в соборе с нояб. 1940 г., был переведен настоятелем Серафимовской кладбищенской церкви (с 7 марта 1948 епископ Порховский). 28 апр. 1947 г. митрополит назначил настоятелем К.-В. с. епископа Симеона (Бычкова), определив ему в помощники прот. М. Славнитского. Еп. Симеон также поселился под соборной колокольней (неск. колоколов звонили во время служб). В 1948 г. он был назначен ректором ЛДА и переехал в ее здание. С 25 нояб. по 1 дек. 1947 г. в Ленинграде находился митр. Ливанский Илия (Карам). В К.-В. с. он совершил службу с акафистом перед Петербургской Казанской иконой Божией Матери и возложил корону на чудотворный образ. В должность настоятеля собора 20 дек. 1948 г. вступил прот. М. Славнитский, но уже 30 июня 1949 г. его сменил прот. А. Медведский, благочинный городских церквей и член епархиального строительного комитета. Под его руководством производилась 1-я послевоенная комплексная наружная и внутренняя реставрация собора (окончена в нояб. 1952). Интерьер храма дополнили мемориальные художественные киоты, сооруженные «в тон иконостасу» для чудотворных икон Божией Матери - Казанской и «Скоропослушница». Последнюю икону очень почитал еп. Владимир (Кобец): 21-22 нояб. 1951 г., в день ее празднования, он служил в соборе, вернувшись из Палестины. Ремонт закончился в нояб. 1952 г., патриарх Алексий наградил старосту собора Б. И. Бычкова (брата еп. Симеона) грамотой.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

По окончании боевых действий К. окормлял верующих в лагерях для перемещенных лиц. Летом 1945 г. переехал в Мюнхен. После воссоединения осенью того же года митр. Евлогия и еп. Сергия с РПЦ перешел в клир РПЦЗ. В Мюнхене, получив от амер. оккупационных властей полуразрушенное здание, прежде принадлежавшее гитлерюгенду, основал благотворительную организацию Дом «Милосердный самарянин», где находили убежище гл. обр. перемещенные лица, желавшие избежать репатриации в СССР. Здесь был домовый храм во имя прп. Серафима Саровского, работали гимназия, детский сад, амбулатория, курсы сестер милосердия («самарянок»), издательство, книжный магазин, отдел социальной помощи и отдел внешкольной работы с молодежью. Указом митр. Серафима от 28 июля 1946 г. К. был возведен в сан протоиерея. Летом 1948 г. организовал съезд правосл. молодежи, положивший начало возрождению деятельности РСХД в Германии, центром движения стал Дом «Милосердный самарянин». В янв. 1949 г. К. возобновил издание «Вестника РСХД» под названием «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Германии», недолгое время занимал должность его редактора. В июне 1949 г. по приглашению Бруклинского еп. Иоанна (Шаховского), находившегося в юрисдикции митрополичьего округа в Сев. Америке, переселился с семьей в США. Состоял в должности личного секретаря еп. Иоанна. К. основал Нью-Йоркское отд-ние РСХД, в 50-х гг. XX в. был одним из организаторов съездов РСХД в США. В 1952 г. был избран секретарем Нью-Йоркского благочиния. В 1950 г. им был организован Свято-Серафимовский просветительный и благотворительный фонд. В следующем году Епископальная церковь предоставила фонду дом на 99-й ул. Нью-Йорка, где вскоре был открыт домовый храм во имя прп. Серафима Саровского, настоятелем которого стал К. При фонде действовали воскресная школа, курсы Закона Божия, рус. языка, рус. лит-ры и истории России для молодежи, были организованы оркестр струнных муз. инструментов и театральные группы; театральный зал им. А. С. Пушкина вмещал 400 чел. Каждое лето с 1950 по 1970 г. фонд организовывал лагерь для детей и юношества; в 1953 г. для него было приобретено поместье близ сел. Аккорд в шт. Нью-Йорк. В 1964 г. на пожертвования был куплен дом на 108-й ул. Нью-Йорка. В следующем году здание было отремонтировано, 11 апр. 1965 г. освящен Серафимовский храм. В дек. того же года состоялось торжественное открытие нового здания фонда с залом им. С. В. Рахманинова на 100 мест; в зале проходили лекции, концерты, собрания. В 1967 г. возобновило деятельность издательство «Путь жизни».

http://pravenc.ru/text/1841125.html

В 1946 г., после роспуска Лиги Наций, мандат ЮАС на владение территориями Н. потерял силу, однако ЮАС отказался передавать страну под опеку ООН. В 1949 г. в стремлении инкорпорировать Н. в состав ЮАС в Конституцию ЮАС была внесена поправка, согласно к-рой население Н. должно было быть представлено в парламенте ЮАС. В 1950-1951 гг. Международный суд ООН, выступая против принятой поправки, вел с ЮАС переговоры о возможной опеке ООН над Н., но они зашли в тупик. Власти ЮАС проводили жесткую политику дискриминации по отношению к коренному населению Н. Попытки африканцев бороться за свои права привели к зарождению в 50-х гг. XX в. политических орг-ций. В 1957-1958 гг. действовал Конгресс народов Овамболенда, затем в 1958 г. на его основе возникла Орг-ция народа Овамболенда. В 1960 г. борьбу народа Н. за независимость возглавила Народная орг-ция Юго-Западной Африки (СВАПО), лидером которой стал Самьюэл Нуйома, воспитанник миссионерской начальной школы ФМО в Окахао. Конфирмация в церкви Рейнской миссии в Виндхуке. Фотография. 1956 г. Конфирмация в церкви Рейнской миссии в Виндхуке. Фотография. 1956 г. Во 2-й пол. 40-х - нач. 60-х гг. XX в. старые миссионерские церкви в Н. претерпевали структурные изменения и возникали новые христ. орг-ции. С 1952 г. начался процесс перехода управления в руки африканцев в общинах ФМО и было принято решение о создании собственного синода, независимого от Финской евангелическо-лютеранской церкви. В 1957 г. на основе общин ФМО была создана Евангелическо-лютеранская церковь овамбо-каванго, названная так в связи с тем, что большинство прихожан церкви были из этих племен. Ее возглавил африканец Леонард Нанголо Ауала, с 1951 г. секретарь этой Церкви, активный участник борьбы за независимость Н. В 1963 г. он стал 1-м епископом-африканцем в Н. Евангелическо-лютеранская церковь в Свакопмунде. 1912 г. Архит. О. Эртль Евангелическо-лютеранская церковь в Свакопмунде. 1912 г. Архит. О. Эртль Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. сохранявшийся в РМО внутренний конфликт привел к окончательному расколу. В 1955 г. большая часть прихожан из народности гереро вышла из подчинения РМО и основала независимую Церковь Орууано (на языке гереро - братство), которая изначально находилась под сильным влиянием харизматических проповедников из числа народа гереро в Бечуаналенде (ныне Ботсвана). В Церкви Орууано черты лютеран. вероучения сочетались с традиц. религ. обрядами гереро. Синкретический харизматический характер Церкви Орууано повлиял на облик ряда религ. групп, впосл. отколовшихся от данной организации. В 1957 г. оставшиеся в подчинении РМО общины африканцев объединились в Евангелическо-лютеранскую церковь в Юго-Западной Африке (Рейнская миссия). В 1959 г., отвергнув необходимость приспособления к африкан. формам религиозной жизни, рехоботские бастеры создали Независимую рейнскую миссию Южной Африки. В 1960 г. аналогичным образом поступили немецкоговорящие общины РМО, объединившись в Немецкую евангелическо-лютеранскую церковь в Юго-Западной Африке.

http://pravenc.ru/text/2564648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Леонид (Поляков), митр. Рижский и Латвийский. Фотография. 80-е гг. XX в. Леонид (Поляков), митр. Рижский и Латвийский. Фотография. 80-е гг. XX в. (Поляков Лев Львович; 19.02.1913, С.-Петербург - 8.09.1990, Рига), митр. Рижский и Латвийский. Род. в семье военного врача. Отец участвовал в Белом движении и после окончания гражданской войны эмигрировал. Воспитанием Л. Полякова занималась сестра его покойной матери. Он окончил среднюю школу в Ленинграде, затем работал учетчиком на макаронной фабрике. В нач. 30-х гг. был членом нелегального Александро-Невского братства, которое возглавлял архим. прмч. Лев (Егоров) , настоятель ленинградского собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Прислуживал в Феодоровском соборе архиеп. Гавриилу (Воеводину) , брал частные уроки иностранных языков и Закона Божия у служившего в этом соборе иером. Афанасия (Карасевича). С 1931 г. был духовным сыном иером. Вениамина (Эссена), помогал ему по хозяйству. 17 февр. 1932 г. был арестован вместе с иером. Вениамином по делу Александро-Невского братства, в марте того же года освобожден без предъявления обвинения. В 1934 г. окончил курс химического учебного комбината об-ва «За овладение техникой» (ЗОТ), в 1939 г.- Ленинградский педиатрический медицинский ин-т. В нояб. того же года призван на военную службу. Служил военным врачом во время советско-финской и Великой Отечественной войн. 13 нояб. 1949 г. рукоположен Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) во диакона и 20 нояб.- во иерея. Служил в Ленинграде в Спасо-Преображенском соборе и в храме во имя прав. Иова на Волковском кладбище. В 1952 г. экстерном окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии профессорским стипендиатом. 1 сент. того же года пострижен в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мужском монастыре архим. Пименом ( Извековым; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в монашество с именем Леонид. С 1 сент. 1953 г. доцент Ленинградской ДА, преподавал курс истории Русской Церкви. 18 июля 1957 г. возведен патриархом Московским и всея Руси Алексием I в сан архимандрита и назначен инспектором МДА и Московской ДС, а также вел курс гомилетики. В янв. 1958 г. защитил диссертацию на звание магистра богословия по теме «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературное наследие»; Л. было присвоено звание профессора. Как инспектор МДАиС он проявил себя справедливым и мудрым наставником, заботился о студентах и был нетерпим к людям случайным и чуждым в академической среде. Получил признание как церковный историк и богослов, с 1954 г. его работы и проповеди регулярно печатались в «Журнале Московской Патриархии».

http://pravenc.ru/text/2463441.html

Поводом для ареста могло быть принятие сана в период оккупации (таких было большинство среди клириков К. е.), «антисоветское поведение» во время оккупации (напр., по просьбе прихожан священник служил панихиды по жертвам безбожной власти), недостаточная с т. зр. советских властей лояльность (напр., клирик не платил взносы в советские фонды, не подписывался на госзаймы), «религиозный фанатизм», критика антирелигиозных действий властей и др. В 1952-1953 гг. в Киевской обл. органы МГБ ликвидировали 6 «антисоветских» церковных орг-ций и групп, в которые входили 86 лиц (представители правосл. духовенства, истинно православные христиане, баптисты). Репрессии и закрытие храмов сопровождались усилением атеистической пропаганды. После избрания в сент. 1953 г. 1-м секретарем ЦК КПСС Хрущёва (с 1938 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, с 1944 председатель Совета министров УССР, в 1947-1949 вновь 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины) усиление гос. антицерковной политики сразу же стало ощутимым и на Украине. Митр. Иоанн (Соколов) ограничил прием посетителей, не созывал собрания епархиальных благочинных, отказался от др. мер по активизации церковной жизни. Епархиальное управление практически осуществлял управляющий делами Украинского Экзархата прот. Николай Скоропостижный, что вызывало недовольство киевских клириков. 6 дек. 1953 г. во Владимирском соборе совершилась епископская хиротония наместника Киево-Печерской лавры архим. Нестора (Тугая) во епископа Уманского, викария К. е. С 11 нояб. 1954 г. владыка Нестор имел титул епископа Переяслав-Хмельницкого, до закрытия лавры в 1961 г. являлся наместником обители. Киево-Печерская лавра во 2-й пол. 40-х - 50-х гг. XX в. оставалась одним из крупнейших духовных центров на Украине. Помимо еп. Нестора из братии обители в эти годы были поставлены и др. архиереи РПЦ: настоятель лавры в 1926-1931 гг. архим. Ермоген (Голубев) 1 марта 1953 г. был рукоположен во епископа Ташкентского и Среднеазиатского; 28 февр. 1954 г. во епископа Черновицкого и Буковинского был хиротонисан благочинный лавры архим. Евмений (Хорольский); 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого хиротонисан насельник лавры архим. Мстислав (Волонсевич) , перешедший в 1953 г. из РПЦЗ в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Помимо небольшого числа, оставшихся от бизертского сидения русских моряков, в конце 40 - начале 50-х годов община соотечественников в Тунисе, пополнилась новыми пришельцами. Русский церковный источник сообщал о том, что в 1949 г. часть перемещенных лиц из лагеря в Зальцбурге переселяли в разные страны, в Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Канаду, Австралию, США, Чили. " Были среди этих людей также те, кто уехал в Тунис и Марокко " Представители " первой " волны продолжали жить по своим представлениям, в соответствии со старыми традициями, по заведенному укладу. Работали, молились, встречались для общения, вспоминали былое, чтили историю и памятные даты. Большинство общественно значимых событий, так или иначе, было связано с флотом, с прошедшей эпохой. Например, отмечая юбилей создания Навигацкой школы, от которой в России пошли многие флотские традиции, первым делом отслужили по этому воду специальную церковную службу. Местные клирики поздравили своих прихожан - отставных моряков. Адмирал Техменев выступил на собрании с докладом, в котором вспоминал русскую историю, гордился Петром I и его эпохой Традиционно отмечались царские дни, газеты тех лет писали: " 25 декабря 1952 г. в храме Александра Невского в Бизерте протоиерей К. Малиженовский отслужил панихиду по Николаю II и царской семье " В центре церковного внимания, как обычно оставались дети, для которых устраивали специальные праздники. Русский настоятель писал о " Елке " и Новогоднем празднике организованном сестричеством храма св. Александра Невского: " После игр и резвых шалостей, дети, радостные и утомленные, разошлись. Начали веселиться и вспоминать минувшее - взрослые; пение, танцы и дружеская беседа за стаканчиком " африканского " затянулись до позднего вечера " Одним из последних священников связанным с Западно-Европейским Экзархатом в Париже был протоиерей Николай Николаевич Афанасьев (1893-1960 гг.) известный русский богослов. Родился он в Одессе, учился в университете, участник первой мировой войны, с 1920 г. в эмиграции. В 1925 г. окончил богословский факультет Белградского университета, преподавал в Скополье в 1925-1930 гг. В 1930 г. переезжает в Париж и становится профессором канонического права в Свято-Сергиевском Богословском институте. В 1940 г. Н. Афанасьев принимает рукоположение в священный сан. С 1941 по 1947 гг. служит настоятелем русского прихода в Тунисе. В 1950 г. отец Николай защищает докторскую диссертацию по богословию. Умер в Париже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАГОЛЕВ Сергий Андреевич (род. 13.08.1927, Гэри, шт. Индиана, США), прот., духовный композитор. Сын правосл. регента, впосл. прот. Андрея Глаголева . В Кливленде (шт. Огайо), куда семья переехала из Гэри, Г. начал петь в церковном хоре в возрасте 7-8 лет, а с 13 лет стал управлять хором в храме св. арх. Михаила в Питтсбурге, куда его отец был назначен после рукоположения во иерея. В 1946 г. Г. поступил в Оберлин-колледж в Огайо, где наряду с подготовительными курсами для морских офицеров занимался музыкой. В 1948 г. перешел в Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке, а также продолжил занятия на музыкально-педагогическом фак-те Нью-Йоркского ун-та, к-рый окончил в 1949 г. В этот период Г. был близко знаком с А. Т. Гречаниновым , жившим в Нью-Йорке, и часто обменивался с ним мыслями по поводу сочинения духовной музыки. По окончании семинарии и ун-та Г. был определен в Детройт, где управлял хором и преподавал в приходской школе при соборе св. апостолов Петра и Павла. В 1951 г. он был рукоположен во диакона, а в 1952 г.- во иерея. В 1953 г., после скоропостижной кончины отца, Г. был переведен на приход в Лорейне (шт. Огайо), где служил отец, а год спустя был послан окормлять новый миссионерский приход в Энсино-Тарзане (ныне в черте Лос-Анджелеса), куда переселялись потомки эмигрантов слав. происхождения из их первоначальных поселений на востоке Америки. В 1954-1974 гг. Г. служил на приходе св. Иннокентия в Тарзане, в 1974-1977 гг.- в Свято-Троицком соборе в Сан-Франциско, в 1978-1981 гг.- в ц. Св. Троицы в Ист-Медоу, пригороде Нью-Йорка. С нач. 50-х гг. в приходах Православной Церкви в Америке (бывш. Американской Митрополии) начал применяться англ. язык. В связи с пастырским служением в Калифорнии началась композиторская деятельность Г.: поскольку богослужения велись на англ. языке, а нот не существовало, он либо адаптировал, либо сочинял песнопения для приходского хора, к-рым руководил, с учетом специфики англ. языка. После переезда на восток Америки с 1981 по 1990 г. Г. преподавал историю и теорию церковного пения в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской семинариях. В 1981 г. митр. Феодосий назначил Г. директором Об-ва попечителей Православной Церкви в Америке, что дало ему возможность путешествовать по стране и участвовать в семинарах по церковному пению; за 9 лет Г. довелось провести ок. 50 таких семинаров. Для исполнения на семинарах Г. также сочинял духовно-муз. произведения.

http://pravenc.ru/text/165065.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010