При нем начала полноценно действовать канцелярия, велось делопроизводство, функционировал благочиннический совет, собиравшийся 3 раза в год. В 1947 г. И. добился разрешения на строительство деревянного храма-часовни на Петропавловском кладбище, на фундаменте разрушенной Петропавловской ц. (освящен 6 янв. 1948). В этом храме до 1951 г. совершались регулярные богослужения. В 1948 г.- временный член Свящ. Синода РПЦ (зимняя сессия). И. учредил должность епархиального духовника, а с 1949 г.- должности окружных духовников. Он добивался открытия ранее закрытых церквей: с 1946 по 1949 г. было освящено 27 храмов, в последующие десятилетия с усилением гонений на Церковь их количество было сокращено до 14. И. совершал частые поездки по епархии, особенно интенсивные с 1947 по 1952 г., во время проведения ремонтно-восстановительных работ в храмах епархии и налаживания работы административно-хозяйственных органов управления приходами. В 1948-1949 гг. была проведена инвентаризация имущества во всех церквах епархии, освидетельствованы св. престолы и осуществлена постепенная замена старых антиминсов новыми. И. организовал выпуск рассылаемых благочинным машинописных бюллетеней, в к-рых публиковались епархиальные новости и циркуляры епископа. При кафедральном соборе для проверки знаний кандидатов в священный сан была создана комиссия из протоиереев с семинарским образованием. Мн. кандидаты затем проходили курс обучения при соборе, участвуя в богослужении в качестве пономарей. И. тогда же начал собирать б-ку, а в 1954 г. создал епархиальный архив. С 50-х гг. ощущал все большее противодействие своей епархиальной деятельности со стороны властей. 4 февр. 1955 г. возведен в сан архиепископа. 25 февр. 1960 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 29 марта 1961 г. из-за болезни И. временно управляющим епархией был назначен бывш. Ижевский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ Тамбовский и Мичуринский). 8 авг. 1961 г. И. уволен на покой, через 7 месяцев скончался. Погребен на тамбовском Петропавловском кладбище, близ апсиды Петропавловского храма.

http://pravenc.ru/text/578084.html

Большинство вернувшихся на Родину эмигрантов было подвергнуто репрессиям, в худшем случае – арестам, в лучшем – ссылке или высылке, а борьба с космополитизмом, прогремевшая в конце 40-х гг., православное русское духовенство благополучно миновала. Частичный пересмотр политики Советского государства по отношению к Церкви сказался в первую очередь на количестве открытых приходов, зафиксированном на 1 января каждого года. Год Число действующихприходов Число закрытыхприходов 1949 14 477 133 1950 14 344 132 1951 13 912 126 1952 13 786 231 1953 13 555 133 Таким образом, за четыре года, с 1 января 1949 по 1 января 1953 г., Церковь потеряла 1055 храмов. На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви, состоявшемся 4 марта 1950 г., решено было передать 26 православных храмов под мастерские, клубы, кинотеатры. 30 марта Совет постановил передать еще 8 храмов под клуб, планетарий, водопроводную башню и МТС, 8 мая – еще 25 храмов. В большинстве случаев это были храмы, уже ранее отбиравшиеся у Церкви, но во время войны вновь открытые на оккупированной территории; в соответствующих документах о них говорится как о «незаконно захваченных верующими» 504 . Иногда приходу взамен конфискованного храма предлагалось на свои средства купить или снять в аренду обычное жилое здание и оборудовать его под молитвенный дом. Епископы, духовенство, верующий народ пытались бороться за сохранение храмов. В Совет по делам Русской Православной Церкви, в местные органы власти направлялись многочисленные жалобы. Так, в 1952 г. подано было 12 жалоб по поводу конфискации православных церквей, в 1953 г. число таких жалоб многократно увеличилось: только за три месяца (с января по март включительно) в Совет поступило их 75. Лишь в редких случаях Совет пересматривал свои решения; жалобы передавались местным уполномоченным, и оттуда поступали отказы. Большие изменения происходили и среди духовенства. Из приводимой ниже таблицы видно, что начиная с 1950 г. сокращалась его численность, правда, в отличие от довоенных лет в основном это была естественная убыль из-за пожилого возраста, но необходимое количество священнослужителей не восполнялось в должной мере новыми рукоположениями. Год Число действующихприходов Количествосвященнослужителей 1950 14 344

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отсутствием в 1949 г. в епархии архиерея воспользовались местные власти, для того чтобы реализовать разработанный в 1948 г. уполномоченным Жванко план по закрытию собора в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве. Формально собор собирались закрыть по требованию завода «Коммунар», которому здание храма принадлежало до 1941 г. В нач. сент. 1949 г. община Касперовского собора была снята с регистрации как «распавшаяся» (Там же. Д. 70. Л. 204). 15 сент. с собора были снесены кресты, на следующий день демонтирован иконостас. Во время проведения работ верующие выражали недовольство, была арестована прихожанка. В 1946-1953 гг. в епархии имели место единичные случаи упразднения храмов (чаще в Николаевской обл.). Закрывались сельские храмы, в основном те, к-рые до войны использовались в качестве «общественных зданий», отсутствие священников давало повод местным властям снимать общины с регистрации. В 1946 г. изъяли помещение у общины в с. Куйбышевка Еланецкого р-на, закрыли храм в райцентре Еланец Николаевской обл., в 1947 г.- храмы в селах Каменка (ранее Анчекрак) и Б. Бейкуш (ныне Черноморка) Очаковского р-на, в с. Б. Фёдоровка Казанковского района, в 1948 г.- в селах Парутино Очаковского р-на и Сергеевка Братского р-на. В 1949 г. прекратилось богослужение в храмах в селах Кашперо-Николаевка Баштанского р-на, Антоновка Новобугского р-на и Терновка Жовтневого (Октябрьского) р-на. В 1950 г. закрылись церкви в селах Анновка Новобугского р-на и Новопетровка Снигирёвского р-на. В 1952 г. в Николаевской обл. были закрыты 6 храмов: в селах Дмитровка, Новогригоровка, Таборовка Вознесенского р-на, в с. Пелагеевка Новобугского р-на. 14 мая 1951 г. передали под клуб церковь в с. Мазурово Кривоозерского р-на, в 1955 г. община обращалась с просьбой вернуть церковь, т. к. она никем не использовалась (ГА Николаевской обл. Ф. Р-4760. Оп. 1. Д. 61. Л. 29). Просьбы об открытии новых храмов не удовлетворялись. Последним в 1946 г. был открыт Свято-Духовский храм в пос. Жовтневое, под церковное помещение реконструировали жилой дом. В 1948 г. украинцы - переселенцы из Румынии ходатайствовали о передаче здания кирхи в с. Степном Широколановского р-на для переоборудования в правосл. храм. Власти им отказали. В 1954 г. был засыпан известью св. источник между селами Актово и Трикраты Вознесенского р-на Николаевской обл., паломничество к к-рому особенно активизировалось в 1953 г.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

С 2002 г. в Малине существует Покровский приход Одесской епархии неканонической РПЦЗ Агафангела (Пашковского). Католики Первым крупным центром католичества в крае стал Овруч, где в 1628 г. были построены костел и мон-рь доминиканцев. После 1669 г. костел и мон-рь кармелитов появились в Олевске. В 1763 г. учрежден мон-рь ордена августинцев в мест. Народичи. Мон-ри кармелитов были созданы также в мест. Ушомир (1767) и в с. Топорище (1785). В 1678-1783 гг. в Овруче существовал коллегиум иезуитов, переданный под уездное уч-ще василиан. В 20-30-х гг. XX в. все костелы в Житомирском Полесье были закрыты преимущественно в ходе борьбы с польским националистическим подпольем. В период немецко-фашистской оккупации возобновили деятельность более 15 костелов. Большая их часть была закрыта в послевоенные годы. В 1948-1952 гг. упразднены католические общины в пос. Володарск-Волынский, в г. Коростышев, в селах Кулешовский Майдан и Бастова Рудня Емильчинского р-на (1948), в поселках Брусилов и Ушомир Коростенского р-на, в с. Крымок Радомышльского р-на (1949), в г. Радомышль, с. Кривотин Емильчинского р-на (1950), в с. Горбулев Потиевского (ныне Черняховского) р-на (1952). В 1960-1962 гг. закрыты костелы в селах Корытище и Ягодинка Володарско-Волынского (ныне Хорошевского) р-на, в пос. Емильчино, в с. Бучки Малинского р-на. Не прекращали деятельности с момента своего восстановления в оккупационный период приходы в Емильчинском р-не: св. Ангелов-хранителей в с. Михайловка и приход Сердца Христова в с. Рыхальском. В дек. 1991 г. зарегистрирована община в с. Потиевка Радомышльского р-на, в нее вошли переселенцы, прибывшие в кон. 80-х гг. из районов радиоактивного заражения Киевской обл. С 1992 г. шли регистрация католич. общин и восстановление костелов во всех городах и местечках края: св. Анны в Малине, Воздвижения Креста Господня в Олевске, Преображения Господня в пос. Володарск-Волынский (ныне Хорошев), св. Гонората в Коростене, св. Станислава в Радомышле, в честь Успения Богородицы в пос. Лугины, св. Матфея в пос. Емильчино. В февр. 1993 г. зарегистрирован приход Успения Богородицы в Овруче, к 2008 г. приход обустроил костел. В 1992 г. возобновлены крупные сельские приходы: св. Антония Падуанского в с. Крымок Радомышльского р-на, Божией Матери Терпеливой в пос. Нов. Боровая Володарско-Волынского р-на, св. Алоизия в пос. Нов. Белокоровичи Олевского р-на, зарегистрированы общины в селах Емельяновка и Ушомир Коростенского р-на. Приходы возрождались в тех населенных пунктах Полесья, жители к-рых считали себя поляками и рассматривали присоединение к католичеству как возвращение к польск. корням. Районом Житомирского Полесья с наибольшим числом католич. общин (10) является Емильчинский.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Клеопа (Илие). Фотография. Кон. ХХ в. (Илие) [румын. Cleopa Ilie] (10.04.1912, с. Сулица, совр. жудец Ботошани, Румыния - 2.12.1998, мон-рь Сихэстрия, жудец Нямц, там же), архим. и настоятель мон-ря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви. Род. в крестьянской семье Александру Илие, 5-й из 10 его детей. Мирское имя Константин. Первые 2 месяца постоянно болел, и его мать Анна по совету духовника Конона (Гаврилеску) из скита Козанча решила посвятить сына Божией Матери. Мальчик выздоровел, 7 лет посещал начальное уч-ще в родном селе, затем 3 года был в обучении у схим. Паисия Олару из скита Козанча. 12 дек. 1929 г. вместе со старшим братом Василием Константин был принят в братию мон-ря Сихэстрия, где его послушанием было пасти овец. В 1935 г. он был призван в армию для прохождения службы в г. Ботошани, осенью 1936 г. вернулся в монастырь, 2 авг. 1937 г. пострижен в монашество. Продолжал трудиться пастухом. В июне 1942 г. был временно поставлен в настоятели мон-ря вслед. болезни престарелого игум. Иоанникия (Мороя). 27 дек. 1944 г. еп. Галактион (Кордун), бывший в то время настоятелем Нямецкого монастыря, рукоположил К. во диакона, а 23 янв. 1945 г.- во иерея. Вскоре после рукоположения К. официально стал настоятелем монастыря Сихэстрия. В этот же год протосинкелл К. по благословению патриарха Румынского Никодима (Мунтяну) был возведен в сан архимандрита. В 1948 г., преследуемый агентами службы госбезопасности Румынии, вынужден был на полгода удалиться в леса, окружавшие монастырь. 30 авг. 1949 г. К. был поставлен в настоятели мон-ря Слатина (совр. жудец Сучава), монашеская община при нем выросла до 80 чел. В мон-ре сложился кружок священников-богословов, в к-рый входили протосинкелл Петроний (Тэнасе), иеродиак. Антоний (Плэмэдялэ), буд. митрополит Трансильванский, иером. Арсений (Папачок) и др. К 1952 г. под духовным водительством К. наряду с монастырями Слатина и Сихэстрия находились скиты Рарэу и Сихла, монастыри Путна, Ората, Кэмырзани, Рышка и Молдовица. В 1952-1954 гг. К. скрывался от работников госбезопасности в горах Стынишоара (Вост. Карпаты). В 1956 г. К. вернулся в мон-рь Сихэстрия. В 1959-1964 гг., в 3-й раз спасаясь от гонений, К. удалился в горы близ монастыря. В кон. сент. 1964 г. старец вернулся в Сихэстрию. Осенью 1974 г. совершил паломничество на Св. землю ко Гробу Господню, в сент. 1977 г.- на Св. Гору Афон, где посетил румын. скит Продром. По возвращении в страну продолжил духовные труды в монастыре Сихэстрия, будучи исповедником монастырской братии и многочисленных паломников.

http://pravenc.ru/text/1841295.html

Вскоре после ареста 24 марта 1950 г. архиеп. Даниила началось снятие с приходов наиболее активных священников. 18 июля 1950 г. указом архиеп. Питирима прот. Александр Романушко был уволен с должности благочинного Мозырского округа под предлогом неуплаты взносов в фонд ЕУ. Однако новый обл. уполномоченный нейтрально отнесся к конфликту между архиереем и благочинным. 26 июля того же года архиеп. Питирим отменил постановление об увольнении прот. Романушко и назначил его на должности благочинного Полесского округа и «представителя архиепископа Пинского и Полесского перед уполномоченным по Полесской обл.». 30 нояб. 1950 г. протоиерей был арестован. Основной причиной ареста стало противодействие священнослужителя закрытию храмов в Полесской обл. В кон. 40-х гг. XX в. были сняты с регистрации приходы в деревнях Алексеевка Брагинского р-на (1948), Борисковичи Мозырского р-на (1949), в с. Юровичи Калинковичского р-на (1950). В последнем случае причинами закрытия храма стали плохое состояние здания и несанкционированный крестный ход, проведенный в день Рождества Пресв. Богородицы в 1949 г. с местночтимой чудотворной иконой Божией Матери. Число действующих храмов в Полесской обл. уменьшилось с 24 до 20. В дер. Глушкевичи Лельчицкого р-на вместо приходского храма верующим в 1950 г. передали кладбищенскую часовню. В дер. Микуличи, где в 1950 г. предполагалось закрыть и снести приходскую церковь, верующие по совету прот. Романушко установили дежурство возле храма и не допустили туда представителей властей, в Москву и в Минск были посланы жалобы на действия местного уполномоченного Совета по делам РПЦ. Еп. Пинский и Полесский Паисий (Образцов) , назначенный 31 окт. 1950 г., также встал на защиту прихода. Приход не был упразднен, в 1951 г. община в селе снова получила регистрацию, опечатанный храм открыли. В нач. 50-х гг. XX в. в Полесской обл. состоял на регистрации 21 приход (11 типовых церквей и 10 молитвенных домов). Мозырь перестал быть кафедральным городом после фактического упразднения 15 нояб. 1952 г. Пинской и Полесской епархии, когда Пинский еп. Паисий (Образцов) был переведен в Ульяновск. Статус Мозыря как кафедрального города был восстановлен после возрождения 20 июля 1990 г. Гомельской и Мозырской епархии. В наст. время Мозырь является 2-м кафедральным городом (кафедральный собор - во имя арх. Михаила) Туровской и Мозырской епархии , возрожденной 17 июля 1992 г. (отделена от Гомельской епархии).

http://pravenc.ru/text/2563944.html

храма. Под его руководством в 1947 г. в Веллингтоне на месте бывш. госпитального здания была построена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - 1-я греч. правосл. церковь в Н. З. 6 апр. Хризостом Воязоглу провел 1-ю службу в новом храме. К нач. 50-х гг. XX в. в Н. З. насчитывалось до 700 чел., исповедовавших Православие, включая лиц российского происхождения, въехавших в страну до начала второй мировой войны. После второй мировой войны, в 1949-1952 гг., в Н. З. прибывали российские эмигранты в статусе перемещенных лиц из Европы и беженцев из Китая. Сначала российские беженцы направлялись в сортировочный лагерь Пахиатуа на Северном о-ве, откуда через несколько месяцев их расселяли по всей стране. Так появились новые рус. общины правосл. верующих в городах Крайстчерч, Веллингтон, Окленд и Данидин. Территория Н. З. находилась в юрисдикции Австралийской епархии РПЦЗ, образованной в 1946 г. 12 дек. 1949 г. ее предстоятель Феодор (Рафальский) был возведен в сан архиепископа, 16 февр. 1950 г. он получил титул архиепископ «Сиднейский и Австралийско-Новозеландский». Рус. правосл. община в Н. З. обратилась в епархию с просьбой назначить им постоянного священника. 5 сент. 1950 г. в Веллингтон из Австралии прибыл свящ. Алексий Годяев (1900-1989; род. в Вятской губ. в семье священника, до Октябрьской революции 1917 г. учился в ДС, бежал из России после расправы большевиков с его родителями, жил в Мюнхене, где окончил Политехнический ин-т, затем в Париже, Милане, с 1936 и до отъезда в Н. З.- в Белграде). Через неделю после прибытия в Н. З. свящ. Алексий Годяев провел 1-е собрание рус. правосл. общины в Веллингтоне, на к-ром было принято решение обратиться к архиепископу с просьбой оставить свящ. Алексия в качестве настоятеля этого прихода. Община объединяла преимущественно постреволюционных эмигрантов и бывш. советских граждан, разными путями оказавшихся в послевоенных европ. лагерях. Небольшая группа беженцев прибыла из Китая. 1 окт. 1950 г. свящ. Алексий организовал собрание правосл.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Вторая мировая война, а также присоединение Прибалтийских государств к СССР крайне ограничили деятельность М. на исторически родных для них землях. В февр. 1943 г. пресвитеры-мариане Антоний Лещевич и Ежи Кашира были убиты нем. карателями в Росице (ныне Витебская обл., Белоруссия), поскольку отказались покинуть своих прихожан, обвиненных в сотрудничестве с партизанами. 13 июня 1999 г. в Варшаве папа Римский Иоанн Павел II провозгласил их мучениками за веру и причислил к лику блаженных католической Церкви. 30 июня 1941 г. в г. Друя (ныне Белоруссия) советскими солдатами был похищен и убит пресв. Эугеньюш Кулеша. Многие прибалтийские М. были репрессированы в СССР, в т. ч. лат. пресв. В. Пентюшс (в 1948 приговорен к 10 годам заключения; впоследствии был преподавателем Рижской католич. ДС), литовский пресв. П. Рачюнас (в 1949 приговорен к 25 годам заключения), латвийский пресв. Я. Мендрикс (в 1950 приговорен к 10 годам заключения, погиб в лагере в Воркуте в авг. 1953), литов. пресв. В. Шауклис (приговорен к 10 годам заключения), литов. пресв. П. Адомайтис (провел в лагере и в ссылке более 20 лет). В Польше в 1949 г. к 6 годам заключения был приговорен пресв. З. Трушинский, служивший во время Варшавского восстания 1944 г. дивизионным капелланом и много сделавший в годы нем. оккупации для спасения евреев. В 1948 г. апостольский экзарх в Харбине архим. А. Цикото был арестован кит. коммунистами и выдан советским властям, приговорен к 25 годам заключения, в 1952 г. году погиб в лагере. С нач. 60-х гг. по 1982 г. в Литовской ССР фактически под домашним арестом находился еп. Винцентас Сладкявичюс, возведенный в 1988 г. папой Иоанном Павлом II в достоинство кардинала и в 1989 г. назначенный архиепископом Каунасским. Неск. М. были видными деятелями католич. Церкви в СССР, в т. ч. архиеп. Людас Повилонис, бывший апостольским администратором Каунаса в 1979-1988 гг., а также назначенный в 1967 г. настоятелем католич. храма св. Людовика в Москве пресв. Станислав Мажейка, к-рый до 1992 г. окормлял католиков лат. обряда. 31 мая 2003 г. в С.-Петербурге архиеп. Тадеуш Кондрусевич начал беатификационный процесс прославления мучеников за веру, в т. ч. пресвитеров-мариан Я. Мендрикса, Э. Кулеши, Ф. Абрантовича и А. Цикото.

http://pravenc.ru/text/2562010.html

Движение «неокружников» до сих пор имеет группы своих сторонников в Орехово-Зуевском и Раменском р-нах. В Орехово-Зуеве община «неокружников» в 1945 г. занимала Рождество-Богородичный храм (освящен в 1908 епископами Московской архиепископии, закрыт в 1938, в период Великой Отечественной войны возобновил свою деятельность под окормлением свящ. Саввы Буянова, проживавшего в г. Киржаче Владимирской обл.). Власти отказали руководителю общины И. И. Евстигнееву в продлении регистрации, 11 дек. 1945 г. храм был передан Московской архиепископии, общину возглавил свящ. Стефан Чертихин. Др. «неокружнические» приходы действовали в селах Чулково (зарегистрирован в 1946) и Токарево (зарегистрирован в 1947); фактически обе общины во главе с настоятелями Мартинианом Салиным и Петром Ананьевым не прекращали деятельность. Не смогли зарегистрироваться руководители «неокружников» Подмосковья довоенного периода: вернувшиеся из ссылок в сер. 40-х гг. XX в. свящ. Димитрий Абрамов (окормлял общины в селах Запонорье и Данилово), свящ. Савва Буянов (окормлял общины в Орехово-Зуеве, в Хотеичах, в 1949 вторично был выслан из М. о.), начетчик Лев Лушников. Они служили нелегально. В с. Андронове храм с 1946 г. числился как «неокружнический», но настоятель, свящ. Гавриил Афонин, в 1947 г. воссоединился с Московской архиепископией и в том же году получил регистрацию. В апр. 1949 г. власти закрыли храм в Токареве. В Чулкове «неокружнический» храм сгорел в 1952 г., община была снята с регистрации в 1960 г. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. властями были отмечены 5 нелегальных общин «неокружников»: в селах Рахманово и Данилово Павлово-Посадкого р-на, в селах Степановка и Хотеичи Куровского р-на и в с. Коломенском Ленинского р-на. Лидером «неокружников» Подмосковья являлся священник из Чулкова Даниил Золотарёв. Уполномоченный Совета по делам религ. культов в отчетах не назвал небольшие группы «неокружников» в селах Новохаритоново и Пласкинино Раменского р-на, где до сих пор живут отдельные последователи данного направления, часть из них перешли к беглопоповцам. В селах Степановка, Устьяново и в ряде других продолжали собираться на богослужения лужковцы . Русская древлеправославная церковь (РДЦ, беглопоповцы)

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Это поясняется в первую очередь тем, что доходы духовенства очень низкие, да и, кроме того, многие ведут себя плохо среди верующих (бытовое разложение)… Отсюда низкая посещаемость верующими молитвенных домов и очень низкие доходы приходов. Кроме того, среди духовенства большие склоки» (Там же. Д. 55. Л. 51). Еп. Феодосию удалось частично исправить положение дел. Своими частыми поездками в приходы, организацией в авг. 1948 г. семинара для священников и старост в Касперовском соборе в Николаеве епископ сумел повысить дисциплину и образовательный уровень духовенства. Однако мн. приходы оставались вакантными. В 1949 г. в Николаевской обл. были арестованы свящ. Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из г. Снигирёвка. В 1952 г. был репрессирован диак. Василий Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на, обвиненный в связях с «истинно православным» подпольем (Там же. Д. 114. Л. 218). (По сообщению уполномоченного, в 1953 в Николаевской обл. существовало катакомбное движение - неск. десятков семейств под рук. некоего Татаренко принадлежали к «прокопиевцам», последователям еп. сщмч. Прокопия (Титова), возглавлявшего Николаевское викариатство в 1918-1921.) 21 окт. 1949 г. архим. Евстратий (Подольский), секретарь Кировоградской епархии, был назначен епископом Кировоградским, викарием Херсонской и Одесской епархии, с поручением ему управления приходами в Николаевской обл. 17 марта 1950 г., после преобразования Кировоградского викариатства в епархию, Евстратий получил титул «епископ Кировоградский и Николаевский». Еп. Евстратий за короткое время пребывания на кафедре 4 раза посетил Николаев, служил не только в городских, но и в пригородных церквах. После конфликта с благочинным Николаева свящ. Александром Житинским епископ упразднил городское благочиние, объединив в один округ Николаевский и Варваровский районы (Там же. Д. 100. Л. 149). Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Николаеве (бывш. греч. церковь). 1803–1817 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010