В 1906 году Мельгунов вступил в партию конституционных демократов (кадетов), где примкнул к левому крылу. Он считал, что кадеты должны «полеветь», но его надежды не оправдались, и в 1907 г. Мельгунов переходит на позиции народно-социалистической партии (энесов). Одновременно, в начале 1900-х годов, он публикует историко-публицистические материалы в газете «Русские ведомости», журналах «Русское богатство», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Вестник воспитания» и др. Выходят его работы «Из истории студенческих обществ в русских университетах» (М., 1907), «Студенческие организации 80–90-х гг. в Московском университете» (М., 1908); сборники его статей «Старообрядцы и вопросы совести» (М., 1907); « Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести)» (Т. 1–2. М., 1907–1908). В 1911 г. Мельгунов основывает кооперативное издательство «Задруга». За 11 лет «Задруга» сумела издать более 500 книг, многие из которых были предназначены для просвещения бедных слоев населения и стоили очень дешево. В этом издательстве под редакцией Мельгунова и при его авторском участии выходят коллективные труды: «Великая реформа» (Т. 1–5. М. 1911), «Крестьянское право в России и реформа 19 февраля» (М. 1911), «Отечественная война и русское общество. 1812–1912» (Т. 1–7. М., 1911–1912), «Масонство в его прошлом и настоящем» (Т. 1–2. М., 1914–1915) и др. В 1913 г. Мельгунов организует издание журнала «Голос минувшего» и становится его редактором. Журнал выходил до 1923 г., всего было выпущено 65 томов. Февральскую революцию Мельгунов встретил с одобрением и вскоре вошёл в Организационный комитет народно-социалистической партии. С марта 1917 года он был назначен Временным правительством уполномоченным по обследованию архивов. Теперь ему был открыт доступ в архивы Министерства внутренних дел, Московской духовной консистории и Миссионерский архив. На основе документов предполагалось издать тома, посвященные 1905 году, русской провокации, майскому погрому 1915 года в Москве, Ходынке, деятельности «Священной Дружины» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

3147 Испытайте-ка в самом деле, на Христе ли опирается ваше и психологическое самодовольство и самоуверенность, и вообще, Он ли Сам есть для вас свет просвещающий… Серьёзно прошу об этом. Примеч. автора. 3149 «Печаль и радость по слову Божию, – очерки свящ. книги Плача Иеремии и Песни песней с прибавлением об Апокалипсисе в 3-й книге Ездры». М. 1864 г. 3152 Письмо к о. Аристарху Алексея-чу Параплеву, священнику женского мон-ря в Ростове Яросл.; о. А. А. был изобретатель-самоучка, открыл способ настраивать колокола по музыкальной гамме. – Писано письмо из Переяславля. 3153 Этот труд, о котором цензор архим. Михаил отозвался очень одобрительно, хотел напечатать М. П. Погодин в своей типографии, но арендатор-фактор помер и рукопись, кажется, затерялась (См. П. В. Знаменский – «Печальное 25-тилетие», стр. 261. 3161 В письме 19-м, на стр. 432 осталась неисправленной оч. важная ошибка (строка 1-я св.) следует читать «но и истиной»… 3162 Епископ Игнатий Брянчанинов , приехал 3-го августа, во Вторник, в г. Рыбинск, Ярославской епархии, в своем «Дневнике Костромской поездки, от 17 июня по 17 августа 1865 г.» (эта записанная книжка еще не издана) делает характерное замечание: «Перечитаны чудеса Пр. Сильвестра Обнорского». Этот интерес к Обнорскому Чудотворцу – едва ли не отголосок возбужденного как раз незадолго перед тем дела о канонизации Сильвестра. – Неудавшаяся попытка 70-х годов была возобновлена в годах 90-х. Академические толки об этой второй, тоже неудачной, попытке см. между прочим, в письмах А.В. Мартынова (см. в настоящем «Б.В.» стр. 318-я, письмо 64-е), Свящ. П.Ф. 3164 Преобладающее историческое направление ее научной деятельности характеризует ее лишь внешнее (Ср. С.К. Смирнов. «История Московской Духовной Академии до ее преобразования». М. 1879. Стр. 68. «Образование в Московской Академии сравнительно с другими Академиями получило особое направление с характером преимущественно историческим». То же самое, в гораздо большей степени, справедливо и в отношении ко временам после преобразования. Достаточно вспомнить имена Лебедева, Голубинского и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1193. У Дюпэна и Воссия этот вопрос не затрагивается. 2885 Самое редактирование книги, принимая во внимание несложный характер работы (сортировка лишь некоторых повествований по их сродному содержанию), должно было занять непродолжительное время. 2886 Если анонимный биограф в чем и превосходит излишеством и подробностями сообщаемого материала самую книгу, по которой местами разбросаны биографич. сведения, то исключительно сообщениями данных последнего, Римского, периода жизни Мосха, и событий, сопровождавших его погребение. 2887 Т. е. осенью (см. о времени начала индикта, напр., у Сергия Месяцеслов, II, Заметки, 3; ср. Gelzer, Leontios v. Neapolis, 117). 2889 Vailhe считает возможным VIII индикт анонимного биографа отнести к следующему пятнадцатилетнему периоду, благодаря чему указанные события падают на 634–635 годы. Основания им приводятся следующие: 1., Иоанн Милостивый †21 ноября 619 года; след., Мосх, его биограф, не мог умереть «в начале 619 года» (op. clt., 1152); 2., в 619–620 гг. сарацины (арабы) не могли угрожать дороге на Синай, так как в то время Палестина была оккупирована еще Персами (614–628). – Но в первом случае явное нодоразумение: аноним говорит, что «в начале VIII Индикта» (который равнялся 620 году, ср. напр., исчисление годов индикта в Житии Феодосия К., Пал. Патер., 8, 90, прим.) были перенесены останки Мосха в Иерусалим; след., он умер в конце VII индикта, т. е. в конце 619 года. А подобная хронология нисколько не противоречит данным о смерти Ио. Милостивого. Во втором – можно предполагать частичные нападения арабов, что бывало и раньше. Но, кроме того, если допустить цифры Vailhe – 634–5 гг. – , то придется в Софроние, ученике Мосха, видеть простого софиста, но не знаменитого впоследствии Патриарха, так как последний, еще будучи монахом, выступал, как известно, на Александрийском соборе 633 года. Впрочем, и сам Vailhe особенно не настаивает на своей гипотезе, см. op. cit., 1162. 2890 G. Io. Vossii. Op., t. quart., Histor. et epistol., Ars historica.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Причины такого обычая в Церкви хорошо разъясняются св. Василием Великим в 27 главе его послания о св. Духе к Амфилохию. Эта часть главы вошла затем в 91 правило св. Василия Великого Канонического Кодекса Православной Церкви. Стоянием во время молитвы в день воскресения, свидетельствует св. Василий, мы, как совоскресшие Христу и долженствующие искать горнего, не только напоминаем —198— себе о дарованной нам благодати, но поступаем так и потому что этот день представляет некоторым прообразом будущего века. Поэтому как начало дней и у Моисея он назван не первым, но единым. Этот день знаменует собой будущее после настоящего века состояние, день не предстающий, невечерний беспреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. Таким образом Церковь основательно научает своих питомцев совершать в этот день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни мы не оставляли в пренебрежении, напутствия к ней. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения ожидаемого в будущем веке… Церковные уставы научают нас предпочитать в эти дни прямое положение тела во время молитвы ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. «При всяком же коленопреклонении и восстании мы показываем действием, что через грех ниспали на землю и человеколюбием Создавшего нас опять возваны на небо». 326 Поэтому естественно, что Трулльский Собор объявил «от богоносных отцов канонически переданным не преклонять колена в дни воскресные ради чести Воскресения Христова» и в своем 90 правиле только подробнее определил время в богослужении, с которого нужно так поступать, именно в субботу с вечерним входом священнослужителя в алтарь и до вечера воскресного дня, когда опять бывает вход священнослужителей. 327 Богослужение в великие праздники, как мы видели, рассчитано на общецерковные вселенские мысли, чувства и потребности, связанные с фактом нашего искупления, и вызывает состояние той неописуемой радости, которая, по выражению 5 песни второго канона на Богоявление, доступна лишь тем, с которыми Бог примирился. Воспринимая в себя в достаточной степени такое состояние, человеческая душа начинает переживать необычайное настроение, и перед ней открываются величественные перспективы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее автор, восхваляя содержание молебна, усматривает в нём силу для народного единения и заключает, свою статью восклицанием: «И можно ли поверить, чтобы это умилительное и так глубоко поучительное богослужение навсегда отменили и лишили православных чад Русской Церкви этого духовного в день Рождества Христова утешения и умилительного назидания к истинно-христианскому настроению и поведению». Но разве архиеп. Антоний требует полной отмены молебна? Он лишь признает несовместимость его с первым днем Рождества и, по-видимому, ничего не имеет против совершения его в другое время, с некоторым только изменением его содержания. Во всем этом, как увидим, архиепископ глубоко прав и заслуживает большой благодарности со стороны церковного общества. Архиепископ нигде не говорит, что благодарность за спасение отечества будет умалением вечного и всемирного до временного и государственного, как полагает о. Дернов. Он лишь справедливо отмечает, что события, описываемые в Библии , и указания Спасителя на обстоятельства приближения Божественного Суда имеют мировое знамение и их нельзя относить к нашествию Наполеона. Неужели же о. протоиерей может думать иначе? Что сказать затем о столь смелом приглашении о. протоиерея не смущаться положенным на молебне коленопреклонением? По-видимому, он и не подозревает, что отмена поклонов в дни великих праздников находится в тесной связи с их вселенской идеей. Если бы о. Дернов обратил —182— внимание, наприм., на 20 правило I Вселенского Собора, 90 Трулльского и 91 правило Василия Великого , явно содержащие в себе вселенское предание по данному вопросу, то, вероятно, он не стал бы придумывать своего соображения в обход этого предания и оправдывать явно, противоречащий ему порядок. На споры о Рождественском молебне откликнулся и архиепископ Варшавский Николай. Им прислано в редакцию газеты Колокол мнение, высказанное архиепископом еще в 1896 г. с церковной кафедры в Америке. Все соображения архиеп. Николая направлены против тех лиц его паствы, которые просили оставить этот молебен, так как он, по их мнению, не приносить никакой пользы и лишь вызывает нелюбезность к русским со стороны французов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. И. Мраморнов Сщмч. Иларион (Троицкий). Тюремная фотография. 1923 г. И. является автором ок. 90 публикаций, среди к-рых большое значение имеют работы, посвященные различным аспектам учения о Церкви и о спасении: магист. дис. «Очерки из истории догмата о Церкви» (1912), статьи «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету» (1911), «Христианство и Церковь» (1911; посл. изд.: «Христианства нет без Церкви»), «Новозаветное учение о Церкви» (1912), «Воплощение» (1912), «Воплощение и смирение» (1913), «Священное Писание и Церковь» (1914), «Воплощение и Церковь» (1914), «Краеугольный камень Церкви» (1914), «Единство идеала Христова» (1915), «Богословие и свобода Церкви» (1915), «Вифлеем и Голгофа» (1916) и др. Неск. работ посвящены Свящ. Писанию: «Ветхозаветные пророческие школы» (1908), «Основные начала ветхозаветного священства и пророчества» (1909), «Новый Завет в апостольское время (1916), «Новый Завет во втором веке» (1916). О Церкви Сферой научных интересов И. со времен обучения в МДА была экклезиология. Эта область отечественного богословия была слабо разработана, поэтому появление магист. дис. «Очерки из истории догмата о Церкви» в академическом сообществе было воспринято как выдающееся событие. Рецензенты дали восторженные отзывы. Проф. С. С. Глаголев писал: «Такие книги, как книга г. Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки» (Журнал собраний Совета МДА за 1912 г.//БВ. 1913. 7-8. С. 584). В отзыве проф. М. Д. Муретова говорилось, что И. достоин не только магистерского, но и докторского звания (Там же. С. 602). I. Существо Церкви. «Церковь основанием своим,- писал И.,- имеет воплощенного Сына Божия, Богочеловека Христа». Только через воплотившегося Сына Божия люди получают истинную жизнь (Очерки из истории догмата о Церкви. 1997. С. 4). «Жизнь Церкви есть жизнь сверхъестественная. Чтобы вступить в Церковь, нужно родиться свыше, родиться от воды и Духа, нужно быть рожденным от Духа (Ин 3. 5-6)» (Там же. С. 5). И. указывал, что, по учению Самого Иисуса Христа, «Церковь есть сверхъестественное благодатное соединение возрожденных Богочеловеком людей в союз любви» (Там же. С. 6). И. приводит высказывания св. отцов о Церкви как о новой жизни человечества, как об особенном народе (ες λαν περιοσιον - Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 64), о новом роде (καινν γνος - Diogn. 1), новом народе; в символической форме идея Церкви как нового творения выражена в «Пастыре» Ермы ( Herm. Pastor. III 9. 1-2) (Там же. С. 92-101).

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВАДСКИЙ Василий Григорьевич (60-е гг. XIX в., Одесса - 1-я пол. 30-х гг. XX в.?), дирижер, регент, преподаватель пения, композитор. Отец З. был регентом церкви при Новороссийском ун-те в Одессе. З. получил домашнее муз. образование. С 1890 г. преподавал пение в Одесском коммерческом училище, создал детский хор, был регентом церковного хора. С 1881 г. в Русском, затем в Новом театре в Одессе ставил детские оперы Н. П. Брянского, Ф. Абта и др., руководил труппой оперы «Феерия», организовал Детскую капеллу, Русский национальный хор из 45 муж. и детских голосов (в 1907-1915 назывался «Русская хоровая капелла», состоял из 40 исполнителей (с женщинами вместо мальчиков; певцы выступали в рус. национальных костюмах)). С кон. 90-х гг. З. гастролировал по мн. городам России: побывал в Николаеве, Херсоне с детской оперой (1897), в Кишинёве - с Детской капеллой (1905), с концертным хором совершил турне по Крыму, Кавказу, приволжским городам (1905). Выступал с концертами в Тамбове (1907), в Житомире, в Ковно (ныне Каунас, Литва), в Н. Новгороде (1908), в Иркутске, в Полтаве, в Вологде (1910), в Харбине, во Владивостоке, в Хабаровске (1913), в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). С 1915 г. жил в г. Валуйки Воронежской губ. В репертуар капеллы входили произведения русских композиторов, как светские (А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского , А. Е. Варламова , Н. А. Римского-Корсакова , А. Г. Рубинштейна, А. Т. Гречанинова , В. С. Калинникова , С. В. Рахманинова и др.), так и духовные (А. А. Архангельского «Гласом моим», собственные сочинения З.- «Разбойника благоразумнаго», «Отче наш», «Многая лета»), а также духовные сочинения католич. традиции - «Ave Verum» В. А. Моцарта, 35 из оратории Й. Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте» и др. Хоровые коллективы под упр. З. пользовались неизменным успехом. По свидетельству прессы, З. стремился к высокому профессиональному уровню исполнения и хотел, чтобы капелле присвоили звание художественной (в совр. терминологии академической). Критики отмечали, что у З. «хорошая постановка хора», профессиональное обучение детей.

http://pravenc.ru/text/182417.html

Елань. Церковь Николая Чудотворца. Никольско-Богоявленский храм Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1817 году в селе Елань была заложена каменная церковь во имя Святителя Николая. Построена в 1842 году. В ней было два престола – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Богоявления Господня. С 1902 по 1915 годы в храме служил священник Николай Александрович Греченин. За его 13-летнее служение храм был расширен, отремонтирован, обогатился утварью, главы и кресты были вызолочены. В 1937 году о. Николай Греченин арестован, 10 октября приговорен к расстрелу и расстрелян. В 1913 году в приходе было пять часовен: в деревнях Антипиной (6 в.) - Покрова Пресвятой Богородицы, Турнаевой (3 в.) - Свт. Николая Чудотворца; Карачино (2 в.) во имя Спаса Нерукотворенного; Трошковой (8 в.) - Преображения Господня, и Осиновке (12 в.) - Успения Пресвятой Богородицы. 5 ноября 1915 года храм посетил Высокопреосвященнейший Варнава, архиепископ Тобольский и Сибирский. В годы советской власти основная часть церкви утрачена, частично сохранился Богоявленский придел. В настоящее время решается вопрос образования прихода и восстановления храма. Тобольско-Тюменская епархия    Церковь в селе каменная, построена прихожанами в 1842 г. В ней два престола: во имя свят. и чудотворца Николая и во имя Богоявления Господня. В приходе пять часовен: в дер. Антипиной (6 в.) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Турнаевой (3 в.) во имя свят. Николая чудотворца, Карачино (2 в.) во имя Спаса Нерукотворенного Образа, Трошковой (8 в.) во имя Преображения Господня и Осиновке (12 вер.) во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кроме означенных деревень, в приходе находится деревня Брагина. Всего в приходе 366 дворов, прихожан муж. пола 1466, жен. пола 1505. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалованья 140 руб., псаломщик 36 руб., просфорня 42 руб. Кружечных доходов получается причтом до 350 руб. в год. Для причта есть два деревянных дома, построены прихожанами в 1890 и 1894 гг.

http://sobory.ru/article/?object=25292

В 1825 году, сразу после окончания строительства Александро-Невской церкви, в неё из прежней Живоносно-Источницкой церкви поступило несколько сохранившихся (в городской ратуше) от пожара икон и часть утвари. Эти иконы теперь расставлены впереди клиросов на алтарных перегородках: с правой стороны – иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» и Иоанна Предтечи; с левой стороны – иконы свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и иконы свв. вмцц. Екатерины и Варвары (вместе); также сохранилась ещё одна икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая ныне располагается во внутреннем зале храма с правой стороны. Все эти иконы, а равно и другие, расположенные в иконостасе и на всех основных колоннах, имели серебрянные оклады с украшениями, которые, вместе с паникадилом, утварью и драгоценными облачениями, поступавшими в храм в течение 90 лет, в ночь под 19 июля (по ст. ст.) 1915 года, по распоряжению военных властей на церковные средства, были эвакуированы в г. Псков, а оттуда в сентябре 1915 года в г. Нижний Новгород, где они вместе с имуществом других церквей г. Риги, в полной сохранности и под охраной, находились в летнем Всехсвятском храме Десятинного женского монастыря до 1918 года, когда подверглись разгрому со стороны советской власти. Всего, кроме лучших облачений, из храма было эвакуировано около 110 кг серебра и 500 кг меди. Такой же участи подверглись и капиталы церкви в процентных бумагах в общей сумме 60 000 золотых рублей, предназначавшихся на постройку нового каменного, взамен настоящего деревянного, храма. Ввиду всего этого Александро-Невский храм после I Мировой войны долго не имел ни ценной утвари, ни хороших облачений, ни капиталов. Лишь в 20-е гг. XX века в Александро-Невскую церковь были перенесены 2 иконы из домового храма Александровской мужской гимназии – св. мц. Татианы и «Христос благословляет детей» (которые ныне располагаются с правой и левой сторон внутреннего зала церкви), и икона Рождества Пресвятой Богородицы из церкви 116-го Малоярославского пехотного полка. Только к концу XX века, благодаря долголетним неустанным трудам настоятеля храма митрофорного протоиерея Петра Смыковского, храм стал приобретать благолепие. Так к своему 180-летнему юбилею церковь украсилась двумя святынями – иконой св. сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского, подаренной Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, и списком с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, принесённой в дар о. протоиереем Петром Смыковским.

http://sobory.ru/article/?object=06105

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010