9 сентября. Среда. Утром почувствовал тошноту и головокружение, до завтрака лежал. Весь день дома, читал книгу Флоровского. 10 сентября. Четверг. Утром на прогулке встретил М. М. Покровского, недавно женившегося, и поздравил его. Жена его, оказывается, третью неделю лежит очень больна. Утро за речью. Затем был на экзамене в Университете. Было довольно много плохих ответов, хотя курс мой уже издан 87 . Из Университета вернулся по людным улицам: по Тверской и бульварам. Вечером опять много ходил, наслаждаясь движением после вчерашнего лежания и неподвижного сидения дома. Съезды вынесли резолюции, все с теми же требованиями о министерстве. Вот идолопоклонство. Ну что такое Горемыкин? Председатель без портфеля, вероятно, очень формально исполняющий свои обязанности по открытию и закрытию заседаний. Министры правят, каждый своим ведомством, самостоятельно докладывают и некоторые пользуются полным доверием общества, как Поливанов, Сазонов, Игнатьев, Щербатов, Григорович. Нет, непременно сделай перемену формального председателя! Наивно думать, что от этой тени, какою мне представляется Горемыкин, зависят наши неуспехи, а вот посади другого – будет победа и все пойдет как по маслу. Психоз, объясняемый еще тем, что к съезду примазались зачем-то журналисты, представители Бог весть каких городов и земств: кн. Е. Н. Трубецкой , Милюков и еще кликуши в юбках. В газетах весть о мобилизации Болгарии 88 . 11 сентября. Пятница. Утро за перепиской речи, также и с 4 до 6. Затем отправился обедать к Богоявленским пешком. Лиза с Миней ездили в мастерскую Россолимо 89 . 12 сентября. Суббота. Все утро за перепиской и отделкой речи. Затем на заседании Совета, где выбирали проректором энергичного и способного к административным делам С.В. Позднышева. М. К. Любавский докладывал о ходе совещания в Петрограде по университетской реформе 90 . Возвращался с Юрой Готье. Вечер за изготовлением тем для семинария. Сегодня надо бы начать лекции, но отложил из-за речи, о чем и сообщал декану. 13 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Осознанный эклектик, сочетал в своих работах различные веяния западной философии (Ницше, Бергсона, Сантаяну, марксизм, неотомизм) и считал " непримиримые школы " плодом " невежества и предубеждения " . Последователь Дж. Рёскина, У. Морриса, воспринимал искусство как фактор человеческого счастья. Полагал, что К. Маркс и 3. Фрейд стремились к одной цели: воссозданию цельности человека. Упоминаемая книга " Образование путем искусства " вышла в Лондоне в 1943 г., а памфлет " Образование свободных людей " — в 1944-м. 86 Хапполд, Фредерик Кроссфилд — автор многих в основном популяризаторских книг (в массовой серии " Penguin " ) о вере, Англиканской церкви. Книга " К новой аристократии. Вклад в планирование образования " издана в издательстве Элиота " Фейбер " в 1943 г. 87 Годвин, Уильям (1756–1836) — английский романист, просветитель, утопист; в трактате " Рассуждение о политической справедливости " (т. 1–2, 1793) выдвинул утопический проект построения общества, в котором люди могут в согласии организовать производственную деятельность так, чтобы удовлетворить всех по потребностям и сделать счастливыми. 88 Джоуд, Сирил Эдвин Митчинсон (1891–1953) — английский философ, сторонник неореализма, позднее под влиянием А. фон Мейнонга и Э. Гуссерля разрабатывал " теорию объектов " , с конца 1920-х под влиянием А. Бергсона, — теорию " творческой эволюции " и витализма; автор работ " Очерки философии здравого смысла " (1919), " Смысл жизни " (1928), " Философия для нашего времени " (1940), " Будущее нравственности " (1946). Книга " Об образовании " вышла в 1945 г. в издательстве " Фейбер " . 89 Винчестер — старинный город в графстве Гэмпшир на юге Англии (в Средние века один из политических центров страны). 90 Тюдоры — см. коммент. к " Идее… " . 91 Бейллиол — один из наиболее известных колледжей Оксфордского университета, основан в 1263 г. Джоном де Бейллиолом. Гренфелл, Джулиан Генри (1888–1915) — поэт, автор поэмы " В бой " и др. Погиб в Первой мировой войне. Джон Маннерс — литератор из старинной аристократической семьи, автор книги " Письма к любимой " (1908).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Энциклика папы Льва XIII «Providentissimus Deus» (18 нояб. 1893) содержала формальное разрешение на использование историко-критического метода в католич. библеистике. Полемизируя с теми, кто рационалистически подходил к тексту Писания, что было характерно для протестант. школы XIX в., и отвергая этот подход, папа вместе с тем отмечал необходимость включения в библейские исследования элементов историко-критического метода: И., критику текста, исследование языков оригинала, филологическую и лит. критику ( Prior. 1999. P. 90-99, 293). Кроме того, в предложенном плане изучения Свящ. Писания в католич. семинариях вводный курс должен был стать исагогическим (с акцентом на методологии толкования) и представить материал для защиты целостности и аутентичности библейских текстов. Помимо вопросов, касавшихся И. и изучения древних языков, энциклика подчеркивала важность таких элементов историко-критического метода, как критика текста и лит. критика (Ibid. P. 99-101). В 1902 г. Лев XIII апостольским письмом «Vigilantiae» создал Папскую библейскую комиссию (Commissio Pontificia de re Biblica), призванную содействовать исследованиям Свящ. Писания и в то же время их контролировать, чтобы оградить Библию от ошибочных толкований. Эта комиссия рассматривалась как орган, контролирующий католич. науку. При папе Пие X задачу комиссии определили по-новому: она должна была формулировать т. зр. католич. Церкви на различные вопросы, касающиеся Библии. В 1905-1915 гг. комиссия выпустила 14 декретов (Responsa). Ответы давались преимущественно на вопросы И. (об авторе, о времени написания, достоверности и каноничности той или иной книги), критические методы поддерживались, когда их результаты подтверждали традиц. т. зр. Так, подтверждалось традиц. авторство Книги прор. Исаии и канонических Евангелий, Деяний св. апостолов, пастырских Посланий и Послания к Евреям; разрешалось проводить дискуссии о синоптической проблеме, но получившая в это время распространение теория 2 источников не принималась (Ibid. P. 107).

http://pravenc.ru/text/674796.html

Повсеместное запрещение продажи казенного вина и всех спиртных изделий - вопреки всем предсказаниям - вызвало тогда подъем национального духа. «Мы еще в начале этого явления и благодеятельные последствия его еще впереди,- писал публицист М. Меньшиков,- но со всех сторон идут телеграммы и письма о чудесном преображении народной жизни, о крайнем упадке преступности (на 70, местами на 90 %)! Пустуют арестные помещения и тюрьмы, пустуют камеры мировых судей и судебных следователей. Хулиганство местами как рукой сняло. В один момент на пространстве громадной империи была остановлена вся сеть спиртоносной системы со всеми ее артериями и венами. Глубоко укрепившемуся бытовому пороку сразу были оборваны корни. Уже через две недели закрытия винных лавок Россия почувствовала себя как бы воскресшей. Все увидели, что полная трезвость возможна, что она легко достижима, что, кроме лишь совершенно больных делириков, водка ни для кого не составляет потребности и что единственно лишь общедоступность водки питает безобразное явление пьянства народного. Есть полная надежда, что если опыт невольной трезвости протечет так же удачно и впереди, как в последний месяц, то у государственной власти достанет мужества навсегда покончить с закоренелым злом народным. О, какое это было бы великое, желанное, спасительное для народа дело! Это было бы более, чем свержение татарского ига или крепостного права,- это было бы свержение дьявольской власти над Россией...» Результаты законодательного запрета винной торговли были тщательно изучены и опубликованы в ближайшие и последующие годы (А. Мендельсон. Итоги принудительной трезвости. М., 1916 г.; А. Введенский. Опыт принудительной трезвости. М., 1915 г.; Д. Воронов. Жизнь деревни в дни трезвости. М., 1916 г., и др.). В научных, строго объективных трудах было показано, что результатом запрета явилось почти полное прекращение потребления алкогольных изделий, что привело к благотворным последствиям и прежде всего к росту производительности труда. После 18 июля 1914 г., когда в России последовало повсеместное запрещение продажи вообще всех спиртных изделий, все образованные люди с большим интересом следили за результатом этого закона. Оправдает ли русский народ их ожидание и перейдет ли к трезвому образу жизни или же, как предсказывали враги трезвости, он будет громить винные погреба, устроит бунт и прекратит работу?

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/05/...

«Сердце» гимназии - это её храм, где дети вместе со священником и педагогами читают молитвы перед началом и в конце учебного дня. Один раз в неделю совершается Божественная литургия. Запомнится педагогам и встреча с С.О. Никулиной, прошедшая в православной гимназии - учителем-призёром Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Софья Олеговна, будучи православным педагогом, пишет стихи и сама перелагает их на музыку. Её канты, повествующие о сложных вопросах веры простым, живым, запоминающимся языком, известны не только в Рязани, но и далеко за её пределами. Многие из них опубликованы. Ключевое мероприятие этого дня - круглый стол по проблемам духовно-нравственного воспитания, преподаванию Православной культуры. Он был организован кафедрами педагогики (зав. Беляева В.А., доктор педагогических наук, профессор) и теологии (зав. игумен Лука (Степанов)) Рязанского государственного университета (РГУ) имени С.А. Есенина. Основанный в 1915 году, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина является старейшим вузом рязанского региона. В канун своего 90-летнего юбилея 7 декабря 2005 года вуз приобрел статус классического университета. В настоящее время здесь на 53 кафедрах работают 513 преподавателей, среди которых члены международных и российских академий, 94 доктора наук и профессора, 338 кандидатов наук и доцентов. Все кафедры университета оснащены современным учебным оборудованием, при многих действуют научные лаборатории. Перечень лицензированных специальностей включает 26 направлений и 47 специальностей. В университете обучается около 11 тысяч студентов, из них более 5 тысяч - по очной форме обучения. Ежегодно на первый курс поступают около 2000 человек. Среди выпускников университета - Л.В. Черепнин, историк, автор фундаментальных работ по русскому средневековью профессор; А.В. Перышкин - один из основоположников методики преподавания физики академик; А.Г. Кузьмин - специалист в области древнерусского летописания; Л.Л. Любимов - автор многочисленных исследований по экономической теории; Э.М. Щагин - специалист по аграрной истории России. В этом авторитетном учебном заведении учился иерарх Русской Православной Церкви, член Святейшего Синода, митрополит Никодим (Ротов). При университете действует Покрово-Татианинский храм - первый студенческий храм в Рязанской области.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

17/30 декабря русские войска перешли в наступление. На следующий день была восстановлена связь с Тифлисом. 20 декабря/2 января русской армией был отбит Бардус, а 22 декабря/4 января - был окружен и пленен 9-й турецкий корпус, действовавший в районе Ольты. «Турки оказывали упорное сопротивление, - отмечал генерал Е.В.Масловский. - Полузамерзшие, с черными отмороженными ногами, они тем не менее принимали наш удар в штыки и выпускали последнюю пулю, когда наши части врывались в окопы» . Энвер-паша, стараясь спасти положение, бросив агонизировавшие у Сарыкамыша 9-й и 10-й корпуса, бросился под Караурган к 11-му корпусу, стремясь сломить сопротивление русских войск. По словам Керсновского, «он лично водил в атаку войска - и весь храбрый 11-й корпус был расстрелян и переколот» . В итоге остатки турецкой армии были вынуждены отступить. После отстранения от командования Кавказской армии Мышлаевского, 25 декабря/7 января ее возглавил генерал Н.Н.Юденич, отдавший приказ развивать контрнаступление. Отбросив остатки 3-й турецкой армии на 30-40 км, русские прекратили преследование, т.к. преследовать уже было практически некого из 90-тысячной турецкой армии уцелела лишь 12 400 человек. Русские потери были существенно меньше - 26 тыс. чел. убитыми, ранеными и обмороженными. К 4/17-6/19 января положение на Кавказском фронте было полностью стабилизировано. 7/20 января 1915 года Император Николай II сделал в дневнике следующую запись: «...Преследование остатков разбитых турецких корпусов закончилось; они все прогнаны далеко за границу. Так окончилось знаменитое движение внутрь наших пределов армии под командою, мнящего себя Наполеоном Энвер-паши» . Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/history/2014/12/26/es...

И в этой же главе автор показал, как неожиданно преосвященный Питирим стал вызывать симпатию у императрицы Александры Федоровны (см. С. 89 – 90 и др.). От этого изложение логично переходит к объяснению обстоятельств перевода Питирима на столичную кафедру. Именно пятнадцати месяцам на петроградской кафедре и посвящена четвертая глава книги. В ней, этой наиболее объемной главе монографии, затрагиваются следующие вопросы: об отношении синодалов и общества к назначению преосвященного Питирима в Петроград; о степени его влияния в Синоде (Питирим так и не стал первоприсутствующим его членом!); о развитии отношения к владыке императрицы и общении с ним царской четы; о взаимоотношениях владыки с обер-прокурорами (конфликт с А.Н. Волжиным и «тандем» (! – см. С. 156) с Н.П. Раевым). Большим научным достоинством данной главы следует признать привлечение газетной периодики. В этой главе С.Л. Фирсов, блестящий знаток предреволюционных церковно-государственных отношений, в связи с деятельностью митрополита Питирима очень хорошо раскрыл данную тему. Материал четвертой главы преимущественно создает образ церковного политика, отчасти царедворца и в гораздо меньшей степени – святителя Церкви Божией. Так, доклад о приходе, который владыка представил императору, он фактически хотел провести в жизнь с помощью политической интриги, а не как результат соборного обсуждения хотя бы на уровне высших иерархов – членов Синода (см. С. 123 – 125). В итоге, как отмечает исследователь, «журналистский восторг по поводу инициатив владыки Питирима не разделялся… синодальными кругами и обер-прокуратурой. В действиях владыки усмотрели политическую корысть», и в результате ему было объявлено высочайшее неудовольствие (С. 130, 131). Впрочем, следует заметить, что под реформаторскими попытками владыки Питирима имелись и реальные основания, связанные с нуждами церковной жизни. Так, именно столичный митрополит в 1915 г. возглавил особую синодальную комиссию, которая «начала разрабатывать вопрос об увеличении числа отдельных епархий» (С. 140 – 141, см. также С. 185 – 186). Фактически, речь шла о вопросе, который чуть позже, уже в революционную эпоху, будет детально разработан Всероссийским Поместным Собором. Последний вынес по нему положительные решения, в полной мере осуществляемые лишь в наши дни Святейшим Патриархом Кириллом.

http://bogoslov.ru/article/2461193

Псевдогаллюцинации представляют те случаи, когда в результате субъективного возбуждения известных (кортикальных) сенсориальных областей головного мозга в сознании являются живые и чувственно до крайности определенные образы, которые, однако, резко отличаются для самого воспринимающего сознания от истинно галлюцинационных образов тем, что не имеют присущего последним характера объективной действительности, но, напротив, прямо сознаются, как нечто субъективное, однако вместе с тем весьма отличное от обыкновенных образов воспоминаний и фантазий (См. В.Х.Кандинский. О псевдогаллюцинациях, с.25–26). 833 Ср., напр., С.Голощапов. Галлюцинации и религиозные видения. Вера и разум, 1915, январь, с.240. 835 Так, напр., Ницше понимает христианский аскетизм, как самоуничтожение человеческой личности. Он отождествляет христианский аскетизм с пессимизмом, отвращением ко всему, с безволием (см. F.Nietzsche. Zur Genealogie der Moral, s.90). Аскетическая мораль, по Ницше, это – яд, убивающий в человеке все живое, сильное, могучее. Осуждая все страсти, она, по Ницше, остается при одних «умаляющих» добродетелях (Die verkleinernde Tugend. F.Nietzsche. Also sprach Zarathustra, s.246). 836 Ср. обо всем, напр., у проф.А.И.Покровского. Библейский профетизм, Богосл. вестн., 1909, m.III, с.146–165; 213–228; особ. с.155–157; а также у еп.Хрисанфа. Религии древнего мира, m.III, с.292–306 и др. Для характеристики языческой мантики можно сравнить также H.Gunkel und O.Scheel. Religion in Geschichte. Art. «Mantik», sp.125–135. 837 Ср., напр., П.М.Минин. Мистицизм, особ. с.10–11; H.Gunkel, O.Scheel, op.cit., bd.V, sp.596–600. 838 Ср. об этом, напр., А.Ф.Вертеловский. Западная средневековая мистика. Вера и разум, 1886, m.I, ч.I, с.318–323. 841 В этом отношении особенно известны индийские факиры, изобретающие для себя самые невероятные истязания – вроде того, что смотрят на солнце, пока не ослепнут и т.п. (Д.А.К-ского. Реальные основы мистических явлений. I, с.59) Шаманы жгут себя огнем, режут острыми орудиями. Некоторые сектанты трут себе лицо колючими листьями кактуса и даже глотают их, лижут раскаленное железо, ложатся обнаженным телом на сабельные острия. Индийские мусульмане секты шейха Руффаи колют себя кинжалами (ibid., II, с.160–161).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Отголоски внутренне слышимой музыки во множестве рассеяны в его работах, дневниковых записях о пережитом, в набросках будущих книг. В интимных признаниях Флоренского звучит неудовлетворенность словесным выражением сокровенных внутренних переживаний и сожаление о неосуществленном композиторском призвании. «Все то, что стоило бы писать и что хотелось бы написать – невыразимо. Если бы я был композитором, может быть этот прибой вечности, который, как благую весть, хотелось бы принести Вам в звуках, может быть, он и нашел бы себе выход. Но я не знаю, как сказать, даже как дать понять о той сладкой тоске, о той певучей и неизъяснимо-трепетно зовущей боли от касания вечности, которая все чаще встает в душе и делает невыносимыми все разговоры и все писания...» (Из письма к В. В. Розанову от 5.VIII.1915). Но если музыкально-творческие импульсы остались нереализованными в сфере композиции, то они, подобно обертонам, звучат в лирических страницах «Столпа», в поэтическом сборнике «В вечной лазури», в особом ритмическом строе вдохновенно-гимнических Слов, произносимых в храме, хранятся, как жемчужины на дне моря, в сокровищнице воспоминаний. Звуковые представления трансформировались в античные и библейские образы-символы, разрастаясь до развернутых мифологем, проявляясь в поэтическом и философском творчестве отзвуками музыкальных переживаний, образуя сплав жизненных впечатлений, образных представлений и философских размышлений. Его восприятие музыки отличается единством чувства и мысли, суждения о музыке сохраняют отпечаток неповторимого переживания и в то же время насыщены силой мысли, укрупненностью обобщения. Флоренский обладал присущей ему как мыслителю, ученому и художнику слова творческой способностью к переживанию природы, религии, искусства и всего прошлого культуры, переживанию, перерастающему в философское мирочувствие, родственное Гете и Тютчеву. 90 Раскрывая поэтические и философские корни поэзии Ф.И. Тютчева, П.А. Флоренский писал: «Природа живет, но своею жизнью, величественной и целостной в своих противоречиях – таково основное мирочувствие Гёте. Тайные ее глубины, однако, доступны нам, познаваемы, но не рассудочно, по частям, а когда мы улавливаем их в их целостности. Это проявление тайны природы – не в отвлеченных понятиях, а в конкретных, чувственных, наглядных образах, которые Гете называл первоявлениями. Другое воздействие на Тютчева от Шеллинга, философия которого во многом близка к мировоззрению Гете. Идея развития, динамики, диалектики, внутренней связи отдельных явлений, смысл а явлений; с другой стороны, первичной основы бытия, темной, но темной не в смысле противоположения добру, а лежащей глубже противоречия между добром и злом, да и нет, и порождающий из себя это противоречие – таковы самые основные вехи Шеллинга» (Из письма дочери Ольге 6.1.1935) С. 163164].

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Л откуда же «певучие радости» и «золотистая даль»? Более того, почему все обращение называется «Сокровище мыслящих»9 Не забудем, что А. Ф Лосев — романтик и символист. И здесь, в этом обращении к студентам конца XX века, — снова всплывает «золотистая даль» той бесконечности, о которой мечтал юный Лосев, читая астронома Фламмариона. Что касается «певучих радостей», то это перефразировка строки из стихотворения 3. Гиппиус. «Овеяна радостями тающими.. » Алексей Федорович любил эти стихи и не раз цитировал, мы их встречаем, например, в «Диалектике мифа», произносил он их, несколько трансформируя и относя к науке, в своей речи на 90–легнем юбилее 1983 г (мало кто из публики, видимо, знал происхождение этих слов) Начинается данный пассаж так: «Вижу я очи Твои, Безмерная ..» (см.: Гиппиус 3 Перебои//Собр стихов, кн. 2 М., 1910, изд «Мусагет», с 44—45). И, наконец, само заглавие «Сокровище мыслящих». А. Ф Лосев любил Мориса Метерлинка В библиотеке сохранились его сочинения — скромное двухтомное издание 1915 г (приложение к «Ниве») и роскошное издание в трех томах с портретом писателя, с рисунками Н. К Рериха, с предисловием Н Минского, 3. Венгеровой и В. Розанова (изд. М В. Пирожкова, начала XX в., год не обозначен), на прекрасной бумаге. В 1 томе этого издания и во II томе изд. А Ф Маркса (приложение к «Ниве») помещено философское сочинение знаменитого бельгийского символиста «Сокровище смиренных» В размышлении Метерлинка речь идет о внутренней красоте, красоте души и красоте ума, и заканчивается оно словами неоплатоника Плотина· « Если ты познал в себе красоту, воспрянь для воспоминаний о красоте духовной» (т. 1, с. 487). Характерно, что А. Ф Лосев — принципиальный символист, не забывал своих увлечений молодости, наоборот, он стал понимать символ и символизм, не только глубоко философски, но и жизненно. В 1976 году Алексей Федорович издал книгу «Проблема символа и реалистическое искусство», а в 1980, вт VI «Истории античной эстетики», посвященной Плотину, важное место уделил символизму философии Плотина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010