Широко понятой «славянской идее» отвечает в сочинении и широко взятое понятие «русской литературы». Автор имеет дело с проявлениями разнообразных интересов и симпатий к славянскому миру не только в изящной литературе, но и в публицистике, в программах и деятельности различных обществ и кружков, в научной славистике даже в «деловых бумагах» и живых отношениях. Этого расширения рамок исследования, с принципиальной точки зрения, по нашему мнению, нельзя вменять автору в вину. Наоборот, оно заслуживает одобренияг как прием, подсказываемый неразрывной связью всей русской литературы нового времени с публицистикой, деятельностью различных кружков и обществ, направлениям общественной и научной мысли. Проявления славянской идеи в русской изящной литературе совершенно неотделимы от славянских интересов в публицистике, в деятельности обществ и кружков, наконец, в научном славяноведении. И если автор с излишней подробностью останавливается на истории обществ, ставивших себе целью, между прочим, сближение различных славянских народов, или с очевидной легковесностью говорит о движениях в научном славяноведении, то эти отрицательные свойства сочинения следует поставить в зависимость от недостатка познаний автора в областях, соприкасающихся с его темой, а также от неумеренного пользования осложненным историко-литературным методом, но отнюдь не от самого метода, по существу правильного и уместного в сочинении. Все сочинение состоит из шести глав с «предисловием» и «послесловием» (всего 446 стр., в ¼ л.). Первая глава имеет своим предметом «историю славянской идеи до XIX века»; вторая – «начальные годы XIX века и первое серьезное проявление в русской литературе славянской идеи»; третья – «панславистские тенденции в русских тайных обществах»; четвертая – «славянскую идею в 30– —509— 50-х годах»; пятая – «славянофильство, его представителей и противников»; шестая – «славянскую идею в 60–90-х годах и научное славяноведение»; послесловие подводит итоги всему сказанному. Не все перечисленные отделы сочинения разработаны с одинаковой тщательностью и успешностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. также гениальную и мало оцененную книгу Бахофена «Das Mutterrecht» (Bachofen J. J. Das Mutterrecht. Eine Untersuchung iiber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur. Stuttgart, 1861), исследующую мужское и женское начало в первобытной религии. 88 Пелагианство – течение в христианстве, основанное монахом Пелагием (ок. 360–ок. 422), утверждавшим, что спасение человека достигается прежде всего не благодаря ниспосылаемой на него божественной благодати (как считал Августин), ибо таинства, например крещение, не имеют сами по себе искупительной силы, а через нравственные усилия самого человека, наделенного свободой выбора. В «Послании Деметриаде» Пелагий писал: «Пожелав одарить разумное творение способностью желать добра и воспользоваться свободой выбора, Бог сообщил человеку способность следовать по той или иной дороге и тем самым оказываться в состоянии стать тем, кем он хочет» (цит. по: Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). 2-е изд. М., 1989. С. 235). 89 Об этом можно найти интересные мысли у Макса Шелера. См. его «Vom Umsturz der Werte» 1 Band «Zur Jdee des Menschen» и «Vom Ewigen im Menschen» ( Scheler М. Vom Umsturz der Werte. Bd. 1. Leipzig, 1915, 2 Aufl.– Leipzig, 1919; Vom Ewigen im Menschen. Leipzig, 1921). 90 Бремон говорит об «Humanisme devot» См. его «Histoire Litteraire du sentiments religieuse en France», т. I («Благочестивый гуманизм» (фр.). (Bremond H. Histoire litteraire du sentiment religieux en France depuis la fin des guerres de religion jusqu’a nos jours. Vol. 1. Paris, 1916). 91 Бестиализм (от лат. bestia – животное, зверь) – возврат к животному состоянию, озверение; о различных формах бестиализма Бердяев пишет в книге «Судьба человека в современном мире», наст, изд., с. 325–327. 93 См. Е. Rohde «Psyche. Seeienkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen». Род показывает, как раскрывалась душа и ее бессмертие. 94 Некоторые западные учителя Церкви видели в мифе о Прометее языческое искажение идеи творения мира истинным Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

995 Δυνμει, νεργε – термины Аристотелевой (перипатетической) философии, усвоенные также неоплатониками. 996 Преп. Максим дополняет мысль преп. Фалассия согласно с Немезием (О природе человека, гл. 44, PG. 40, 804 В, р. 174: русск. пер. Ф.С. Владимирского, стр. 199): последний против перипатетиков доказывает, что промысл простирается не только на виды, но и на отдельные существа). 997 Μρη μερικ означает частное, индивидуальное бытие в отличие от τ καϑ’ λου, т. е. видов (Ambigua, PG. 91, 1313 В). И виды и индивиды (отдельные существа) образованы по определённому λγος’у, основоначалу (идее, согласной с мыслью и волей Божией); те и другие имеют свой логос. Таким образом, есть логосы индивидуальные и логосы общие, видовые (ibid.). Последние, конечно, существуют в первых, как общее в частном. Каждый отдельный предмет имеет в себе в индивидуальном логосе общий. Этот общий логос и имеется в виду в дальнейшем изложении. Так как в данном случае речь ведётся собственно о людях, то их и нужно у пр. Максима разуметь под «отдельными существами», равно как под «общим видом» – естество человеческое. Термин «общий вид» в ближайших словах получает новое определение: – логоса («основоначала») «разумной сущности», т. е. (в данном случае) логоса человеческого естества. И тот и этот термины – понятия соотносительные, и потому употребляются одно вместо другого. Впрочем, это не означает их тожества; понятие естества включает в себе понятие λγος’а, естества, как часть (см. прим. 3 на стр. 56). Под логосом человеческого естества для нашего обыкновенного познания разумеется совокупность существенных признаков, образующих понятие человека; для внешней же действительности и для таинственного познания умозрителя – творческая духовная сила, сохраняющая бытие естества в определённых для него рамках (Orat. Dom, expositio, PG. 90, 901 D; Ambigua, PG. 91, 1085 A. 1081 A). Логос естества во всех одинаков, ибо всем одинаково присущ по естеству, равно как и естество у всех одинаково. Если далее речь идёт об «уподоблении» всех общему виду, или объединении с общим логосом естества, то речь, очевидно, касается не природы, а произволения человека (см. схолию 2) и тех частых уклонений от нормы естества, какие допускает греховная человеческая воля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II–III). Совершенно лишней в солидной работе является выписка из энциклопедии Брокгауза определений эклектизма (стр. 23–24). Некоторые выражения или неудобны или просто ошибочны: «констатировать» – вместо «определять» (стр. 27), оно же – без дополнения, на стр. 133; «комментирование», вместо «комментарий» стр. 10; «революционаризм» (стр. 90): «тогдашняя современность» (стр. 38); «ругань» (стр. III) и под. Кроме того, как ни богат указатель литературы о Страхове, составленный г. Матвеевичем, в нем есть, однако, и некоторые существенные пропуски. Так г. Матвеевичу не известно, что Страхову принадлежит биография Фета при 1-м томе стихотворений последнего в издании Маркса. Не указаны им также некоторые письма его, напечатанные в июньской кн. «Русск. Вестника» за 1901 г. Далее, некоторые статьи Страхова в первоначальном виде несколько полнее, чем их перепечатки в разных сборниках, которыми пользовался г. Матвеевич. Так статья: «Из воспоминаний о Ф. М. Достоевском», перепечатанная во 2-м томе его «Критических статей» из «Семейных вечеров», была еще раньше помещена им в «Руси» за 1881 г. 16), —291— с дополнением в конце и с интересным редакционным замечанием И. Аксакова. Статья «Об атомистическом строении вещества», вставленная в «Мир как целое», первоначально была напечатана в виде самостоятельной статьи в «Русск. Вестн.» за 1860 г. о чем, впрочем, и сам Страхов не нашел нужным упомянуть. Из литературы о Страхове г. Матвеевичу неизвестны несколько статей в «Историческом Вестнике»: «Станислав первой степени и енотовая шуба (Из воспоминаний о Н. Н. Страхове)» – за 1904 г., февраль, «Еще о Страхове» (– 1907. январь), «Л. Н. Толстой и Н. Н. Страхов в Оптиной пустыни (– апрель, и в июньской книжке – возражения на эту статью)» и – в «Русском Вестнике» за 1902 г. октябрь – большая критическая статья о Страхове Н. Скифа. Необходимо было бы также подвергнуть анализу роман Д. И. Стахеева «Пустынножитель», где, по свидетельству самого автора, под этим прозванием выведен Страхов. Но, за всем тем, работа г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсюда из непосредственного духовного созерцания λγος’а естества человек убеждается в необходимости а) искать опору бытия и блага только в Боге (Ambigua, PG. 91, 1116 С – D) и безразлично относиться к условиям внешнего существования, как стоящим ниже идеала естества, и притом временным и тленным (ibid. 1113 D; Orat. Dom. expositio 901 A), и б) придерживаться в отношениях к людям того же единства, какое дано в общности их природы. Последнее выражается в том, чтобы любить всех равной любовью, и ни в коем случае не разрывать единства природы, а вместе с тем и единства с логосом естества, разного рода проявлениями ненависти и разделения (Orat. Dom. expositio, PG. 90, 901 C – D; Ep. 2, PG. 91, 401 A), этими выражениями гномической (лично-самопроизвольной) эгоистической воли, а, напротив, согласовать произволение (γνμη) с естеством и в такой же степени выражать в нём общность естества, в какой она помимо произволения осуществлена в природе (Ер. 2, PG. 91, 396 С. 400 В), чтобы вместе с тем возвести его до идеала воли естественной. Таким образом, по учению пр. Максима, объединение с λγος’ом естества, имеющимся в каждом человеке, достигается любовью к людям. Вместе с этим объединением достигается и объединение его с другими людьми, т. е. со всем естеством (ibid. 400 С). 1002 Т. е. людей, к которым одинаково относится λγος разумной сущности (идея человека), как существенный признак. 1005 Душа пребывает одинаково во всех членах тела (св. Григорий Нисский . Об устроении человека, гл. XII, PG. 44, 160 А; XIV, 173 D; XV. 177 В; русск. пер. I, 115. 131. 135), как оживляющее начало. Если бы она не соприкасалась с каким-либо из членов его, то он был бы не живым, а мёртвым. Так и Божество в будущем обожении будет всецело обнимать естество спасаемых. 1006 Общие сущности (οσαι), о которых речь была в начале II ответа, в схолии отождествляются с λη, материей (в аристотелевском смысле). Под последней разумеется бесформенная основа бытия, принимающая в зависимости от того или другого формирующего начала ту или другую форму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, была открыта при Чемальской женской общине школа. В школе был установлен монастырский уклад жизни, строгое религиозное воспитание с особым вниманием на постановку пения, изучения алтайского языка и приучение к разнообразному сельскохозяйственному труду. Первый набор в школу был проведен успешно, стипендия обеспечена, и в 1915 г. ожидался первый выпуск учительниц» 87 . Будучи уже митрополитом Московским, Макарий объяснял преимущество женщин-учителей тем, что «учителя не могут долго заниматься в одной школе и переводятся с места на месте, ища большего оклада жалованья, а учительницы часто довольствуются и малым и просиживают подолгу на одном месте, а это очень важно и для школы, и для учеников, и даже для населения. А курсы устроил здесь, чтобы учительницы, потрудившись зиму, приезжали опять в эту же школу и здесь дружной семьей решали свои недоуменные вопросы» 88 . Важность и актуальность привлечения женщин на службу в православных миссиях осознавалась современниками. Восстановление института диаконисе для миссионерской деятельности могло организовать под эгидой Церкви многих женщин для решения задач социального обеспечения неблагополучных слоев населения: организацию больниц, школ для крестьян, аптек, начальных курсов образования для крестьянских женщин и т. д. Безусловно, и европейский опыт существования женских религиозных общин влиял на русскую общественность. В национальных церквах Западной Европы активизация женщин во второй половине XIX – начале XX в. также происходила в связи с индустриальной революцией, повлекшей за собой социальные изменения в обществе. Женщины пытались реализовать себя в социальном служении в Церкви, поскольку религиозная сфера не мыслилась изолированной от социально-общественной жизни общества. Во многих европейских странах с первой половины XIX в. активно действовали сестры милосердия (в меннонитских общинах Голландии; во Франции – сестры милосердия Винсента де Поля 89 ; в Австрии – общины по оказанию помощи заключенным; в Англии основоположницей профессиональной деятельности сестер милосердия была Флоренс Найтингейл) 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1985 г. заложников во Дворце правосудия в Боготе. В ходе предпринятого полицией штурма погибли более 100 чел. В 80-х гг. в К. возникли крупные наркокартели, в т. ч. Медельинский и Кали, оказывавшие серьезное влияние на политику и экономику страны и финансировавшие вооруженные отряды. В 1989 г. президент В. Барко Варгас объявил «тотальную войну» наркобизнесу. Аресты наркобаронов и их подручных вызвали со стороны наркомафии ответную волну насилия. В ходе предвыборной кампании 1990 г. были убиты 3 кандидата на пост президента. В 90-х гг. при поддержке США и международных финансовых орг-ций в К. был проведен ряд неолиберальных экономических реформ. В 1999 г. президент А. Пастрана Аранго обнародовал разработанный в США план борьбы с наркобизнесом и повстанческим движением в К., предусматривавший в т. ч. отправку в страну амер. военных экспертов и выделение ок. 7,5 млрд долл. на социальные нужды (фактически было выделено 1,3 млрд долл., в основном на проведение операций против партизан). С марта 2004 г. правительство осуществляет т. н. План патриот, согласно к-рому главными задачами колумбийских военных являются физическое уничтожение или поимка лидеров повстанческого движения, разрушение инфраструктуры и блокирование финансовой деятельности повстанцев. В июле 2005 г. был принят Закон о справедливости и мире, сделавший возможным разоружение боевиков правоэкстремистских Объединенных отрядов самообороны Колумбии. Общее число сложивших оружие составило ок. 40 тыс. чел. В начале июня 2008 г. А. Урибе Велес принял решение об освобождении из-под стражи в одностороннем порядке ок. 200 боевиков партии Революционных вооруженных сил Колумбии. В 2010 г. президентом К. стал Х. М. Сантос Кальдерон (переизбран в 2014). Лит.: Народы Америки. М., 1959. Т. 2; Historia extensa de Colombia. Bogotá, 1964-1985. 24 vol. in 41 pt.; Gait á n J. E. Antología de su pensamiento económico у social. Bogotá, 1968; Гонионский С. А. Колумбия. M., 1973; Molina G. Las ideas liberales en Colombia: 1915-1934.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

7 тыс. чел. Орг-ция ведет активную социальную работу в детских домах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Пятидесятничество распространилось в Н. в 1906 г., когда в страну из США вернулся проповедник брит. происхождения Т. Б. Барратт (1862-1940), бывш. методист, испытавший в Нью-Йорке, по его словам, «крещение Св. Духом» и «говорение языками». Он считается основателем классического пятидесятничества не только в Н., но и во всей Европе. В 1916 г. в норвеж. столице Барратт основал и возглавлял до 1940 г. общину «Филадельфия» (Filadelfiamenigheten), в наст. время являющуюся крупнейшей пятидесятнической общиной страны (ок. 2 тыс. чел.). Благодаря деятельности Барратта и его сторонников пятидесятническое движение из Н. распространилось в др. европ. странах (Швеция, Дания, Германия, Великобритания, Швейцария, Финляндия, бывшая тогда в составе Российской империи). В 60-х гг. XX в. в пятидесятническом движении в Н. произошел раскол: радикальный проповедник О. Самуэльсен (1915-1987) основал самостоятельные общины Маран-афа (Maran Ata-menigheter; на кон. 2017 зарегистрированы 2 общины этого направления с общей численностью ок. 60 чел.). В 90-х гг. XX в. пятидесятническое движение потеряло много сторонников из-за возникновения харизматических организаций. В 2017 г. в 330 самостоятельных пятидесятнических общинах были зарегистрированы 39 263 чел. Пятидесятническая миссия (Pinsemisjonen; ранее известна как «Внешняя миссия норвежских пятидесятнических общин», De norske pinsemenigheters ytremisjon) координирует гуманитарную, образовательную и миссионерскую деятельность ок. 100 проповедников более чем в 25 странах мира. В 1965 г. проповедник А. Эдвардсен (1938-2008) основал миссионерский фонд «Свидетельство веры - Евангелизация мира» (Troens Bevis Verdens Evangelisering) с центром в Саронс-Дале (коммуна Квинесдал). В 70-х гг. XX в. эта орг-ция стала представлять отдельное направление пятидесятнического движения, ориентированное на международную миссионерскую деятельность. В настоящее время фонд материально поддерживает более 800 миссионеров по всему миру.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В Нов. Каховке и в пос. Казацком Бериславского р-на существуют общины ассирийцев-несториан (см. ст. Несторианство ). Протестанты, католики, новые религиозные движения В 1781 г. ок. 1000 швед. колонистов с о-ва Даго (ныне Хийумаа, Эстония) отправились к нижнему Днепру. 1 мая 1782 г. в новооснованный пос. Гаммальсвенскбю (Альт-Шведендорф, Старошведское, ныне в черте с. Змиевка Бериславского р-на) прибыли 553 чел., в следующем году число колонистов сократилось до 135 чел. В нач. XIX в. около поселка шведов возникли нем. селения - Шлянгендорф, Мюльхаузендорф и Клостердорф, в них появились лютеранские и католические общины. Первую деревянную кирху для шведов построил кн. Г. А. Потёмкин, в XIX в. она сгорела. В 1882-1885 гг. в Старошведском была построена каменная кирха. В 1896 г. в Херсонском у. в пределах Н. и Г. е. действовали лютеран. молитвенные дома в нем. колонии Мариенгейм Нововоронцовской вол., в Старошведском (Альт-Шведендорф) и Гадючем (Шлянгендорф) Старошведской вол. В 1869 г. немцы-переселенцы из Таврической губ. основали колонию Кронау (с 1915 Высокополье). В нач. XX в. в Кронау действовали 2 кирхи, главной из них была Свято-Троицкая, возведенная в 1897 г. К нач. XX в. большинство католиков и лютеран жили в Херсонском у. в волостях Кронауской (3879 чел.- католики и лютеране) и Старошведской (11 066 чел.- католики и лютеране). В 1896 г. в Херсонском у. на территории Н. и Г. е. действовали римско-католич. молитвенные дома в нем. колониях Мангейм Кронауской вол., Симонсфельд Нововоронцовской вол., Клостердорф (Костырка) Старошведской вол. В кон. XIX в. переселенцы из Польши построили костел в с. Новопетровка (ныне Нижнесерогозского р-на). 1 авг. 1929 г. ок. тысячи шведов уехали из региона в Швецию. К 1930 г. кирхи в Старошведском и др. селах были закрыты. В сер. XX в., после переселений и репрессий, бывш. нем. и швед. поселения выше Берислава образовали один населенный пункт - с. Змиевка. В нач. 90-х гг. XX в. одна из кирх в Змиевке была восстановлена (лютеран. храм св.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

О.Артемий: - Едва ли не Государя, какого-то сиятельного державного мужа. В одном из уголков этого парка стоял  деревянный храм в честь святителя Тихона Задонского. До революции он был обнесен галереей, такой же деревянной, гульбищем. Я помню, лет 25 тому назад одна старушка мне рассказывала, как девочкой она молилась в 1915 году, среди цветущих роз и безотрывно взирала на старенького батюшку, который отличался большим усердием к службе и радушием в отношении прихожан. Увы, и здесь прогремела разрушительная музыка революции. Этот оазис духовной жизни был разорен, и в 90-х годах мы застали впечатляющую и страшную картину. На месте храма -  практически он разрушен - остался лишь фундамент, какая-то слесарная автомобильная мастерская, повсюду мазут, кучи старого заржавевшего металла. От былого великолепия не осталось и следа. Сегодня, 25 с лишним лет спустя здесь уже располагается благоустроенный Скит Алексеевской обители. Но сегодня в большом количестве собрались прихожане и гости во  вновь отстроенном, замечательном памятнике деревянного зодчества -  храме святителя Тихона Задонского, украшенном резьбой, изразцовыми печами. Самое удивительное, что здесь совершенно не слышно городского шума. Чистый воздух  дарит москвичам возможность почувствовать себя как в деревне. Матушка Игуменья и сестры, прихожане, молодежный клирос с удовольствием совершали службу. Мне пришлось сказать небольшое слово о святителе Тихоне, который сам отличался простотой. Несмотря на прекрасное духовное богословское образование, на то, что он преподавал дисциплины в нескольких высших духовных учебных заведениях русского Севера. Под конец жизни, отстранившись от внешнего служения, святитель подчинился внутреннему расположению души и стал уделять основное время тайной молитве. Посещая службы Задонской обители, всегда стремился в келью, чтобы продолжить свой разговор с Богом. Интереснейшие записки келейника святого Тихона рассказывают, как приходилось ему, святителю Тихону, бороться с духом тьмы, облегавшим его со всех сторон искушениями, наводившими подчас уныние и тоску. Однако опытный в  духовной жизни молитвенник преодолевал эти тяготы, и Бог осенял его едва ли не зримо божественной благодатью. Так что святитель Тихон мог часами неподвижно предстоять, падши ниц лежать пред домашним распятьем, внимая тем неизреченным воздыханиям, которые дух Господень полагал в его сердце. Святитель обрел особенную, трепетную любовь к людям, внешне не высказываемую. Однако даже дети ощущали сокровенное его тепло души, стремились к общению с ним, а он писал свои книги, в которых явственно чувствуется присутствие этой премудрой божественной благодати.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-prazdn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010