Энгельса. После 1991 г. началось переселение в О. о. мусульман из республик бывш. СССР, а также из северокавказских республик РФ. Первая религ. орг-ция была образована турками-месхетинцами, переехавшими в О. о. в нач. 90-х гг. XX в. из Ферганской обл. Республики Узбекистан. 2 нояб. 1998 г. было зарегистрировано «Общество мусульман» Болховского р-на, 11 нояб. 2009 г.- орг-ция мусульман «Иман» Мценского р-на, 10 июля 2012 г.- орг-ция «Ихлас» г. Орла. Эти орг-ции подчиняются Духовному управлению мусульман европ. части России (Московскому муфтияту). В Орле действует 2 молельных дома: Центральный (в вост. части города, в Завокзальном пос. (Выгонке)) и на территории, прилегающей к центральному рынку города. В 2011 г. в Орле планировалось начать возведение мечети, однако запросы на согласование строительства, направленные в администрацию города в 2009 и 2010 гг., были отклонены. В Мценске молельный дом располагается на арендуемой мусульм. общиной территории бывш. гостиницы, в Болхове мусульмане также арендуют помещение. Общая численность мусульман в О. о. составляла 20-25 тыс. чел. (на 2017), их наибольшая концентрация отмечена в Орле, Орловском, Болховском, Мценском, Новосильском, Кромском, Хотынецком, Покровском и Знаменском районах. Иудаизм Евр. община появилась в Орле в сер. XIX в. в связи с водворением на постоянное жительство отставных «николаевских солдат» (призванных на военную службу детей евреев), причисленных к местному мещанскому сословию. Община пополнялась прибывающими в Орловскую губ. из «черты оседлости» ремесленниками и купцами. Еще в 40-х гг. XIX в. для погребения умерших иудеев было отведено специальное кладбище (в районе совр. железнодорожного вокзала), в 1895 г. оно было расширено. В 1867 г. в Орле проживало 115 евреев, в 1897 г.- 1750, к 1915 г. их численность увеличилась до 2,6 тыс. чел. В 1876 г. в Орле открыт молельный дом. В 1880 г. группа евреев, приезжавших в Орёл на короткое время, подала прошение об открытии 2-й синагоги, т. к. в существовавшей «возобладал дух хасидизма». В 1909 г. в Орле действовали отд-ние Об-ва для распространения просвещения между евреями в России, Об-во пособия бедным евреям (создано в 1901), к 1910 г. открылась талмуд-тора. В 1905 г. созданное специально для постройки новой синагоги хозяйственное правление Орловского евр. молитвенного дома приобрело участок земли на ул. 2-й Никитской (ныне Советская), где была построена миква, а в 1909-1911 гг.- большая каменная синагога (архит. Ф. В. Гаврилов при участии архит. А. А. Химеца).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Палийские аваданы (apadana) вошли в собрание «Кхуддака-никаи» (XIII раздел), где они составили 547 биографий монахов и 40 – монахинь. Как и в случае с джатаками, их распространение отнюдь не ограничивалось традицией тхеравадинов; наиболее популярные тексты этого цикла относятся к санскритской литературе и были переведены на китайский и тибетский. Интересующие нас санскритские аваданы входят в серию повествований о «славных деяниях» маурийского императора Ашоки Пиядаси (III в. до н. э.), очень почитаемого за активную деятельность по распространению буддийской дхармы персонажа буддийских сборников. Фигура мудрого и благочестивого царя, который наставлениями и делами побуждает всех, кто с ним был связан, к духовно-нравственному совершенству, очень рано стала легендарной. К древним собраниям авадан, включавшим и рассказы об Ашоке, принадлежит текст, традиционно идентифицируемый как «Сутраланкара» Ашвагхоши (под этим названием издан и его наиболее известный перевод [Сутраланкара, 1908]). Впоследствии, однако, Г. Людерс доказал, что этот текст – «Кальпа-намандитика» Кумаралаты (обычно датируется II – III вв. н. э.). Сочинение содержит 90 назидательных историй, изложенных преимущественно в стихах. Хотя от санскритского оригинала сохранились лишь фрагменты, он воспроизведен в китайском переводе. Еще одной древней «коллекцией» является «Ашока-авадана», которую составитель ее недавнего критического издания С. Мукхопадхьяя относит на основании литературных связей с другими собраниями и датировок ее китайских переводов к III в. [Ашока-авадана, 1963, с. XVIII, LX]. Она объединяет четыре главных цикла, связанных не только с самим Ашокой, но и с его наследниками, в том числе с братом царя Виташокой и сыном Куналой (легенда об ослеплении последнего не добившейся от него взаимности мачехой Тишьяракшитой вошла в «золотой фонд» мировой литературы). Четыре главы цикла об Ашоке включены в третью древнюю антологию авадан, «Дивья-авадану» («Небесная авадана»), – весьма неоднородное собрание 38 историй, созданных, видимо, в разное время в различных буддийских центрах, но отражающих общую идейную направленность в духе хинаянской сарвастивады [Бонгард-Левин, Волкова, 1963, с. 87]. Происхождение этого памятника вызывает определенные аналогии с генезисом «Махавасту» (см. гл. 4). По мнению некоторых буддологов, он представляет собой «собрание анекдотов и легенд» из Винаи сарвастивадинов. Об этом, по их мнению, свидетельствуют реликты дисциплинарных правил в «Небесной авадане» (см. [Валле-Пуссен, 1915, с. 329]). В целом ее датируют III в., но в ней сохранились более ранние слои.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Капеллы-конхи, помещенные в Казанской ц. (мавзолее А. Д. Ланского), на диагональных осях основного 8-гранного зала и отделенные от него свободно стоящими колоннами (как в рим. Пантеоне), снаружи значительно ниже основного объема, что очень похоже на реконструкцию гробницы Кальвенциев, сделанную Лигорио. Нижнюю часть здания (до карниза этих капелл) К. обработал рустом, имитируя в штукатурке блочную каменную кладку античных памятников и указывая на воображаемую древность постройки. Многочисленные ниши полукруглой и прямоугольной формы внутри храма также восходят к античным погребальным прототипам: на проектном чертеже разреза (ГМИС. I-A-363-u) в прямоугольных нишах показаны статуи, в полукруглых - урны (Джакомо Кваренги. 1999. С. 68). Отсутствие иконостаса на этом чертеже свидетельствует о том, что замысел получил развитие от надгробной часовни до храмовой постройки. Важная и часто используемая тема в архитектурном наследии К.- ярус звона колоколен в виде 8-гранных башенок: в их основных гранях прорезаны арочные проемы, на диагональных меньших по ширине гранях - прямоугольные ниши, размещенные в 2 яруса. Нижние ниши по высоте соответствуют пятам арок, верхние, одинаковой ширины с нижними, имеют квадратные или прямоугольные (горизонтальные) пропорции и располагаются выше пят арок. Таковы 2 колокольни Смоленской ц. в Б. Пулкове, колокольни, устроенные вместо 4 малых куполов в 5-главом монастырском Спасо-Преображенском соборе в Новгороде-Северском (1791-1806; чертеж фасада - в ГМИС. I-A-436-u, см.: Павелкина. 1998. С. 96), колокольни в проекте собора для Кременчуга (в Академии Каррары в Бергамо, см.: Пилявский. 1981. С. 158), колокольни в виде цилиндрических «мавзолейчиков», обставленных колоннами, в варианте фасада из ГМИС ( Павелкина. 1998. С. 90), а также в проектах усыпальницы А. А. Безбородко для усадьбы Стольное (2 варианта, см.: Там же. С. 159; см. также: Лукомский. 1915) и неизвестной церкви для Москвы ( Piljavski. 1984. P. 278, 279. Tav. 395-398). В этих храмах К. разрабатывал тему большого 5-купольного собора 4-столпной структуры с одним или неск. портиками. Сравнение проектов показывает, что «тема» чередования арочных проемов с 2-ярусными нишами выглядит как прямое заимствование или «цитата» из важного для церковной архитектуры иконографического источника. Исследование проектов К. Смоленской ц. в Б. Пулкове на основании аналогии с цилиндрическими «памятными» башнями свидетельствует о том, что 8-гранные колокольни с 2-ярусными нишами на диагональных гранях тоже связаны с сакральной темой.

http://pravenc.ru/text/1684011.html

Гл. гл 1, 2 и 4. сочинения безусловно следует считать уклонением от темы. В 1-й гл. автор говорит о нашествии французов, о господствовавшем в то время в обществе ложно-мистическом направлении, о митрополите Филарете и его отношении к кн. Голицыну и к Академии и о др. посторонних предметах. 2-я глава излагает педагогическая идеи Екатерины II и др. деятелей 18 в., подробно трактует о старой школе и преобразованной в начале 19 в. В 4-й гл. автор говорит об ученом монашеств в Академии при первых ректорах. Все это, бесспорно, имеет слишком далекое отношение к главному предмету темы. В частых и пространных примечаниях автор хотя и сообщает немало небезынтересных сведений, но также нередко далеко уходит в сторону (особенно на с. 5 обор., 6 обор., 19 обор. и мн. др.) и загромождает свое изложение ненужными подробностями. О. Крылов употребил немало старания и труда и немало сделал для разработки своей темы, однако он успел описать только пять первых ректоров. Давая часто весьма подробные сведения об их жизни и деятельности, наш автор старается главным образом в каждом из них выяснить нравственные достоинства и значение для Академии. О деятельности первого ректора Сименона Крылова —334— (с. с. 24–31) автор исчерпал, кажется, все, что нашел о нем в печати. Подробно охарактеризована, далее, высоко-добродетельная личность второго ректора – Филарета Амфитеатрова . С особенной любовью и более подробно (с. с. 31–58) автор останавливается на этом именно великом святителе, которого он называет отцом лучших академических традиций (с. 58). В довольно определенных чертах рисуется личность третьего ректора, Кирилла Богословского, деятельного поклонника аскетического идеала (с. с. 59–70). Автору удается оттенить добрые черты и в личности следующего ректора, архим. Поликарпа (с. с. 71–91), все же он заметно идеализирует этого почившего начальника Академии и без достаточных оснований переоценивает его значение для дальнейшей истории Академии (с. с. 90–91). Довольно обстоятельно, наконец, обрисована с нравственной и отчасти с научной стороны и личность пятого ректора, Филарета Гумилевского (с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Греки оплакивают родных, убитых в Смирнской резне 1922 г.      В октябре 1915 года военный министр турецкого правительства Энвер-паша заявил: «Я хотел бы решить греческую проблему в ходе войны тем путем, каким я, кажется, уже решил проблему армянскую». У Энвера-паши, урожденного Исмаила Энвера, к тому времени был уже богатый опыт создания проблем и поисков их решения. Идеолог и практик пантюркизма, активный участник младотурецкой революции 1908 года в Османской империи, один из трех лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», он всерьез заявлял о своей «особой судьбе» и «божественном предназначении», сравнивая себя с Наполеоном I Бонапартом. В январе 1913 года в результате военного переворота, совершенного Энвером, устанавливается военная диктатура «трех пашей»: Энвера-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши. Это был негласный военный триумвират, который фактически захватил всю власть в Турции. Занявший пост военного министра Энвер-паша не просто был идеологом пантюркизма и панисламизма – он выпускал прокламации, в которых объявлял себя сейидом (потомком пророка Мухаммеда), призывая к искоренению всего немусульманского населения Османской империи – армян, ассирийцев, ливанцев, греков. Имея давние дипломатические связи в Берлине, Энвер-паша являлся сторонником военного союза с Германией и вовлечения Османской империи в Первую мировую войну . Геноцид греков Понта Политический проект пантюркистов «Туран Йолу» («Дорога в Туран») поддерживался партией большевиков, чей лозунг «Поражение своего правительства в войне» был очень выгоден пантюркистам. Их конечной целью было убедить тюркоязычные народы Кавказа, Крыма, Поволжья, Туркестана и Ирана отделиться от Российской империи и Ирана для создания новой сверхдержавы «Туран». (Карту великого Турана от Балкан до Якутии мне приходилось своими глазами видеть в присутственных местах в Турции уже в XXI веке, но это только к слову.) И серьезной проблемой для реализации подобного проекта становились все христиане Османской империи. Военный триумвират «трех пашей» и был основным инициатором и организатором геноцида армян, греков и ассирийцев Османской империи во время Первой мировой войны. Турецкие власти заявляли, что депортация и физическое уничтожение этих народов необходимы в силу их неблагонадежности, приверженности России. Правда, уже в конце 90-х годов XX века мне доводилось встречать утверждения, что депортация в безводные пустынные районы (фактически «марши смерти») была мерой вынужденной, дабы спасти нетурецкое население от наступления русской армии. Однако в первой четверти ХХ века Османская империя еще не обращала внимания на мнение мирового сообщества и даже не затрудняла себя столь смехотворно-лицемерными объяснениями.

http://pravoslavie.ru/79375.html

Лишь спустя несколько десятилетий (в 1939 году), прославившись за океаном как создатель великолепных летающих лодок (его «клипер» S-42 первым начал выполнять регулярные рейсы через Атлантику), Сикорский вернулся к юношеской мечте - к вертолётам. Своим Vought-Sikorsky VS-300 он задал классическую схему одновинтового вертолёта с рулевым (хвостовым) винтом, по которой выполнено 90% вертолетов. И сегодня во всём мире имя Сикорского ассоциируется с боевыми и гражданскими геликоптерами марки Sikorsky. Но первым крупным успехом Игоря Сикорского был, конечно же, «Русский витязь», а затем - созданный на его базе «Илья Муромец», признанный одним из лучших тяжёлых бомбардировщиков Первой мировой войны. Этот самолёт был особенно выдающимся для начального периода войны - ведь на момент её начала такого рода аэропланами, помимо России, располагала только Италия, причём неуклюжие этажерки Джанни Капрони не шли ни в какое сравнение с русскими красавцами-гигантами. К слову сказать, в 1915 году Сикорский спроектировал и первый в мире истребитель сопровождения для своих «Муромцев» - С-16. А ведь многие относились к идее постройки тяжёлого многомоторного аэроплана скептически - ставилась под сомнение возможность управлять им. Сикорскому приходилось отстаивать свои смелые взгляды. «Будущее за большими и тяжёлыми самолётами», - доказывал он. Уверенности русскому конструктору придавали многократно выполненные им расчёты. Ему удалось-таки убедить в реализуемости своего проекта директора «Руссо-Балта» Шидловского. Гигантский биплан был практически полностью готов в начале 1913 года. По размерам и массе этот самолёт («Грандом» его окрестили рабочие завода) вдвое превосходил всё, что было создано в авиации до него. Длина - 20 м, размах верхнего крыла - 27 м, площадь крыльев - 120 кв. м (по другим данным - 125), масса пустого аппарата превышала 4 тонны. «Гранд» стал первым в мире самолётом с большой закрытой, застеклённой кабиной (длина 5,75 м, высота 1,85 м) для экипажа из двух человек и пассажиров. В салоне были предусмотрены даже удобства: умывальник и туалет! Обзор из кабины был великолепный. А перед ней, в самом носу аэроплана, устроили небольшой открытый балкон, на который пассажиры могли выходить прямо в полёте - подышать свежим воздухом и полюбоваться пролетаемой местностью!

http://pravoslavie.ru/61588.html

В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах. Яблочкина в роли Хлестовой «Горе от ума» Миссис Пиггинс «Пигмалион» Б. Шоу 1943-1944 Турусина - А. Яблочкина, Крутицкий - А. Зражевский «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского 1941-1942 Роль Богаевской. М.Горький «Варвары» А.А. Яблочкина возглавляла своеобразное общество «великих старух Малого Театра» в лице его корифеев – народных артисток СССР: В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой, В.Н.Пашенной. Среди этих уникальных величин, Яблочкина по возрасту была самая старшая. Великие старухи Малого Театра – Рыжова, Яблочкина и Турчанинова Чествование 90 летнего юбилея Яблочкиной Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 году в возрасте 95 лет, в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). Последняя роль, которую Яблочкина сыграла, по словам театроведа П.Маркова, «с не иссякающим трогательным блеском и благодушным юмором». На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915 году, после смерти основательницы Русского театрального общества Марии Гавриловны Савиной, возглавила это общество (с 1932 года – ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. А.А. Яблочкина, как поистине символическая фигура в российском и советском театральном искусстве, была близко знакома с высшими государственными и политическими деятелями Советского Союза, в частности, с первым заместителем Председателя Совета Министров СССР Молотовым и в особенности дружна с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Ворошиловым. До войны ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Сталин в 1943 году присвоил ей премию своего имени – Сталинскую 1 степени в размере 100 000 рублей, громадные деньги для того времени. 50 000 рублей из этой суммы Яблочкина отдала на строительство самолета «Сталинский Лауреат».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/20/ba...

В окт. 1914 г., вскоре после начала первой мировой войны, Япония захватила о-ва Палау и депортировала всех нем. граждан, за исключением миссионеров. В 1915 г. нем. капуцинов обвинили в подстрекательстве местных жителей к восстанию против японцев, после чего их депортировали вместе с францисканскими монахинями. Католич. община, насчитывавшая к тому времени ок. 400 чел., лишилась пасторов. Японцы продолжали политику насильственной аккультурации и ассимиляции местного населения. С противодействием палауанцев япон. оккупации связывают возникновение в тот период синкретической религии модекнгей. В 1920 г. Япония, получившая мандат Лиги Наций на управление Палау, обратилась в Ватикан с просьбой прислать католич. миссионеров на управляемые ею острова Микронезии при условии, что они не будут немцами по национальности. В 1921 г. на Палау прибыли 4 испан. иезуита, к-рые занялись восстановлением миссионерских станов, пришедших в упадок или исчезнувших за 7 лет отсутствия пасторов. В окт. 1921 г. на о-ве Ангаур иезуиты освятили небольшую деревянную часовню, к-рую выстроили ок. 100 католиков-чаморро (представители коренного населения Марианских о-вов), переехавших сюда для работы на фосфатных рудниках. В 1929 г. на Палау прибыли первые протестант. проповедники с о-вов Чуук - нем. семейная пара евангеликов, связанная с Либенцелльской миссией, и обращенный ими чуукец. Они основали общину в поселении Нгивал, на сев.-зап. побережье о-ва Бабелтуап, и быстро нашли последователей как среди адептов модекнгей, так и среди католиков. В 1930 г., впервые с 1710 г., на Сонсороле высадился католич. миссионер Э. Фернардес и в том же году крестил 90 взрослых местных жителей. В течение 30-х гг. XX в. население Юго-Западных о-вов было обращено в католичество. В 1931 г. католич. община на Палау насчитывала до 1 тыс. чел. В 1935 г. в Короре на месте старой, деревянной церкви, основанной в 1891 г., была торжественно освящена первая на Палау каменная (из бетона) католич. ц. Св. Сердца. В 1938 г. церкви были воздвигнуты на о-ве Ангаур (из дерева и цемента) и в Мелекеоке (на бетонном фундаменте). К 1941 г. число католиков возросло до 2 тыс. чел., что составляло примерно 1/3 местного населения. Во время япон. владычества на Палау появились последователи синтоизма, в 1940 г. в Короре был торжественно открыт синтоистский храм.

http://pravenc.ru/text/2578704.html

88 Как для уничтожения «яда змиева» нужна была кровь Христа, так для отмены праведного приговора Божия над родом человеческим нужен был неправедный суд над Христом 89 В деле искупления должно было действовать (фигурировать) дерево, потому что оно действовало в грехопадении. 90 Отмечается новая сторона в искуплении: искупление человечества от страстей, что достигнуто было страданием Бесстрастного; греч. παθος , как и слав. «страсть» означает прежде всего страдание, а затем страсть в русском значении слова. Т.о. стихира дает исчерпывающее освещение всего дела искупления, доказывая необходимость всех составных актов его, находя в нем таких актов четыре. Вообще церковные песнопения это целая богословская система. 91 В этой связи знаменательный эпитет; ср. выше «царское здание». 92 Греч, и др.слав. «страшному» φριχτ . 93 οκονομα см. Рожд. Богор. (изд. Киев, 1915 г.), стр. 39, прим. 39. 94 От моря Чермнаго. Чермное море, называемое иначе Красным морем, составляет часть (залив) Индийского океана и отделяет Аравию от Африки. Евреи, чудесно перейдя с западного берега (где находился Египет) на восточный, остановились здесь на месте, известном доселе под именем «Источников Моисея» Отсюда начинается сорокалетнее странствование евреев по пустыне аравийской, или по т. Наз. Каменистой Аравии 95 В пустыню Сур. Пустыня Сур, иначе называемая Ефам (Числ 33 8), куда теперь направились евреи, находится на восточном берегу одного из за¬падных заливов Чермного моря, а именно залива Суэцкого. 96 В Мерру. Мерру полагают обыкновенно в теперешней вади (долине) Гавара; она находится невдалеке (в расстоянии 15—16 часов пути) от того мес¬та, где евреи перешли Чермное море. Источник Гавара и теперь имеет соло¬новато-горький вкус воды. 97 Древо — ξλον кусок дерева, палку Предположение (И Флавия), что Моисей вычерпал воду и новая вода оказалась хорошая, ни на чем не основа¬но. Также нет оснований объяснять перемену вкуса воды естественным дей¬ствием дерева, хотя в некоторых местах есть деревья, улучшающие вкус воды, но, разумеется, в небольшом количестве

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Вопрос о субъективной искренности или правдивости и объективной истинности или историчности содержания «Confessiones» Августина и два направления: а) положительное, традиционное, супранатуралистическое и б) отрицательное, критическое, натуралистическое в его решении старой и новой ученой литературой данного предмета, т. е. с одной стороны – отсутствие в «Исповеди» психологической фальши, а с другой – факт несоответствия некоторых сообщаемых здесь сведений исторической действительности, как результат коренного изменения самой личности автора и его религиозно-нравственного мировоззрения к моменту составления им «Исповеди», и существующий в связи с этим в ученой литературе двоякий взгляд на природу или характер центрального факта «Исповеди», т.е. «обращения» (conversio) Августина, как на а) событие внезапное, мгновенное и чудесное (Wörter и другие католические исследователи Августина) и б) как на естественный результат или прямое завершение всего предшествовавшего ему хода духовного развития Августина (Harnack, Loofs, Gurdon, Scheell, Thimme; Буасье, Трубецкой, Гревс, Тэнтэл) – см., напр., V. Thimme. Augustins geistige Entwickelung in den ersten Jahren nach seiner «Bekehrung», 386–391. Berlin. 1908 (passim) и другие исследования западноевропейских ученых. Ср. еще Г. Буасье. Падение язычества (Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV-oм веке. Пер. с франц. под ред. М. С. Корелина). Москва. 1892. Стр. 196–220. Ив. Гревс, цит. соч. 133 стр. А. А. Тэнтэл. К вопросу об «обращении» бл. Августина (в Сборнике «К двадцатипятилетию учено-педагогической деятельности И. М. Гревса. СПб. 1911»). Стр. 411–429. 89 Confess. VIII, XII, 29. Migne, t. 32, col. 762; p. n. I, 230–231 et n. 30, col. 762–764; p. n. I, 232–233 Cnfr. Confess. IX, II, 3; p. n. I, 235.– 0. Bardenhewer, op. cit. S. 411. 90 Проф. И. В. Попов. Личность бл. Августина. Богосл. Вестн. 1915 г. Мес. Февраль. Стр.325: «Своею «Исповедью», – говорит этот новейший исследователь личности бл. Августина и его гносеологии, – он создал новый тип религиозности и стал властелином сердец, ищущих успокоения в Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010