Прот.И.Сергиев”. См.: Беседы о.протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. 2-е изд. Пг., 1915. С.60–61. 90 Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, разработал учение о “сверхчеловеке”, предпринял радикальную критику всех общечеловеческих ценностей, в том числе христианства. 93 Святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867) – выдающийся проповедник и богослов, государственный деятель. Его многочисленные творения остаются душеполезным чтением и поныне. В 1994 г. переизданы проповеднические труды высокопреосвященного Филарета в 5 т. и его толкования на “Бытие” Ветхого Завета в 3 т. Причислен к лику святых. 94 Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918) – русский публицист патриотического направления, постоянный сотрудник “Нового времени”. Расстрелян большевиками в городе Валдае. 98 “А.Ф–вна” – Анна Федоровна Аксакова, урожденная Тютчева (1829–1889) – фрейлина высочайшего двора (1853–1858), затем до 1866 г. воспитательница младших царских детей; мемуаристка, автор книги “При дворе двух императоров”. Жена И.С.Аксакова. 99 В Государственном Совете не одни мы отказались почтить Толстого вставанием: почти вся правая группа удалилась из зала, чтобы не участвовать в этом “почитании»... 105 Поселянин Евгений Николаевич, настоящая фамилия Погожее (1870–1931) – видный духовный писатель, автор многих книг на церковную тему. Расстрелян большевиками. 106 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

86 Имеется в виду присяжный поверенный А. М. Никитин, один из инициаторов проведения 5 сентября совещания профсоюзных организаций рабочих и торговых служащих для обсуждения политического положения («роспуск» Государственной думы, забастовка в Москве). Совещание было проведено в здании Московской городской думы. 88 Мобилизация в Болгарии началась 8 сентября 1915 г., вскоре после того, как были заключены Болгаро-германский договор о дружбе и союзе, Болгаро-турецкий договор об исправлении границы и Военная конвенция между Болгарией, Австро-Венгрией и Германией (24 августа 1915 г.). 89 Речь идет о Лечебно-воспитательном заведении доктора В. П. Кащенко, размещавшемся в доме 8 по Погодинской улице. Г. И. Россолимо состоял там консультантом. Заведение было организовано по типу западноевропейских медико-педагогических институтов. Школьные занятия велись сообразно умственным способностям каждого ребенка. Существовало отделение подготовки в учебные заведения (или «мастерская Россолимо»), которое и посещал сын Богословского. Там с детьми занимались гимнастикой, рукоделием, лепкой, некоторыми ремеслами. 90 Реформа предполагала, в первую очередь, принятие нового устава университетов. Его проект был разработан под руководством министра народного просвещения гр. П. Н. Игнатьева. Проект во многом возвращался к уставу 1863 года. Он восстанавливал университетскую автономию и выборность профессоров и преподавателей; отменял гонорары; сокращал срок пребывания студентов в университете до трех лет (кроме медицинского факультета, где срок обучения оставался прежним – 5 лет); упразднял государственные экзамены в существовавшей форме. Предполагалось степень магистра упразднить, восстановить степень кандидата и сохранить степень доктора. Подробнее о проекте см.: Линниченко И. А. Проект нового университетского устава//Вестник Европы. 1916. 2. С. 175–200; Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX вв. М., 1991. 94 Богословский перечисляет благотворительные стипендии для оставленных при Московском университете для приготовления к профессорскому и магистерскому званиям, обеспечивавшиеся процентами с пожертвованных капиталов: имени Володи Павлова, имени С. М. Соловьева и имени Сергея Иловайского. Стипендия имени Соловьева была учреждена в 1888 г. на проценты с суммы в 41 500 руб., собранной по всероссийской подписке. Из этой же суммы, кроме того, выплачивалась премия имени Соловьева в ОИДР. На учреждение стипендии имени Володи Павлова потомственным почетным гражданином П. А. Павловы м был пожертвован капитал в сумме 18 700 рублей. В 1915 г. историк Д. И. Иловайский внес капитал в 10 000 руб. для обеспечения стипендии имени его сына Сергея, умершего в 1905 г. от туберкулеза. Всего по Московскому университету было около 400 благотворительных стипендий (см.: Указатель пожертвованных капиталов по Министерству Народного Просвещения. СПб., 1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В 1882 г. в К. е. имелось 84 благочиннических округа, в 1913 г.- 80 (3 в Киеве, по 6 в Киевском, Васильковском, Липовецком, Радомысльском, Сквирском, Черкасском уездах, по 7 в Бердичевском, Звенигородском, Каневском уездах, в Уманском у.- 8, в Чигиринском у.- 5). Количество приходских церквей в кон. XIX - нач. XX в. увеличивалось. В 1882 г. в К. е. насчитывалось 1326 приходов, в 1895 г.- 1340 приходов (в т. ч. 13 соборных храмов, 23 церкви при уч-щах, благотворительных и др. заведениях, а также при кладбищах), в 1913 г. имелось 1384 прихода. В 1908-1909 гг. в К. е. действовали 12 муж. мон-рей (5 штатных и 7 заштатных) и 7 женских (2 штатных и 5 заштатных). В муж. обителях жили 474 чел., в жен. мон-рях - 438 насельниц. В нач. ХХ в. система духовного образования К. е. включала КДАиС, 4 духовных уч-ща - Киево-Подольское, Киево-Софийское, Уманское и Черкасское, 2 киевских жен. епархиальных уч-ща. Ок. 90% священников имели семинарское образование, 5% священников и 40% протоиереев были выпускниками духовных академий. В 1900-1919 гг. в Киевской консистории были представлены только клирики из белого духовенства. Во время первой мировой войны в ряде мон-рей К. е. открылись лазареты, работали церковные приюты для сирот. В 1914 г. начал работу крупнейший в епархии лазарет при Киевском Владимирском епархиальном братстве. Большой детский приют (для 49 мальчиков и 27 девочек) существовал при Киево-Печерской лавре (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 726); в нач. 1917 г. 31-й Киевский епархиальный съезд принял решение выделить 25 тыс. р. на строительство приюта для детей погибших воинов при Межигорском Преображенском жен. мон-ре. При поддержке Церкви в Киеве и Киевской губ. нашли приют многочисленные беженцы из оккупированных австрийскими и нем. войсками юго-зап. и северо-зап. губерний Российской империи. Особенно много беженцев прибыло весной-летом 1915 г., 3 приехавших униат. священника (Сваричевский, Кульчицкий и Криницкий) приняли в Киеве Православие. По указу Киевского митрополита от 6 мая 1915 г. представители интеллигенции размещались в Киево-Софийском и Киево-Подольском духовных уч-щах (на 1916 в каждом из них размещалось по 300 чел.), студенты - в Ионинском и Выдубицком мон-рях, учащиеся девушки - в Киево-Покровском и Межигорском жен. мон-рях. С 1915 г. епархиальное духовенство проводило регулярный сбор денег и продуктов питания для солдат на фронтах, в 1916-1917 гг. проходили сборы средств на нужды инвалидов войны. В нач. 1917 г. настоятель церкви в мест. Хабное Радомысльского у. провел сбор золотых вещей для передачи в фонд поддержки раненых.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Количество младенцев в Иннокентьевком приюте в 1914 г. месяцы Осталось Поступило вновь Выбыло Умерло Остается Учет младенцев велся аккуратно. Однако значительное число ребятишек, попавших в приют, умирало, совсем небольшая часть усыновлялась или возвращалась матерям. «Большинство детей, попадавших в приют, – рахитники, простуженные, недоношенные, зараженные», – докладывал врач Н.Д. Агеев. В течение года удалось спасти жизнь 30 младенцам, из которых 3 взяты были в дети, 10 возвращены матерям, часть осталась в приюте. Таким образом, процент устроенных младенцев составлял 12 %. Вместе с тем, депутатов города и простых обывателей смущал тот факт, что эффективность приюта была незначительной. Большинство младенцев умирало, из 112 человек – 90 умерли, что составляло 80 %. Детские приюты начала ХХ века были плохо снабжены медикаментами и не имели должных условий для ухода за больными детьми. Несмотря на трудности в работе приюта, губернатор и епископ просили город назначить ежегодное ассигнование на его содержание в 500 рублей, но средства от Городского Общественного самоуправления удалось получить только в 1914 г. Для помощи приюту И.И. Крафт также обратился к владельцам аптек города, прося отчислять по 1 коп. с каждого проданного рецепта. Все аптеки города согласились на подобные пожертвования, однако Общество Енисейских врачей отказалось делать эти отчисления, сославшись на отсутствие средств, но тут же сделало взнос 100 рублей в общество взаимного кредита (о конфликте губернатора Крафта с обществом врачей рассмотрим в другой раз). Губернатор Иван Иванович Крафт умер 21 ноября 1914 г. В 1915 г. в разгар Первой мировой войны деятельность приюта начала медленно затухать. Вестник городского общественного управления г. Красноярска перестал публиковать отчеты о приюте. Приют взял под свое покровительство епископ Никон, однако средств катастрофически не хватало. Епископ Никон обращался 21 сентября 1915 г. к красноярцам: «Общество подкидышей не получает ни копейки постоянного пособия, а необходимо и тут собрать около 2000 рублей». Для сбора средств был организован в Красноярске «Праздник сердца» 26 сентября 1915 г. Он позволил собрать некоторые средства для содержания приюта.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/14/...

а) врача: врач, Действительный Статский Советник, Антон Антонович Радкевич; б) секретаря Совета и Правления Академии: Коллежский Советник Николай Дмитриевич Всехсвятский. в) эконома Академии: священник Константин Павлович Любомудров. III. Состав учащихся. К 1915–1916 учебному году оставались от предшествовавшего года три академических курса: IV, III и II в числе 178 студентов; l-й же курс (LXXIV со времени основания Академии) образовался в начале отчетного года особым —16— порядком (в изъятие из правил устава духовных академий) установленным отдельными распоряжениями Святейшего Синода. 1) Озабочиваясь пополнением состава I курса Императорских духовных Академий и в виду распоряжения Министерства Народного Просвещения о незамедлительном принятии в число студентов университетов молодых людей, окончивших курс, средних учебных заведений, Святейший Синод, указом от 24 июля 1915 года за 9956, определил: 1) предоставить Правлениям духовных академий зачислить не позднее 1 августа в состав студентов I курса без экзамена посланных на синодальные средства, а равно всех студентов, духовных семинарий и окончивших курс в высших и средних учебных заведениях, подавших о сем прошения и представивших рекомендации от надлежащего начальства;... 3) незамедлительно принять в духовные Академии, также без экзамена, и тех, о коих состоялись особые определения Святейшего Синода; 4) в случае, если не представится возможным принять в ту или другую академию всех подавших прошения о приеме, по вместимости академических зданий, предоставить Учебному Комитету распределить их по другим академиям равномерно. На основании сего Правление Академии в собрании 31 июля 1915 года зачислило в состав I курса 118 лиц, из коих 90 (по вместимости академических аудиторий) – в Императорскую Московскую Духовную Академию, а остальных 28 – на основаниях, изложенных в п. 4-м указа Святейшего Синода за 9956, т. е. с распределением их в другие Академии, по усмотрению Учебного Комитета при Святейшем Синоде. – В состав I курса Московской Духовной Академии были приняты: а) 50 студентов духовных семинарий – с помещением их в академическое обще-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть Спасители знамен К 100-летию подвига летчиков Новогеоргиевской крепости 13.09.2015 846 Время на чтение 6 минут Трагический август 1915-го, ставший одним из самых тяжелых для Русской армии месяцев Великой войны «месяцем массовых сдач» , как назовет его позже известный военный историк А.А.Керсновский, был отмечен не только тяжелыми поражениями, но и славными подвигами. Один из таких подвигов, несколько подсластивший горечь бесславной сдачи Новогеоргиевска, совершили летчики этой крепости. Новогеоргиевская крепость, расположенная в 30 км от Варшавы, в месте слияния рек Вислы и Наревы, была оставлена отступавшей Русской армией на произвол судьбы. По непонятной причине, командование Северо-Западного фронта вовремя не эвакуировало гарнизон этой твердыни, оставив встречать наступавших немцев около 90 тыс. бойцов из ополченческих пехотных частей. По оценке Керсновского, «заперев всю эту огромную толпу в обреченную крепость, штаб Северо-Западного фронта дарил Гинденбургу целую армию и преподносил немцам ключи крепости на золотом блюде» . Не удивительно, что Новогеоргиевск выдержал лишь 10 дней немецкой осады и 7/20 августа капитулировал. Комендант крепости генерал Н.П.Бобырь перебежал к врагу, гарнизон, следуя приказу своего начальника, сдался в плен... Единственным утешением стало спасение знамен гарнизона, которые перед падением крепости были эвакуированы русскими летчиками. Произошло это событие за день до сдачи Новогеоргиевской крепости. Военный летчик Константин Константинович Вакуловский вызвался спасти знамена воинских частей, секретные документы и ордена офицеров гарнизона. «6-го августа 1915 г., когда дальнейшее оставление аппаратов в осажденном Новогеоргиевске стало опасным и было получено предписание о вылете, подпоручик Вакуловский, вместе с офицером-наблюдателем предложили начальнику штаба крепости отвезти крепостные штандарты, а также Георгиевские кресты и, после данного ими клятвенного обещания принять все меры к уничтожению вместе с собою штандартов в случае неудачи полета, получили разрешение» , сообщается в официальном документе. В тот же день, воспользовавшись сильным туманом, летчики погрузили реликвии на аэропланы и практически «вслепую» отправились в рискованный перелет. Летчикам предстояло пролететь около 300 км (из них 200 над вражеской территорией), чтобы добраться до расположения своих частей. И это им удалось! Под огнем неприятеля, аэропланы добрались до Белостока.

http://ruskline.ru/history/2015/09/14/sp...

БВ 5 декабря 2023, 21:15 Население города Энгельса больше населения городов Псков и Новгород. Если бы встал вопрос о переименования Энгельса, можно предложить переименовать его, например, в Гагарин на Волге, сокращенно Гагарин. А нынешнему городу Гагарин, население которого в 10 раз меньше населения города Энгельса, можно вернуть историческое название Гжатск. Поскольку над Энгельсом Гагарин учился летать в аэроклубе, под Энгельсом Гагарин приземлился после первого полета в космос и напротив Энгельса через Волгу находится международный аэропорт " Гагарин " . БВ 5 декабря 2023, 20:57 Дополнительная справка - город Энгельс, до 1931 года назывался Покровск, железнодорожная станция так и нахывается Покровск, не переименоввывалась. Город спутник Саратова, население Энгельса 225 тыс человек (2021) больше чем население города Пскова. Город Маркс - районный центр Саратовской области, до 1915 года - Екатериненштат, с 1915 - Екатериноград, с 1920 - Марксштадт, с 1942 - Маркс. Всего в России есть 1496 улиц имени Карла Маркса, и 625 улиц имени Фридриха Эенгельса (источник - исследование Яндекса). Галина И. 5 декабря 2023, 19:38 Соловьев заметил: " Историей образована пропасть между нашей и Западной Церковью. Но как ни глубока эта пропасть, все-таки она вырыта не Божиими, а человеческими руками " . Сжигать или не сжигать " Капитал " не решит суть проблемы. Причина соц.-экономического кризиса в России- в отсутствии нравственного узаконивания новых экономических процессов, пришедших в 90-е годы на смену старым. В целях эффективного рыночного хозяйствования необходимо было прописать и узаконить духовную, нравственную, этическую основу экономики в традиционном для нас русле. Православный взгляд на соработничество Церкви и государства в эконом. деятельности, в труде и собственности практически не востребован. Отсюда все беды. Алла 5 декабря 2023, 18:11 Идеологи коммунизма были против панславянства, но они были против и пангерманизма в равной степени. Все это они считали реакционными пережитками и т.п. Они оценивали нации через один критерий - склонность к революции, и были тут вполне последовательны. И с какой стати анализ военных действий к чему-то там призывает? Это нормально, предполагать, что должна сделать одна из сторон, чтобы победить в войне.

http://pravoslavie.ru/157631.html

Во-вторых, занятие церковно-историческими вопросами не отгораживало академических наставников от церковно-общественной деятельности. Трое из четырех профессоров кафедры русской церковной истории (за исключением протоиерея Павла Николаевского) активно участвовали в церковно-общественных дискуссиях, в том числе на страницах светской и церковной периодической печати. За это, а точнее за свои либеральные взгляды, двое были уволены из академии, а Б.В. Титлинов впоследствии вообще, к сожалению, стал одним из идеологов обновленческого движения. В-третьих, каждый из профессоров уделял много внимания работе со студентами при написании выпускных кандидатских диссертаций. За период с 1889 по 1915 гг. на кафедре было защищено 90 работ. Справедли- вости ради надо отметить, что многие студенты писали работы по истории Русской Православной Церкви и на кафедре гражданской русской истории, которую с 1891 г. занимал профессор П.Н. Жукович. На этой, как выясняется, «конкурирующей» кафедре под руководством Платона Николаевича с 1891 по 1915 гг. было написано и успешно защищено 124 кандидатских диссертации . В-четвертых, представленный краткий обзор истории одной из академических кафедр позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо более интенсивно продолжать изучение деятельности профессоров академии, сравнивая их наработки с исследованиями других церковных историков того же времени, выявляя их взаимные контакты и т.д. Кроме того, ценный и абсолютно неизученный пласт представляют собой студенческие кандидатские диссертации выпускников СПбДА, часть из которых сохранись в ОР РНБ и ЦГИА СПб. То же, что не сохрани- лось, хотя бы отчасти можно изучить и проанализировать на основании отзывов научных руководителей, которые печатались в «Журналах заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». Источники и литература: 1 .Богданова Т.В. Н.Н. Глубоковский . Судьба христианского ученого. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 2 . Богословский М. М. Дневники (1913–1919): Из собрания Государственного исторического музея. М.: Время, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Сложившееся в 60-80-х гг. XIX в. движение латышских интеллигентов (младолатыши), выступавшее за национальное возрождение, равные права латышей на владение землей, на хозяйственную и профессиональную деятельность, на образование на родном языке и др., способствовало сохранению и развитию латыш. письменной культуры в условиях гос. политики русификации. В кон. 80-х - 90-х гг. XIX в. в связи с поддержкой рабочего движения демократически настроенной интеллигенцией оформилось движение «Новое течение» (Jauna stra  va), членами к-рого были поэт Ян Райнис, а также основатели Латышской социал-демократической рабочей партии (1904) П. И. Стучка, Ф. А. Розинь, Я. Э. Янсон-Браун и др. Экономический кризис 1900-1903 гг. привел к обострению социальных и национальных проблем. В ходе революции 1905-1907 гг. в Лифляндии и Курляндии неоднократно имели место вооруженные столкновения отрядов крестьян и рабочих с силами самообороны помещиков и правительственными войсками. В авг.-нояб. 1905 г. в обеих губерниях было введено военное положение, отмененное только в кон. 1908 г. После обнародования Манифеста 17 окт. 1905 г. образовались 4 партии буржуазно-демократической направленности, выступавшие за создание национальной автономии в составе Российской империи, за ограничение прав нем. меньшинства в регионе, за свободное развитие капиталистических отношений. После начала первой мировой войны и вторжения герм. войск в Курляндию (апр. 1915) во внутренние районы Российской империи были эвакуированы крупнейшие предприятия вместе с инженерно-техническим составом и кадровыми рабочими. Из Курляндии и Лифляндии в соседние губернии выехала почти треть всего населения этих территорий. Активное участие в боях с герм. армией приняли созданные летом 1915 г. национальные воинские подразделения (латыш. стрелки), в которых со временем прочные позиции заняли большевики. После Февральской революции 1917 г. съезды латыш. общественности в 3 исторических землях - в Видземе (Лифляндии), Курземе (Курляндии) и Латгале (Латгалии) избрали делегатов на Вселатвийское собрание народного представительства (ВСНП). На съезде в Валке 18 нояб. 1917 г. ВСНП избрало Временный национальный совет (ВНС), взявший курс на создание самостоятельной Латвийской Республики. С весны 1918 г. ВНС работал в Риге в координации с подпольным Демократическим блоком, объединявшим все национально ориентированные партии, кроме большевиков, которые с кон. апр. 1917 г. вели работу по созданию советской республики. 16-18 дек. 1917 г. в Валмиере была провозглашена Латвийская Советская Республика, однако к февр. 1918 г. большая часть территории совр. Л. была оккупирована герм. войсками.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В 90-х гг. XIX в. вышел ряд исследований, связанных с историей христианства в Центр. Азии в домонг. и монг. эпоху («Мусульманские известия о Чингизидах-христианах», 1892; «Еще о христианстве в Средней Азии», 1896). К этой тематике Б. возвращался в 1914 г. («К вопросу о Чингизидах-христианах»). В 10-х гг. ХХ в. Б. рассматривал проблемы исторической роли христ. Востока, межконфессиональных культурных влияний в ср. века в обзорных работах «Турция, ислам и христианство» (1915), «Культура мусульманства» (глава «Христианский Восток и его значение для ислама», 1918). В этих и др. сочинениях Б. касался тем христ. влияния на Мухаммада , роли и места христиан в сасанидском Иране, отношения к христианству малоазийских суфиев и ранних османов и др. Ряд работ Б. посвящен контактам христ. Запада и мусульм. Востока («Карл Великий и Харун ар-Рашид» (1912), «К вопросу о франко-мусульманских отношениях» (1915) и др.). В трудах «Ислам» (1918), «Мусульманский мир» (1922) и др. рассматривались проблемы сущности ислама, преемственности в восприятии различными народами мусульм. культуры. В исследованиях о раннем периоде ислама («К вопросу о сабиях», 1917; «Мусейлима», 1925; «Коран и море», 1925), а также в статьях, опубликованных в «Энциклопедии ислама», Б. показал себя мастером научной аргументации и толкования текстов вост. авторов. Следуя традиции рус. историков-востоковедов, Б. занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах», написана в 1918, опубл. в 1940). Б. уделял большое внимание истории востоковедения («История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 19252), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905» (СПб., 1909)), регулярно публиковал статьи по вопросам взаимоотношений средневек. Востока и Запада в сб. «Христианский Восток». Б. вел большую педагогическую работу, состоял членом комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на лат., участвовал в организации Среднеазиатского гос. ун-та, в создании востоковедческих б-к и собирании вост. рукописей. Выступал с докладами на международных конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Мн. его монографии переведены на иностранные языки (англ., нем., тур. и др.).

http://pravenc.ru/text/77634.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010