—258— заимствованных у Филарета, Сопикова, Строева, Белокурова и др. Так дело обстоит по вопросу о греческих оригиналах, где автору не удалось занять своей определенной позиции относительно ни одного издания (в лучшем случае автор прибегает к существующим готовым справкам); не лучше оно и в дальнейших частях анализа: относительно сущности исправления (напр., постной триоди 1656 г., стр. 266), или приемов исправления и перевода Славенецкого (стр. 292–298). Самостоятельно подойти к этому отделу своей работы автор очевидно не решился. Правда, мы не можем отрицать у автора вообще попыток в этом направлении. Так, напр., в целях бльшей осведомленности в биографических данных (гл. III) Славенецкого, он обращается непосредственно к архивным документам (Архива Мин. Иностр. Дел, Архива Мин. Юстнции, см. стр. 152, 171 и 472), или, при разработке его проповеднической деятельности, знакомится с проповедями Епифания, хранящимися в Моск. Синодальной Б-ке (рук. 597; стр. 330). Но дело от этих попыток в сущности не выигрывает: они или лежали совсем на другой плоскости (детальный разбор проповедей относится к сфере гомилетики), или же – в первом случае – оказались и бесплодными (см. стр. 152). Таким образом автор, сосредоточивая свои изыскания по преимуществу во всех остальных областях многообразной деятельности Славенецкого, кроме книжной, уклонился в сторону наименьшего сопротивления. Получилась довольно обычная работа компилятивного типа, с известною долею критического анализа использованного материала. Взятое в этом виде сочинение г. Величкина производит благоприятное впечатление: не сказав ничего нового, он со старым материалом по данному вопросу освоился весьма достаточно, составил себе довольно определенный взгляд на личность Славенецкого и приобрел близкое знакомство с затронутой эпохой. К числу недостатков изложения должно отнести: шероховатость языка, неудачность в выражениях (71, 94, 95, 129, 205, 210, 212, 268, 287, 301 стр.), и в конструкции фразы (75, 76, 231 и др. стр.); попадаются недосмотры (26, 83, 87, 89, 90, 91, 124, 265, 266, 290, 302, 336 и др. стр.), противо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть Спасители знамен К 100-летию подвига летчиков Новогеоргиевской крепости 13.09.2015 846 Время на чтение 6 минут Трагический август 1915-го, ставший одним из самых тяжелых для Русской армии месяцев Великой войны «месяцем массовых сдач» , как назовет его позже известный военный историк А.А.Керсновский, был отмечен не только тяжелыми поражениями, но и славными подвигами. Один из таких подвигов, несколько подсластивший горечь бесславной сдачи Новогеоргиевска, совершили летчики этой крепости. Новогеоргиевская крепость, расположенная в 30 км от Варшавы, в месте слияния рек Вислы и Наревы, была оставлена отступавшей Русской армией на произвол судьбы. По непонятной причине, командование Северо-Западного фронта вовремя не эвакуировало гарнизон этой твердыни, оставив встречать наступавших немцев около 90 тыс. бойцов из ополченческих пехотных частей. По оценке Керсновского, «заперев всю эту огромную толпу в обреченную крепость, штаб Северо-Западного фронта дарил Гинденбургу целую армию и преподносил немцам ключи крепости на золотом блюде» . Не удивительно, что Новогеоргиевск выдержал лишь 10 дней немецкой осады и 7/20 августа капитулировал. Комендант крепости генерал Н.П.Бобырь перебежал к врагу, гарнизон, следуя приказу своего начальника, сдался в плен... Единственным утешением стало спасение знамен гарнизона, которые перед падением крепости были эвакуированы русскими летчиками. Произошло это событие за день до сдачи Новогеоргиевской крепости. Военный летчик Константин Константинович Вакуловский вызвался спасти знамена воинских частей, секретные документы и ордена офицеров гарнизона. «6-го августа 1915 г., когда дальнейшее оставление аппаратов в осажденном Новогеоргиевске стало опасным и было получено предписание о вылете, подпоручик Вакуловский, вместе с офицером-наблюдателем предложили начальнику штаба крепости отвезти крепостные штандарты, а также Георгиевские кресты и, после данного ими клятвенного обещания принять все меры к уничтожению вместе с собою штандартов в случае неудачи полета, получили разрешение» , сообщается в официальном документе. В тот же день, воспользовавшись сильным туманом, летчики погрузили реликвии на аэропланы и практически «вслепую» отправились в рискованный перелет. Летчикам предстояло пролететь около 300 км (из них 200 над вражеской территорией), чтобы добраться до расположения своих частей. И это им удалось! Под огнем неприятеля, аэропланы добрались до Белостока.

http://ruskline.ru/history/2015/09/14/sp...

В 90-х гг. XIX в. вышел ряд исследований, связанных с историей христианства в Центр. Азии в домонг. и монг. эпоху («Мусульманские известия о Чингизидах-христианах», 1892; «Еще о христианстве в Средней Азии», 1896). К этой тематике Б. возвращался в 1914 г. («К вопросу о Чингизидах-христианах»). В 10-х гг. ХХ в. Б. рассматривал проблемы исторической роли христ. Востока, межконфессиональных культурных влияний в ср. века в обзорных работах «Турция, ислам и христианство» (1915), «Культура мусульманства» (глава «Христианский Восток и его значение для ислама», 1918). В этих и др. сочинениях Б. касался тем христ. влияния на Мухаммада , роли и места христиан в сасанидском Иране, отношения к христианству малоазийских суфиев и ранних османов и др. Ряд работ Б. посвящен контактам христ. Запада и мусульм. Востока («Карл Великий и Харун ар-Рашид» (1912), «К вопросу о франко-мусульманских отношениях» (1915) и др.). В трудах «Ислам» (1918), «Мусульманский мир» (1922) и др. рассматривались проблемы сущности ислама, преемственности в восприятии различными народами мусульм. культуры. В исследованиях о раннем периоде ислама («К вопросу о сабиях», 1917; «Мусейлима», 1925; «Коран и море», 1925), а также в статьях, опубликованных в «Энциклопедии ислама», Б. показал себя мастером научной аргументации и толкования текстов вост. авторов. Следуя традиции рус. историков-востоковедов, Б. занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах», написана в 1918, опубл. в 1940). Б. уделял большое внимание истории востоковедения («История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 19252), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905» (СПб., 1909)), регулярно публиковал статьи по вопросам взаимоотношений средневек. Востока и Запада в сб. «Христианский Восток». Б. вел большую педагогическую работу, состоял членом комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на лат., участвовал в организации Среднеазиатского гос. ун-та, в создании востоковедческих б-к и собирании вост. рукописей. Выступал с докладами на международных конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Мн. его монографии переведены на иностранные языки (англ., нем., тур. и др.).

http://pravenc.ru/text/77634.html

Но в Испании, например, не хуже, а ведь тогда она еще не дождалась своего не очень плохого благодетеля. В Польше же или в Португалии, Греции, даже в далекой Японии (Демоскоп не знает, было ли у них там что-то вроде Латеранского конкордата) – просто лучше. Но это – естественный прирост, а была ведь еще и эмиграция. Может быть она сократилась? Точно, сократилась. В 1906-1910 годах из Италии выезжало в среднем за год 402 тысячи человек, а в 1926-1930 – около 90 тысяч. Большая победа и заслуга г-на Муссолини – иначе зачем бы нам об этом здесь говорить. Только в это время выезд из многих стран Европы подсократился. Из Испании и Португалии в 1926-1930 годах в среднем за год выезжало 75 тысяч человек, а было 185 тысяч, в 1911-1915 – даже 220 тысяч в год; выезд с Британских островов – уж какие колониалисты – сократился с 234 тысяч в год в 1906-1910, с 265 тысяч в 1911-1915 до 162 тысяч в 1926-1930 и до жалких 30 тысяч в 1931-1935. Кого должны благодарить Британские острова? Пусть нам разъяснит г-н Белковский, чтобы нас не разочаровывать. Тут бы можно было и остановиться, но осталось одно небольшое дельце. В те далекие годы между двумя мировыми войнами в Европе было несколько человек, которых полезно передать на отмывание г-ну Белковскому. Он безусловно найдет у них кое-что не очень плохое, а если не найдет, так мы ему подскажем. Мы же знаем, например, какие замечательные автострады были построены в одной стране, какие планы преобразования природы выполнялись в другой, а уж про всякие там мировые спортивные рекорды, чемпионаты мира, кино – и прочие фестивали и говорить не приходится... Но опять-таки Демоскопу некогда всем этим заниматься, его сейчас больше беспокоит низкая рождаемость. И особенно она беспокоит его почему-то именно в тех странах, которые так близко подошли к " Триумфу воли " незабвенной Лени Рифеншталь. Его иногда называют еще тоталитаризмом. В развитых, индустриальных и постиндустриальных обществах, как правило, не самых бедных, рождаемость сейчас везде низкая, что и говорить.

http://religare.ru/2_11543.html

Среди многих проблем, связанных с семинарией, особую трудность вызывало зачисление в учебное заведение детей из крестьян. Поступая в семинарию, они или их родственники, были обязаны платить за них подушные налоги. В случае, если налоги не выплачивались, власти требовали исключения воспитанника из семинарии с тем, чтобы он сам работал и платил за себя. Особая заслуга в разрешении этого вопроса принадлежит епископу Филарету (Филаретову) . Благодаря его настойчивости и упорству упомянутые налоги были отменены. В жизнь входили различные формы материальной поддержки семинаристов из малоимущих семей, которые не могли оплатить обучение. Примечательно, что эта проблема была решена в отношении учащихся латышей и эстонцев. Для них ещё архиепископ Платон добился 120 государственных стипендий. Благодаря ходатайству епископа Филарета (Филаретова) семинария получает ещё дополнительные стипендии. В 90-х годах по благословению архиепископа Арсения стипендии, не израсходованные на духовное сословие, стали передаваться учащимся из русских и белорусских крестьянских семей. Забота проявилась и о тех, кто не попал в число стипендиатов. Для них было расширено общежитие, где они за очень низкую плату могли получить жильё и полное содержание. Для выпускников семинарии исключительно важное значение имело то, что семинарии предоставлялась возможность направлять окончивших полный курс в ведущие ВУЗы страны. Для латышей и эстонцев ещё в 1864 году было выхлопотано 10 стипендий в Российских университетах. Это несомненно способствовало увеличению интеллигенции среди латышского и эстонского народов. Упомянутые льготы оставались вплоть до Первой мировой войны. Семинаристы-латыши, как писал Андрей Поммер , были увлечены утверждением в народе национальных традиций. Эти устремления они реализовывали практически повсеместно, занимая места священников и учителей в латышской среде. Лучшим периодом в жизни семинарии было время до Первой мировой войны . Затем последовали беды и потрясения. После наступления немцев, 19 июля 1915 года семинария была эвакуирована вначале во Псков, затем, в сентябре 1915 года, в Нижний Новгород и разместилась в епархиальном Серафимовском приюте . В одночасье в Риге были отобраны здания семинарии (ныне Медицинская Академия), а также здания Рижского духовного училища (ныне Дворец школьников).

http://drevo-info.ru/articles/3685.html

Ссуды выдавались на срок от 24 лет шести месяцев до 34 лет шести месяцев по нормальной и специальной оценкам. Кредит Крестьянского поземельного банка, в отличие от других земельных банков, был строго «целевым»: только на покупку земли. Средства на выдачу ссуд Крестьянский банк получал путём выпуска 5,5%-ных закладных листов с номиналом 100, 500 и 1 тыс. руб. (были обеспечены землёй, принятой банком в залог) и за счет правительственных субсидий. Банк выдавал ссуды в размере 80–90 % стоимости покупаемой земли на срок от 13 лет до 51 года. По ссудам банк взимал от 7,5% до 8,5% годовых. Граф Игнатьев. Портрет работы Б. Кустодиева (1902)      Еще одно отличие Крестьянского поземельного банка от частных земельных банков состояло в том, что он взыскивал платежи по ссудам по истечении полугодичного срока, а не вперед. В 1883–1915 гг. свыше 1 млн. крестьянских дворов приобрели через банк более 15,9 млн. десятин земли (это больше территории современных Австрии, Швейцарии и Словении, вместе взятых). Общая сумма выданных ссуд превысила 1,35 млрд. рублей. Действия Крестьянского банка распространялись на всю страну (на губернии Царства Польского с 1888), за исключением Остзейского края: к 1890 банк имел отделения в 41 губернии, к 1915 – в 68. Влияние ипотеки на развитие экономики России трудно переоценить. Именно она во многом явилась той основой, на которой стала бурно развиваться промышленность и торговля после отмены крепостного права. Такие государственные ипотечные кредитные учреждения, какими были Крестьянский поземельный банк и Дворянский земельный банк способствовали консолидации земельной собственности в стране и предоставили наиболее экономически активным гражданам возможность перевести свое хозяйство на капиталистический путь развития. В этот период времени в финансово-кредитной системе России значительную роль начинают играть предприятия частного банкирского промысла. К ним относились банкирские дома и меняльные лавки. Частные кредитные учреждения возникли в конце XVIII, начале XIX в Вильно, Одессе, Риге, Петербургу, Москве. Среди них крупнейшими были банкирские дома Гинцбургов, Поляковых, Штиглица и др. В отличие от других учреждений коммерческого кредита (коммерческих банков, обществ взаимного кредита, городских общественных банков), банкирские дома не подлежали строгой законодательной регламентации, не имели устава и не были обязаны публиковать свои балансы.

http://pravoslavie.ru/95213.html

В течение первого десятилетия существования дома в нём не было детей дворян, и только 1% составляли дети чиновников. Позже доля детей дворян и чиновников увеличилась до 5%. Медицинскую помощь детям из учебно-заработного дома бесплатно оказывали врачи М.Ф. Волков и А.Г. Норден. Лекарства также бесплатно давали аптекари: вначале И.М. Шмуккер, позже К.Ф. Зиберт. К 1915 году в Учебно-заработном доме содержалось 122 человека (71 мальчик и 54 девочки) в возрасте от 6 до 18 лет, но одному из опекаемых было 20 лет. В сословном составе детей произошли заметные изменения. Самую большую группу на 1 января 1916 года составляли дети крестьян – 70 человек. Вторую по численности группу составляли дети мещан и ремесленников – 32 человека. Совсем немного, всего по два ребенка, было из дворянских, чиновничьих и солдатских семей. Некоторые дети вообще не знали своего происхождения. Значительную роль в жизни Учебно-заработного дома по-прежнему играли единовременные пожертвования. Например, в 1913 году тысяча рублей " на удовлетворение необходимых текущих нужд призреваемых в этом доме обоего пола детей " поступила по духовному завещанию купца Ильи Афанасьевича Медведева. В 1916 году по духовному завещанию вдовы коллежского регистратора Лидии Михайловны Михайловой поступило по сто руб. на каждого ребенка. Около двух тысяч рублей составляли ежегодные взносы членов Благотворительного Союза. Так, в 1915 году 90 членов Союза внесли в кассу дома 1980 руб. Не забывали сирот и просто сочувствующие саратовцы. Они " жертвовали, главным образом, пищевые продукты и материалы для одежды и белья " После октября 1917 года, в связи с изменением политического строя в стране, поступление вышеназванных средств и процентов с капиталов Учебно-заработного дома, размещенных в банках и ценных бумагах, прекратилось. И дом закрылся, совсем немного не дожив до своего полувекового юбилея. В советское время, до 1931 года, здесь был образован Гидрометеокомитет, в дальнейшем переименованный в " Гидрометеорологическую обсерваторию " Потом в здании долгое время находилось Областное Бюро Технической Инвентаризации Техническую инвентаризацию сменила опять " Гидрометеорологическая обсерватория " , находящаяся там и поныне в виде " Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды " Давыдов В.И., сотрудник ГУК " НПЦ по историко-культурному наследию области " , краевед, член Российского общества историков-архивистов " Саратовский край.

http://religare.ru/2_88958.html

Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Сложившееся в 60-80-х гг. XIX в. движение латышских интеллигентов (младолатыши), выступавшее за национальное возрождение, равные права латышей на владение землей, на хозяйственную и профессиональную деятельность, на образование на родном языке и др., способствовало сохранению и развитию латыш. письменной культуры в условиях гос. политики русификации. В кон. 80-х - 90-х гг. XIX в. в связи с поддержкой рабочего движения демократически настроенной интеллигенцией оформилось движение «Новое течение» (Jauna stra  va), членами к-рого были поэт Ян Райнис, а также основатели Латышской социал-демократической рабочей партии (1904) П. И. Стучка, Ф. А. Розинь, Я. Э. Янсон-Браун и др. Экономический кризис 1900-1903 гг. привел к обострению социальных и национальных проблем. В ходе революции 1905-1907 гг. в Лифляндии и Курляндии неоднократно имели место вооруженные столкновения отрядов крестьян и рабочих с силами самообороны помещиков и правительственными войсками. В авг.-нояб. 1905 г. в обеих губерниях было введено военное положение, отмененное только в кон. 1908 г. После обнародования Манифеста 17 окт. 1905 г. образовались 4 партии буржуазно-демократической направленности, выступавшие за создание национальной автономии в составе Российской империи, за ограничение прав нем. меньшинства в регионе, за свободное развитие капиталистических отношений. После начала первой мировой войны и вторжения герм. войск в Курляндию (апр. 1915) во внутренние районы Российской империи были эвакуированы крупнейшие предприятия вместе с инженерно-техническим составом и кадровыми рабочими. Из Курляндии и Лифляндии в соседние губернии выехала почти треть всего населения этих территорий. Активное участие в боях с герм. армией приняли созданные летом 1915 г. национальные воинские подразделения (латыш. стрелки), в которых со временем прочные позиции заняли большевики. После Февральской революции 1917 г. съезды латыш. общественности в 3 исторических землях - в Видземе (Лифляндии), Курземе (Курляндии) и Латгале (Латгалии) избрали делегатов на Вселатвийское собрание народного представительства (ВСНП). На съезде в Валке 18 нояб. 1917 г. ВСНП избрало Временный национальный совет (ВНС), взявший курс на создание самостоятельной Латвийской Республики. С весны 1918 г. ВНС работал в Риге в координации с подпольным Демократическим блоком, объединявшим все национально ориентированные партии, кроме большевиков, которые с кон. апр. 1917 г. вели работу по созданию советской республики. 16-18 дек. 1917 г. в Валмиере была провозглашена Латвийская Советская Республика, однако к февр. 1918 г. большая часть территории совр. Л. была оккупирована герм. войсками.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Вы только будьте добры ко мне – возьмите у него мои книжки и сведите с ним счёты относительно того, сколько их распродано и за них сколько уплачено. Пусть Хитров рассчитывается сам с другими, с кем мы не имели ни какого дела. А то, пожалуй, он свалит и это дело на нас. – К Старчевскому чрез Хитрова или чрез почту напишите, думает ли он уплатить мне не доплаченный долг (около 90 руб. сер.); если думает, то пусть вручит вам для передачи мне, а если не думает, то скажите, что г. Бухарев так богат и обеспечен с таким избытком, что докучать уже не будет. Хорошо, если бы он отдал; тогда вы взяли бы из этих денег взятые нами у вас 25 руб. сер. и ещё взятые мной у вас —511— в Переславле 10 руб. и также выданные вами Осипу Михайловичу, – чтобы – положенные в проценты деньги оставались нетронутым нашим фондом. Ваши Александр и Ан. Бухаревы. P.S. Катеньку и Сашеньку целуем. Наши поклоны передайте Надежде Петровне и Петру Петровичу с Ольгой Петровной. Я совсем было попал с неделю назад в Хотьков. Пишите туда и от нас поклоны. 59. 23-го ноября 1864 г. Добрые наши Александр Алексеич и Екатерина Петровна! Добрый именинник до трёх дней, говорят добрые люди; а неизвестный вам о. Архимандрит Нифонт толковал, бывало, что «уж худой именинник до трёх дней, а хороший – на неделю». По таким хорошим речам, очевидно, не будет поздно поздравить вчерашнюю именинницу с Ангелом, а Александра Алексеича с именинницами. Это поздравление и извольте принять от нас. Цель настоящего письма, впрочем, не одно поздравление, а ещё уведомление вас, что мы выезжаем из Твери в село для жительства. Это село Млево в 40 вёрст. от Вышн. Волочка, – квартира у священника, у которого мы гостили в последнее наше путешествие в Петербург. Адрес наш: В Вышний Волочек, Священнику села Млева о. Иоанну Алексеевич у Георгиевскому для передачи Александру Матвеичу Бухареву. Особенных причин, привязывающих нас к Твери, нет, а сельская жизнь представляется более удобной в финансовом отношении; хочется ещё, если Бог даст, в следующее время заняться пересмотром и довершением дела об Апокалипсисе и, связанного с ним внутренно, дела о 3 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—128— (56). По отношению к милостыне нужно держаться заповеди: всякому просящему у тебя дай (101). Папа разрешает ношение и целование креста во всякое время, не исключая четыредесятницы, но только для людей чистых (7; 8); миряне могут изображать крест и на обеденных столах (53). На вопрос, каких животных и птиц можно употреблять в пищу, папа отвечает, что всяких 226 (43); нельзя осуждать даже тех, кто вкушает животных, убитых без пролития крови (90). Можно есть животное, убитое евнухом, и по каким соображениям греки запрещают это, папа не понимает (57); но не следует есть убитое язычником (91). Ответы папы на вопросы юридического характера 227 очень кратки и просты: нужно поступать с теми или другими преступниками по законам, сборник которых папой вручен епископу, не забывая однако христианского милосердия и прощения. На принципиальный вопрос болгар, позволительно ли вообще судить кого-либо за уголовные проступки, папа отвечает утвердительно: если бы никто не хотел грешить, никто никого не должен был бы и судить; но раз грешат, то и судятся ( 1Тим.1:9–10 ). Однако дела клириков светскому суду не подлежат (83). Из преступлений государственного характера вопросы болгар касаются заговора на жизнь князя (19), бегства из отечества в другую страну (20) 228 и ответственности в этих случаях пограничной стражи (25), отказа идти на войну (23), неисправности в приготовлениях к походу (40) и дезертирство (22). Из вин уголовных упомянуто убийство в его разных видах: отцеубийство (24), убийство род- —129— ственника (26), товарища (27): виновный судится вообще по законам; но если он скроется в церкви, то подлежит суду епископа или священника. Невольный убийца подлежит церковному суду (30); самоубийца лишается церковного погребения (98), как совершивший смертный грех . По законам судится похититель животных (31) и людей (32), оскопитель (52), отравитель (85), лжесвидетель (84), прелюбодей (28) и кровосмеситель (29). Прелюбодей, прибегнувший к церкви, судится епископом по канонам, а кровосмешение вообще лучше предоставлять церковному суду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010