Лишь спустя несколько десятилетий (в 1939 году), прославившись за океаном как создатель великолепных летающих лодок (его «клипер» S-42 первым начал выполнять регулярные рейсы через Атлантику), Сикорский вернулся к юношеской мечте - к вертолётам. Своим Vought-Sikorsky VS-300 он задал классическую схему одновинтового вертолёта с рулевым (хвостовым) винтом, по которой выполнено 90% вертолетов. И сегодня во всём мире имя Сикорского ассоциируется с боевыми и гражданскими геликоптерами марки Sikorsky. Но первым крупным успехом Игоря Сикорского был, конечно же, «Русский витязь», а затем - созданный на его базе «Илья Муромец», признанный одним из лучших тяжёлых бомбардировщиков Первой мировой войны. Этот самолёт был особенно выдающимся для начального периода войны - ведь на момент её начала такого рода аэропланами, помимо России, располагала только Италия, причём неуклюжие этажерки Джанни Капрони не шли ни в какое сравнение с русскими красавцами-гигантами. К слову сказать, в 1915 году Сикорский спроектировал и первый в мире истребитель сопровождения для своих «Муромцев» - С-16. А ведь многие относились к идее постройки тяжёлого многомоторного аэроплана скептически - ставилась под сомнение возможность управлять им. Сикорскому приходилось отстаивать свои смелые взгляды. «Будущее за большими и тяжёлыми самолётами», - доказывал он. Уверенности русскому конструктору придавали многократно выполненные им расчёты. Ему удалось-таки убедить в реализуемости своего проекта директора «Руссо-Балта» Шидловского. Гигантский биплан был практически полностью готов в начале 1913 года. По размерам и массе этот самолёт («Грандом» его окрестили рабочие завода) вдвое превосходил всё, что было создано в авиации до него. Длина - 20 м, размах верхнего крыла - 27 м, площадь крыльев - 120 кв. м (по другим данным - 125), масса пустого аппарата превышала 4 тонны. «Гранд» стал первым в мире самолётом с большой закрытой, застеклённой кабиной (длина 5,75 м, высота 1,85 м) для экипажа из двух человек и пассажиров. В салоне были предусмотрены даже удобства: умывальник и туалет! Обзор из кабины был великолепный. А перед ней, в самом носу аэроплана, устроили небольшой открытый балкон, на который пассажиры могли выходить прямо в полёте - подышать свежим воздухом и полюбоваться пролетаемой местностью!

http://pravoslavie.ru/61588.html

Отношения Кастальского и Рахманинова носили дружеский характер, и Сергей Васильевич был нередким гостем в семье своего старшего коллеги. Сын Кастальского вспоминал, что незадолго до премьеры Всенощной Рахманинов отдал его отцу на просмотр готовую партитуру. Через некоторое время он пришел к нему на квартиру, однако не застал дома. Исправив в партитуре несколько нот, Рахманинов стремительно вышел: было очевидно, что он очень озабочен мнением Кастальского о результате его труда. Литографированная Всенощная с правками Рахманинова и несколькими исправлениями Кастальского хранится в ГЦММК (Ф. 12, 487). 198 Далее в автографе статьи Кастальского следует зачеркнутая фраза: «Перед первым исполнением его Всенощной мне пришлось поддать жару в газетах, чтобы больше обратить внимание публики на это сочинение. Об этом меня просил А. Д. Самарин. После первого исполнения успех был обеспечен» (ГЦММК, ф. 171, 90, л. 2). За три дня до премьеры Всенощного бдения в «Русском слове» вышла заметка Кастальского следующего содержания: «Новое сочинение С. В. Рахманинова Всенощное бдение несомненно является крупным вкладом в нашу церковно-музыкальную литературу, а предположенное 10-го марта его исполнение – целым музыкальным событием среди пестрых программ великопостных концертов настоящего сезона. Сравнительно с Литургией автор в новом сочинении делает крупный шаг вперед, отрешившись от «партесной» манеры сочинять церковные напевы. Он их берет прямо из Обихода. Но надо слышать, во что претворяются простые бесхитростные напевы в руках крупного художника. А в этом всё. Ведь одни и те же краски в раковинах и у богомаза, и у художника Божией милостью. Подошел ли Рахманинов близко к стилю – об этом, конечно, могут возникнуть споры. Но пластическая простота изложения «Благослови, душе моя», «Богородице Дево», оригинально поэтическая выразительность в сопровождении пения Симеона Богоприимца, «звоны» в «Шестопсалмии», ликующее «Хвалите имя Господне», сильное по настроению «Великое славословие» и, наконец, победное «Взбранной воеводе», все эти песнопения, несомненно, говорят много за Рахманинова. Особенно ценно в художнике его любовное и бережливое отношение к старым нашим церковным напевам. И в этом залог хорошего будущего нашей церковной музыки» (Русское слово, 1915, 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. также гениальную и мало оцененную книгу Бахофена «Das Mutterrecht» (Bachofen J. J. Das Mutterrecht. Eine Untersuchung iiber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur. Stuttgart, 1861), исследующую мужское и женское начало в первобытной религии. 88 Пелагианство – течение в христианстве, основанное монахом Пелагием (ок. 360–ок. 422), утверждавшим, что спасение человека достигается прежде всего не благодаря ниспосылаемой на него божественной благодати (как считал Августин), ибо таинства, например крещение, не имеют сами по себе искупительной силы, а через нравственные усилия самого человека, наделенного свободой выбора. В «Послании Деметриаде» Пелагий писал: «Пожелав одарить разумное творение способностью желать добра и воспользоваться свободой выбора, Бог сообщил человеку способность следовать по той или иной дороге и тем самым оказываться в состоянии стать тем, кем он хочет» (цит. по: Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). 2-е изд. М., 1989. С. 235). 89 Об этом можно найти интересные мысли у Макса Шелера. См. его «Vom Umsturz der Werte» 1 Band «Zur Jdee des Menschen» и «Vom Ewigen im Menschen» ( Scheler М. Vom Umsturz der Werte. Bd. 1. Leipzig, 1915, 2 Aufl.– Leipzig, 1919; Vom Ewigen im Menschen. Leipzig, 1921). 90 Бремон говорит об «Humanisme devot» См. его «Histoire Litteraire du sentiments religieuse en France», т. I («Благочестивый гуманизм» (фр.). (Bremond H. Histoire litteraire du sentiment religieux en France depuis la fin des guerres de religion jusqu’a nos jours. Vol. 1. Paris, 1916). 91 Бестиализм (от лат. bestia – животное, зверь) – возврат к животному состоянию, озверение; о различных формах бестиализма Бердяев пишет в книге «Судьба человека в современном мире», наст, изд., с. 325–327. 93 См. Е. Rohde «Psyche. Seeienkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen». Род показывает, как раскрывалась душа и ее бессмертие. 94 Некоторые западные учителя Церкви видели в мифе о Прометее языческое искажение идеи творения мира истинным Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Псевдогаллюцинации представляют те случаи, когда в результате субъективного возбуждения известных (кортикальных) сенсориальных областей головного мозга в сознании являются живые и чувственно до крайности определенные образы, которые, однако, резко отличаются для самого воспринимающего сознания от истинно галлюцинационных образов тем, что не имеют присущего последним характера объективной действительности, но, напротив, прямо сознаются, как нечто субъективное, однако вместе с тем весьма отличное от обыкновенных образов воспоминаний и фантазий (См. В.Х.Кандинский. О псевдогаллюцинациях, с.25–26). 833 Ср., напр., С.Голощапов. Галлюцинации и религиозные видения. Вера и разум, 1915, январь, с.240. 835 Так, напр., Ницше понимает христианский аскетизм, как самоуничтожение человеческой личности. Он отождествляет христианский аскетизм с пессимизмом, отвращением ко всему, с безволием (см. F.Nietzsche. Zur Genealogie der Moral, s.90). Аскетическая мораль, по Ницше, это – яд, убивающий в человеке все живое, сильное, могучее. Осуждая все страсти, она, по Ницше, остается при одних «умаляющих» добродетелях (Die verkleinernde Tugend. F.Nietzsche. Also sprach Zarathustra, s.246). 836 Ср. обо всем, напр., у проф.А.И.Покровского. Библейский профетизм, Богосл. вестн., 1909, m.III, с.146–165; 213–228; особ. с.155–157; а также у еп.Хрисанфа. Религии древнего мира, m.III, с.292–306 и др. Для характеристики языческой мантики можно сравнить также H.Gunkel und O.Scheel. Religion in Geschichte. Art. «Mantik», sp.125–135. 837 Ср., напр., П.М.Минин. Мистицизм, особ. с.10–11; H.Gunkel, O.Scheel, op.cit., bd.V, sp.596–600. 838 Ср. об этом, напр., А.Ф.Вертеловский. Западная средневековая мистика. Вера и разум, 1886, m.I, ч.I, с.318–323. 841 В этом отношении особенно известны индийские факиры, изобретающие для себя самые невероятные истязания – вроде того, что смотрят на солнце, пока не ослепнут и т.п. (Д.А.К-ского. Реальные основы мистических явлений. I, с.59) Шаманы жгут себя огнем, режут острыми орудиями. Некоторые сектанты трут себе лицо колючими листьями кактуса и даже глотают их, лижут раскаленное железо, ложатся обнаженным телом на сабельные острия. Индийские мусульмане секты шейха Руффаи колют себя кинжалами (ibid., II, с.160–161).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

995 Δυνμει, νεργε – термины Аристотелевой (перипатетической) философии, усвоенные также неоплатониками. 996 Преп. Максим дополняет мысль преп. Фалассия согласно с Немезием (О природе человека, гл. 44, PG. 40, 804 В, р. 174: русск. пер. Ф.С. Владимирского, стр. 199): последний против перипатетиков доказывает, что промысл простирается не только на виды, но и на отдельные существа). 997 Μρη μερικ означает частное, индивидуальное бытие в отличие от τ καϑ’ λου, т. е. видов (Ambigua, PG. 91, 1313 В). И виды и индивиды (отдельные существа) образованы по определённому λγος’у, основоначалу (идее, согласной с мыслью и волей Божией); те и другие имеют свой логос. Таким образом, есть логосы индивидуальные и логосы общие, видовые (ibid.). Последние, конечно, существуют в первых, как общее в частном. Каждый отдельный предмет имеет в себе в индивидуальном логосе общий. Этот общий логос и имеется в виду в дальнейшем изложении. Так как в данном случае речь ведётся собственно о людях, то их и нужно у пр. Максима разуметь под «отдельными существами», равно как под «общим видом» – естество человеческое. Термин «общий вид» в ближайших словах получает новое определение: – логоса («основоначала») «разумной сущности», т. е. (в данном случае) логоса человеческого естества. И тот и этот термины – понятия соотносительные, и потому употребляются одно вместо другого. Впрочем, это не означает их тожества; понятие естества включает в себе понятие λγος’а, естества, как часть (см. прим. 3 на стр. 56). Под логосом человеческого естества для нашего обыкновенного познания разумеется совокупность существенных признаков, образующих понятие человека; для внешней же действительности и для таинственного познания умозрителя – творческая духовная сила, сохраняющая бытие естества в определённых для него рамках (Orat. Dom, expositio, PG. 90, 901 D; Ambigua, PG. 91, 1085 A. 1081 A). Логос естества во всех одинаков, ибо всем одинаково присущ по естеству, равно как и естество у всех одинаково. Если далее речь идёт об «уподоблении» всех общему виду, или объединении с общим логосом естества, то речь, очевидно, касается не природы, а произволения человека (см. схолию 2) и тех частых уклонений от нормы естества, какие допускает греховная человеческая воля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II–III). Совершенно лишней в солидной работе является выписка из энциклопедии Брокгауза определений эклектизма (стр. 23–24). Некоторые выражения или неудобны или просто ошибочны: «констатировать» – вместо «определять» (стр. 27), оно же – без дополнения, на стр. 133; «комментирование», вместо «комментарий» стр. 10; «революционаризм» (стр. 90): «тогдашняя современность» (стр. 38); «ругань» (стр. III) и под. Кроме того, как ни богат указатель литературы о Страхове, составленный г. Матвеевичем, в нем есть, однако, и некоторые существенные пропуски. Так г. Матвеевичу не известно, что Страхову принадлежит биография Фета при 1-м томе стихотворений последнего в издании Маркса. Не указаны им также некоторые письма его, напечатанные в июньской кн. «Русск. Вестника» за 1901 г. Далее, некоторые статьи Страхова в первоначальном виде несколько полнее, чем их перепечатки в разных сборниках, которыми пользовался г. Матвеевич. Так статья: «Из воспоминаний о Ф. М. Достоевском», перепечатанная во 2-м томе его «Критических статей» из «Семейных вечеров», была еще раньше помещена им в «Руси» за 1881 г. 16), —291— с дополнением в конце и с интересным редакционным замечанием И. Аксакова. Статья «Об атомистическом строении вещества», вставленная в «Мир как целое», первоначально была напечатана в виде самостоятельной статьи в «Русск. Вестн.» за 1860 г. о чем, впрочем, и сам Страхов не нашел нужным упомянуть. Из литературы о Страхове г. Матвеевичу неизвестны несколько статей в «Историческом Вестнике»: «Станислав первой степени и енотовая шуба (Из воспоминаний о Н. Н. Страхове)» – за 1904 г., февраль, «Еще о Страхове» (– 1907. январь), «Л. Н. Толстой и Н. Н. Страхов в Оптиной пустыни (– апрель, и в июньской книжке – возражения на эту статью)» и – в «Русском Вестнике» за 1902 г. октябрь – большая критическая статья о Страхове Н. Скифа. Необходимо было бы также подвергнуть анализу роман Д. И. Стахеева «Пустынножитель», где, по свидетельству самого автора, под этим прозванием выведен Страхов. Но, за всем тем, работа г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последние предположения удостоились и Высочайшего одобрения. По ходатайству военного министра, Святейший Синод сделал распоряжение, чтобы со стороны духовенства приняты были меры к осуществлению указанных мероприятий, направленных к увековечению памяти воинов, павших жертвою настоящей войны 86 . Позднее, по представлению Училищного Совета при Святейшем Синоде, в ответ на запрос одного из провинциальных Училищных Советов, Святейший Синод разъяснил, что в классных помещениях церковно-приходских школ могут быть помещаемы на стенах портреты скончавшихся на войне воинов, обучавшихся в сих школах, а также и тех из местных прихожан, кои проявили особую заботливость о церковно-приходской школе, с обозначением их имен, отчеств и фамилий и воинских заслуг и отличий 87 . Когда до сведения Святейшего Синода было доведено о случае торжественного вручения в храме села Краснопольского, верхотурского уезда, родителям убитого в бою нижнего чина пожалованного ему георгиевского креста, причем вознесены были горячие молитвы к престолу Вседержителя, Святейший Синод признал означенный случай заслуживающим всяческого подражания, о чем и определил напечатать в «Церковных Ведомостях» для сведения и руководства по духовному Ведомству 88 . По собственной инициативе Святейший Синод, ознакомившись с донесением протопресвитера военного и морского духовенства о доблестном поведении иеромонаха Антония (Смирнова) при потоплении линейного заградителя «Прут», бесстрашно осенявшего крестом погибавших за Родину, призвал православное духовенство в ближайший установленный для поминовения день вознести повсеместно имя иеромонаха Антония за Богослужением при поминовении положивших живот свой на брани за Веру, Царя и Отечество 89 . Сопровождая сражающихся за Родину воинов своим вниманием даже до дверей вечности, Святейший Синод и самое вступление в ряды войск окружал внимательными заботами. По ходатайству Главного Управления Генерального Штаба и с своей стороны разделяя мысль о необходимости постоянного и неослабного влияния со стороны пастырей на воинов, Святейший Синод в целях воспитания доблестного духа новых воинов предложил ректорам Семинарий и законоучителям Гимназий и профессорам Богословия в Университетах взять на себя в течение каникулярного времени труд по удовлетворению религиозных нужд для воинских чинов, состоящих в запасных батальонах, так как военных священников, в виду множества новообразовываемых военных частей, недоставало 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Изгнание торгующих из храма. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Изгнание торгующих из храма. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Тексты в композициях лаврских ансамблей раскрывали содержание каждого изображения, а их совокупность определяла общую направленность богословской концепции. Введение текстов, заимствованных из церковной лит-ры повседневного использования,- характерная черта росписей киевской школы. Авторы иконографических программ этих монументальных циклов не только старались соотнести зрительный ряд с последованием богослужения, но решали более сложную задачу - создать комментарий к догматической символике ( Миляева. 1994. С. 311). Монументальные ансамбли киево-печерской школы эпохи барокко отразили мировоззренческие изменения в укр. обществе. В них постепенно усложнялся сюжетный замысел, появлялись новые тематические и иконографические решения. Традиц. система росписей становилась средством аллегорического повествования. Концептуализм барокко, склонность художников эпохи к «играм разума» воплотились в сложных по иконографии программах, требовавших от зрителя богословской эрудиции. Взаимодействие богословия и изобразительного искусства определялось деятельностью и тесными связями 2 центров просвещения эпохи - Киево-Могилянской академии и К.-П. л. Содержание стенописи разрабатывалось на основе риторики - ведущей дисциплины в Киево-Могилянской академии. Создание при участии ведущих богословов общей концепции росписи предшествовало живописным работам ( Титов. 1915. С. 238). Новые тенденции и традиция, восходившая к средневек. наследию, взаимодействовали в укр. варианте живописи барокко, создавая ее неповторимый облик. А. Ю. Кондратюк В XIX в. художественная жизнь К.-П. л. была отмечена ориентацией на академические традиции и переходом к систематическому обучению иконописи. Показательным является смена названия мастерской: в документах 40-80-х гг. XIX в. лаврская «малярня» стала именоваться живописной мастерской, ее продукция - живописными иконами. С 90-х гг. XIX в. она называлась иконописной.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

9 сентября. Среда. Утром почувствовал тошноту и головокружение, до завтрака лежал. Весь день дома, читал книгу Флоровского. 10 сентября. Четверг. Утром на прогулке встретил М. М. Покровского, недавно женившегося, и поздравил его. Жена его, оказывается, третью неделю лежит очень больна. Утро за речью. Затем был на экзамене в Университете. Было довольно много плохих ответов, хотя курс мой уже издан 87 . Из Университета вернулся по людным улицам: по Тверской и бульварам. Вечером опять много ходил, наслаждаясь движением после вчерашнего лежания и неподвижного сидения дома. Съезды вынесли резолюции, все с теми же требованиями о министерстве. Вот идолопоклонство. Ну что такое Горемыкин? Председатель без портфеля, вероятно, очень формально исполняющий свои обязанности по открытию и закрытию заседаний. Министры правят, каждый своим ведомством, самостоятельно докладывают и некоторые пользуются полным доверием общества, как Поливанов, Сазонов, Игнатьев, Щербатов, Григорович. Нет, непременно сделай перемену формального председателя! Наивно думать, что от этой тени, какою мне представляется Горемыкин, зависят наши неуспехи, а вот посади другого – будет победа и все пойдет как по маслу. Психоз, объясняемый еще тем, что к съезду примазались зачем-то журналисты, представители Бог весть каких городов и земств: кн. Е. Н. Трубецкой , Милюков и еще кликуши в юбках. В газетах весть о мобилизации Болгарии 88 . 11 сентября. Пятница. Утро за перепиской речи, также и с 4 до 6. Затем отправился обедать к Богоявленским пешком. Лиза с Миней ездили в мастерскую Россолимо 89 . 12 сентября. Суббота. Все утро за перепиской и отделкой речи. Затем на заседании Совета, где выбирали проректором энергичного и способного к административным делам С.В. Позднышева. М. К. Любавский докладывал о ходе совещания в Петрограде по университетской реформе 90 . Возвращался с Юрой Готье. Вечер за изготовлением тем для семинария. Сегодня надо бы начать лекции, но отложил из-за речи, о чем и сообщал декану. 13 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Может быть, то, что я пишу, тоже серо? Но это так, как оно было: краски нигде не сгущены и не заменены более красивыми. Правда и только правда! «Капиталисты» Итак, Бессарабию нужно было освободить из-под власти бояр и капиталистов. Говорить о капиталистах я не стану: я о них, их роли и судьбе знаю слишком мало. В Бессарабии индустрия была слишком ничтожна. Табак и спирт были государственной монополией; транспорт и банки — также. «Капиталистами» являлись сахарозаводчики и владельцы мельниц, но и они сильно зависели от государственного кредита. Мелкие коммерсанты и ремесленники на 90 процентов — евреи. Вели они дела по-семейному и, безусловно, обманывали и обирали население, как могли. Но все это была мелкая рыбешка. В политическом отношении были они левыми. Платонически благоговели перед Советским Союзом и свирепо ненавидели Гитлера, что, однако, не мешало им во время бойкота немецких товаров торговать этими товарами из-под полы. Кое с кем из наших «капиталистов» я в дальнейшем встретилась. Но об этом — в свое время. Бабулештская Кассандра Миша Георгица Какова же была судьба «бояр»? Не буду обобщать. Не стану делать и выводов. Скажу лишь о том, что произошло на моих глазах или совсем рядом. Не все были столь наивны, как я. Многие были так же дезинформированы, но вряд ли кто-нибудь так упорно закрывал глаза и не желал делать выводы! Начну с самых благоразумных. Таким был Миша Георгица — бывший гвардеец, ставший французским военным летчиком в 1915 или 16-м году. Он мирно жил в деревне Бабулешты на реке Реут. Имел 50 гектаров довольно-таки плохой земли и дрянненькую мельницу, получал пенсию как инвалид мировой войны (на войне он лишился глаза и был трижды сбит, причем один раз упал с гидросамолетом в Средиземное море, где его на 11-й день подобрал итальянский миноносец). Хороший охотник и любитель ковров, которые ткал по собственным рисункам артистически. Когда 1 сентября 1939 года в Европе вспыхнула война, он спешно — в несколько дней — продал и землю, и мельницу, собрал свои ковры и уехал, к великому негодованию своих друзей и знакомых. Как его только не ругали! И трус, и паникер. Но он твердил свое: «Польшу разделят и слопают. А затем настанет и наш черед». Однако Бабулештской Кассандре никто не верил. Где-то гремел гром, но над нами небо было безмятежно-голубое, и не хотелось верить, что надвигается гроза. Говорят, что ослы чуют угрозу землетрясения за неделю. Наши «ослы» были куда более благодушны…

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010