Так же, как не найдется семьи, которой не коснулась Великая Отечественная, так, наверно, нет и рода, в котором кто-нибудь не пострадал бы за веру в темные годы гонений. Журналист Елизавета Замыслова рассказала нашему порталу о своем прапрадеде и том, как семья священномученика Измаила Карагандинского в годовщину его расстрела побывала на месте его служения. Про свое детство мне, шестилетней, бабушка Нина, папина мама, – она же просто «баба Нина», – рассказывала только одну историю: как какой-то агроном выращивал в Воронеже кроликов. Хотелось узнать, конечно, больше, но бабушка упорно отказывалась говорить о чем-либо еще. Старшеклассницей я стала надоедать бабе Нине с расспросами об её юности – кролики, понятное дело, меня интересовали уже меньше. «Выпытать» удалось только то, что у нее, местной чемпионки по фигурному катанию, поклонников было – целый «хвост», но, что особо назидательно подчеркивалось, «повода она никому не давала». Моя старшая сестра Даша оказалась упорнее меня. И однажды все-таки усадила бабу Нину за совместное составление её родословной. Однако получила лишь скупые отговорки: шестнадцати лет мама отправила Нину учиться в Москву, и с тех пор та в Воронеж никогда не возвращалась. «И не просите! Не буду я вам ничего рассказывать! – кипятилась бабушка. – Никто не знает, какие времена могут вернуться!» Баба Нина умерла в 2004, так и не узнав, что один из четырех ее дедов-священников, Измаил Базилевский, в 2000 году был причислен Русской Православной Церковью к лику Святых. Благодаря воронежским родственникам, начавшим раскапывать историю семьи в местных архивах КГБ еще в начале 90-х, мы, московские, наконец узнали подробности про предков бабы Нины. В конце XIX века е саул Войска Донского Николай Базилевский, выслужившийся из простых казаков, отдал четырех своих сыновей учиться в Духовную семинарию, с тем, чтобы те «выбились в люди». Служение свое они начали накануне революции. Григорий – в селе Кочерги Острогоржского уезда. Павел – где-то на юге Воронежской губернии. О Николае пока ничего неизвестно. А Измаил принял сан иерея в 1915 году, до этого успев потрудиться сельским учителем и управляющим у помещика.

http://pravoslavie.ru/58013.html

В праздновании юбилея старейшего на Урале ВУЗа примут участие священнослужители Екатеринбург, 12 ноября 2004 г. Колокола для университетского Храма освятил архиепископ Викентий. Фото с сайта университета. С 22 по 27 ноября в Уральском горном университете будет проходить празднование 90-летия со дня основания старейшего на Урале ВУЗа, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Законопроект об открытии в Екатеринбурге Горного института был рассмотрен и утвержден Государственной Думой и Государственным Советом. 30 июня 1914 года Государственный Совет принял закон о Горном институте, а 3 июля 1914 года этот закон был высочайше утвержден Императором Николаем II. Торжественный акт Высочайшего утверждения состоялся на борту императорской яхты " Штандарт " . 7 ноября 1915 года в зале Екатеринбургской городской думы собралось первое заседание Строительной комиссии, одобрившей и утвердившей эскизный проект здания будущего Горного института. " Большим днем " назвала газета " Зауральский край " воскресенье 17 июля 1916 года, когда состоялась закладка первого камня в фундамент здания горного вуза. Вот как описывается это событие на страницах газеты: " ...находящийся среди леса участок, на котором сооружается здание, был декорирован флагами и мачтами, перевитыми гирляндами зелени; временные рабочие здания перед входом на постройку убраны зеленью и гербами Перми и Екатеринбурга. Для молебствия на месте закладки, где уже произведены земляные работы, сооружен помост, декорированный зеленью, флагами, осененный колышущимся на шнурах золотым пологом; сделана кафедра для произнесения речей: на заднем плане – окаймленный зеленой гирляндой деревянный щит, на котором план будущих построек и рядом рисунок фасада " . Торжество было многолюдным. Среди почетных гостей присутствовали пермский губернатор, председатель губернской земской управы, екатеринбургский городской голова, главный начальник Уральских заводов, члены Строительной комиссии. На торжественную церемонию собралось много нарядно одетой публики.

http://pravoslavie.ru/11811.html

19 ноября пройдет I общероссийский Фестиваль – Конкурс духовной музыки имени С.И. Танеева 19 ноября 2006 года в старинном имении Танеевых – усадьбе Демьяново, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, пройдет Фестиваль – конкурс духовной музыки в честь 150-летия со дня рождения великого русского композитора Сергея Ивановича Танеева (1856-1915). Конкурсное прослушивание участников состоится под сводами воссозданного храма Успения с. Демьяново в г. Клину – 19 ноября, в 11 часов. Концерт лауреатов и участников конкурса пройдет в Доме – музее П.И. Чайковского в Клину, 19 ноября, в 17 часов. В жюри Фестиваля входят известные музыканты, заслуженные работники культуры Р.Ф., профессора Московской консерватории, доктора наук. Почетные гости Фестиваля – потомки братьев Танеевых и Чайковских, депутаты Государственной и Московской областной Думы, а также представители духовенства. С.И. Танеев около 30 лет был связан с православным церковным пением, в той или иной мере участвовал в событиях, происходивших в этой области отечественной музыки. Композитор  был широко известен не только в России, но и за рубежом. Он был учителем таких гениальных музыкантов как: С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Александров, Н. Метнер, Р. Глиэр, З. Палиашвили, К. Игумнов. Прошло 90 лет со дня его ухода от нас, и за это время и его имя, и его музыка были незаслуженно забыты. Благотворительный некоммерческий Фонд «АРХИТРИКЛИН», Дом – музей П.И. Чайковского в Клину, Приход храма Успения в Демьяново, Танеевское музыкальное общество предполагают провести вышеозначенный Фестиваль с целью восстановления «справедливости» по отношению к творческому наследию С.И. Танеева. В Фестивале-конкурсе Духовной музыки примут участие воспитанники Школы – театра Галины Вишневской, деятели Русской музыкальной культуры, студенческие и церковные хоры, инструментальные ансамбли и оркестры. Призываем Вас осветить всеми доступными Вам средствами массовой информации событие,  которое произойдет впервые в истории духовной культуры нашей страны 19 ноября 2006 года в г. Клину, Московской области. Контактный телефон: 8 (901) 711-69-39; факс 8 (224) 773-79. 6 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19244.html

В начале XX века наследники славянофилов стояли, в отличие от националистов, на позициях предоставления некоторым окраинам широкой автономии: Сергей Шарапов и Александр Киреев призывали прекратить меры по русификации Финляндии и не вмешиваться в её внутренние дела, а Лев Тихомиров, Фёдор Самарин и Дмитрий Хомяков в 1915 году были готовы предоставить и Польше такой же статус, как и Финляндии - то есть независимого государства в личной унии с Российской империей. Дмитрий Хомяков, кроме того, ещё в 1906 году предложил поделить земли империи на Русское царство, куда вошли бы все более-менее ассимилированные территории, и собственно имперские территории (дальние окраины, не поддающиеся ассимиляции). Русская консервативная мысль начала XX века пыталась найти решение «национального вопроса» наощупь, путём проб и ошибок - но в конечном итоге этот путь вёл к евразийству, к признанию прав каждого этноса при единстве политической власти. Меньшиков же сделал нечто совершенно противоположное - он отрёкся не только от консервативного подхода, но и от классического имперского национализма и впервые провозгласил принципиальную стратегию ухода русских со всех окраин и сосредоточения их в «ядре». Пределы, до каких он был готов сжимать это «ядро», неизвестны, но сегодняшние нацдемы дают представление о том, каковы могут быть эти пределы - границы XV века. Таким образом, Меньшиков стал первым национал-капитулянтом в России. Это уже потом появятся Александр Солженицын, Герман Стерлигов и первый национал-демократ и антиимперец 90-х годов Александр Севастьянов. Но все они вышли именно из меньшиковской шинели. Подмена понятий, которую произвёл Меньшиков в «Письмах к русской нации», была настолько тонкой и виртуозной, что не сразу можно было понять её значение. В приведенной цитате речь не идет о евреях или цыганах, рассеянных на обширной территории. И даже не о немцах и поляках, составлявших значительный процент населения Петербурга. Нет: Меньшиков, в отличие от «наступательных буржуазных националистов», возводивших свою генеалогию к Каткову, Достоевскому, Скобелеву и представленных в те годы Шульгиным, Пуришкевичем, Ковалевским и их партиями (сейчас их идейным наследником, несомненно, является Правоконсервативный альянс), занимает позицию «уменьшительного буржуазного национализма».

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/15/...

Католикос Великого дома Киликийского Арам I открыл хачкар – резной каменный крест, знаменующий прошедшие сто лет, в течение которых Турция продолжает отрицать факт геноцида, погромы в Адане, когда были убиты более 30 тыс. армян. В церемонии принимали участие представители Армянской Апостольской и Армянской Евангелистской Церквей, конгрегаты Киликийского католикосата, политические и государственные деятели Армении, Ливана, Сирии, Франции, Италии, США, Кипра, Ирана и других стран. В одном из залов католикосата состоялось открытие выставки фотографий о погромах Аданы. В экспозиции представлены 60 фотографий из архивов Великого дома Киликийского, Ереванского музея-института геноцида армян и других музеев и архивов разных стран мира. Выставка продлится до 27 ноября. В своем обращении к присутствующим Католикос Арам I упомянул о погромах 1909 года в Адане, предшествовавших началу геноцида 1915 года. Хотя за прошедшие сто лет справедливость так и не была достигнута, однако армянам «останутся в память те 30 тыс убитых, тысячи вдов и сирот, выжженные церкви и школы, разгромленные дома и места работы, фермы, мельницы и все, все человеческие и материальные потери». Произнося эти слова, Арам I заявил: «Требуем возмещения у Турции за человеческие и материальные потери аданских погромов». Резня армян в Киликии стала продолжением второй программы султана Абдул Хамида II по решению «армянского вопроса» путем уничтожения армян. В 1890-х годах при Хамиде II в Османской Турции было вырезано около 300 тысяч армян. Пришедшие к власти младотурки, гарантировавшие равенство между народами, защиту прав человека, обеспечение прав личности и имущества, усилили преследования в отношении армянского народа, проживающего на своей исторической Родине и других районах Турции. В 1909 году в Адане начались новые организованные погромы, жертвами которых стали еще 30 тысяч армян. Мероприятия, посвященные 100-летию погромов в Адане, начались с 20-21 апреля в Армении. В своем специальном Кондаке глава Армянской Апостольской Церкви Гарегин II подчеркнул: «Более 90 лет наш народ, потерявший в спланированном турецкими властями геноциде 1,5 млн. своих чад, не прекратил надеяться на всеобщее осуждение этого злодеяния. Отрицание этого преступления так же несправедливо, как и совершение этого злодеяния». Геноцид 1,5 млн. армян в Османской Турции признан и осужден многими странами мира и международными организациям, однако сама Турция продолжает отрицать этот факт. Государственная Дума России специальным заявлением от 14 апреля 1995 года признала и осудила факт геноцида армян в Турции.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ленин вслед за Марксом мечтал о победе Мировой революции, но хотел ли он бросить Россию, как вязанку хвороста, в костер мирового пожара? Уже давно разоблачен этот неуклюжий фейк (автором фразы « Роль хвороста, разжигающего западный костер, роль пушечного мяса западной пролетарской революции – вот роль России и ее народов» является одиозный персонаж Сергей Дмитриевский, бывший то белым, то красным, то сталинистом, то… гитлеристом). Ленин еще в 1915 г., задолго до Октябрьской революции, в статье «О лозунге Соединенных Штатов Европы» выдвигает немарксистский тезис о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Тезис, безоговорочно принятый Сталиным и ставший официальной доктриной государства после XIV съезда ВКП(б) в 1925 году и поражения троцкистско-зиновьевской оппозиции. Отчаянные и решительные попытки воссобрать Россию после «парада суверенитетов» 1917 года и Гражданской войны свидетельствовали, что Ленин не «подкладывал атомную бомбу под Россию» (еще одно расхожее обвинение либералов, оправдывающих учиненный ими развал СССР событиями почти столетней давности). История обошлась с Лениным еще более жестоко, чем с его верным последователем Сталиным. Сталин, огнём и мечом, серпом и молотом воплотивший в жизнь планы «кремлевского мечтателя», давно перестал быть главной мишенью шельмования. Сталинизм реабилитирован в патриотическом лагере, а Сталин прочно занял место выдающихся правителей России наравне с Иваном Грозным и Петром I. Ленин же по-прежнему остается едва ли не самым поругаемым правителем России (уступая это «почетное» место разве что Хрущёву и Горбачёву). Справедливо ли это? И не опасно ли это для самой России? Снос сакральности вообще всегда чреват если не смутой, то серьезными передрягами. Раскол XVII века привёл к череде гражданских войн в России (восстание Степана Разина, стрелецкий бунт). Свержение династии Романовых в феврале 1917 года привело к смуте. Десакрализация Сталина при Хрущёве и Брежневе поставила крест на СССР. Ленин на протяжении 70 лет был самым сакральным символом России-СССР, ее катехоном – удерживающим страну от чумы либерализма и фашизма. «Ленинопад», безумная мода постсоветского времени, оказалась совсем не безобидным явлением. «Ленинопад» в постсоветских республиках привёл их к русофобии, а Украину вообще вверг в бездну нацизма, из которой ей уже не выбраться самостоятельно. «Ленинопад» в России 90-х сопровождался смутой, триумфом беззакония, поставил Россию на грань гражданской войны и гибели. Чудом уцелевший памятник Ленину на Калужской (Октябрьской) площади и Мавзолей, который суеверно побоялись снести либералы, возможно, оказались теми соломинками, спасшими народ от падения в эпоху почти полной утраты сакральных смыслов и символов, пока новая сакральность еще не обосновалась в сердцах россиян.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/22/le...

В области станковой Г. одним из наиболее значительных явлений отечественной художественной культуры и вершиной акварельной живописи XIX в. стал большой религиозно-философский цикл А. А. Иванова «Библейские эскизы» (более 200 л., кон. 1840-х - 1857, ГТГ). В русле нравственных исканий 2-й пол. XIX в. к евангельской теме обращались Н. Н. Ге (композиции и этюды, уголь, кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в.), Репин (серия рисунков графитным карандашом, 1886-1888), В. Д. Поленов (карандашные эскизы, предваряющие живописный цикл «Из жизни Христа», 1890-1900-е; ряд акварельных композиций, наравне с картинами включенный в изданный автором одноименный альбом). Облик Москвы, сохранявшей в XIX в. средневек. застройку, вдохновлял стилевые поиски мастеров неорус. направления (Васнецов, Нестеров). Их творчество, а также деятельность Поленова как преподавателя Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества внесли свой вклад в формирование московской художественной школы, одной из своеобразных черт к-рой стал правосл. элемент. Он мог проявляться в увлечении внешней живописностью патриархально-правосл. московской среды и быта («лаврские» пейзажно-жанровые композиции К. Ф. Юона и Б. М. Кустодиева, гуашь, 1900-1910-е) или выразиться в личном духовном подвижничестве. Примером второго стало творчество С. В. Беклемишева, почти целиком посвященное истории жизни Христа (акварель, гуашь, цветные карандаши, 1900-1910-е, коллекция Музея-галереи «Новый Эрмитаж-1»), продолжившее традицию циклов Иванова и Поленова. Мастер авангарда Н. С. Гончарова избрала путь поиска новых форм и выразительных средств (грубый, «первобытный» язык примитива в цикле библейских композиций, гуашь, графитный карандаш, кон. 1900-х - нач. 1910-х; попытки возрождения средневек. синтеза искусств в работе над неосуществленной постановкой балета-мистерии «Литургия», эскизы костюмов, гуашь, коллажи из цветной фольги, 1915-1916). К кон. 10-х гг. XX в. искусство Г. обрело значительный опыт взаимодействия с правосл. искусством, был накоплен богатый изобразительный материал. Мировая война и революция помешали осуществлению мн. готовых монументальных проектов.

http://pravenc.ru/text/166397.html

Большинство исследований В.Г. Дружинина по истории и культуре старообрядчества написано на основе изучения рукописей из его собственного собрания. Творчество В.Г. Дружинина носило углубленный, разносторонний характер – изучение культурных достижений старообрядцев русского поморья в XVII–XIX вв. 82 , палеографическое исследование автографов старообрядческих писателей 83 , публикация памятников старообрядчества 84 . В.Г. Дружинин также создал фундаментальный систематический каталог «Писания русских старообрядцев» 85 , остающийся основным справочным пособием по трудам старообрядческих писателей и для современных исследователей. После выхода в свет «Писаний...» В.Г. Дружинин продолжал собирать материал для систематического каталога. В результате этой работы были выявлены «указания на 478 старообрядческих сочинений, бывшие доселе неизвестными, что увеличивало число приведенных сочинений в издании 1912 г. на 25%», – докладывал ученый на заседании Археографической комиссии 24 января 1922 г. 86 На этом основании он предложил новое дополненное издание «Писаний русских старообрядцев» и получил поддержку Комиссии. Через два года, 12 февраля 1924 г., В.Г. Дружинин сообщил, что издание подготовлено к печати, и Комиссия постановила внести его «в число изданий, подлежащих печатанию по возобновлении кредитов» 87 . Но публикация так и не состоялась, неизвестна и судьба оригинала издания, подготовленного ученым. Итогом многолетней работы ученого по исследованию русского старообрядчества стала подготовка издания сочинений старообрядческих писателей XVII в. в серии «Памятники старообрядчества». Работа после одобрения Археографической комиссией началась в 1915 г. 88 К работе над подготовкой издания Дружинин привлек Я.Л. Барскова 89 и П.С. Смирнова 90 , а сам выполнял роль организатора, научного консультанта и редактора. Благодаря стараниям ученого в Археографическую комиссию были переданы рукописи более чем из двадцати библиотек, в основном из учреждений духовного ведомства. В условиях войны, а затем и революции, многие хранилища были закрыты, готовились к эвакуации. Много усилий В.Г. Дружинин приложил, чтобы добиться получения рукописей из библиотеки Рогожского кладбища, вел переписку с членами общины 91 . Ученый отобрал для издания и рукописи из своей коллекции, многие из которых были выбраны в качестве основных текстов для публикации аввакумовских текстов. Организовал В.Г. Дружинин также специальные совещания с целью выработки правил издания 92 . В 1927 г. вышел первый том «Памятников старообрядчества XVII в.» 93 , содержащий Житие протопопа Аввакума и все известные в то время остальные его сочинения. Житие протопопа... впервые было издано в трех редакциях. Был подготовлен и второй том, включивший сочинения другого видного идеолога старообрядчества дьякона Федора Иванова, но публикация его не состоялась. Судьба рукописи этого тома остается невыясненной и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

(Собр. узак. 1918 г. 90 ст. 908), постановлением Совета Обороны от 8 декабря (Собр. узак. 1918 г. 93 с. 929) и письмом Ленина к рабочим (урок 3-й см. Известия Всероссийского Центрального Комитета от 28 августа 1919 г. 190) под страхом строгой ответственности вменяется всем в обязанность точное соблюдение изданных советской властью законов РСФСР и изданных центральною властью постановлений и вместе указан порядок отступления от норм закона при наличии условий, требующих такого уклонения от закона. Ныне я утверждаю, что образ действий 8 Отдела Народного Комиссариата Юстиции в лице Галкина и Шпицберга нарушает Конституцию РСФСР, декрет об отделении Церкви от Государства и при этом не может быть оправдан обычною ссылкою на переходный момент, так как сама Конституция, стремящаяся обеспечить действительную свободу совести, рассчитана, по ея собственным словам (ст. 9), на «настоящий переходный момент». Дело в том, что декрет об отделении Церкви не только запрещает «издавать какие-либо законы и постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести» (п. 2), но даже обеспечивает «свободное исполнение религиозных обрядов, поскольку они не нарушают порядка» (п. 5). При таких условиях гонения на мощи являются актом, явно не закономерным с точки зрения советского законодательства. Что касается постановления суда о передаче мощей св. Виленских мучеников в музей, то я со всей решительностью протестую против этого. Св. мощи предмет культа, и им место в храме, а не в музеях. Никакого обмана и подделок при освидетельствовании их не оказалось, и подвергать их «ссылке» не за что. Да и помимо всего мощи сии находятся здесь временно (эвакуированы из Вильны в 1915 г.), не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском Государстве и подлежат возврату в Вильну, и самый пункт 4 постановления суда является явным нарушением декрета о свободе совести. Одновременно с этим, образ действий Галкина и Шпицберга не соответствует провозглашённой Советской властью системе Церковно-Государственных отношений на базисе полного отделения церкви от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Отношения Кастальского и Рахманинова носили дружеский характер, и Сергей Васильевич был нередким гостем в семье своего старшего коллеги. Сын Кастальского вспоминал, что незадолго до премьеры Всенощной Рахманинов отдал его отцу на просмотр готовую партитуру. Через некоторое время он пришел к нему на квартиру, однако не застал дома. Исправив в партитуре несколько нот, Рахманинов стремительно вышел: было очевидно, что он очень озабочен мнением Кастальского о результате его труда. Литографированная Всенощная с правками Рахманинова и несколькими исправлениями Кастальского хранится в ГЦММК (Ф. 12, 487). 198 Далее в автографе статьи Кастальского следует зачеркнутая фраза: «Перед первым исполнением его Всенощной мне пришлось поддать жару в газетах, чтобы больше обратить внимание публики на это сочинение. Об этом меня просил А. Д. Самарин. После первого исполнения успех был обеспечен» (ГЦММК, ф. 171, 90, л. 2). За три дня до премьеры Всенощного бдения в «Русском слове» вышла заметка Кастальского следующего содержания: «Новое сочинение С. В. Рахманинова Всенощное бдение несомненно является крупным вкладом в нашу церковно-музыкальную литературу, а предположенное 10-го марта его исполнение – целым музыкальным событием среди пестрых программ великопостных концертов настоящего сезона. Сравнительно с Литургией автор в новом сочинении делает крупный шаг вперед, отрешившись от «партесной» манеры сочинять церковные напевы. Он их берет прямо из Обихода. Но надо слышать, во что претворяются простые бесхитростные напевы в руках крупного художника. А в этом всё. Ведь одни и те же краски в раковинах и у богомаза, и у художника Божией милостью. Подошел ли Рахманинов близко к стилю – об этом, конечно, могут возникнуть споры. Но пластическая простота изложения «Благослови, душе моя», «Богородице Дево», оригинально поэтическая выразительность в сопровождении пения Симеона Богоприимца, «звоны» в «Шестопсалмии», ликующее «Хвалите имя Господне», сильное по настроению «Великое славословие» и, наконец, победное «Взбранной воеводе», все эти песнопения, несомненно, говорят много за Рахманинова. Особенно ценно в художнике его любовное и бережливое отношение к старым нашим церковным напевам. И в этом залог хорошего будущего нашей церковной музыки» (Русское слово, 1915, 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010