—393— ческой доход (простирающийся до 12 тысяч корон слишком) должен отдавать в церковную кассу. Это, может быть, единственный случай священнического вознаграждения 2184 ! При городских приходских церквах состоят церковные общины, а при сельских – попечительства, и это для каждой отдельной церкви. Общего устава для всех общин нет, и большинство их управляются и ныне по старинным обычаям. Некоторые общины, впрочем, управляются по своим особым статутам, введенным оккупационными властями. Это общины: Мостарская, Требинская. Билечкая, Гачкая, Невесинская, Коньицкая и Чайничкая. С сербскими вероисповедными школами дело обстоит прямо плачевно. В целой Герцеговине на 54 прихода со множеством селений имеется всего 16 сербских вероисповедных школ. В 1900 г. было в них 23 учителя и 1172 ученика. В трех уездах: Билечком, Гатачком и Невесинском, несмотря на то что в них православный элемент составляет большинство, не имеется ни одной сербской школы. Коммунальных основных школ в 1900 г. было 44 и в них обучалось 1417 сербских православных де- —394— тей. В Герцеговинско-Захолмской митрополии имеются 4 сербских церковно-певческих общества, именно: в Мостаре, Требинье, Невесинье и Фоче. Устав этих обществ утвержден областным Боснийско-Герцеговинским правительством. – Пенсионный фонд для священнических вдов и сирот, основанный в 1898 г. – общий для всех митрополий Боснии и Герцеговины. Членов фонда в 1901 году всего 178, сумма фонда – 35158 корон 2185 . – Одна на всю Боснию и Герцеговину и духовная семинария в с. Рельеве близ Сараево. Открыта в 1883 г., преобразована в 1892 г. В 1893 г. поднимался вопрос о перенесении ее из Рельева в Сараево. Семинария содержится на средства, отпускаемые правительством, которое назначает ректора и профессоров и платит им жалованье 2186 . Герцеговинско-Захолмская митрополия выделяется из других митрополий Боснии и Герцеговины тем, что в ней в 1900-м и в 1901-м годах имели место священнические собрания по протопресвитерствам, тогда как в других митрополиях собрания эти, под давлением оккупационного и епархиального начальства, заглохли и, если еще где ведутся, то только ради формы, в исполнение архиерейских циркуляров. Проникшие в печать отчеты о некоторых заседаниях священнических съездов в Герцеговинско-Захолмской митрополии свидетельствуют о родолюбивом, ревностном и внимательном отношении духовенства этой епархии к церковно-школьным делам. Так, в заседании духовенства Гатачкого протопресвитерства 27 мая 1901 года в Метохии (участвовали все священники означенного благочиния под председательством местного надзирателя) приняты были следующие резолюции:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  В виду общего интереса, какой может вызывать предложенный И. Н. обстоятельный ответ на этот вопрос, редакция печатает его к сведению читателей, принося благодарность наследникам покойного за сообщение письма. 2177 При переводе Библии на русский язык, особенно издаваемом по благословению Св. Синода, по преимуществу должно было бы стараться возможно ближе ставить русские слова и выражения к славянским и возможно более принимать во внимание перевод LXX-mu, стараться более сглаживать нежели выставлять на вид разности перевода LXX и еврейского. 2178 О том, что в слове Божием нередко встречается молитвенное выражение желания бедствий врагам народа Божия, я считаю излишним и говорить. 2181 «Српска православна херцеговачко-захумска мumponoлuja при kpajy 1900 год». Издао Серафим Перович, митрополит. Уредио Иован Муцович, митрополитов majhuk. У Мостару, 1901. 16 , 226 стр. 2182 Престарелый Серафим Перович (род. 1827 г.) занял митрополичью кафедру в начале 1889 года, после смерти Герцеговинского митрополита Леонтия Радуловича. Биографические данные о митрополите Серафиме см. в «Богосл. Вестн.», 1895, февр., 257–258. 2183 23 сентября 1901 года открыта консистория и при вновь основанной Баньялуцко-Бихачской митрополии. 2184 Вообще же, православному сельскому духовенству в Герцеговине, как и в Боснии, живется плохо, тяжело. Под видом урегулирования приходов, в последнее время стали усиленно дробить их. Урегулирование приходов ведет правительственная власть с митрополитами, не слушая заявлений и ходатайств народа и духовенства, и, как пишет корреспондент «Христ. Весника» (1901, апр. 71–72) при сем преследуется цель, чтобы образованием малых и след. бедных приходов заставить сельское духовенство искать денежной помощи у правительства, которое чрез то, конечно, ставит священника в более зависимое от себя положение. Духовенство желает и просит у архиереев, чтобы приходы не дробили и не уменьшали, а по возможности увеличивали (так чтобы в приходе было по крайней мере 400 домов), потому что, при господстве чуждого и иноверного правительства, этим путем может быть достигнуто истинное и единственно возможное улучшение священнического состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—3— верки на основании приходо-расходных записей последующего времени, оказалось, что от 1900-го к 1901 году должно быть в наличности запасного и расходного капитала та самая сумма, которая и имеется. В течение отчетного года Совет Братства имел 5 заседаний: четыре очередных и одно общее годичное. Предметом занятий в этих заседаниях служили: слушание отчетов казначея Братства о положении и движении Братских сумм; обсуждение прошений студентов Академии о вспомоществовании; обсуждение и принятие мер к увеличению денежных средств Братства и исполнение других обязанностей, налагаемых на Совет Уставом Братства. В заботе о способах к увеличению денежных средств Совет Братства обращался к мере, давно испытанной и всегда приносившей благие последствия, именно: к рассылке подписных листов оо. настоятелям Московских церквей и начальствующим в средних и низших духовных учебных заведениях. Наибольшее количество пожертвований, как и прежде, поступило чрез оо. благочинных и настоятелей г. Москвы, которым Совет Братства приносит глубокую благодарность за такое теплое и деятельное их участие. С особенной признательностью Совет считает долгом отметить ревностную деятельность в пользу Братства почетного члена Братства, священника Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, церкви, о. Василия Андреевича Быстрицкого, который доставил в отчетном году в Братство по подписным листам более 500 р. Все суммы Братства к началу отчетного года состояли: а) из 63.500 р. процентными бумагами и 885 р. 19 к. наличными деньгами. В течение 1901 г. количество пожертвований увеличилось на 9284 р. 40 к. Все эти суммы поступили в качестве взносов от пожизненных и действительных членов, единовременных пожертвований от разных лиц и учреждений и от продажи сочинений В. Д. Кудрявцева и др. изданий Братства. Куплено 2 свидетельства 4% Госуд. Ренты по 1000 рубл. каждая за сер. 127 с купонами по 1-е июня 1901 г. – 2000 р., хранящиеся по контрамарке книжки Моск. Госуд. Сберегат. Кассы за 3082, разр. 9. —4— По требованию § 11 Устава, из всех этих денежных поступлений надлежало обращению в запасный капитал во 1-х сумма, полученная от обмена подлежавших конверсии пяти облигаций Внутр. 4½ Займа 1893 г. в количестве – 1141 р. 87 к., во 2-х взносы пожизненных членов наличными – 400 р. и в 3-х 20% с членских взносов и прочих денежных поступлений в количестве (3818 р. 24 к.) – 763 р. 65 коп. Остальные же 80% в количестве 3054 р. 59 к. составляли расходную сумму на удовлетворение потребностей Братства. К расходной же сумме, без вычета 20% в запасный капитал, отнесены во l-x, полученные от почетного члена, Братства, протоиерея А. Ф. Некрасова на содержание одного студента Академии – 200 р., во 2-х полученные по истекшим купонам от бумаг Братства проценты, за вычетом 5% государственного налога, в количестве – 2635 р. 12 к. в 3-х возвращенные долги от студентов и бывших воспитанников Академии в количестве 705 р. 23 коп. и от Правления Академии в количестве 485 р. наличными деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И.С. Филатов, один из главарей упомянутой Андреевской общины дает следующий отзыв об успехе затеянного Ермоловым дела в своем письме тому же Левашеву от 8 февр. 1894 г.: « Относительно духовнаво дела братья все здравствуют Иван Киревич Ермолов учит нотному 4-х голосному пению очин хрошия так что многих интересуит ». 34 В добытом мной у одесских сектантов нотном сборнике нет заглавного листа, но, говорю, он издан не раньше 1882 г., так как в него вошли стихотворения из «Голоса веры», появившегося только в этом году. Всех песней в нотном сборнике 68; к ним после оглавления песен, присоединено 5 положенных на ноты псалмов в русском переводе: 116-й, 22, 149, 41 и 90-й, так что в сборнике всех нотных песнопений – 73. Начинаются они «Молитвой за Царя и Россию (Tempo di marcia risoluto): «Христос, Спаситель Бог вселенной, храни Россию и Царя!». Для всякого знакомого с музыкой ясно, что неуклюжие мотивы рассматриваемого сборника совершенно не русского, а чисто немецкого происхождения. В 1902 г. в тех же целях вышла в свет «Цифровая школа для пения. Melodien. Издание П. П. 35 Гальбштадт. Типография П.Я. Нейфельда 1902 г. Краткая циферная школа для пения в десяти упражнениях. Kurze cifferschule in 10 übungen». Дозволено цензурой. Москва 3 мая 1900 г. Начинается этот нотный сборник с «Боже, Царя храни», а затем идут штундовые песни, взятые из рассмотренных нами сектантских сборников: «Родился вот Младенец нам», «Я слышу голос твой», «Приди, друг, к Иисусу» и др. Вторая часть рассматриваемого нотного сборника сектантских песен, на немецком языке, носит заглавие: «Melodien gesamelt won P. Perk». Дозволено цензурой. Одесса. 5 ноября 1901 года. Начинается она с песни: ,,Die Tugend wird durch " " s Kreuz». Взятые для содержания школы песни исключительно из запрещенных к обращению сектантских сборников, достаточно ясно показывают, что и этот нотный сборник, широко уже распространившийся среди сектантов, издан именно для них. В том же 1902 г. П. Перком издан для бесплатной рассылки сектантам нотный листок под названием: «Хвалебные песни. Издание П.П. Гальбштадт. Типография П.Я. Нейфельда. 1902». В этом листке, изданном в цифровой нотной системе для 4 голосов, всего три песни: «Я духом обновленный», «Боже Царя храни» и «Радость непрестанно». Русский гимн помещен здесь по очень понятным причинам; что касается двух песен, то они взяты из «Гуслей», где первая помещена под 480, а вторая под 451.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Общим недостатком большинства сочинений является крайняя скудость знаний и бедность мысли. За очень немногими исключениями, экзаменовавшиеся, очевидно, ничего не читали по психологии и философии кроме семинарских учебников. Сведения, сколько-нибудь выходящие за пределы учебника, встречались весьма редко. Наприм., только у двух или трех авторов можно было найти кое-какие намеки на то, что им известны факты так называемого изменения личности, и только один из них попытался объяснить эти факты. Впрочем, и знание учебника было весьма недостаточным. Между прочим, вероятно, этим недостатком знаний и объясняется чисто богословский характер некоторых сочинений: авторы видимо забыли свою семинарскую философию и поневоле принуждены были черпать свои сведения из учебников догматического и нравственного богословия, лучше сохранившихся в памяти. От изучения философии и психологии у многих остались только некоторые общие формулы и схемы; но эти формулы и схемы, очевидно, не были продуманы и заучивались совершенно механически. Отсюда – шаблонность мыслей, схоластичность понятий, бессодержательность и нередко наивность суждений. Изложение было почти всегда бесцветно, но в большинстве случаев грамматически правильно. Грубые грамматические ошибки встречались, пореже, чем в предыдущие годы. По наблюдениям комиссии, сочинения студентов, рекомендованных Правлениями семинарий, в общем мало чем выделялись в сравнении с сочинениями волонтеров. —352— Лучшие сочинения написаны присланным Симбирской семинарии (5-), присланным Нижегородской семинарии (4½) и волонтером Московской семинарии (4½). Сочинения, отмеченные неудовлетворительным баллом, принадлежат волонтеру Архангельской семинарии (2+), трем волонтерам Московской, семинарии (2+ и 2), присланному Вологодской семинарии (2) и воспитаннику Черкасской гимназии (2-)». (Продолжение следует). Дополнения к отчету Братства преподобного Сергия за 1901 г.//Богословский вестник 1902. Т. 3. 12. С. 1–2 (6-я пагин.). —1— В течение 1901 года, помимо упомянутых в отчете, поступили еще следующие пожертвования: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников От Действительных Членов: От Андреева, Секретаря Рязанск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От глубокой древности до наших дней» (СПб., 1900); «Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством» (СПб., 1900); «Что такое пьянство и как избавиться от него» (СПб., 1899 – 1901); «Вино пить, беде быть» (СПб., 1902); «Вино в пословицах» (СПб., 1902); «Как отстать от вина?». В 1902 о. Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Свой поступок он объяснял тем, что «оставаясь в продолжение последних двенадцати лет без места и священнослужения, он почувствовал внутренний разлад, нарушивший душевный покой и повлекший за собой решение отказаться от священства». Решение это было, видимо, итогом многолетней внутренней борьбы. Возможно, жажда более серьезной литературно-исследовательской деятельности и желание насовсем поселиться в Петербурге, где сосредоточены архивы и библиотеки – с одной стороны, а с другой – скудное материальное существование и невозможность для человека, облеченного в священный сан, поступить на светскую службу для поддержания себя материально заставили о. Димитрия решиться на этот трудный и болезненный шаг. В каком-то смысле о. Димитрий стал жертвой несовершенства российских законов, регламентирующих жизнь духовенства. Осенью 1902 Святейший Синод удовлетворил его прошение. Вместе с тем ему было разрешено, минуя десятилетний срок, запрещающий лицам лишенным духовного сана вступать в гражданскую службу, вступить в таковую. Б. уже официально смог переехать в Петербург, где вскоре получил «штатное место» в Министерстве финансов. Продолжая свою литературную деятельность, Димитрий Гаврилович в это время опубликовал роман «Близнецы» (СПб., 1903), рассказывающий о московской жизни 70-х гг. В 1904 вышла его книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище». Это была в то время одна из лучших книг, посвященных блаженной Ксении Петербургской, имевшая большую популярность среди читателей и выдержавшая несколько изданий. Надо заметить, что многие книжки Б., особенно народные брошюры религиозно-нравственного содержания (брошюры по борьбе с алкоголизмом), выдержали много изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

В частности, черногорцы протестовали в виду того, что и Барская (Антивари) католическая архиепископия включена в число епископий «хорватского», а не сербского народа. Далматинцы протестовали, потому что они признают себя сербами, а не хорватами... По сообщению «Гласа Црногорца» 11, от 15 марта 1902 г.), между Черногорским правительством и Ватиканом достигнуто соглашение по данному вопросу. Кардинал Рамполла в официальном письме от 7 марта 1902 года на имя уполномоченного от Черногорского правительства министра юстиции гр. Войновича сообщил, что 1) институт Св. Иеронима и впредь будет называться «Collegium Hieronymianum Illyricorum», т. e. будет принадлежать одинаково католикам сербского и хорватского племени, и 2) архиепископу Барскому усвояется наименование «Primas Serbiae», со всеми правами и преимуществами, принадлежащими этому званию. А эти преимущества велики: титулом «Primas Serbiae» все католики-сербы подчиняются духовной власти Барского архиепископа, что весьма важно в виду того, что в Боснии и Герцеговине насчитывается более 300 тысяч сербов-католиков. А так как назначение архиепископа Антивари зависит от Черногорского князя, то все сербы-католики Рагузы, Боснии и Герцоговины будут находиться в духовной зависимости от Черногории. Сараевский (в Боснии) католический епископ Штадлер, родом хорват, подал папе протест против такого исправления, по представлению Черногорского князя, проектированного было наименования («хорватский коллегиум»). Но протест его не увенчался успехом, и папа ка- —556— тегорически отказал ему в исполнении его просьбы. Вместе с тем уполномоченный от Черногории гр. Войнович добился от папы права обязательного обучения кирилловскому языку и литературе для учеников, принадлежащих к архиепископии Антивари, и кроме того – права участия Черногории в административном совете коллегиума. Переходим к обозрению церковной жизни в митрополии Карловицкой. – 22 июля 1901 г. скончался в Темишваре Высокопреосвященный Никанор Попович, епископ Темишварский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010