Определили: В виду изложенного в справке просьбу священника Василия Понятовского о принятии его в число студентов Московской Духовной Академии отклонить, возвратив ему приложенные к прошению документы. V. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии греческого уроженца монаха Панарета Ксанфопуло: «Имею честь всепокорнейше просить Ваше Преосвященство принять меня в число вольнослушателей вверенной Вам Академии». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 25 июля текущего 1901 года за 4923 монаху Панарету Ксанфопуло, окончившему курс наук в Великой Национальной школе в Константинополе и воспитывающемуся на средства Преосвященного Митрополита Корицас (в Македонии) Гервасия, разрешено прибыть в Россию для поступления в одну из духовных академий. 2) С русским языком монах Панарет Ксанфопуло незнаком. 3) § 115 устава духовных академий: «Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академических лекций и посторонние лица по усмотрению Епархиального Преосвященного». Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять монаха Панарета Ксанфопуло в число вольных слушателей академических —296— лекций и поместить его в академическом общежитии в качестве пансионера. VI. Рассуждали о назначении вновь учрежденной стипендии имени потомственного почетного гражданина В. И. Феолого в 500 рублей одному из студентов I курса Академии. Определили: 1) Стипендию имени В. И. Феолого назначить студенту I курса Академии священнику Димитрию Рождественскому; казенную же стипендию, на которую по определению Совета Академии от 3 текущего сентября зачислен был священник Рождественский, предоставить студенту I курса иеромонаху Антонию. 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1901 г. окт. 2. По ст. V. Монаха Панарета Ксанфопуло разрешается принять в число вольных слушателей академических лекций. Прочее смотрено и утверждается». 1 октября 1901 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV. Благодарственные письма Почетных Членов Академии: а) Преосвященнейшего Никандра, Епископа Симбирского и Сызранского от 24 марта за 131: «Честь имею уведомить Совет Духовной Академии, что препровожденный ко мне диплом на звание Почетного Члена Московской Духовной Академии от 5 декабря 1900 года, за 444, мною получен. С особенным удовольствием принимаю сие почетное звание и приношу мою глубочайшую благодарность Совету Академии за честь, которая особенно для меня дорога, как оказанная от родной мне, воспитавшей меня Академии». б) Преосвященнейшего Никодима (Милаша) , Епископа Далматинского и Истрийского, от 5 апреля: «Я имел честь получить почетное письмо Совета Академии от 7 февраля сего года 31, которым препровожден мне диплом на звание Почетного Члена Московской Духовной Академии. Уведомляя о сем, покорнейше прошу Совет принять искреннейшую мою благодарность за высокую честь, которой Совет великодушно изволил меня удостоить». Определили: Письма хранить при делах Совета Академии. V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 8 марта за 1678: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 28 февраля 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Петр Минин определен на должность преподавателя Священного Писания в Орловскую духовную семинарию». б) от 22 марта за 2206: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 7 марта 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Москов- —55— ской духовной академии Петр Артамонов определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Раненбургского духовного училища». в) от 19 апреля за 3110: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 апреля 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Павел Успенский определен на должность учителя латинского языка в Ишимское духовное училище. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету академии для сведения и зависящего распоряжения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несовершенство человека лежит в выходе человека из этой субстанциальной основы, в удалении от Божества, в связи с этим миром явлений. Эта связь вынуждает человека жить неистинной, налично-эмпирической жизнью. Задача человека состоит в том, чтобы порвать все связи с этим феноменальным бытием, высвободить своё подлинное «я» из-под покрова этой душевно-чувственной жизни. Уничтожить эти связи, преодолеть в себе всякую склонность к чувственному, отрешиться от суетно-душевной жизни «психика», «освободить, – как говорит суфий Аль-Газали , – сердце от всего, что не Бог » 85 значит возвратиться к первоначальной чистоте духа, восстановить первобытную праведность, ощутить в себе начало Божественной жизни. Отсюда – отрицательный характер нравственной жизни мистика; главная добродетель полагается в «очищении», которое, начинаясь с κθαρσις, а в тесном смысле слова, последовательно приводит мистика к созерцанию как своеобразному виду духовного очищения и к экстазу как форме мистического единения с Божеством. Примечания: 1 Опубликовано: Богословский вестник , (1911). 2 Интересующихся собственно психологией мистицизма мы отсылаем к исследованиям и статьям – Leuba. Les tendences fondamentales des mystiques chretiens Revue philosophique, 1902, t. LIV. Murisier . Le sentiment religieux dans l’extase. Revue philosophique, 1898, XLVI, 12. Эта статья в виде особой главы вошла в исследование того же автора Les maladies du sentiment religieux. Paris, 1901. Delacroix . Etudes d’histoire et de psychologic du mysticisme Les gtands rmstiques chretiens. Paris, 1908. Pacheu . Psychologie des mystiques chrétiens. Paris, 1901. Joly . Psychologic des Saints. Paris, 1908. Marie . Mysticisme et folie. Paris, 1907. Boutroux . Le mysticisme. Bulletin de 1’institut general psychologique, 1902. Jan.-Fevr. Godfernaux . Sur la psychologic du mysticisme. Revue philosophique, 1902. Fevr. Проф . В . Ф . Чиж . Психология наших праведников. Вопросы философии и психологии, 1906 (кн. 84 и 85). Ниже, при ссылках на этих авторов, мы будет пользоваться сокращённой цитацией.

http://azbyka.ru/misticizm-i-ego-priroda

Такое бюро было решено учредить в квартире чайной КОТ, располагавшейся на Булаке. 15 сентября 1901 г. КОТ открыло в Казани также свой приют для женщин. " Пришлые из деревень и ищущие труда девушки, престарелые, не имевшие возможности попасть в богадельни в нынешнем году, в большом количестве обращались к " [Казанскому] Обществу Трезвости " с просьбою дать им временный приют и пропитание, - сообщалось в отчёте о деятельности КОТ с 1 января 1901 г. по 1 января 1902 г., - и приходилось помещать их при чайно-столовой, а затем Комитет, находя неудобным помещать женщин при чайной, так как некоторые имели детей, постановил нанять особое помещение, которое и было открыто 15 сентября на Булаке в д.[оме] Бочарова, где в течение 3-х месяцев призревалось 28 чел[овек]. Призреваемые в приюте способные к труду женщины шили рабочим одежду, мыли бельё и полы в учреждениях Общества, готовили кушанья, а престарелые присматривали за детьми работавших женщин " . Благодаря упорному и кропотливому труду членов Комитета КОТ и, в первую очередь, бессменного председателя общества А.Т.Соловьёва, численность рядов КОТ и его отделов увеличивалась со стремительной скоростью. При этом наиболее интенсивный рост наблюдался на самом рубеже веков, когда оно уже добилось заметного общественного признания не только в Казанской губернии, но и далеко за её пределами. Согласно отчёту о деятельности общества за четвёртый год существования, до 31 августа 1896 г. был открыт 21 отдел КОТ. А уже к началу 1901 г. количество его отделов почти утроилось: согласно отчёту о деятельности общества с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г., насчитывалось шестьдесят отделов КОТ. Вскоре после этого КОТ приступило к открытию своих филиалов за пределами Казанской губернии, в чём также заметно преуспело. В разное время таковые были созданы в городах Армянском Базаре Таврической губернии, Красноярске, сёлах Галиевке Житомирского уезда Волынской губернии, Сосновском Томской губернии и во многих других местах. При этом наибольшим размахом деятельности отличались отделы общества, функционировавшие в Сибири.

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/27/...

Дмитрий Григорьевич (4.10.1876, мест. Кричев Чериковского у. Могилёвской губ.- 1947 (?), Москва), преподаватель МДА. Род. в крестьянской семье, за 2 года окончил полный курс Кричевского народного училища (1885-1887), в 1889 г. поступил в 3-й класс Мстиславского ДУ, завершив обучение в 1891 г. В 1897 г. К. окончил Могилёвскую ДС, в июне 1901 г.- МДА, первым по списку со степенью кандидата богословия и получил право защищать магист. диссертацию без новых испытаний. Его кандидатское соч. «Учение св. Кирилла Александрийского о Лице Богочеловека и значение его в христологических движениях V и VI вв.» было признано одним из лучших в истории МДА. 16 нояб. 1901 г. К. был исключен Могилёвской казенной палатой из крестьян, как окончивший высшее учебное заведение (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1791. Л. 12). По окончании академического курса К. был оставлен при академии профессорским стипендиатом, причем его прочили на «вакантную кафедру греческого языка и его словесности» (БВ. 1902. 11. С. 372). Но К. не изучал в академии греч. язык, поэтому Советом МДА был отправлен на осенний семестр 1901/02 уч. г. на историко-филологический факультет Московского ун-та, а на весенний семестр - на тот же фак-т С.-Петербургского университета. Слушал лекции профессоров С. И. Соболевского , В. К. Ернштедта и др. 9 сент. 1902 г. К. прочитал в академии 2 пробные лекции - «Мимиамбы Герода как памятник бытового реализма греко-александрийской поэзии» и «Κοιν διλεκτος (происхождение и характер)»; 15 сент. того же года утвержден в звании исполняющего должность (и. д.) доцента кафедры греч. языка и словесности. Но основная сфера научных интересов К. не совпадала с тематикой занимаемой кафедры. Впосл. он продолжал заниматься русским сектантством, привлекшим его внимание еще в студенческие годы при написании семестрового соч. «О русском хлыстовстве». К. изучал рукописи не только из архивов центральных городов, но и из окружных судов и духовных консисторий Европейской и Азиатской России. Кроме того, К. старался проводить полевые исследования. Изучение рус. сектантства убедило К. в необходимости получения углубленных знаний в области нервных и душевных болезней, и в 1903/04 уч. г. он по ходатайству Совета МДА слушал лекции на медицинском фак-те Московского ун-та и работал в нервной и психиатрической клиниках у профессоров В. К. Рота и В. П. Сербского (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5097. Л. 7-9).

http://pravenc.ru/text/1841946.html

О статьях – иероманаха Дионисия „Идеалы православно-русского инородческого миссионерства“ и В. Нечаева „Увешание“ Платона, митроп. Московского, как предвестник „единоверия“, помещённых в „Православном Собеседнике“, библиографические сведения уже сообщены на страницах нашего журнала (см. 1901 г. июнь стр. 864–867 и октябр. стр. 472–473). Из других же статей можно лишь назвать „Письмо к обратившейся в день причащения св. тайн“ – проф. Н. И. Ивановск ого , „По поводу закладки нового храма в пригородной окраине Казани. Открытое письмо строителям“ – его же и „По поводу письма С. Ф. Шарапова о старообрядцах“ – его же. В „Богословском Вестнике“ помещён только „Обзор журнальных статей по расколо и сектоведению за 1900 г.“, И. М. Громогласова, да библиографическая заметка под заглавием: „Противо-раскольническая беллетристика“ Ер. Митинского, а в Трудах Киевской Духовной Академии две библиографические заметки А. Глаголева . К. Плотников Плотников К. [Рец. на:]: Критическое обозрение бесед с раскольниками и сектантами, помещённых в епархиальных органах за 1901 год//Миссионерское обозрение. 1902 г. 4. С. 777–783 В „Астраханских Епарх. Ведомостях“ помещены 10 бесед, а именно: а) 2-я и 3-я миссионерские беседы, ведённые священниками Кочергиным и Березиным в Астраханской епархиальной библиотеке в 1900 году, б) 5 бесед, ведённых ими же и там же в 1901 г., в) беседа (частная) с старообрядцем-беспоповцем брачного толка, ищущим единенья с православной Церковью – А. Шапиина, г) Из бесед с заблуждающимся собратом – диакона Е. Саблина и „Нужно ли молиться за умерших?“ – свящ. С. Добронравова. В первой беседе, направленной против раскольников австрийского толка (по местному названию – „часовенных“), о. Кочергин сначала доказал, что общество приемлющих австрийское священство не может именоваться Церковью Божией, а затем, когда на его приглашение возразить никто не откликнулся то он сам указал на слова Феодора Студита , приводимые „австрийцами“ в защиту своей иерархии, и опроверг их. Такой приём, по моему мнению, совсем не должен быть употребляем на беседах с раскольниками, потому что последние и в печатных полемических сочинениях, большей частью, читают одни возражения, опровержение же их опускают, а тем более, конечно, будут запоминать только возражения на устной беседе и пропускать мимо ушей опровержение. Следовательно, цель беседы не будет достигнута. Это – во-первых. А во-вторых, указывая раскольнические возражения, православный собеседник может заронить искру сомнения и в православных; а разве для этого ведутся беседы с раскольниками и сектантами?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По проекту средняя школа должна была состоять из семи классов. Первые три класса, представлявшие законченный курс, предполагались быть общими и обязательными для всех учеников, в них предполагалось преподавание следующих дисциплин: Закона Божия, русского языка, отечественной и всеобщей истории, географии, арифметики, естествоведения, новых языков, рисования, черчения и чистописания. В четвертый класс могли поступать в определенных случаях только ученики, окончившие низшую школу (предложение о беспрепятственном переходе из низшей школы в среднюю было отвергнуто). При этом ученики должны были делиться на две группы: одни изучать дополнительный курс естествоведения и графические искусства, другие – латинский язык. Общими предметами для обоих отделений были: Закон Божий, русский язык с логикой, литература отечественная и всеобщая, законоведение, отечествоведение, языки французский и немецкий, математика, физика, космография, история отечественная и всеобщая, география и естествоведение. В некоторых городах (всех университетских и в Вильне) оставлено по одной школе иного типа, с обязательным изучением двух древних языков; кроме того, допускалось преподавание греческого языка (и английского) для желающих. Реформа средней школы проводилась не в законодательном порядке, а лишь временно, на один год; при этом в 1-х и 2-х классах новая программа была введена полностью, в 3-х и 4-х классах не было введено преподавание греческого языка, старших классов реформа не коснулась. См.: Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. 1089 Требование коренной реформы академического строя и отмены «Временных правил от 29 июля 1899 г.», принятых после первой всероссийской студенческой забастовки в феврале–мае 1899 г. было выдвинуто 23 февраля 1901 г. от имени московского студенчества на общестуденческой сходке в ИМУ, окончившейся арестом многих участников и заключением их в Манеже, а затем в Бутырской тюрьме. 5 апреля 1901 г. министр народного просвещения П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При этом опыт первых лет деятельности БА при КОТ наглядно продемонстрировал казанским трезвенникам, что в российских условиях взимание с алкоголиков платы за лечение неизбежно приводит к тому, что воспользоваться им может только очень небольшая часть нуждающихся. В данной связи на заседании Комитета КОТ 3 декабря 1900 г. было единогласно постановлено, «так как платные больные не дают возможности назвать больницу вполне благотворительным учреждением», «не принимать в больницу платных больных, а принимать всех желающих лечиться от пьянства бесплатно, возложив на них труд по учреждениям с. 32] для чего было признано необходимым «озаботиться введением ремёсл» и «организовать правильные чтения и беседы» с. 75]. Уже к началу 1901 г. здесь была создана небольшая переплётная мастерская, «служащая нуждам собственной библиотеки» (где трудились один - два больных), ещё один больной занялся «выделкой различных вещей из мрамора (принадлежности для письма, столики, умывальники и с. 232] В дальнейшем «больным предлагался тот или другой труд сообразно их силам и влечению»: летом они работали в саду, цветнике и огороде, занимались переплётным и столярным делом, убирали свои помещения, следили за внутренним порядком и чистотой здания, «священнослужители (пациенты) принимали участие и сами совершали некоторые церковные службы в воскресные и праздничные дни и накануне с. 446] Неимущие принимались в БА при КОТ бесплатно, а для прочих общая месячная плата (которую практически никто не вносил) была понижена до 10 рублей в месяц. Помимо прочего, данная мера привела к заметному изменению «контингента больных». Как указывал 27 января 1902 г. врач В.П. Первушин, «в то время как раньше преобладали лица привилегированных классов, в истёкшем году встречаем обратное отношение» - «тут, между прочим, видим лиц, занимающихся тяжёлым физическим трудом, и, благодаря своей болезни, лишившихся возможности продолжать свои занятия и поддерживать существование своё и своей с. 443] В скором времени КОТ удалось, наконец, обеспечить хоть и не вполне удовлетворительное, но стабильное финансирование своей больницы. 10 января 1901 г. открыл свою деятельность Казанский губернский Комитет Попечительства о народной трезвости (КГК ПНТ), к которому казанские трезвенники,по рекомендации ГУНСКПП МФ РИ, 10 июня 1901 г. постановили обратиться за пособием на содержание больницы на сумму 2 тысячи рублей, что и было сделано А.Т. с. 336; 117, с. 144] 7 февраля 1902 г. КГК ПНТ направило в Комитет КОТ талон «на 2600 руб[лей] на содержание больницы алкоголиков и устройство чтений в Суконной слободе», что положило начало ежегодному финансированию БА при с. 238]

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Вечная Женственность... Сколько стихов о ней было сложено! И так ею были заворожены, что всюду она им мерещилась. Блок во всей поэзии русской, не у одного Соловьёва только, искал отголосок той же идеи. В наброске статьи о русской поэзии (1901-1902) утверждал, например: «Идея Вечной Женственности уже так громадна и так прочно философски установлена у Фета, что об ней нельзя говорить мало. В критическом очерке, посвящённом Полонскому, Вл.Соловьёв говорит: «Все истинные поэты так или иначе знали и чувствовали «женственную тень», но немногие ясно говорят о ней; из наших яснее всех— Полонский».» (7,35). В 1901 году Блок начинает цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902). «Дама»— это именно Женственность. Но и— конкретное воплощение её. Как у Соловьёва в «Трёх свиданиях» было запечатлено повествование о трёх видениях «Её»— в конкретных реальных впечатлениях, одновременно и мистических (а Блок считал ту поэму непреложным свидетельством), так и у Блока «Она» имела реально-мистическое воплощение. Имя этого воплощения известно: Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, возлюбленная, невеста, жена поэта. (Примечательная параллель: знакомая Соловьёва, одолевавшая его своими мистическими бреднями, А.Н.Шмидт, считала себя воплощением Софии.) Мочульский пишет: «Блок не рассуждал о Вечной Женственности: он жил ею. Судьба поставила его перед потрясающей реальностью . Почитание неземной Прекрасной Дамы и влюблённость в конкретную женщину, Л.Д.Менделееву, соединились в его сознании. Сочетание непостижимое и роковое для его человеческой судьбы— было непреложным фактом опыта. Почитатель Вечной Женственности горел эротическим огнём к её земному воплощению» 307 . Это сразу вызвало жестокое противоречие во всём составе поэта: его высокий эротизм противился чувственности и земной страсти. Это привело к тому, что он начинает помышлять о добровольном уходе из жизни, и о том есть многие свидетельства. Такое состояние сопровождается мистическими видениями, прозрениями, сомнениями... Биографы пишут о близости к умопомешательству. Просто ли— «близости»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Джавахишвили. Портрет. 30-е гг. XX в. [Джавахов; груз. ] Иван Александрович (11(23).04.1876, Тифлис - 18.11.1940, Тбилиси), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939). Основоположник научного изучения экономической, социальной и церковной истории Грузии, древнегруз. лит-ры, истории груз. права, этики, философии, исторической мысли, музыки, автор первых научных трудов по груз. палеографии, эпиграфике, дипломатике, метрологии. Основатель Тбилисского гос. ун-та (ТГУ). Принадлежал к груз. княжескому роду. Отец Д., Александр Иванович, работал учителем-инспектором по математике и имел обширные гуманитарные интересы, оказав значительное влияние на буд. профессиональную ориентацию сына. Мать, София Афанасьевна, окончила телавское уч-ще им. св. Нины и заботилась о духовном воспитании детей. В 1895 г. Д. с отличием окончил 1-ю тифлисскую гимназию, в 1896 г. поступил на армяно-грузино-иран. отд-ние фак-та вост. языков С.-Петербургского ун-та, учился у А. Цагарели , Н. Я. Марра , В. Р. Розена , П. К. Коковцова , слушал лекции на историко-филологическом (Н. И. Кареева , И. М. Гревсса, И. И. Смирнова, Ф. Ф. Зелинского, А. Н. Веселовского) и юридическом (В. И. Сергеевича, В. И. Ефимова, А. Исаева) фак-тах ун-та. Окончил ун-т с дипломом 1-й степени (1899). Разнообразная тематика ранних трудов Д. является показателем широты его научных интересов; известность ему принес труд 1899 г. об ап. Андрее Первозванном и св. Нине (изд. в 1901), за что совет С.-Петербургского ун-та наградил его золотой медалью. В 1901-1902 гг. учился в Германии: в Кёнигсберге (ныне Калининград) и в Берлинском ун-те под рук. проф. А. фон Гарнака , прослушал курсы лекций К. Крумбахера и К. Лампрехта. По поручению Гарнака перевел на нем. язык, исследовал и издал в 1901 г. в «Ведомостях заседаний» Прусской АН «Мученичество св. Евстафия Мцхетского» (VI в.). В 1902 г. Д. и Марр исследовали рукописные фонды мон-ря вмц. Екатерины на Синае, результатом работы стало «Описание грузинских рукописей Синайской горы», куда вошли 44 груз. и 2 сир. рукописи. С янв. 1903 г. Д. занимал должность приват-доцента на кафедре армяно-груз. филологии С.-Петербургского ун-та, в 1905 г. издал монографию «Государственный строй древней Грузии и древней Армении», на основе к-рой 13 мая 1907 г. защитил диссертацию и получил звание магистра.

http://pravenc.ru/text/171809.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010