—19— В. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 39 студентов, окончивших в отчетном году академический курс; из них 11 – с правом на получение степени магистра богословия без нового устного испытания, если представят диссертации на степень магистра и защитят их установленным порядком; остальные 28 – с правом на получение означенной степени по выдержании новых устных испытаний по тем предметам, по коим они не оказали успехов, соответствующих степени магистра, и представлении нового сочинения. – Кроме того, утверждены в отчетном году в степени кандидата богословия, по удовлетворительном выполнении поставленных им при окончании курса условий, 7 действительных студентов Академии выпусков 1894 (1), 1896 (2), 1898 (1), 1900 (1) и 1901 (2) гг. (из них один – с правом на получение степени магистра без нового устного испытания) и 1 воспитанник Академии, оставленный без присуждения степени в 1901 году. Г. В звании действительного студента утверждены 10 студентов, окончивших в отчетном году академический курс, с правом на получение степени кандидата богословия: 1 – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, 2 – по представлении нового семестрового сочинения по одному предмету, 1 – по представлении нового семестрового сочинения по одному предмету и проповеди, 1 – по представлении новых семестровых сочинений по двум предметам и двух проповедей, 1 – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по двум предметам, 1 – по представлении новых семестровых сочинений по четырем предметам и удовлетворительном выдержании нового устного испытания по одному предмету и 1 – по представлении новых семестровых сочинений по четырем предметам и удовлетворительном выдержании новых устных испыта- —20— ний по двум предметам. Двум студентам права на соискание степени кандидата богословия не предоставлено. – При окончании курса и в течение вакационного времени 5 действительными студентами означенные условия были выполнены, и они утверждены в степени кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По окончании испытаний 40 студентов духовных семинарий и 2 воспитанника классической гимназии приняты были в число студентов I курса Академии; остальные же два студента духовных семинарий были признаны Советом недостаточно подготовленными к слушанию академических лекций. – Из студентов, принятых в Академию, 30 зачислены были на казённые стипендии, 5 – на частные, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. По установившемуся за последние годы обычаю, в конце сентября месяца 1902 года, уже после начала учебных занятий в Академии, явились для поступления в состав I-ro академического курса 5 иностранных уроженцев (1 болгарин и 4 серба). – О трёх из них имелись разрешительные (относительно допущения к приёмным испытаниям) указы Святейшего Синода от 5 и 31 августа 1902 года за 6019 и 6695; четвёртый заявил, что он является в Академию вместо товарища своего по Белградской духовной семинарии, которого одним из вышеприведённых указов Святейшего Синода также разрешено было допустить к приёмным испытаниям для поступления в Московскую Духовную Академию, не представив однако в —12— том никакого письменного удостоверения, пятый – представил рекомендацию от Преосвященного Митрофана, Епископа Новосадско-Бачкого. Все означенные лица и, кроме них, по особой резолюции Его Высокопреосвященства от 10 сентября 1902 года за один студент духовной семинарии – священник, не имевший возможности явиться к испытаниям своевременно, подвергнуты были в первых числах октября месяца 1902 года, перед особо для сего назначенными комиссиями из наставников Академии, испытаниям по указанным в определении Святейшего Синода от 4–13 декабря 1901 года за 4939 предметам семинарского курса, причём допущены были следующие отступления от общего порядка: 1) все иностранные уроженцы, в виду слабого знакомства их с русским языком, представили письменные работы каждый на своём родном языке и 2) три сербские уроженца, воспитанники Белградской духовной семинарии, на основании указа Святейшего Синода от 14 августа 1902 года за 6245, освобождены были от устного испытания по одному из древних языков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С точки зрения потребности в проповеди православия, этот огромный район деятельности ещё очень недостаточно велик. Он даже отдалённо несравним со всемирной деятельностью римской Congregatio de propaganda fide и множеством протестантских обществ. Но сравнительно со средствами, которые Россия уделяет на проповедь христианства, задача нашего Миссионерского Общества громадна. 3а всё время его существования мы постоянно видим, что потребности миссионерского дела несравненно шире средств, которые оно может получить, и это, конечно, не может не отзываться на успешности развития миссионерского дела. Современный бюджет общества в 1901 году представляет такую картину: Состояло 1.367,735 руб. Всего прихода 580,684 руб. Всего расхода 622,094 руб. Следовательно, к 1902 году оказывается, так сказать, дефицит, или, точнее выражаясь, в 1902 году Общество приступает к деятельности со средствами уменьшившимися. Это не представляло бы никакой особенной опасности, если бы сборы и пожертвования представляли достаточно внушительные суммы 112 . Таким образом, сборы и пожертвования за 1901 год покрыли едва половину того расхода, который оказался безусловно необходимым (622,000 рублей). Труды Миссионерского Общества в Европейской России, Азии и Америке имели своим результатом в отчётном году почти 5 тысяч обращений в православие из язычества и магометанства 113 . Цифра эта, конечно, ничуть не поражающая своей величиной, не исчерпывает, однако, всех результатов миссионерских трудов. Помимо обращения язычников и магометан, миссия имеет своей обязанностью окончательное христианское просвещение недавно крещённых иноверцев, а по большей части и их приобщение к жизни культурной. Миссионер – не только проповедник, он должен становиться и приходским пастырем. Рядом с ним и об руку с ним идут школьный учитель, фельдшер, сестра милосердия. Православное Миссионерское Общество на всё это должно доставлять средства. А между тем, как мы видим, на дело, охватывающее три части света, Общество получает сборами и пожертвованиями всего 374,000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к сведению и руководству. 2) Священника Волынской губернии Рафаила Мартышевского, по определению Совета Академии от 19 декабря 1901 года, утвержденному Его Высокопреосвященством, уволенного из числа вольнослушателей Академии за неявку в оную, уведомить об отклонении Святейшим Синодом просьбы его о разрешении держать приемные испытания для поступления в Академию. III. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1902 г. Марта 30. В Совет Московской Духовной Академии» – отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 28 марта за 2679: «Товарищ Министра Народного Просвещения, отношением от 19 сего марта за 7959, уведомил, что Министерством предложено начальству С.-Петербургского Учеб- —81— ного Округа о прикомандировании стипендиата Московской Духовной академии Дмитрия Коновалова на текущее полугодие к историко-филологическому факультету С.-Петербургского университета, с освобождением от платы за слушание лекций и с допущением его к пользованию университетской библиотекой. Долгом поставляю сообщить о сем Вашему Высокопреосвященству вследствие отношения от 21 февраля 1902 года за 143». Определили: Принять к сведению. IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 22 марта за 2451: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 14 марта 1902 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Павел Доброгаев определен на должность помощника инспектора в Киевскую духовную семинарию». б) от 26 марта за 2598: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 6 марта 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Иван Жданов определен на должность помощника инспектора в Калужскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету академии для сведения и зависящего распоряжения». Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии кандидатам П. Доброгаеву и И. Жданову дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состав воспитанников в минувшем учебном году выражается в следующих цифрах. В начале учебного года поступило в I класс семинарии 85 учеников из духовных училищ Костромской епархии. Из 85 вновь принятых, 386 переведенных (273 в июне и 113 в августе) в старшие классы и 57 оставленных на повторительный курс образовался в начале 1900–1901 учебного года полный комплект семинарских воспитанников в 528 человек, из коих 72 иносословные. По классам ученики распределялись в следующих цифрах: в I классе 107, во II – 105, в III – 90, в IV – 89, в V – 76 и [в] VI – 61. Из общего числа 528 воспитанников в течение отчетного года выбыли из семинарии по прошениям 8 учеников, перешли – 1 в другую семинарию, 2 ученика – в гимназию и 2 умерло; по экзаменам в мае-июне и переэкзаменовкам в сентябре 1901 года уволено по прошениям и малоуспешности 14 воспитанников и окончили с успехом полный курс семинарских наук 61 воспитанник, из коих 28 в I разряде с званием студента семинарии. Двое из первых студентов, согласно определению Святейшего Синода о вызове студентов семинарии в состав нового академического курса, отправлены на казенный счет по одному в Петербургскую и Казанскую духовные академии. Всех же воспитанников к началу нового 1901–1902 учебного года выбыло из семинарии 88, считая в том числе и окончивших курс, и затем осталось в семинарии 440 учеников, в том числе 383 ученика перешедших из низших классов в высшие и 57 оставленных на повторительный курс. Со вновь принятыми в семинарию 107 учениками духовных училищ, в половине минувшего сентября образовался комплект учащихся в семинарии в 547 человек, которые распределены по классам в следующих цифрах: в I – 126, во II – 90, в III – 104, в IV – 80, в V – 71, в VI – 76 учеников. Большая часть воспитанников семинарии размещалась в двух при ней общежитиях: казенном и епархиальном. В минувшем учебном году в казенном общежитии помещались 169 учеников; для содержания 150 из них семинарское правление располагало 150 казенными ученическими окладами, каждый по 90 рублей – до 1901 года, а затем по 105 рублей каждый, и 7 стипендиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

—566— вём до этого благословенного времени дружной работы на общее благо, рука об руку с новыми Соловьевыми... Увы, таких был пока всего только один, – этих достойных нашей памяти союзников наших в борьбе за христианскую истину! Дай Бог их как можно больше! Это наше пожелание и русскому богословию... Пожелания г. Виноградова русскому богословию не могут иметь ценности: они носят на себе „грустный отпечаток“ какой-то „восточной мысли“, которой проникнуто „восточное миропонимание“ Русского Вестника и его сотрудников; но эти пожелания ещё более становятся для нас неподходящими в виду незнакомства наших доброжелателей с современным состоянием богословия: не лучше ли было бы г. Виноградову сначала познакомиться с „современным богословием“, а потом уже, если надо, приняться за реформу его? Прот. П.Я. Светлов Киев 25 сентября 1901. Спасский А.А. О новом издании творений св. Афанасия Александрийского в русском переводе//Богословский вестник 1901. Т. 3. 11. С. 567–581 (2-я пагин.) —567— Цель заметки – 1) Современное состояние греческого текста творений св. Афанасия, лежащего в основе русского перевода их; кто были бенедиктинцы – издатели творений св. Афанасия? – достоинства их издания; результаты новейших исследований о сочинениях св. Афанасия; объём русского перевода. – 2) Пасхальные письма александрийских епископов; открытие пасхальных писем св. Афанасия и их фрагменты; русский перевод этих писем. – 3) Русский перевод творений св. Афанасия в первом его издании и его достоинства; отношение к нему второго издания. Имея в виду в следующих 1902–1903 годах предложить своим подписчикам творения св. Афанасия Александрийского в русском переводе, в качестве приложения к журналу, редакция „Богосл. Вестн.“ считает своей обязанностью предварительно ознакомить их с наиболее важными сторонами этого своего предприятия. Жизнь св. Афанасия и оставшиеся после него творения в последнее время сделались предметом тщательного исследования и изучения в западной науке; св. Афанасию не только отводятся обширные отделы в общих курсах по истории церкви и догматики, но и посвящён целый ряд монографий, разрабатывающих разные вопросы касательно его деятельности, учения и сочинений. Было бы очень заманчиво воспроизвести в подробностях это новое движение к изучению Афанасия и оценить его результаты, чтобы ясно показать значение этого отца для церкви и христианства, но такая задача выходит из пределов журнальной статьи и требует для себя отдельного исследования. Предлагаемая ниже заметка преследует не эту цель; она хочет со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Католический пресв. Р. Мурри. Фотография. Кон. XIX в. Католический пресв. Р. Мурри. Фотография. Кон. XIX в. М., вдохновленный итал. и нем. изданиями социалистической направленности, основал журнал социально-политических и религ. исследований «Cultura sociale» (Социальная культура), в к-ром он (под псевдонимом Прам) освещал политические проблемы. Одновременно он писал заметки для газ. «Osservatore cattolico» (Католический обозреватель). Гл. обр. М. уделял внимание кризису политической системы и получившему в связи с этим широкое распространение социалистическому движению. Изучая структуру и способы функционирования социалистической партии, М. размышлял о создании католич. структуры, способной стать ей противовесом. В кон. 1900 - нач. 1901 г. М. занимался активной издательской и журналистской деятельностью: в 1900 г. он основал изд-во «Società italiana cattolica di cultura» (Итальянское католическое общество культуры) и ж. «La cultura del popolo» (Культура народа), в 1901 г.- еженедельник «Il domani d " Italia» (Завтрашний день Италии), получивший широкое распространение (в среднем тираж составлял ок. 14 тыс. экз.). Важной частью его деятельности стали организация кружков и групп христианско-демократического направления и координация их деятельности. Однако среди католич. духовенства его работа встречала все большее недовольство. Папа Римский Лев XIII (1878-1903) в энциклике «Graves de Communi Re» от 18 янв. 1901 г. и в «Инструкции» от 3 февр. 1902 г. подчеркнул необходимость оставаться в рамках традиц. практики движения «Опера деи конгресси», т. е. в рамках исключительно социальной, а не политической деятельности. М. был отстранен от руководства еженедельником «Il domani d " Italia». Редакция издания была переведена в Болонью, руководство передано Л. Стирати. Концепция М. заключалась в создании политической католич. партии с разветвленной структурой, в ее программе должны были учитываться социальные и политические изменения нач. ХХ в. М. вступил в полемику с консервативным крылом движения «Опера деи конгресси» и с его лидером гр. Дж. Б. Пагануцци. Статья с критикой Пагануцци («Il crollo di Venezia») была опубликована в ж. «Cultura sociale» (16 авг. 1902). В защиту Пагануцци выступил патриарх Венеции Джузеппе Мелькиоре Сарто (папа Римский Пий Х в 1903-1914), к-рый и в дальнейшем крайне негативно оценивал деятельность М., выступавшего за более широкое участие католиков в политической жизни.

http://pravenc.ru/text/2564392.html

После пожара 1879 года сгорели многие документы. В итоге копии метрических книг сохранились лишь с 1860 года (за исключением 1879), исповедные росписи – с 1880 года, а опись церковного имущества заведена только с 1894 года. И всё же в храмовой библиотеке находилось 100 томов книг, предназначенных для чтения. С 1908 года должность церковного старосты исполнял крестьянин Егор Ефимов Прохоров. Священником являлся Александр Владимиров Рождественский (с сентября 1901 года). До этого с 1898 года он служил в нескольких сёлах, в том числе в 1899 – 1901 в Троицком храме Белого Яра. Также с 1899 года состоял заведующим и законоучителем церковной школы, в 1904-1905 годах – катехизатором 4 благочинного округа, с 1905 года – помощником благочинного данного округа, а с 1908 года – в должности окружного следователя округа. В 1907 году А.В. Рождественского наградили набедренником. За 1910 год священник произнёс 18 собственных поучений, 27 печатных и 22 собеседования. Псаломщиком служил Матвей Павлов Исаков (с 1902 года). С 1899 года он состоял учителем в пригороде Тиинске, с 1901 года – в деревне Андреевке (приход села Тергенево), а с 1902 года – в кайбельской церковной школе. В 1904 году его посвятили в стихарь. Увы, сведения об Ильинском храме в советское время весьма немногочисленны, и все они говорят о гонениях и репрессиях. Среди протоколов общих собраний граждан Кайбельского сельсовета за 1930-1931 годы мне удалось найти обязательство местного священника: «Я, Благоразумов А.В. (Антонин Владимирович – Е.А. Б.), осознал, что религия мешает строительству социализма и тормозит культурную революцию. Снимаю с себя сан священника и отказываюсь от своих прежних убеждений, считаю их ошибочными. Желаю заниматься общественно полезным трудом. Бывший священник с. Кайбел, Благоразумов А.В.». И ещё один документ, говоря современным языком, докладная записка, от него же: «Настоящим довожу до вашего сведения, что… я оставил навсегда должность священника. Состоя всегда на платформе советской власти и сочувствуя перестройке жизни на социалистический лад, я не хочу быть невольным тормозом, а желаю заняться общепризнанным полезным трудом. Прошу пленум допустить меня на работу хотя бы отчётным работником в пределах Кайбельского сельсовета или дать мне отзыв о моей жизни в Кайбелах, что я никогда и ничем не вредил строительству новой жизни». Интересно, насколько искренними являлись эти признания? Да, лихое было время…

http://sobory.ru/article/?object=52633

3 сентября 1901 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , И. Татарского и С. Глаголева , не присутствовавших по болезни, и И. Попова , командированного заграницу. Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. Июня 7. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 1 июня 1901 года за 3747: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 7 минувшего мая 258, в коем ходатайствуете: 1) об учреждении при Московской духовной академии стипендии в память столетия со дня учреждения Тульской епархии (1799–1899 гг.) на пожертвованный церковными старостами означенной епархии капитал в 1590 руб. 25 коп., обращенный Правлением духовной академии в шесть свидетельств государственной 4% ренты на сумму 1600 руб., и 2) об утверждении положения о сей стипендии. Приказали: Рассмотрев означенное представление и принимая во внимание, что для студентов Московской духовной академии положены казеннокоштные стипендии в размере 220 руб. в год, что собранный церковными старостами Тульской епархии капитал на учреж- —255— дение стипендии в память столетнего существования Тульской епархии, в количестве 1591 руб. 5 коп., по обращении такового в 4% государственную ренту, на сумму 1600 руб., может приносить ежегодного дохода всего 64 руб., а за вычетом 5% налога 60 руб. 80 коп., и что получаемых с сего капитала процентов недостаточно для учреждения стипендии, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской духовной академии принять означенный капитал с наименованием оного «Капиталом церковных старост Тульской епархии, собранным в память столетнего существования Тульской епархии», с тем, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты с оного были выдаваемы, в виде пособия, одному из недостаточных студентов Московской академии из воспитанников Тульской духовной семинарии; о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1249 Они присваивают своей секте такое наименование на основании ложного утверждения, будто бы первые христиане, при общении имуществ, о котором говорит книга Деяний Ап. (4:32 и дал.), имели и общих жен, и будто бы они лишь подражают этому «библейскому коммунизму». 1250 Изложение и разбор взглядов на брак Шопенгауэра, Гартмана и других философов новейшего времени можно найти в книге г. Страхова: «Христианское учение о браке и противники этого учения», Харьков, 1895, стр. 233 и дал. 1251 В одном провинциальном издании сообщалось со слов Петербургских газет, что родные ее обращались за советом к гр. Л.Н. Толстому, но что больную излечил только гипнотизер («Орлов. Вестн.» 1891 г., 327, за 9 декаб.). 1252 Письмо огорченной женщины своей глубокой искренностью тронуло гр. Толстого, по словам очевидца, до слез. См. об этом в кн., под заглавием: «Сущность брака», изд. С. Шарапова, Москва, 1901 г., стр. 108. Книга эта, на которую мы неоднократно будем ссылаться в своем труде, представляет из себя сборник статей по вопросу о браке, напечатанных разными авторами в газете «Русский Труд» за последние годы истекшего столетия (статьи принадлежат гг. С.Ф. Шарапову, И.Ф. Романову, В. В. Розанову , Η.П. Аксакову и друг.). 1253 Подобный взгляд на брак и половую любовь проводит г. Шарапов (см. его книгу «Сущность брака», стр. 77, в примеч., срав. стр. 138–156). 1254 Г. Меньшиков, – см. его статьи в книжках ж. «Недели», под заглавием: «Элементы романа», с июня 1897 г. по январь 1898 г. Вышеприведенные выражения взяты из ноябрьской книжки, стр. 156. 1255 Таких воззрений на плотскую любовь держится известный публицист, В. В. Розанов . Им написано за последние годы множество относящихся сюда статей в различных периодических изданиях. С недавнего времени статьи эти стали появляться в виде особых сборников, каковы, например: «Религия и культура», Спб. 1899 г., «Природа и история», Спб. 1900 г., «В мире неясного и нерешенного», Спб. 1901 г. – Кроме того, статьи г. Розанова по вопросу о браке и плотской любви, печатавшиеся в газете «Русский Труд», собраны и изданы в вышеупомянутой кн. г. Шарапова: «Сущность брака». Близко примыкает к г. Розанову , по воззрениям на значение плотской любви, и г. Мережковский в ряде своих статей в ж. «Мир искусства» (особ. за 1901 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010