Мы так слабы и наги! Дай мне сил перед Ней, чистоты пред Тобой И пред жизнью – отваги… 1901 Нескорбному учителю Иисус в одежде белой, Прости печаль мою! Тебе я дух несмелый И тяжесть отдаю. Иисус, детей надежда! Прости, что я скорблю! Темна моя одежда, Но я Тебя люблю. 1901 Христу Мы не жили – и умираем Среди тьмы. Ты вернешься… Но как узнаем Тебя – мы? Все дрожим и себя стыдимся, Тяжел мрак. Мы молчаний Твоих боимся… О, дай знак! Если нет на земле надежды – То всё прах. Дай коснуться Твоей одежды, Забыть страх. Ты во дни, когда был меж нами, Сказал Сам: «Не оставлю вас сиротами, Приду к вам». Нет Тебя. Душа не готова, Не бил час. Но мы верим,– Ты будешь снова Среди нас. 1901 Вместе Я чту Высокого, Его завет. Для одинокого – Победы нет. Но путь единственный Душе открыт, И зов таинственный, Как клич воинственный, Звучит, звучит… Господь прозрение Нам ныне дал; Для достижения – Дорогу тесную, Пусть дерзновенную, Но неизменную, Одну, – совместную – Он указал. 1902 Предсмертная исповедь христианина Подолгу бремя жизни нес Я, долгу мрачному послушен. Мне мир казался миром слез, И к смерти был я равнодушен. Несправедливостью судеб Я огорчался в час раздумий, Но зарабатывал мой хлеб Без возмущений и безумий. Не ненавидел никого И не любил я через меру. В конец, блаженный для всего, Хранил заботливую веру. Всегда скромны мои мечты,– Мечтал о том лишь, что возможно… И от соблазнов красоты Я удалялся осторожно. Я тихо жил – умру легко; Был ни веселым, ни унылым; Не заносился высоко И брал лишь то, что мне по силам. Я, раб Господень (имярек), Кончиной близкою утешен. Я очень скромный человек; Господь простит мне, в чем я грешен. 1902 Божья тварь За Дьявола Тебя молю, Господь! И он – Твое созданье. Я Дьявола за то люблю, Что вижу в нем – мое страданье. Борясь и мучаясь, он сеть Свою заботливо сплетает… И не могу я не жалеть Того, кто, как и я, – страдает. Когда восстанет наша плоть В Твоем суде, для воздаянья, О, отпусти ему, Господь, Его безумство – за страданье. 1902 Благая весть

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

—236— Московского Университета, для чего и ходатайствовать пред Советом Университета о допущении Коновалова в число вольных слушателей Университета. – Окончательное же суждение об избрании Коновалова на кафедру иметь после представления им отчета о своих годичных занятиях и прочтения пробных лекций. 3) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении временному преподавателю греческого языка и его словесности – ординарному профессору Академии Митрофану Муретову продолжить чтение лекций по означенному предмету до конца наступающего 1901–1902 учебного года. XXIV. Рассуждали о производстве поверочных испытаний студентов духовных семинарий и других лиц, имеющих прибыть в августе месяце текущего 1901 года для поступления в состав нового (LX) академического курса по назначению начальства и по собственному желанию. Справка: 1) По определению Совета от 8 марта 1901 г. поверочные испытания в текущем году должны быть произведены: устные – по Священному Писанию Нового Завета, основному богословию, греческому языку и одному из новых языков, по выбору экзаменующихся; письменные – по догматическому богословию, литургике и психологии. 2) Указом Святейшего Синода от 8 марта 1873 года за 10 Советам Академий вменено в обязанность, чтобы они при приеме воспитанников семинарий в Академию обращали самое строгое внимание на состояние их здоровья и подвергали всех, явившихся к испытанию, надлежащему медицинскому освидетельствованию. 3) По § 81 лит. б п. 2 устава духовных академий «назначение времени и порядка производства испытаний в Академии» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Поручить академическому врачу Сергею Успенскому подвергнуть, в присутствии о. Инспектора Академии Архимандрита Евдокима и члена Правления Академии – заслуженного ординарного профессора Н. Каптерева, 16-го августа надлежащему медицинскому освидетельствованию всех, имеющих прибыть для поступления в состав нового академического курса. 2) 17, 18 и 20 августа назначить письменные упражнения: по догматическому богословию (17),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но этот закон осуществлялся до последнего времени с большими затруднениями и придирками со стороны разных представителей местной польской администрации. Вследствие разных проволочек со стороны наместничества и старост, часто бывало так, что вдовы и сироты галицко-русского духовенства получали пенсию только через два, даже через 4 года после смерти мужа или отца. В 1901 году галицко-русские послы державной думы входили с соответствующим представлением по этому поводу к министру исповеданий и просвещения, который исходатайствовал у императора на этот счет особое распоряжение. Согласно сему распоряжению, если вдовы, или сироты галицко-русского духовенства подадут прошение о пенсии в течение трех месяцев после смерти мужа, или отца своего, то пенсия им будет назначена со дня смерти мужа или отца, а если после трех месяцев, то – со дня подачи прошения. В виду незначительности пенсии, полагающейся вдовам и сиротам галицко-русского духовенства, это последнее само принимает некоторые меры к облегчению тяжкой доли своих сирот и вдов. Для этой цели в каждой из трех епархий галицко-русской церкви существует особый «фонд вдов и сирот», которым управляет особая комиссия, состоящая под председательством во Львовской епархии – митрополита, в других епархиях – одного из крылошан. Фонд вдов и сирот Перемышльской епархии в 1900 г. равнялся 245.827 кор. 57 гел.; в 1901 г.=355.920 кор. и в 1902 г.=367.479 кор. 87 гел.; в Станиславовской епархии такой же фонд в 1900 г. равнялся 365.219 кор. 76 гел.; в 1902 г. немного более 251.000 кор. Наличность фонда вдов и сирот духовенства Львовской архиепархии неизвестна в точности. Известно только, что сборы с духовенства в этот фонд поступают весьма неисправно, напр., в 1899 г. поступило 15.598 кор., в 1900 г. 16.928 кор., в 1901 г. 16.252 кор., а в 1902 г. только 12.026 кор. Поэтому, Львовская консистория нашлась вынужденною обратиться к о.о. деканам с воззванием о более исправном представлении сборов с духовенства в кассу фонда; а несколько раньше о том же самом просил духовенство и митрополит Шептицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

—244— семинарским Правлением, которому, в виду особой постановки учебного дела в семинарии, испытание по греческому языку было заменено испытанием по латинскому языку. ж) Донесение врача академической больницы Сергея Успенского с приложением списка лиц, прибывших для поступления в состав нового академического курса, которых он, в присутствии О. Инспектора Академии и одного члена Правления, свидетельствовал в отношении телосложения и здоровья. Из отметок доктора в списке видно, что все поименованные в нем лица могут продолжать свое образование в Академии. з) Донесения экзаменационных комиссий, производивших поверочные испытания студентов духовных семинарий и других лиц, явившихся в Академию для поступления в состав LX академического курса, о достоинствах устных и письменных ответов, данных на испытаниях. и) Представленные экзаменационными комиссиями списки с обозначением баллов, полученных явившимися в Академию лицами на поверочных испытаниях, и общую табель сих баллов, составленную секретарем Совета по окончании испытаний. Справка: 1) §§112–113 устава духовных академий: «Из числа подвергавшихся поверочному испытанию, как по вызову академий, так и по прошениям, выдержавшие оное удовлетворительно принимаются: лучшие – казеннокоштными студентами, а остальные – своекоштными. Своекоштные студенты допускаются в академию только пансионерами и живут в зданиях академии, подчиняясь всем правилам, установленным для казеннокоштных студентов; число их определяется вместительностью академических зданий». Примечание: «Вне зданий академии своекоштным студентам дозволяется жить только у родителей». 2) По § 81 лит. δ. п. 1 устава духовных академий «зачисление в студенты академии» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. 3) По определению Совета Академии от 5 июня текущего года студентам I курса предоставлены были на 1901–1902 учебный год следующие стипендии: одна имени —245— профессора В. Д. Кудрявцева в 220 р., одна – протоиерея I. В. Рождественского в 194 р., одна – Епископа Никодима в 192 р. и одна – Г. И. Хлудова в 86 рублей. – Кроме того студентам I же курса имеют быть назначены вновь учрежденная стипендия имени Статского Советника А. Е. Косташ в 250 р. и академическая стипендия в 210 р., назначенная Советом на 1901–1902 учебный год студенту 2 курса Сергею Симанскому, который от пользования ею отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и 90 пар. Излишек вместе с капиталом, имевшимся к концу отчётного 1901 года, образует сумму в 18620 дин. и 85 пар. – Новая семинария св. Саввы в начале 1901–1902 учебного года состояла из двух классов. В I-м было 38 учеников и в II-м 34. Из I-ro переведены во II-й класс 26 учеников и 7 должны были подвергнуться переэкзаменовке. Из II-kлacca перешли в III-й также 26 учеников, 7 подлежат новым испытаниям, 1 оставлен на повторительный курс. Получили награды за отличные успехи в I-м классе 12 и в II-м – 8 учеников. В течении 1902–1903 учебного года в новой семинарии учились 122 ученика, из них в I-м классе – 36, в II – 55 и III – 31. Экзамены выдержали во всех трёх классах с отличным успехом 15, с очень хорошим 37 и удовлетворительно 39 учеников. Переэкзаменовке должны были подвергнуться 20 учеников, и кроме того 9 оставлены на повторительные курсы. На 1903–1904 учебный год записались в I класс больше 150 учеников, принято – 50. Наставников в новой семинарии – 9, из них трое – воспитатели и надзиратели. Ученическая библиотека насчитывает всего 300 томов, – получалось, кроме того, 14 журналов. На покупку учебников израсходовано свыше 1000 динаров. Особенное внимание обращено на —517— естественно-физический кабинет. Школьный ученический фонд, только что учреждённый в 1902 году, насчитывает ныне 509 дин. 2580 . – К сожалению, новая семинария доселе не имеет собственного помещения, и начальство крайне затрудняется размещением учеников. Временное помещение новой семинарии, святосавский дом – красивый, новый и видный снаружи, но совершенно не отвечает гигиеническим школьным требованиям для помещения такого количества детей, которые вследствие интерната принуждены по целым дням сидеть в школьных комнатах, в ущерб своему здоровью, так как при школе нет никакого сада и даже большого двора, где бы ученики могли в игре провести свободные часы. Правда, ещё 27 октября 1902 года члены Архиерейского Собора ходили на Савинец и в присутствии министра просвещения, архитектора Илкича и ректора семинарии избрали место, на котором весной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Консервативная Kreuzzeitung (1901, 606) думает, что следовало бы сначала поработать над внутренним единением протестантства. „Какое может быть единение между местными церквами, если одна из них твёрдо стоит на почве реформации, а другая преследует всякое церковное направление и допускает на церковных и университетских кафедрах проповедь отрицания христианских истин“ 596 ? В том же духе говорит и известный проповедник Stöcker (Reformation, 1902:3). Gothaer Zeitung (1901:305) обращает внимание на то, что в герцогстве Кобург-Готском, где произнесены известные речи, не организовано до сих пор синодальное управление (как и в некоторых других союзных государствах), и потому население не в состоянии принять участия в церковных делах; а при таких условиях не может быть и речи об единении. Член Мюнхенской Консистории Burger (Neue Kirchliche Zeitschrift, 1902, январь) сомневается в практическом успехе предприятия в виду того, что церковная власть в Германии находится в слишком большой зависимости от светской: некоторые государи – католики, протестантские же правительства нередко принуждаются политическими соображениями действовать в угоду католичеству, а потому главнейшая задача объединения, – борьба с Римом, – едва ли может быть осуществлена. Более серьёзный отпор встретила идея объединения в кругах строгих лютеран, органом которых является Allgemeine Evangel. Lutherische Kirchenzeitung. Газета жалуется (1902, 2) на притеснения лютеран со стороны Прусского правительства и от нового предприятия не ожидает ничего, кроме новых ограничений и неприятностей для группы лютеран-конфессионалов. Но на первых порах, когда вопрос об единении не выходил из области мечтаний и общих рассуждений, эти пессимистические и враждебные голоса раздавались ещё слишком слабо и разрозненно. Оппозиция усилилась, когда яснее определились цели инициаторов конфедерации. —551— Весной 1902 г. Эйзенахской Конференции предложено было вновь, – на этот раз Саксен-Кобург-Готским правительством, – развить вопрос, затронутый в Готских юбилейных речах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Том 1 Том 3 Содержание Предисловие Глава I. 1902 год Глава II. 1903 год Приложения Приложение 1 Приложение 2 Список архивных источников, использованных в комментариях и примечаниях Библиографический список     В интересах самонаблюдения, самопознания весьма полезно было бы вести дневник, где ты приучался бы анализировать себя, откуда ты мог бы потом видеть постепенное развитие твоих воззрений, отмечая условия, способствующие или препятствующие твоему развитию... Авксентий Стадницкий Предисловие Второй том Дневника митрополита (в то время – епископа) Арсения (Стадницкого) за 1902–1903 годы посвящен последним годам служения Владыки в Московской епархии в качестве Волоколамского викария и ректора Московской Духовной академии (МДА). Страницы Дневника за эти предреволюционные годы заполнены тревожными записями о нарастающем бунтарском духе как среди учащейся молодежи Духовных семинарий и академий, так и среди студентов светских учебных заведений. Попытки реформирования высших светских учебных заведений вместо умиротворения приводили к еще большему недовольству и брожению. Опубликованные в конце 1901 года «Временные правила о студенческих учреждениях» под внешними уступками содержали такое количество ограничений, что вызвали крайнее недовольство радикально настроенной части студенчества. В начале февраля 1902 года волнения охватили 36 высших учебных заведений Российской Империи, более 30 тысяч студентов не посещали занятий. Благодаря деятельности тайной межсеминарской организации с участием некоторых студентов МДА в 1902 году волнения и беспорядки прокатились по Духовным семинариям. Наиболее крупные из них произошли в Вятской, Одесской и Донской Духовных семинариях. Нестроения происходили и среди профессорско-преподавательского состава МДА. Епископ Арсений подробно описывал заседания Совета Академии, давал оценку новым научным работам, размышлял о возможностях воспитания молодежи, будущих продолжателей богословской науки, живописал отношения профессоров вне преподавательской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Экзархия, согласно распоряжению Св. Синода от 11 июня 1902 года, определила с начала 1902–1903 учебного года принимать на стипендии из княжества болгарского в I класс константинопольской духовной семинарии шесть учеников. Взяты по одному из первых шести, расположенных в азбучном порядке, епархий княжества: варненской, виддинской, вратчанской, доростоло-червенской, ловчанской и пловдивской. – При константинопольской духовной семинарии с 1902–1903 года открыт приготовительный класс. В 1902–1903 г. болгарский Св. Синод содержит 17 воспитанников в высших духовных школах. Из них 14 изучают богословские науки, 2 – церковную живопись и 1 – церковное пение. Из стипендиатов 7 духовных лиц и 10 светских. Последние дали обязательство Св. Синоду, что по окончании образования поступят в духовное звание, – в противном же случае возвратят суммы, израсходованные на их образование. Для получения высшего богословского образования болгарские стипендиаты поступают в русские духовные академии. По этому поводу отметим —174— состоявшееся определение русского Св. Синода о том, чтобы южных славян допускать к приёмным экзаменам на поступление в духовно-учебные заведения только после того, как состоящий при заведении или другой врач осмотрит их и найдёт, что они здоровы и новые климатические условия не повредят им. Это сделано для того, чтобы по возможности остановить частые перемещения иностранцев из одного учебного заведения в другое. В 1901 году в столице княжества, Софии, открыто Болгарское археологическое общество 1265 . Согласно 15 § устава, годичное собрание общества бывает 19 февраля. 19 февраля 1902 г. такое собрание состоялось в одной из аудиторий высшей школы. Предметом заседания было рассмотрение выработанных правил деятельности общества. Правила, с некоторыми незначительными изменениями, были приняты. По поручению общества председатель проф. И. Шипманов обратился к различным лицам в столице и провинции с приглашением содействовать целям общества и записываться в действительные члены (годичный взнос 6 левов).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: Временные правила организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, утвержденные 22 декабря 1901 г. СПб., 1902; Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899–1907. М., 1971. С. 79–83.) 55 (В Киеве... в начале февраля были ужасные беспорядки в университете...теперь закрыт. – 24.01.1902 г. сходка студентов Киевского университета отказалась признать министерские «Временные правила» и приняла решениео забастовке, до тех пор, пока студенческие требования не будут удовлетворены. 2–3 февраля в демонстрации на центральных улицах Киева участвовало около 300 студентов и до 1000 рабочих. Демонстранты выкрикивали лозунги: «Долой самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!» – и на площади демонстративно сожгли «Временные правила». 04.02.1902 г. в ИКУ была назначена лекция ректора профессора Ф.Я. Фортинского, на которую пригласили товарища министра народного просвещения Г.Э. Зенгераи попечителя учебного округа В.В. Вельяминова-Зернова. В ответ на призывыФортинского и Зенгера к благоразумию в аудитории поднялись шум исвист. За обструкцию речи Зенгера 80 студентов в тот же день исключили изуниверситета и выслали из Киева. На экстренном заседании Совета университетас участием Зенгера, в связи с невозможностью дальнейшего чтения лекций, было принято решение с 5 февраля прекратить занятия. См.: Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899–1907. М., 1971. С. 72–74, 77–78.) 56 (Получил письмо от обер-прокурора К.П. Победоносцева ... он обвиняет Московскую академию... начальствующих в семинариях. – Письмо обер-прокурора К.П. Победоносцева ректору МДА епископу Арсению:) 10 февраля 1902 г. «Конфиденциально... Преосвященный Владыка! Уверяют нас, что в Московской академии и в Казанской все спокойно. Однако все семинарии волнуются по поводу пущенного именно из Московской академии нелепого воззвания к совокупному мятежу и к составлению петиций по 100 пунктам каких-то фантастических требований о преобразовании учебных заведений! Крайне прискорбно, что именно Московская академия проявляет такое бессмыслие и погрузилась в мечтания о делах, в коих путаются умы государственные. Разумеется, и здесь, как всюду, это свидетельствует об ослаблении или отсутствии нравственной связи между профессорами и студентами, и о преобладающем влиянии некоторых безумных, коим остальное стадо более разумных и спокойных не может дать отпора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

II. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. Апреля 7. В Совет Московской Духовной Академии» – отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 29 марта за 2531: «Отношением от 2 декабря минувшего года за 710 Ваше Высокопреосвященство ходатайствовали о назначении бывшему лектору немецкого языка при Московской духовной академии, Коллежскому Советнику Василию Лучинину, за 30-летнюю службу его при академии, пенсии в размере полного оклада производившегося ему по должности содержания. Святейший Синод, на благоусмотрение которого предложено было мною означенное ходатайство Вашего Высокопреосвященства, определением от 27 февраля – 13 марта 1901 года за 777, постановил назначить Лучинину, в виде изъятия из общих правил, пенсию в размере полного оклада производившегося ему содержания, т. е. по шестьсот рублей в год, с производством таковой пенсии с 14 ноября 1900 года, со дня расчета его жалованьем. Об изложенном долгом поставляю уведомить Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, вследствие упомянутого отношения за 710, присовокупляя, что зависящее распоряжение о производстве Лучинину пенсии будет сделано по Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде». Определили: Принять к сведению. III. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета 8 марта текущего года: «1901 г. Марта 31. По ст. IV. Согласен ходатайствовать об удостоении профессора Глаголева степени доктора богословия. – По ст. V. Субсидия в 3000 рублей из сумм Перервинского монастыря на издание Святоотеческих творений разрешается и на 1901 год. – По ст. VI. Кандидат Академии Сергей Крылов утверждается исправляющим должность помощника библиотекаря Академии. – Прочее читано и утверждается». —54— Определили: 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства сообщить лицам, коих она касается, Правлению Академии и редакции академического журнала «Богословский Вестник» – для зависящих распоряжений. 2) Об утверждении кандидата Сергея Крылова исправляющим должность помощника библиотекаря Академии сообщить (и сообщено) в Учебный Комитет при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010