– См. Примеч. к л. 5 об. Министр – Ванновский Петр Семенович (24.11.1822–16.02.1904) – генерал от инфантерии (1883), военный министр (1881–1897), член Государственного совета (1898), министр народного просвещения (25.03.1901–11.04.1902); подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1.С. 593.) 71 (Министр просвещения Ванновский, заявивший себя излишнею гуманностью, теперь... изменяет свою политику... и получил анонимное письмо с того света от предшественника его Боголепова... намек на предполагаемое убийство. – Первым делом новоназначенный министр просвещения П.С. Ванновский отменил ряд положений «Временных правил» от 29.07.1899 г., по которым студентов можно было отдавать в солдаты. Сосланных студентов вернули изармии, но не вернули в учебные заведения. Постарались вернуть и уволенную при Н.П. Боголепове профессуру. Министр пытался наладить отношения с профессурой либерального направления, чтобы со временем организовать научно-критическое изучение дарвинизма, марксизма и прочее (о взглядах П.С. Ванновского на деятельность учебных заведений и обучающихся в них,а также о подготовке Новых правил в 1901 г. см.: Дневник. Т. 1. С. 594–595).22.12.1901 г. министр утвердил новые «Временные правила организации студенческих учреждений» (см.: Временные правила организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения. Утв. 22 дек. 1901 г. СПб., 1901). Однако ряд уступок, накоторые пошло правительство, относительно корпоративного объединения студентов носил ограниченный характер. Студенты всех высших учебных заведений отвергли эти «Временные правила», содержавшие массу условий, препятствующих их успешному введению. Так, киевское студенчество сожгло на площади «Временные правила» не Боголепова об отдаче студентовв солдаты, а «Временные правила» Ванновского, дававшие студенчеству некоторые права. О перемене правительственной политики по отношению кстуденчеству («Временные правила» 1899, 1901, 1902 гг.) и об антиправительственном движении студентов в конце XIX – начале XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Родившихся 726, повенчанных 189, умерших 599. Перешли в православие 4, из православной веры 2, учащихся в основных школах 2450, в средних школах 137. – В Задрской богословской школе в 1901–1902 учебном году было всего 40 воспитанников, из них в I классе 10, во II – 13, в III – 10 и в IV – 7. Подверглись экзаменам в июне 1902 г. 39, успешно выдержали экзамен 37, один оставлен в том же классе, одному назначена передержка экзамена из одного предмета, и один не подвергался экзаменам по болезни. На экзаменах председательствовал Преосвященный епископ Далматинско-Истрийский Никодим Милаш 1874 . – 26 января 1902 года высочайше утвержден закон о жалованье и пенсиях профессорам православной —95— богословской школы в Задре. Годовое жалованье профессора 2800 корон (франков), квартирных 500 корон, после 25 лет службы за следующие первое и второе пятилетия прибавка по 400 корон, за третье и следующие пятилетия прибавка по 600 корон. Пенсии назначаются соответственно годам службы профессора 1875 . – Православное сербское духовенство в Далмации также получает определенное жалованье и – в случае выхода за штат или болезни – пенсии 1876 . – По смыслу 27 § устава фонда вдов и сирот православного духовенства в Далматинско-Истрийской епархии состоялась в Задре 21 февраля 1902 года главная годичная скупщина, которую составляют – кроме членов главного комитета – по два представителя из каждого протопресвитерства. Из отчета видно, что сумма фонда – 52816 корон 1877 . – В мае 1902 года во всех пяти протопресвитерствах Далматинско-Истрийской епархии имели место обычные съезды духовенства 1878 . – Приведем в заключение циркуляр епархиальной Задрской консистории от 15 июня 1901 года: «По поводу того, что на основании начала равноправности дозволено и обеспечено новейшим распоряжением почтового управления от 31 мая 1901 г. употребление кириллицы на почте в Далмации, консистория сим предписывает преподобным настоятелям епархиальных монастырей, пречестному приходскому духовенству, честным церковным попечительствам и комитетам сербских основных школ, чтобы отселе впредь в официальной корреспонденции в Далмации на адресах всех простых и заказных писем, пакетов, посылок и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—16— Б. Деятельность Академии I. Деятельность Совета Академии. В течение отчетного года Совет имел 15 собраний: 1 торжественное в день годичного акта, 3 открытых по случаю коллоквиума (1) и чтения пробных лекций (2) и 11 обыкновенных. В ряду обычных занятий Совета наиболее важными были: 1) замещение вакантных кафедр в Академии; 2) присуждение ученых степеней; 3) пополнение и устройство академической библиотеки и церковно-археологического музея и 4) присуждение премий и распределение пособий. 1) В отчетном году вакантными были три академические кафедры: русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы – за выходом в отставку заслуженного ординарного профессора Григория Воскресенского; теории словесности и истории иностранных литератур – за выходом в отставку заслуженного экстраординарного профессора Иерофея Татарского, и греческого языка и его словесности, уже в течение двух учебных годов замещаемая временным преподавателем. – За отсутствием достаточно подготовленного кандидата для замещения кафедры русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы Совет Академии, с разрешения Его Высокопреосвященства, поручил, с 1 февраля 1902 года, временное преподавание означенных предметов тому же заслуженному ординарному профессору Григорию Воскресенскому, изъявившему согласие продолжить чтение лекций в Академии. – На кафедру теории словесности и истории иностранных литератур по определению Совета Академии от 4 июня текущего 1902 года, утвержденному Его Высокопреосвященством 16 июля, перемещен, согласно его прошению, исправляющий должность доцента Академии по кафедре нравственного богосло- —17— вия Николай Городенский. – На освободившуюся вследствие означенного перемещения кафедру нравственного богословия Советом Академии приглашен был преподаватель латинского языка в Рижской духовной семинарии, бывший профессорский стипендиат Академии выпуска 1891 года, магистр богословия, Михаил Тареев. По прочтении в собрании Совета 6 сентября 1902 года двух пробных лекций г. Тареев избран был в звание экстраординарного профессора по кафедре нравственного богословия и утвержден в этом звании со дня избрания указом Святейшего Синода от 30 сентября 1902 года за 7544. – Кафедра греческого языка и его словесности замещена ранее намеченным кандидатом – профессорским стипендиатом Академии выпуска 1901 года Дмитрием Коноваловым. По прочтении в собрании Совета 9 сентября 1902 года двух пробных лекций, г. Коновалов резолюцией Его Высокопреосвященства от 15 числа того же месяца утвержден исправляющим должность доцента Академии по означенной кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом отношении характерны статьи г. Лебедева, напечатанные в Церковном Вестнике в 3, 5, 6 текущего года. Комиссии по преобразованию духовно-учебных заведений предстоит самым серьёзным образом пересмотреть вопрос об отношениях начальных духовных школ к средним, установить между ними более близкую связь и живое общение и заменить контроль Семинарий над училищами, – обидный для последних и малополезный для учебного дела, – ежегодными собраниями всех наставников тех и других заведений для обмена мыслей по наиболее важным и общим данных всех педагогическим вопросам. Tempora mutantur. Что уместного было в старину, то утратило свой смысл теперь. 1831 Предположенное Св. Синод. изменение 92 и 32 §§ С. Уч. Уст. Высочайше было утверждено 1-го июля, известие же об этом в газетах было напечатано 25 ав. 1902 г. 1833 „Сущность христианства“ в печати удержала деление на 16 лекций, которое однако не соответствует делению по содержанию. 1835 В этом отношении характерны два случая, имевшие место недавно в Берлине (см. Christliche Welt за 1903 г. 17). Городской магистрат избрал на вакантное место пастора к церкви св. Петра пфаррера из Грейфевальда, – Гейна (Heyn). Но настоятель церкви, von der Goltz, ссылаясь на то, что в проповедях Гейна он нашёл либеральные мысли, протестовал против этого избрания, и Королевская Консистория решила спор в пользу настоятеля. – К церкви св. Луизы, в Шарлоттенбурге, приглашён был в пасторы некий пфаррер Ниман, известный тем, что он недавно отрёкся от своих либеральных убеждений и перешёл в лагерь ортодоксалов. Либеральная партия в приходе названной церкви подала протест против этого избрания, но консистория, не взирая на этот протест, утвердила Нимана. 1836 Были даже случаи перехода самих пасторов в лагерь социал-демократии: напр. Берлинский пастор „Göhre (см. Christliche Welt за 1901 г. 2 и Chronik d. Chr. W. за 1901 г. 5 и 7) и пфаррер Biumhardt из Вюртембергского курорта Boll (см. Chr. Welt, 1901, 5). Эти случаи произвели большой переполох в верующих кругах общества. 1837 Напр., Julius Kaftan в Christi. Welt, за 1902 г. 13: Seeberg в книге „Die Grundwahrheiten der christlichen Religion“; основные мысли этой книги он повторил недавно в своём реферате „Die Persönlichkeit Christi der feste Punkt im fliessenden Strome der Gegenwart“, прочитанном на Церковно-социальной конференции в Берлине 13 апреля 1903 года. 1838 Prof. Hermann Cremer, Das Wesen des Christentums. Vorlesungen im Sommersemester 1901 vor Studierenden aller Fakultäten an der Universität Greifswald“, Gütersloh, 1901. 1839 Мы пользуемся при этом статьёй пфаррера Erich Förster’a (в Chronik der Christi. Welt за 1901 г. 27, 28, 29 и 30): „Die Aufnahme von Harnacks Wesen des Christentums in der Presse; а также статьёй Rolffs " a (в Christliche Welt за 1901 г, 40, 41, 45 и 46): „Harnacks Wesen des Christentums und die religiösen Streuungen der Gegenwart“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 марта/1 апреля 1902. Вторник. Из Совета Миссионерского Общества пришло уведомление, что в Хозяйственное Управление послано 14800 рублей для пересылки в Миссию на содержание в первой половине 1902 года; а из Хозяйственного Управления до сих пор не получено и на содержание в первой половине 1901 года, не говоря уже о второй половине 1901 года. Так-то исправны там! За первое полугодие прошлого года, должно быть, в дороге утрачено от кораблекрушения, или других причин, о чем уже писал в Петербург и Москву; а может быть, и просто по забывчивости и неисправности в Хозяйственном Управлении не идут сюда суммы. Так или иначе, Миссии горе и тревоги; и было бы бедствием невыразимым, если бы не имелось запасной суммы. 20 марта/2 апреля 1902. Среда. Катехизатор Сергий Усигое, служивший в Хиросаки, уволился по семейным обстоятельствам (поступил в приемыши и приемный отец требует, чтобы он занимался домашними делами). Где тонко, там и рвется. Катехизаторов и без того мало – прилива их почти нет, Катехизаторская школа оскудела… Не знаю, что Бог промышляет вперед. 21 марта/3 апреля 1902. Четверг. В сегодня полученных «Московских Ведомостях», 40, 9 февраля 1902 года, передовая статья: «Новый очаг Японского Православия», то есть Кёото. Статья написана по поводу приготовленного для Кёотского храма иконостаса, жертвуемого Я. Е. Епанешниковым. Описание иконостаса находится в другой статье в этом же номере. Он очень расхвален, как изящнейшее произведение. Награди Бог своими милостями господина Епанешникова и писателя статей, должно быть, господина Тихомирова! Будем ждать иконостаса для установки его в кёотском храме во славу Божию. 22 марта/4 апреля 1902. Пятница. Илья Накагава пишет, что всячески мешают проповеди в той местности (Мисуда, Ивасаки и прочие) бонзы и каннуси; те и другие еще весьма сильны там по влиянию на народ. Был, например, у него слушателем учения один юноша из богатого дома, но школьный учитель, местный каннуси, узнавши об этом, строго запретил юноше ходить к Илье под таким предлогом: «Учение у христиан и у нас одно и то же – но то чужое, а это свое – незачем тебе слушать чужое, коли дома есть свое, не ходи!» И вот перестал ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Определили: Принять к сведению и руководству. IX. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 6 июня за 4403: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 24 мая 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Сергей Смирнов определен на должность преподавателя латинского языка в Вологодскую духовную семинарию». б) от 31 июля / 2 августа за 5649: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 июля 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Николай Дмитриев определен на должность помощника инспектора в Пермскую дух. семинарию». в) от 31 июля / 2 августа за 5657: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 июля 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Аркадий Алфеев определен на должность 2-го помощника инспектора в Кутаисскую духовную семинарию». д) от 18 августа за 6124: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 10-го августа 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Николай Высоцкий определен на должность преподавателя общей и русской церковной истории в Томскую духовную семинарию». е) от 21 августа за 6139: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 10 августа 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Петр Постников определен на должность учителя географии и арифметики в Волоколамское духовное училище». —264— ж) от 28 августа за 6333: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 23 августа 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Михаил Титов определен на должность помощника инспектора в Благовещенскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету академии для сведения и зависящего распоряжения». Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии всем вышепоименованным лицам дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Указ Святейшего Синода принять к руководству и исполнению, изменив соответствующим образом «Правила о приеме в студенты Академии». V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 11 октября за 7222: «По утвержденному Г. Сино- —318— дальным Обер-Прокурором 29-го сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Креминский освобожден от данного ему 1-го минувшего сентября назначения в Слуцк и определен на должность учителя географии и арифметики в Черкасское духовное училище». б) от 11 октября за 7235: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 29 сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Алексей Краснопевцев определен на должность помощника инспектора, содержимую на епархиальные средства, в Тульскую духовную семинарию». в) от 31 октября за 7651: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Триумфов определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную семинарию». г) от 10 ноября за 7979: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Владимир Беляев определен на должность учителя географии и арифметики в параллельные классы Перервинского духовного училища». д) от 4 декабря за 8595: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 17-го ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Дмитрий Чистилин определен на должность помощника инспектора в Могилевскую духовную семинарию». е) от 5 декабря за 8628: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 23 ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Виктор Соколов определен на должность учителя латинского языка в Кашинское духовное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По некоторым сведениям, в июне 1901 г. предположительно в Казани состоялся всероссийский съезд семинарских делегатов, наметивший программу общих действий, осуществление которой началось осенью того же года. В ноябре 1901 г. произошли волнения в Ярославской, Вологодской и Полтавской Духовных семинариях, а в декабре – в Ставропольской, Донской, Тобольской и Пермской Духовных семинариях. В большинстве случаев местное начальство объясняло случившееся недовольством семинаристов инспекцией, условиями быта. В декабре 1901 г. были получены сведения о существовании в Казани тайного семинарского центра, выявлены и уволены некоторые воспитанники Казанской ДС – члены «Центрального организационного комитета». Семинарские волнения стали предметом специального обсуждения высшей церковной власти. Особо отмечалось воздействие на семинаристов революционных агитаторов. Циркулярным письмом Учебного комитета Св. Синода от 21.12.1901 г. местным семинарским начальствам предписывалось усилить контроль за внутренней жизнью семинаристов и пресекать волнения в самом их начале. Массовое уклонение от учения не должно быть терпимо. В подобных случаях последует распоряжение высшей церковной власти о роспуске всех воспитанников и признании всех уволенными из семинарии, новое поступление в которую может последовать лишь на основании новых прошений, при этом все неблагонадежные не будут приняты либо в лучшем случае будут принуждены ждать) до нового учебного года. Однако в конце января – начале февраля 1902 г. произошли бурные массовые беспорядки в Тамбовской ДС, для подавления которых привлекалась полиция, затем в феврале – волнения в Пензенской и Симбирской ДС. В последнем случае обнаружилось сильное влияние на семинаристов прокламаций из МДА, о чем сообщал ректору Академии епископу Арсению (Стадницкому) епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов) в письме от 08.02.1902 г. Администрации Симбирской ДС стало известно, что из МДА воспитанникам семинарии был прислан призыв к участию в общесеминарском движении с целью добиться от высшей церковной власти различных льгот и привилегий семинаристам, а также радикальной реформы всех духовных учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1897 г. Л. представил в Совет СПбДА на соискание степени магистра богословия соч. «История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к Константинопольскому патриархату». Диссертация представляла собой переработанное и дополненное кандидатское сочинение Л. Об актуальности темы диссертации писал Болотов: «С 1892 г. история Фессалоникской Церкви получила интерес особого свойства. В декабре 1891 г. в Sitzungsberichte мюнхенской академии наук появилась статья профессора Фридриха, в которой этот знаменитый старокатолический ученый доказывает, что так называемый «Сборник Фессалоникской Церкви» (26 документов) есть колоссальный подлог в интересах папства. Из этого следовало, что все, писавшие по истории Фессалоникской Церкви и неизбежно пользовавшиеся названным сборником, шли по ложному следу. Правда, уже в 1892 г. французский академик профессор авве Дюшен высказался решительно против такого открытия мюнхенского профессора и его воззрению противопоставил свое собственное освещение спорных событий, но обстоятельного опровержения статьи Фридриха Дюшен не дал» (РНБ ОР. Ф. 88. Д. 141. Л. 1-1 об.). Обширная монография Л. состояла из 25 глав и приложения. Среди большого перечня тезисов, вынесенных на защиту, был и тезис о подлинности «Сборника Фессалоникской Церкви». Офиц. оппоненты, проф. И. С. Пальмов и проф. А. И. Бриллиантов , высоко оценили диссертацию. Пальмов отмечал: «Трудолюбие и дарования автора, методическое изучение предмета исследования - притом под руководством такого несравненного ученого, каким был незабвенный наш профессор В. В. Болотов, помогли ему вести свою трудную ученую работу с успехом и прийти к выводам, в научном отношении обоснованным» (Журналы заседаний Совета СПбДА за 1900-1901 уч. год. СПб., 1901. С. 252). Защита состоялась 7 июня 1901 г. (Два коллоквиума в нашей академии и завершение учебного года//ЦВ. 1901. 24. Ст. 764). 26 июня того же года Л. был утвержден в степени магистра богословия. В 1902 г. за диссертационное сочинение Л. была присуждена академическая премия им. митр. Григория (Постникова) (Журналы заседаний Совета СПбДА за 1901-1902 уч. г. СПб., 1902. С. 113-118).

http://pravenc.ru/text/2463575.html

—173— Малевичу и Николаю Туницкому, предоставив Зеленцову и Успенскому казенные стипендии, коими пользовались последние. 5) За прочими студентами оставить на будущий 1901–1902 учебный год те стипендии, которыми они пользовались в минувшем году, а четыре стипендии имени: В. Д. Кудрявцева-Платонова в 220 р., прот. И. Рождественского в 194 р., Епископа Никодима в 192 р. и Г. И. Хлудова в 86 р. – предоставить студентам будущего 1-го курса. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1901 г. Июля 1. По ст. II. Поименованные в определении по второй статье студенты IV курса утверждаются в степени кандидата богословия и звании действительного студента с предоставлением последним, на изложенных условиях, права на получение степени кандидата богословия. – Прочее разрешается и утверждается». 5 июня 1901 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессора И. Андреева , находящегося в отпуске. Слушали : I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. мая 9. В Совет Московской Духовной Академии, к исполнению» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 5 мая 1901 года за 3018: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Преосвященного Митрополита С.-Петербургского, от 2 минувшего апреля 2437, при котором представляет на благоусмотрение Святейшего Синода присланную на имя его, Преосвященного Митрополита Антония, Директором Русского Археологического Института в Константинополе, Действительным Статским Советником Успенским, при письме, от 22 марта сего года 126, записку о командировании кандидатов и магистров духовных академий для ученых занятий под руководством Института. Приказали : Предварительно рассмотрения по существу вопроса о командировании кандидатов и магистров духовных академий для —174— ученых занятий в Русский Археологический Институт в Константинополь, поручить Советам духовных академий войти в суждение по означенному вопросу и свои заключения по сему представить Святейшему Синоду; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, с приложением, в копиях, письма Директора Археологического Института за 126 и составленной им записки».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010