На памятнике будет надпись: «Любите св. православие, любите сербство». Эту надпись предложил митрополит Иннокентий. Архиерейские атрибуты: митра, жезл, евангелие, крест, двукирий и трекирий будут сделаны также из мрамора. Памятник предполагалось изготовить и поставить на место к 3 февраля 1902 года. Торги на памятник назначены были на 30 ноября. Однако, в этот день торги не состоялись, потому что явились на торги только два человека, да и те кроме общего проекта требовали детальный технический план, а также предварительную смету и условия, которые должны быть выработаны специалистами. Посему в заседании членов главного комитета священнического общества, состоявшемся 30 ноября 1901 года в Белграде, постановлено было поручить председателю найти архитектора, который бы приготовил все требуемое, и вместе известить митрополита о несостоявшихся торгах, благодаря чему памятник не может быть изготовлен к 3 февраля 1902 года. Все предварительные работы по сооружению памятника взялся было исполнить один белградский архитектор в течение 24 суток за 300 динаров, но не исполнил, так что пришлось ему отказать. На этом дело пока и остановилось 1613 . Согласно завещанию покойного архимандрита Никифора Дучича из основанного им фонда ежегодно выдаются премии за лучшие сочинения по сербской истории, сербской филологии, географии и этнографии. Комитет, заведующий этим фондом, объявил от 22 апреля 1901 года следующий конкурс на 1902-й год. 1) В 1902 году премия будет выдана за лучшее сочинение по сербской истории (политической, военной или церковной). 2) Сумма премии – 1000 дин. серебром. 3) Сочинение должно заключать по крайней мере шесть печатных листов в среднюю ос- —542— мушку. 4) Премированное сочинение составляет собственность автора, но должно быть напечатано в том виде, в каком комитет признал его достойным премии и в таком количестве экземпляров, какое будет определено комитетам. Автору премия будет выдана после того, как он представит Сербской королевской академии 50 печатных экземпляров награжденного сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем Академия среди воцарившегося затишья в продолжение лета деятельно готовилась к приему новых гостей, благоукрашая их будущее жилище. Многим учебным заведениям может быть поставлена в упрек унылость и казарменность их вида. Мрачные, серые стены встречают их посетителя. Путем каждогодних летних ремонтов Начальству Академии удалось сделать из нее уютное и приветливое гнездышко, ласково встречающее, из года в год прилетающих и улетающих из далеких стран, посетителей. Нужно заметить, что такие стремления Начальства встретили себе самое теплое сочувствие и среди самих учащихся. Они стараются устроить свое временное обиталище в ней по возможности поуютнее и поприветливее. Б-ский (Окончание следует). Заозерский Н.А. Библиография: Главные направления в научной постановке православно-церковного права//Богословский вестник 1902. Т. 3. 10. С. 234–255 (2-я пагин.). (Начало.) —234— Др. Никодим Милаш , Епископ Далматински: «Православно црквено право». Мостар. 1902 (Друго поправльено и умножено изданье). Н. Суворов : «Учебник церковного права». Москва 1902 (Издание 2-е, вновь переработанное). А.С. Павлов : «Курс церковного права» (посмертное издание под наблюдением доцента М. Д. Академии И.М. Громогласова). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1902. Истекающий год отметился в летописи науки православно-церковного права весьма отрадным явлением: он дал три обширных курса церковного права, заглавия которых украшают предлагаемую статью. Первые два вышли вторым изданием, третий является в печати в первый раз – посмертным изданием. Попытаемся сделать краткую характеристику каждого в отдельности и этим указать их научное и образовательное значение. Первое издание курса преосвященного Никодима, по собственным его словам, в течение 4 лет разошлось все, было переведено в год издания на немецкий язык, – в 1897 году – на русский; «слышно – добавляет он – что в —235— Афинах печатается и греческий перевод 2047 . Такой успех распространения книга преосв. Никодима объясняется следующими характерными ее свойствами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—540— шум. Лицам высшего положения должны быть отводимы первые места в храме. Преосвященные епископы Нишский и Тимочский в течение 1901 года имели несколько совещаний с протоиереями и наместниками своих епархий по вопросам об усилении дисциплины, поднятии и развитии религиозной и нравственной жизни в народе. На этих конференциях читались и соответствующие рефераты 1610 . Дело построения храма св. Саввы, первого архиепископа и просветителя сербского, ведает особое общество, состоящее под покровительством короля и под председательством Сербского митрополита. 18 февраля 1901 года общество имело годичное собрание, на котором прочитан и принят отчет главного комитета о прошлогодней деятельности. Из отчета видно, что общество располагало суммой в 54 тыс. динаров (франков), имеет дом в Белграде и две площади – в Белграде и Остружнице. Произведены были выборы членов главного комитета с отделениями административным, экономическим и техническим. Пожертвования на новый храм собираются чрез священников. В 1901 году вновь собрано пожертвований свыше 8 тыс. динаров 1611 . – 3 марта 1902 года преосвященным епископом Нишским Никанором совершена торжественная закладка храма на месте могилы добровольца сербско-турецкой войны, русского полковника Η. Н. Раевского, павшего на поле брани за освобождение славян 20 августа 1876 года. Храм строится в гористой местности «Верхний Адровац», на вершине горы «Бело Брдо». Родственниками покойного на этот предмет пожертвовано 50 тыс. рублей. Торжество закладки совершено в присутствии ближайших родственников покойного Раевского, депутатов от короля, народной скупщины, сената, многих корпораций, военного министра и огромной массы народа из окрестностей 1612 . Сербское духовенство решило воздвигнуть памятник по- —541— койному митрополиту Михаилу. Дело это ведает главный комитет священнического общества. В октябре 1901 года главный комитет представил Архиерейскому Собору два проекта памятника, и один из них принят. Согласно этому проекту, памятник весь будет из мрамора, такой же величины, как памятник князю Михаилу, и будет поставлен на могиле митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одним из предметов занятий Совета Академии, также выделяющимся по своей важности, является производство конкурсных испытаний и прием воспитанников в Академию, порядок которых, установленный ныне действующим академическим уставом, в отчетном году подвергся значительным изменениям. I) Принимая во внимание, что в настоящее время Советы духовных академий ежегодно назначают для приемных в число академических студентов I курса испытаний различные предметы по выбору Совета, и посему экзамены в различных академиях бывают не одинаковые как по количеству назначаемых предметов, так и по степени их трудности, и имея в виду, что для слушания академических лекций особенно важное значение имеет подготовка поступающих по богословским предметам, Святейший Синод определил: Установить общим для всех духовных академии правилом, чтобы поступающим в них приемные испытания производились, в пределах семинарского курса, по Св. Писанию Ветхого и Нового Завета, догматическому богословию, церковной истории общей и русской и одному из древних языков по выбору самих студентов; независимо от сего, экзаменующиеся должны написать на заданные темы сочинения по нравственному богословию, философским предметам и поучение (Определение Святейшего Синода от 4–13 декабря 1901 года за 4939: указ – от 19 декабря 1901 года за 8916). —25— II) В виду имеющихся сведений о том, что в некоторых духовных академиях установилось за правило при приеме в академии воспитанников гимназий и других светских учебных заведений подвергать их сокращенному экзамену по богословским предметам, в пределах гимназической программы, и принимая во внимание, что, при таком порядке испытаний светских воспитанников, последние, поступив в академию без достаточного знания богословских и философских наук, обнаруживают неподготовленность к усвоению академических лекций, Святейший Синод подтвердил Советам академий, чтобы при приеме студентов в состав первых курсов не было делаемо различия между воспитанниками духовных семинарий и воспитанниками светских учебных заведений, и чтобы экзамены по предметам, назначаемым для конкурса, производились на общем основании, при одинаковых для тех и других требованиях (Указ Святейшего Синода от 9 ноября 1901 года за 7775).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) от 26 июля за 6025: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 27 июня 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде действительный студент Московской духовной академии Василий Таланкин определён на должность помощника инспектора в Витебскую духовную семинарию“. б) от 26 июля за 6030: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 13 июня 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Павел Левитов определён на должность преподавателя греческого языка в Костромскую духовную семинарию“. в) от 26 июля за 6041: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 июня 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Димитрий Холмогоров определён на должность помощника инспектора в Архангельскую духовную семинарию“. —349— г) от 14 августа за 6583: „По утверждённому Г, Синодальным Обер-Прокурором 2 августа 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Николай Лебедев определён на должность помощника инспектора в Вифанскую духовную семинарию“. д) от 21 августа за 6799: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 8-го августа 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Вячеслав Снегирёв определён на должность помощника инспектора в Владимирскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём Совету академии для сведения и зависящих распоряжений“. Справк а: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии всем вышепоименованным лицам дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу. Определил и: Принять к сведению. VIII. Представленный экстраординарным профессором по кафедре патристики Иваном Поповым отчёт о его занятиях за границей в течение 1901–1902 учебного года: „Мои занятия за границей в течение 190½ учебного года стояли в прямом соответствии с той программой, которая была намечена мною в прошении о заграничной командировке. Целью своей поездки я ставил: 1) ознакомление с преподаванием в германских университетах предмета моих специальных занятий – патрологии, 2) изучение некоторых вспомогательных курсов на филологическом факультете, 3) ознакомление с организацией преподавания богословия за границей вообще и с постановкой практических занятий профессоров с студентами в частности. В виду того, что конфессиональные особенности не могут не отражаться так или иначе на постановке преподавания богословия, я решился разделить время своего пребывания за границей между двумя важнейшими университетами Германии – протестантским в Берлине и католическим в Мюнхене. Это дало мне возможность составить себе ясное представление о направлении и духе преподавания богословия в том и другом университете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ключевского , А. Беляева , А. Введенского и С. Глаголева , не присутствовавших по болезни, и И. Попова , находящегося в заграничной командировке. В собрании сем, в день воспоминания об основании Московской Духовной Академии, происходил на основании § 91 устава духовных академий, торжественный акт, на котором исправляющим должность доцента Академии по кафедре психологии Павлом Соколовым произнесена была составленная им, по поручению Совета, речь на тему: «О вере», а секретарем Совета прочитан был отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1900–1901 учебном году. В заключение акта Ректором Академии Епископом Арсением были розданы лучшим студентам награды деньгами и книгами, присужденные им Правлением Академии. Определили: Представить о совершении акта Его Высокопреосвященству. —297— На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1901 г. окт. 23. Донести о сем (и доносится) Св. Синоду». 11 октября 1901 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского и И. Татарского, не присутствовавших по болезни, и И. Попова , находящегося в заграничной командировке. Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. сент. 21. В Совет Московской Духовной Академии» – циркулярный указ Святейшего Синода от 31 августа 1901 года за 10: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 26 мая сего года за 13404, о порядке приема славянских уроженцев в русские духовно-учебные заведения. Приказали: Принимая во внимание, что применение выработанных в 1897 году состоящей при Министерстве Иностранных Дел Комиссией по образованию в России южных славян правил для приема южнославянских уроженцев на казенный счет в русские учебные заведения, как показал трехлетний опыт, дало возможность убедиться в их целесообразности, Святейший Синод признает, со своей стороны, желательным и полезным применение сих правил к южнославянским уроженцам, поступающим в русские духовно-учебные заведения, кроме тех случаев, когда иерархи южнославянских земель будут входить с ходатайствами о принятии рекомендуемых ими лиц в означенные учебные заведения непосредственно в Святейший Синод, о чем и определяет: послать епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы, предписав при сем начальствам духовно-учебных заведений при приеме иностранцев в означенные заведения на собственные средства отбирать от них подписки в том, что они не будут просить стипендий на их содержание из синодальных сумм, и за сим не возбуждать ходатайств о назначении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Годичных экзаменов не держали по различным причинам во II классе 5, а в III-м 3 ученика. Из ІІ-го перешли в III-й класс 31 ученик, а из IIІ-ro в IV-й – 103 ученика. Остальные должны подвергнуться новым экзаменам, за исключением двух учеников второго класса, из коих один оставлен в том же классе, а другой совсем уволен из семинарии. Ректором семинарий состоит архимандрит Кирилл. В течение учебного года назначен новый профессор Аф. Попович, кандидат богословия 1616 . – В скором времени предполагается приступить к постройке нового здания для семинарии, для каковой цели имеется специальный фонд, простирающийся до 400 тыс. динаров. Новая семинария будет построена в Белграде, в местности «Савинец», приблизительно там, где было сожжено тело св. Саввы, и где имеет быть воздвигнут храм св. Саввы и рядом с ним здание митрополии. Первая семинария («бorocлobuja») в Сербии основана в 1836 году. Эта новая семинария св. Саввы открыта 1 декабря 1900 года, на основании закона от 11 января 1896 года. По этому закону в семинарию св. Саввы принимаются по конкурсным экзаменам ученики от 10 до 12 лет, окончившие четыре класса основной школы. Ученье продолжается в новой семинарии девять лет, и все это время ученики живут в интернате. Ученики носят все одинаковую форму, на манер священнической, одежды. Ученики – или казеннокоштные или своекоштные воспитанники. Последние обязаны вносить вперед за два месяца по 80 динаров. Временно эта семинария помещается в доме св. —544— Саввы. – Из отчета за 1900–1901 учебный год видно, что всего принято было в первый класс 41 ученик. Все ученики оставались до конца года, и все сдавали экзамены. 30 учеников переведены во II-й класс, 6 должны держать новые экзамены и 5 оставлены в том же классе. В сентябре 1901 года явилось на приемные экзамены до 300 человек, из них 160 найдены удовлетворяющими условиям приема, но приняты, после строгих экзаменов, только 45 наилучших учеников. Больше не могло быть принято по недостатку места во временном помещении. В 1900–1901 году должность ректора исправлял архимандрит Кирилл, а в начале 1901–1902 учебного года на эту должность назначен архимандрит Иларион Весич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ал. Блок. Город Петербург, 7–8 ноября 1902». Записи вполне сумасшедшие. И торжество, и восторг, и мистический экстаз, и ребяческое озорство. А главное— счастье, заливающее душу, почти непереносимое. Событием 7 ноября заканчивается эпоха в жизни Блока, эпоха «Стихов о Прекрасной Даме». Последнее стихотворение этого цикла помечено датой 5 ноября. Через два месяца он сделал официальное предложение Любови Дмитриевне. Последние месяцы 1902 года проходят в большом подъеме, «в круговороте дел», как выражается Блок. Дружба с Мережковскими продолжается, Дмитрий Сергеевич читает ему главу из нового романа «Петр и Алексей»; на журфиксе «Мира искусства» он знакомится со «знаменитостями из художников и литераторов»; в Москве его цитируют рядом с Вл. Соловьевым. Прочитав «Симфонию» Белого, он чувствует в нем друга и пишет М. С. Соловьеву: «…действительно страшно и до содрогания „цветет“ сердце Андрея Белого. Странно, что я никогда не встретился и не обмолвился ни одним словом с этим до такой степени близким и милым мне человеком». Переписка между двумя поэтами началась через несколько недель. — Другого близкого по духу человека он находит в редакторе «Нового пути» Петре Петровиче Перцове. Отвечая на его восторженные похвалы своим стихам, Блок пишет: «…что мне особенно и несказанно дорого, — это то, что я воочию вижу нового Ее служителя! И не так уж жутко стоять у алтаря, в преддверии грозящего откровения, когда впереди стоите Вы и Владимир Соловьев. Я могу только сказать (и даже вскрикнуть) чужими, великими, бесконечно дорогими мне словами: Давно уж ждал друзей я этих песен… О как мой день сегодняшний чудесен. (Фет)». Не ложны были Ее знаки и обещания: Она его не обманула. С гордостью пишет он отцу, что «мистицизм» его оправдан: «Чувствую потребность и ожидаю скорого вдохновенного стихотворения или даже прозаического экскурса в область мистицизма, который, оправдываясь ходом моих житейских „подвигов и дел“, тем самым оправдывает мои „бродяжнические сны“». «Стихи о Прекрасной Даме» — поэтический дневник Блока. Из стихотворений, написанных в 1901 году и в 1902 году, он отобрал около половины, распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов (I С.-Петербург. Весна 1901 года; II Шахматово. Лето и осень 1901 года; III С.-Петербург. Осень и зима 1901 года и т. д.). Поэт признавался, что «технически книга очень слаба», и называл ее «бедное дитя моей юности». Но он любил свои несовершенные юношеские стихи и в последние годы постоянно к ним возвращался: переделывал, исправлял, печатал в журналах, составлял новые сборники, из которых один «За гранью прошлых дней» вышел в свет за год до его смерти (в 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста, умирающий Блок сказал матери: «Знаешь что? Я написал один первый том. Остальное всё — пустяки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

135) Частные жалобы представляются тому судебному установлению, на действие которого приносятся, и не останавливают течения дела. 136) Жалобы на непринятие или на непредставление судебным учреждением в определенный срок отзыва или жалобы, подаются в высший суд. Раздел V. Об исполнении приговоров духовных судов. Глава 1. О порядке исполнения. 137) Приговоры духовных судов обращаются к исполнению немедленно по вступлении их в законную силу. 138) Приговоры свои духовные суды исполняют – или сами непосредственно, или сообщают для исполнения низшему суду или духовному начальству, или светской власти. 139) Недоразумения, возникающие при исполнении судебного приговора, разрешаются судом, постановившим приговор. —326— 140) О всяком исполнении приговора, произведенном не самим судом, суд получает извещение от исполнявшей власти. Глава 2. О судебных издержках. 141) Все расходы по делам производятся из сумм, состоящих в распоряжении правительства. Одни из сих расходов взыскиваются с виновных, другие принимаются окончательно на счет казны. 142) Все дела, исключая бракоразводных, в духовных судах производятся на простой бумаге, без взыскания каких-либо пошлин 1125 . Тихомиров П.В. Обзор журналов: Русские философские журналы за 1901 год//Богословский вестник 1902. Т. 2. 6. С. 327–344 (2-я пагин.). (Начало.) —327— Положение «Вопросов философии и психологии» и «Веры и разума» в 1901 году. Перемены в составе руководящих лиц и сотрудников. – Характер статей в «Вопр. фил. и псих.» за 1901 г. – Статьи о В. С. Соловьеве Введенского, Петровского, Лопатина, кн. Трубецкого, Новгородцева, Рачинского и Геца. – Статья Вагнера о звере в человеке. – Полемика кн. Б. Трубецкого с Патражицким. – Учение Канта о праве и государстве в изображении г. Новгородцева. – Характеристика схоластики в статье Теплова. Об общем характере наших философских журналов, – «Вопросов философии и психологии» и «Веры и разума», – мы говорили в своем прошлогоднем обозрении. Каких-либо существенных перемен в этом отношении за прошлый год не случилось. Правда, в составе руководящих лиц обеих редакций перемены есть и – очень значительные; но они, во всяком случае, пока не успели еще сказаться сколько-нибудь заметными последствиями. Смерть архиепископа Амвросия, основателя и покровителя «Веры и разума», является тяжелой утратой для этого журнала. В течение 19 лет он руководил свое детище, мудро умея сочетать служение интересам религии и церкви с истинно-философским либерализмом и терпимостью (подробнее о взаимоотношении философской свободы и апологетических задач в программе «В. и Р.» см. в упомянутом нашем прошлогоднем обзоре, – «Бог. Вестн.» 1901, 3, стр. 558). Как будет относиться к журналу новый архиепископ, – Флавиан, – пока сказать нельзя; но надо

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1897 г. К. был делегатом 11-го археологического съезда в Киеве. Как опытный канонист участвовал в 4-м интернациональном старокатолическом конгрессе в Вене, проходившем с 31 авг. по 3 сент. того же года. В Вене К. занимался греч. рукописями канонического содержания, для продолжения работы был командирован за границу в 1901 и 1902 гг. После отказа К. от должности декана в новооткрытом Томском ун-те 8 дек. 1898 г. он был оставлен в Юрьеве и назначен деканом юридического фак-та. С 9 июня 1898 г. К.- староста университетской Александро-Невской церкви (не сохр.), с 1 дек. 1901 г. почетный мировой судья Юрьево-Верроского окр. Пользуясь уважением коллег, неоднократно переизбирался на эти должности. С 1899 г. К. состоял товарищем председателя Учено-литературного об-ва при Юрьевском ун-те, с 5 окт. 1902 г. руководил об-вом. К. состоял в должности товарища председателя, а с 9 февр. 1903 г.- председателя Об-ва для пособия нуждающимся студентам Юрьевского ун-та, также был товарищем председателя Рус. публичной б-ки в Юрьеве. 22 апр. 1901 г. К. защитил в Казанском ун-те докт. дис. «Иноверцы на Руси: Положение неправославных христиан в России». 7 мая 1901 г. он был утвержден в докторской степени Советом ун-та; 26 июня в Юрьевском ун-те утвержден в должности ординарного профессора церковного права. Выводы диссертации были восприняты неоднозначно и встретили не только поддержку (проф. И. С. Бердников ), но и критику (профессор по истории русского права Н. П. Загоскин) со стороны коллег. В 1902 г. К. предпринял попытку занять вакантную кафедру церковного права в С.-Петербургском университете, но 9 голосами против 8 его кандидатура была отклонена, хотя он был единственным претендентом и имел положительные отзывы специалистов о своих сочинениях. К. связывал неудачу со своими славянофильскими и «националистическими» взглядами (одним из псевдонимов К. было «Русский») и с близостью к бывшему ректору Юрьевского ун-та слависту А. С. Будиловичу , известному монархисту и «реакционеру». «Итак, в России нельзя быть православным русским человеком. Дальше идти некуда!!» - так завершил К. свою брошюру «Тернии и плевелы в наших университетах», изданную в 1905 г. (С. V-VIII, XII).

http://pravenc.ru/text/2458949.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010