75 . Cciul О. N. Canonizarea Sfântului Nicodim Aghioritul//BOR 1956. 74. 424–430. 76 . Euthymiou Monachou. Βος κα πολιτεα κα γνες δι δξαν τς μν κκλησας τελεσθντες παρ το σιολογιωττου κα μακαρου οιδμου Νικοδμου μοναχο, συγγραφντες παρ το ν Χριστ δελφο το Εθυμου ερομοναχο Ed. Spyridon Lavriotis//GP 1920. 4. 636–641; 1921. 5. 210–218. 77 . Euthymiou Monachou. πρωττυπος βος το γου Νικοδμου το γιορετου (1749–1808), γραμμνος τ 1812–13 π τν παραδελφ του Εθμιο ερομναχο κριτικ κεμενο π τ μοναδικ σωζμενο χειργραφο Ed. Nikodimos Kapsaliotis (Bilalis). θναι 1983. 5 Ib. 1985. 78 . ες σιον νακρυξις Νικοδμου το γιορετου// κκλησα. 1955. 32. 137–139. 79 . πρτη ορτ π τ μνμ το σου Νικοδμου// γιος Παλος Ξεροποταμτης 1955. 53. 102–113. 80 . Mikrayannanitis G. κολουθα το σου κα θεφορου πατρς μν κα διδσκαλου Νικοδμου το γιορετου. 2 Geron Ananias of the Skourtaion Monastery 1965. [Служба преп. Никодиму]. Сочинения Мы указываем соч. преп. Никодима лишь селективно, полный же их корпус весьма обширен. Библиогр. Каварноса (см. 7 .111) приводит 109 трудов; др. библиографии см.: Citterio, 1987 7 .112). 341–372. произв. с указанием всех изд., а также каноны и разные литург. сочинения, письма]. Karaisaridis, 1987 7 .119). 75. изд.]. Citterio, 2002 7 .114. 915–940) изд.]. 81 . Никодим Святогорец . Толкование Канона на Воздвижение честного и животворящего Креста Господня/Пер. с греч. под ред. проф. И. Н. Корсунского . Изд. игумена Антония. 1899. 127. М.; СПб. 1998. 156. 82 . Никодим Святогорец . Служба преподобным и богоносным отцам во Афоне постнически просиявшим/Переведена бысть с древнегреческого на словенский язык Лукою, иеромонахом Хиландарским, ныне же дополнена из сочинений Никодима Святогорца . СПб. 1900. 76. 83 . ξομολογητριον τοι Βιβλον ψυχωφελστατον περιχον διδασκαλαν σντομον πρς τν Πνευματικν πς ν ξομολογ μ βοηθν· τος Καννας το γου ωννου το Νηστευτο κριβς ξηγημνους· συμβουλν γλαφυρν πρς τν μετανοοντα πς ν ξομολογται καθς πρπει· κα λγον ψυχωφελ περ μετανοας. Venezia 1794. Venezia 1804, 1818, 1835, 1842, 1852, 1857, 1868; Athens 1895, 1963. пер.: 13 .105. [Руководство для исповеди, с глубокой психологией покаяния и со включением многих покаянных литургич. текстов].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Quellen und Entfaltung. Münster, 1965. Ewald P Der Einfluss der stoisch-ciceronianischen Moral auf die Darstellung der Ethik bei Ambrosius. Leipzig, 1881. Hill C. Classical and Christian Traditions in Some Writings of Saint Ambrose of Milan: D. Phil. Diss. University of Oxford, 1 979. Kannengiesser С. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Vol. 2. Brill; Leiden; Boston, 2004. Lewy H. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. Lubac H. de Exégèse médiévale. Les quatre sens de l’ Écriture. 1/1. Paris, 1959. Lucchesi E. L’usage de Philon dans l’œuvre exégétique de saint Ambroise. Une «Quellenforschung» relative aux Commentaires d’Ambroise sur la Genèse. Leyde, 1977. Madec G. L’homme intérieur selon saint Ambroise//Ambroise de Milan. XVIe centenaire de son é1ection épiscopale. P., 1974. P. 282–308. Madec G. Saint Ambroise et la philosophic. P., 1974. Nauroy G. L’Écriture dans la pastorale d’Ambroise de Milan//Bible de tous les temps. T. 2: Le monde latin antique et la Bible. P., 1985. P. 371–408. Nauroy G. Ambroise de Milan. Écriture et esthétique d’une exégèse pastorale. Bern e. al.: Peter Lang, 2003. ‘Nec timeo mori’. Atti del Congresso internazionale di studi ambrosiani nel XVI centenario della morte di sant’ Ambrogio, Milano, 4–11 aprile 1997/L.F. Pizzolatoe M. Rizzi, eds. Milano, 1998. (Studia Patristica Mediolanensia; 21). Pizzolato L.F. La dottrina esegetica di sant’Ambrogio. Milano, 1978. (Studia Patristica Mediolanensia; 9). Runia D. T. Philo in Early Christian Literature: A Survey. Assen; Minneapolis, 1993. Runia D. Philo and the Church fathers: A Collection of Papers. Leiden, 1995. Savon H. Saint Ambroise devant l’exégèse de Philon le Juif. 2 vols. P., 1977. Taormina L. Sant’ Ambrogio e Plotino//Miscellanea di studi di letteratura cristiana antica. T. 4. Catane, 1953. P. 41–85. Visona G. Cronologia ambrosiana. Bibliografia ambrosiana (1900–2000). Milano: Biblioteca Ambrosiana, Roma: Città Nuova, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

“Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами св. отцов“. Изд. 2-е, Москва, 1889. “О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха.“ Изд. 2-е, Москва, 1892. “Три слова о несении креста“. Изд. 2-е, Москва, 1889. “Четыре беседы по руководству книги «Пастырь“ св.Ермы». Изд. 3-е, Москва, 1898. “Четыре слова о молитве». Изд. 3-е Москва, 1895. “Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество». Изд. 2-е, Москва, 1897, и 19O8. “Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св.Саввы освященного, что близ Иерусалима». Изд. 2-е, Москва, 1891 и 1907. “Митерикон, собрание наставлений Аввы Исаии всечестной инокине Феодоре“. Изд. 2-е, Москва, 1898. «Письма о духовной жизни». Изд. 2-е, Москва, 1892 и 1903. “Письма о христианской жизни, в 4-х частях». Москва, 1880, 1891 и 1903. Reprint Oxford 1985. “Собрание писем 8-ми выпусков». Москва, 1898–1903. “Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни». Изд. 2-е, Москва, 1892. “Письма о том, что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Изд. 2-е, Москва, 1896, 1904. “Душа и ангел не тело, а дух». (Против брошюр – слово о смерти и прибавление к сему слову). Москва, 1891, 1902. “Начертание христианского нравоучения». Часть Ι-II. Изд. 2-е, Москва, 1896, и 1891. «Путь ко спасению». (Краткий очерк аскетики). Изд. 7-е, Москва, 1875, 1894, 1908. “Письма к одному лицу в СПБ по поводу появления там нового учителя веры». “Письма к С.Б.» Владимир, 1898. «Наши отношения к храмам» (Слова). Москва, 1893 и 1900. «Семь слов в недели, приготовительные к посту, и на первую неделю поста». Москва, 1896. «Краткое учение о Богопознании». Москва, 1896. «Наставление о преуспеянии в христианской жизни». Москва, 1896 и 1903. «Как научиться молиться?» Москва, 1908. «Ответы на вопросы инока о молитве». Москва, 1910. «Как жить? Мудрые советы святителя». Москва, 1912. «Уроки из деяний и слова Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа " · Москва, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пятидесятники представлены несколькими орг-циями. Наиболее многочисленная и быстрорастущая из них - Ассамблеи Бога (Asambleas de Dios), ее миссионеры прибыли в Н. из США в 1912 г. В нач. XXI в. их насчитывалось ок. 220 тыс. чел. По данным самой орг-ции, в наст. время в стране ок. 647 тыс. членов в 1164 общинах. Кроме того, в стране действуют: Церковь Бога (Кливленд) (Iglesia de Dios (Cleveland); 280 общин, 40,3 тыс. чел.), Церковь Бога пророчеств (Iglesia de Dios de la Profecía; 177 общин, 23,8 тыс. чел.), Объединенная пятидесятническая церковь (Iglesia Pentecostal Unida; 140 общин, 30 тыс. чел.; унитарии), Церковь четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; 60 общин, 3 тыс. чел.), Церкви Христа пятидесятнической миссии (Iglesias de Cristo de la Misión Pentecostal; 100 общин, 16 тыс. чел.; латиноамер. пятидесятники; в Н. с 1975). К независимым латиноамериканским организациям пятидесятников-унитариев относят Апостольскую церковь веры во Иисуса Христа (Iglesia Apostólica de la Fe en Cristo Jesús; 4 тыс. чел., гл. обр. мекс. метисы; в Н. с 1949), Свободную апостольскую церковь (Iglesia Apostolica Libre; 11,7 тыс. чел.; в Н. с 1953), Всемирную христианскую церковь (Iglesia Universal Cristiana; 2 тыс. чел., с 80-х гг. XX в.), Никарагуанскую апостольскую церковь (Iglesia Apostolica Nicaragua; 1 тыс. чел.). Евангелики состоят в неск. организациях. В 1900 г. (по др. данным, в 1890 или в 1901) амер. миссионерами была основана Центральноамериканская евангелическая миссия (Iglesias Evangélical Misión Centroamericana), которая в нач. XXI в. насчитывала ок. 6 тыс. чел. в 70 общинах. От нее в 1955 г. откололась Центральноамериканская евангелическая конвенция (Convención Evangélica Centroamericana; 30 общин, 6,5 тыс. чел.), а в 1965 г.- Национальная евангелическая миссионерская ассоциация (Asociación Misionera Evangélica Nacional; 16 общин, 4 тыс. чел.). Евангелики содержат 2 частных ун-та в Н. Новоапостольская церковь (с центром в Цюрихе), присутствующая в Н. с 1985 г., имеет ок. 10 общин (1 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Старинный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в Куркино основан в 1672 году и является памятником архитектуры федерального значения. Он состоит из древнего двухуровневого основного объёма, трапезной и колокольни, выстроенных в эпоху позднего классицизма. Рядом находится часовня в романском эклектическом стиле, возведённая по проекту выдающегося зодчего Фёдора Шехтеля и украшенная мозаикой, изготовленной в Италии по эскизу знаменитого русского художника Виктора Васнецова. Часовня построена как усыпальница семьи знаменитого терапевта Г. А. Захарьина в 1900 году. Территория храма расположена на Юровской горе над рекой Сходней и включена в состав природного парка " Долина реки Сходни в Куркино " , который имеет площадь 246 гектаров, занимает часть поймы реки Сходни и близлежащие возвышенности. Парк находится под государственной охраной с 1985 года, как особо охраняемая природная территория регионального значения. Здесь действительно есть, что охранять - 64 вида растений этого не самого крупного парка внесены в Красную книгу Москвы. Церковь была построена владельцем села Куркино князем Иваном Алексеевичем Воротынским в 1672-1678 годах. Крытый переход соединял церковь с княжеским домом. Храм тогда был трёхглавым, с колокольней и трапезной, в которой было организовано два придела, один во имя свт. Николая Чудотворца, второй во имя прп. Сергия Радонежского. Основной престол был посвящён иконе Владимирской Божией Матери - глубоко почитаемой святыни на Руси. Икона была подарена храму Патриархом Адрианом в 1691 году. Владимирская икона Божией Матери - одна из древнейших икон, сохранившихся до нашего времени. По преданию, она была написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: " Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет " . Церковь входила в Загородскую десятину Патриаршей области. После смерти князя имение перешло в собственность его вдовы. Она в свою очередь передала его патриарху Андриану. Когда последний также умер, то Пётр I принял решение передать храм в распоряжение Св. Синода. За усадьбой тогда никто не смотрел и она стала приходить в упадок. Церковь также начала разрушаться. К 1743 году храм в честь Владимирской иконы Божией Матери обветшал и требовал срочного ремонта, деньги на который выделили только в 1760-м году. Существует предположение, что именно во время этого ремонта начал значительно изменяться облик церкви, из трёх куполов оставили только один, упразднили приделы и убрали часть декоративной отделки.

http://sobory.ru/article/?object=03265

В.В. Антонов эту странность следствия (а вел его известный «спец» по такого рода делам А.Р. Стромин (Геллер)), связывал с возможной ролью, которую смогли здесь сыграть старые знакомства И.М. с видными большевиками: наркомом просвещения А.В. Луначарским, уже упомянутым нами П.Г. Смидовичем, а через него и А.И. Рыковым с. 102, 113].Вполне возможно, что так оно и было, хотя избежать концлагеря И.М. все же не удалось. Постановлением коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 года Андреевский И.М., Розенберг Э.К., Лихачев Д.С., Раков В.Т., Мошков П.П., Тереховко А.С., Аничков И.Е., Миханьков А.Н., Каллистов Д.П. получили по статье 58–11 УК РСФСР по 5 лет концлагерей. Трое: Обновленский А.П., Селиванов А.В., Сперанский Н.Е. – по 3 года. И.Л. Сильвестрович был приговорен к тюремному заключению сроком на 1 год. Остальные 17: Суратова Л.А., Финне В.В., Пищулин К.В., Гурьев Н.И., Шувалов В.М., Розенберг В.К. (брат Э.К. Розенберга), Смирнова В.И., Тихомирова Ю.С., Эйнерлинг С.А., Свириденко Л.К., Комарович В.Л., Морозова В.Г., Холмогорова Е.И., Успенский В.Ф., Алексеев (Аскольдов) С.А., Крюкова Т.А., Мокиевский Г.П. – были высланы в отдаленные местности страны на три года т. 3, л. 616]. Как бы вдогонку к ним 22 июня 1929 года последовало осуждение ещё трёх, правда, непостоянных членов «Братства»: преподавателя Педагогического института им. А.И. Герцена Сухова А.П. – три года исправительно-трудовых лагерей, адвоката Бурцевой Н.Б. (Долбежевой) – три года ссылки и психиатра Моржецкого М.Н. – три года условно т. 3, л. 616]. Оказавшись в результате в Соловецком и Свирском концлагерях, И.М. был востребован здесь в качестве врача, благодаря чему ему и удалось выжить, несмотря на практиковавшиеся в них нечеловеческие условия жизни заключенных с. 3]. После освобождения в 1932 году был лишен права проживания в Ленинграде и устроился на работу в качестве главного врача областного интерната для дефективных детей на станции Оксоча в Новгородской области и проработал здесь до 1937 года. Здесь он и жил, лишь изредка наезжая в свою ленинградскую квартиру, в которой проживали его новая жена Е.М. Сосновская (1900–1978), дочери Мария (1936–1985) и Елена (1940–1942). «Утром, в холщовом пиджаке, в шляпе, очень напоминая своим обличьем чеховских героев, И.М. взбирался на белую клячу и отправлялся в интернат . Надо сказать, что И.М. вел с нами не только серьезные разговоры. Например, он рассказывал бесчисленные анекдоты про сумасшедших», – вспоминали о нем Анна и Мария Андреевы, дочери покойного к этому времени протоирея Ф.К. Андреева (1887–1929). В 1938–1941 году И.М. подвизался в качестве врача на Волховстрое и главного психиатра областной больницы в Новгороде с. 116].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

патристических памятников на основе критических изданий в сер. CCSL и в др. сериях. II. Переводы. Начиная с сер. XIX в. ведется согласованная работа по переводу патристического наследия. До нач. XX в. самым значительным переводческим проектом было издание «Творений святых отцов в русском переводе» (ТСОРП. 1843-1917. 77 т.; см.: Библиогр. указ. к «Творениям святых отцов в русском переводе»/Ред.: А. Г. Дунаев, иером. Дионисий (Шлёнов)//БВ. 2003. 3. С. 276-349; 2004. 4. С. 410-477; 2006. 5/6. С. 493-627), осуществленное силами преподавателей и учащихся Московской Духовной Академии . Подобные переводческие труды получали воплощение и на др. языках (сводный обзор см.: Keller. 1997-2004). Переводы на англ. язык: «Ранние отцы Церкви: Доникейские, никейские и постникейские отцы» (Early Church Fathers: Ante-Nicene, Nicene and Post-Nicene Fathers, 1867-1900, 38 t.); «Отцы Церкви» (The Fathers of the Church; издается с 1948, более 130 т.); «Переводы для историков: (300-800 гг. по Р. Х.)» (Translated Texts for Historians: (A. D. 300-800); издается с 1985, более 60 т.); на франц. язык (помимо SC): «Отцы в вере» (Pères dans la Foi; издается с 1977, более 100 т.); на нем. язык: «Библиотека отцов Церкви» (Bibliothek der Kirchenväter=BKV; 1869-1888, 80 t.; 1911-19382, 81 t.); «Библиотека греческой литературы» (Bibliothek der Griechischen Lietratur=BGL; издается с 1971, более 80 т.) и др. серии; на испан. язык: «Патристическая библиотека» (Biblioteca de Patrística; издается с 1986, ок. 60 т.); на итал. язык: «Собрание патристических текстов» (Collana di Testi Patristici; издается с 1976, ок. 250 т.); параллельный перевод на новогреческий в сер. «Греческие отцы Церкви» (Ελλνες Πατρες τς Εκκλησας; издается с 1972). III. Исследования. В эпоху протестант. споров просветительский запрос к изучению патристики уступил место институциональному, связанному с формированием новых религ. общин, и полемическому: патристический аргумент играл важнейшую роль в ходе богословской полемики, что способствовало интенсивному освоению древнехрист.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

d " après un manuscrit du Musée Britannique et trad. franç. avec un résumé de l " histoire des Zagüés et la description des églises monolithes de Lalibala par J. Perruchon. P., 1892. (Publ. de l " École des lettres d " Alger: Bull. de correspondance africaine; 10); Conti Rossini C. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos: Nota//RRAL. 1901. Vol. 10. Fasc. 5-6. P. 186-193; idem. Gli atti di re Nä " akuto Lä " ab//AION. N. S. 1943. Vol. 2. P. 105-232; Kur St. Édition d " un manuscrit éthiopien de la Bibliothèque Vaticane: Cerulli 178//Atti d. Accad. nazionale dei Lincei. Anno 369: Memorie d. Classe di Scienze morali, storiche e filologiche. R., 1972. Ser. 8. Vol. 16. Fasc. 7. P. 383-426; Strelcyn S. Quelques inscriptions éthiopiennes sur des «manäb « rt» des églises de Lalibäla et de sa région//Bibliotheca Orientalis. 1979. Jg. 36. Mei-Juli. N 3/4. S. 137-156; Marrassini P. Il Gadla Yemrehanna Krestos/Introd., testo crit., trad. Napoli, 1995. (Suppl. N 85 agli AION; Vol. 55. Fasc. 4); Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары: Арабские источники XII-XIII вв./Подгот. текстов и пер.: В. В. Матвеев, Л. Е. Куббель. Л., 1985. С. 32-51 [«История» Абу-ль-Макарима под именем Абу Салиха Армянина]. Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâguê e Takla Hâymânot: Nota//RRAL. 1895. Vol. 4. P. 341-359, 444-468; idem. Storia d " Etiopia. Mil., 1928. P. 303-321; Perruchon J. Notes pour l " histoire d " Éthiopie: Le Pays de Zâguê//Revue sémitique. 1897. Vol. 5. P. 275-284; Тураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13 (1900). С. 157-171; он же. [Рец. на:] Conti Rossini C. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos: Nota. RRAL. 1901. Vol. 10. Fasc. 5-6. P. 177-219//ЗВОРАО. 1902. Т. 14 (1901). C. 062-071; он же. Агиологическое повествование о падении Аксумского царства//Сб. в честь В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 1-8 (отд. отт.);                                                                                        С. 391-443; Tubiana J. Le frère de saint Lâlibalâ//Objets et Mondes. 1963. T. 3. Automne. Fasc. 3. P. 221-228; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 25-34, 53-68; Мисюгин В. М., Чернецов С. Б. Следы архаических норм права в «Житии царя Лалибалы» (Эфиопия)//Africana: Африканский этногр. сб. Л., 1984. Вып. 14. С. 142-175. (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Н. с.; Т. 113); Marrassini P. A Note on Zâgwê Kingship//Paideuma. Wiesbaden, 1990. N 36. P. 185-187; Wudu Tafete Kassu. Bugna//EncAeth. Vol. 1. P. 636-637; Чернецов С. Б. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 15-33, 41-47; Derat M.-L. Lalibäla//EncAeth. Vol. 3. P. 477-480; eadem. Nä " akkweto Lä " ab//Ibid. P. 1091-1093; Kur St., Derat M.-L. Mäsqäl Kebra//Ibid. P. 844-845. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182455.html

Every being and creature has energy. Even a stone has the energy of gravity and force: a large stone placed on your foot will press on it. This is the energy of gravity. Every being is qualified, that is, is characterized by qualitative characteristics; if these qualities are removed, then nothing will remain – it will be a fictional entity. In this sense, energy is capacity; essence is manifest with the help of its activity. Such is the ontology of Divine energy. Therefore, we can partake of Divine life, of the life in which God lives. The Divine state – this perichoresis [mutual indwelling] among the Father, Son, and Holy Spirit – is joy, love, light, and blessedness. This is what we partake of, which means that we partake of the Godhead. At one point Palamas said somewhat incautiously, as had the Areopagite, that God’s essence is “beyond” being (yperekeina) or even “supra-divine” (ypertheos). Then one could have said that the energy is, as it were, the “further” or “underlying” (yfeimeni) part of the Godhead (“overlying” is yperkeimeni). Later, when it was pointed out to him that he was dividing the Godhead, he abandoned the distinction of this “further part.” All this is a single active Godhead, and the energy is the uncreated, eternal Divine power. If Palamas were alive today, modern physics would suit him very well. He thereby affirmed the reality of salvation and the reality of communion. But all the Western scholastics taught what Palamas called “created grace” (gratia creata). Peculiar icons began appearing at the time of the scholastics: you see that the saints are terribly fat and have a sort of circle, like a hoop, over their heads; it is a halo, but it has no connection with the saint – it hangs by itself. The Orthodox, however, do not even need to paint a halo: the entire background of icons or frescoes is already golden. They shine, and the gold is everywhere. (To be continued…) Translator’s notes: His Grace is likely referring to The Ascetical and Theological Teaching of Gregory Palamas by Hieromonk (later Archbishop) Basil (Krivoshein) (1900-1985), published in Russian in Prague in 1936; an English version appeared in the journal Eastern Churches Quarterly, vol. III, 1938. George Ostrogorsky (1902-1976) published an article in Russian on the Athonite hesychasts and their opponents in Russian in 1931; he is well known to English-language readers as the author of History of the Byzantine State (first published in German in 1952, then in English in 1969).

http://pravmir.com/the-heart-is-deep-st-...

Житие Григория Паламы (BHG 718) Encomium Gregorii Palamae. Ed. princeps: 1406 . Kleopa D. Το ... Γρηγορου Παλαμ μιλαι μα. 6 .1002). εροσολμοις 1857. α– πστ же: PG 151, 551–656. изд.: Φιλοθου Κοκκνου, Βος Γρηγορου Παλαμ/ Εσαγωγ, κεμενον, μετφρασις, σχλια π Χρστου Π. Κ. [Christou Ρ. Κ.] Θεσσαλονκη 1984. Крит. изд.: 1407 . Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως Λγος ες γιον Γρηγριον Παλαμ ν, ρχιεπσκοπον Θεσσαλονκης Ed. Tsamis D. G. Θεσσαλονκη 1984. 199. (EEThS. Παρρτημα 42 το 27 τμου 1982). [Библ. указ]. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα. 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 427–591 [=TLG 3251/11]. Фрагменты (PG 151, 573В-574А) вошли в Добротолюбие ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 107–112). Рус. пер.: 1408 . Филофей (Коккин), патр. Константинопольский. Житие и подвиги св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникского, поборника Веры и благочестия Православной Восточной Церкви в борьбе ее с папизмом, и чудотворца... С приложением... св. Паламы «Десятословия» и двух бесед на честное Преображение Господне/Пер. с греч. Издание иером. Антония. Одесса 1899. 141. [Перев. Жития: 1–131, Десятословие: 132–141, указ. беседы отсутствуют]. в пер. еп. Феофана Затворника : Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 477–482. Энкомий Димитрию Мироточивому (BHG 574d) Laudatio sancti Demetrii. Ed. princeps: 1409 . Laourdas В. B.//Maked 1941–1952. 2. 558–580. Крит. изд.: 1410 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κοκκνου γκμιο στν γιο μεγαλομρτυρα Δημτριο τ Μυροβλτη//EEThSTh 1981. 26. 49–83. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 1. 636. [Текст: 33–60 (=TLG 3251/3)]. Darroèzus J.//REB 1985. 43. 279–280; Halkin F.//AB 1985. 103. 418–419; Faillier A.//REB 1986. 44. 300; Dennis G. T.//OCP 1987. 53. 466. Житие Исидора патриарха КНП Vita Isidori patriarchae. Ed. princeps: 1411 . Пападопуло-Керамевс A.//Зап. ист.-филол. ф-та СПб. Ун-та. 1905. 76. 6 .725). 52–149. Крит. изд.: 1412 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κοκκνου βος το γιου σιδρου Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως//EEBS 1981–1982. 25. 87–187. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 329–423 [=TLG 3251/10].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010