Жуковский 1959 – В. А. Жуковский. Собр. соч. в 4 томах/Вступит, ст. И. М. Семенко. Подготовка текста и примеч. В. П. Петушкова. М.-Л., 1959, т. 1. Зайцев 1985 – А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIIIV вв. до н. э. ЛГУ, 1985. Зелинский 1910 – Ф. Ф. Зелинский. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий//Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. III. Изд. 2-е. СПб., 1910. Зелинский 1922 – Ф. Ф. Зелинский. Возрожденцы. Научно-популярные статьи по всеобщей литературе//Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. IV, вып. 1. Пг., 1922. Златослов… – Златослов, или Открытие риторския науки, т. е. Искусство Витийства, сочиненное греческим священником Филаретом Скуфою, Критским уроженцем, Града Кидонии Проповедником… Переведена же сия книга на Российский язык покойным Статским Советником Ст. Писаревым. СПб., при Императорской Академии наук, 1779. Иваницкий 1911 – В. Ф. Иваницкий. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911. Иванов 1916 – Вяч. Иванов. Достоевский и роман-трагедия//Вяч. Иванов. Борозды и межи. М., 1916. Иванов 1923 – В. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. ИГЛ – История греческой литературы [в 3-х томах]/Под ред. С. И. Соболевского и др. М.-Л., 1946–1960. История Византии. В 3-х томах/Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. М., 1967. Кант 1897 – И. Кант. Критика практического разума. СПб., 1897. Каплинский 1920 – В. Я. Каплинский. «Поэтика» Горация. Саратов, 1920. Карамзин 1900 – Н. М. Карамзин . Письма русского путешественника. СПб., 1900, т. 2. Киреевский 1911 – Иван Киреевский. Полн. собр. соч. М., 1911, т. 1. Клочков 1983 – И. С. Клочков. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983. КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти томах. М., 1962–1978. Коростовцев 1983 – М. А. Коростовцев. Литература Древнего Египта//История всемирной литературы в 9-ти томах. М., 1983, т. 1, с. 54–82. Куделин 1973 – А. Б. Куделин. Классическая арабо-испанекая поэзия (Конец X – середина XII в.). М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Время и обстоятельства, при которых «К. л.» оказались на Синае, остаются невыясненными. В 1985 г. М. Пантелич ( Panteli . 1985) отождествила почерк писца позднейших дополнений на лицевой стороне Л. 1 «К. л.» с письмом пасхальных таблиц, приписанных на Л. 2 отрывка Синайского Евхология (РНБ. Глаг. 2). Отождествление представляется вполне вероятным, несмотря на ограниченное число глаголических графем, содержащихся в таблицах. Однако вопрос о месте, где были сделаны обе приписки - на родном языке писца (будь то Болгария или Далмация) или же на Синае (либо в Палестине), остается открытым. Лит.: Kol á J. O starém a posud neznámém rukopise hlaholském v Kyjev//asopis Musea Království eského. Praha, 1875. Ro. 49. S. 192-197; idem. O hlaholském zlpmku Kyjevském//Ibid. 1878. Ro. 52. S. 330-334; Срезневский И. И. Римско-католический миссал в древнем глаголическом списке// Он же. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1876. С. 529-545. (СбОРЯС; Т. 15. 1); он же. О древней глаголической рукописи, хранящейся в КДА//Тр. III Археол. съезда в России, бывшего в Киеве в 1874 г. К., 1878. Т. 2. С. 269-276; он же. Список с подлинника древнего глаголического миссала КДА кирилловскими буквами//Там же. Прил. С. 185-197; Макушев В. В. О римско-католическом миссале, писанном глаголицею в Чехии: (Доп. к 1 чтению)//Филологические зап. Воронеж, 1878. Вып. 3. С. 64-69; Ягич И. В. Образцы языка церковнослав. по древнейшим памятникам глаголической и кирилловской письменности. СПБ., 1882. С. 30-33; idem. (Jagi V.). Glagolitica: Würdigung neuentdeckter Fragmente. W., 1890. (Acad. d. Wissenschaften in Wien. Philos.-hist. Kl.; Bd. 38/2); idem. Einige Streitfragen: 1. Zur Provenienz der Kijever glagolischen Blätter//ASPh. 1898. Bd. 20. S. 1-13; idem. Einige Streitfragen: 4. Nochmals die Kijever Blätter//Ibid. 1900. Bd. 22. S. 39-45; idem. Neueste Publikationen über Kijever Blätter//Ibid. 1905. Bd. 27. S. 441-446; Oblak V. Zur Proveniens der Kijewer und Prager Fragmente//Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684541.html

Греч. Житие П. Ф. имеет несколько редакций (BHG, N 1466-1470). Две из них, опубликованные Ж. Биде (BHG, N 1466, 1467; Deux versions. 1900. P. 2-33), по его мнению, восходят к греч. переводу, к-рый был выполнен уже при жизни блж. Иеронима, но не сохранился. Первая редакция довольно близка к утерянному переводу и была сделана не позднее VI в. (Ibid. P. VIII). Впосл. эта редакция была переведена на арм. язык. Вторая редакция также возникла не позднее VI в., т. к. ее цитировал Евстратий, ученик свт. Евтихия , патриарха К-польского ( 582) (Ibid. P. XIV). Она, в отличие от 1-й редакции, является более свободной переработкой утерянного греч. перевода, предназначенной для не слишком взыскательного читателя. Именно со 2-й редакции были выполнены переводы на арабский (не опубл.), коптский и сирийский языки (BHO, N 909-914). Болланд опубликовал еще одну редакцию греч. Жития (BHG, N 1469) в лат. переводе, к-рая была также известна Росвейде, и предположил, что она не зависит от текста блж. Иеронима (ActaSS. Ian. T. 1. P. 602-604). Биде опроверг данную т. зр. (Deux versions. 1900. P. XXX-XXXII). Болландисты опубликовали греч. текст этой редакции без окончания, к-рое в используемой ими рукописи (Monac. gr. 276, XII в.) было утрачено (Vita Graeca S. Pauli Thebaei//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 561-563). Впосл. была найдена еще одна, более поздняя рукопись (Marc. gr. II 90, кон. XV или нач. XVI в.), содержащая полный текст ( Joannou P. Un second témoin de la Vie de S. Paul Ermite, BHG. 1469//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 84-85). Переработка Жития П. Ф., выполненная Симеоном Метафрастом (BHG, N 1468), была опубликована Фурманом ( Fuhrmann. 1760. P. 6-31). Эта версия была известна Никифору Каллисту Ксанфопулу († ок. 1335), который использовал ее в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 13//PG. 145. Col. 1232). Известна еще одна редакция Жития П. Ф. (BHG, N 1468c), к-рая содержится в Императорском Минологии (Le ménologe impérial de Baltimore: Textes grecs/Publ. et trad., éd. F. Halkin. Brux., 1985. P. 46-69. (SH; 69)).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Конечно, в разных странах Азии и Африки сегодня рождаемость такая же высокая, какая была в России до 1917 г. Но в этих странах немногие из нас захотели бы жить. И население из них при любой возможности стремится сбежать в Европу, да и в Россию тоже... К тому же будь нас сегодня 300 миллионов, как предсказывал Менделеев, не факт, что мы жили бы намного благополучнее и веселее, чем сейчас. Нефтегазовая труба с трудом выдерживает и ныне живущих, а представьте себе, что нас было бы в два раза больше?! Полагаю, что вопрос о том, является ли снижение естественного прироста населения за последние 100 лет потерей или нет, как минимум не имеет однозначного ответа. В любом случае мы можем утешить себя мыслью, что за эти 100 лет значительно выросло качество жизни российского населения: средняя продолжительность жизни за это столетие в России увеличилась очень существенно и стала значительно ближе к западноевропейским показателям, нежели она была до революции 1917 г. (в 1900-е гг. около 33 лет). Образовательный уровень населения вырос ещё более существенно, и колоссальное отставание от развитых стран, которое имело место в 1917 г. (когда до 70 % населения было вообще неграмотным), ликвидировано. Создана мощная система воспроизведения квалифицированных кадров. Это хорошо, это приобретение очень ценное, не растерять бы... - Думаю, пора уже развеять миф о 70-процентной безграмотности населения в царской России, поскольку это показатель 1897 года, когда проводилась перепись населения. А по данным 1920 г. в России было 80 % грамотного населения. Как мы понимаем, это образование народ получил не за три года Гражданской войны. Благодаря подвижническим трудам К.П. Победоносцева и С.А. Рачинского в 1898 г. в России было открыто 25 500 церковноприходских школ (Советская педагогика, 1981, а в 1905 году таких школ было уже 42 696, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране. (С.Г. Дмитриев «Очерки истории русской культуры начала ХХ века» М.,1985). Мы можем судить о грамотности населения даже по числу школ, гимназий, университетов, открытых в последние два царствования, по статистике открытий в медицине, уровню философской школы... А главное - качество образования было другое. Только при Сталине, наверное, приблизились к подобному уровню.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

+ Константинопольский патриарх Иеремия II, + Александрийский патриарх Сильвестр, + Иерусалимский патриарх Софроний " . (Ελευθερου Χρ. Γκουτζδου, θεολγου, καθηγητο. λεγχος και Ανατροπ της διδακτορικς διατριβς του Δημητριδος Χριστοδολου Παρασκευαδη. Αθναι 1985, σελ. 34) Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ. В 1793 г. Франция была объявлена республикой. Победила революция. Революционное правительство создало религию человеческого разума с карнавально-цирковыми обрядами, в которых осмеивалось и пародировалось христианство. Оно создает комиссию по разработке проекта нового календаря, которую возглавил революционер и астроном Ромм, впоследствии покончивший жизнь самоубийством. В революционном календаре семидневная (библейская) неделя была заменена десятидневной декадой. Началом эры было объявлено не Рождество Христово, а провозглашение Французской республики. В 1871 г. Парижская коммуна возобновила календарь Ромма, который просуществовал вместе с коммуной чуть более двух лет. И в XIX веке несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь, доктор церковной истории, профессор императорской Санкт-Петербургской Духовной академии В.В. Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря как наиболее простого и удобного для расчетов и не нуждающегося на самом деле ни в каких коррективах и являющегося, по его мнению " неиспорченным старым стилем " , к которому желательно вернуться и всем западным странам.

http://pravoslavie.ru/58571.html

Л.Н.Майков скончался в 1900 г. в Санкт-Петербурге. Сегодня мы также вспоминаем генерала армии, дважды Героя Советского Союза П.И.Батова (1897-1985). Павел Иванович Батов родился 20 мая 1897 г. в д. Филисово, ныне Рыбинского района Ярославской области в бедной крестьянской семье. Участвовал в 1-й мировой войне, за отличия в боях награжден 2 Георгиевскими крестами и 2 медалями. В 1918 г. Батов вступил в Красную Армию, участвовал в подавлении контрреволюционных выступлений и мятежей. В 1927 г. он окончил курсы «Выстрел», а после Великой Отечественной войны в 1950 г. Высшие академические курсы при Академии Генштаба. С 1920 по 1936 гг. Батов последовательно командовал ротой, батальоном, полком. В 1936-1937 гг. Павел Иванович сражался в Испании. По возвращении, в 1937 г., стал командиром стрелкового корпуса. В 1939-1940 гг. он участвовал в советско-финляндской войне. С 1940 г. Батов был заместителем командующего войсками Закавказского ВО. Во время Великой Отечественной войны командир Особого стрелкового корпуса в Крыму, заместитель командующего 51-й армией Южного фронта (1941), командующий 3-й армией (1942), помощник командующего войсками Брянского фронта (1942). С октября 1942 г. до конца Великой Отечественной войны Батов командовал 65-й армией, участвовавшей в боевых действиях в составе Донского, Сталинградского, Центрального, 1-го и 2-го Белорусского фронтов. Войска под командованием Батова отличились в Сталинградской и Курской битвах, в сражении за Днепр, при освобождении Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях, с боями освобождали города Глухов, Речица, Мозырь, Бобруйск, Минск, штурмовали Росток, Штеттин, Гданьск. Боевые успехи 65-й армии под его руководством около 30 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. За организацию четкого взаимодействия подчиненных войск при форсировании Днепра, прочное удержание плацдарма на западном берегу реки и проявленную при этом личную отвагу и мужество Батов удостоен звания Героя Советского Союза. Второй «Золотой Звездой» генерал награжден за инициативу и мужество, проявленные при организации форсирования р. Одер и овладении г. Штеттин.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/de...

Он родился в семье князя А.И.Васильчикова, который скончался в 1881г., передав единственному сыну огромное состояние. В том же году князь Борис окончил училище правоведения. Был новгородским губернским предводителем дворянства, в 1900-1903 гг. – псковским губернатором. Во время Русско-японской войны Васильчиков работал на театре военных действий как главноуполномоченный Красного Креста. С 1906 г. он возглавлял Российское общество Красного Креста (РОКК). В 1906-1908 гг. был главноуправляющим землеустройством и земледелием в кабинете П.А.Столыпина, активно проводил столыпинскую аграрную реформу. В своем имении князь организовал крупное сельскохозяйственное производство и птицеводческое хозяйство. Князь Васильчиков принадлежал к партии националистов; был одним из организаторов и первым председателем Всероссийского национального клуба в 1910 г. С 1906 г. входил в Государственный совет. В 1916 г. сложил свои полномочия из-за конфликта его жены и Императорской четы. Софья Николаевна написала письмо Императрице Александре Федоровне с просьбой удалить от Двора Григория Распутина, за что ей приказано покинуть двор. Князь Васильчиков последовал в ссылку за своей женой в семейное имение Выбити. Лишь после Февральской революции князь вернулся в Петроград. В 1918г. он был арестован и содержался в Петропавловской крепости, после освобождения эмигрировал. С 1920 г. жил во Франции. Принимал активное участие в создании Свято-Сергиевского православного богословского института. Скончался в Русском доме. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В этот день 1985 года скончался конструктор авиадвигателей, академик Александр Александрович Микулин. Он родился 2 февраля 1895 г. во Владимире. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И.Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. Учился в Киевском политехническом институте, где тогда курс лекций читал выдающийся ученый, «отец русской авиации», Н.Е.Жуковский, которому Микулин приходился племянником по материнской линии.

http://ruskline.ru/history/2015/05/13/et...

С 1989 года я часто приезжаю в Россию. – Ваш дядя , архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин ; 1900 –1985) , оставил яркий след в русской церковной истории ХХ века. Как повлиял он на вас, каким запомнился ? – В моем дяде архиепископе Василии было нечастое сочетание непреклонности убеждений, твердости и постоянства взглядов, скромности во всем и редко встречавшегося проявления того, что Борис Пастернак обозначал как «чисто дворянское ощущение равенства со всем живущим». И никакого важничанья. Может показаться странным, что я особо подчеркиваю это, говоря о монахе, но есть монашествующие, и в сане, в которых эта черта не с первого взгляда заметна. Если собеседник владыки Василия не знал, что имеет дело с блестящим филологом и патрологом, то он и на третий день беседы не узнал бы этого! Владыка Василий был очень застенчив, но при этом умел ладить с детьми, умел находить общий язык с малограмотными взрослыми. Наиболее резкое суждение, которое мне пришлось слышать из его уст, было: «Он, кажется, действительно, странный человек». Нам теперь трудно представить, какого было митрополиту Антонию (Блюму) и архиепископу Василию сочетать, будучи в Западной Европе все десятилетия «холодной войны», верность Русской Православной Церкви с нескрываемым неприятием коммунистического режима. Оба они служили панихиды по государю, открыто защищали Солженицына и Буковского. Несмотря на все это, обоим иерархам приходилось от многих эмигрантов терпеть обвинения в просоветскости. У дяди был дар различения духа и хода времени. Приводимый далее пример – не единственный. В начале 1960-х мы с ним ехали в машине ОВЦС по Софийской набережной Москвы. Был яркий летний день, золотые купола кремлевских храмов сверкали на солнце. Я обратил внимание дяди на этот великолепный вид, и он мне ответил: «Да, ты прав. Это очень красиво, но наступит день, и нужно будет эти храмы переосвящать». И добавил: «Надеюсь, ты доживешь и увидишь это собственными глазами». Так оно и случилось. Воспоминания владыки о Русской Церкви 1960–1970-х годов хорошо известны в России. Он сумел в них представить яркий, я бы сказал – «диалектический» портрет митрополита Никодима (Ротова). Между ними обоими установились отношения и откровенности, и взаимоуважения. Я еще раз об этом вспомнил, когда недавно переводил текст великолепной речи митрополита Смоленского Кирилла на торжествах памяти владыки Никодима, его предшественника на посту главы ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/31254.html

1 . Проф. А. И. Сагарда (1883–1950) 2 . Проф. И. И. Зеленецкий (1893–1972) 3 . Проф. С. А. Купресов (1887–1965) 4 . Проф. К. М. Федоров (1882–1978) 5 . Протоиерей Михаил Чуб (1912–1985). Архиепископ Михаил 6 . Проф. Георгий Миролюбов (1884–1964) 7 . Проф., протоиерей Андрей Сергеенко (1902–1973) 8 . Проф., протоиерей Василий Верюжский (1874–1955) 9 . Проф. Л. Н. Парийский (1892–1972) 10 . Проф. А. Ф. Шишкин (1897–1965) 11 . Проф. А. А. Углянский (1883–1951) 12 . Проф. В. В. Четыркин (1883–1948) 13 . Митрополит Григорий (Чуков) (1870–1955) 14 . Митрополит Никодим (Ротов) (1929–1978) 15 . Доцент В. А. Некрасов (1892–1987) 16 . Проф. К. А. Сборовский (1883–1965) 17 . Д. Ф. Вознесенский (1889–1970) 18 . Е. Н. Бояновская (1887–1956) 19 . Л. Г. Овчинникова (1932–1987) 20 . В. Д. Знаменский (1883–1949) 21 . М. А. Добрынин (1922–1963) 22 . Проф. А. И. Иванов (1890–1976) 23 . Проф. Н. Д. Успенский (1900–1987) 24 . Проф. М. Ф. Русаков (1891–1979) 25 . А. И. Макаровский (1888–1958) 26 . П. Д. Вознесенский (1887–1947) 27 . П. П. Игнатов (1883–1965) 28 . Протоиерей Иоанн Козлов (1887–1971) 29 . Протоиерей Георгий Смирнов (1901–1974) 30 . Протоиерей Евгений Амбарцумов (1916–1969) Рисунок 90. Св. прав. Иоанн Кронштадтский благословил о. Николая Чукова на труды по народному просвещению в самом начале его церковно-школьной деятельности (1897 год) Рисунок 91. Священномученик митрополит Петроградский Вениамин, архипастырь, наставник и «соузник» протоиерея Николая Чукова в Петрограде (1919–1922 годы) Рисунок 92. Священномученик архиепископ Фаддей – «человек кристально-чистой души», который помог о. Николаю Чукову максимально полно раскрыть свои педагогические способности (1903–1908 годы) Рисунок 93. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Во время церковных разделений протоиерей Николай Чуков неизменно сохранял верность Московской Патриархии и был авторитетным помощником митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (1928–1933 годы) Читать далее Источник: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/[прот. В. Сорокин]. – Изд. Князь-Владимир. Собор. – Санкт-Петербург : Тип. ИД Русская Симфония, 2005. - 734, с.: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

59 . Беседы о спасительных таинствах православной Церкви, Епископа Евсевия. – СПб., 1850. 60 . Бильбасов В. А. Кирилл и Мефодий. – СПб., 1871. 61 . Блаженного Феодорита епископа Кира поучительные слова. – М., 1784. – 271 с. 62 . Боголюбивейшего Льва, митрополита Преславы в России, о том, что не следует употреблять в службе опресноков – начало 70-х гг XI в.]// Бенешевич В. Н. Памятники древнерусского канонического права. – Петроград, 1920. – Ч. 2. – Вып. 1. – С. 73–101. 63 . Бодянский И. М. Кирилл и Мефодий. Собрание памятников...//Чтение в имп. Обществе истории и древностей при Московском ун-те. – 1865. – Январь- Март. – Кн. 1. 64 . Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма (статья, перевод и комментраии)//Причерноморье в средние века/Под ред. С. П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ 1991. – С. 173–190. 65 . Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека : Неизданные тексты. – Л., 1984. – 234 с. 66 . Буланин Д. М. Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому в древнерусском переводе//Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. – Л., 1985. – С. 220–229. 67 . Вальденберг В. Е. Речь Юстина II к Тиверию//Известия АН СССР. – Отделение гуманитарных наук. Серия 7. – 1928. – 2. – С. 111–140. 68 . Василий Великий , свт.. Беседы на шестоднев. – М., 1891. – 145 с. 69 . Василий Великий , свт. Творения. – М., 1991–1993. – Ч. 1–4. 70 . Василий Великий , свт. Творения. – М.: М. Г Волчанинова, 1891–1892. – Ч. 1–7. 71 . Васильев А. А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Ч. 2: Приложения. – СПб., 1900. – С. 1–151. 72 . Васильев А. А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Ч. 2: Приложения. – СПб., 1902. – С. 1–220. 73 . Васильев А. А. Житие иже во святых отца нашего Феодора Эдесского //ЖМНП. – 1893. – Ч. 286. – Март. – С. 201–211. 74 . Васильев А. А. Житие Св. Григентия, епископа Омиритского//ВВ. – 1909. – Т 14. – С. 23–66. 75 . Васильев А. А. Житие Филатета Милостивого//ИРАИК. – 1900. – Т 5. – С. 46–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010