Статистика Василий (Кривошеин), архиеп. Архиепископ Василий (в миру — Всеволод Александрович Кривошеин; 17 июня (30 июня) 1900, Петербург — 22 сентября 1985, Ленинград) — епископ Русской Церкви, проживавший в Западной Европе; c 31 мая 1960 года епископ (вскоре архиепископ) Брюссельский и Бельгийский. Учёный-патролог. Родитель — российский государственный деятель Александр Васильевич Кривошеин. Старший брат Игорь Александрович — участник движения Сопротивления во Франции, активный деятель масонских организаций. Образование Окончил гимназию (1916), учился на историко-филологических факультетах Петербургского университета и Московского университета. Окончил филологический факультет Сорбонны. Доктор богословия (1964; учёная степень присвоена советом Ленинградской духовной академии за научное издание «Огласительных слов» преподобного Симеона Нового Богослова). Молодые годы Во время Февральской революции в Петрограде был студентом университета (в этом качестве стал одним из персонажей книги А. И. Солженицына «Март семнадцатого»). В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии, после тяжёлого обморожения (в результате которого потерял два пальца на руке) был вывезен в конце 1919 из Новороссийска в Каир, откуда переехал в Париж. Участвовал в деятельности Русского христианского студенческого движения. Афонский монах В 1925 совершил паломничество на Афон, после которого остался послушником в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 24 марта 1926 был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 5 марта 1927 — в мантию с именем Василий. Всего прожил на Афоне 22 года. В 1929—1942 был монастырским секретарём, с 1937 — соборным старцем (членом монастырского собора). В 1942—1945 являлся антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944—1945 также входил в состав Эпистасии (административного органа Афона). Изучил греческий язык, во время пребывания на Афоне занимался научной работой. Как монастырский секретарь-грамматик, а впоследствии полномочный представитель (антипросоп) Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы, был допущен к афонским архивами древних рукописей. Опубликовал исследование «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (издано в Праге в 1936 в ежегоднике Seminarium Kondakovianum; переведено на английский и немецкий языки), после чего приобрёл международную известность как учёный-патролог. Видел значение трудов св. Григория Паламы для православного богословия в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях… подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви». Защищал эти труды от критики со стороны некоторых католических учёных.

http://lib.cerkov.ru/authors/353

АНТУАН ВЕНГЕР. РИМ И МОСКВА. 1900 - 1950. Глава II. ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     Смотри также: Ватикан и новое советское государство. Тайные епископы и их посвящения. Часть 1. Тайные епископы и их посвящения. Часть 2. АНТУАН ВЕНГЕР. РИМ И МОСКВА. 1900 - 1950.   ОТ ПЕРЕВОДЧИКА > >   Из предисловия 21 апреля 1926 года во французской церкви св. Людовика в Москве, напротив штаб-квартиры ГПУ на Лубянке, при закрытых дверях, в присутствии двух свидетелей произошла епископская хиротония. Ее совершил монсеньор Д’Эрбиньи, иезуит, тайно рукоположенный во епископы 29 марта того же года монсеньором Пачелли, будущим Пием XII, в папской резиденции в Берлине. Посвящаемым был отец Пий Невё, ассумпционист, кюре из Макеевки в Донецкой области, приехавший в Россию как священник братства “Добрый пастырь” в Санкт-Петербурге. Посвящение, имевшее целью ввести в России тайную иерархию, было задумано Пием XI и кардиналом Гаспарри: после изгнания монсеньора Цепляка в 1924 году около двух миллионов католиков в России остались без епископа . Это событие, секретное и таинственное, переросло в легенду и часто рассказывалось со множеством неточностей по причине недоступности источников даже для специалистов. Нам повезло больше, и мы смогли ознакомиться со всеми документами этой необычной истории и выявить всю ее подноготную. Ее начало восходит к 1900 году, когда ассумпционисты, воплощая мечту основателя движения, отца Д’Альзона, проникли в Россию. Я имел возможность ознакомиться с тремя неизученными архивами: архив главной курии (curie généralice) отцов-ассумпционистов в Риме, исключительно богатый; фонд Д’Эрбиньи в Национальной библиотеке и архивы Кэ д’Орсэй . Париж — Рим, 31 декабря 1985 года Глава II. Руссо-католики в Санкт-Петербурге Необычность деятельности отцов Буа и Борена в Санкт-Петербурге состояла в создании группы руссо-католиков. Русских, то есть совершенно православных, следующих восточному обряду в его чистоте, проповедующих на русском языке и ощущающих себя частью православной России, верными слугами государя. Католиков, поскольку при этом они находились в полном евхаристическом общении с Римским папой, в котором видели преемника апостола Петра, главу Вселенской Церкви, и исповедывали католические догматы: такие, как Filioque и непорочное зачатие Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/archiv/rome_msk.ht...

В Брюсселе почтили память архиепископа Василия (Кривошеина) 8 ноября 2005 г. 11:51 4 ноября 2005 года в Брюсселе состоялась конференция в память 20-летия преставления архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985). День памяти начался с панихиды на церковнославянском, французском и нидерландском языках в Свято-Никольском соборе, которую совершил архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон — преемник владыки Василия. Архиепископу сослужили шесть священников и диакон. Среди молящихся находились митрополит Бельгийский Пантелеимон (Вселенский Константинопольский Патриархат), члены семьи Кривошеиных, прихожане и друзья из других христианских общин. Заупокойное богослужение завершилось приемом в приходском доме. В тот же день в Российском центре науки и культуры в Брюсселе прошла конференция, посвященная жизни и научно-богословской деятельности приснопамятного архиепископа Василия. На конференции, под председательством архиепископа Симона, выступили священник Сергий Модель, епископ Венский и Австрийский Иларион, аббат Антоний Ламбрехтс, проф. Ян Гротерс и Никита Кривошеин. Отец Сергий Модель, секретарь епархии Московского Патриархата в Бельгии, напомнил о биографической канве покойного архиерея: студент-патриот, эмигрант, а затем монах Афонской горы в течение 22 лет, известный богослов, наконец епископ бельгийской епархии Московского Патриархата в течение 25 лет, владыка Василий сумел сочетать верность церковным властям своей Матери-Церкви с противостоянием советской власти. Епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе, рассказал о выдающемся вкладе архиепископа в православное богословие, прежде всего, в патрологию. Речь идет о его труде в изучении творений святителя Григория Паламы и преподобного Симеона Нового Богослова. В ту эпоху они были малоизвестны общественности, в том числе и православной. Немало времени он посвятил и изучению писаний великих отцов — преподобного Макария и святителя Василия Кесарийского.

http://patriarchia.ru/db/text/56329.html

Писатель Николай Минх Я хочу рассказать всем о прекрасном и незаслуженно забытом русском прозаике – Николае Алексеевиче Минхе (1900–1985). Он родился в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Саратове. И когда мы читаем его рассказы, перед нами предстает дореволюционный, исторический Саратов – яркий самобытный город, богатый своей историей, традициями и удивительными людьми, умевшими работать, творить и радоваться. Герои Минха на самом деле, без высоких слов любят свой город, свою великую реку и всю окружающую природу: леса, луга и холмы правого берега Волги, бескрайние степи левого… Мир Минха – это мир птицеловов, рыбаков, охотников, голубятников, перепелятников, заядлых собачников и лошадников; мир тружеников, мастеров и художников своего дела. Читая рассказы этого писателя, мы видим происходящее когда-то глазами ребенка, когда-то – взрослого, а когда-то – старика, но сохранившего детское, свежее восприятие мира, бесконечное удивление его красоте и богатству, сердечную нежность ко всему живому. Монолог старого птицелова из рассказа «Полевые овсянки»: «На мое разумение, полевая овсяночка самую большую силу на человеческое сердце имеет. Я понимаю, какой-нибудь соловей, за которого любитель деньги кидком кидает, свою цену имеет. Гремит он, как Еруслан. Ровно разбойник в лесу свищет. Иль взять, к примеру, черношляпку. Та свои коленца с такой ясностью выводит – солнечный денек ей позавидует. А сама какая аккуратненькая! А? Светленькая, как дымок, а на головке черная шляпка. Ну прямо, скажи, барышня в праздник на улицу погулять вышла. Иной от перепелов с ума сходит. Вон Золин, Николай Ликсеич. Даром без ног – паралич его разбил, – а милей густого перепела у него и на свете ничего нет. Жаворонков есть какие любят. Всяким свисткам их обучают. Это тоже охота. Да мало ли каких еще птиц на свете водится! Но полевая овсяночка, скажу вам, совсем особь статья! Эта просто всем взяла. Стройненькая, тельце чуть длинненькое, хвостик – перышко к перышку пригнано, сверху потемней, снизу посветлей, сама коричвенькая с нежными разводами к краешкам перышков. А глазки какие? Умненькие, с бланжевым пушком. Окаемочку имеют – вроде ресничек. Посмотришь на нее – и какое-то радование внутри тебя начинается. Такая она трогательная. А напоет – ну ровно серебро рассыпет. Голосок ясный, нежный…»

http://pravoslavie.ru/143181.html

«Сегодня вновь нужно позвать Кривошеина» Почему же сегодня впору опять «позвать Кривошеина»? Никита Кривошеин ответил на этот вопрос кратко, вспомнив жизненный девиз своего дяди, актуальность которого очевидна всегда: «Правду, одну правду, всю правду». 22 февраля, 2012 Почему же сегодня впору опять «позвать Кривошеина»? Никита Кривошеин ответил на этот вопрос кратко, вспомнив жизненный девиз своего дяди, актуальность которого очевидна всегда: «Правду, одну правду, всю правду». Презентация сборника богословских трудов архиепископа Василия (Кривошеина) состоялась в Москве Накануне отречения император Николай II, будучи в тяжелейшем состоянии духа, обратился к своим приближенным с полувопросом: «Кажется, нужно позвать Кривошеина?» Он имел в виду человека, на которого всегда можно было положиться, — знаменитого государственного деятеля, министра земледелия и землеустроения Александра Васильевича Кривошеина. Один из его сыновей стал выдающимся православным богословом ХХ в., архиепископом Брюссельским и Бельгийским Василием (Кривошеиным). «Сегодня, кажется, нужно вновь позвать Кривошеина», — это о нем говорится во введении к новой книге, которая была представлена 20 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». Книгу архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) (1900-1985) «Богословские труды» («Христианская библиотека», Нижний Новгород, 2011) представляли близкие люди автора: его единственный племянник Никита Игоревич Кривошеин — русский переводчик и писатель, общественный и политический деятель русской эмиграции, кавалер ордена святого Даниила III степени; его супруга Ксения Игоревна Кривошеина — публицист, художник, исследователь наследия св. матери Марии (Скобцовой), а также издатель Андрей Стариченков, художник Ирина Затуловская, дизайнер книги Борис Трофимов и главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова. Составитель, автор историко-биографических вступлений, которые сами по себе являются важным вкладом в историю не только духовного пути архиепископа Василия, но и всей православной жизни в Европе ХХ в., — диакон Александр Мусин, кандидат богословия, кандидат исторических наук. Как пишет он во введении, выбор материалов для публикации точно отражает основные богословские темы, которым посвящал себя архиепископ Василий: это «сотериология, укоренная в аскетике богопознания, и практически ориентированная экллезиология». Первая — это «ответ на вызов мира сего», вторая тема — «ответ на вызов межхристианского и внутрицерковного диалога». Важно, что «ответы» архиепископа всегда «патристичны», пишет о. Александр Мусин.

http://pravmir.ru/segodnya-vnov-nuzhno-p...

Сотни расшифрованных страниц: «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах» Этот проект поистине должен приоткрыть завесу над неизвестными страницами истории Святой Горы 20 января, 2015 Этот проект поистине должен приоткрыть завесу над неизвестными страницами истории Святой Горы Афон готовится к юбилею 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который намечен на 2016 год. К этой дате приурочено окончательное издание, не имеющее аналогов, –  25-ти томная серия «Русский Афон XIX-XX веков» . Этот проект поистине должен приоткрыть завесу над неизвестными страницами истории Святой Горы. Настоящей «кузницей кадров» ученых монахов на протяжении нескольких веков был Пантелеимонов монастырь на Афоне. Но трагические события XIX-XX веков низвели и практически уничтожили эту традицию. Одним из последних «ученых монахов», проживших в этом монастыре, был монах Василий (Кривошеин) 1900-1985. Офицер, ученый, богослов, монах, архиепископ – вся жизнь Всеволода Александровича Кривошеина, ставшего владыкой Василием, сама по себе чрезвычайно интересна. События ХХ века – революции, войны, геополитические противостояния, борьба идеологий, порой открытая, а зачастую «подковерная» – крутили и несли его в своей воронке так, что порой Божье присутствие и заступничество становились настолько очевидными, что его собственные слова по отношению в себе — « спасенный Богом!» – воистину провидческие. XV том, который только что вышел из печати, это «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах». В него вошли до сих пор не известные редкие материалы из архивного фонда Свято-Пантелеимонова монастыря. Только лишь для небольшого представления читателей и исследователей привожу здесь отрывки из двух писем богослова А.В. КАРТАШОВА (1875-1960), одного из основателей Св.Сергиевского Богословского Института в Париже. Письма А.В. КАРТАШОВА монаху Василию на Афон: 25/12 июля, 1939 г., Рим   Дорогой отец Василий. Получил вчера Вашу открытку от 6/19 июня. Сам я был в отпуске и вернулся в Рим 20 сего месяца. Я действительно хотел подробно ответить Вам на ваше письмо от 17/30 марта; но до сего времени не собрался не столько из-за лени, сколько из-за отсутствия мыслей и всяческого вдохновения. Вы спрашиваете о моем мнении о новом Папе (Пии XII) и о Солоневиче ( трудно, я думаю встретить двух лиц более противоположных по духовному внешнему облику).

http://pravmir.ru/sotni-rasshifrovannyih...

архиепископ Василий (Кривошеин) (30.06.1900–22.09.1985) Догматическое богословие История Древней Церкви Каноническое право Литургика Нравственное богословие Проповеди Сравнительное богословие Воспоминания Патрология Письма Собрание сочинений архиепископ Василий (Кривошеин) Архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Учёный-патролог. Биография Родился 17/30 июня 1900 года в Петербурге в семье министра земледелия. В 1916 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. В 1917 году продолжил образование в Московском университете. В годы гражданской войны уехал на юг, чтобы воевать в Белой Армии. В конце 1919 г. выехал из Новороссийска в Каир. С 1920 года жил в Париже. Завершил образование в Париже на филологическом факультете Сорбонны в 1921 году. В 1924-25 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении. В ноябре 1925 года Всеволод Александрович отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. В том же году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он был принят в братство Пантелеимонова монастыря в качестве послушника. 24 марта 1926 года в праздник Благовещения был пострижен в рясофор с именем Валентин, а год спустя 5 марта - в мантию с именем Василий. С 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря, как владеющий греческим языком. В 1937 году избран " соборным старцем " , т.е. членом монастырского собора. В 1942-45 гг. он был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте св. Горы, а в 1944-45 гг. еще и членом Эпистасии (административного органа Афона). В течение 22-х лет он жил на Афоне. За это время он написал и опубликовал ряд работ, посвященных аскетическому учению и богословию св. Григория Паламы. В сентябре 1947 года о. Василий вынужден был уехать с Афона в Англию. С февраля 1951 года поселился в Оксфорде (Англия), где (до 1955 года) участвовал в подготовке издаваемого Оксфордским университетом под редакцией проф. Лэмпа Богословского словаря греческого патристического языка. Здесь же в Оксфорде 21 мая 1951 года епископом Далматинским Иринеем (Сербский Патриархат) с согласия игумена Пантелеимонова монастыря рукоположен во иеродиакона, а 22 мая - во иеромонаха к домовому храму св. Николая, обслуживающего православных разных национальностей. Служил он в качестве помощника настоятеля - архм. Николая (Гиббза). С 1951 года в юрисдикции Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Солертовский Александр Васильевич, протоиерей Журнал Московской Патриархии. 1985. 4. С. 25 Родился 12 сентября 1900 г. во Владимире в семье священника. В 1918 г. Окончил Владимирскую духовную семинарию. Был учеником святителя Афанасия. В 1920 г. рукоположен во диакона, затем – во пресвитера, служил настоятелем Вознесенского храма во Владимире. После переезда в Москву был настоятелем храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной. В 1942–1943 гг. – на фронте, был ранен, остался инвалидом. После возвращения в Москву совершал пастырское служение в храмах Московской епархии, с 1953 г. был настоятелем Тихвинского храма в Москве. Скончался 4 октября 1984 г. 1. 7 июня 1956 г. 7/VI–56 г. Ваше Преосвященство Милостивый, добрый наш Владыко! Благословите! Дерзаю к Вам сим моим письмом, утруждая Вас. Малую часть Ваших поручений я исполнил. Вы желали видеть Владыку митрополита Нестора до его отъезда в Одессу. Наутро же по возвращении от Вас Святейший Владыко не только благословил Ваше посещение, но и возрадовался и повелел мне срочно телеграфировать Вам день отъезда Владыки митрополита, дабы Вы, если это Вам будет удобно, поспешили бы своим посещением отъезжающего Владыки митрополита, ибо оставалось несколько дней до его отъезда и билет на самолет был уже готов. Насчет обратного транспорта Вы были бы обеспечены. Владыка митрополит Нестор на самолете благополучно прибыл в Одессу в резиденцию Святейшего Патриарха – в Успенский Монастырь близ Одессы. Он прислал мне такое доброе, отеческое письмо и даже фотокарточку с памятной надписью. В письме он еще раз вспоминает Милость Божию, ему дарованную, как он признает, по Вашим св[ятым] молитвам. Не осуждайте меня за эти строки, ибо я только передаю Вам то, что исповедует Владыка митрополит Нестор. Я обязан был выслать это письмо значительно раньше, но Святейший Владыка благословил меня послушанием сопроводить архимандрита Арсения 703 , настоятеля всех православных храмов в Австрии, находящихся в юрисдикции Московской Патриархии. Исполняя это послушание, я сопутствовал о[тцу] архимандриту 13 дней. Вот по этой причине я и оказался нерадивцем пред Вашей Святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf KRIVOCHEINE, BASIL (VSEVOLOD) KRIVOCHEINE, BASIL (VSEVOLOD), Archbishop of Brussels and Belgium (30 July 1900–22 September 1985). Son of a distinguished statesman, Vsevolod studied history and philology at the universities of Petrograd and Moscow, completed his higher studies in Paris, where he was awarded the licence es lettres degree from the Sorbonne in 1921, and became a student at the St. Sergius Orthodox Theological Institute (q.v.) in 1925. He departed to become a monk in St. Panteleimon Monastery on Mt. Athos (q.v.), taking the name Basil, and remaining there for twenty-two years, spending much of his time pursuing patristic (q.v.) studies. Having become proficient in Greek, he was for some time the monastery’s Greek correspondence secretary. In 1937 he became a member of the monastery’s monastic council, and from 1942 to 1945 he represented the monastery at the sessions of the Holy Community in Karyes. Due to collaborationist charges from World War II, he was condemned by a Greek court, expelled from Athos, and confined in a camp on Makronisos. In 1951, following his release, he went to England to work on the Patristic Greek Lexicon at Oxford University. At Oxford on 21–22 May 1951, he was ordained deacon and assistant priest of the Russian Orthodox Church of the Annunciation (Moscow Patriarchate). On 14 June 1959 in London he was consecrated titular Bishop of Volokolamsk and auxiliary to the Moscow Patriarchal Exarchate of Western Europe. On 31 May 1960 he was nominated Bishop of Brussels and Belgium, and became archbishop on 21 July. He has represented the Moscow Patriarchate in pan-Orthodox discussions at Rhodes (1961, 1963, 1964), Belgrade (1966), and Chambesy (1968). He is author of In the Light of Christ: Saint Symeon, the New Theologian (Eng. trans., 1986). Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗЕЛОН [греч. Βαζελν], Патриарший ставропигиальный мон-рь во имя Иоанна Предтечи; назывался также императорским как одна из наиболее известных обителей в Византийской и позднее Трапезундской империи. По преданию, основан ок. 270 г. Расположен в Юж. Причерноморье в 48 км к юго-западу от Трапезунда (совр. Трабзон), в лесу, на горе, на высоте ок. 1200 м над уровнем моря. Его название происходит от древнего названия горы Завулон (Ζαβουλν, в память Завулона, сына ветхозаветного патриарха Иакова). В VI в. подвергся нападению персов и был разрушен, затем отстроен при имп. Юстиниане I у подножия труднодоступной скалы вокруг св. пещеры. Сохранились часовня скита во имя прор. Илии кон. XIII-XIV в. с фресками кон. XVII в., развалины келий и монастырских построек кон. XIX в. В. обладал значительными земельными владениями в обл. Мацука. Большие дарения мон-рю были сделаны трапезундскими императорами, особенно Алексеем III и Мануилом III . В.- один из немногих мон-рей Понта, действовавших и пользовавшихся налоговыми привилегиями в Османской империи с 1461 г. Получал значительные пожертвования от рус. царей и императоров, особенно от Иоанна V и Петра I Алексеевичей, а также от Александра I . В 1742 г. ему были назначены регулярные выплаты из рус. казны, по 175 р. каждые 5 лет. В. был закрыт и пришел в запустение после первой мировой войны. В б-ке мон-ря сохранились копийные книги (кодики) его грамот - т. н. Вазелонские акты XIII-XVIII вв., содержащие имп. хрисовулы, земельные описи, завещания, дарственные, др. ценнейший материал по истории землевладения, просопографии духовной и социальной жизни Византии. Ист.: Успенский Ф. И. , Бенешевич В. Н. Вазелонские акты: Мат-лы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии XIII-XV вв. Л., 1927. Лит.: Κυριακδης Ε. Περ τς κατ τν Τραπεζοντα ερς μονς το τιμου Προδρμου κα Βαπτιστο Ιωννου το Βαζελνος//Ελληνικς Θιλολογικς Σλλογος. 1900. Τ. 27. Σ. 358-369; Χρσανθος (Θιλιππδης), μητρ. Τραπεζοντος. Η Εκκλησα Τραπεζοντος // ΑΠ. 1933, 1973r. T. 4/5. σ. 484-499; Janin. Églises et monastères. P., 1975. P. 283-286; Bryer A. , Winfield D. 19th Century Monuments in the City and Vilayet of Trebizond: Architectural and Hist. Notes//ΑΠ. 1970. T. 30. σ. 289-300; idem. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. 2 vol. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153841.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010