3 Кунцевич Г. З. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491–1563). СПб., 1900. Этот памятник был нами переопубликован: Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 87–95; Он же. Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563)//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 201–208. 4 Кунцевич Г. З. Сказание о последних днях жизни Митрополита Макария (15 сент. — 31 дек. 1563). СПб., 1911. 5 Игумен Макарий. IIobecmь o кончине Всероссийского Митрополита Макария//Wissenschaftliche Zeitschrift. Martin-Luther-Universitat. Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. Halle, 1985. Bd. 34. G. H. 3. S. 74–93; Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1482–1653). М., 1996. С. 84–98; Макарий митрополит Московский и всея Руси. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 561–567. 6 Goltz Hermann, Makari Abt (Weretennikow). Unvergessener Lehrer des Glaubens in bischoflichen Amt. Die letzten Tage und Taten des Twerer Bischofs Akaki//SdO. 1985. 9. S. 8–11, 48; Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков//ЖМП. 1986. 11. С. 72–75; Архимандрит Макарий. Епископ Тверской и Кашинский Акакий — подвижник XVI века//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. М., 1994. С. 349–355; Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. С. 96–102. 7 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 552–564; ПСРЛ. Т. 4. М., 2000. С. 552–564; Памятники литературы Древней Руси. Сер. XVI века. М., 1985. С. 18–47; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000. С. 20–47. 8 Морозов С. А. Повесть о смерти Василия III и русские летописи//История и практика источниковедения и археография отечественной истории. М., 1978. С. 61–77; Он же. Опыт литературоведческого анализа “Повести о болезни и смерти Василия III”//Вопросы источниковедения и историографии истории досоветского периода. М., 1979. С. 88–98; Лурье Я. С. Повесть о смерти Василия III//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая пол. XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 277–279.

http://pravmir.ru/starets-misail-sukin/

Как уже упоминалось выше, центральным храмом благочиния была Никольская церковь с. Маслянино. История сохранила нам некоторые сведения об этом храме. Деревянная однопрестольная церковь была построена в 1896 г. Закладка церкви последовала 22 мая 1896 г., а уже 8 декабря того же года состоялось освящение храма. При строительстве храма использовался план 9 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селах»; многие из этих планов были утверждены императором Александром III. Приход Никольской церкви составляли: с. Маслянинское, Барнаульского уезда и деревни: Буркова, Петушиха, Пайвина, Пенькова, Дресвянка, Мамонова, Чупина. К 1914 году в составе прихода произошли изменения: деревня Буркова отошла к другому приходу, и добавились деревни: Солоряева, Елбанская, Серебренникова, Изырак, Хутора, Каменный Изырак и Чупина, а также село Суенгинское. Это не могло не отразиться на количестве прихожан. В 1911 г. их было 9584 человека; также на территории прихода проживало 804 человека старообрядцев, а к 1914 г. их число возросло до 10190 человек. Богослужения в храме совершали: два священника и два псаломщика. Священниками в храме были: Василий Туберовский, Сергий Краснов (с 1892 г.), Евгений Смирнов (1910-1922гг.), Василий Екшибаров (с 1908 г.). Псаломщики: Димитрий Конусов (с 1890 г.), Алексий Никольский (с 1900 г.), Иоанн Бальва (с 1900 г.). Наиболее полные биографические сведения удалось собрать о священнике Василии Екшибарове. (Статья называется «Духовенство новосибирской епархии до 1937 г. Священник Василий Екшибаров». – прим. авт.). На территории прихода Никольской церкви располагались следующие учебные заведения: церковная школа грамоты в с. Маслянинском, деревнях Дресвянке и Чупиной, а также училища гражданского ведомства в с. Маслянинском (открыто в 1872 г.) и в деревне Бурковой (открыто в 1903 г.). После закрытия церкви в разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1985 году в посёлке была создана небольшая православная община.

http://sobory.ru/article/?object=19342

The archaeological restoration of the Tsarevets Hill Fortress began in 1930 and was completed in 1981, the year that was celebrated, now somewhat questionably, as the 1300th anniversary since thefounding of the Bulgarian state. Tourists visiting Tsarevets can view the so called “Sound and Light” audiovisual show, an attraction using lasers and music to tell the story of the medieval Bulgarian Empire as well as Bulgaria’s fight for freedom against the Ottoman Empire, and the story ofBulgaria’s National Liberation. It was first launched in 1985 for the 800th anniversary since theUprising of Asen and Petar. The Tsarevets Fortress was granted a protected status by the Bulgarian government for the first time in 1927, and in 1964 it was declared a “monument of culture of national importance”. The Trapesitsa Hill is one of two main fortified historic hills in the medieval city of Tarnovgrad, today’s Veliko Tarnovo , in Central Northern Bulgaria, the capital of the Second Bulgarian Empirebetween 1185 and 1396 AD. Together with the Tsarevets Hill, Trapesitsa was one of the two fortressesof the inner city acropolis of Tarnovgrad (Veliko Tarnovo). The Trapesitsa Hill is a natural fortress on the right bank of the Yantra River, and is surrounded by it on three sides. It is located northwest of the Tsarevets Hill. The Trapesitsa Fortress had four gates, the main one being its southern gate, which was also connected with the Tsarevets Fortress with a bridge across the Yantra River. There are two hypotheses about Trapesitsa’s name. The first one is that it comes from the Bulgarian word “trapeza” meaning a “table” or “repast”, possibly referring to the receptions of the medieval Bulgarian Tsars; the second hypothesis is that the word comes from “trapezium” because the hill is in fact is a trapezoidal plateau. The first archaeological excavations on the Trapesitsa Hill Fortress in Bulgaria’s Veliko Tarnovobetween 1884 and 1900 revealed the foundations of 17 medieval Bulgarian churches with fragments of rich murals, colorful mosaics, and beautiful floor tiles. The documented artifacts discovered there include crosses, necklaces, coins, rings, earrings, vessels. The churches on Trapesitsa were richlydecorated with various architectural forms such as pilasters, niches, blind arches, colored slabs,among others.

http://pravoslavie.ru/81501.html

В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» содержатся такие сведения: «…церковь однопрестольная в честь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная. Церковно-приходское попечительство с 1900 г. Земская школа. Школа грамоты в деревне Соколова (31 мальчик и 10 девочек). Школа грамоты в деревне Широкая (24 мальчика и 13 девочек). Количество дворов в приходе – 305. Количество прихожан – 1223 мужского пола и 1191 – женского. Наличный состав причта: священник Евгений Иаоннович Вартминский (58 лет); псаломщик в сане диакона Георгий Мефодиевич Тараскин (45 лет); вдова пономаря Евдокия Терентьевна Шараева (61 год); церковный староста крестьянин Иоаким Феодорович Губа (49 лет)». В 30-е г.г. XX столетия «воинствующего атеизма» храм был закрыт. После Великой Отечественной войны богослужения возобновились. Один из самых древних храмов оставался действующим до так называемых «хрущевских гонений». В 1981 г. сельсовет принял решение уничтожить 200-летний храм. С огромным трудом, но безбожникам удалось разрушить ее деревянную часть: два бульдозера превращали в развалины стены из крепких, мастерски соединенных бревен. Наверное, именно отсюда и пошло выражение – «бульдозерный атеизм». Гранитный цоколь и фундамент остался целым. Долгое время фундамент разрушенной святыни оставался немым укором бестолковым потомкам славных предков. В 1985 г. на части фундамента был построен дом для престарелых учителей, затем строение было приспособлено под АТС. Начало возрождения религиозной жизни в селе Новоселовка началось в конце XX столетия - в 1996 г. была зарегистрирована православная община в честь святого Архангела Гавриила. Первым настоятелем возрожденного прихода стал игумен Никодим (Титов). Со второй половины 2000 г. активизировалась работа по ремонту и благоустройству временного храма, была приобретена необходимая церковная утварь и богослужебная литература. Настоятелем прихода на тот момент уже был иеромонах Борис (Журавель) – внук последнего настоятеля разрушенного храма. 16 июля 2005 г. по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея в память о древнем храме в селе начато строительство нового храма – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Фундаторами возрождения поруганной святыни стали президент корпорации «Агро-Овен» Виктор Петрович Заворотний и его супруга Людмила Николаевна Заворотняя. Главный архитектор проекта – Александр Тимофеевич Плосконос. В том же 2005 г., 25 ноября, в фундамент строящегося храма была заложена капсула с мощами святых угодников Божиих и первый камень. Чин закладки совершил митрополит Ириней.

http://sobory.ru/article/?object=13279

Единственный полный список Третьего собрания до недавнего времени хранился в библиотеке сирохалдейской церкви в Тегеране (к сожалению, в настоящее время его местонахождение неизвестно). Собрание рукописей данной библиотеки стало известно европейским ученым только начиная с 70-х годов прошлого столетия. Усилиями двух выдающихся исследователей христианского Востока, Бернара Утье и Мишеля ван Эсбрука, большое количество сирийских рукописей было отснято на фотопленку в 1985 г. Помимо этого, почивший халдейский архиепископ Тегерана Йоханнан Иссаи (1914–1999) достаточно благосклонно принимал ученых, заинтересованных в работе с той или иной рукописью. Итак, копия тегеранской рукописи стала доступна ряду ученых еще в 80-х годах. Например, ее использовал Себастьян Брок при подготовке к изданию Второго собрания (один трактат из Второго собрания присутствует в Третьем), а также итальянский специалист по прп. Исааку Паоло Беттиоло, который еще в 1990 г. издал перевод пятого трактата из Третьего собрания. Таким образом, Сабино Кьяла мы обязаны критическим изданием сирийского текста, полным итальянским переводом, а также изучением подлинности собрания. Рукопись под номером 5 библиотеки халдейской церкви в Тегеране была переписана приблизительно в 1900–1903 гг. в деревне Коррана (в совр. иранском Азербайджане) и, по указанию, приводимому в заглавии, содержит «Третье собрание Мар Исаака». Рассматриваемая рукопись включает семнадцать трактатов, три из которых уже известны по Первому (трактаты 22 и 40 в издании Беджана) и Второму (трактат 25) собраниям Исаака. Как было упомянуто выше, помимо тегеранского списка существует еще несколько (восточно- и западносирийских) рукописей, в которых были обнаружены отдельные трактаты Третьего собрания. Данные рукописи гораздо древнее тегеранского списка и датируются IX-XV вв. Обращает на себя внимание тот факт, что один из трактатов новонайденного собрания (под номером 7) был обнаружен в сирохалкидонской рукописи IX в. (известной как Codex syriacus primus). Присутствие текста в данной рукописи является важным свидетельством знакомства с Третьим собранием в православной среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/dv...

Любопытный факт из этой эпохи: иконостас первого в Бельгии православного храма, устроенного княгиней Анной Павловной в Брюсселе в 1816 году, был взят ею при переезде в Гаагу в 1830 году, где он находился в новом православном храме более ста лет до тех пор, пока в 1939 году не был переслан настоятелем Гаагского храма обратно в Бельгию, но уже в Антверпен . К слову, именем одного из прихожан местного русского храма, авиаконструктора Г.В. Иванова, названа улица Жорж Ивановлаан в антверпенском предместье Дерне. В 1935 году брюссельская община РПЦЗ начала строить храм в древнерусском стиле. После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительство возобновилось и завершилось к 1951 году, когда храм во имя праведного Иова Многострадального освятил первый настоятель – святитель Иоанн (Максимович, 1896–1966), трудившийся в 1951–1962 годах на Брюссельской кафедре. Этот храм, воздвигнутый в память царя-мученика государя Николая Александровича, считается самым красивым православным храмом Бельгии. Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр и этапирован в Германию. Был выслан из Брюсселя служивший там о. Андрей Насальский (1899–1955). Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году и лишь девять лет спустя русская община смогла построить здесь новую церковь. После войны возвращается из заключения архиепископ Александр (Немоловский) и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая переходит под омофор Патриарха Московского. В 1950-е годы православное присутствие в Бельгии значительно пополняется за счет эмигрантов из Греции, ввергнутой в нищету из-за гражданской войны. Прибывшие греки открывают более десяти новых приходов по всей территории Бельгии. В 1960 году Бельгийскую кафедру Московского Патриархата вместо почившего владыки Александра занимает епископ Василий (Кривошеин, 1900–1985), бывший афонский монах и известный богослов. По его инициативе были созданы три православные общины, в которых богослужения совершались на французском языке, и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы.

http://pravoslavie.ru/4137.html

Молитва за власть и общение с ее представителями в сталинское время не означала принятие Церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни. Только один тот факт, что Церковь проповедовала религиозный взгляд на жизнь в то время, когда везде насаждался материализм и одна идеология, означал ее непримиримость с мировоззрением существовавшего режима. В душе многие иерархи, духовенство и миряне противились безбожному режиму, мечтали о возрождении Святой Руси. Приведу слова архиепископа Василия (Кривошеина) (1900–1985). Проезжая как-то мимо кремлевских соборов, его племянник обратил внимание на их красоту. Владыка Василий в ответ сказал: " Да, это очень красиво, но наступит день, и нужно будет эти храмы переосвящать " . И такие дни, слава Богу, наступили. Основанная Самим Господом Церковь призвана менять мир с помощью силы любви. Помня слова о том, что Бог хочет всем спастись (1 Тим 2. 4), Церковь вступала и вступает в диалог с различными властями и людьми с надеждой на их обращение к Богу. Именно поэтому апостол Павел писал апостолу Тимофею: " Так вот, прежде всего увещаю возносить мольбы, молитвы, ходатайства и благодарения за людей всякого рода, за царей и всех занимающих высокое положение, чтобы нам и впредь вести спокойную и тихую жизнь в полной преданности Богу и серьёзности. Это хорошо и угодно в глазах нашего Спасителя Бога. Правда, что никто не может спастись сам, но правда также, что Бог хочет, чтобы все спаслись (1 Тим 2, 1-4). Безусловно, значительные изменения государственной политики в области религии произошли в 1943 году. Напомню, что этому изменению в политике Сталина предшествовали вполне определенные события – нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Была оккупирована значительная часть территории страны, в том числе и области, на которых подчас была полностью ликвидирована вся религиозная жизнь. В целом к моменту нападения Германии на Советский Союз на территории нашей страны, в границах до 1939 года, оставались действующими не более 300 храмов, было четыре правящих епископа и не более 500 нерепрессированных священнослужителей.

http://religare.ru/2_75405_1_21.html

Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что “всегда молится и призывает благословение на всех Глинских”, и сам просил их молитв» 183 . Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел. И уже на закате своей жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского . Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении тридцати пяти лет. 4 Католикос-Патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе; 1876–1960) родился в Тифлисской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Михаилом. Его отец, будучи человеком небогатым, стремился, однако, дать своим детям образование. Когда Михаилу исполнилось девять лет, он был отдан в Духовное училище, а затем продолжил свое образование в Тифлисской Духовной семинарии и Казанской Духовной Академии, которую окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Еще в период обучения в Академии будущий Патриарх занимался математикой, причем сохранил любовь к точным наукам и в последующие годы. По завершении образования Михаил какое-то время работал преподавателем в духовных школах. Затем, в 1915 г., принял священство и служил в Подольской епархии, а позднее, когда Грузинская Церковь восстановила свою автокефалию, возвратился на родину. Овдовев, отец Михаил в 1925 г. принял монашество с именем Мелхиседек и в том же году был хиротонисан во епископа. С 1943 г. он – митрополит Урбнисский, а с 1952 по 1960 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии. 5 Католикос-Патриарх Калистрат (Цинцадзе; 1866–1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном училище, затем – в Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии. Окончил Академию в 1892 г. со званием кандидата богословия, годом позднее был рукоположен в сан священника и в течение тридцати двух лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Калистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. После смерти жены он принял монашество и в 1925 г. был возведен в сан епископа. С 1932 по 1952 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

См., например: Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985. С. 178–179. Подробнее см.: Семячко С. А., Печников М. В., Петрова Т. Г. Дионисий Глушицкий: Источники. Биография. Почитание. Иконография//Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 249–256. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 133–134; Савваитов П. И. Описание Успенской Семигородней пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. Вологда, 1870. С. 4. Данные письменных источников подтверждаются археологическими изысканиями. На месте разрушенного Свято-Лукского монастыря, возрожденного в 1393 г. Дионисием Глушицким, обнаружено селище с круговой керамикой XII–XIV вв. ( Адаменко О. Н. Бохтюжское княжество (по результатам историко-археологических исследований)//Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия/Гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2007. С. 142–150; она же. К вопросу о столице Бохтюжского княжества//Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вып. 9. Вологда, 2001. С. 53–59). См. содержательные статьи о монастырях, основанных прп. Дионисием, в «Православной энциклопедии»: Шамина И. Н. Глушицкий Сосновецкий во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 615–617; Кочетов Д. Б., Шамина И. Н. Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь//Там же. С. 612–615. Амвросий (Орнатский), архим.История российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 699. Материалы, собранные митрополитом Евгением (Болховитиновым), были опубликованы архимандритом Амвросием в «Истории российской иерархии» (Копия 1811 г. с рукописи митрополита Евгения (Болховитинова) хранится в Отделе рукописей РНБ: ф. 550, F. XVII, 56. В ней на л. 112 об. есть примечание: «Сие описание сочинено в 1809 [г.], но после поправлено и умножено и по статьям все гораздо полнее и исправнее напечатано в “Истории российской иерархии” в словаре епархиальных монастырей»); Суворов Н. И. Глушицкий монастырь Вологодской епархии. Вологда, 1876. С. 3–4; Лебедев В. К. Пятисотлетие Дионисиево-Глушицких монастырей Вологодской губернии//Вологодский епархиальные ведомости. 1900. С. 2–7.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Через пятьдесят лет владыка Митрофан, тогда еще архимандрит, пришел в храм и рассказал эту историю отцу Василию. Тот попросил написать книгу о судьбе иконы, но книга была написана уже после кончины отца Василия. Прихожанка храма Валентина Балабанова рассказала об истории Серафимовского кладбища и о примечательных захоронениях, особенно о священнослужителях, похороненных на кладбище. 28 мая 1905 года состоялось первое захоронение. Серафимовское кладбище поначалу называли " кладбищем новодеревенской бедноты " . В Первую мировую там стали хоронить павших воинов. В годы блокады оно стало местом массовых захоронений. Поскольку обессиленные сотрудники похоронных команд не могли копать мерзлую землю, проводились взрывы, и в образовавшихся траншеях хоронили умерших. Родственникам сообщали номер траншеи. После войны здесь нашли последний приют многие деятели науки и культуры. Появились захоронения героически погибших воинов, моряков, пожарных. На Серафимовском кладбище похоронены многие священники. Большинство - рядом с храмом. Некоторые могилы ухожены, а на некоторых невозможно прочитать надпись. На Березовой дорожке похоронены более сорока сестер Иоанновского монастыря, некоторые - еще до революции. Здесь похоронены клирики и настоятели храма, в том числе уже упомянутые протоиереи Павел Пашский, Николай Ломакин, Владимир Лютик. Почитается верующими могила архиепископа Василия (Кривошеина; 1900-1985); в книге Александра Солженицына " Красное колесо " написано об этой семье. Здесь похоронен протоиерей Борис Тихонравов (1914-1988), который и в Серафимовском, и в Смоленском храме служил вместе с протоиереем Михаилом Гундяевым. А вот протоиерей Косьма Раина (1898-1971), могила которого находится прямо за алтарем храма, никогда здесь не служил: он служил в Белоруссии, во время войны чудом избежал расстрела, примкнул к партизанам. Жил он в Ольгине, с женой и дочерью-врачом, а похоронен на Серафимовском кладбище рядом с храмом, поскольку его сын служил здесь старостой. Было принято решение разыскать все могилы священников, заброшенные захоронения привести в порядок.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010