Протоиерей Филарет Александрович Сергиевский 278 , экстраординарный и потом ординарный профессор нравственного и пастырского богословия, один из довольно близких родственников митрополита Филарета, считался очень основательным и серьезным профессором. Был сдержанного, молчаливого характера. В сущности, он очень походил на своего родного брата, Н. А. Сергиевского († попечитель Виленского учебного округа), упомянутого выше, но, благодаря среде, его характер не мог отлиться в бюрократическую форму, и он остался добрым, покладистым коллегой, не лишенным общительности и до известной степени сердечности, не прочь был участвовать в разных развлечениях. Александр Федорович Лавров-Платонов (в монашестве Алексий; † архиепископ Литовский) 279 , бакалавр, а с 1864 г. – экстраординарный профессор церковного законоведения, глубокий знаток своего предмета, самый выдающийся наш канонист, представлял по виду довольно могучую, внушительную фигуру, в которой обитала очень кроткая, добрая душа. Характера был скромного, тихого, приветливого, общительного и вообще симпатичного 280 . В семейной его обстановке, при приветливости его супруги М.Н., чувствовалось легко и хорошо. Был он и в ту пору очень религиозен, неуклонно посещая все богослужения и, кажется, почти один только из всей корпорации произносил в мое время, раз или два в году, проповеди в трапезной лаврской церкви (там тогда, за неимением собственной академической церкви, совершалось богослужение академическим духовенством), по назначению академического начальства. Прежде обязаны были проповедовать все академические наставники, да и в мое время назначались проповеди всем, но никем почти они не представлялись. Раз, как преподаватель церковного красноречия, я счел долгом представить о. ректору назначенную мне проповедь, но не произносил ее за богослужением. Кроме А.Ф. Л., помнится, проповедовал еще Дм. Ф. Голубинский . Дмитрий Федорович Голубинский 281 , сын знаменитого философа протоиерея Ф.А. Голубинского, бакалавр, а потом, с 1864 г., – ординарный профессор физики, был поистине человек не от мира сего, страстно любил свой предмет, подобно петербургскому своему коллеге (профессору Н. И. Глориантову ), и был еще более его чудаковатый. Был очень любим студентами, хотя они нередко подтрунивали над ним, и среди них ходило много рассказов об его чудачествах, в особенности на экзаменах. Жил на особой квартире со своей старой тетушкой. Был очень религиозен и отличался еще благотворительностью к бедным. Несколько раз в году (кажется, в дни памяти родителя и в его именины) собирались у него толпы нищих, которых он оделял подаянием. В отношении к сослуживцам был весьма приветлив и предупредителен, хотя держался от них в стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В приходах, в которых учреждение Попечительств из нескольких выборных членов оказалось бы неприменимым к делу, обязанности Попечительства могут быть возлагаемы, с утверждения Епархиального Преосвященного, на одно лицо, пользующееся особенным уважением в приходе, с предоставлением ему соответственных тому прав и звания Приходского Попечителя. Таковое уполномоченное лицо, соображая свои действия с означенными выше правилами, входит, во всех необходимых случаях, в предварительное соглашение с настоятелем местной церкви. (Ст. 14 там.) Устройство Приходских Попечительств, на основании предложенных статей, предоставлено распоряжению Епархиальных Архиереев, с разрешением приступить к открытию их не одновременно, а постепенно, и по мере удобств и возможности; местным же начальствам и обществам в городах и селениях, равно мировым учреждениям, по сношению с Министрами Внутренних Дел и Государственных Имуществ, поручено оказывать возможное содействие для правильного и успешного хода этого дела. (П. 1. Выс. утв. 2 Августа 1884 г. Мн. Госуд. Сов.) В случае необходимости изменить или дополнить предложенные правила о Приходских Попечительствах, Попечительства эти представляют о том Епархиальным Архиереям, а они, последние испрашивают разрешение установленным порядком. Во всех тех случаях, где нужно содействие или заключение гражданской власти, Преосвященные обязаны входить в сношение с местным Губернским Начальством. (П. 2. Выс. утв. 2 Августа 1864 г. Мн. Госуд. Сов.) Для соглашения круга занятий Приходских церковных Советов, открытых в Приамурском крае и в округах южных поселений и бывших пахотных солдат с правилами положения о Приходских Попечительствах, предоставлено местным Преосвященным, по соглашению с Главным местным начальством, а где открыто особое Губернское Присутствие для обеспечения духовенства, по рассмотрении дела в этом Присутствии, предоставить нужные соображения относительно преобразования тех Советов в Попечительства. (П. 3. там.) Примечание. Существовавшие в Приамурском крае в южных поселениях и в селениях бывших пахотных солдат Новгородского и Старорусского уездов церковные Советы переименованы в Приходские Попечительства, с преобразованием их в отношении состава их, согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 2 Августа 1864 г. Положению о Приходских Попечительствах при православных церквах, и с подчинением их во всех прочих отношениях действию правил этого положения. (28 Января 1868. П. С. 3. 45439. Отч. Обер. Прокур. за 1867 и 1869 г. Дел. Св. Синод. за 1868 г. 4668.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По поводу последних слов, вот что замечает сам покойный С. К. Смирнов при издании писем Филарета к А. В. Горскому: «По словам Владыки, он заметил автору записки, что «хвалить живых рано»; замечание это сделано при чтении следующего места из записки: «Сохрани, Господи, на многие лета нашего славного первосвятителя!» Митрополит, выслушав это, сказал: «славен ли я, судит об этом Бог», и приказал зачеркнуть слово: славного» 45 . Дело в том, что Владыка сам же и присутствовал на юбилее Академии, на котором читалась эта историческая записка. Согласно совету Владыки, С. К. Смирнов несколько сократил последнюю. Первоначально, имев ввиду, к юбилею составить полную историю Академии за 50-летие ее существования, он еще в марте юбилейного года представил митрополиту с этой целью первые три главы истории, но не успел окончить полной истории Академии и ограничился написанной в сжатом виде упомянутой исторической запиской. И вот, святитель Филарет, припоминая как-то, что слышал, читанным ему в марте, так и то, что читано было ему Сергием Константиновичем в сентябре 1864 года, по напечатании Исторической записки, от 5 октября того же года, писал к А. В. Горскому: «Печатная историческая записка об Академии, кажется, много сокращена против рукописи. Правда, что она теперь имеет более правильный вид, нежели, когда была расширена выписками из уроков, частью не довольно занимательными, частью не пропорционально длинными. Не знаю, не можно ли было бы сохранить в ней исторические и философские мысли» 46 . Столь же внимательно отнесся святитель Филарет и к описанию Празднования пятидесятилетия Академии, как то видно из его письма к тому же А. В. Горскому от 25 октября 1864 года 47 . Но не даром «памяти великого святителя Филарета, митрополита Московского», посвящен и последний капитальный, в той же области, труд С. К. Смирнова: «История Московской духовной Академии до ее преобразования (1814 – 1870)». Москва, 1879. В этом труде, едва не на каждой странице встречается имя святителя Филарета, и, так как последнего с конца 1867 года уже не было в живых, то не было препятствий и к тому, чтобы личность и деятельность его по отношению к Академии выставлялась здесь в том свете, в каком она вполне заслуживала быть выставляемой» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

15 декабря 1889 г. в Переславском духовном училище скромно праздновался 25-летний юбилей смотрительской службы смотрителя Переславского духовного училища, протоиерея Александра Ивановича Свирелина. Протоиерей Свирелин – сын диакона из Владимирской губернии – получил образование в Шуйском духовном училище и Владимирской семинарии, в которой он окончил курс в 1850 году с званием студента. Пробыв год по окончании семинарского курса учителем в Муромском духовном училище, он затем 13 лет состоял учителем Переславского училища; кроме того, он состоял с 1858 г. священником Переславской Смоленской церкви. В 1864 г. о. Свирелин выдержал многотрудный искус – сдал экзамен при Московской духовной академии на степень действительного студента академии. Если принять во внимание, что со времени окончания им семинарского курса протекло 14 лет, то нужно заключить, что о. Свирелин отличался силою способностей и энергией самообразования. И действительно, он отличался и до сих пор отличается этими качествами, которые наложили рельефный отпечаток на его смотрительскую службу и на всю его деятельность. – В том же 1864 г. 15 декабря священник Свирелин, бывший учителем IV класса, был назначен исправляющим должность смотрителя Переславского училища 1 . В трудное время принял на себя смотрительскую службу о. Свирелин: как известно, приближалась эпоха преобразования духовно-учебных заведений согласно реформе 1867 года. Эта реформа коснулась Переславского училища в 1869 году, хотя подготовление к ней началось ещё раньше. О. Свирелин напряг все усилия своего ума и энергии на то, чтобы поставить вверенное ему училище на ту высоту, на какой ему следовало стоять сообразно требованиям реформы. В адресе, поднесённом юбиляру от членов Правления и преподавателей училища, разносторонне охарактеризованы все его заслуги для училища. При заботах о постановке учебно-воспитательного строя училища на надлежащую высоту, о. Смотритель с одинаковою заботливостью относился и к делу благоустройства училища в материальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пермская губерния Иван Иванович Антонов, слесарь. Родился в 1880 году в Верхнетурском. уез. Окончил народное уч. Выставлен кандидатом от конституционно-демократической партии, умеренных и внепартийных. По убеждениям социалист, не примкнувший ни к одной из партий. Григорий Васильевич Волков , крестьянин Ирбитского уез. родился в 1867 г., окончил народное учил. Занимается земледелием: в качестве подсобного промысла ведет мелкую торговлю в селе. Три года был учетчиком сельск. старост, 12 лет – волостным учетчиком, четыре трёхлетия – волостным выборщиком. Три года – церковным старостой Умеренный прогрессист. Был предложен в списке К. Д. партии, в списке волостных выборщиков и умеренных. Внепартийный. Василий Николаевич Грамматчиков , горный инженер. Родился в 1864 г. Окончил реальное уч. и Петербургский горный институт. Служил на заводе, на копях каменного угля, управлял Кизеловским горным округом кн. Абамелек-Лазарева. Кандидатом выставлен по списку умеренных и внепартийных. Внепартийный, приближающийся к партии демократических реформ. Александр Семенович Исаков, крест. Комышловского уез. Родился в 1864 г., окончил начальное учил., занимается сельским хозяйством и торговлей. Служил три трехлетия волостным учетчиком, одно трехлетие церковным старостой. Ни к какой партии не принадлежит. Андрей Васильевич Зеленин , крестьянин Екатеринбургского уез.; родился в 1861 г., окончил начальное земское уч., занимается земледелием. Организатор кредитного товарищества и потребительной лавки. Принадлежит к К.-Д. партии, расходясь с нею «далеко влево» по аграрному вопросу. Алексей Иванович Мухлынин , 40 лет, происходит и купеческой семьи г. Верхотурья. Окончил университет, служил земским начальн., а затем председат. верхотурской земск. упр. по назначению. На земском собрании 1905 г. вотировал против присоединения к резолюциям октябрьского и ноябрьского земскогородск. съездов, высказался против автономии Польши, всеобщего избирательного права и созыва учредительного собрания. Причисляет себя к торгово-промышленной партии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

С переходом в 1864 году на службу в Казанский Университет 7 со званием экстраординарного профессора по кафедре канонического права, которая открыта была в наших университетах уставом 1863 года, Алексей Степанович продолжал свою прежнюю учено-издательскую деятельность в области русско-византийского права. В это время, кроме актовой речи «Об участии мирян в делах церкви с точки зрения православного канонического права» (Учен. Записк. Казан. Унив. 1866 г.) и статьи «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (там же, 1865 г.), им напечатаны были в том же роде следующие статьи: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (там же, 1864 г.) и «Два послания великому князю Михаилу Ярославичу тверскому константинопольского патриарха Нифонта и русского инока Акиндина о поставлении на мзде» (Прав. Соб. 1867, т. 2). Блестящим завершением этого, можно сказать, первого и подготовительного периода учено-литературной деятельности А. С. Павлова в области церковной каноники и изучения памятников русско-византийского права нужно признать его небольшое сравнительно по объёму, но выдающееся по научным достоинствам сочинение: «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (Учен. Зап. Казан. Унив. 1869 г.). Ученые выводы покойного профессора, основанные на всестороннем знакомстве с первоисточниками и пособиями по данному вопросу, пролили яркий свет на судьбу нашей Кормчей и сделались в настоящее время не только достоянием науки, но вошли целиком в учебные курсы по церковному праву. Научный авторитет с этих пор прочно установился за именем проф. А. С. Павлова , и его ученая карьера пошла быстрыми шагами вперед. Удостоенный за это сочинение премии Академии Наук, Алексей Степанович вскоре же, по выходе его в свет, в 1870 году был приглашен на ту кафедру, но со званием ординарного профессора в Новороссийский Университет. Учено-литературная деятельность за шестилетнее пребывание Алексея Степановича в Новороссийском Университете выразилась ярко главным образом в двух его капитальных произведениях: 1) «Исторические очерки секуляризации церковных земель в России» (Одес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во все остальное время до 1867 года не видно никаких особенно важных распоряжений преосв. Макария касательно постановки учебной и нравственно-воспитательной части по семинарии и по мужским духовным училищам Харьковской епархии 1130 . Быть может, это зависело отчасти от того, что в это время пересматривался уже устав средних и низших духовно-учебных заведений, почему он и мог считать преждевременным и неуместным делать со своей стороны какие-либо распоряжения и принимать вообще какие-либо меры по учебно-воспитательной части в духовно-учебных заведениях своей епархии. Но за то с особенным усердием и с особенною энергией он заботился в это время об улучшении материального быта названных сейчас заведений. Еще в первые годы своего управления Харьковской епархией он стал заботиться об увеличении свечного церковного дохода, который служил тогда главным источником для позаимствования средств на улучшение духовно-учебных заведений как всех вообще, так, в частности, и Харьковской епархии. Между прочим, определением своим от 18 августа – 7 сентября 1864 года Св. Синод выразил признательность преосв. Макарию за просвещенную и пастырскую заботливость и старание об увеличении церковно-свечного дохода во вверенной ему епархии; увеличение было обнаружено за 1860 год, т.е, за первый год управления преосв. Макария Харьковской епархией, при чем, – говорилось в синодальном определении, – «свечной сбор составляет главный источник дохода для покрытия постоянно возрастающих расходов на содержание духовно-учебных заведений». На этом синодальном определении преосв. Макарий доложил следующую резолюцию 29 октября 1864 года: «представить справку, кто из о.о. благочинных представил более свечной суммы за означенный год». По получении же этой справки, он 4 ноября того же года распорядился «объявить благодарность за особенную заботливость и содействие к увеличению свечного дохода в 1860 году благочинным – прот. Костичу и священнику А. Иларионову и бывшему благочинному священнику Одринскому, со внесением этого в их послужные списки 1131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

44.   Ю веналий Знаменский, с 1849 по 1860 г. Уроженец Орловской епархии, воспитанник с 1836 по 1840 г. Московской дух. академии. В 1849 г. из инспекторов Вифанской семинарии определен ректором Вологодской семинарии, а в 1850 г., июля 7, настоятелем Спасоприлуцкого монастыря. В 1860 г. переведен на вакансию ректора в Рязанскую семинарию с настоятельством в Рязанском Спасском монастыре. По увольнении в 1867 г. от духовно-училищной службы, определен был настоятелем Казанского Зилантова монастыря, а в 1871 году переведен в настоятели первоклассного Свияжского монастыря, откуда в 1883 году перемещен в Балаклавский Георгиевский первоклассный монастырь Таврической епархии. 45.   Ионафан Руднев, с 1860 по 1864 г. Из инспекторов Орловской семинарии, в 1860 г. 6 октября назначен ректором в Вологодскую семинарию с настоятельством в Спасоприлуцком монастыре; в 1864 г. марта 31, перемещен в ректоры Олонецкой семинарии; в 1866 г. сентября 4, рукоположен во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии; в 1869 г. Высочайше повелено ему быть епископом Олонецким и Петрозаводским; в 1877 году переведен на кафедру Ярославской епархии, где находится и доселе, в сане (с 1883 года) архиепископа. 46.   Полиевкт Пясковский, с 1864 по 1867 г. Уроженец Могилевской епархии, воспитанник с 1849 по 1853 г. С.-П.бургской духовной академии. В 1864 г. назначен инспектором в Вологодскую семинарию с настоятельством в Спасокаменном Духове монастыре. В 1864 г. определен ректором Волог. семинарии и настоятелем Спасоприлуцкого монастыря. В 1867 г., по прошении, уволен от духовно-училищной службы, с назначением ему в управление Витебского Маркова Святотроицкого первоклассного монастыря. Ныне епископ Рязанский. В 1868 году учреждено в Вологодской епархии викариатство , с наименованием викариев епископами Тотемскими. Местопребыванием для них назначен и предоставлен в их управление монастырь Спасоприлуцкий. Г. Епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии: 47.   Павел (в миру Алексей) Попов, с 1867 но 1874 г. Уроженец Вологодской епархии, воспитанник (с 1846 по 1850 г.) Московской дух. академии. Из вдовых протоиереев и ректоров Вологодского духовного училища, в 1867 году января 15, пострижен в монашество, а 22 числа того же месяца произведен во игумена. В том же году, определением Св. Синода от 6 февраля, назначен ректором Волог. семинарии и настоятелем Спасоприлуцкого монастыря, с производством в сан архимандрита. В 1868 году Высочайше утвержденным в 22 день августа докладом Св. Синода, повелено ему быть епископом Тотемским, викарием Вологодской епархии, с предоставлением в управление его Спасоприлуцкого монастыря; рукоположен в сан епископа 13 октября того же года. Скончался 4 ноября, 1874 г. на 48 году от рождения и погребен в нижнем этаже соборного храма монастыря, в приделе преп. Сергия Радонежского, подле южной стороны столпа, находящаяся за правым клиросом храма преподд. Димитрия и Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010