В 1863 г. началась дипломатическая служба Л., продолжавшаяся почти 10 лет. Она была успешной и вполне соответствовала как эстетическим наклонностям Л., так и его стремлению представлять и защищать интересы России. Начал Л. дипломатическую службу в С.-Петербурге в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, в окт. того же года был назначен секретарем и драгоманом рус. консульства в Кандии (о-в Крит). В 1864 г. в этой же должности он служил в Адрианополе, в 1865 г.- в Белграде, в 1866 г. вновь вернулся в Адрианополь. В 1867 г. Л. был назначен вице-консулом в Тулче, в 1869 г.- консулом в Янине, а спустя 2 года стал консулом в Салониках. В этой должности он состоял вплоть до офиц. увольнения со службы «по болезни». Л. был одаренным дипломатом, легко и быстро изучал необходимые для общения языки, хорошо разбирался в тонкостях национальной психологии проживавших на Балканах народов. За время пребывания на дипломатической службе он прошел путь от «титулярного советника со старшинством» до «надворного советника со старшинством» и был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Станислава 2-й степени. Служба на дипломатическом поприще позволила Л. познакомиться с жизнью и бытом разных по вероисповеданию народов, населявших Балканы, с рус. и европ. дипломатами, с представителями тур. администрации. В особенности Л. полюбил К-поль, куда он был отозван в 1864 г. после скандала с франц. консулом, к-рого ударил хлыстом по лицу во франц. консульстве за неуважительные слова о России. В К-поль Л. приезжал в длительный отпуск во время службы, сюда же он неоднократно пытался вернуться на службу после увольнения и возвращения в Россию. В этот период в «Отечественных записках» были напечатаны роман Л. «В своем краю» (1864), подвергшийся резкой критике со стороны М. Е. Салтыкова-Щедрина, и написанная в К-поле повесть «Исповедь мужа» (1867). Переоценив художественные достоинства повести, Л. перевел ее на франц. язык и отослал П. Мериме в надежде на публикацию во Франции. В ответном письме Мериме очень критично отозвался о повести.

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Труды О. в области церковного пения приходятся на последний, московский период его жизни. Несмотря на интенсивную работу в чине сенатора, О. не отказался от своих художественных интересов и занятий: он стал одним из членов-учредителей Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее (1864); как член Московской дирекции Русского музыкального об-ва выступил одним из инициаторов создания в Москве консерватории (1866), в к-рой по настоянию О. и при поддержке директора консерватории Н. Г. Рубинштейна была основана 1-я в России кафедра рус. церковного пения. В течение неполных 5 лет им были написаны и частично опубликованы более 10 работ по вопросам церковного пения: «Заметка о пении в приходских церквах» (День. 1864. 4) и «К вопросу о древнерусском песнопении» (Там же. 17); «Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее» (Совр. летопись. 1865. 1), «Пение в приходских церквах» (ДомБ. 1866. Вып. 26. 25 июля), «Мнение... по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении» (М., 1866); «Православное церковное пение и его нотные, крюковые и другие знаки» (Совр. летопись. 1867. 27); «Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения», «Различие между ладами и гласами» и «Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами» (1868-1869; изд. посмертно: Труды I Археол. съезда в Москве. М., 1871. Т. 2. С. 476-491). Вопросы церковного пения затрагиваются также в «Письме к издателю об исконной великорусской музыке» (предисл. к изд.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1863. Вып. 5. Ч. 2), в ст. «Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве» (1864), в речи на открытии Московской консерватории (1866), в ст. «Русская и так называемая общая музыка» (1867), в брошюре «Музыкальная грамота, или Основания музыки для немузыкантов» (М., 1868). Большое число работ осталось в замысле и в набросках. Одну из неопубликованных работ О. считал своим основным трудом по вопросам теории церковного пения. Он часто зачитывал ее друзьям и знакомым, она вызвала большой интерес и общественный резонанс. В 2008 г. был издан ее наиболее полный и законченный вариант, хранящийся в фонде прот. Димитрия Разумовского вместе с материалами др. лиц (Древнерусское песнопение: Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для немузыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении/Публ. и коммент.: О. Б. Шевцова//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2008 С. 121-153); его удалось атрибуировать путем сравнения с др. отрывками из ГЦММК.

http://pravenc.ru/text/2578213.html

Надобно ли имена напечатать полныя, или только начальныя буквы? – Последнее смиреннее; на первое нужно согласие писавших. Нужны ли ласкательныя выражения письма? Разсудите. – В прежних письмах их не было. Октября 12-го 1864. 1560 Примечания о поправках в сем письм 80 е. Если надписано: скит: то не надобно говорить, поехал в Лавру. Надписывается место, откуда пишут. «Один из старшей братии». – Старшей, уничтожено; ибо по сему было бы удобно узнать лице; и при том пало бы нарекание на старшую братию, которая должна быть разсудительнее младших. Октября 12-го 1864. 1561 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Странным кажется, что вид страждущих больных производит на иеромонаха такое слишком сильное действие. Монах Н., по его распоряжению, и по требованию послушания, может быть произведен в иеромонаха, без умедления в степени дьякона. Один из посетителей Троицкаго Стряпческаго подворья сказывал мне, что в комнатах, где пьют чай и обедают, нельзя сесть близко к окну, без опасенич простудв, потому что по причине ветхости рам дует, и что все деревянное ветхо, и требует скорой замены новым. Надобно о сем подумать. А что мы не вошли в виды г. П., то, кажется, благословно: потому что Новгородское подворье перестроивается, говорят, незавидным образом. Октября 24-го 1864. 1562 Отцу наместнику и братии мир мног. О Стряпческом подворье, кажется, чрез меня пришла к вам забота, по слышанному мною от заслуживающаго доверие гражданина. Но г. П.говорит, что стена разрушилась сама собою, что он не захватил нашей земли, что в другой стене открыл временный пролом и проезд с согласия содержателя подворья, и что сей ни на что не жалуется. Я спрашивал о сем здешняго эконома; и он не опровергает слов П. Почему же иное говорит Лаврский эконом? – Об окнах на дворе нашего подворья П. говорит, Что это не окна, а арки, сделанныя по особым правилам архитектуры, и что оне весною будут заложены. Посему, кажется, надобно в сем деле остановиться; но весною размыслим, что далее окажется. Монах Никон и нам приятное, и душе своей полезное сделал, возвратясь в Лавру, в праведный чин послушания. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Островский Геннад. Фед., статский советник. Кандидат III курса (1822). Назначен был учителем оренбургской Семинарии. В 1827 году определен товарищем директора, а в 1835 директором московской Синодальной типографии. В 1844 г., по введении новых штатов в типографии, назначен советником типографской конторы и в сей должности скончался в 1852 году. Кирьяков Александр Федор., коллежский советник, магистр VII курса (1830). По окончании курса поступил на должность профессора Семинарии в Калугу, оттуда в 1833 г. переведен в московскую Семинарию, в которой преподавал церковную историю, археологию и каноническое право, и в которой с 1842 до 1851 г. был инспектором. По выслуге 35 лет в должности наставника Семинарии, вступил на службу в московскую Синодальную типографию и в 1867 году получил должность старшего справщика. Румянцев Вас. Егор., статский советник. Кандидат XV курса (1846). По окончании курса назначен преподавателем калужской Семинарии. В 1851 году поступил на службу в московский архив министерства юстиции: в 1856 определен помощником начальника московской сенатской типографии; а в 1864 г. инспектором московской Синодальной типографии. С 1874 г. состоит редактором Трудов московского археологического общества. К напечатанным трудам его относятся: Древние издания московского печатного двора (Труд. моск. арх. общ. 1869). О гравировании и граверах при московском печатном дворе в XVI и XVII столетиях (там же, 1870). Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России М. 1872. (Удостоен Уваровской премии). Дом археологического общества на Берсеневке (Труд. м. арх. общ. 1875). Шавров Мих. Владим., действительный статский советник. Магистр XVIII курса (1852). Окончив курс, поступил на должность профессора петербургской Семинарии по классу словесности. В 1864 году получил должность чиновника особых поручений при Обер-Прокуроре св. Синода. Ненарокомов Иван Александр., тайный советник. Магистр XX курса (1856). По окончании курса назначен профессором московской Семинарии по классу логики, психологии, патристики и латинского языка. В декабре 1856 г. перешел на службу в канцелярию Обер-Прокурора св. Синода: в 1860 г. назначен секретарем св. Синода, в 1864 г. обер-секретарем, в 1867 – членом учебного комитета при св. Синоде, в 1869 – исправляющим должность директора канцелярии Обер-Прокурора св. Синода и утвержден в этой должности с получением чина действительного статского советника в 1871 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Для сбора пожертвований, к-рый совершали только среди знакомых, заводили специальные тетрадки с девизом: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф 22. 29). С самого начала кружку оказывал значительную помощь А. Х. Экк, агент Британского библейского об-ва (см.: Библейские общества ). Он закупал книги (в основном издания Евангелия и Псалтири) на синодальном складе, отдавал их в переплет, затем отсылал Форхгамеру или др. членам кружка. Экк также нашел на складе неск. тысяч Псалтирей, изданных в 1822 г. Российским библейским обществом в рус. переводе Г. П. Павского,- все экземпляры по заниженной цене были проданы кружку для дальнейшего распространения. Еще до образования кружка Нобс ездил на российские ярмарки, отыскивал там издания Российского библейского общества, НЗ и Псалтири, покупал и затем продавал или раздавал народу. При поддержке Британского библейского общества были организованы поездки Форхгамера по России: в июне 1863 г.- на Нижегородскую ярмарку, в 1864 и 1867 гг.- в Москву, в 1867 и 1868 гг.- на Кавказ. Постепенно география деятельности кружка значительно расширялась: книгоноши и члены-комиссионеры появились в Астрахани, Баку, Дербенте, Иркутске, Киеве, Москве, Н. Новгороде, Новочеркасске, Одессе, Орле, Пскове, Рязани, Саратове, Тамбове, Тифлисе, Туле и др. городах. За 1863-1868 гг. было распространено 85 580 экз., преимущественно НЗ на русском языке (в 1863 - 2450 экз., в 1864 - 4747, в 1865 - 13 385, в 1866 - 19 849, в 1867 - 17 433, в 1868 - 27 716 экз.), и собрано 4880 р. пожертвований. Помимо сбора пожертвований члены кружка продавали книги Свящ. Писания своим знакомым и сослуживцам, а также на улицах, в мастерских, аптеках и др. местах. Кружок уделял большое значение распространению изданий Свящ. Писания в войсках, в частности в Учебном пехотном батальоне в Ораниенбауме, готовившем ротных командиров для пехотных войск. Книги для распространения также получали от книготорговца К. И. Мейера. 1 сент. 1865 г. на заседании было решено, что кружок отныне занимается распространением только книг Свящ. Писания, а Мейер продолжит продажу книг духовно-нравственного содержания. Учреждение общества

http://pravenc.ru/text/2578097.html

И потому я полагал бы так: пусть прихожане вносят столько, сколько заблагорассудят, но без означения лиц и места служения в городе духовенства и с тем, чтобы общая цифра взноса их в последующие годы не была менее той, какая будет ими определена на первый раз. В таком случае недостающее количество может быть восполняемо из других источников и в определенной мере. 14 октября 1866. г. Благовещенск. 187 Российско-Американской Компании в Главное Правление 261 . Отношением моим за от 21 октября, я имел честь просить сие Правление выдать на мой счет всего 4000 рублей, но получив ныне расчет сего Правления в принадлежащем мне кредите по 1866 год, я должен изменить мою просьбу, выраженную в вышеупомянутом моем отношении. Вследствие чего и покорнейше прошу Главное Правление. Первое. Поставленные на мой счет 1202 руб. 16 коп., выданные в Москве за вещи 11 августа 1864 года и с 11 августа 1864 по 1867 год, отнести на счет сумм, принадлежащих Амурским церквам, потому что вещи, за которые заплачено Московскому купцу Корнилову, были заготовлены собственно для церквей. Второе. Списать с кредита протоиерея Вениаминова, согласно прилагаемому при сем его отношению, две тысячи пятьсот рублей и причислить к моему кредиту и затем – третье: согласно отношению моему за выдать в Хозяйственное Управление при Св. Синоде три тысячи рублей из принадлежащего мне кредита и о последующем почтить меня своим уведомлением с приложением к тому нового расчета по 1867 год. 30 октября 1866 года. г. Благовещенск. 188 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 262 Вследствие представления моего Св. Синоду о необходимости построить на Амуре еще 7 церквей, в минувшем году было ассигновано 18311 руб. 60¾ коп. и в текущем году 6688 руб. 39¼ коп.. Из первой суммы употреблено по своему назначению 6500 руб., а остальные затем 11811 руб. 60¾ коп. остались в Казначействе непринятыми за неимением ни рук для постройки, ни подрядчиков благонадежных. Ныне Иркутская Казенная Палата от 5 сентября за уведомила Камчатскую Духовную Консисторию, что она ныне же препроводила в Николаевское Расходное Отделение для надлежащего распоряжения предписание Г. Товарища Министра Финансов о продолжении действия кредитов на 11811 руб. 60¾ коп. – по 1 июля 1867 года, а на 6688 руб. 39¼ к. по 1 июля 1868 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

3) „Умственные направления русского раскола“ Щапова. «Дело». 1867 г. 10, 11 и 12. 4) „Влияние протестантства на образование хлыстовской, духоборческой и молоканской сект“ И. Соколова . «Странник». 1880 г. Январь. 96–112 стр. Обе статьи посвящены исследованию одного специального вопроса о происхождении секты хлыстов. При этом нужно заметить, что последняя из двух статей составляет небольшой отрывок из сочинения того же автора: „Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв.“ М. 1880 г. Менее важное значение для нас имеет следующий ряд статей, на которые, однако, приходилось нам ссылаться в своем сочинении, как на источник: 1) „Хлысты в тамбовской губернии, называющиеся богомолами или постниками“. «Тамбовские Епархиальные Ведомости». 1862 г. 5: 203–214 стр. – Статья эта вошла целиком в „Белые голуби“ Мельникова. Из нее можно заимствовать сведения о состоянии хлыстовщины в тамбовской губернии – ее распространении, учении и культе. 2) „Заметки о хлыстовской и скопческой секте“ А. Р–ского. «День». 1864. г. 24. „Заметки“ касаются главным образом бытовых сторон жизни хлыстов и важность „заметок“ в этом отношении – несомненна. 3) „За Кавказом“. «Отечественные записки». 1867 г. 6. 482 стр. и „Народные преступления и несчастия“ – там же. 1869 г. 4. Максимова. Первая статья Максимова замечательна особенно потому, что в ней собраны некоторые устные рассказы народа о культе и жизни хлыстов; вторая – потому, что в ней автор сообщает сведения о религиозно-нравственном состоянии сибирских хлыстов и скопцов, которых он имел случаи наблюдать. 4) „Опыт исторического обозрения мистических сект в России“ Протопопова. «Труды Киевской Духовной Академии». 1867 г. 10. 89–119 стр. Коротко излагается история, учение и культ хлыстов. 5) „Монтаны“ 11 В. Калатузова. «Эпоха». 1864 г. 7. Кроме того, что автор этой статьи указывает новые местности существования хлыстов, он представляет в своей статье и нечто новое относительно учения хлыстов, напр. об Искупителе, и относительно их быта. В 1865 г. эта статья в извлечении была помещена в «Тульских Епархиальных Ведомостях». 13-й под тем же заглавием с прибавлением при этом 10-ти песен. В 1870 г. она снова была перепечатана в «Самарских Епархиальных Ведомостях». 16, 18–19, 21 и 23 со многими, впрочем, изменениями и дополнениями под названием „О секте монтанской в селе Дубовом Умете, самар. уезда“.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

292 Н.Я. Фортинский, рязан., 7-й маг. XXIV к. Моск. акад. (1864), 1864 – бак. матем., 1870 – свящ., законоуч. 4-й Моск. воен. гимназии. По слухам, здравствует. 293 В большом доме, в квартиру покойного П. С. Делицына перешел Ф. А. Сергиевский, а квартиру последнего занял А. Ф. Лавров, перешедший туда из малого дома. В малом доме в квартиру А. Ф. Лаврова перешел П. И. Горский, а его квартиру занял Евг. Евс. Голубинский, перешедший туда из нашего бакалаврского корпуса. 294 В нем между прочим сообщалось, что в числе выдержек из газетных и журнальных статей, представляемых Государю Императору Александру II, были выдержки и из моей статьи, и что эти выдержки не заслужили одобрения государя. И. С. Аксаков приписывал это обстоятельство тенденциозному подбору делавшего эти выдержки чиновника (Капниста), враждебно настроенного в отношении к славянофильству. Таким оказался мой «первый» литературный «блин». 295 Никита Петрович Гиляров-Платонов , моск., 2-й маг. XVI к. Моск. акад. (1848), 1848 – бак. герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, 1854 – по рус. расколу, 1855 – выбыл из академии, сотрудник славянофильских изданий кружка Хомякова и Аксаковых, 1856 – член Московского цензур. ком., 1862 – чиновник особых поручений при министре нар. просв. (А. В. Головине), 1863 – управляющий Моск. синод. типогр., 1867 – оставил службу и начал издавать газету «Современные известия» (с 1 дек. 1867 г.). Скончался 13 окт. 1887 г. 20 лет издательства газеты, при 20-ти карах, его постигших, совершенно его разорили и истощили его силы. См.: Гиляров-Платонов. Сборник сочинений. Т. 1. М., 1899. Предисл.: стр. I–LX. 296 Очень удивило меня, что Н.П. изучал даже многотомные Acta Sanctorum. В то время занимал меня вопрос, как образовалась наша служба всенощного бдения. Н.П. советовал мне поискать данных для истории этой службы в одном из месяцев Acta Sanctorum (помнится, сентябрь-ноябрь), что я потом и сделал, и действительно нашел нечто, относящееся к истории первой половины службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Моя библиографическая записка о нем была изготовлена на скоро для Полт[авских] Епарх. Ведомостей; уже начали было ее и набирать, но вдруг преосвященный наш спохватился, как бы не разгневался митрополит, и печатание Прекращено. Я послал ее Погодину, прося его исходатайствовать позволение напечатать ее, а он вот куда ее препроводил. В Ваши «Творения», я никогда бы не посмел представить ее от себя. Но если уж пала ей на долю такая высокая участь, то представляю Вам полное право на все изменения и дополнения, какие Вы признаете нужными. Я радуюсь, я горжусь, если Вы удостоите ее своего внимания и приложите опытную руку мастера. В 1854 году я был В Сергиевой Лавре и имел честь посещать достойнейшего Вашего Ректора; он был необыкновенно милостив ко мне и подарил мне своего Св. Димитрия. Почтительно прошу Вас засвидетельствовать ему мое глубочайшее уважение и желание быть на его 50-летнем юбилее. Будьте милостивы, потрудитесь вставить в моей записке о Филарете, в своем месте; 1) Стихотворение Филарета, помещенное в 9 книжке Душен. Чтения 1867 г. 2) В 1814 г. им было написано «Молебствие о избавлении церкве Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык». 3) Разговор испытующего с уверенным… написан по случаю совращения иезуитами в папизм одного молодого князя Голицына. 4) О нем говорено было: а) в Истории Русской Церкви, период V, 1848, стр. 54, 63–65, 70, 71, 115, 116 и 164. б) Домашняя Беседа 1866, декабрь, в) Странник 1864 9. г) Душепол. Чтение, 1867, 3, стр. 114. д) Чтения в Моск. Общ. Истории и Древн. 1867, кн. 1. Смесь, стр. 149, в статье «Квакеры в С.-Петербурге». е) Смирнова: История Троицкой Семинарии, М. 1867, стр. 416–429, 520–521. В отделе посвященных ему книг потрудитесь приписать и свою книгу. Нечего и говорить, что я сверх меры был бы утешен и осчастливлен, если редакция Вашего журнала примет ее на свои страницы. Гонорарий представляю усмотрению редакции. Убедительнейше прошу и об оттисках, хотя 25, если нельзя больше. – Молю Бога, чтобы Он дал мне слуг чай быть Вам хоть на что-нибудь пригодным. Глубоко уважающий Вас и навеки признательный С. Пономарев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В Хозяйственном Управлении сосредоточивается заведывание капиталами духовно-учебного ведомства с бухгалтериею и казначейской частью. Равным образом и дела существовавшего при Святейшем Синоде, ныне упраздненного Духовно-Учебного Управления по строительной и вообще хозяйственной части, вместе с книжным запасом переданы в Хозяйственное Управление. (7 Марта 1864 г. П. С. 3. 44570, 14 Мая 1867 г. П. С. 3. 40, 664 ст. 3 п. 1. д. прим. 1 Счет. уст. мест. подв. Св. Синод. по прод. 1876 г.) Сметы доходов и расходов по содержанию академий, семинарий и духовных училищ на предстоящий год должны быть доставляемы в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде не позже 1 Августа текущего года в двух экземплярах. (Отн. Обер-прокур. к епар. преосв. 30 Апреля1864 г. п. 3. Отн. Обер-прокур. к епар. преосв. 11 Мар. 1865 г. п. 1. Указ. 5 Февраля 1869 г. 7.) Примечание. Для семинарских правлений Сибирского края срок представления смет в Хозяйственное Управление продолжен до 1 Ноября. (Опред. 21 Декабря 1864 г.) Сметы доходов и расходов по содержанию женских училищ духовного ведомства, состоящих под ВЫСОЧАЙШИМ покровительством ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ должны быть доставляемы в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде к 1 Сентября в двух экземплярах. Хозяйственное Управление, поверив полученные им частные сметы, исправив и дополнив оные новыми, не имевшимися в виду подведомственных учреждений доходами и расходами, составляют общую смету доходов и расходов специальных средств ведомства Святейшего Синода и затем представляет установленным порядком на утверждение Святейшего Синода. (Опр. 18 Февраля 1863 г. 7 Февраля 21 Декабря1864 г.) По утверждении Святейшим Синодом общей сметы по оборотам специальных средств, правлениям академий, семинарий и прочих духовно-учебных заведений, передаются для руководства и подлежащего исполнения по сбору доходов и по производству расходов, исправленный и дополненный экземпляр частной сметы из доставленных теми же правлениями смет, из которых другой экземпляр остается при делах Хозяйственного Управления. (Опр. 21 Декабря 1864 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010