365 Дело Литовской духовной консистории, 1867 год, 130. Достойно внимания, что служба Виленским мученикам была напечатана в первый раз в месячной минее, за месяцем апрель, в Москве, при патриархе Иосифе, еще в 1646 году. Ср. «Литовские епархиальные ведомости», 1864 год, 272. 367 Костельные братства официально закрыты 20 апреля 1868 года, а костелы и каплицы, числом до 31, 21 и 22 апреля того же года. «Вестник Западной России», год VI, т. I, стр. 179 и 286. 369 При открытии воскресной школы присутствовал попечитель учебного округа Корнилов. Митрополит Иосиф прислал при этом от себя 30 рублей, «как одобрительное пособие школе, как благословение для её процветания». 370 Одну ночь отец Смарагд ночевал в приемной III отделения и одну ночь – в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. Проповедь и письмо Смарагда напечатаны в «Литовских епархиальных ведомостях», а также в «Церковном Вестнике», 1885 год, 39 и 1886 год, 50. 371 Промыслу Божию угодно было снова возвратить отца Смарагда в Вильну, но уже с епископским жезлом. В 1885 году он был назначен из настоятелей миссии Ковенским епископом, викарным Литовского и Виленского архиепископа, и в этой должности умер в Ковне и следующем 1886 году. – О деятельности преосвященного Смарагда напечатана брошюра Серно-Соловьевича, Вильна, 1892 год. 373 Речь идет об одном Виленском уезде, в котором с похвальной ревностью действовал князь Хованский, бывший Виленский военный начальник. 375 При поездке нашей в 1866 году в местечко Жировицы, где в то время жил в своем убогом домике протоиерей Плакид Янковский, нам, как заведующему письмоводством по редакции (1864–1867), отец-редактор епархиальных ведомостей поручил, от имени митрополита, посетить почтенного литератора и просить его о возможно большей присылке статей в редакцию, особенно касающихся времен унии. Просьба эта была обязательно исполнена отцом протоиереем, несмотря на то, что в то же время он получил более выгодное предложение от редактора Виленского Вестника Де-Пуле, пригласившего протоиерея Янковского в постоянные сотрудники Вестника.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Тем временем, независимо от работ присутствия, изменялся в некоторых частях быт духовенства под влиянием других освободительных реформ славного царствования. В 1863 году отменено телесное наказание церковников при общей отмене телесного наказания. В том же году разрешён студентам духовных семинарий доступ в университет, хотя, впрочем, пока, как временная мера, и через 12 лет семинаристы в университетах составляли уже 46%; в 1879 году доступ семинаристам в университет прекращён. Положение, о гимназиях 1864 года открывало двери этих учебных заведений для детей всех сословий, не исключая и духовного. Положением 1866 года о военных училищах духовным детям открыт был доступ и в военную службу. Новым уставом духовных училищ и семинарий 1867 года предоставлялось духовенству право воспитывать своих детей в светских учебных заведениях, и открыт был доступ в духовные училища и семинары детям всех сословий. Земское положение 1864 года предоставляло духовенству право участвовать в земских выборах на основании владения церковно-причтовой землёй и, при наличности владельческого ценза, право быть избираемыми в гласные уездных и губернских земских собраний. В 1867 году уничтожена формально наследственность приходов, получившая вследствие особенных исторических условий страшное развитие и поддерживаемая в своё время и митрополитом петербургским Серафимом, и митрополитом московским Филаретом. По представлению синода, высочайше утверждённым мнением государственного совета было положено при определении на вакантные места после умерших или уволенных за штат духовных лиц не ставить родство с ними в особое преимущество просящимся на эти места кандидатам, зачисления церковных мест за дочерями или родственниками занимавших эти места лиц впредь не допускать и выдаваемые со стороны лиц, поступающих на места, обязательства касательно выдачи своим предместникам или их семействам пособий не признавать действительными 321 . Предпринятая духовенством в следующем же году попытка добиться восстановления наследственности приходов не удалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

С изданием закона 1 января 1864 года положено начало живой и цельной организации земства, основанной на всеобщем начале собственности и прекратившей прежнюю замкнутость дворянского сословия, слившегося теперь во едино со всем народом русским. В связи с теми же преобразованиями в жизни русского народа стоят и позднее изданные законы о всеобщей воинской повинности (обнародованные в 1874 году) 1608 и законы о печати, расширившие её свободу и начатые изданием с 1865 года, а после дополненные, и преобразования, касавшиеся школ: светской (реформа университетов по уставу 1863 года; средне-учебных заведений по уставам 1864 и 1871 годов и т.д.) и духовной (по уставам 1867 и 1869 годов), и улучшения в быте духовенства, начатые еще в 1862 году. Но, к глубокому сожалению, с несомненно благими намерениями предпринятые и так счастливо начатые преобразования, в дальнейшем своем движении, восприняли многое недоброкачественное со стороны, с запада, обыденное в странах с республиканским или конституционным правлением, но не применимое в России с самодержавною монархическою властью и наконец дали простор таким течениям, которые клонили прямо к революции. Увлекаемые фантазиями о всеобщей свободе и равенстве, исполнители благих предначертаний любвеобильного Царя-Освободителя, даже из лиц, стоявших у кормила правления и близ самого престола царского, нередко бессознательно, или же дабы прослыть либералами, поощряли такие течения и, наоборот, сдерживали более трезвые голоса, предостерегавшие от дурных последствий поощрения подобных течений. Расширенная свобода печати, в большинстве случаев, служила более ко вреду, нежели к пользе общества. Гласность не знала пределов, и печать, особенно периодическая, являясь выразительницею так называемого общественного мнения, деспотически управляла умами лиц, стоявших на всех ступенях администрации и часто извращая самый вкус общества, пугала эти умы страхом общественного мнения, и сбивая их с толку, еще более побуждала их действовать в пользу упомянутых течений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

По учреждению о духовных штатах 1764 г. постановлено: во всех тех городах, в которых Архиереи жительство имеют, ежели есть где два собора, то из них одному оставаться на полагаемых архиерейских штатах т. е. быть кафедральным. (26 Февраля 1764 г. П. С. 3. 12060 п. 14.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г штату архиерейских домов и кафедральных соборов положено на ремонт собора, на ризницу и церковные потребности по епархиям – Киевской, Литовской, Волынской, Могилевской, Минской, Подольской, Полоцкой и Рижской – 400 р., Камчатской – 600 р., остальным епархиям- 350 р. (27 Декабря 1867 г. 4 Ноября 1869 г. 1 Мая 1871 г. П. С. 45341. 47634.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 16 Ноября 1876 г. мнению Государственного Совета, в дополнение к сумме (400 р.), ежегодно назначаемой по сметам ведомства Святейшего Синода, на ремонт Виленского кафедрального собора, начиная с 1 Января 1877 г., отпускается по тысяче рублей на туже надобность. Во всех соборных ризницах драгоценные, редко употребляемые вещи, хранить и содержать от всегда употребляемых особо за печатьми протопопам обще с ключарями и прочих соборных священников, и в те места одним протопопам и ключарям, без прочих соборных священников, не входить; если же когда какие из тех вещей по употреблению нужны будут, то они вынимать, и по отправлении служения тотчас осмотря обратно полагать при всех же их, и снова хранить за теми же печатями; в случае же какой-либо утраты, в тоже время не оказавшиеся, прилежным образом отыскивать, и, в случае не отыскания, не отлагая ни малейшего времени, тотчас о том, каким случаем та утрата учинилась и кто виноват в том, состоит самому Преосвященному представлять. (Указ. 7 Апреля 1775 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 22 Октября – 3 Ноября 1864 г. штату расходов С.-Петербургского кафедрального Исаакиевского собора, на содержание внутреннего и внешнего благоустройства здания собора с принадлежащими к нему строениями назначено: 1) на содержание личного состава заведующих наблюдением за зданием собора и строениями его, 2)   на содержание команды сторожей, 3) на вознаграждение лиц, командируемых Академией Художеств для техническо-художественного обозрения храма, 4) на наружное содержание собора, 5) на внутреннее содержание собора и 6) на наем помещений и содержание строений собора, всего – 35,348 руб. (22 Октября – 3 Ноября 1864 г. П. С. 3. 41368.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Принципиальный характер имела Земская реформа 1864 г., в итоге к-рой были созданы органы местного самоуправления (губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы). В 1870 г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании к-рого были образованы городские думы и управы. В 1864 г. правительство А. провело всеобъемлющую реформу судебных учреждений. Были введены всесословные суды, установлена гласность судопроизводства, учреждена адвокатура. В 1874 г. осуществлена укрепившая обороноспособность России военная реформа, в соответствии с к-рой была введена всеобщая воинская повинность, созданы условия для формирования общенациональной армии, основанной на принципе всеобщей мобилизации, был сокращен срок военной службы (от 25 до 5-7 лет). Великие реформы (1861-1874) создали предпосылки для более динамичного социального и экономического развития России. Сразу после отмены крепостного права начался бурный рост фабричного производства, добывающей промышленности (добычи угля, нефти). Стремительно развивалась сеть железных дорог, увеличившаяся в 1861-1881 гг. в 15 раз. Общественная жизнь в России стала более оживленной и насыщенной событиями, но одновременно и более сложной, наполненной весьма противоречивыми явлениями и процессами. Царствование А. отмечено значительным оживлением церковно-общественной жизни, чему в немалой степени способствовала политика реформирования многих ее сторон. Созванное 28 июня 1862 г. Главное Присутствие по делам приходского духовенства было призвано разрешить наиболее насущные вопросы - облегчение гражданского и имущественного положения духовного сословия. В 1863 г. выпускникам ДС был разрешен доступ в ун-ты, в 1864 г. реформирована структура приходского управления, в 1867 г. отменена наследственность священно- и церковнослужительских мест, в 1869 г. была проведена реформа, в результате к-рой преодолена сословная замкнутость духовенства: совершеннолетние дети клириков, не состоящие на церковной службе, исключались из духовного сословия и приобретали права лиц др.

http://pravenc.ru/text/64318.html

Филарет М. Московский . Апреля 6, 1864 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1863 г. II об. 247. 164. Всеподданнейший ответ Митрополита Филарета на полученную им поздравительную телеграмму от Их Величеств 20 Апреля 1864 г. 19 Апреля 1864 года Преосвященный Филарет получил телеграмму следующего содержания: Их Императорские Величества поздравляют Ваше Высокопреосвященство с праздником. Приятною обязанностью поставляю принести и свое поздравление. Ахматов. В ответ на эту телеграмму, Митрополит Филарет собственноручно писал: † Благочестивейший Государь! Благочестивейшая Государыня! Гласом моим ко Господу воззвах: – Господи Иисусе Христе! Царю небесный, вечно живущий по Божеству Твоему, воскресший по человечеству Твоему, и приявший всякую власть на небеси и на земли! Сею беспредельною властию Твоею, по данному от Тебе церкви Твоей обетованию неодолимости вратами адовыми, укрепи и умиротвори сие Твое царство, в сии немирные дни, когда так многие шаташася языцы и людие поучишася тщетным. Призри благодатно и на земное царство Всероссийское, хранящее в своих недрах великую долю Твоего духовного царства Вселенной Церкви, и на Благочестивейшего Царя нашего, Тобою, Господи, избранного защитника православной Церкви. Благоустрояй Царство Его в неразрывном союзе с православною Церковию. Благослови благие начинания Его, и обеспечи верностию исполнения. Низложи пред Ним всякое враждебное восстание. Направи действие власти и добрую волю народа к тихому и безмолвному житию, во всяком благочестии и чистоте. Благослови, Господи, благодатным благословением, вместе с Благочестивейшим Царем нашим и Благочестивейшую супругу Его, и Благоверного наследника Его и всех Благоверных чад Его. Таков ко Господу глас моего смиренного пред алтарем Его служения. Таков глас моего сердца. Теперь глас сей пусть достигнет до слуха Ваших Императорских Величеств, потому что Вам благоугодно было послать мне крылатое слово благоволения Вашего, которое дает дерзновение моему слову. Еще слово дня: – празднуемое ныне церковию обновление лета Вашего Императорского Величества да будет залогом новых Вам благословений небесных на сие и многие грядущие лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но этот способ соглашения не был принят ни правительством, ни болгарами (Дня 1864 г. 5, стр. 22), – последними потому, что грозил слишком большим увеличением податей в пользу архиереев (при разделении одной епархии на две или на три, пришлось бы, при предположенном жалованье архиереям, платить подать вдвое или втрое большую нынешней) и что нисколько не обеспечивал ин в патриаршем соборе равенства голосов с греками (не обязанный непременно назначать половины членов из архиереев болгарских епархий, а только наблюдать очередь, патриарх всегда бы имел возможность, к ущербу болгар, обходить эту последнюю). Испросив себе срок для представления нового проекта (ibid.), патриарх 21 февраля 1864 года собрал чрезвычайное собрание из находившихся в Константинополе архиереев и почетнейших греческих мирян, которое и повернуло дело так, что оно должно было как бы начаться опять с начала; именно – собрание это решило составить новую особую комиссию для нового тщательнейшего изучения вопроса. Быв составлена из девяти «ученых» греков, самых ревностных панеллинов, эта комиссия работала около полуторых месяцев и написала пространную докладную записку, в которой старается всевозможным образом доказать, что притязания болгар совершенно неосновательна и несправедливы и что все должно быть оставлено по-прежнему. За сим с 12 апреля по 12 июня, 1864, года в патриархии было шесть заседаний, посвященных болгарскому вопросу. Первое заседание (12 апреля) посвящено было слушанию упомянутой сейчас докладной записки. Во втором заседании (17 мая) были читаны, во-первых, изложение или мнение одного из бывших константинопольских патриархов, именно того самого Гpuropuя VI, который с 10 февраля 1867 г. снова есть действительный вселенский патриарх, – во-вторых, протесты, направленные в защиту требований болгар, митрополитов – филиппопольского Панарета и преславского Анфима, и наконец в-третьих, были выслушаны суждения ученых греческих богословов. Сущность мнения патриарха Григория состоит в том, что должны быть отвергнуты все требования болгар и даже должна быть взята назад уже сделанная им уступка относительно первого пункта (относительно избрания константинопольского патриарха); Панарет и Анфим (те самые, о которых выше) требуют в своих протестах, чтобы дело решено было к удовлетворению заявленных болгарами желаний; ученые греческие богословы заявили о своем совершенном согласии с мнением патриарха Григория, и кроме, того требовали, чтобы на будущее, время совсем изгнаны были из всяких актов названия – болгарский народ, болгарские архиереи и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Россини оставил в области духовной музыки помимо произведений юношеского периода и Messa di Gloria (1820; так назывались мессы, включавшие лишь 2 первые части ординария - «Kyrie» и «Gloria») еще 2 выдающихся произведения. В «Stabat Mater» (1832) использовано обычное для той эпохи сочетание оперных форм, чередующихся с контрапунктическими эпизодами, и разделов a cappella или разделов с пышной оркестровкой. Выверенная и отточенная систематизация фактуры, продуманные инструментовка и архитектоника позволяют считать это произведение одним из шедевров итал. церковной музыки 1-й пол. XIX в. Совершенно иное произведение Россини - Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, 1864), созданная после творческого перерыва со времени написания оперы «Вильгельм Телль» (1829); в этот перерыв Россини изучал музыку И. С. Баха (полное собрание сочинений Баха издавалось с 1850 г. в Лейпциге, и Россини получал его по подписке). Состав исполнителей Маленькой торжественной мессы предусматривает «двенадцать певцов трех родов, мужчин, женщин и кастратов, восемь для хора, четырех для сольных партий», 2 фортепиано и фисгармонию. Реминисценции музыки Палестрины, прозрачность письма, влияние баховского контрапункта, итал. напевность, отзвуки нем. романтизма сочетаются с тембровыми решениями впечатляющей новизны и гармонической смелости. Названная «маленькой» скорее с шутливой скромностью, эта композиция отличается большим масштабом; к тексту мессы добавлен евхаристический мотет «O salutaris hostia» (О, спасительная Жертва), а перед «Sanctus» помещена «Религиозная прелюдия», к-рую исполняет фортепиано. Один из самых знаменитых оперных композиторов того времени, Джованни Пачини (1796-1867), создал большое количество духовных произведений, среди к-рых 3 реквиема: 1-й, до минор (1843), посвящен его родине - Сицилии, 2-й (1864) - памяти Микеле Пуччини, отца композитора Джакомо Пуччини (1858-1924), 3-й (1864) - перенесению останков В. Беллини из Парижа в его родной г. Катания. Состав исполнителей варьируется от большого оркестра с солистами и хором до хора и органа или солирующих голосов, как в «Miserere» (1837). Перу Пачини принадлежит также биография Гвидо Аретинского.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Многие из реформ, совершившихся в царствование государя императора Александра II, были задуманы им прямо по восшествии на прародительский престол и мало-по-малу объявляемы были во всеуслышание в последовавших затем Высочайших манифестах. Так, возвещенное еще в милостивейшем манифесте, изданном в день коронации 26 августа 1856 года, судебное преобразование, которого давно жаждала вся Россия, 1607 уже в 1857 году, одновременно с крестьянскою реформою, стало деятельно подготовляться нашими законодательными учреждениями; а чрез полтора года с небольшим после освобождения крестьян, с которым оно было тесно связано, именно 29 сентября 1862 года вышел в свет и первый плод этих подготовительных работ – высочайше утвержденные Основные положения судоустройства и судопроизводства, в коих с точностью установлены были все коренные начала последовавшей затем судебной реформы по уставам 20 ноября 1864 года, создавшим совершенно почти новый судебный порядок, с отличительною, дотоле неизвестною России чертою его, гласностью, вместо прежней, часто нескончаемой канцелярской процедуры, изъятой от всякого общественного контроля, с полным отделением судебной власти от административной, с участием присяжных, с мировым институтом и т.д. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года и высочайше утвержденное в 1866 году Положение о нотариальной части были только раскрытием и применением к делу тех начал в подробностях и частных случаях. В том же 1866 году новые судебные учреждения и были открыты в Петербурге и Москве. Вслед за судебною реформою о в связи с ней законом 17 апреля 1863 года отменены доселе бывшие в большом употреблении строгие телесные наказания плетьми, шпицрутенами и прочее, равно как и клеймение человеческого лица. В том же 1863 году в обеих столицах и в Одессе открыты были городские думы на тех основаниях самоуправления, которые узаконены потом и для всей России Городовым Положением 1870 года, по которому городское население, без различия сословий, выбирает гласных представителей для обсуждения хозяйственных и других дел с полною свободою голоса в собраниях думы. Затем 1 января 1864 года утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Этим Положением все жители городов, сел и деревень, также без различия сословий, получили право выбирать установленным порядком представителей от себя, гласных на 3 года, для свободного обсуждения своих дел и для участия в самоуправлении. До этого Положения мы имели отдельные гражданские состояния, чуждые друг другу, раздроблявшие народ или скрывавшие его единство и препятствовавшие течению его собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Спустя два года Ушинский заявит о необходимости создания «совершенно новой в России науки – педагогики на психологических основаниях». Во многих работах начала 1860-х годов, и, может быть, наиболее полно в цикле статей «Педагогическая поездка по Швейцарии», Ушинский давал емкие, блестящие психологические объяснения многочисленных педагогических явлений, глубокое психологическое обоснование различных дидактических и методических подходов, раскрывал свое понимание «органического преподавания», «основанного на общих законах души человеческой» (I; 372). Образец такого преподавания он дал в знаменитом руководстве к «Родному слову» – «Книге для учащих», которая, по сути, стала первой в России дидактикой, разработанной на психологических основаниях. «Родное слово», создававшее реальное образовательное пространство для новой русской народной школы, завершало усилия Ушинского по решению этой, с его точки зрения, социально-педагогической задачи номер один. И потому только после выхода «Родного слова» в 1864 г. он смог вплотную подойти к развертыванию непосредственной работы над «Педагогической антропологией». В том же 1864 г. Ушинский начал публикацию первого варианта этого труда в лучшем отечественном педагогическом издании, журнале военного ведомства «Педагогический сборник», которая продолжалась до 1869 г. Здесь были напечатаны три серии статей: «Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания» (1864–1866), «Рассудочный процесс» (1867), «О чувствованиях» (1868–1869). Особняком от этой серии, написанной в виде популярных очерков и представлявших собой пробную разработку будущего труда, стоит большая философская статья Ушинского «Вопрос о душе в его современном состоянии». Она вышла в 1866 г. в двух номерах журнала «Отечественные записки» с подзаголовком «Отрывок из педагогической антропологии». В этой статье Ушинский ставил вопрос – «что такое сознание?» и анализировал взгляды на «сущность сознания» в различных идеалистических и материалистических философских теориях.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010