78 Скворцов Василий Михайлович (1859–1932) – чиновник особых поручений при К.П.Победоносцеве , редактор журнала “Миссионерское обозрение”, издатель общественной, церковной, политической и литературной газеты “Колокол” (1906–1918). К этой газете имелись приложения: 1907, 1910 – На каждый день православному христианину; 1908 – К русскому народу (Мирные речи); 1909 – Голос истины. 79 Новоселов Михаил Александрович (1864–1938) – богослов, издатель и церковный деятель. О Новоселове более подробно см. примечание к “Открытому письму графу по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода”. 80 Бобринский Владимир Алексеевич (1867–1927), граф; член II, III и IV Гос.думы. Лидер прогрессивных националистов”, в августе 1914 г. поступил на военную службу. 83 Епископ Ямбургский Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Более подробно о нем см: “По поводу ответа Св.Синоду графа Л.Н. Толстого. 84 Антоний, епископ Уфимский. Речь идет о Преосвященнейшем Антонии (Храповицком) , занимавшем Уфимскую кафедру с 4 июля 1900 г. по 22 апреля 1902 г. В воскресных проповедях в кафедральных соборах он много внимания уделял разбору религиозного учения Л.Толстого. 85 Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский, 1783–1824), иерарх, проповедник, духовный писатель. С 1763 г. – епископ Воронежский. Способствовал открытию духовных школ. Последние годы жизни святитель Тихон провел в Задонском Богородицком монастыре, где явил подвиг глубочайшего смирения, мудрой кротости, ангельской незлобивости; здесь им созданы творения: “Плоть и Дух”, “Об истинном христианстве”, “Сокровище духовное, от мира собираемое” и др. Причислен к лику святых в 1861 г. 86 Уриэль д’Акоста (1590–1647) – голландский философ, еврей по национальности. Родился в Португалии, бежал от преследований инквизиции в Амстердам. В книге “Исследование традиций фарисеев” Акоста доказывал, что догматы раввинов противоречат Священному Писанию . За свои взгляды он был отлучен от еврейской религиозной общины. В 1623 г. Акоста выступил с антирелигиозным трактатом против бессмертия души и загробной жизни. Не выдержав усилившихся гонений и преследований как со стороны раввинов, так и со стороны голландских властей, Акоста просил о снятии наложенного синагогой отлучения. После унизительной церемонии, связанной со снятием отлучения, Акоста покончил жизнь самоубийством. Судьба Уриэля д’Акоста послужила темой ряда литературных произведений, в том числе трагедии Гуцкова “Уриэль Акоста” (1847).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Она возвратилась в монастырь и в 1854 г. была пострижена в рясофор (низшая степень пострига, готовящегося к принятию малой схимы) с именем Арсения, в честь Арсения Великого, а в 1859 г. 11 января в мантию, видимо с сохранением имени. Вскоре она нашла себе наставницу в лице схимонахини Ардалионы. В 1862 г. по причине старости лет иг. Вирсавии Арсения была назначена владыкой Иоанном, управлявшим Донской епархией, помощницей игуменьи с назначением на должность казначеи. В 1863 г. скончалась иг. Вирсавия. Стала нужда в выборе новой игумений, выбор сестер пал на Арсению. 1864 г. стал для Арсении знаменательным. 3 января на 31 г. своей жизни, она была посвящена в сан игуменьи Архиепископом Иоанном. Свою уединенную тихую жизнь новопоставленной игуменьи пришлось сменить на бурную деятельность. Спустя некоторое время, скончалась ее духовная наставница схим. Ардалиона. Наделенная властью иг. Арсения занялась устройством обители, как с внешней стороны, так и с внутренней. Первым ее делом, было распространение грамотности в монастыре между сестрами, так как поступающие в монастырь девицы были лишены возможности получить образование, как светское, так и духовное. Ею составлена библиотека, в состав которой вошли книги духовного содержания. В 1867 г. заботами иг. Арсении при монастыре открылось бесплатное четырехклассное женское училище с преподаванием Закона Божия, русского и славянского языков, географии, арифметики и русской истории. Так же была открыта живописная школа, в которой преподавала сама игуменья. В училище обучались дети дворянские и чиновников, духовных и городских жителей, сельские, коренные и иногородние. На 1 января 1875 г. в училище обучалось: 9 из дворянских, чиновничьих и духовного сословия: 10 из городских жителей: 9 из сельских: 19 детей коренных жителей области: 13 иногородних, преподавателей в школе было 9 человек. В живописной школе обучалось до 15 детей постоянно живущих при монастыре, занятия проводились три раза в неделю по два часа. Училище действовало до 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenija_Sebrj...

Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал московский мастер – для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск. Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала. В новом соборе могли одновременно молиться 540 человек. Его архитектурный облик также повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле. Адрес : 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Релочный, 15 Телефон : (8-4162) 33-16-24 Подробнее... Кафедральный собор Троицы Живоначальной (Тында) [ править править код ] Первый камень и часть святых мощей мученицы Татианы в основание Тындинского кафедрального собора в честь Животворящей Троицы, был заложен в августе 1998 года. Храм Святой Троицы возведён в центральном районе города Тында, на перекрёстке улиц Красная Пресня и Профсоюзная. Является вторым кафедральным собором Благовещенской епархии. Адрес: 676290, Амурская обл., г. Тында, ул. Красная Пресня, 20 Телефон: (8-41656) 4-33-44 Электронная почта : hramtynda@mail.ru Подробнее... Храм Иоанна Богослова (Ивановка) [ править править код ] В селе Ивановка, расположенном в 37 километрах от города Благовещенска, сохранился Иоанно-Богословский храм, построенный одновременно с основанием села в 1864 году. В 1866 году он был построен и освящен, а в 1867 году по просьбе более 70 прихожан Святитель Иннокентий выделил 1000 рублей на достройку колокольни, покупку колоколов и церковной утвари. Спустя немного времени при храме открывается церковно-приходская школа на 70 мест. Наступил переломный период в истории нашей страны, 1917 год. Село Ивановка стало в годы революции и Гражданской войны одним из центров Октябрьской смуты. В феврале 1918 года на окраине села был зверски замучен настоятель храма священник Георгий Паргачевский. Пролилась кровь многих… А в марте 1919 года японцы дотла сожгли село. Но храм остался нетронутым огнем. В нем еще 10 лет совершались богослужения. И только в 1929 году, после приезда С. Буденного по его приказу храм был закрыт и превращен в «очаг культуры» — клуб.

http://azbyka.ru/palomnik/Амурская_облас...

851  Вот как описывает своё впечатление от Синодального послания митрополит Вениамин (Федченков) : «Имя батюшки о. Иоанна [Кронштадтского] тесно связано с имяславием. Вспоминаю о собственном ощущении, когда было осуждено учение так называемых «имебожников». Это было летом (1913). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в «Церковных Ведомостях» об этом осуждении. И не разбираясь в таком вопросе с богословский точки зрения, я, однако, ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от Православия. И с той поры доныне вот уже сорок лет, я не могу успокоиться окончательно. Четыре года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал завещание по этому поводу, желая снять (с себя, по крайней мере) возможное обвинение, будто и я как-то повинен в этом осуждении, хотя бы одним самим молчаливым согласием с ним». «Имяславие». В кн.: Митрополит Вениамин Федченков . Протоиерей Иоанн Сергиев. 1954. Рукопись, Флоренский П.А. М., 1990, т. 2, стр. 428. 852  Модест (Никитин Тихон Николаевич: 1867–1937?) – архиепископ Смоленский и Вяземский, 1914 – хиротонисан во епископа Верейского, настоятель Покровского монастыря в Москве. 859  Св. преподобномученица Елисавета (Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, 1864–1918), причислена к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1981 г., нашей Церковью – в 1992. 879  Недостойно автор признаёт Сергея Нилуса сохранившим и верность Господу и Его Помазаннику. С. Нилус является яростным имяборцем и злостным клеветником на афонских имяславцев-исповедников (см. его еретичность и клеветничество в имяборческой брошюре: «Сборник документов, относящихся к афонской имябожничсской смуте», Петроград, 1916, стр. 47–48. В этой брошюре там же Вы увидите страшные клеветы на исповедание афонских изгнанников редактора журнала «Колокол»; но эту хульную рецензию свою редактор написал до своего обращения к имяславию. Но после длительной его беседы с архиепископом Феофаном (Быстровым) он стал ревностным исповедником Имени Божия и свой журнал «Колокол» повернул на защиту хулимого имяборцами Имени Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

К тому же так называемое 34-е Апостольское правило предписывает епископам каждого из таких объединений знать, кто среди них первый, и не предпринимать без него ничего из того, что может иметь общую значимость, равно как и наоборот. Тем не менее, как представляется, епископ Хакман периодически склонялся к тому, чтобы поддержать стремление соседствующего православного архипастыря, епископа Седмиградья Андрея (†1873) к объединению всех румын, находящихся под властью Габсбургов, в единый национальный церковный округ. Однако сам Хакман по происхождению был русин и в приватном общении предпочитал язык своих предков, так что хотя бы из-за этого не мог пренебречь тем, что более половины его паствы, насчитывавшей ок. 400 000 человек 16 , не были румынами, так что он уже с 1838 года ввёл русинский язык как второй официальный язык епархии 17 . И не потому ли он полностью осознавал затруднения, которые привносила чреватая многими последствиями замена древнехристианского территориального принципа на современный национальный, коль скоро он образует основополагающую норму в православной Церкви? Если это было так, то он тем не менее не мог позволить себе открытое столкновение с епископом Андреем, который действительно добился в 1864 году создания своего румынского митрополичье­го округа, независимого от Карловиц. Епископ Хакман точно так же хотел добиться для своей Церкви независимости от Карловиц, но только она должна была осуществляться на основе древнецерковного территориального принципа. Крайне желанные предпосылки для этого дало ему так называемое соглашение 1867 года, которым вся территория правления Габсбургов была разделена на два формально независимые государственные образования, единство которых поддерживалось только личной унией монархов (двойная монархия), — на королевство Австрия с прилегающими землями, называемыми Цислейтания, и на королевство Венгрия с прилегающими землями, называемыми Транслейтания. Ещё и сегодня речушка Лейта служит границей между Нижней Австрией и западными территориями Словакии.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; г. р. неизвестен, Москва - 9.12.1874, с. Абай), игум., алтайский миссионер. Закончил ветеринарное отд-ние Московской медико-хирургической академии. В 1839 г. призван на миссионерское служение основателем Алтайской духовной миссии архим. прп. Макарием (Глухаревым), при к-ром служил в миссии как катехизатор и врач. 23 дек. 1845 г. пострижен в монашество, в праздник Рождества Христова, 25 дек. 1845 г., рукоположен во иеродиакона, 30 дек.- во иеромонаха. Первым местом миссионерского служения А. в сане иеромонаха была дер. Мыюта, затем он стал миссионером Черно-Ануйского отд-ния миссии, где обращал в христианство алтайцев-язычников и казахов-мусульман (крестил 1398 чел.). Обучал детей алтайцев и русских грамоте, основал ряд миссионерских поселений для новокрещеных алтайцев, где они, с одной стороны, уже не находились в экономической зависимости от нехрист. родовых начальников и воинственно настроенных против них сородичей, а с др.- легче переходили от кочевого образа жизни к оседлому. В числе основанных А. поселений - с. Абай (ныне в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай ). Прославился даром исцелений, а также борьбой с купцами и виноторговцами, обманывавшими и развращавшими новокрещеных алтайцев. В 1852 г. исполнял обязанности начальника Алтайской миссии (из-за отъезда на лечение прот. Стефана Ландышева). В 1866 г. по его молитвам избавилась от нашествия саранчи Абайская долина. За ревностные миссионерские труды возведен в сан игумена. Погребен в ограде молитвенного дома с. Абай. Алтайскими миссионерами почитался как ученик основателя миссии прп. Макария. Соч.: Извлечения из миссионерских записок//ПрТСО. 1858. Т. 17. С. 287-292; Выписка из дневника миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за первые семь с половиною месяцев 1866 года//ДЧ. 1867. Ч. 1. 1. С. 15-27; Записки миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за четыре с половиною месяца 1866 года//Там же. 1868. Ч. 3. 9. С. 17-27. Лит.: Путинцев М., прот. Алтай - его святыни: Миссионерство. М., 1891. С. 68-69; Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63790.html

Орёл. Церковь Иоанна Предтечи на Крестительском кладбище. Крестительская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестительская церковь расположена на юго-западной окраине города на Крестительском кладбище, основанном в 1772 г., среди густо разросшихся кустарников и деревьев. В 1774-77 гг. построена каменная церковь во имя Иоанна Крестителя. В 1828 г. к ней пристроена трапезная с колокольней и двумя приделами во имя иконы " Всех Скорбящих Радость " и Казанской иконы Божьей Матери. В 1870 г. церковь расширена с обеих сторон каменной пристройкой. В 1820 гг. в ограде кладбища была построена двухэтажная каменная богадельня. 12 (24) сентября 1863 г. её посетил сын императора Александра II, цесаревич Николай Александрович (умерший в 1866 г.). В 1864 г. кладбище обнесено кирпичной стеной. С 1867 г. в Крестительской богадельне размещался приют для вдов и сирот духовного сословия. В 1930 гг. церковь была закрыта. Действовала в 1942-44 гг. и опять была закрыта. Вновь открыта в 1960 гг. Как памятник архитектуры здание храма отмечено мемориальной доской. На территории Крестительского некрополя находятся могилы митрополита Орловском и Брянского Палладия (1896-1976), архиепископа Орловского и Брянского Варфоломея (1928-1988). Здесь похоронены краеведы Я. И. Горожанский (1858-1913) и П. И. Сизов (1931-1989), писатель и литературовед Л. Н. Афонин (1918-1975). В южной части кладбища расположено братское захоронение советских воинов, погибших в боях за освобождение Орла в августе 1943 г. К 40-летию освобождения города в 1983 г. на нем сооружен мемориал. На металлических плитах обозначены имена павших бойцов и командиров. Здесь же 8 мая 1987 г. открыт восстановленный индивидуальный памятник командиру эскадрильи 61-й армии, майору Т. Г. Верховий, погибшему 3 мая 1943 г., первоначально похороненному в сквере Танкистов и перенесенному на Крестительское кладбище в 1952 г. Церковь построена в 1774-1777 годах на пожертвования горожан на одноименном кладбище, основанном в 1772 году. В 1827 году к ней была пристроена трапезная с колокольней и приделами во имя иконы Божией Матери, именуемой " Всех скорбящих радость " , и во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1870 году расширена с обеих сторон каменной пристройкой. Это теплая и уютная церковь. В 1825 году в ней был похоронен протоиерей Иоанн Коренев, известный своей строгой жизнью и благотворительностью. В 1938 году церковь была закрыта. Служба в ней возобновилась только в 1942 году, но в 1944 году здание церкви было передано под склад. Церковь открылась вновь в 1960 году. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08107

Мисаил (Крылов Михаил Иванович), епископ Олонецкий Родился в 1837 году в семье пономоря Новгородской епархии. По окончании Новгородской духовной семинарии в 1859 году поступил послушником в Юрьев монастырь. 1 ноября 1861 года пострижен в монашество и 8 ноября рукоположен во иеродиакона. 2 февраля 1864 года рукоположен во иеромонаха. В 1867 году окончил вольнослушателем СПБ духовную академию. С 2 октября 1868 года – преподаватель Саратовской духовной семинарии. 19 марта 1870 года удостоен степени кандидата богословия. 2 марта 1875 года возведен в сан игумена. 9 апреля 1878 года возведен в сан архимандрита и назначен исполняющим должность ректора Калужской духовной семинарии. С 23 окт.1879 года – ректор Тифлисской духовной семинарии. 20 февраля 1883 года хиротонисан во епископа Можайского, вик. Московской епархии. С 4 мая 1885 года – епископ Дмитровский, вик. той же епархии. С 3 июня 1889 года – епископ Орловский и Севский. С 10 авг.1896 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 29 апреля 1904 года уволен на покой с назначением настоятелем Жировицкого монастыря Гродненской епархии. С 24 дек. 1905 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. 21 ноября 1906 года уволен на покой с назначением управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырем в Москве. С 5 дек.1908 года – штатный член Московской Синодальной Конторы. 21 сент.1917 года уволен согласно прошению от должности члена Московской Синодальной Конторы и управляющего Московским Симоновым монастырем с назначением ему местожительства в Кирилло-Белозерском монастыре Новгородской епархии. Скончался после 1918 года. Был изобличен в произнесении чужих речей. В обращении со священнослужителями Православного Востока почетными архимандритами Гавриилом, игуменом Аркадийского монастыря, Харитоном с острова Кипра и Хрнсанфом, игуменом монастыря лконософидиса поступил невежливо. С 1892 по 1913 гг· пожертвовал на благоукрашение и поддержание находящейся на месте его родины церкви 70.800 рублей. Труды: «Заслуги и значение северных русских монастырей в исторической судьбе России».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. 6 сент. 1847 г. в результате пожара Богоявленский мон-рь сильно пострадал и в 1848 г. был упразднен. В 1863 г. обитель объединили с Анастасииным жен. мон-рем, к-рый возглавила игум. Мария (Давыдова). По ее инициативе в юж. части крипты собора устроили ц. во имя св. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского, которую 14 сент. 1867 г. освятил еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский). По сведениям прот. С. К. Смирнова, при строительстве этой церкви был найден гроб с мощами Н. «По распоряжению епископа Платона гроб положен в усыпальнице за левым клиросом» ( Смирнов. 1885. С. 147-148). 15 сент.- день памяти вмч. Никиты Готфского, святого, тезоименитого Н.,- стал престольным праздником мон-ря. Ежегодно вечером 14 сент. в церкви совершалась великая панихида об упокоении «строителя Никиты». Богоявленский мон-рь посещали члены Дома Романовых: 14 мая 1898 г.- московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович (1857-1905), 9 июля 1916 г.- его вдова вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна (1864-1918). По просьбе последней в храме вмч. Никиты была совершена панихида об упокоении старца Никиты, имп. Александра III и вел. кн. Сергея Александровича. В 1919 г. мон-рь был закрыт, Богоявленский собор стал приходским храмом. В 1925 г. после ликвидации прихода здесь разместился ГАКО, в авг. 1982 г. в результате пожара зданию был нанесен огромный ущерб. В 80-х гг. XX в. осуществлялась реставрация собора, здесь предполагалось открыть зал органной музыки. По просьбе еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. В 1991 г. началось возрождение Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала игум. Иннокентия (Травина). 17 авг. того же года еп. Александр (Могилёв) совершил торжественное освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего кафедральным собором епархии.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

священномученик Иоанн Восторгов (1867–1918) Полное собрание сочинений Поучения и проповеди священномученик Иоанн Восторгов Миссионер, церковный и политический деятель, выдающийся проповедник. Не скрывал своих монархических взглядов, обличал богоборческую власть, за что и принял мученическую кончину в 1918г. Родился 30 января 1864 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн Восторгов, был сыном магистра богословия, профессора Владимирской Духовной семинарии Александра Восторгова, мать звали Татьяной Ксенофонтовной. В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровская (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. О рано умершем отце протоиерей Иоанн вспоминал как о добром и мягком человеке, пользовавшемся большой любовью прихожан. Посетив в 1908 году родную станицу и совершив Божественную литургию, протоиерей Иоанн в проповеди вспомнил свое детство: «Смиряюсь перед Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, – слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою перед вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика: не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели». Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был определен 15 августа того же года надзирателем в Ставропольское Духовное училище, а 30 сентября назначен штатным учителем русского и церковнославянского языков в то же училище. К 1887 году относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова – «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов». Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает, как рано определились церковно-апологетические устремления будущего блестящего защитника Церкви от различных противоцерковных течений. Заметны в ней и зачатки дарований, так ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность аргументации, ясность слога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010