Общие историко-географические очерки епархий имеются в 36 описаниях: варшавском, волынском, вятском 1912 г., донском, екатеринбургском, камчатском, минском 1864 г., могилёвском, омском, оренбургском, орловских 1899 и 1905 гг., пензенском, полтавском, псковском, рижском, рязанском 1863 г., с.-петербургских, смоленском 1864 г., таврических, тамбовских, тверском, тобольском, томском, уфимском, харьковском, черниговских, ярославском, воронежском 1867-1868 гг., новгород-северском, подольском 1862 г. и саратовском 1882 г. Эти разделы чрезвычайно разнятся между собой как по объему, так и по составу сведений. В общих очерках публиковались разнообразные исторические материалы (о распространении христианства на территории епархии, ее границах, государственной и церковно-адм. принадлежности в разное время, об обстоятельствах учреждения архиерейской кафедры и др.), географические и этнографические сведения (площадь епархии, состав ее городов и уездов, природные особенности, состояние сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности и торговли, народы, обитающие на территории края, и др.) и статистические данные (численность населения, количество церквей, монастырей и часовен, учебных заведений и др.). В 17 описаниях имеются сводки об отдельных городах (статус и административно-территориальная принадлежность в разное время, важнейшие исторические события, число жителей, количество храмов, домов, дворов, промышленных предприятий и учебных заведений и др.) и (или) уездах (границы, площадь, количество церквей и приходов, климат, состояние почвы, водные ресурсы, численность и занятия населения и др.). В большинстве описаний они расположены внутри списков церквей, приходов и причтов (архангельское 1894-1896 гг., владимирское 1893-1898 гг., волынское, омское, пензенское, подольские, полтавское, с.-петербургское 1869-1885 гг., симбирское, смоленское 1864 г., тамбовское 1911 г., уфимское), а в некоторых (посвященных 1 уезду) образуют особые разделы (владимирское 1886 г., казанское 1904 г., смоленское 1915 г.).

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Тем временем, независимо от работ присутствия, изменялся в некоторых частях быт духовенства под влиянием других освободительных реформ славного царствования. В 1863 году отменено телесное наказание церковников при общей отмене телесного наказания. В том же году разрешен студентам духовных семинарий доступ в университет, хотя, впрочем, пока, как временная мера, и через 12 лет семинаристы в университетах составляли уже 46%; в 1879 году доступ семинаристам в университет прекращен. Положение о гимназиях 1864 года открывало двери этих учебных заведений для детей всех сословий, не исключая и духовного. Положением 1866 года о военных училищах духовным детям открыт был доступ и в военную службу. Новым уставом духовных училищ и семинарий 1867 года предоставлялось духовенству право воспитывать своих детей в светских учебных заведениях и открыт был доступ в духовные училища и семинарии детям всех сословий. Земское положение 1864 года предоставляло духовенству право участия в земских выборах на основании владения церковно-причтовой землею и, при наличности владельческого ценза, право быть избираемыми в гласные уездных и губернских земских собраний. В 1867 году уничтожена формально наследственность приходов, получившая вследствие особенных исторических условий страшное развитие и поддерживаемая в свое время и митрополитом петербургским Серафимом, и митрополитом московским Филаретом. По представлению синода, высочайше утвержденным мнением государственного совета было положено при определении на вакантные места после умерших или уволенных за штат духовных лиц не ставить родство с ними в особое преимущество просящимся на эти места кандидатам, зачисления церковных мест за дочерьми или родственниками занимавших эти места лиц впредь не допускать и выдаваемые со стороны лиц, поступающих на места, обязательства касательно выдачи своим предместникам или их семействам пособий не признавать действительными 144 . Предпринятая духовенством в следующем же году попытка добиться восстановления наследственности приходов не удалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1303 . По отличительной особенности столиц от всех других местностей, вследствие многочисленности в них населения и по значительному числу временных жителей в разных приходах, было поручено местным Губернским Присутствиям, по обеспечению духовенства, войти в ближайшее соображение, на каких основаниях могли бы быть учреждены Приходские Попечительства при церквах С.-Петербурга и Москвы. (П. 4 Выс. утв. 2 Авг. 1864 г. Мн. Госуд. Сов.) Примечание. В столицах существуют различные приходские попечительские общества, которые, в видах оказания помощи бедным прихода, выдают им единовременные и постоянные денежные пособия, снабжают их пищею, одеждой, дешевыми квартирами и т. п. Сверх сего, при некоторых обществах учреждены богадельни и старческие приюты, а также приюты и школы для призрения и воспитания детей, между прочим с тою целию, чтобы, освободив бедных родителей от необходимости дневного надзора за их детьми, предоставить таким образом родителям возможность отдаваться дневному труду, обеспечивающему их пропитание. Подобные общества группируются по приходам и, обыкновенно заимствуя свои названия от имени приходских церквей, действуют на основании частных своих уставов. 1304. По уважению особых обстоятельств западного края допущено, в виде временной меры, существование учрежденных в северо-западных губерниях особых церковных Советов, на основании особо начертанных для них правил. (23 Марта 1866 г. Выс. утв. Журн. Присут. По дел. Прав. дух.). В 1867 г. существовавшие в губерниях северо-западного края церковные Советы переименованы в церковные Попечительства, с применением к ним Положения 2 Августа 1864 г. о церковных Попечительствах. (Отч. Обер-Прок. За 1867 г.) 1 Настоящее разъяснение последовало по поводу ходатайства некоторых приходских попечительств о предоставлении в распоряжение их всех сумм, собираемых в церквах. Читать далее Источник: Из сборника действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Синода хозяйственная часть сосредоточилась в Синодальной Канцелярии. С расширением же специальных материальных средств Св. Синода, учрежден был в 1836 году (П. С. З., особый хозяйственный комитет, преобразованный в 1839 году (П. С. З., в нынешнее Хозяйственное Управление, заведующее теперь всеми вообще денежными суммами и имуществами, находящимися в распоряжении Св. Синода. При своем учреждении Хоз. Управление состояло из общего присутствия, трех отделений: хозяйственного, контрольного общего и контрольного по суммам духовно-учебного ведомства, и секретарского стола. В 1841 г. (23 Март.; П. С. 3., 14387) при Хоз. Управлении учреждено было дополнительное счетное отделение, преобразованное в 1844 г. (12 Март.; П. С. 3., в контрольное. Таким образом, в Хозяйственном Управлении было 4 отделения: одно распорядительное и три контрольных. Бухгалтерия, составляющая по самому существу ее отдельную часть, была разделена в Хоз. Управлении между тремя отделениями: распорядительным и двумя контрольными, что вело к очевидным неудобствам. Ввиду сего, в 1861 г. было утверждено новое более соответственное существу дела распределение занятий между отделениями Хоз. Управления. 8 Марта 1864 г. последовало Высочайшее соизволение на передачу заведования капиталами Духовно-Учебного ведомства в Хоз. Управление, а 7 Апр. того же года (П. С. 3., утвержден новый штат Хоз. Управления, почти тождественный, в отношении количества и наименований должностных лиц, с ныне действующим штатом. В 1867 г. существовавшее при Св. Синоде Духовно-Учебное Управление было закрыто, причем часть дел его передана была в Хозяйственное Управление; одновременно контрольные отделения Хоз. Управления отделены были от него в самостоятельное учреждение. В связи с этим для Хоз. Управления был утвержден 21 Ноябр. того же года (П. С. 3., 45186) новый штат, по коему число должностей в Управлении несколько сокращено, сравнительно со штатом 1864 г. Положенные по штату 1867 г. оклады были возвышены по штату 20 Июн. 1872 г. (П.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

17 в., 1863-1867 гг., 1898-1899 гг. К северу от собора расположен " трапезный " корпус 26 А), частично сохранивший в своем составе прежние братские кельи монастыря, интересный памятник жилой архитектуры сер. 17 в. В 1850-х гг. большую часть двухэтажных прежних келий разобрали, построив в 1863-1867 гг. новое здание с подвалами и мансардой, предположительно по проекту петербургского архитектора В. Садовникова. После пожара 1887 г. оно надстроено третьим этажом и расширено в 1898-1899 гг. губернским архитектором Н.И. Горлицыным. В 1978-1985 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). Длинный кирпичный корпус в три этажа, сильно вытянутый по оси восток-запад, выполнен в русском стиле. Его главный южный фасад имеет в центре ризалит с крупным фронтоном чердачного окна; у северного фасада ризалиты устроены по краям и в середине. Восточное крыло корпуса включает в себя древние братские кельи, состоящие из нескольких палат в первом и втором этажах, нижние из которых сохранили даже коробовые своды с распалубками. На главном фасаде частично можно видеть и характерный для 17 в. декор келий: лопатки против внутренних стен, карнизы этажей с поребриком, киоты и нишки с обрамлением и наличники второго этажа с наборными колонками и кокошниками, а также более простые, рамочные, с фронтонами. Убранство более поздних частей корпуса во многом стремится подражать древним формам убранства. Рабочий корпус, сер. 17 в., 1864 г. В восточной части монастыря расположен оригинальный " рабочий " корпус 26 В), созданный в 1864 г. для участников обширного строительства с использованием фрагмента монастырской стены 17 в. Двухэтажное прямоугольное в плане здание имеет кирпичные нижние и две стены верхнего этажа, деревянные и оштукатуренные остальные стены верхнего. Своей толщиной выделяются восточная и северная кирпичные стены, которые и являются остатками древней монастырской ограды. Их материал - большемерный кирпич со включенными в кладку крупными булыжниками, хорошо заметными снаружи восточной стены.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Роман впервые напечатан в журнале «Библиотека для чтения», 1864, 7, 8, 10–12 за подписью «М. Стебницкий»; при жизни автора переиздавался пять раз. Первое его издание вышло в 1865 году (оно было сброшировано из журнальных оттисков); второе — в 1867 году (СПб., изд. М. О. Вольфа); последующие два — в 1879 и 1887 годах (оба — в Петербурге, в издательстве А. С. Суворина, который, включив, очевидно, в счет изданий и журнальную публикацию, назвал их вместо третьего и четвертого — четвертым и пятым); в последний раз — в «Собрании сочинений Н. С. Лескова» (т. IV, СПб., 1889). Во втором издании (1867) был снят эпиграф к роману, имевшийся в журнальной публикации: «На тихеньких бог нанесет, а резвенький сам набежит. Пословица»; других существенных разночтений в текстах переизданий не имеется; в издании 1889 года автор ограничился лишь незначительной стилистической правкой. Рукопись романа не сохранилась. В подарочной надписи П. К Щебальскому от 18 апреля 1871 года на экземпляре «Некуда» (издание 1867 года) Лесков свидетельствовал, что роман создавался «наскоро и печатался прямо с клочков, нередко писанных карандашом в типографии». Здесь же, защищаясь от нападок критики, он указывал на сложную цензурную историю своего произведения: «Противники мои писали и до сих пор готовы повторять, что роман этот сочинен по заказу III отделения… На самом же деле цензура не душила ни одной книги с таким остервенением, как «Некуда». После выхода первой части Турунов назначил г. Веселаго поверять цензора Де-Роберти. Потом велел листы корректуры приносить от Веселаго себе и сам марал беспощадно целыми главами. Наконец, еще и этого показалось мало, и роман потребовали еще на одну «сверхъестественную» цензуру [имеется в виду III отделение. — Ред.]. Я потерял голову и проклинал час, в который задумал писать это злосчастное сочинение» («Шестидесятые годы. Материалы по истории литературы и общественному движению», изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 354). Указания на цензуру, исказившую авторский замысел, содержатся и в неопубликованной статье «О шепотниках и печатниках» (1882).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

По отличительной особенности столиц от всех других местностей, вследствие многочисленности в них населения и по значительному числу временных жителей в разных приходах, было поручено местным Губернским Присутствиям, по обеспечению духовенства, войти в ближайшее соображение, на каких основаниях могли бы быть учреждены Приходские Попечительства при церквах С.-Петербурга и Москвы. (П. 4 Выс. утв. 2 Августа 1864 г. Мн. Госуд. Сов.) Примечание. В столицах существуют различные приходские попечительские общества, которые, в видах оказания помощи бедным прихода, выдают им единовременные и постоянные денежные пособия, снабжают их пищей, одеждой дешевыми квартирами и т. п. Сверх этого, при некоторых обществах учреждены богадельни и старческие приюты, а также приюты и школы для призрения и воспитания детей, между прочим с той целью, чтобы освободив бедных родителей от необходимости дневного надзора за их детьми, предоставить таким образом родителям возможность отдаваться дневному труду, обеспечивающему их пропитание. Подобные общества группируются по приходам, и обыкновенно заимствуя свои названия от имени приходских церквей, действуют на основании частных своих уставов. По уважению особых обстоятельств западного края допущено, в виде временной меры, существование учрежденных в северо-западных губерниях особых церковных Советов, на основании особо начертанных для них правил. (23 Марта 1866 г. Выс. утв. Журн. Присут. по дел. Прав. дух.). В 1867 г. существовавшие в губерниях северо-западного края церковные Советы переименованы в церковные Попечительства, с применением к ним Положения 2 Августа 1864 г. о церковных Попечительствах. (Отч. Обер-прок. за 1867 г.) Глава 41. О церковно-приходских школах Епархиальному начальству вменяется в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ в виде простом и приспособленном к народному быту, для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам катихизиса. Подобные училища заводить, по возможности, при монастырях мужских для детей мужского пола и при женских -для детей женского пола. (Ст. 14 Уст. дух. Конс. ср. ст. 1090 – 1092.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Прим. изд. 22 Здесь слова Д. Ф–ча переданы не совсем точно. Он говорил не „о великодушии дворянском при наделе крестьян землею“, а о том, что „все дворянство без всякого исключения нимало не сожалеет об утрате крепостного права“. Прим. изд. 23 Т.-е. тот же, который за несколько дней перед тем читал в собрании предложение дворян Подольского уезда о подаче адреса. Прим. изд. 25 На одном из таких собраний сельских хозяев, происходившего» 25 сентября 1864 г., Д. Ф. читал доклад, озаглавленный „Об отдаче земли исполу и в арендное содержание и о средствах отвратить при этом порчу полей“. В этом докладе проводилась та же мысль, которая несколько позже послужила темой вышеупомянутой статьи; местами и самое изложение этого доклада почти буквально воспроизведено в тексте статьи. Поэтому мы сочли излишнем помещать его в настоящем издании. Он напечатан в 31 газеты „Земледелие, садоводство и огородничество“ за 1864 г. Прим: издат. 28 Напечатано было в „Современных Известиях“ в 1873 году, 90, 94, 96, 131 и затем издано отдельной брошюрой. 30 В некоторых епархиях, например, в Московской, Тульской и Симбирской, духовенство не получает теперь жалованья от казны. А в тех епархиях, на которые распределяется отпускаемая из казны сумма, далеко не все церкви получают жалованье для духовенства. Так, например, в Самарской епархии из 667 церквей пособием этим пользуются только 437 церквей, а остальные 230 вовсе не участвует в этом пособии; т.-е. из 100 приходов 64 получают пособие, а 36 ничего не получают («Самарские Епархиальные Ведомости» за 1867 год, 3). 31 «Самарские Епархиальные Ведомости» за 1867 г., 3. 1 февраля. Часть официальная. „ВЕДОМОСТЬ о суммах, следующих к отпуску из казны, на содержание причтам городских и сельских церквей Самарской Епархии“. стр. 38–54. 32 «Самарские Епархиальные Ведомости» за 1869 г., 3. 1 февраля. Часть официальная, стр. 51–52. 34 Нам известен один случай, вероятно не исключительный, что приходу хотели пожертвовать дом, но дар не мог состояться потому, что нельзя было совершить акта на имя прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

1865). Замечательное открытие в древне-русском книжном мире (Бесед. любит. росс. слова. Вып. 1. М. 1867). Собрание славянских книг церковной печати Лукашевича (газ. Москва 1868, 50). Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского с приложением очерка собрания сих рукописей в полном составе. М. 1870. Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864. Вып. I. Очерк славянорусской библиографии В. М. Ундольского с дополнениями А. Ф. Бычкова и А. Е. Викторова . М. 1871. Каталог славяно-русских рукописей Д. В. Пискарева. М. 1871. Бумаги Н. В. Сушкова (Москов. Ведом. 1872. 107). Обозрение старинных описей патриаршей ризницы с приложением описи ризницы 1631 года (Вестник общ. древне-русск. искусства, 1874–1876). Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725. Вып. I. М. 1877. Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатного Апостола 1564 года? (Труд. 3-го археолог, съезда, том 2. Киев, 1878). Сергиевский Николай Александрович. Тайный советник. Магистр XX курса (1856). Был бакалавром московской духовной Академии по классу библейской истории и греческого языка с половины октября 1856 года до марта 1858 года, а в этом году назначен чиновником особых поручений при обер-прокуроре св. Синода и в конце года командирован за границу по особо-возложенному на него поручению и провел в заграничной командировке два года. В половине 1861 года перемещен на должность чиновника особых поручений при министерстве народного просвещения. В начале следующего 1862 года перешел на службу в канцелярию обер-прокурора св. Синода старшим чиновником и в конце года получил должность обер-секретаря св. Синода. В 1864 году переместился на должность инспектора московской практической Академии коммерческих наук. В марте 1866 г. назначен исправляющим должность директора канцелярии обер-прокурора св. Синода и членом комитета для составления проекта устава духовно-учебных заведений. В 1867 году произведен в действительные статские советники и утвержден директором канцелярии обер-прокурора св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Что удивительного, что, при нынешней быстротечной на всё моде, черный цвет архиерейства оказывается скучным и неприятным; пусть попытают белый, а затем, вероятно, явится и красный». 31-го января я, озабочиваясь приведением в должный порядок подведомой мне Консистории, почел нужным дать оной предложение такого содержания: «При рассмотрении мною 25-го сего января настольных консисторских журналов оказалось, что из 129 бумаг, значащихся по 24-е число в журнале 3-го стола, по 62-м бумагам, к удивлению моему, не было положено никакой —660— 1867 г. резолюции. Это показывает или невнимательность к делу или неспособность члена заведывающего сим столом. Посему члену Консистории, священнику Александру Хруцкому 2383 , заведывающему делами 3-го стола, внушается, что, если впредь будет мною усмотрена такая же неисправность в делах по заведываемому им столу, то он будет признан неспособным и неблагонадежным к дальнейшему прохождению службы по Консистории. Объявить сие священнику Хруцкому в присутствии Консистории». Московское Археологическое Общество, в котором я числился с 1864 г. действительным членом, предпринимая новое повременное издание под названием «Археологический Вестник», обратилось ко мне от 1-го февраля 627) с печатными (циркулярным) приглашением содействовать посильным трудом этому предприятию, в особенности сообщением о памятниках местной отечественной археологии, до сих пор неисследованных или мало исследованных. С 1867 г. новый журнал начал издаваться по следующей программе: 1, Статьи по археологии языческой и христианской: объяснения вещественных памятников, явлений внутреннего быта, верований, нравов, обычаев древних и новых народов, преимущественно племен славянских. 2, Критическая библиография новейших произведений археологической науки, в особенности тех, которые имеют какое-нибудь отношение к отечественной науке древностей. 3, Известия о новейших открытиях мало известных памятников, ученых предприятиях и их результатах, и 4, Известия о заседаниях Общества. Нет сомнения, что в пределах вверенной мне Полоцкой епархии могли найтись какие-либо неисследованные или мало исследованные археологические памятники; нельзя также сказать, что бы и любовь к археологическим и палеографическим исследованиям, возбужденная во мне, в продолжении 9-ти летнего моего служения в должности Синодального Ризничего, совсем во мне угасла, но настоящие служебные обстоятельства мои вовсе не благоприятствовали каким бы то ни было серьезным ученым заня- —661— 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010