49. ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823–1900), российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения 1860-х гг. В 1868–69 опубликовал «Исторические письма», пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. С 1870 в эмиграции. В 1873–76 редактор журнала «Вперед!», в 1883–86 «Вестника «Народной воли». Сторонник субъективного метода в социологии. 50. АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1813–79), русский писатель, журналист. В стихах (сборник «Басни и отголоски», 1869) и прозе («Записки звонаря», 1862) — религиозное проповедничество, пафос верноподданнического патриотизма. В романе «Асмодей нашего времени» (1858) разоблачается тип «лишнего» человека, «кощунствующего» под влиянием «вольтерьянства» над религиозно-нравственными основами. Редактор и автор крайне правого еженедельника «Домашняя беседа» (1858–77). 51. ПАВЛОВА (урожденная Яниш) Каролина Карловна (1807–93), русская поэтесса, переводчица. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика («Стихотворения», 1863), роман в стихах и прозе «Двойная жизнь» (1848). 52. БЮХНЕР Людвиг (1824–99), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма. 53. МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (1822–93), немецкий физиолог и философ; в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. 54. ФОХТ (Фогт) (Vogt) Карл (1817–95), немецкий философ и естествоиспытатель; участник Революции 1848–49; был заочно приговорен к смертной казни. Эмигрировал в Швейцарию. Утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень — желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. 55. РИЧЛЬ (Ritschl) Альбрехт (1822–89), нем. протестантский экзегет и богослов, основоположник одного из гл. направлений либерально-протестантской школы экзегезы. Род. в семье лютеранского пастора, впоследствии епископа. Учился в Боннском и Галльском ун-тах. Одно время был близок к ортодоксии Толука, затем увлекся концепциями тюбингенской школы. Однако от тюбингенцев Р. оттолкнул спекулятивный характер их теологии и историософии. Сам Р. был «человеком с практическим складом, неспособный к метафизическим отвлечениям» (В. Керенский). Поэтому он перешел к поискам новой религиозной гносеологии. Путеводителями для Р. стали И. Кант и Шлейермахер. Отправляясь от их воззрений, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. «Только познание из опыта, — утверждал он, — возвышается к действительности».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Источниками и пособиями при составлении книги автору ее служили: . 1 ) Сочинения Кальвина в издании Страсбургских ученых Баума, Купица и Реуса, начатом в 1863 г., во время писания профессором Виппером своей книги еще не оконченное и входящем, как часть, в более, обширное издание под общим заглавием: Corpus reformatorum, где сочинения Кальвина начинаются с 29-го тома 1 . Кроме сочинений Кальвина и писем его и к нему, в этом издании напечатано множество документов (церковные и другие ордонансы, акты процессов эпохи Кальвина и извлечения из протоколов Женевского Совета. Консистории и Коллегии пасторов). 2) Собрание писем в издании Herminjard " a под заглавием: Correspondance des reformameurs dans les pays de langue francaise. („Переписка реформатов в странах французского языка.”). 3) Полулетописная очень обширная история Женевского народа Л. Роже, под заглавием: Historic du peuple de Genere depuis la reforme jusquit I Escalade. Yoll. 1– 7. Geneve 1870–1883 г. Оглавление обещало, что история Женевы будет доведена до 1602 г; но Роже умер, успевши написать историю этого города только до 1568 г. Заключая множество добросовестно составленных выдержек из документов 16-го века, эта семитомная книга до некоторой степени может заменять первоисточники. 4) Рукописи, хранящаяся в архивах Женевы – государственном и консисторском, а именно: Протоколы Совета, сохраняющееся в виде переплетенных фолиантов из которых каждый обыкновенно обнимает целый год; Анналы Коллегии пасторов; Протоколы Консисторского суда и еще некоторые исторические документы. Этим рукописным материалом проф. Виппер пользовался при составлении только последних четырех глав своей книги, в которых излагается история Женевы с 1564 по 1604-й год, в эпоху, следовавшую за смертью Кальвина. При составлении же первых одиннадцати глав, т. е., более трех четвертей книги, главным пособием ему служила история Роже, очень облегчившая его труд. Много пользовался он также сочинением Кампшульте, тоже неоконченным Iohann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Аскоч. ч. 1, 1856 г., стр. 297. Начало христианства в Иркутске, Ирк. 1868 г., стр. 41. 3 Русские святые, Филарета, архиепископа Черниговского, ноябрь, 1865 г., стр. 252. Скончавшийся в 1870 году в селении Дягове, Черниговской губернии, Сосницкого уезда, родственник св. Иннокентия, коллежский ассесор Андрей Васильевич Кульчицкий преосвященному Черниговскому, архиепископу Филарету, заявил, что в домашних записях о их роде сохранился следующий документ: прадеду Андрея Васильевича Самойлу Кот Кульчицкому, польскому шляхтичу, 1736 г. 11 июля, выдана была из градских книг житомирского замка на Волыни копия из справочной копии из Гербариуса Киевской губернии дворянского герба, данного предкам и фамилии Кульчицких в давние времена. Ирк. епарх. вед. 1863 г., 15, стр. прибавл. 195. 4 Во второй половине XVII столетия, при Богдане Хмельницком, первый пример переселения за Днепр и в другие местности, принадлежавшие Московскому государству, подала Волынь (см. Вол. епарх. вед. 1874 года 18, неоф. ч., стр. 662). В числе знаменитых переселенцев из западной в восточную Украину того времени нам известны, кроме предков свят. Иннокентия, ещё и другие роды. Так из местечка Уланова нынешней Подольской губернии переселились в Черниговскую губернию предки Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского (умершего 1696 г.). См. приб. к Черниг. епарх. извест. 1871 года, стр. 23, прим. 8). Из Волыни в Нежин переместились со всем семейством предки знаменитого Стефана Яворского (Черн. епарх. извест. 1867 г. 19, неоф. ч., стр. 618 и 619), Митрополит Стефан Яворский по местожительству в Черниговской губернии – земляк св. Иннокентия Кульчицкого. Св. Иннокентий питал к нему глубокую привязанность не только как к своему наставнику, но и как к земляку. 5 Причиною переселения православных Волынцев за Днепр и в другие места кроме того были: 1) страх, что после сражения под Берестечком народ останется в подданстве у поляков, и 2) страшный голод на Волыни. (Вол. епарх. вед. 1874 г. 18, стр. 662–665). По андрусовскому миру (1667) Западная Украина отдана была Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Нам известно только несколько слов о пиетизме, сказанных в статье «О так называемых внутренних миссиях», напечатанной в «Духе Христианина» (февр. кн. 1863 г.). Подобранные автором этой статьи сведение о пиетизме довольно верно характеризуют это направление в протестантстве, но автор, задавшись совсем другим вопросом, естественно не мог слишком много останавливаться на пиетизме; от этого сущность и полное историческое значение пиетизма у него не выяснены подробно. Выяснение того и другого отчасти сделано нами в двух статьях «о Шпенере», напечатанных в „Христианском Чтении» (сент. кн. 1869 и июл. кн. 1870 г.), но, к сожалению, в означенном нашем труде мы не могли, с надлежащею подробности и полнотою, остановиться как на той интересной эпохе, в которую зародился пиетизм, так и на самой истории зарождение и развитие пиетизма. Все это, по мере возможности, восполнено и раскрыто нами в настоящем нашем труде. 5 Rothe, Theol. Ethik. B. III. S. 368 – 374. Нужно заметить, что Роте принадлежит к замечательнейшим протестантским богословам – моралистам. Нельзя поэтому допустить, чтобы он в своей ифике умышленно представлял пиетизм почти исключительно в невыгодном свете. Нам думается, что Роте, в своем суждении о пиетизме, имел в виду главным образом позднейший пиетизм, игнорировав предшествовавшую его историю. Для правильной же оценки пиетизма нужно брать во внимание целое историческое развитие, а не одну только какую-нибудь эпоху. 6 В сочинении Толюка: „Das Kirchliche Leben des XVII Jahrh.» собраны очень важные документы, рельефно характеризующие религиозно-нравственное состояние тогдашнего общества. Документы эти заимствованы им из визитационных (т.е. ревизионных) протоколов 17 в., хранящихся в архивах разных протестантских консисторий, куда входить могут только немногие и куда Толюк имел доступ (см. Real-Enzykl. von Herzog В. XI. Artik. Pietismns s. 647 cp. Tholück. Geschichte des Pietismns. 1865 s. 83–86). Из них видно, что тогда на западе было оживление всеобщее, без различия звания, возраста и пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

1860, декабрь — в «Круглом годе» начинают печататься «Большие надежды». 1861, август — завершается публикация «Больших надежд»; октябрь — новое турне по Англии с чтениями. 1862 — чтения продолжаются. 1863, январь — благотворительные чтения в Париже. 1864, май — первый выпуск романа «Наш общий друг». 1865, ноябрь — последний выпуск романа «Наш общий друг»; июнь — поездка на отдых во Францию. 1867, апрель—июнь — новое турне с чтениями. 1867, ноябрь — вторая поездка в Америку с чтением лекций; повесть «В тупике», написанная в соавторстве с У. Коллинзом, печатается в рождественском номере «Круглого года». 1868, май — возвращение в Англию. 1869, октябрь — начало работы над «Тайной Эдвина Друда». 1870, 9 июня — смерть Диккенса (похоронен в Вестминстерском аббатстве); август—сентябрь — публикация незавершенного романа «Тайна Эдвина Друда». notes Примечания 1 Содержание, которое вкладывает англоязычная критика в понятие «реализм», значительно отличается от принятого в русском и советском литературоведении. Согласно большинству англоязычных словарей литературоведческих терминов, под «реализмом» подразумевается стремление к буквальному копированию действительности; при этом «реализм» часто выступает как синоним «натурализма». 2 Джордж Гиссинг (1857—1903) — английский писатель, представитель натурализма; в своей монографии «Чарльз Диккенс» (1898) обвиняет Диккенса в пристрастии к романтическим эффектам и преувеличениям, причем критерием правдивости для Гиссинга оказывается поверхностное жизнеподобие. Гиссинг подвергает сомнению и демократизм Диккенса, считая его сторонником классового неравенства. 3 Конец века (франц.). 4 …в битвах Коббета больше веселья, чем в усладах Уолтера Пэйтера — Честертон противопоставляет проникнутые социальным критицизмом сочинения английского историка и публициста У. Коббета (1762—1835) и далекие от социальной злободневности, проникнутые идеями эстетизма очерки английского писателя Уолтера Пэйтера (Патера, 1839—1894). 5 Доктор Джонсон — Сэмюел Джонсон (1709—1784), писатель, критик и лексикограф, один из крупнейших представителей английского Просвещения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

У Permannder’a (Handbuch des kathol. Kirchenrechts mit besonderer Rüchsicht auf Dentschland, bcsoigt von Silbernagl. Landshut, 1865. IV Aufl), шесть отделов: l) основа церкви, отношение к государству и протестантским исповеданиям, 2) источники права, 3) устройство церкви, 4) законодательство и суд, 5) учительство и священнодействие и право имущественное, 6) влияние церкви на общество. Pachmann (Lehrbuch des Kirchenrechts mit Berücksichtigung der auf die kirchlichen Verhältnisse Bezug nehmenden osterreichischen Gezetze und Verordnungen. 3 Bd., Wien, 1863–66, III Auflage.) во вступительном отделе излагает прежде всего общие церковно-юридические основы, затем указывает источники и разделяет всю науку на два отдела: 1) устройство (церковная власть, церковные звания), 2) управление (духовные дела, имущественное право, законодательство и суд, отношение церкви к государству и к другим вероисповеданиям). Aichner (Compendium juris ecclesiastici ad usum cleri, ac praesertim per imperium austriacum in cura animarum laborantis. Brixinae, 1870, ed. III), излагая во вступлении общие понятия, разделяет всю науку на два отдела: общий и специальный; в первом трактует: 1) об источниках права и 2) об управлении церкви (власть учительства, власть священнодействия и власть управления). Vering (Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts, Freiburg, 1881, II Aufl.), после вступления излагает содержание науки в пяти книгах: 1) источники, 2) устройство, 3) суд, 4) имущественное право, 5) право отдельных лиц. Scherer (Handbuch des Kirchenrechtes. Gratz, 1886; нам известен только первый том, издание продолжается) во вступлении предлагает общее понятие о праве и разделяет содержание всей науки на четыре книги: 1) общие основы, 2) источники, 3) устройство и 4) управление (первые три рубрики содержатся в I томе, который мы имеем). Затем мы оставляем перечень трудов этого рода, имеющихся у нас под руками, так как из вышеприведенного уже усматривается достаточное подтверждение сказанного нами в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

134 Речь идет о нравах, описанных Н.Г. Помяловским в «Очерках бурсы» (1862–1863); см.: Помяловский Н. Г. Очерки бурсы. СПб., 1871. 138 Разговоры о закрытии духовных академий и о замене их богословскими факультетами при университетах начались с 1870-х гг. как в церковной, так и в светской печати. В светской печати сообщалось, что академии слишком дорого обходятся государству, а студентов в них мало; что они являются закрытыми, почти кастовыми учебными заведениями и что одновременное существование академий и богословских факультетов невозможно. В церковной печати утверждалось, что высокие затраты на академии оправданы; закрытость и сословный характер академий являются исправимым недостатком; что по всем специальностям возможно параллельное существование факультетов при университетах и академиях. Богословские факультеты несомненно полезны в силу большей открытости и привлекательности в смысле карьеры, но уничтожать академии, которые являются не только учебными заведениями, но и научными центрами, – недопустимо. Университеты, в свою очередь, без энтузиазма отнеслись к идее создания в своих стенах богословских факультетов. См.: Глубоковский И.Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. 139 Десятина – русская поземельная мера. Межевой инструкцией (1753 г.) размер казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII – начале XX вв. употреблялись также хозяйственная косая десятина (3200 кв. саж.), хозяйственная круглая (3600 кв. саж.), сотенная десятина (10 000 кв. саж.), бахчевая (800 кв. саж.) и др. 141 Речь идет об отце автора Дневника Стадницком Георгие Григорьевиче (8.06.1823–12.03.1901), протоиерее (1893), настоятеле церкви Успения Божией Матери в селе Комарово (молдав. Кумарэу) Хотинского уезда Бессарабской губ. Прослужил в этой церкви более 50 лет. 142 Здесь, по-видимому, подразумевается трехполье, при котором одно из полей оставалось под паром. 144 Поземельные деньги – налоги, падающие на чистый доход, доставляемый землей; в губернии между уездами и в уезде между отдельными собственниками поземельный налог распределялся губернским и уездным земским собранием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1861 Christus litt zwar als Mensch, allein ein Leiden, welchem jede Empfindung des Schmerzes fehlt, wie das Leiden Christi nach der Vorstellung des Hilarius gedacht werden muss ist ein blosses Scheinleiden, und Hilarius selbst war ja consequent genug, diesen Doketismus auch auf die übrigen Zustände des menschlichen Daseyns Christi auszudehnen. Baur. Op. cit. 687–688 ss. 1862 Baltzer. Op. cit. 31 s. Bruce называет учение Илария о бесстрастности Христа strange doketic view. Op. cit. 239. 1863 Bauschen. Die Lehre d. hl. Hilarius v. Poitiers über die Leidens fähigkeit Christi. (Theologische Quartalschrift. 1904, 424–439 ss.). 1867 Passus ergo est Deus, quia se subjecit voluntarius passioni; sed suscipiens naturales ingruentium in se passionum, quibus dolorem patientibus necesse est eas inferri, virtutes, ipse tamen a naturae suae virtute non excidit, ut doleret. 1868 Приводя это пророчество Исаии в таком переводе: Hic. peccata nostra portat et pro nobis dolet et nos existimavimus eum in doloribus esse et in plaga et in vexatione, – Иларий комментирует его так: Et pro nobis dolet, non et doloris nostri dolet sensu, quia et habitu ut homo repertus habens in se doloris corpus, non habens naturam dolendi,… hinc itaque aestimatus est in doloribus,… opinionem nobis naturalis sibi in passione doloris invexit. Rauschen. 434 s. 1870 Ib. С изложенным взглядом Раушена в общем совпадают и взгляды Брюса и Бальтцера, также отрицающих возможность смягченного истолкования докетических воззрений Илария, и доказывающих тщетность этого рода попыток почти теми же аргументами, что и Раушен, лишь в менее развитом виде (Bruce. Op. cit. 241–242 рр. Baltzer. Op. cit. 31 s.). Бальтцер утверждает, что Христос по Иларию, passus est im objectiven Sinne. Dieses körperliche Leiden war aber zugleich ein subjectives, insofern es von Christus freiwillig übernommen und ertragen wurde … Zahlreichen Aussprüche sowie die durch Vergleich und Beispiel gegebenen Erläuterungen lassen unseres Erachtens keinen Zweifel über die Anschauung des Kirchenvaters: dass Christus bei seinem Leiden von jeder körperlichen Schmerzempfindung freigeblieben sei (30–32 ss.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ереси и расколы первых трех веков христианства. М. 1877 (Сочинение на степень доктора богословия). Напечатанные в Православном Обозрении: О нашей полемико-богословской литературе (1860, февраль). По, поводу автобиографии Измайлова (апрель). По поводу трудов киевской духовной Академии (сентябрь). Обяснение по вопросу о православии и современности (1861, январь). По поводу полемики Чернышевского с Юркевичем (сентябрь). Об улучшениях в быте духовенства (1862, январь). Духовенство и народное образование (февраль). Церковно-финансовый вопрос (апрель). О преподавании богословия в русских Университетах (май). О предубеждениях светских людей против богословских наук (1863, сентябрь). Отчего беден русский народ? (1865, январь). По поводу папской энциклики (февраль). По поводу папского послания к восточным епископам (1868, сентябрь). По поводу издания богословских сочинений Хомякова (1869, январь). Из истории христианства у славянских народов (январь, май). В память тысячелетия св. Кирилла (февраль). По поводу писем Хомякова к Пальмеру (март, апрель, сентябрь, ноябрь). Духовно-учебная реформа (апрель). По греко-болгарскому церковному вопросу (май, ноябрь). По поводу рассказов из истории церкви, Бахметевой (август). О воспитании детей духовного происхождения вне духовного звания (октябрь). Взгляд на прошедшее и надежды в будущем (1870, январь, февраль). Светская власть папы (январь, февраль). По вопросу о преобразовании духовной цензуры (март). О приеме студентов в духовной Академии (ноябрь). Об образовании девиц духовного происхождения (1871 февраль). По греко-болгарскому вопросу (апрель). По поводу старокатолического движения (сентябрь, ноябрь). О соединении духовных Академий с Университетами (1872, январь, март). Для семинарской педогогии (июнь, июль). По старо-католическому вопросу (август, октябрь). По греко-болгарскому вопросу (октябрь, ноябрь). В других изданиях: О положительном и отрицательном направлении в русской литературе (Русск. Бесед. 1868). О болгарском церковном вопросе (День 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010