Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АВТОКРАТОВ СЕРАФИМ ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серафим Петрович Автократов ( 1833 - 1881 ), кандидат богословия , литератор Родился в 1833 году в Пензе . В 1855 году окончил Пензенскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . По окончании в 1859 году академического курса со степенью кандидата богословия и " правом на степень магистра, если с надлежащим одобрением по должности и поведению выслужит по духовно-училищному ведомству один год и представит вновь свое сочинение, свидетельствующее об усовершенствовании его познаний " , был назначен в Новгородскую духовную семинарию сначала преподавателем физико-математических наук, а затем - логики и психологии. Вскоре, по распоряжению ректора архимандрита Макария (Миролюбова) , должен был оставить семинарию. В 1862 году причислен к Министерству Народного Просвещения и 22 сентября этого же года командирован заграницу для приготовления к званию профессора философской кафедры Санкт-Петербургского университета. В конце 1862 года слушал в Гейдельберге Целлера, читавшего логику и историю философии; в начале 1863 года, у Вундта - психологию, у Рейхлин-Мельдека - лекции по эстетике; кроме того, изучал в это время историю университетской жизни. Летом 1863 года, переехав в Лейпциг, слушал Фехнера, читавшего " О психофизических методах измерения " . Вместе с тем у обоих профессоров Веберов слушал курсы физиологии, микроскопической анатомии, остеологии и неврологии. К сентябрю 1863 года переехал из Лейпцига в Геттинген, где слушал лекции психолога Лотце и изучал относящиеся к психофизике труды Вебера, Гельмгольца и Дюбуа. Несомненно талантливый, с большим запасом знаний, особенно древних и новых языков, Сергей Петрович имел слабость к водке, а в пьяном состоянии не умел сдерживать языка. В конце 1860-х годов был сослан в один из северных монастырей под надзор. Выдержав епитимию , но не излечившись от недуга, вернулся в Санкт-Петербург в начале 1870-х годов и с этого времени уже ее не покидал город, занимаясь по временам частными работами по редакциям.

http://drevo-info.ru/articles/24877.html

выше), Шаховского и Носова, сочинившего сведения еще о двух драмах Димитрия: Столпотворение и Беседа 12 апостолов (Хроника Рус. Театра М. 1883 стр. 32 и 36), у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них и не упоминается. Основываясь же на том, что напр. Димитровская драма приписана ему только благодаря тому, что была разыграна в его школе, мы думаем, что и мнение об авторстве св. Димитрия относительно других пьес возникло именно таким же образом. У Свиньина (Рус. музеум Спб. 1829 стр. 124) упоминается, например, «Навуходоносор», трагедия, сочинение Димитрия Ростовского (вместо Полоцкого). Пьеса Эсфирь и Агасфер была и в репертуаре Грегори Rhinhuber Relation de voyage en Russie. 1684. Berlin. 1883. стр. 29. Ничего не знаем и об «Успенской драме» упоминаемой митрополитом Евгением, указывающим и на списки в библиотеке Синодальной, где их теперь нет (словарь, I, 133). 1252 Небеса поле дождем покропили и плоды от земли произвели: жито, пшеницу, ячмень, овес, гречу и пшено нам детям на кашу. (Я. Е. В. 1883. 45, стр. 356). Радовахомся мы, егда красныя вишни, сладкие яблоки, вкусныя груши, зеленые огурцы росли в лете, а ныне не веселы есмы для того, что горькою редькою и жестоким хреном челом бьем (Я. Е. В. 1863. 35, стр. 347). О покупке сукна там же, 25, стр. 244. 1253 Mando vobis diligentiam ne prodatis vos plagis quoniam vos mihi praesul commisit. Я. Е. B. 1863. 33, стр. 328. 1262 Я. Е. В. 1863 27 стр. 265. Вознесенский ходил бы почаще в школу, если бы ему нравилось учиться. 1263 Подлинное письмо св. Димитрия в ризнице Яросл. арх. дома, наклеенное на доске, поднесено высокопреосвященному Ионафану при объезде им епархии одним из приходских священников. Не знаем, откуда напечатано оно в Ч. О. И. и Д. 1883 6 стр. 17, вышедших впрочем после обнародования письма нами в «Искусстве» 1883 29. 1265 Рукоп. Рост. Спасо-Яковл. мон., 354 л. 226 об. Это же письмо было напечатано в Архиве князя Воронцова М. 1870 кн. I., причем приведено семейное предание о дружбе святителя и жены воеводы Анны Григорьевны Воронцовой, урожденной Масловой, и о письмах святителя, быть может и сохранившихся в архиве Бутурлиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вел. кн. Константин Николаевич Романов. Фотография. Ок. 1892 г. Вел. кн. Константин Николаевич Романов. Фотография. Ок. 1892 г. С 1857 г. К. Н. являлся членом Секретного (с 1858 Главного) комитета по крестьянскому делу, с 1860 г.- его председателем. Так же, как и вел. кнг. Елена Павловна, был убежденным сторонником освобождения крестьян от крепостной зависимости и передачи им в собственность за выкуп земли, к-рой они пользовались. Добился утверждения комитетом основных положений проекта крестьянской реформы, подготовленного Редакционными комиссиями, решительно отстаивал их в Гос. совете. После начала крестьянской реформы 1861 г. назначен председателем Главного комитета об устройстве сельского состояния. Во время революционных событий в Царстве Польском К. Н. настоял на своем назначении наместником императора в крае (27 мая 1862). На следующий день после прибытия К. Н. в Варшаву (21 июня 1862) на него было совершено покушение, которое закончилось неудачей. Тем не менее К. Н. поддержал программу реформ, выдвинутую с целью умиротворения края начальствующим гражданской частью Царства Польского гр. А. И. Велёпольским. Местные органы управления Царством Польским были изъяты из подчинения центральным ведомствам Российской империи, русские чиновники заменялись польскими, польск. язык введен в офиц. делопроизводство. В ряде польск. губерний было отменено военное положение, объявлена амнистия для части политических ссыльных. Но эта политика не дала ожидаемых результатов; покушения на представителей власти и беспорядки переросли в Польское восстание 1863-1864 гг. К. Н. с опозданием ввел военное положение в Царстве Польском и допускал его нарушение. Имп. Александр II, крайне недовольный деятельностью К. Н., в марте 1863 г. назначил командующим войсками в Царстве Польском генерала от инфантерии Ф. Ф. Берга, а в окт. 1863 г. отстранил К. Н. от должности. Являясь председателем Гос. совета (1865-1881), К. Н. последовательно отстаивал либеральные принципы при обсуждении Временных правил о печати 1865 г., Городового положения 1870 г., закона о всеобщей воинской повинности 1874 г. и др. После 1-го покушения на императора, совершённого в 1866 г., К. Н. вместе с группой единомышленников (кн. А. М. Горчаковым, Д. А. Милютиным и др.) пытался противостоять политике шефа жандармов и главного начальника Третьего отделения гр. П. А. Шувалова, направленной на сворачивание начатых реформ. В кон. 1866 г. представил императору проект создания законосовещательного собрания при Гос. совете из представителей земств и органов городского самоуправления (был отклонен). В нач. 1881 г. К. Н. поддержал проект гр. М. Т. Лорис-Меликова по введению представителей земств и городов в состав правительственных комиссий по подготовке законопроектов.

http://pravenc.ru/text/2057096.html

305 Церковной утвари, богослужебных книг и икон пожертвовано в пользу Литовский епархии, в 1863 году, всего на 60 тысяч рублей. «Литовские епархиальные ведомости», 1864 год, стр. 519. 306 К 1 января 1864 года в Виленской, Ковенской, Гродненской и Минской губерниях, во всех учебных заведениях министерства народного просвещения, из 390 начальников и учителей православных русских состояло всего 113, т.е. менее одной трети, а католиков было 239. В гимназиях и прогимназиях, взятых отдельно, из числа 243 учителей православных было всего 92, католиков 124 и 27 лютеран. 3 ноября была открыта, в местечке Молодечне, первая в России учительская семинария для приготовления народных учителей. 307 Дело Литовской духовной консистории, 1861 год, по архиву 339, 340. Ратч, «Сведения о польском мятеже 1863 года», стр. 131. 308 Не было уголка в Литовской епархии, где бы не пострадало духовенство. Воложинский благочинный Адамович донес епархиальному начальству, что «в его благочинии никто не потерпел ни похищений, ни разорений собственно от мятежников, но, страха ради лютой смерти, душевно страдали все и, ежеминутно ожидая от польских разбойников нападений, естественно оставили все попечение о земном, от чего хозяйство пришло у всех в расстройство». Дело Литовской духовной консистории, 1861 год, 396. 309 Отчет обер-прокурора Святейшего Синода, 1868 года. Приложение к 3 «Литовских епархиальных ведомостей», 1870 год. 310 В том же году переведена была из Киева в Вильну редакция «Вестника Западной России», издававшегося К. А. Говорским, некогда воспитывавшимся в Жировицкой униатской семинарии и потом в Санкт-Петербургской духовной академии. 311 Все эти прелаты, если и не противодействовали мятежу 1863 года, то, по крайней мере, не одобряли революционных манифестаций. Из этих прелатов составилась как бы партия, действовавшая, до некоторой степени, в видах правительства и за это всеми поляками презираемая и ненавидимая. За два года до своей смерти, в 1883 году, прелат Жилинский, настоятель Остробрамского костела, нарочно ездил в Рим и здесь торжественно отрекся от всех своих заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Иногда празднования в честь К. и Мефодия обостряли отношения с османскими властями (11 мая 1862 по приказу берковицкого паши Юсуфа ок. 120 участников праздничных мероприятий в Клисурском мон-ре , были избиты, а обитель разрушена (в 1867 ее восстановили и освятили во имя слав. первоучителей)) или с местным греч. духовенством, напр. в Пловдиве (1859), Силистрии (ныне Силистра, 1860), Тулче (1862), Неврокопе (ныне Гоце-Делчев, 1863), Малко-Тырнове (1870), Черна-Воде (1870). Во многих местах в торжествах участвовали и греки: в Шумене (1859), Смирне (ныне Измир, Турция, 1867), Неврокопе (1868). В городах со смешанным населением в праздниках иногда участвовали и жители др. национальностей: напр., в К-поле в 1867 г. в торжествах приняли участие бошнаки, турки, арабы, а в 1870 г.- и русские (в т. ч. рус. консул), хорваты, сербы, черногорцы и др. Слав. просветители стали символами болг. освободительного движения. Болгарский центральный революционный комитет опубликовал в 1871 г. прокламацию с призывом: «Братья болгары! Молитесь нашим святым, равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, и готовьтесь к бою!» ( Страшимиров Д. Васил Левски. София, 1929. Т. 1. С. 503). Болг. революционер В. Левский переписал тропарь равноапостольным К. и Мефодию в рабочую тетрадь, а Г. С. Раковский и Л. Каравелов опубликовали несколько статей о слав. просветителях. Х. Ботев в статье писал о дне памяти К. и Мефодия: «...праздник нашего исторического возрождения, праздник народный, праздник, который нам напоминает наше прошлое и настоящее, и праздник, который должен нас воодушевить идеей полного духовного и политического освобождения» (Знамя. 1875. Бр. 15 от 9 мая; Колева. 2003. С. 276). В честь св. братьев болгары написали более 90 стихотворений, поэм и песен. Наиболее известны поэма И. Груева «И после тысячи лет» (И след тисяща годин), песни «Кириллу и Мефодию» Каравелова, «Да прославим память» Д. Войникова и всеучилищный гимн, написанный в 1882 г. учителем из г. Русе С. Михайловским, «Востань, народ возрожденный!» (Върви, народе възродени), в к-ром К. и Мефодий названы «отцами болгарского знания, творцами нашего любимого наречия» ( Петкова-Марчевска С. В прослава на св. Кирил и Методий: Сб. с песни и песнопения. Велико Търново, 2013).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Летом 1853 г. по настоянию Рус. географического об-ва и самарского губернатора Д. был избран на должность статистика экспедиции, снаряженной под началом биолога К. М. Бэра для исследования состояния рыболовства на Волге и Каспийском м. К этому времени относится знакомство Д. с Т. Г. Шевченко , отбывавшим ссылку в Новопетровской крепости (ныне Актау, Казахстан). Экспедиция, продолжавшаяся до янв. 1857 г., определила дальнейшую профессиональную деятельность Д., связанную с изучением рыбного промысла России. В 1857 г. он был зачислен чиновником, а неск. позже - младшим инженером при департаменте сельского хозяйства Мин-ва гос. имуществ, в к-ром прослужил до конца жизни. Совместно с Бэром Д. являлся организатором рыбохозяйственной экспедиции, работавшей с 1851 по 1870 г. на пространстве от Каспийского и Чёрного морей до Сев. Ледовитого океана, результаты которой были изложены в 9-томном труде «Исследования о состоянии рыболовства в России» (1860-1875). В 1858-1861 гг. Д. возглавлял экспедицию по исследованию рыболовства на Белом м. и в Ледовитом океане, в 1862 г.- на Псковском и Чудском озерах, в 1863-1868 гг.- на Чёрном и Азовском морях, в 1870-1871 гг.- на сев.-зап. озерах России. 15 окт. 1861 г. Д. женился на дочери своего друга, с к-рым познакомился в вологодской ссылке, Ольге Александровне Межаковой, внучатой племяннице свт. Игнатия (Брянчанинова) . Д. поселился в вологодском имении жены. В этом браке родилось 6 детей. С назначением Д. в 1863 г. руководителем экспедиции на Чёрное и Азовское моря вместе с ним в Крым переехала семья. Здесь в 1867 г. Д. приобрел имение Мшатка. В Крыму им были написаны 2 главные книги: «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1865-1868; впервые опубл. в виде серии статей в ж. «Заря» в 1869; 1-е отд. изд. в 1871) и «Дарвинизм. Критическое исследование» (1879-1883, не окончена), а также многочисленные статьи. Кн. «Россия и Европа...» получила мировую известность: в 1890 г. она была переведена на франц. язык, в 1920 г.- на нем., в 1966 г.- на англ., в 1994 г.- на сербско-хорват. Д. являлся членом (с 1876) московского Об-ва любителей российской словесности.

http://pravenc.ru/text/171323.html

Наиболее острым выступлением Лескова против радикальных демократических кругов до романа «Некуда» была приобретшая широкую известность статья о петербургских пожарах 1862 года, напечатанная на страницах «Северной пчелы» 30 мая). Выступление это, независимо от субъективных намерений автора, приобрело клеветнический характер и соответственно было расценено передовой русской общественностью. Нападки Лескова на демократическое движение усилились в последующий период. Так, в 1863 году в «Письмах из Парижа» он призывает Герцена ударить «политический отбой» и, в соответствии с либеральными оценками крестьянской реформы, заявляет, что «России теперь революции не надо». Вспоминая позднее о своей общественно-политической позиции в 60-е годы, Лесков писал: «…в литературе последовал великий раскол: из одного лагеря, с одним общим направлением к добру, образовались две партии: «постепеновцев» и «нетерпеливцев»… Я тогда остался с «постепеновцами», умеренность которых мне казалась более надежною» («Воспоминания о П. Якушкине» в книге: «Сочинения Павла Якушкина», СПб., 1884, стр. L). Относя себя к «постепеновцам», Лесков и в своей публицистике и в художественном творчестве проявил политическую нетерпимость в отношении «нетерпеливцев», то есть революционеров. Таким образом, роман «Некуда» был достаточно подготовлен многими предшествующими выступлениями писателя. «Публицистика Н. С. Лескова, — справедливо указывает советский исследователь, — как нельзя лучше обнаруживает истоки, питавшие роман «Некуда» (В. Базанов. Из литературной полемики 60-х годов, Петрозаводск, 1941, стр. 116). Но роман «Некуда» был не единичным явлением и в художественном творчестве Лескова. Уже в рассказе «Овцебык» (1863) дан образ революционера-разночинца Василия Богословского, деятельность которого представлена совершенно беспочвенной и бесплодной. Антинигилистическая тема занимает длительное время Лескова и после «Некуда»: она звучит и в последующем большом романе «Обойденные», и в тесно связанном с содержанием «Некуда» очерке «Загадочный человек» (1870), и особенно в самом пасквильном его романе — «На ножах» (1870–1871), появившемся на страницах катковского «Русского вестника».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

„Испросив, – как сам о себе свидетельствует, – благословение глубоко уважаемого, глубоко ученейшего, знаменитейшего пастыря нашей церкви, митрополита Филарета, в начале 1863 года на занятия нашими славянскими и греческими древностями» в церковных московских библиотеках и особенно в богатейших из них Московской Синодальной библиотеке 108 и не имея возможности, по крайней скудости материальных средств, ездить в экипаже, о. Амфилохий почти ежедневно путешествовал в Синодальную библиотеку пешком, в самом скромном, чтобы не сказать больше, одеяние, и последние гроши свои тратил на удовлетворение своей ученой любознательности: па покупку книг и рукописей, на переписку, снимки и под. Само собою разумеется, что материальное положение его значительно изменилось к лучшему с помянутою выше переменою его положения в 1870 году, когда он мог и стал больше тратить на то же самое денег, нежели в 60х годах. Но и с такою переменою к лучшему он, как истинный, нестяжательный по одному из главных обетов своих, инок и самоотверженный любитель науки, все свои средства употреблял или на добрые дела помощи бедным, или на то же дело науки, ограничивая себя во всем и окружая себя самою простою, даже скудною обстановкой, ведя самый скромный образ жизни. При этом, с 1870 года, отец Амфилохий и самые плоды трудов своих гораздо более стал издавать отдельно, главным образом, конечно, на свой счет, хотя, по-прежнему, печатал их также и в различных повременных изданиях, не желая оставить общество в неизвестности относительно тех научных результатов, которых он достиг с помощью упорного труда, продолжительных и кропотливых изысканий. Плоды трудов отца Амфилохия, появившиеся в печати за период времени от 1863 и до 1888 года и отдельными изданиями и в других, периодических и непериодических, изданиях, чрезвычайно разнообразны по содержанию, но все они не только по преимуществу, но и почти исключительно археологического характера, в частности исторического, филологического, палеографического и т. п. свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Синода. В октябре 1869 г. Высочайше повелено ему быть попечителем виленского учебного округа, каковую должность занимает и ныне. Лебедев Амфиан Степанович, статский советник. Магистр XX курса (1856). По окончании курса определен помощником инспектора московской Семинарии, а в 1858 г. перемещен на должность профессора всеобщей гражданской истории в той же Семинарии. В 1859 переведен по прошению на ту же кафедру в херсонскую Семинарию. В 1861 г. перемещен опять в московскую Семинарию и занял кафедру церковной истории. Два раза путешествовал за границу в 1860–1861 и в 1868 г. В 1869 г. назначен экстраординарным профессором харьковского Университета по кафедре церковной истории и в 1871 г. получил звание ординарного профессора. Напечатанные сочинения его: De perfectibilité du christianisme (Lunion Chretienne 1860). Краткие очерки из истории Христовой церкви в первые века (Душ. Чт. 1862, окт., ноябр. 1863, май, июль). Человеколюбивое участие церкви в судьбе угнетенных в IV-VI вегах по Р. Хр. (Там же 1862, сеут.). О благотворительности в первые вега христианства (Прав. Обозр. 1862. ноябрь). Попечение древней церкви о бедных и нуждающихся (там же 1863, март). Отпадение западной церкви от союза с восточной. Положение папской власти до сего события (там же 1864, апрель). О социальных учреждениях древних времен христианства (декаб. 1865). Заграничныт заметки (Прав. Обозр. 1868, январь). Новыя исследования о времени и личности патриарха Фотия. По поводу статей Костомарова и книги Гергенретера о Фотии (там же, май и сент.). Миссии протестантов на христианском востоке (там же, декабрь). Религиозное положение Чехии (там же 1869, февраль). Замечательные иностранные сочинения по истории славянства и его церковной жизни (там же. май). Об ученых заслугах гр. Η. П. Румянцева, митроп. Евгения и И. М. Снегирева (Публичные лекции – там же). Заметки на очерк истории христианской церкви Михайловского и Куртца (там же, август). Русская церковно-историческая литература (Русск. Вестн. 1869, февраль). Французская богословская литература (Прав. Обозр. 1870, апрель). Картина христианской церкви в XIX веке, Местраля (Прав. Обозр. 1870, сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010