Следующая конференция в Мичигане состоялась в 1863 г. На ней было принято постановление о порядке принятия общин в конференцию: только путем голосования. В мае 1863 г. в Баттл-Крике была организована первая Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня. На ней присутствовали представители различных штатов: Мичиган, Висконсин, Айова, Миннесота, Нью-Йорк, Охайо и т.д. На Конференции был выработан и принят устав Генеральной Конференции, который, хотя и с изменениями, остается в силе и по сей день. С этого времени, по существу, начинается период постоянного устойчивого роста Церкви адвентистов седьмого дня. В практику широко вошли массовые собрания членов Церкви под открытым небом (camping-meetings). Первое такое собрание было организовано в 1868 г. в Райте (штат Мичиган) с 1 по 7 сентября. Две огромные палатки для собраний (meeting tents) и двадцать две небольших палатки для участников собраний (camping tents) заполнили собой всю равнину, на которой собрались сотни и сотни человек. Впоследствии такие собрания проводились не только в Америке, но и в других странах, где имелись адвентистские общины. Самое большое собрание такого рода было проведено в 1893 г. в Лэнсинге (шт. Мичиган). На территории лагеря разместилось 500 палаток, в которых проживало более 3 тысяч человек. На пошив всех палаток было израсходовано более 130 тысяч квадратных метров парусины. До 1868 г. адвентизм седьмого дня распространялся лишь в той части Соединенных Штатов Америки, которая располагалась к северу от южной границы штата Миссури и на восток от реки Миссури. С лета же 1868 года начато было освоение Калифорнии, а с начала семидесятых годов в орбиту миссионерской евангелической деятельности были включены штаты Канзас, Небраска, Канада, Орегон, Колумбия. В 1881 г. возникает очень своеобразный институт движения – так называемый кольпортаж адвентистских изданий. Знаменитые кольпортеры, т. е. книгоноши играли крайне важную роль в пропаганде учения адвентистов седьмого дня. Строительство организации у адвентистов седьмого дня совпало по времени с борьбой против рабства и гражданской войной в Америке, что, безусловно, оказало влияние на развитие движения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

…тверскою эпопеею «пяти дворян». — Тверские мировые посредники с самого начала подготовки крестьянской реформы представляли собою левую прослойку либеральной части русского дворянства. 5 февраля 1862 года от имени чрезвычайного собрания тверского дворянства они обратились по почте к Александру II с адресом, подписанным 113 участниками, в котором были формулированы принципы уравнения сословий, неудовлетворенность крестьянской реформой, необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов и пр. путем «правительственных мер». Не веря в желание правительства провести эти мероприятия, тверские дворяне просили о скорейших выборах народных представителей. Основные авторы проекта (9 уездных предводителей дворянства и губернский предводитель, во главе с А. М. Унковским, т. е. 10, а не 5 человек, как пишет Лесков) были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Приговор сената был довольно суровый: заключение в смирительный дом в среднем на два года и лишение некоторых прав. От первой части наказания подсудимые были освобождены под предлогом «тезоименитства» государыни. Извещение о выступлении тверских деятелей было напечатано в «Северной пчеле», 1862, 21 февраля, стр. 133; приговор и амнистия — там же, 19 августа, стр. 723. Сводку материалов и изложение всей истории см. в примечаниях М. К. Лемке к Полному собранию сочинений и писем А. И. Герцена, т. XV, Пг., 1920, стр. 71–78. 215 …остался на родине испытывать тоску за различные мои грехи…— автобиографический намек на сложное и двусмысленное положение Лескова в 1860-1870-х годах после написанных им реакционных «антинигилистических» романов, статьи о петербургских пожарах и т. п. 216 Гарибальди, Д. (1807–1882) — вождь итальянского национально- освободительного движения; с 1854 года неоднократно жил на островке Капрера близ Сардинии. 217 Клячко, Юлиан (1828–1906) — известный польский критик и публицист, видный деятель аристократической партии А. Чарторижского. Лесков упомянул его еще в 1863 году в статье «Русское общество в Париже» («Библиотека для чтения», 1863, стр. 12). 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Может ли такое церковное собрание для осуществления своих благих целей не иметь своего собственного церковно-приходского имущества, собираемого по преимуществу в церкви, и может ли оно обойтись без законного своего представительства? «Церковное собрание» требует и того, и другого, и обойтись без своего «церковно-общинного» имущества и без своего «совета» не может. Успешность деятельности «церковного собрания, совета, старост» обусловливается активным участием всех христиан в приходе, и это «участие всех» и составляет ту школу нравственности, где люди совершенствуются в христианских добродетелях, без которых все наше светское образование мертво и бесполезно. Вот почему все наши усилия разума и воли должны быть направлены к возрождению «православного прихода», и это возрождение возвестит нам зарю новой церковной жизни, когда остальные в ней преобразования легко будет осуществить. 166 См., напри., стат. свящ. Агнивцева «К вопросу об улучш. мат. быта приход. духов.», «Духов. Вестн.», 1863 г., т. VI; свящ. П. Красовского «Вопр. об улучшении быта духов.», «Дух. Вест.», т. VII; свящ. Остромысленского «Обзор источников и средств к улучшению быта сельских духов», «Странник», 1863 г., т. III. 167 См. копию с журнала присутствия от 16 апреля 1869 года и копию с циркулярного отношения председателя присутствия к епархиальным преосвященным от 23 августа 1889 года. – «Странник» за 1869 г., ноябрь, «Хроника». При рассмотрении названного журнала весьма важно отметить, что постановлением сего присутствия вводилось звание настоятеля приходской церкви, с предоставлением сего звания старейшему по рукоположению священнику, а также проводился взгляд о несущественности диаконов в составе причта. Забвение диаконского звания и его обязанностей в церкви м мнение, что его дело ограничивается только участием в церковных службах – служить, по нашему мнению, явным признаком глубокого упадка православного прихода. Также большой новизной отзывается допущение присутствием вольнонаемных причетников, вместе с сокращением штатных причетнических вакансий, а равно и исключение должности просфарниц из штата.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

37 В Архиве Министерства Юстиции дела Патр. Приказа вязка 476, дела 26. В этом деле есть выписки из тех и других книг. 39 В архиве Консистории дело по нашей церкви об определении на место свящ. Ивана Семенова 1759 года. 40 О книге Озерского отозвались с похвалою и духовные журналы (напр. Странник), и лица, специально изучающие раскол. В Страннике она названа в высшей степени замечательным изданием. «Нельзя не встретить с полным сочувствием, говорит библиограф Странника, и не оценить по достоинству труд человека, посвятившего на него много времени и сил, – труд благонамеренно и честно выполненный.» (Странник 1862 г. июль месяц, стр. 71–88). Как на хорошее руководство при состязаниях с раскольниками указывает на нее и господин, Обер-прокурор Св. Синода граф Толстой во всеподданнейшем отчете своем Государю Императору за 1868 год (См. Странник 1870 г.). 41 В 1810 году поручиком Николаем Дмитриевым Пашковым было внесено в Сохранную казну на имя богадельни при нашей церкви 2000 руб. асс.; но как в то время богадельни у нас не было, то означенный билет и был передан, в богадельню приписной Николо-Котельнической церкви. 43 Разность в доходах 1863 и 1871 гг. происходит от того, что в 1863 г. причтом показаны доходы только от своих прихожан. 45 Дело о церковной земле 1788 г. в архиве Консистории. Здесь приложен и план церковной земли. От церкви, на север, через переулок, на 3 саж. в ширину и 29 саж. в длину жили до пожара церковник и просвирня; после пожара земля эта соседним владельцем была продана подканцеляристу Григорьеву, священник просил воспретить Григорьеву строиться на ней; дело долго разбиралось и кончилось не в пользу церкви. 46 Арх. Мин. Юст. Патр. Приказа вязки 476 дела 32. Крестцами назывались перекрестки на улицах Варварской, Ильинской и Никольской. На одном из таких перекрестков (преимущественно Ильинском) собирались безместные попы и дьяконы; господа, в домах которых в то время было много церквей, присылали сюда своих слуг нанимать попов для служения утрени и литургии. Обычай этот, так глубоко унижавший духовенство, уничтожен митрополитом Платоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

К кон. XVIII в. католич. Церкви в Венесуэле принадлежало 15 мон-рей, 300 храмов, 2 семинарии, в ее ведении находились также почти все образовательные учреждения. Недовольство проводимой Испанией политикой вылилось в 1810 г. в войну за независимость В. Среди священников, посланных в страну испан. короной, были и присоединившиеся к восставшим. Многие из них были высланы, заключены в тюрьмы, расстреляны. Общая численность священнослужителей сократилась с 600 до 100 чел. Отказ папы признать правительство независимой В. и напрямую обсуждать с ним вопросы, касающиеся Церкви, привел к еще большему осложнению ситуации. Война за независимость под рук. Ф. Миранды (1750-1816) и С. Боливара (1783-1830) закончилась изгнанием испанцев и образованием в 1819 г. т. н. республики Вел. Колумбия (это название укоренилось в мировой историографии, хотя ни в одном из офиц. документов оно не упом.), включавшей территории совр. В., Колумбии, Панамы и Эквадора (с 1822). Пришедший к власти С. Боливар постарался урегулировать отношения с папским Престолом и сгладить напряжение, царившее в отношениях между Церковью и гос-вом. 22 авг. 1821 г. был упразднен трибунал инквизиции в Вел. Колумбии. 28 июля 1824 г. собравшийся в Боготе конгресс принял закон о церковном патронате, к-рый регулировал отношения между Церковью и правительством В. в течение 140 лет (до 1964). Закон, в частности, предусматривал право властей выдвигать кандидатуры на церковные посты. После смерти Боливара республика распалась. Приходящим к власти президентам с трудом удавалось находить общий язык с Церковью. В 1837 г. конгресс закрыл все муж. мон-ри в стране, национализировал их собственность и передал их в распоряжение Мин-ва просвещения. В 1841 г. конгресс предписал священникам не подчиняться инструкциям Ватикана, если они противоречат законам страны. Федеральная война 1859-1863 гг. между консерваторами и либералами привела в 1870 г. к власти либерала А. Гусмана Бланко (1870-1887), хорошо известного своими антиклерикальными взглядами.

http://pravenc.ru/text/150237.html

В Иркутской епархии кроме Забайкальской миссии существовала миссия Иркутская, к к-рой «относилось число язычников не менее забайкальской (около 100 тыс. душ) и вдвое более, нежели на всем Алтае». П. ежегодно предпринимал «продолжительные и трудные путешествия по огромным пространствам», «давал наставления и указания миссионерам, избирал места для устройства миссионерских станов», общался с инородцами, «между которыми скоро приобрел общую известность и столь глубокое уважение, что принять св. крещение от рук преосвященного считалось между ними величайшею честью, какой искали настойчиво» (Иркутская духовная миссия. 1870. 30. С. 221; Заслуги. 1875. С. 290). Особое внимание П. обратил на Тункинский край, куда еще в XVII в. из Тибета «был занесен буддизм». Архиерей посещал тункинских бурят неск. раз в год: «Один, с миссионером и проводником, на верховой лошади, по болотам и топям пробирался он из улуса в улус с проповедью слова Божия. В неурожайные годы, которые в Тунке повторялись периодически, на средства, ему одному ведомые, он доставлял голодающим хлеб. Скоро буряты полюбили своего проповедника и на призыв его ко крещению потекли сотнями» (Из отчета о состоянии и деятельности Иркутской духовной миссии за 1890 г.//ЦВед. 1892. 9. С. 337). С учреждением Православного миссионерского об-ва стараниями П. в Иркутской епархии в 1866 г. образовались Забайкальское и Иркутское отд-ния об-ва, в 1870 г.- Иркутский комитет Православного миссионерского об-ва. В распоряжение Иркутского комитета П. оставил ок. 8 тыс. р. для «крайних нужд местных миссий» (Кр. очерк. 1873. 40. С. 635). В целом Иркутская миссия, до П. «существовавшая больше по имени, чем на деле, состоя из двух-трех лиц, имевших кроме того еще другие обязанности», к 1873 г. имела 22 миссионерских стана с церквами, домами для миссионеров и учащихся. За 12 лет в миссии было построено 10 храмов и 2 молитвенных дома, обращено в Православие почти 8 тыс. представителей коренного населения. Еще более 2,5 тыс. чел. за этот же период было крещено в Забайкальской духовной миссии. П. принимал участие в работе созданного в 1863 г. Комитета по переводу учебных книг на бурят. язык. В 1864 г. он представил в Синод составленный учителем Н. С. Болдоновым Русско-бурятский букварь, к-рый по поручению Синода был напечатан в 1865 г. в С.-Петербурге. В память трудов П. указом Синода один из устроенных им станов - Койморский стан Тункинского ведомства - стал называться Парфениевским, а в Иркутской ДС были учреждены особые стипендии - «с тем, чтобы стипендиаты, по окончании образования, прослужили положенное число лет на миссионерском поприще» (Отчет о состоянии... за 1872 г. 1874. 9. С. 62; Заслуги. 1875. С. 291-292).

http://pravenc.ru/text/2579085.html

Дарья Ивановна впоследствии вышла замуж за Евграфа Николаевича Острогорского, служившего священником в том же с. Вышнее Ольшаное после смерти младшего брата Феофана – Гавриила Васильевича Говорова. Ирина Ивановна была замужем за дьяконом села Успенское Медвежье Ливенского уезда Василием Афанасьевичем Орловым (1834–11.4.1885). В семье потомков Ирины Ивановны и Василия Афанасьевича Орловых-Сильвестровых хранились 6 писем святителя Феофана. К сожалению, ныне оригиналы утрачены. 2 письма из них относятся к 1859–1863 гг, подписаны «Феофанъ Еп. Тамбовский», остальные написаны в 1870-х гг. Письма полны заботы о семье племянницы, практически в каждое вложена какая-то сумма денег. «25 Июля....... Дорогие мои – Василий Афанасьевич и Ирина Ивановна. Бог в помощь. Услышав, что у Вас случилась небольшая беда, посылаю Вам сто рублей серебром. Господь да благословит Вас счастьем и довольствием. Мира Вам желаю. Феофан Еп. Тамбовский» 822 . »24 Мая...... Бог в помощь! Спасайтесь! Слышу, что вы загадываете строиться. Добре! Помоги Вам Господи! Вот Вам небольшое пособие-150 р. Прошу принять. Благослови Господи миром Вас – домашним и внешним – молиться о сем надо и с своей стороны все употреблять к сохранению добрых отношений. А других судит Бог . Только нам не быть виноватыми – скорбно? Да кто живёт без скорбей? Две причины, по которым я осмеливаюсь утруждать Ваше Преосвященство настоящим письмом: одна, как побудительная – это трудные обстоятельства моей настоящей жизни, – другая, как уполномачивающая меня на это письмо, это родство, коим я связан с Вашим Преосвященством чрез покойную жену мою Ирину Ивановну. Трудные обстоятельства жизни, как побудительная причина к написанию этого письма, состоят в следующем: по смерти жены моей осталось четверо детей – дочь и три сына. По священному долгу отца, обязанного заботиться о воспитании своих детей, я в настоящее время определил всех своих сыновей – двух Петров и Феофана – в Орловское духовное училище и содержу их на собственные средства без всякого вспомоществования со стороны училищной казённой суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

735 . Не забудем здесь: не только у старообрядцев богослужебное пение исполнялось унисонно; и в московском Большом Успенском соборе некоторые песнопения исполнялись клириками унисоном; так же бывало и в некоторых других местах, особенно в некоторых древних монастырях. Поэтому не нужно удивляться, что некоторые мыслящие люди сочувствовали унисонному исполнению древнерусских уставных напевов. В своих духовно-музыкальных сочинениях Воротников всецело следовал принципам Придворной капеллы. Он не оставил по себе сколько-нибудь заметного следа; забыты и его мысли относительно унисонного исполнения роспевных мелодий: эти мелодии были тогда отодвинуты на второй план, и все внимание состредотачивалось на свободных сочинениях музыки на богослужебные тексты. И притом – почти исключительно неизменяемых, неподвижных песнопений, оставляющих, так сказать, опорные пункты богослужебной схемы. Это легко объясняется тем, что, как мы давно уже об этом упоминали, постоянно изменяемые гласовые песнопения, которые составляют главное содержание богослужения данного дня или праздника, при неунисонном, многоголосном хоровом исполнении постоянно требовали бы от хора репетиций для разучивания постоянно меняющихся песнопений, а хору не на чем было бы показать свое хоровое искусство. Неизменяемые же песнопения, представляя собой неподвижные опорные пункты богослужения, будучи разучены хором один раз, требовали только шлифовки или повторения, а кроме того предоставляли композитору несравненно больше свободы для проявлений творческой фантазии и более прочно оставались в репертуаре церковных хоров. К тому же для композитора, занимающегося главным образом светской музыкой, незнакомого с художественными тонкостями уставного богослужения, неизменяемые песнопения представляли несравненно больше удобства и интереса, нежели постоянно изменяемые гласовые песнопения. Несколько в стороне от археологов и теоретиков русского богослужебного уставного пения и от его историков, хотя и близко к ним примыкая, стоит Юрий Карлович Арнольд (1811–1898) . До 1838 г. он служил на военной службе, а потом посвятил себя музыке. Одно время (1863–1870) он жил в Лейпциге, в 1870 г. был избран профессором контрапункта в Московской консерватории – когда там профессорствовал Д.В.Разумовский, – но не вступил в должность, а основал в Москве свою музыкальную школу. Он много ездил по России, собирая материал по церковному пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Директор П. А-ч Р-ский…— Павел Аполлонович Ровинский (1831–1916) — этнограф, славяновед, путешественник, публицист. Ровинский был активным членом общества «Земля и Воля», поддерживал связи с польскими повстанцами (1863), предпринял неудачную попытку освободить Н. Г. Чернышевского из ссылки (1870). Директором колонии был в 1875–1877 гг. Ряд статей Ровинского, написанных по материалам его путешествий по Монголии и Сербии, был напечатан в «Вестнике Европы» в первой половине 70-х гг. Состояние дел в колонии он подробно осветил в статье «С.-Петербургская земледельческая колония» (Журнал гражданского и уголовного права. 1877. 40 …из бывшего отделения малолетних преступников еще в Литовском замке, теперь там уничтоженного. — Отделение малолетних преступников, существовавшее в Литовском тюремном замке в Петербурге с 1871 г., было в декабре 1875 г. преобразовано в самостоятельное исправительное учреждение. До этой реорганизации оно практически ничем не отличалось от обыкновенной уголовной тюрьмы; малолетние преступники свободно общались со взрослыми, учеба и воспитательная работа не были налажены, среди подростков процветали порочные привычки. Достоевский побывал в отделении малолетних преступников в мае 1874 г. Литовский замок, в котором до 1823 г. располагались казармы Литовского полка, находился на площадке между рекой Мойкой, Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов), Крюковым каналом и Тюремным переулком (ныне пер. Матвеева). 41 Петропавловка — Это обиходное название «отделенный домик» (как он именовался официально) получил по аналогии с тюрьмой, находившейся в Петропавловской крепости в Петербурге. 42 Кстати вверну сюда одно странное нотабене — вешаются или застреливаются. — В ходе осуществления школьной реформы 1864 г. телесные наказания повсеместно вышли из употребления, однако рецидивы жестокого обращения с учащимися все же время от времени случались. Не были редкостью сообщения в печати о самоубийствах по причине плохой успеваемости. Вопрос об отмене телесных наказаний был в свое время предметом острых разногласий между передовой частью общества и консервативно настроенными людьми и вызвал резкую полемику в печати. Отзвуки этой полемики не прекращались и в последующие годы, и одним из них было мнение, приводимое Достоевским. Это мнение он услышал 19 января 1876 г. от Василия Васильевича Григорьева (1816–1881), востоковеда, профессора С.-Петербургского университета, монархиста-консерватора по убеждениям, бывшего редактора газеты «Правительственный вестник» (1869–1870), начальника Главного управления по делам печати (1874–1880). По воспоминаниям А. Г. Достоевской, ее муж «с особенным удовольствием беседовал» с В. В. Григорьевым, с которым лично познакомился 16 февраля 1872 г. Эти беседы оказали, по-видимому, влияние на главы «Дневника писателя», посвященные Восточному вопросу и Т. Н. Грановскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

31 окт. 1858 г. И. был назначен переводчиком Оренбургской пограничной комиссии. Изучение казах. языка и повседневное общение с казахами определило еще одно направление его научной и просветительской деятельности. В 1859 г. он был переведен на должность чиновника для контроля в Киргизской степи той же комиссии, с апр. по сент. того же года участвовал в экспедиции по вост. берегу Каспийского м. и в переговорах с туркменами. В 1860 г. в Казанском ун-те была воссоздана кафедра турецко-татарского языка, по инициативе ректора А. М. Бутлерова совет ун-та просил назначить на должность профессора И. 6 сент. 1861 г. приказом министра народного просвещения он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора, в 1863 г. утвержден в должности. В 1867-1872 гг. редактировал «Ученые записки Казанского университета». Одновременно в 1863/64 и с 1865/66 до кон. 1869/70 уч. г. И. был экстраординарным профессором татар. и араб. языков КазДА (в 1864/65 уч. г. не преподавал из-за конфликта с ректором архим. Иннокентием (Новгородовым) ). И. был уволен из академии после введения устава 1869 г. и сокращения вакансий востоковедов. В 1872 г. оставил службу в ун-те. В том же году добился от министра народного просвещения Д. А. Толстого открытия Казанской инородческой учительской семинарии (с 1884 - Казанская учительская семинария), 19 авг. утвержден ее директором, занимал эту должность до конца жизни. В 1870 г. И. был избран чл.-кор. С.-Петербургской АН, в 1875 г.- почетным членом КазДА. В 1881 г. С.-Петербургская АН предлагала ему звание академика по востоковедению, но И. отказался, т. к. звание академика требовало постоянного проживания в столице и лишало его возможности руководить Казанской инородческой учительской семинарией и заниматься миссионерской деятельностью. После тяжелой болезни скончался в своей казенной квартире. В Захарие-Елизаветинской ц. Казанской учительской семинарии его отпевал Чебоксарский еп. Никанор (Каменский). И. похоронен у правого придела ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, могила сохранилась и почитается верующими, особенно кряшенами и чувашами. Архив И. по поручению Гурия Казанского святителя братства систематизировал П. В. Знаменский (ныне хранится в НАРТ). Переводческая, педагогическая и миссионерская деятельность

http://pravenc.ru/text/389465.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010