Вице король Египта Измаил-паша (1863–1879) оказывал ему всяческое содействие, осыпал знаками своего внимания, пожаловал ему титулы бея, а потом паши, основал в Вулаке музей, впоследствии перенесенный в Каир. Несмотря на все это Мариэтт был в своей личной жизни глубоко несчастным человеком. В 1865 г. он потерял свою горячо любимую жену; из одиннадцати детей семеро были похищены преждевременною смертью; тяжелый, изнурительный недуг (сахарная болезнь) преследовал его в течение многих лет и свел, наконец, в могилу. Он скончался в Каире 18-го —306— января 1881 г. В 1904 г. ему воздвигнут был перед зданием Каирского Музея памятник, – бронзовое изображение египтолога на мраморном пьедестале, на котором начертана надпись: А Mariette-Pacha l’Egypte reconnaissante 409 . Другой памятник нашему египтологу воздвигнут в его родном городе 410 . Это была необыкновенно цельная натура: железная сила воли, упорство в проведении раз принятых решений, резкая прямолинейность, соединенная с некоторою суровостью в обращении, – все это гармонировало с его крупною, мрачною фигурой 411 . Мариэтт не отличался особенно глубокими филологическими познаниями, но был неутомимым археологом-практиком. Недостаток места не позволяет мне подробно останавливаться на его замечательных раскопках в Египте 412 . Я укажу лишь на то, что, кроме здания Серапеума в Мемфисе, Мариэттом были открыты в Абидосе храмы Рамсеса II и Сети I, остатки храма в честь Осириса и тысячи ex-voto разных эпох, начиная с V-oй династии и кончая римским периодом, в Карнаке – официальные стелы, посвященные Амону царями-завоевателями XVIII-oй династии, и списки географических округов, позволяющие нам восстановить географию Сирии и Эфиопии той эпохи; карнакский храм обследован во всех своих подробностях. В Дейр-эль-Бахри обнаружен храм царицы XVIII-oй династии Хатшеп-сут в честь Амона и Хатор, храм, построенный с целью увековечить экспедицию в страну Пунт. В Мединет-Абу открыт храм, выстроенный Рамисом III; надписи покрывающие стены здания, повествуют о войнах Египта с племенами Малой Азии. Столь же блестящи были раскопки Мариэтта в Эдфу, где ему пришлось для открытия храма Гору перенести в долину целую деревню, в Дендера, Танисе, Сиуте, Ассуане, Телль-эль-Амарне, в Нубии (Джебел-Бар-кал) и т. д. ему можно поставить в упрек лишь некоторую ненаучность ведения раскопок и медлительность в опубликовании —307— добытых им результатов. Из изданных Мариэттом трудов наиболее важными являются: Choix de monuments du Sérapéum (1856), Abyoss (I–III, 1870, 1877:1880). Dendérah (пять томов таблиц и 1 том текста, 1870–1875); Papyrus du Musée de Boulaq (I–III, 1870–1875), Karnac (1 том таблиц + 1 том текста, 1876); Deir-el-Bâhârî (1 том таблиц + 1 том текста, 1877); Monuments divers (1 том таблиц, 1869–1881). Два капитальных труда его были изданы лишь после смерти: Le Sérapéum de Memphis, 1883 и Les Mastabas de l’ ancien empire, 1882–1889.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается административных поручений и должностей то они идут в таком порядке. В 1865–1870 г. П. В. состоял библиотекарем фундаментальной библиотеки. В 1870 г. он участвовал в составлении инструкции библиотекарю и его помощнику и в 1871 г. – в комиссии для составления проекта систематического каталога. С 15 авг. 1870 г. по 3 марта 1873 г. был членом Совета академии по избранию исторического отделения, а с этого времени по единогласному избранию отделения состоял помощником ректора по этому отделению, был его руководителем и исправлял обязанности члена правления до введения устава 1884 г., почти три четырёхлетия. После того ещё два года состоял членом правления по назначению начальства, пока 1 сент. 1886 г. не отказался по состоянию здоровья. После того исполнял несколько раз временно обязанности члена правления (напр. в 1894 г. с 12 мая по 20 декабря). В 1892 г. состоял членом юбилейной комиссии по подготовке празднования 50-летнего юбилея Казанской академии. Вне академии П. В. состоял преподавателем истории русской и общей в окружном училище девиц духовного ведомства (1863–1866) и в Родионовском институте благородных девиц (1864–1873). В 1876 г. читая публичные лекции по русской истории в Казанском вспомогательном обществе приказчиков в Казани, – лекции, по словам свидетеля (Н. Ф. Юшкова), имевшие такой успех, что многим желавшим попасть не хватало билетов. Темами их были религиозно-нравственное состояние древнерусского племени, славяно-русская мифология, общественный быт. Такова личность и деятельность проф. Знаменского. Благородно-простой по внешности и по всему обхождению своему, типичный джентльмен, деликатный, обаятельный, доброжелательный, П. В. всю жизнь свою отдал на служение науке и ближним. Постоянно благотворивший разным учреждениям и частным лицам, он и последние годы намеренно сократил свои потребности и удовлетворения их, чтобы иметь возможность больше отдавать нуждающимся. До конца же жизни он работал на научном поприще, публикуя свои исследования и материалы или же – отзывы о чужих работах как критик благожелательный и с широким кругозором. Много внесший в сокровищницу церковно-исторических знаний и в области истории русской церкви давшей сильный толчок к изучению жизни не столько иерархии, сколько самого религиозного общества, П. В. должен быть помянут и как прекрасный популяризатор церковно-исторических сведений, в чём ему много помог его талант писать не только просто, но и художественно увлекательно. Мастер кисти – самоучка, он был и крупный мастером пера, из-под которого вышел длинный ряд живых портретов исторических деятелей и дышащих реализмом картин былой действительности. Это был подлинный историк-художник!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

аристократии, поддерживавших В. материально. Помимо подготовки польск. католич. пресвитеров, к-рой занимались члены конгрегации, одной из сфер их деятельности в это время была борьба с распространившейся в кругах польск. эмиграции мистической религ. сектой «Круг слуг дела Божьего» (польск. Kolo Slug Sprawy Bozej), основанной теософом и мистиком А. Товянским. Но главной задачей стала служба католич. Церкви: сбор средств для поддержки папской курии и строительства католич. храмов, а также вербовка солдат и офицеров для папской гвардии. Позднее В. стали заниматься пропагандой католицизма среди правосл. населения (в Австрии и тур. Болгарии), при этом нек-рые В. переходили на совершение богослужений по византийскому обряду . В. работали в рим. округе (1857), в Канаде (1857, пров. Онтарио), в тур. Болгарии (1863, Адрианополь, ныне Эдирне, Турция), в США (1866 в шт. Техас, 1869-1870 в Чикаго), основали католич. миссии в Париже (40-е гг.) и Лондоне (80-е гг.). При их участии создавалась Польская коллегия в Риме (9 марта 1866), первым ректором к-рой стал П. Семененко. В 80-х гг. В. начали свою деятельность на польск. землях, основав мон-ри во Львове (1880) и Кракове (1884). Под влиянием В. возник ряд жен. католич. монашеских конгрегаций. В наст. время В. действуют гл. обр. в Польше. Численность их конгрегации составляет 412 чел. (An. Pont., 2004. P. 1345). Резиденция генерального настоятеля находится в Риме. Женские конгрегации В. Конгрегация Сестер Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (итал. Suore dell " Immacolata Concezione della Beata Vergine Maria) была основана в 1854-1859 гг. в Риме Юзефой Марией Карской (1823-1860) и Марцелиной Даровской (1827-1911) при участии Кайсевича. Утверждена папой в 1874 г. На польско-укр. землях первый мон-рь В. появился в 1863 г. в Язловце (совр. Тернопольская обл., Украина). Сестры ведут жизнь в затворе и занимаются воспитательной работой, руководят гимназиями и начальными школами. В наст. время к конгрегации принадлежат 230 сестер в 13 мон-рях (An.

http://pravenc.ru/text/155334.html

В тех же ведомостях (1862 года, 17) появился составленный при киевской духовной академии замечательный устав для сельских православных братств, обработанный на основании древних братских уставов, но применительно к современным требованиям. В октябре месяце 1862 года последовало с благословения митрополита Арсения открытие, согласно мирскому приговору, братства в м. Райгороде, Черкасского уезда, а затем последовали мирские приговоры об открытии братств и в других местах 97 . Так, в 1863 году по благословению архиепископа подольского Иринарха восстановлено при каменецком кафедральном соборе православное церковное братство, по примеру издавна существовавших 98 в Подолии братств, и в 1864 году тожественно было открыто в Киеве Свято-Владимирское братство и звание его покровителя принял на себя митрополит Арсений. В отношении возбуждения интереса общества к братствам и приходской организации на пользу православия и русской народности необходимо здесь также отметить выдающуюся деятельность профессора С.-Петербургской духовной академии М. О. Кояловича, автора известного исследования о литовской церковной унии (сочинение вышло в 1859 – 1861 г.), поколебленной замечательно стойкой и энергичной деятельностью наших западных братств. В 1862 году в доме ревнителя православия П. Н. Батюшкова Коялович прочитал свои пять лекций о древних православных братствах пред избранным обществом и в том же году совершил свое путешествие по западному краю с целью обнаружения остатков православных братств при церквах гродненской, виленской, минской и могилевской губерний 99 . Свои исследования об этой поездке, а также и лекции Коялович напечатал в газете «День», а именно в номерах 36 – 42 за 1862 год помещены «Чтения о церковных западно-русских братствах», а в номерах 44 и 45 помещены «Сведения о современном состоянии западно-русских православных братств». Из этих сведений мы узнаем, что в названных губерниях Кояловичем обнаружено всего 276 братств при местных церквах. Наконец, в 46 газеты «День» за 1863 год Коялович поместил печатное приглашение записываться в члены наших западных братств 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 1859 г. в среде московского духовенства появилась мысль о необходимости создания публичной библиотеки, а в январе 1862 г. митр. Московскому Филарету (Дроздову) был представлен доклад, на котором святитель наложил резолюцию: «Бог благословит исполнение доброго намерения московского духовенства» С. 2]. Епархиальная библиотека была открыта 11 мая 1863 г. Митр. Филарет призвал к составлению церковных библиотек по Московской епархии и обращал внимание «на приобретение, хоть не многих, но нужнейших» С. 25] книг. Через четыре года, в 1867 г., Св. Синод разослал по всем епархиям циркулярный указ вместе со списком духовных книг для церковных библиотек 199 . Действенным миссионерским средством стало распространение духовных книг. В 1870 г. по благословению митр. Иннокентия при Обществе любителей духовного просвещения (в дальнейшем — ОЛДП, открыто в 1863 г. митр. Филаретом (Дроздовым)) 200  был образован Отдел распространения духовно-нравственных книг С. 13]. Книги бесплатно рассылались в московские церкви, где велись внебогослужебные собеседования с народом, в церковноприходские школы, больницы, тюрьмы, библиотеки, читальни. Деятельность отдела распространялось и на самые отдаленные и глухие места России, на местах работали свои штатные сотрудники. Главные мотивы для бесплатной раздачи изданий — отдаленность местности и желание приобрести книги и брошюры духовного содержания, но неимение средств для покупки. Через восемь лет после создания отдела книги расходились в 219 губерний С. 51]. В 1901 г. были бесплатно выданы билеты для книгонош правлением Московско-Ярославско-Архангельской и Московско-Казанской ж/д, Волжским пароходным обществом. А в 1902 г. книгоноши получили два бесплатных годовых билета по всем железным дорогам, сначала казенным, а вскоре и частным, благодаря чему книги и брошюры распространялись в самых отдаленных местах: в Сибири, на Кавказе, в северных краях, в Крыму и т. д. С. 28], а также высылались миссионерам в Китай, Америку, на Сахалин С. 227]. Революционное движение 1905—1907 гг. в значительной степени затормозило распространение книг. Упадок веры и нравственности, распространение в народе революционной литературы оказали отрицательное влияние на отношение к слову Божию. В отчете за 1912/13 г., со ссылкой на отзывы книгонош, указывается на препятствия в распространении духовно-нравственных книг «в лице различных сектантов и проповедников революционных идей» С. 45]. В некоторых местах по-прежнему книги раскупались так быстро, что не хватало всем желающим. Книгоношам предоставлялось право отдавать бедным людям книги бесплатно. Однако после революционных событий 1905—1907 гг. книгоношам порой приходилось выслушивать упреки по поводу того, что они внедряют в народ почитание Царя и повиновение властям — духовным и светским. Бывали даже случаи глумления и угроз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Несомненно, что общество, чуждающееся религиозных интересов развивается крайне односторонним образом, живет не полной жизнью и все более и более погружается в заботы об одном материальном благосостоянии» («День» 1865 г., 51 и 52). «Наш русский мыслящий класс» (говорилось в замечательной статье «Дня» за 1865 г., 1, «О движении религиозной мысли образованного класса в России») «еще не жил вполне сознательно религиозной жизнью. У нас, в светском обществе, образованные люди разделяются или не безотчетно преданных православию, или на безусловных отрицателей с полным безучастием к религиозным вопросам. Религиозное невежество наших образованных классов поразительно, только в религиозной сфере наш образованный класс остается неразвитым по-прежнему; в одной этой области историческими обстоятельствами задержано его развитие. В религиозной области наш простой народ трудился один. Надо потрудиться теперь образованному классу». 119 Эти мысли разделялись, между прочим, журналами: «Христ. Чтен.» (1869 г. 155 «Соврем. Обозр.» и «Дух. Христ.» 1863 г., ноябрь «Духовная журналистика»). 120 «С.-Петерб. Ведом.», 1865 г., 234. Весьма характерные укоры сделаны одним русским лютеранином в журнале «Радуга» (1865 г., март) русскому обществу по поводу нищенского содержания православного духовенства. «У нас, лютеран, главная забота составляет, чтобы не нуждались наши духовные, и мы никогда вообразить себе не можем, чтобы они могли дойти до такого скорбного состояния, как духовенство православное». Далее он указывал, что православные одни в целом свете отличаются неуважением к своему духовенству. О бедности русского духовенства по сравнению с материальным достатком духовенства других вероисповеданий, см. стат. Щербины «Народная грамотность», 6 «Рус. Вест.», 1853 год. 122 Дело об учреждении комитета для рассмотрения проекта о преобразовании духовно-учебных заведений. Арх. св. синода 1860 г. 124 За такое разделение богословских и общеобразовательных наук, за слияние духовной школы со светской и за учреждение специальных богословских курсов, особенно ратовали светские журналы и во главе их газета «День» и журнал «Русский Вестник»; см., например, статьи «Дня» за 1863 год, 8, 12, 17, 19, 20, 46, 1865 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ее видение 1863 года не представило никакого нового [света] под солнцем. Все это было хорошо известным материалом, который проповедовался и был прочитан в лекциях в Америке, по крайней мере, за десять лет перед ее видением. На этом фоне, звучит странно, что Бог должен был дать ей «видение» на все эти хорошо знакомые вещи, и так же то, что Елена Уайт призывала к тому, о чем сама не знала прежде, чем получила свое «ниспосланное записанное видение». Затем она [вдруг] «обнаружила» к своему «удивлению», что другие отстаивали схожие принципы, но годами ранее, чем она! Но Елена Уайт заполучила себе всю заслугу от пионерской деятельности других людей, работавших годами до нее. Считается, что Бог показывал Елене Уайт «передовые медицинские принципы» опережая ее время. Как мы увидели, эти положения преувеличены. Данные принципы не были рождены ею. То, что Бог действительно должен был показать ей в видениях, так это то, как предохраняться простыми средствами от некоторых величайших причин [возникновения] болезней того времени. 1 . В 1863 году одним из самых больших переносчиков болезней было молоко. Как туберкулез, так и бруцеллез мог быть передан молоком. В 1870 году был разработан метод пастеризации путем нагрева молока до определенной температуры. Это было простой процедурой. Елена Уайт должна была знать об этом из своих видений, но поскольку пастеризация была разработана впоследствии, у нее не было литературы по [данному] предмету, с которой можно было бы скопировать. 2 . В те времена люди умирали тысячами от тифа и холеры. Медицинская наука не знала, что этим болезням могла воспрепятствовать кипяченая питьевая вода. Елене Уайт должно было быть показано это в видениях, но поскольку медицинская наука не знала этот простой факт в 1860-ых годах, то у Елены Уайт не было источника, с которого можно было бы скопировать. В 1844 году миссис М.Л. Шью опубликовала третье издание своей книги с длинным названием, «Водолечение для женщин: популярная работа по здоровью, диете и режиму для женщин и детей для профилактики и лечения болезней; с полным курсом процессов водного лечения; проиллюстрированное различными случаями».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ellen-g-...

418 См. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 582–583 и скорбь владыки Московского по сему случаю; равным образом его же Письма к викарию Леониду, епископу Дмитровскому в Душепол. Чтен. за 1883 г. 2, стр. 249–250. 422 Эти собственноручно владыкою писанные «Предположения» хранятся также в библиотеке Моск. дух. академии. 430 Синодальные издания русского перевода ветхозаветных книг первым изданием выходили в таком же порядке: в 1868 году книги законоположительные (Пятикнижие Моисеево); в 1869 году исторические; в 1872 году учительные и в 1875 году пророческие, – все с соответствующими каноническими и неканоническими книгами Св. Писания. До настоящего времени последовали не только второе и дальнейшие издания отдельных частей русской Библии, сейчас упомянутых, но и совокупное издание священных книг Ветхого и Нового Завета в русском переводе или целая русская Библия . Мы не забудем, с каким нетерпением мы сами ожидали и с какою радостью встречали каждую появлявшуюся в печати часть русского перевода книг Ветхого Завета, как «пособие к разумению» смысла текста славянской Библии. 431 В Синодском издании русского перевода Псалтири указанное место читается так: прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. – Весьма понятно. 432 Из предшествующего мы знаем, как происходило дело в заседании Св. Синода 10 сентября 1856 года. Мнение владыки Московского о том, чтобы начать с книг Моисеевых, не было тщательно обсуждено, так как ближе всего имелся перевод Нового Завета. 433 Святитель Московский разумеет при этом, конечно предисловия, примечания и проч. к переводам книг ветхозаветных, до 1863 года появившихся в печати. 435 С. К. Смирнова, История Моск. дух. академии до ее преобразования в 1870 г., стр. 116. Москва, 1879 г. Бумага по сему делу поступила в академическую конференцию 11 марта 1863 года, как видно из архива конференции. 436 См. статью: «Памяти Филарета, митрополита Московского» в Душепол. Чт. за 1868 г. ч. 1, стр. 43–44. Срав. С. К. Смирнова, цитов. сочин. стр. 116 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

346 Птоломей Филадельф царствовал между 284–246 годами пред Р. Хр., а годом происхождения перевода по принятой у нас хронологии признается 271 г пред Р. Хр. См. Крат. Библ. Хрон. по летосчислению вост. каф. церкви. Спб 1859; Хронол. при Св. Ист. Богословского и в Чт. Общ. Люб. Дух. просв., 1874 г. Май стр. 770. По мнению преосв. Макария, несколько позже – за 250 л. См. Введ. в Прав. Бог . Спб. 1863, стр. 300. 347 За исключением лишь кн. Руфь, 2 Песн. и некоторых из малых пророков, из коих впрочем последние у Евреев все вместе составляли одну книгу, а кн. Руфь в греческом переводе с древних времен относима была к кн. Судей. 348 Указание мест из разных кн. Св. П. Ветх. З. цитируемых в кн. Прем. И. сына Сир. можно видеть в Библиях с параллелями, – нашей славянской и Вульгате, а также в русск. пер. кн. Сир. с кратк. объяснениями (Спб 1859); а места из книг ВЗ приводимые в Новом Завете, указываются в Введ. в Прав. Богословие Архиеп. Макария, стр. 287, 299–300 по изд. 1863 г. 351 Это между прочим дает нам заключать, что и там, где И. сын Сирахов говорит об употреблении псалмов при богослужении без означения имен их писателей ( Сир.50:18–21 ср. 39:19 и 47:11 и 12. См. об этом выше стр. 113), также можно и должно разуметь прежде всего и по преимуществу псалмы Давидовы. 352 См. напр. извлечение из Hamasa в изд. Араб. Грам. Шультенса 1767 г. Также надпись Моавит царя Меши и замеч. на 1-ю строку ев. Хвольсона в Хр. Чт. 1870 г. Июль стр. 95–99. 361 Из представителей этого мнения особенным авторитетом пользуются Ewald, Hitzig, Lengerke, Olshausen. 366 Delitzsch с гораздо большею последовательсностью ограничивается только заключением о позднейшем внесении в еврейский текст одних только имен Давида и Соломона в вышеозначенных песнях степеней, не распространяя этого заключения из надписания прочих псалмов (См. его замеч. на эти псалмы). Но и этот вывод, как увидим, не вполне соответствует своим основаниям. 367 Может быть 70, на основании употребления этих песней при восхождениях в Иерусалим возвращавшимися из плена Вавилонского, или же иудейскими богомольцами при путешествиях в три годовые праздника, а также вероятно и на основании современного им употребления при богослужении, считали их за песни времен второго храма и преимущественно за песни его степеней, почему, исключив имена древних писателей, ограничились одним только: δ τν ναβαθμν. (См. об этом ниже). Подобно тому и Св. Оо. Ц. прямо относили песни степеней ко временам возвращения из плена и после него, и если некоторые из них (Златоуст и отчасти бл. Феодорит) и допускали возможность происхождения их от древнейших писателей, то все же смотрели на них как на пророчества о временах плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЙГЕР [нем. Geiger] Абрахам (1810, Франкфурт-на-Майне - 1874, Берлин), евр. теолог и гебраист, раввин, один из лидеров радикального крыла реформистского движения в иудаизме, возникшего в Германии в XIX в. Способствовал становлению иудаики как науки. Род. в бедной семье. С 6 лет начал изучать Талмуд, до 14 лет его образование было религиозным. В 1824 г. при содействии Ротшильдов Г. стал изучать светские дисциплины, нем., франц., а также древние языки. С 1829 г. изучал греч. и вост. (гл. обр. сир. и араб.) языки в Гейдельберге и Бонне. Продолжал изучение Талмуда с научно-критической и филологической т. зр. В Боннском ун-те Г. написал первую значительную научную работу, вызвавшую большой интерес у специалистов. В Бонне Г. познакомился с С. Ф. Гиршем , впосл. ставшим другом и оппонентом в вопросах веры, вместе они создали кружок по овладению искусством евр. проповеди. В 1832 г., став раввином в небольшой евр. общине в Висбадене, Г. заявил о необходимости проведения реформ в синагогальной службе. Для теоретического обоснования проводимых им реформ в 1835-1847 гг. издавал ж. «Wissenschaftliche Zeitschrift für jüdische Theologie», в к-ром критиковал представителей ортодоксального иудаизма за несоответствие духу времени. Несмотря на критическое отношение к христианству, Г. отмечал, что в отличие от традиц. иудаизма в нем происходят перемены. Возглавляя радикальное крыло реформистского иудаизма, Г. принимал активное участие в жизни евр. общины в Германии. В 1836 г. Г. созвал первый конгресс реформистских раввинов в Висбадене. Г. считал, что реформистское движение в иудаизме должно выступать за отказ от Талмуда и за формирование у верующих подхода к Библии не как к священной книге, а как к уникальному поэтическому памятнику. Такая позиция Г. вызвала резкую критику и недовольство представителей традиц. иудаизма. В 1843 г. поддержанный реформистским большинством Г. стал раввином в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1848-1863 гг. он написал множество исследований по евр. лит-ре, теологии и истории. В 1862 г. в Бреслау основал научно-популярный ежеквартальный ж. радикально реформистского направления «Jüdische Zeitschrift für Wissenschaft und Leben» (выходил до конца жизни Г.). В 1863 г. Г. стал раввином во Франкфурте-на-Майне. В 1870 г. возглавил евр. общину Берлина и спустя 2 года открыл в городе евр. научную академию (Hochschule für die Wissenschaft des Judenthums), к-рой руководил до конца жизни.

http://pravenc.ru/text/161904.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010