54 Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) пребывал в затворе в Вышенской пустыни (Шацкий уезд, Тамбовская губерния). Канонизирован Русской Церковью в 1988 году. 56 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – русский писатель, автор повестей и пьес. В начале века пережил кризис религиозного сознания. Скончался вне Церкви. Отпадением от Церкви характеризуется и творчество его сына – Даниила Андреева. 61 Батюшка начал беседу чтением отрывка из книги «На горах Кавказа» – об Иисусовой молитве. Он предупредил, что тем из нас, кто бывал у него раньше, прочитанное не скажет ничего нового, все будет знакомо, но это известное можно повторять много раз. 64 Святитель Игнатий (Брянчанинов ; 1807– 1867; память 30 апреля) – из дворянской семьи, с юных лет хотел стать монахом. Получив образование, в 1827 году вступил в Александро-Свирский монастырь к старцу Льву, затем вместе со старцем – в Оптину. Впоследствии удаляется в вологодские обители. В 1833 году стал архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Там и написал значительную часть своих творений. В 1857 году посвящен во епископа Кавказского, с 1861 года – на покое в Николо-Бабаевском монастыре. Канонизирован в 1988 году. 70 Комментарий к «Житиям святых» по руководству святителя Димитрия Ростовского полагает, что Фраческая гора находилась в Ливии либо Эфиопии. Преподобный Марк Фраческий († 400; память 5 апреля) был уроженцем Афин, поэтому именуется также Афинским. 74 Аттила († 453) двадцать лет был предводителем гуннов, которые в этот период достигли своего наивысшего могущества. 76 Старцы в мужских обителях, как правило, имеют две приемные: мужчины допускаются вовнутрь монастыря (скита), а для женщин устраивается внешняя келья. 78 Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) – советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа. Читать далее Источник: Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. – Москва : Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1504 с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Капелла Пресв. Девы Марии и всех ангелов в аббатстве св. Августина в Кентербери Капелла Пресв. Девы Марии и всех ангелов в аббатстве св. Августина в Кентербери В городе действуют Кентский ун-т (1965) и ун-т Крайст-Черч (основан в 1962 как колледж, статус ун-та получил в 2005). В 1988 г. кафедральный собор, руины бенедиктинского аббатства св. Августина и ц. св. Мартина были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заметным событием в жизни города стал визит папы Римского Иоанна Павла II (1982). С кон. XVIII в. начался процесс создания самостоятельных англикан. диоцезов в британских колониях (1-м стал диоцез Нов. Шотландия, 1787). Их территории не считались частью церковной провинции К., но епископы первоначально рукополагались архиепископами К., признавали их своими примасами и приносили им присягу. Однако постепенно в колониях оформились собственные церковные провинции (в Индии - в 1835, в Австралии - в 1847, в Юж. Африке - в 1853, в Нов. Зеландии - в 1857, в Канаде - в 1861), которые фактически стали самостоятельными церквами, принадлежащими к англиканской традиции. Архиепископы К. сохранили за собой статус «почетного главы» и «морального лидера» Англиканского содружества. Они председательствуют на регулярно проходящих с 1867 г. Ламбетских конференциях , посвященных решению важнейших богословских и канонических вопросов. В 1852 г. была возрождена практика созыва конвокаций духовенства церковной провинции К. (была отменена решением правительства в 1717). В связи с активизацией приходской жизни, участием мирян в просветительской и благотворительной деятельности Церкви Англии в 1885 г. при конвокации возникла палата мирян. На основе конвокаций и палат мирян обеих церковных провинций Церкви Англии в 1904 г. учрежден Представительный церковный совет (с 1919 Национальная ассамблея, с 1969 Генеральный синод Церкви Англии). В XIX - 1-й пол. XX в. началась церковно-адм. реформа англиканской церковной провинции К. Были изменены границы многих диоцезов, образовано несколько новых: Труро (1876), Сент-Олбанс (1877), Ливерпуль (1880), Саутуэлл (1884; с 1927 включен в состав церковной пров.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

в источнике идет нестыковка данных по сумме и слагаемым, судя по ранжированию, верным является число 35. в источнике идет нестыковка данных по сумме и слагаемым, судя по ранжированию, верным является число 35. в источнике идет нестыковка данных по сумме и слагаемым, судя по ранжированию, верным является число 35. 9 Ранее, в издании с. 134], в табл. 4, приводились выборочные данные о числе больниц при монастырях в 1871,1881,1891,1900 гг. 10 Епископ Трифон (Туркестанов , 1861-†1934; в последующем – митрополит б. Дмитровский, викарий Московской епархии) – направился на фронт уже 22 августа 1914 г. Владыко почти год исполнял обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка, а также – благочинного 42-й пехотной дивизии на польском фронте и получил контузию. За военные отличия Преосвященный Трифон был награжден Императором Николаем II панагией на Георгиевской ленте. Впоследствии в 1916 г. служил на румынском фронте, где потерял зрение одного глаза. По расстройству здоровья, подал прошение об увольнении на покой. 02 июля 1916 г. повелением царя Николая II был уволен на покой и назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем (монастырь в 1919 г. был закрыт и возрожден в 1994 г., расположен в г. Истра Московской обл.) 11 Епископ Димитрий (Абашидзе, 1867-†1942; в последующем – в схиме Антоний, схиархиепископ б. Таврический и Симферопольский, в 2011 г. УПЦ прославлен в лике местночтимых преподобных) – с 1914 г. служил в качестве рядового священнослужителя на Черноморской эскадре. После возведения в сан архиепископа, по его личной просьбе, и с согласия Императора, был назначен исполнять обязанности штатного военного священника на линкоре «Святой Пантелеймон» и неоднократно участвовал в боевых действиях. За военные отличия Высокопреосвященный Димитрий был награжден панагией на Георгиевской ленте Читать далее Источник: Русская Православная Церковь и ее монастыри : Жизнь и данные статистики в миссионерском аспекте (Конец XlX в. – 20-е гг. XX в.) : (Научное издание)/А.М. Смулов. - Москва : Изд. «Перо», 2019. - 130 с.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

По инициативе М.Н. Красюка, возглавлявшего Братство, участки стали продавать под жилую застройку и дачи. Сам Михаил Николаевич построил дома себе и двум своим сестрам. В Красюковке, близкой к городу, станции и святыням Лавры, стали селиться московская профессура, люди искусства, духовенство. Здесь обосновался ученик К. Леонтьева и издатель его литературного наследия А.А. Александров (1861–1930). В своем доме, построенном в неорусском стиле, разместил он обширные коллекции,на основе которых в 1920-е гг. создал первый в городе частный музей. Особенно ценны были его собрания фарфора. С осени 1917 г. в Красюковке проживал В. В. Розанов . В воспоминаниях и мемуарной литературе отражено пребывание в Красюковке И. Бабеля, актрисы А. Тарасовой, писателя А. Платонов аи многих др. Жизнь обитателей Красюковки ярко изображена в дневниках писателя М.М. Пришвина. Подробнее см.: Шпанькова Т.Н. Сергиев Посад, Красюковка. Сергиев Посад, 2007.) 618 (...отставного офицера М.Н. Красюка... – Красюк Михаил Николаевич (сер. 1830-х гг.–01.1907) – штабс-капитан (1864) в отставке. Из многодетной дворянской семьи в Александровском уезде. Во время русско-турецкой войны (1877–1878) работал казначеем в Сергиево-посадском отделении Российского общества Красного Креста, заведовал ремонтом и оборудованием зданий госпиталей; затем до конца жизни возглавлял Братство во имя прпп. Сергияи Никона Радонежских.) 619 (Храм – домовый, при богадельне... – М.Н. Красюк построил домовый храм в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила при богадельнепо благословению прп. Варнавы Гефсиманского . По преданию, старецсам определил место для сооружения богадельни, домовой церкви и дома. Богодельня – приют для инвалидов, созданный Братством во имя прпп. Сергияи Никона Радонежских; в 1918 г. перешел под контроль отдела социального обеспечения. В 1921 г. в помещении приюта Высшая электрошкола (ВЭШ) организовала детский дом для детей голодающего Поволжья. Осенью 1923 г., когда электрошкола, став академией, переехала в Петроград, детдом сменилашкола первой ступени затем – начальная школа 620 (Эконом Досифей – Досифей (Андреев Димитрий, 1837–после 1919) – архимандрит, казначей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

30 На протяжении многих лет Богословский составлял биографию Петра I, доведенную им до 1700 г. После его смерти Н. А. Бакланова подготовила этот труд к изданию: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии/Под ред. проф. В. И. Лебедева. М., 1940–1948. Т. 1–5. В настоящее время, в Археографической комиссии РАН ведется переиздание труда Богословского в полном объеме, без купюр и редакторской правки, которые были сделаны в издании 1940-х годов, с богатым справочным аппаратом ( Богословский М. М. Петр Великий: материалы для биографии: в 6 т. Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы, 30 мая 1672 – 9 марта 1697/Отв. ред. С. О. Шмидт; подгот. текста А. В. Мельникова. М., 2005). 31 Имеется в виду Первая мировая война 1914–1918 гг. 19июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России. 33 Люблин и Холм (современный Хелм) – города в Восточной Польше. Весна-лето 1915 г. были неудачными для русских армий Северо-Западного (командующий – ген. Алексеев) и Юго-Западного (командующий – ген. Иванов) фронтов. В результате «Горлицкого прорыва» германо-австрийских войск (19 апреля – 9 июня 1915 г.) русские войска оказались в «польском мешке». Вскоре, в междуречье Вислы и Буга началось новое успешное германское наступление группы армий Макензена. Люблин-Холмское сражение завершилось поражением русских армий Северо-Западного фронта: 17 июля русские войска сдали Люблин (3-я армия ген. Леша), 19 июля – Холм (13-я армия ген. Горбатовского). Отступление русских войск продолжалось все лето. 34 Ивангород (соврем. Демблин, город в Польше на правом берегу Вислы, юго-восточнее Варшавы) русские войска Северо-Западного фронта оставили 22 июля (4-я армия ген. Эверта), Варшаву – в ночь с 22 на 23 июля (2-я армия ген. Смирнова). 35 О предоставлении Польше широкой автономии после воссоединения ее «под скипетром русского царя» говорилось в воззвании к полякам от 1 августа 1914 г. Верховного главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича (младшего). 36 Имеются в виду восстания в Польше, входившей в состав Российской империи. После подавления первого из них, в 1831 г., Царство Польское потеряло самоуправление, было разделено на губернии и включено в состав Российской империи. В 1861 г. самоуправление там было восстановлено. В 1863 г. в Царстве Польском вновь вспыхнуло восстание, после подавления которого, само название «Царство Польское» было уничтожено. Разделенное заново на 10 губерний, оно получило название «Привислинский край».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

9 января в день памяти священномученика Тихона (в миру Василия Варсонофьевича Никанорова, 1885 - 1919) мы вспоминаем Великого князя Киевского Святослава Ярославича (1027-1076), сына Ярослава Мудрого и поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Николай Алексеевич Некрасов, выдающийся русский поэт, родился 28 ноября 1821 г. в с. Синьки Подольской губернии. Его отец - помещик, отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов имел суровый нрав. Мать Некрасова - Елена Андреевна, была умной и образованной женщиной, человеком доброй души с чутким и отзывчивым сердцем. Впоследствии поэт в своих произведениях очень часто с любовью и благоговеньем воскрешал образ матери. В 1832 г. Н.А.Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где увлекся театром и литературой. В 1838 г. он отправился в Петербург, где записался вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, вопреки воле отца, который желал, чтобы его сын поступил в военную академию. Отец лишил Некрасова всяческой материальной поддержки, и будущему поэту приходилось подрабатывать, чтобы зарабатывать себе на пропитание. Первая публикация стихов Некрасова «Мечты и звуки» был встречен резкой критикой. В 1847 г. стал редактором журнала «Современник» и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866 г. Вокруг «Современника» объединились лучшие литераторы России середины XIX века. В журнале публиковались произведения Тургенева, Гончарова, Толстого. В число самых известных произведений Н.А.Некрасова входят поэмы «Коробейники» (1861 г.), «Мороз, Красный нос» (1864 г.), «Русские женщины» (1871-72 гг.), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76 гг.), в которых дана многообразная картина русского общества, прежде всего крестьянства с его вековечной мечтой о всеобщем счастье. Скончался в Петербурге 26 декабря 1877 г. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Образование он получил в Новгородской Духовной семинарии, а в 1881 г. поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию. В 1884 г. он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. 6 декабря 1888 г. ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 г. игумен Тихон становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Торопов Алексей Александрович; 1.10.1861, с. Ильинское Пошехонского у. Ярославской губ.- 22.10.1937), еп. Липецкий, вик. Орловской епархии. Род. в семье священника. В 1883 г. по окончании Ярославской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1887 г. со степенью канд. богословия, и был назначен преподавателем в Жировицкое ДУ. С 24 нояб. 1888 г. преподавал в Ярославской ДС. В 1918 г. овдовел. В 1919-1924 гг. состоял на гражданской службе. 9 июля 1929 г. рукоположен во диакона, а 11 июля 1929 г. в московской Трифоновской ц. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) - во священника. 12 сент. 1929 г. пострижен в мантию с именем А. и назначен настоятелем храма бывш. Новоторжского Борисоглебского мон-ря Тверской епархии в сане архимандрита. 21 сент. 1932 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 24 сент. 1935 г. возглавил Липецкое вик-ство Орловской епархии, с 13 нояб. 1935 по 23 янв. 1936 г. временно управлял Воронежской епархией. 27 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму Липецка. Во время следствия, к к-рому были привлечены 42 клирика и мирянина, А. согласился подписать те показания, к-рые требовал от него следователь. Осужден 15 окт. 1937 г. тройкой УНКВД Воронежской обл., расстрелян. Арх.: УФСБ РФ по Липецкой обл. Арх. 20479. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 48. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/64290.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010