В её состав входит трапезная палата, церковь Св. Великомученика Георгия и колокольня. На нижнем этаже располагались подсобные помещения: хлебодарня, поварня, просфорня и кладовая. В XVI веке к трапезной была пристроена звонница с башенкой, на которой были устроены " часы боевые на ходу " . В конце XVII века звонница была перестроена, над ней поднялись два деревянных шатра с главками. Надвратная одноглавая церковь Св. Феодосия Анкирского возведена в 1599 году. Первоначально её окружали крытые галереи, в 1834 году обращённые в закрытые паперти. Тогда же церковь была заново освящена уже как Спасская. Двухэтажный корпус келий, построенный во времена Бориса Годунова, впоследствии также неоднократно перестраивался. В 1737 году в обители жил только один престарелый иеромонах. В XVIII веке монастырь утратил самостоятельность и был приписан к московскому Заиконоспасскому, а затем к серпуховскому Высоцкому монастырю. В 1806 году монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И в этом же году сюда назначается первая игуменья женской обители - мать Дионисия, определённая из казначеи московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы. В XIX веке обитель становится одной из крупнейших и благоустроенных женских монастырей Подмосковья. В 1836 году, после пожара, уничтожившего большинство деревянных построек монастыря, начался новый период строительства. В 1858 году в обители появился двухэтажный служебный корпус, была расширена монастырская территория, окружённая оригинальной оградой с башенками и воротами. В 1861 году, когда монастырская территория была расширена, часть древних стен монастыря была разобрана, а новая ограда была возведена приблизительно на 10 метров дальше. В 1919 году Владычный монастырь был закрыт богоборческой властью. На территории была размещена школа " красных военлётов " , затем на её базе создано военное лётное училище.

http://sobory.ru/article/?object=00622

Значительные изменения в жизни Сибиусской богословской школы последовали со времени наречения Андрея Шагуны викарием Трансильванской епархии. Богословские курсы, рассчитанные на шестимесячное обучение, расширили свою программу до одного года. Епископский собор, состоявшийся в марте 1850 года в Сибиу, единодушно постановил преобразовать вышеупомянутые курсы в богословско-педагогический институт. Первоначально программа обучения была продлена до двух лет. С 1861 года - до трех. Поступать в институт могли выпускники лицеев. С 1853 года учреждается педагогическое отделение. Его слушателями могли быть выпускники четырехлетних гимназий. На средства епархии митрополит Андрей купил здание. В нем разместился институт и студенческий интернат. Лучших выпускников направляли на обучение в Западную Европу, и из них, впоследствии, комплектовался преподавательский состав института. По инициативе митрополита был основан благотворительный фонд для поддержки студентов из бедных семей. Из средств фонда выплачивалась стипендии лучшим студентам института. [Там же. С.230] Во второй половине XIX века институт собрал выдающийся преподавательский состав: Н. Попеа, будущий епископ Карнсебеша и постоянный член Румынской Академии, И. Попеску и З. Бойу, члены-кореспонденты Академии, С. Попеску, впоследствии ведущий профессор богословия Бухарестского университета. В начале XX столетия в институте обучались: Н. Балан, будущий митрополит Трансильвании, И. Лупас и С. Драгомир, приглашенные в 1919 году профессорами в Клюйский университет, постоянные члены Румынской Академии и др. В Араде и Тимишоаре, так же как и в других областях Румынии, на протяжении XVIII столетия мы можем наблюдать лишь периодические богословско-образовательные курсы. Особое место среди них занимает шестимесячная богословско-педагогическая школа, основанная в 1779 году в Тимишоаре Михаилом Мартиновичи Рошу. Учебное заведение просуществовала вплоть до второго десятилетия XIX века. В ноябре 1812 года в Араде открывается педагогическая школа. Первоначально ее рассчитывали на 15-месячное обучение. В 1814 году школа переходит на двухгодичную, а с 1876 года, на трехгодичную программу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. 1861 год стал особенным в истории Херсонесского, монастыря. 18 марта Херсонесская Владимирская киновия была переведена в ранг первоклассных монастырей, утвердили штат монастыря: архимандрит, наместник, восемь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха и пять послушников. А 23 августа состоялась торжественная закладка нового собора, После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма. 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места. Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: " Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II " . Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора. Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году. Верхний храм имел три престола: главный был освящен во имя святого равноапостольного князя Владимира 17 октября 1891 года, южный престол освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского, северный честь святого апостола Андрея Первозванного.

http://sobory.ru/article/?object=01502

При входе в Троицкий храм с запад­ной стороны в подвальном помещении находился склеп, в котором с разреше­ния епархиального начальства были похоронены храмоздатель Алексей Пе­трович Хренников, его жена и двое его детей. Сама церковь была обнесена камен­ной оградою с тремя проездными чугунными воротами, начатыми построй­кой в 1861 г. С западной стороны огра­ды находились дом священника и про­сфорная, а внутри ограды с восточной стороны Троицкой церкви — могила настоятеля храма протоиерея Ксенофонта Павловича Петропавловского, скончавшегося в 1883 г. У церкви были похоронены также протоиерей Иоанн Яковлевич Каменский, священник Гав­риил Воскресенский и диакон Иван Те­рентьевич Преображенский. У западных ворот храмовой ограды находилась деревянная, на каменном фундаменте, обшитая железом часов­ня во имя св. Александра Невского, по­строенная в память спасения импера­тора Александра II от покушения на его жизнь в 1866 г. Штат священно- и церковнослужи­телей Троицкого храма составляли два священника, диакон и два псаломщика... Церковно-приходская школа при Троицком храме действовала с 1887 г. Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, посетивший школу в 1896 г., отметил, что ученики школы при Троицком храме, а их тогда насчитывалось 80 человек, «поют всю обедню и очень стройно пропели несколько песнопений из литургии». Первые годы занятия проходили в наёмной квартире, а в 1898 г. школа и библиотека разместились на втором этаже построенного для неё каменного двухэтажного здания. Школа занимала шесть комнат и коридор, отапливалась четырьмя печами. Две комнаты из шес­ти были заняты кухней и комнатой при ней, а в одной комнате находилась квартира учителя. Любопытна такая подробность в описании внутреннего интерьера школы: на три классных комнаты было 25 двухместных парт, три классных доски и в каждом классе по иконе. Во время Первой мировой войны здание школы было отдано под приют для детей-беженцев, а занятия проводились в послеобеденное время в здании школы Вознесенской церкви. В 1915 г. заведующим и последним за­коноучителем школы был протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, законо­учителями — протоиерей Михаил Ива­нович Платонов и псаломщик Василий Дмитриевич Виноградов, учителями — псаломщик Павел Васильевич Архангельский и Людмила Петровна Остров­ская. В 1916 г. в школе обучались 20 мальчиков и 16 девочек. Церковно­приходская школа при Троицком хра­ме просуществовала до 16 апреля 1919 г.

http://sobory.ru/article/?object=36620

Закрытие храмов монастыря началось в 1919 году, но Троицкий собор действовал до 1931 года. С его закрытием были арестованы или разогнаны последние монахи пустыни. Известно, что двое из них, последний настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Егоров) и иеромонах Филимон (Алексеев), служили на приходах Ленинградской епархии до Большого террора 1937—1938 годов, когда были арестованы и расстреляны. В 1968 году была снесена Воскресенская церковь. В 1960 и в 1964 гг. был взорваны Троицкий собор и Покровская (Кочубеевская) церкви. Распоряжение о сносе храмов было подписано главным архитектором Ленинграда В. А. Каменским и членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР И. И. Фоминым. Сохранившиеся храмы монастыря [ править править код ] Церковь во имя преподобного Сергия [ править править код ] 12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской. В 1756—1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ. Опираясь на денежную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича. Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Прославление и второе обретение мощей В 1846 году, спустя 63 года со дня погребения святителя, при строительстве в Задонске нового собора, тело его было обнаружено без следов тления. Прославление святого состоялось в 1861 году. Промыслом Божиим произошло это в день его упокоения – 13 (26) августа. В 1919 году мощи святителя Тихона, по распоряжению советских властей, были изъяты из храма, долгое время они находились в качестве экспоната в музеях, вначале в Ельце, а затем в Орле. На небольшой срок (1947-1960 гг.) святыню было позволено поместить в Орловском Богоявленском соборе, где она была доступна для поклонения верующим. После этого мощи передали в краеведческий музей города Орла. И уже только в 1988 году, в день памяти святителя, произошло второе обретение мощей – святыня вернулась во Владимирский собор Задонского монастыря. Избранные изречения святителя Тихона Задонского О вере Душа, хотящая принять в себя живую доброту, не должна чинить препятствий Христу в этом важном и спасительном деле, не отвращаться от Него, но всегда на Него взирать и воздыхать о том, и потерпеть для Него все, что ни благоволит ей делать. Вера таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом. Когда солнце зайдет, ночь и тьма бывает. Тогда люди не видят ничего, не отличают одной вещи от другой и ходят, как слепые, в ров падают и не знают, как уклониться от вреда. Таково состояние тех душ, в которых свет Христов не воссиял! Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому не просим, чтобы Бог делал, что хочет, а просим, чтобы мы могли делать то, что воля Его хочет. О добродетели Всякая внешность без внутреннего – ничто. Чего внутри, в сердце, не имеется, того и в сути самой нет. Добродетель – не истинная добродетель, если в сердце не поселится. Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем. Работающие ради Иисуса и здесь награждение свое имеют. Ибо истинная добродетель сама по себе есть награждение имеющим ее. Ибо где истинная добродетель, там любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть; где спокойная совесть, там мир и покой; где мир и покой, там утешение, радость, веселье и сладость.

http://pravoslavie.ru/105956.html

Так вот, согласно итогам этого освидетельствования, мощи в 1959 году представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированнная кожа и сухожилия. Не тронута тлением осталась кисть левой руки святого и ныне сохраняемая в кафедральном соборе Орловской епархии. Акт освидетельстивования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке. Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И с началом повторных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея. Русская Православная Церковь не оставляла попыток вернуть утраченную святыню, но лишь в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси) чтимые чудотворные останки переданы были Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью – под своды Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 (13 – по старому стилю) августа 1991 года. А накануне, 25 августа, Воронеж попрощался с мощами св. Тихона Задонского , которые с начала лета 1991 пребывали в кафедральном Покровском соборе рядом с усыпальницей святителя Митрофана Воронежского . В Задонск на торжества съехалось около 3 тысяч паломников. Только автобусов типа «Икарус» было более 20. А вместе с горожанами, пришедшими на торжество, общее число побывавших в тот день в Богородицком монастыре превышало 5 тысяч. Улица Коммуны, бывшая Монастырская, по которой двигался к обители крестный ход с мощами, была заполнена народом, желавшим соприкоснуться с таинством возвращения некогда отнятой святыни. Почтили визитом город Задонск митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Настоятелем служил прот. Василий Иванович Погодин. В состав причта в 1917-1918 гг. входил сщмч. Григорий Иванович Поспелов (с июня 1913 служил в соборе в сане диакона, с 15 окт. 1917 по 2 апр. 1918 - 3-м священником). Члены причта также преподавали Закон Божий в городских учебных заведениях и работали в благотворительных Кронштадтском отделении Об-ва попечения о бедных военного и морского духовенства, Кронштадтском Свято-Троицком об-ве трезвости (свящ. Григорий с июня 1917 являлся руководителем этого многотысячного об-ва) и др. 7 марта 1917 г. в соборе состоялось отпевание жертв Февральской революции, в т. ч. морских офицеров, расстрелянных мятежниками в овраге у стен храма. В описи имущества собора (1919) значилось неск. сотен предметов церковной утвари, икон, облачений и т. п. В Музее Морского собора, расположенном в галереях 2-го этажа, хранились Евангелие 1754 г. в зеленом бархатном окладе с серебряными накладками, иконы в память погибших судов («Лефорт») и пожертвованные в экипажи или на суда, 4 модели храма, модель памятника адмиралу Макарову, модель Богоявленской ц., историческая реликвия - золотой крестик в футляре из слоновой кости, 3 адмиральских флага, 14 Андреевских знамен флотских экипажей, металлическая лопатка для закладки храма, колокол, альбом с фотографиями церемоний закладки и освящения собора и др. памятные вещи. Находившиеся в храме хоругви стоимостью 1450 р. были изготовлены на средства г. Кронштадта. С июня 1913 г. Кронштадтские собор и деревянный Богоявленский Морской собор (1861-1862, архит. Ф. И. Трапезников) имели общий причт. В ведении прихода также находились 3 приписные часовни: деревянная, построенная в нач. 60-х гг. XIX в. вблизи Богоявленской ц., др. деревянная, возведенная в 1858 г. на средства купца И. Осетрова за С.-Петербургскими (Петроградскими) воротами и перенесенная в 1903-1904 гг. за городские стены, а также каменная церковь у С.-Петербургских ворот, построенная в 1903-1904 гг., к 200-летию Кронштадта, по проекту автора собора архит.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

время представлены последователи Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (см. также Белокриницкая иерархия ), принадлежащие к Казанско-Вятской епархии РПСЦ (учреждена в 1856). Старообрядцы-поповцы жили в Омутнинском заводе со времени его создания (основан в 1773 как Осокино, ныне г. Омутнинск). К кон. XIX в. община значительно выросла, по переписи населения 1897 г. в нее входили ок. 870 чел., иереем состоял Савелий Афанасьевич Мальцев. В 1912 г. община построила храм, в советский период он был разрушен, долгое время служба шла в частном доме. Осенью 1989 г. начали строительство церкви на новом месте, 24 марта 1991 г. старообрядческий Московский митр. Алимпий (Гусев) освятил ее в честь Покрова Богородицы. К Омутнинску тяготеет Афанасьевский р-н, где восстанавливается старообрядческая церковь в дер. Кувакуш. Численность старообрядцев в Вятской губ. росла: в 1861 г. здесь проживало 47 125 старообрядцев, в 1895 г.- 82 433, в 1901 г.- 90 505, в 1912 г.- 109 958 старообрядцев. В нач. ХХ в. в Вятской губ. имелось 13 старообрядческих приходов. В советский период все они исчезли. Первой в 1919 г. была закрыта моленная федосеевцев в Уржуме, в 20-х гг. XX в. были упразднены остальные старообрядческие моленные и храмы. Возрождение началось в период Великой Отечественной войны, когда в К. о. были зарегистрированы 4 беспоповские и 2 поповские (белокриницкого согласия) общины. В 1997 г. были зарегистрированы еще 4 поповские и 3 беспоповские общины. Вскоре часть зарегистрированных общин перешла на положение религ. групп, не имеющих регистрации. Старообрядцы Белокриницкой иерархии получили здание бывш. сельсовета на окраине Кирова в с. Красном. 9 мая 2001 г. старообрядческий Казанский и Вятский еп. Андриан (Четвергов) освятил помещение, здание было перестроено в церковь и освящено во имя свт. Николы в 2011 г. Возродилась Микваровская община в Кильмезском р-не, 15 нояб. 1992 г. в честь 600-летия кончины прп. Сергия Радонежского здесь была освящена церковь митр. Алимпием. Построен храм в пос.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

и не могли предстать нетленными в букв. смысле этого слова ( Олейников Т. М. Определение Синода об открытии мощей св. Тихона//Воронежская старина. 1911. Вып. 10. С. 97). Вскрытие намеренно состоялось в темное время суток и под контролем ЧК, поскольку власти боялись того, что мощи могли оказаться нетленными. Для фильма и публичного обозрения в течение 2 дней была проведена замена найденных в раке мощей фальсификатами из ваты и картона. По свидетельству одного из участников событий, С. М. Семенёва, З. м. был оцеплен войсками: «Мой отряд получил приказ срочно выехать в монастырь Тихона Задонского, окружить, никого не подпускать, пока из Воронежа не приедет комиссия. Через 2 дня она приехала в монастырь. Состояла из врачей и работников ЧК. После чего мощи были вынесены на пригорок возле монастыря и вскрыты в присутствии всех. При вскрытии врач объяснял народу... как ловко священники их надували» ( Титова. 2001. 2. С. 164-165). В опубликованном акте вскрытия мощей сообщалось, что нашли «настоящую куклу из картона, ваты, костей и лохмотей (так в тексте.- Авт.), которую толстопузые дармоеды выставляли не для светлой памяти крестьянина Тихона, а для того, чтобы использовать популярность решительного борца за права крепостных на свой счет, для своего кармана» (Сов. газ. 1919. 9. С. 4). Тогда же впервые был опубликован и «протокол вскрытия» в журналистской версии: «Взору присутствующих представилось следующее: Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов, в таком виде и в таких одеждах Тихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала». Сохранившийся архивный «Протокол заседания 6 Президиума Задонского уисполкома от 12 февраля 1920 г.» свидетельствует, что год спустя в исполкоме отсутствовали к.-л. документы о вскрытии. В итоге президиум УИК принял постановление, в частности, о том, что «ввиду отсутствия при делах УИКа материала... назначить комиссию... которой предложить восстановить все материалы разоблачения и детально исследовать этот вопрос, представив подробный доклад» (ГАЛО.

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010