«В течение 1919-1920 гг. было совершено по одним сведениям 57, по другим - 65 вскрытий мощей. Нередко вскрытия сопровождались К примеру, мощи преподобного Феодосия Тотемского ходили по рукам всех желающих, а затем были выставлены на всеобщее обозрение в обнажённом виде. Таким способом безбожники «разоблачали обман» о нетленности мощей. Священномученик Александр (Трапицын), в ту пору епископ Вологодский, разъяснял в письме местному губисполкому: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются Подвергались тлению и мощи святителя Тихона. Однако эмоциональный «Протокол вскрытия мощей», произведённого в январе 1919 года, и фото-кинофиксацию этого события нельзя считать достоверными документами. Задонский краевед Морев категорически заявляет: «То, что в раке на момент вскрытия находился именно тот хлам, который был выставлен поутру на всеобщее обозрение - это может быть и должно быть А известная киносъёмка московского оператора Новицкого, якобы зафиксировавшего момент вскрытия мощей, и вовсе является «не слишком продуманной В протоколе указано, что мощи вскрывали в храме, а за спинами у собравшихся видны деревья. Словом, эта история не стала последней главой в истории почитания святителя Тихона. Его мощи по-прежнему оставались в Задонском монастыре, привлекали паломников и раздражали представителей советской власти. 20 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Было решено повсеместно покончить с «культом мёртвых тел». Но в Задонске мощи святителя чудесным образом остались на своём месте. Уцелели они в ходе шумной кампании по изъятию церковных ценностей, затеянной властями в 1922 году под предлогом борьбы с голодом, а на деле превратившейся в очередное ограбление храмов. Тут уж большевиков интересовали не столько святые мощи, сколько привлекала внимание серебряная рака, устроенная к открытию мощей святого в 1861 году.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/27/mo...

15 Чуть изменённая строка из стихотворения A. К. Толстого «Ой, кабы Волга-матушка да вспять побежала!» (1856). 17 Чуриков Иван Алексеевич (1861–1933) – основатель Общества духовных христиан-трезвенников. Подр.: C-III. 28–30. 18 На предложение никто не откликнулся. 14 марта в статье «Доктора и торговцы» Свенцицкий разочарованно писал: «Обращаясь к врачам, я понимал, что у нас есть общий язык для разговора. Мне казалось, что в глубине души многих тяготит, что они никогда не жмут человеческую руку без «бумажки» и что у них есть известная потребность, хотя бы раз в неделю, пожать просто человеческую руку. И я обратился именно к этой скрытой, внутренней потребности...» 19 Венский (Пяткин) Евгений Осипович (1884–1943) – поэт-сатирик, фельетонист. Сын священника, учился в Сызранском духовном училище, сотрудничал в ж. «Сатирикон» (с 1910), «Бегемот» и «Крокодил» (с 1923), под псевдонимом «Евстафий Фролыч Богоявленский» писал в «Маленькой газете» и издавал ж. «Трепач» (1917), автор кн. пародий на литературную богему «Моё копыто. Книга великого пасквилянта» (1910), антибольшевистского цикла стихов «К людям вольных гор» (1919), прозаических и драматических произведений, сказок. В 1942 осуждён на 5 лет лагерей. 21 По проблеме феминизма Свенцицкий писал: «Кто лучше: мужчина или женщина? Вопрос по меньшей мере праздный! Но когда сойдутся защитники и противники «женского равноправия» – почти всегда спор сводится к этому нелепому вопросу. Да никто не лучше и не хуже! У каждого свои силы и свои свойства. Равноправие должно быть признано вовсе не потому, что женщина уж очень хороша. А потому что ей должно быть предоставлено право проявить свои силы так же, как предоставлено мужчине проявлять свои» (Новь. 1914. 26 февраля. 37. С. 2). 22 Свенцицкий последовательно развивал идею в статьях «Христианское отношение к власти и насилию» (1906) и «Война и Церковь » (1919), позже она стала основой работы И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою» (1925). Первым на сходство обратил внимание C. С. Иванов в кн. «Под знаком Владимира Соловьёва : историко-теоретическое исследование» (Саратов, 2003. С. 94): «Мало кому известно, что подобная проблематика... была предвосхищена попыткой... теоретически обосновать возможность сопротивления общества государственному деспотизму». Подр. см.: Чертков С. Судьба идей В. П. Свенцицкого//Альфа и Омега. 2012. 64/65. С. 464–476.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Прихожане стали бойкотировать церковь, посылать Вальтеру и Фитингофу угрожающие письма, а осенью дело дошло до поджогов имущества барона и здания церкви. Поскольку в Лифляндии и Курляндии (но не в Латгалии) в условиях хуторского расселения церковь была единственным местом, где могли собраться жители, там вели свою агитацию и социал-демократы. В революционные дни 1905-1907 гг., особенно в мае 1905 г., во мн. приходах были т. н. церковные демонстрации, после к-рых по ходатайству пасторов и баронов консистория временно закрывала церкви. 18 нояб. 1918 г. была провозглашена независимость Латвии и Закон 1832 г. утратил силу. Декретом от 23 сент. 1919 г. правительство Латвии упразднило зависимость и все обязательства Церкви и отдельных ее приходов от сословных дворянских органов. 26 сент. 1919 г. правительство возродило Консисторию Лифляндии и Курляндии, в к-рой латыши должны были быть представлены 2 клириками и 2 мирянами, немцы - одним клириком и одним мирянином. Однако уже 1 окт. 1920 г. правительство упразднило консисторию и передало ее функции консистории г. Риги. В 1920 г. были созваны синоды Лифляндии и Курляндии. В то время в Латвии было 194 латыш. и 20 нем. приходов. 4-7 апр. 1921 г. в Риге состоялся 1-й совместный синод 2 исторических провинций. В условиях межнациональной напряженности латыш. большинство отказало нем. меньшинству в автономии, а немцы в знак протеста покинули синод. В конфликт вмешалось Правительство Латвии, и 5 янв. 1922 г. распоряжением МВД был созван синод из 6 латышей и 3 немцев, его председателем назначен Карлис Ирбе (1861-1934), ранее возглавлявший латыш. общину в московском соборе св. Петра и временную Латышскую консисторию в Москве. Апрельский синод 1921 г. избрал его председателем Организационной комиссии, а 21 февр. 1922 г. синод избрал Ирбе президентом, а Петера Гаральда Пёльхау (1870-1945) - вице-президентом Верховной консистории. Ирбе был также избран епископом Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии, а Пёльхау - епископом для ее нем. конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/2463147.html

В Гефсиманском скиту был принят Саровский устав. На его территории действовало три церкви: главный двухэтажный храм с верхней церковью во имя Успения Божией Матери и нижней – Гефсиманского моления Спасителя, церковь во имя прпп. Сергия и Никона Радонежских и прав. Филарета Милостивого и церковь во имя Воскресения Христова. Среди святынь скита были икона Иорданской Божией Матери, привезенная с Афона и принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину , ковчег с частью ризы Господней и с мощами угодников Божиих. Боголюбская киновия располагалась на берегу пруда, на западе от пещер, с двухэтажной церковью в честь Боголюбской иконы Божией Матери в верхнем этаже и во имя свв. Матроны и Капитолины в нижнем (освящены в 1861 г и 1859 г. соответственно). После закрытия Лавры (1919 г.) часть монахов перешла в Гефсиманский скит, где они как сельскохозяйственная артель просуществовали до 1928 г. В настоящее время все храмы, колокольня и другие здания скита разрушены до основания, сохранилась только кирпичная ограда с башенками по углам. Черниговский скит Черниговский скит – первоначально пещерное отделение Гефсиманского скита, основателем которого был известный юродивый Филиппушка (Ф.А. Хорев), в схиме – Филипп. Близ его пещеры в северной части Гефсиманского скита за прудом было вырыто еще несколько пещер, соединенных подземным ходом. Черниговский скит жил по своему уставу, но подчинялся настоятелю Гефсимании. В 1886–1893 гг. церковь при пещерах разобрали, а на ее месте выстроили новый двухэтажный храм (архитектор – Н.В. Султанов): верхний в честь Черниговской иконы Божией Матери, а нижний – Архангела Михаила и Бесплотных Сил. На рубеже XIX–XX вв. Черниговский скит являлся центром старчества и подвижничества. После закрытия Лавры (1919 г.) часть братии перешла в Черниговский скит, который был закрыт в 1921 г. В дальнейшем в нем размещалась тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. Возрожден в 1990 г. Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Троицкий Козловский мужской монастырь, расположенный рядом с г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Малая Тарасовка. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1861. Перестроена ок. 1905 г. Год утраты:Не установлен. Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция по проекту от 1900 г.) Адрес: Россия, Саратовская область, Пугачёвский район, с. Малая Тарасовка Координаты: 51.969937, 49.487424 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Русское государственное село Малая Тарасовка (Мало-Тарасовка) было основано в 1840 году на берегу Камелика между Рахмановкой и Большой Тарасовкой. В 1861 году в Малой Тарасовке тщанием прихожан построили православную церковь во имя Архангела Михаила. Здание было деревянным, холодным, имело колокольню и один престол, освящённый в 1863 году. В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в общественных домах. При храме работала небольшая библиотека, приходская школа грамоты открылась в 1891 году в церковной сторожке, девочки в ней обучались наравне с мальчиками. В 1900 году был утверждён план расширения Михаило-Архангельского храма, строительные работы возглавил епархиальный архитектор Хилинский. Обновлённая церковь вмещала до 500 богомольцев, завершена реконструкция была к 1905 году. В 1910 году в селе насчитывалось 184 двора, 607 мужчин и 633 женщины. Удобной надельной земли у крестьян было 3321 десятина, неудобной – 556. Помимо церкви и школы также работали три ветряные мельницы, административно Малая Тарасовка входила в Рахмановскую волость Николаевского уезда Самарской губернии. Летом 1919 года в ходе антисоветского восстания, охватившего центральные волости Николаевского уезда, в Малой Тарасовке размещался штаб красных. 3 августа карательный отряд Кушева вёл бой с мятежниками около Аннина Верха и, потерпев поражение, отступил в Малую Тарасовку. По данным 1926 года, в селе в 122 домохозяйствах проживали 232 мужчины и 308 женщин, работала школа 1-й ступени. Церковь была закрыта и впоследствии разрушена. По материалам: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52763

Анастасии (1849-1863) в 1861 г. вместо обветшавшего старого больничного корпуса построили новый, с ц. Покрова Пресв. Богородицы. В 1861 г. был заложен, а 2 июня 1878 г. освящен новый пятиглавый каменный собор в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Близ пустыни находился скит с возведенной в 1856 г. двухэтажной церковью: нижней каменной - во имя Всех святых и верхней деревянной - в честь Печерской иконы Божией Матери. Ок. скита находилось монастырское кладбище. В нач. XX в. число братии Б. п. возросло до 200 чел., в 1916 г.- до 400 чел. Обитель владела 1895 дес. леса, 473 дес. пахотной и луговой земли. При пустыни действовала иконописная мастерская, с 1900 г. на монастырском хуторе при дер. М. Полпино - школа, в 1901 г. преобразованная в церковноприходскую. В неурожайные годы в трапезной мон-ря помимо братии ежедневно кормили по 300-400 чел. Случалось, неимущие матери оставляли у стен обители своих детей. Пустынь отчисляла средства на содержание епархиальных уч-щ, брянского госпиталя Красного Креста, а с 1905 г.- по 150 р. ежегодно в фонд пострадавших в русско-япон. войне, в 1916 г.- 600 р. в имп. канцелярию «на нужды войны», за что имп. страстотерпец Николай II выразил братии благодарность. Весной 1919 г. на территории Б. п. была устроена дачная колония Московского отдела народного образования, по выезде к-рой часть зданий отошла станции железной дороги Брянск-Тула. 29 дек. 1920 г. последние насельники обители были выселены, но в 1922 г. жители дер. Непряхино приняли в бесплатное пользование имущество монастырских храмов, и богослужения продолжали совершаться. 17 июня 1924 г. заключенные прежде местными властями договоры с верующими были аннулированы, все храмы пустыни закрыли, и к 1941 г. они были разрушены. После освобождения Брянска в 1943 г. кирпич оставшихся зданий обители использовался для восстановительных работ в городе. К 2002 г. сохранилось неск. жилых и хозяйственных зданий и часть ограды с юго-вост. башней. Ведутся переговоры с администрацией Брянской обл.

http://pravenc.ru/text/77920.html

Ершово. Церковь Петра Столпника (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя св. Петра Столпника была построена при участии Петра Павловича Ершова на его родине в деревне Безруковой Ишимского округа. Первая храмозданная грамота на строительство деревянной церкви выдана епископом Феогностом 16 октября 1860 года, но по желанию крестьян ввиду дороговизны леса 17 июля 1862 года он благословил постройку в камне. Первый священник – рукоположенный 15 января 1861 года о. Николай Агафонов, бывший диакон градо-Тобольской церкви Семи Отроков Эфесских. П.П. Ершов деятельно участвовал в постройке храма, будучи доверенным лицом от прихожан будущей церкви. Он подавал прошения о дозволении выстроить церковь, его стараниями губернский архитектор Д. Черненко составил два проекта. Также значима была его финансовая помощь. Службы в храме совершались уже с 1866 года, а окончательно церковь была достроена в 1876 году. В 1919 году в церкви служил о. Николай Серебрянский. В 1920-х церковь была отдана обновленцам. В середине 1930-х закрыта, разрушена колокольня. Использовалась как контора и склад. Окончательно снесена в августе 1969 года, ровно через сто лет после смерти П.П. Ершова. С 2004 года в селе Ершово (переименовано из Безруково в 1960 г.) приходом Богоявленского собора города Ишима и музеем П.П. Ершова велось строительство бревенчатого храма взамен утраченного. Были возведены стены и каменная колокольня с тремя маковками, подведена крыша. Однако 20 мая 2009 года деревянная часть храма выгорела из-за детской шалости. Источник: Тобольско-Тюменская епархия   Село Безруковское. Село расположено на реке Карасуле, в 10 верстах от г. Ишима. Храм в селе каменный, заложен в 1852 году, выстроен на средства Петра Ершова, автора произведения " Конек Горбунок " ; до окончания постройки жертвователь не дожил - умер в 1858 г. На постройку церкви также была отпущена правительством сумма в 2300 р. В 1860 г. храм закончен, а в следующем году был открыт приход. Один престол во имя св. Петра Столпника. Особо в приходе почитаются крестьянами издавна свв. Петр и Павел. Почитание выражается в частых молебнах пред чтимыми иконами сих святых и в пожертвованиях на украшение сих икон.

http://sobory.ru/article/?object=48133

Здесь и родился Николай Глубоковский утром 6 декабря (в пятницу) 1867 г., крещен 8 декабря в Кичменгской Преображенской церкви местным священником Аристархом Кулаковым с дьячком Ив. Поддъяковым и пономарем Петром Поповым. Восприемниками были диакон Григорий Силуанов и старшая сестра крещаемого Анна 71 . В одном из писем Η. Н. Глубоковский замечал: «От природы я получил богатые запасы: по бабке во мне настоящая крестьянская закваска новгородцев, а отец был огромного роста и колоссальной силы, так что сносил на своих плечах целый дом (т. е. бревна для него) зимой по вологодским сугробам» 72 . Николай был девятым ребенком в семье (две девочки, Анна и Александра, умерли во младенчестве), имел двух сестер: Анну (6 окт. 1843–14/27 февр. 1922, чистый понедельник) 73 и Марию (17 июня 1848–1922) 74 , и четырех братьев: Петра (29 июня 1846–1894) 75 , Василия (1 янв. 1854–19 янв. 1915) 76 , Матвея (27 окт. 1857–11 дек. 1903) и Александра (5 янв. 1861–в ночь 25/26 июня 1919) 77 . В два года лишился отца, который «скончался внезапно» 78 . В автобиографических записках Николай Никанорович писал: «...ни гроша денег, а мать беспомощная и безграмотная; экстренно была выдана замуж старшая сестра за семинариста Вас. Мих. Попова, который поступил священником на бедный приход... К ним мы и сели на шею всею своей нищетой...» 79 . Детство Глубоковского прошло в селе Кобыльско-Ильинское (в 22 верстах от Кичменского городка на правом берегу реки Юг) 80 . «Бедный сирота, – я всецело был воспитан милостью других, особенно трогательной и снисходительной в период беспомощной младости моего Кичменгского пребывания» 81 , – часто повторял он. По признанию Глубоковского, в том времени было много «горького и скорбного», и детство на всю жизнь оставило тяжелые следы в его характере и здоровье 82 . «Обычный мой костюм – грубая рубаха (лет до 8 даже без штанов) с веревочкой, халат, в роде длинного подрясника, из «крашенины», грубого холста, окрашенного домашним способом какой-то синькой, с кушаком, шапка, сшитая сестрой из «белолапика», из шкуры кота с таким названием, валеные сапоги, «катаники», а лето – даже в Духовное училище – босиком, редко берестовые лапти. Домой из училища, около 90 верст, всегда ходил пешком (...). Впервые завел сапоги по окончании училища в июле 1878 г., т. е. 14 лет...» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Богоявленский собор г. Орла. Внутренний вид.      Свидетели святости С 19 июня по 2 июля 1959 года состоялось освидетельствование мощей святителя Тихона Задонского. По благословению епископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) мощи осматривала специальная комиссия. В её состав входили настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Николай Карасёв, ключарь собора протоиерей Алексий Беляев, известный и уважаемый в Орле доктор Владимир Иванович Турбин и настоятель Афанасьевской церкви священник Владимир Отт. Им помогали две монахини: Августа и Ефросиния. Комиссия удостоверилась, что в раке находятся именно мощи святого и сохранность их нельзя назвать плохой. «Кости черепа целы все без утраты. Небольшая утрата в костях носа. Нижняя челюсть цела. В кисти левой руки отсутствует большой палец…» . В православной традиции нетленность не является обязательным условием для благоговейного почитания останков угодников Божиих. До революции в России (не без влияния католического Запада) наблюдалась тенденция придавать видимость целостности телам святых. Недостающие части восполнялись картоном и ватой. Против подобных имитаций слышались голоса и в Синодальную эпоху. А Святейший Патриарх Московский Тихон (Беллавин) уже в феврале 1919 вынужден был издать указ епархиальным архиереям «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Он напомнил, что Православная Церковь почитает не только мощи святых, которых Господь прославил нетлением, но и тех, чьи мощи имеют вид «костей, не облечённых плотью» . Известно, что, когда в 1846 году при строительстве нового храма в Задонском монастыре возникла необходимость потревожить склеп епископа Тихона, тело Преосвященного было «найдено целым и мало изменившимся в цвете» . И это несмотря на то, что оно 63 года находилось в сыром месте. Впоследствии мощи архиерея были переложены из разрушающегося гроба в новую гробницу и перенесены в тёплый храм. Однако к торжественному открытию мощей святителя, состоявшемуся 13 августа 1861 года, были уже замечены первые признаки естественного процесса распада. И за последующие полвека процесс этот только усилился.

http://pravoslavie.ru/123369.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010