Вопреки насмешкам, издевкам и смерти Памяти Ивангородских священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова Игумен Довмонт (Беляев) Игумен Довмонт (Беляев), настоятель Успенского храма в Ивангородской крепости, – о верных пастырях, отдавших жизнь Христу и людям: священномучениках Александре Волкове (1873–1918) и Димитрии Чистосердове (1861–1919). Священномученик Александр Волков – Отец Довмонт, заканчивающийся 2019 год – 100-летие мученической кончины двух замечательных пастырей Ивангорода, который был в то время просто районом большой Нарвы. Отец Александр и отец Димитрий пострадали в 1919 году, на второй день Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Причем пострадали от рук большевиков сбросившей с себя «оковы царизма» Эстонии… – Я считаю, что к подвигу этих священномучеников можно смело применить слова апостола Павла: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих соплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 14–16). Беда здесь, думается, в том, что, если человек или страна сбрасывают с себя бремя Христово, они тут же подпадают под иго Его противника: что Россия, что любое другое государство, отказавшись от Бога, попали в сети темных сил. Борьбой с монархией только прикрывалась война против Христа. Монархия как таковая тут ни при чем. – Но в качестве официальной вины отцам приписывался именно монархизм. – Вспоминая наших святых, мне хотелось бы сказать о них именно как о священниках и как о представителях той эпохи, русской жизни того, безвозвратно ушедшего, времени. Многое останется непонятным, если мы, современники, не знаем значения Принаровского края, этой земли, ее истории. А значение это было большим: Нарва с давних времен, а особенно с эпохи Петра Великого, считалась местом славы русского оружия, местом великих ратных и духовных подвигов – все ли знают об этом сейчас?.. Впоследствии здесь постоянно проводились военные маневры, а также учения, парады, в которых принимали участие и представители Царской Семьи. И поэтому, когда потом священномучеников Александра и Димитрия в Нарвском ЧК обвинят в монархизме, это будет иметь под собой почву, вполне объяснимо. Жить, служить здесь и не быть монархистом было просто невозможно для русского человека, если он хоть немного знал историю собственного Отечества. А священники, люди образованные, знали ее прекрасно – знали и старались донести до паствы. Когда в храм, где ты служишь, заходит августейшая фамилия в полном составе, и не просто заходит, а искренно молится, участвует в Литургии, то ты не можешь кривить душой, если ты настоящий служитель Христов, и тебе не до политических дискуссий.

http://pravoslavie.ru/126097.html

(См. запись 1942 года: «Мое рукоположение».) 95 Зандер Лев Александрович (1893–1964) – ученик и последователь С. Н. Булгакова, исследователь его творчества. 97 Согласно истории Иова, рассказанной в Библии , Бог послал ему величайшие испытания: сначала уничтожил все его стада и отнял семь сыновей и трех дочерей, а затем поразил его самого проказой. Иов показал себя подлинным праведником и не стал проклинать Бога, однако он вызвал Бога на «состязание», т. е. стал доказывать несправедливость наложенного на него наказания. «О, если бы я знал, где найти Его, – восклицает Иов,–и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне… Тогда праведник мог бы состязаться с Ним,–и я навсегда получил бы свободу от Судии моего» ( Иов. 23:1–7 ). В итоге Иов оказывается прав в своей настойчивости, и Бог снова даровал ему здоровье, богатство и благополучие. 99 Бурса (от ср.-век. лат. Bursa – сумка) – общежитие для бедных студентов при средневековых университетах; в России до 1917 г. – при духовных училищах и семинариях. 101 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод так называемой «реальной критики» (статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?»). 102 Акафист (позднегреч. akathistos, от а – отрицательная приставка и греч. Kathizo – сажусь) – христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. 103 Александр II (1818–1881) – российский император с 1855 г. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Л. Г. Корнилова, с 16.10.1917 в резерве чинов при штабе Петроградского военного округа. С 1919 в эмиграции в Финляндии, затем в Эстонии. Председатель правления Союза русских инвалидов в Эстонии. 01.07.1940, после присоединения Эстонии к СССР арестован, в 1941 приговорен к расстрелу, замененному на 10 лет лагерей, по причине психического расстройства. Погиб в заключении в Томске (по другим данным, расстрелян в Ленинграде); Введенский Алексей Иванович (1861–1913), богослов, историк философии, магистр (1891), доктор (1902) богословия. И. д. доцента (1887), доцент (1891), профессор (1896), заслуженный профессор (1912), член правления (1906–1913) МДА. Редактор журнала «Душеполезное чтение» (1902–1907); Введенский Дмитрий Иванович (1873–1954), богослов, историк церкви, магистр (1901), доктор (1914) богословия. Преподаватель библейской и церковной истории (1899–1905) и еврейского языка (1905–1906) в Вифанской духовной семинарии, преподаватель словесности и истории русской литературы в Московской духовной семинарии (1906–1909). Доцент (1909), профессор (1909–1919), член правления (1916–1919) МДА. Преподаватель и зав. Ин-та народного образования в Сергиевом Посаде, преобразованного в городское уч-ще, затем в 5-ю среднюю школу (1919–1922). Подвергался репрессиям (1919, 1928). В 1928 выслан в Нижний Новгород. Научный сотрудник Горьковского Краевого НИИ промышленности (с 1933), зам. директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума (1935); Вейде Адам Адамович (1667–1720), военный деятель, ген.-аншеф (1719), из семьи немецкого полковника, находившегося с 1661 на русской службе. Участник Азовских походов 1695–1696, Северной войны (1700–1721), один из создателей регулярной армии, составитель Воинского устава (1698) и один из составителей Устава воинского (1716), вице-президент Военной коллегии (1718), сенатор (1717); Венгловский Ромуальд Иосифович (1876–?), врач, хирург, доктор медицины, профессор медицинского ф-та М. у. (с 1911), директор хирургической клиники в Московском женском медицинском ин-те П.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

2431 Анналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия//Записки классического отделения РАО. 1917. Т. 9. С. 62–230. Отд. изд.: Пт., 1917. 2432 В июне – сентябре 1917 г. по поручению ОИНФ РАН в сопровождении архитектора-художника А. Я. Белобородова и фотографа Бульбенко Н. Л. Окунев совершил поездку на Кавказский фронт в Грузию, Армению, Карскую область (ныне Турция) для осмотра, регистрации и принятия мер к охра­не памятников древности и культуры, которым могла угрожать опасность гибели «в районе турецкой полосы» (копию его рукописного отчета см.: ПФА РАН. Ф. 800. Оп. 6. Д. 365; опубликован: ИРАН. 1917. Серия 6. 17. С. 1435–1438). 2433 Мацулевич Леонид Антонович (1886–1959), археолог, историк древнерусского, грузинского и византийского искусства; доктор искусствоведения (1939). Ученик Д. В. Айналова, вместе с П. Н. Сычевым, Н. Л. Окуневым и В. К. Мясоедовым изучал монументальную живопись Новгорода и Пскова. С 1918 г. сотрудник Русского музея, с 1919 г. – Государственного Эрмитажа (1919–1949): ученый хранитель отделения византийских древностей Отдела древностей (1919–1931), заместитель дирек­тора (1920), заведующий сармато-готской секции Отдела доклассового общества (1934–1949); стар­ший научный сотрудник ГАИМК – ИИМК (1928–1941, с перерывами), преподаватель РИИИ (1918–1922). Речь идет о статье: Мацулевич Л. А. Хронология рельефов Дмитровского собора во Владимире-Залесском//Ежегодник РИИИ. 1921 [на обл. 1922]. T. 1, вып. 2. С. 251–299. 2436 Айналова (урожд. Викентьева или Векентьева, ум. не ранее 1950) Надежда Ростиславовна, жена Д. В. Айналова. 2440 Покрышкин Π. П. Православная церковная архитектура XII–XVIII стол. в нынешнем Серб­ском королевстве. СПб., 1906. 2442 Бобринский, граф Алексей Алексеевич (1861–1938), этнограф, археолог, историк искусства. Занимался археологией и этнографией Средней Азии, издал «Орнаменты горных таджиков Дарваза (шитый и вязаный орнамент)», изучал орнаменты энеолитической трипольской культуры, оставил труды по истории русской резьбы по камню и дереву: «Народные русские деревянные изделия: Пред­меты домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода» (T. 1–12. М., 1911–1914), «Резной камень в России» (М., 1916). В 1918 г. эмигрировал в Италию. См.: Петрова М. В. Из прошлого рода графов Бобринских//ВИ. 1993. 5. С. 174.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так что, вопреки декларациям, принцип «самоопределения наций» не торжествовал, а грубо попирался на Парижской конференции 1919 года. Создатели Венской системы были, хотя бы, честнее. Они не разглагольствовали о свободе народов, а восстанавливали, где это не противоречило интересам великих держав, права прежних монарших династий, что официально входило в задачу конгресса. Справедливо пишут, что все решения Венского конгресса были продиктованы закулисными сговорами представителей нескольких великих держав. Но разве даже сейчас, двести лет спустя, дипломатические переговоры полностью, что называется, «транспарентны» для публики? Нет. И на Парижской конференции 1919 года тоже всё решали четыре главные союзные державы - Англия, Франция, США и Италия. При этом страны-победительницы были на Венском конгрессе снисходительнее к побеждённым, чем на Парижской конференции. Побеждённая Франция была в 1814-1815 гг. допущена к секретным совещаниям великих держав. Побеждённые же Германия и её бывшие союзницы не были полноправными участницами Парижской конференции 1919 года. Им лишь дали на подпись те условия, к обсуждению и выработке которых они совершенно не были допущены. Не удивительна, поэтому, и разница в результатах того и другого форума. Парижская конференция и Версальский договор не просто оказались неспособны предотвратить новую мировую войну. Без преувеличения можно утверждать (что и делает большинство историков, изучавших это событие), что Версальский договор сделал Вторую мировую войну неизбежной. Сравним теперь это с состоянием Европы после Венского конгресса. Про столетний мир на западной границе России мы уже сказали. В Западной Европе хотя было не столь мирно, но до общеевропейской коалиционной войны (а таких происходило немало в XVIII столетии, ещё до Наполеона) оставалось ещё далеко. Так, если не считать международных интервенций в Испанию и Неаполь, предпринятых для восстановления свергнутых династий, и войн с Турцией (последняя не входила в понятие «Европа» в XIX веке), то первая война между европейскими странами после Венского конгресса произошла только в 1848 году - между Пруссией и Данией. Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. вовлекла несколько европейских государств, но все театры военных действий тоже находились за пределами «Европы» в её тогдашнем понимании (правда, в пределах России или рядом с нею). В 1859 году произошла война Франции и Пьемонта против Австрии, вслед за чем в 1860-1861 гг. имели место ещё несколько войн за объединение Италии. Пруссия с 1864 по 1871 год провела три войны - с Данией, Австрией и Францией, причём первые две оказались молниеносными. И больше в Европе (если не считать, опять же, Балканы) вплоть до 1914 года не возникало никаких военных конфликтов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Чистые братья 1861–1872 – Die Propaedeutik (Logic, Naturanschauung, Anthropologie, Lehre von der Weltseele) der Araber im X. Jahrundert/Übers. F. Dieterici. Berlin; Leipzig, 1861–1872. Чистые братья 1888 – Китаб Ихван ас-Сафа ва Хуллан ал-Вафа. Бомбей, 1888–1889. Т. I–II. Чистые братья 1928 – Китаб Ихван ас-Сафа ва Хуллан ал-Вафа. Каир, 1928. Т. 1–4. Чистые братья 1957 – Китаб Ихван ас-Сафа ва Хуллан ал-Вафа. Бейрут. 1957. Т. 1–4. Чичуров 1980 – Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М., 1980 («Древнейшие источники по истории народов СССР»). Шахматов 1919 – Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. Шихсаидов 1986а – Шихсаидов А. Р. Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата в VII–VIII вв. (в трудах арабских авторов)//Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. С. 5–21. Шихсаидов 19866 – Шихсаидов А. Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа//Памятники истории и литературы Востока. Период феодализма. М., 1986. С. 66–87. Шукуров 2001 – Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток (1204–1461). СПб., 2001. Якубовский 1926 – Якубовский А. Ю. Ибн-Мискавейх о походе Русов на Бердаа в 332 г. х.=943/4 г.//ВВ. 1926. Т. XXIV. С. 63–92. Якубовский 1946 – Якубовский А. Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX–X вв.//Известия АН СССР. Сер. истории и философии. 1946. 5 (Т. 3). С. 461–172. Янин 1956 – Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956. Янин 1992 – Янин В. Л. Древнее славянство и археология Новгорода//ВИ. 1992. 10. С. 37–65. АЕМА – Archivum Eurasiae medii aevi. Wisbaden. AO – Archiv orientální. Praha. AOASH – Acta orientalia Academiae scientiarum Hungaricae. Budapest. Ashtor 1969 – Ashtor E. Che cosa sapevano i geografi arabi dell’Europa occidentali//Rivista storica italiana. Torino, 1969. T. 81. Fasc. 3. Awaren Forschungen 1992 – Awaren Forschungen. Wien, 1992. Bd. I–II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изд.: Таврическая Духовная консистория. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1877–1917. 2 раза в месяц; с 1908 года – еженедельно Тобольские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве Димитрия Солунского. Тобольск, 1882–1919 2 раза в месяц, с 13 1914 года – еженедельно Томские епархиальные ведомости. Томск. 1880–1919 2 раза в месяц, в 1914 году в марте – 4 раза, в апреле-мае – 3 раза в месяц Тульские епархиальные ведомости. Тула, 1862–1918 2 раза в месяц, с 1905 года – еженедельно Туркестанские епархиальные ведомости. Верный (Семиреченская область), 1906–1917. 2 раза в месяц Уфимские епархиальные ведомости. Уфа, 1879–1917. 2 раза в месяц Харьковские епархиальные ведомости. Харьков, 1867–1883. 2 раза в месяц, в 1883 году – еженедельно Далее взамен выходили журналы: Вера и разум; Листок для Харьковской епархии, 1884–1903; Известия по Харьковской епархии, 1904–1906, Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1860–1918. 2 раза в месяц. В 1901–1905 годах отдел неофициальный под заглавием: Прибавления к «Херсонским епархиальным ведомостям». Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, 1877–1905 2 раза в месяц Изд.: Холмско-Варшавская Архиерейская кафедра Далее: «Варшавский епархиальный листок», 1906–1917 Христианская жизнь. Приложение к «Херсонским епархиальным ведомостям», Одесса, 1906, 2 раза в месяц Изд.: духовенство г. Москвы Церковно-школьный листок Оренбургской епархии. Приложение к «Оренбургским епархиальным ведомостям». Оренбург, 1916. 2 раза в месяц Церковно-школьный листок при «Забайкальских епархиальных ведомостях».. Чита, 1913, 2 раза в месяц . 1–2 заглавие «Школьный листок при Забайкальских епархиальных ведомостях» Черниговские епархиальные ведомости. Чернигов, 1861–1900. 2 раза в месяц; 1878–1882 – еженедельно Далее: «Черниговские епархиальные известия», 1901–1911 Черниговские епархиальные известия. Чернигов, 1901–1911 2 раза в месяц. Неофициальная часть под заглавием «Прибавления к Черниговским епархиальным известиям»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

2505 Смирнов Николай Александрович, родственник Я. И. Смирнова, морской офицер, преподава­тель Минных офицерских классов в Кронштадте, член «Свободной Академии» Η. П. Кондакова. 2506 Покровский Федор Иванович (1871–?), археограф, историк древнерусского искусства, помощ­ник Η. П. Кондакова, рукой которого записаны надиктованные академиком работы последних лет пе­ред отъездом на юг в 1917 г. В 1915 г. коллежский асессор, помощник библиотекаря Библиотеки АН, член ОЛДП и Археографической комиссии. Хранитель иконной лавки Комитета попечительства о русской иконописи, старший ученый хранитель (старший библиотекарь) IV Рукописного отделения БАН, член Комиссии по изданию словаря русского языка – Постоянной словарной комиссии РАН – АН СССР. Автор (совместно с И. И. Срезневским ) «Описания Рукописного отдела Библиотеки Имп. Академии наук. 1. Рукописи. Ч. 1–3» (СПб.; Л., 1910–1930), редактор «Полного собрания русских летописей» («Новгородская летопись». 1925. Т. 4, вып. 2). Арестован по «академическому делу» в октябре 1929 г., осужден на 10 лет концлагерей, досрочно освобожден в 1933 г. 2507 Dictionnaire des antiquités et romaines d’après les textes et les monuments, rédigé sous la direction de Daremberg et Saglio. Paris, 1877–1919. T. 1–5. 2508 Три предложения подчеркнуты карандашом Η. П. Кондаковым. Вероятно, до адресата эти издания не дошли. 2513 Юркевич Памфил Данилович (1826–1874), философ, педагог; магистр философии (1852). С 1861 г. занял вновь открытую кафедру философии в Московском университете, где в 1861–1865 гг. учился Η. П. Кондаков. Читал лекции по истории философии, по логике, психологии и педагогике, руководил группой студентов, занимавшихся переводами философской литературы, работал в учи­тельской семинарии военного ведомства, с 1869 г. исполнял обязанности декана историко-филологи­ческого факультета Московского университета. 2515 И. И. Толстой (младший) вместе с женой – С. В. Меликовой-Толстой, двумя детьми и сестрой Людмилой Ивановной жил с середины августа по 6 октября 1924 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Милль Джон Стюарт (1806–1873), английский философ, экономист и социолог; Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, публицист, общественный и политический деятель, магистр русской истории (1892), почетный доктор Кембриджского ун-та (1915). Депутат III и IV Государственных дум, один из основателей и лидер партии кадетов, председатель ее ЦК (1907–1918). Приват-доцент М.у. (1886–1895), уволен по политическим мотивам, выслан на 2 года в Рязань (1895–1897), в 1897–1905 читал лекции за границей: в Софийском ун-те, в Бостоне, Гарварде, Чикаго, в 1905 вернулся в Россию. В 1915 инициатор создания Прогрессивного блока. Во время Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем министр иностранных дел (2.03–2.05.1917). После Октябрьской революции товарищ председателя антисоветской организации «Национальный центр», затем член Донского гражданского совета, с Дона уехал в Киев (1918), с конца того же года в эмиграции в Румынии, затем в Лондоне и Париже (с 1921). Учредитель и председатель Об-ва русских писателей и журналистов, Клуба русских писателей и ученых, К-та помощи голодающим в России, один из организаторов Русского народного ун-та. Читал лекции в Сорбонне, во Франко-Русском ин-те и др.; Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912), граф (1878), военный и государственный деятель, ген.-адъютант (1859), ген.-фельдмаршал (1898), доктор русской истории (1866), член-корр. (1853), почетный член (1866) Петербургской АН, почетный президент Военно-юридической академии (1881) и Николаевской академии Генерального штаба (1883). Профессор Военной академии (1845–1856), и. д. начальника главного штаба на Кавказе (1856), начальник главного штаба Кавказской армии (1857). Товарищ военного министра (1860), управляющий военным Мин-вом (май–ноябрь 1861), военный министр (ноябрь 1861–1881), член Государственного совета (1881); Минаков Петр Андреевич (1865–1931), антрополог, патологоанатом, доктор медицины (1894), доктор медицинских наук (1930). Профессор, зав. кафедрой и Ин-том судебной медицины медицинского ф-та (1900–1911, 1917–1931), проректор (1909–1911) М.у., сотрудник Ин-та антропологии Ассоциации НИИ при физико-математическом ф-те (с 1922), профессор кафедры судебной медицины ф-та советского права МГУ (1930), председатель Антропологического об-ва при МГУ (с 1923). Причисленный к Мин-ву нар. просв. (1911–1917), организатор и зав. кафедрой судебной медицины МВЖК. Председатель антропологического отделения ОЛЕАЭ, член Интернационального НИИ в Париже;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Ср. главу „Старые люди“ в „Дневнике писателя“ за 1873 г. 192 Мережковский Д. С. Л.Толстой и Достоевский: Религия. Т. 2, ч. 2. С. 86. 193 О знакомстве Достоевского с этой перепиской А. И. Герцена и В. С. Печерина и отражении ее в романах „Идиот“ и „Бесы“ см. в комментариях к этим романам (Наст. изд. Т. 6. С. 834; Т. 7. С. 704–705). 194 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1957. Т. 11. С. 402. 195 Рецензия Страхова „Ренан и его последняя книга“ была опубликована в издании: Гражданин: Сборник. СПб., 1872. Ч. 1. С. 87–138. 196 Отеч. зап. 1872. Отд. 2. С. 132. 197 Гражданин. 1873. 30 апр. С. 547–548. 198 Отеч. зап. 1872. Отд. 2. С. 133. 199 В сентябре 1864 г. это понятие Достоевский употребляет также в записной тетради для характеристики личности, оторванной от „почвы“: „… цивилизация есть состояние болезненное. Потеря живой идеи о боге тому свидетельствует!…) Свидетельство, что это есть болезнь, есть то, что человек в этом состоянии чувствует себя плохо, тоскует, теряет источник живой жизни, не знает непосредственных ощущений и всё сознает“ (XX, 192). 200 Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 116; см. также: Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. Саратов, 1982. С. 60–61. 201 См.: Комарович В. Л. Роман Достоевского „Подросток“ как художественное единство//Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. Сб. 2. С. 33. 202 См.: Хомяков А. С. Соч.: В 4 т. М., 1861. Т. 1. С. 331, 539.— Этот том Хомякова имелся в библиотеке Достоевского (см.: Гроссман Л. П. Библиотека Достоевского. По неизданным материалам. Одесса, 1919. С. 157). 203 См.: Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т М., 1861. Т. 2. С. 96. 204 Там же. С. 68–69. 205 См.: Герцен. А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1957. Т. 11. С. 251. 206 См.: Долинин А. С. Последние романы Достоевского. С. 112–126. 207 См. письмо Достоевского Страхову от 24 марта 1870 г. (XXIX, кн. 1 С. 113). 208 Подробнее об этом и о характере отношения Достоевского к Герцену см.: Долинин А. С. Последние романы Достоевского. С. 104–112, 215–230; Лищинер С. Д. Герцен и Достоевский: Диалектика духовных исканий//Рус. лит. 1972. С. 37–61 и др. 209

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010