Я не столь безумен, чтобы мог приписывать тебе страдание, а только думаю, что в минуты размышления о телесных страданиях нельзя их не чувствовать; впрочем, справедливо обвиняя людей, обидевших тебя и через эту обиду мечтающих заградить солнце Евангелия, я прошу их прекратить зло, которое они делают самим себе, обратиться к добру, привлечь тебя к себе и сделаться причастниками света. Меня же, напротив, ничто не лишит светлого луча Иоаннова: теперь я наслаждаюсь только припоминанием и возобновлением в мыслях истинного твоего богословия, а вскоре (скажу, хотя это и дерзновенно) сам соединюсь с тобою. Верь моему, посланному от Бога, предсказанию, что ты будешь освобожден от патмосского заключения, возвратишься в Азию, совершишь там образцы подражания благому Богу и передашь их своим преемникам. Общая библиография Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. Барсов Н. И. История первобытной христианской проповеди . – СПб., 1885. Барсов Н. И. Лекции по патристике. – СПб., 1887. Безобразов П. В. Очерки византийской культуры. – Пг., 1919. Болотов В. Лекции по истории Древней Церкви. – Т. III- IV. – Пг., 1913–1918. – То же. – Репринт. – Т. III -IV. – М., 1994 Борис (Плотников) , архимандрит. История христианского просвеще ния в его отношениях к древней греко-римской образованности. – Казань, 1890. Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эриугены. – СПб., 1898. Бриллиантов А. И. Происхождение монофизитства.//Христианское чтение. – СПб., 1906. – 6. Бычков В. В. Византийская эстетика: теоретические проблемы. – М., 1977. Виноградов В. П. О литературных памятниках полуарианства.//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1911. – 7 – 8, 12. Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов: историко-юридическое исследование. – Ярославль, 1908. Гурьев П. В. Феодор, епископ Мопсуестийский. – М., 1890. Деяния Вселенских Соборов, издаваемые в русском переводе при Казанской духовной академии. – Т. 1–3. – Казань, 1859–1861. – Тоже. – Изд. 5-е, репринт. – СПб.,1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

блгв. Кн. Даниилу. Хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии (14.9.1919). Участвовал в отпевании своего духовного отца – прот. Алексия Мечева на Маросейке. Арестован и сослан в Тюменскую область (1923). Вновь арестован и приговорен к двум годам ссылки в Казахстан (1925). Назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии (26.6.1928); к управлению не приступал в связи с тем, что находился в заключении вместе с епископом Серапионом в Зырянском краю, неподалеку от Усть-Сысольска. Расстрелян в Сыктывкаре. 234 Святитель Тихон Задонский (1724 – 13.8.1783) – родился в Новгородской губернии, закончил местную духовную семинарию. Принял схиму (1758), в сане архимандрита был настоятелем Желтикова монастыря, затем Дрочского. Хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), епископ Воронежский (1763). Проповедник, автор многих духовных сочинений. На покое (1767), поселился сначала в Толшевском монастыре, а потом в Задонском, где и скончался. Мощи открыты в 1861 г. Память 13 августа. 237 Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1530 – 17.2.1612) – родился в Казани в семье донских казаков. Был сначала приходским священником, а потом, после пострижения, в сане архимандрита, настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Хиротонисан во епископа (1589), заняв только что образованную митрополичью кафедру в Казани. В июле 1606 г. избран Патриархом. Старался содействовать успокоению смуты и изгнанию иноземцев. Перенес из Углича в Москву мощи царевича Димитрия, благословил принести в ополчение Казанскую икону Божией Матери. Скончался уморенный голодом поляками в подземелье Чудова монастыря. В том же монастыре его первоначально и погребли. Тут же его стали и почитать как местного московского святого. Мощи его, обретенные нетленными и благоухающими, были перенесены (1652) в Большой Успенский собор. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Священномученика были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

882 Прокопий (Титов, 1877–1937), канд. богословия КазДА, еп. Елисаветградский (1914). После Собора в Соловках (1923–1925), еп., архиеп. Херсонский, в ссылке (1927). Расстрелян. 884 Последний на одном из первых заседаний отдела выразил просьбу своих избирателей, «чтобы в богослужении устранены были видимые противоречия. Так, например, за всенощным бдением священник произносит возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет», – между тем как в природе в эти именно моменты наступает тьма» (Отдел, Протоколы. 27 об.). 886 Митрофан (Краснопольский), пред. соборного отдела о высшем церковном управлении. Расстрелян в Астрахани (1919). 893 Там же. 21–21 об. Выделено мною. Среди подписавших заявление: В.К. Недельский, иеромонах Афанасий (Сахаров) , Б.А. Тураев , архим. Кронид (Любимов) (наместник Троице-Сергиевой лавры, расстрелян в 1937 г.), архим. Александр, наместник Боголюбова м-ря, протоиереи Кирилл Зайц, Сергий Кудрявцев, Павел Крутиков (наст. Костромского каф. собора), Михаил Покровский, Николай Преображенский; священники Иоанн Щукин, Александр Попов , Иоанн Артоболевский, про-тод. Николай Ливай, Л.К. Артамонов, В.К. Лебедев, В.И. Зеленцов (будущий еп. Василий Прилукский, выступивший с резкой критикой «Декларации» митр. Сергия и расстрелянный в 1930 г.). 897 Виктор Иванович Кедров (р. 1861), окончил МДА (1885), священник церкви св. Николая на Долгоруковской ул., прот. (1913), пред. еп. совета (июль 1918). Арестован и осужден на 5 лет лишения свободы в 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей. 903 Голубцов СЛ. Профессура. 95. Среди упомянутых недопустимых явлений значатся, в частности: «Совершение всенощного бдения среди храма, нередко с кафедры» (смысл неясен; кафедра, конечно, является принадлежностью архиерейского служения, но если священник во время бдения находится не в алтаре, а в храме, это надо считать исполнением, а не нарушением устава); «Совершение пассий не по уставу и в необычное время» (как известно, по уставу пассий вообще не бывает ни в какое время); «Совершение чина погребения Божией Матери позднее 16 августа» (также служба, не предполагаемая уставом и потому не установленная на определенное время); «Совершение вечерни Великой Пятницы позднее 3 часов пополудни» (время, предписанное уставом – «при часе 10-м дне», т.е. в 4-м пополудни. Откуда вдруг такая строгость, если уж утрени совершаются с вечера?).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

42 См.: Dennert Е. Die Religion der Naturforscher. Berlin, 1908. Эберхард Деннерт (1861–1942) – немецкий философ, естествоиспытатель. 43 См.: Табрум. А. Г. Религиозные верования современных ученых. М., 1912. Табрум А. Г. – английский ученый, общественный деятель, член общества «Лондонская Лига», одной из задач которого было выявление позиции ученых по религиозным вопросам. 44 Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель, философ, последователь Ч. Дарвина. Ввел термины «питекантроп» и «экология». 46 Свт. Филарет, митрополит Московский (в миру – Василий Михайлович Дроздов; † 1867), – выдающийся церковный иерарх, проповедник, крупнейший богослов XIX в., почти полвека управляя Московской епархией, сначала в сане архиепископа, позднее – митрополита. Написал значительное количество сочинений по вопросам богословия и церковной истории; составил Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994 г. Память – 19 ноября/2 декабря. 47 Свт. Феофан Затворник (в миру – Георгий Васильевич Говоров; † 1894) – подвижник, богослов, оставивший большое духовное наследие. Уйдя в затвор, проводил жизнь в богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных, в писательских трудах, вел огромную переписку с многочисленными корреспондентами. Святитель перевел с греч. «Древние иноческие уставы», «Невидимую брань», «Добротолюбие» (в пяти томах); написал «Что есть духовная жизнь», «Мысли на каждый день года», «О молитве и трезвении», «Путь ко спасению» и др. Память совершается 10/23 января и 16/29 июня. 50 Пыпин Александр Николаевич (1833–1904) – русский литературовед, крупнейший представитель культурно-исторической школы в литературоведении, этнограф, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Автор Истории русской литературы в 4-х томах, Истории русской этнографии также в 4-х томах, один из авторов Энциклопедическою словаря Брокгауза и Ефрона. 51 В пьесе «Развязка Ревизора» Н. В. Гоголь в художественной форме высказывает соображения по поводу комедии «Ревизор». Главное действующее лицо пьесы «Развязка Ревизора» – первый комический актер Михайло Семенович Щепкин. Прототип этого персонажа – русский актер М. С. Щепкин, один из первых исполнителей роли городничего в комедии «Ревизор».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Первая миссия состоялась в 1705 г., ее главой был архимандрит Мартиниан. При нем на Камчатке начал подвизаться казак Иван Козыревский. Эта миссия, как и вторая (1732 г., глава – игумен Варфоломей (Филевский) особых успехов не имела. В 1742 г. Св. Синод отправил третью миссию во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). Штат миссии, включая архимандрита, состоял из 11 человек. Срок пребывания миссионеров на Камчатке назначался семилетним. Миссия стала успешной. Было крещено более 7700 человек, построено несколько храмов и школ, в которых обучалось около 200 человек. Однако в 1761 г. жизнь миссии прекратилась, к 1783 г. на Камчатке не было уже ни одной школы. Миссионерская деятельность оживилась на недолгое время с 1840 г. при митр. Иннокентии (Вениаминове) после того, как Камчатка вошла в созданную Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию. Митр. Иннокентием была устроена в Петропавловске семинария, но уже в 1845 г. она была переведена на Аляску и в 1861 г. миссия закрылась. Православие на Камчатке начало возрождаться с 1897 г., когда на Курильскую, Камчатскую и Благовещенскую кафедру был назначен еп. Евсевий (Никольский). При нем только за первые десять лет в епархии число церквей возросло с 60 до 126, образовались 3 походные церкви для нужд русских переселенцев, число школ увеличилось с 38 до 105. Особые заслуги в миссионерском делании на Камчатке принадлежат апостолу Камчатки – митрополиту Нестору (Анисимову) , который служил в миссии с 1907 г. по 1919 г. За время его миссионерской деятельности в христианство было обращено огромное количество местных людей, организовано Камчатское миссионерское братство, проведен съезд миссионеров в с. Иоасафовка. К 1917 г. на Камчатке было 32 церкви и прихода, 60 часовен и 45 школ, а в самом Петропавловске была второклассная учительская школа и высшее начальное училище. Митрополит Нестор перевел на корякский язык Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский – молитву «Отче наш», заповеди Моисея и Заповеди Блаженства, молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей. Приняв участие в Поместном соборе 1917–18 г., митр. Нестор с большими трудностями возратился на Камчатку через Индию, но вскоре был изгнан большевиками. В 1921 г. им было создано Камчатское подворье в Харбине, но Камчатская миссия фактически перестала существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В общем третий период существования Алтайской духовной миссии ознаменован активным храмостроительством на всей территории Горного Алтая. Столь плодотворная деятельность третьего начальника миссии стала возможна во многом благодаря его личным качествам: «В общении со служащими в Миссии о. архимандрит Владимир был строг, как начальник, но милостив, как отец» 117 . Четвертый период истории Алтайской миссии во многом определяется личностью святителя Макария Алтайского (1883–1890 гг.). Михаил Невский прибыл в Алтайскую миссию в качестве рядового сотрудника в 1855 г. Подобно протоиерею Стефану Ландышеву, он стал воспитанником миссии. На первых порах, будучи учителем, катехизатором и переводчиком, он на деле увидел необходимость просвещения коренного алтайского населения. Он вникал буквально во все проблемы налаживания педагогического процесса. В 1861 г. будущий святитель был пострижен в монашество с именем Макарий и рукоположен во священника. С 1870 г. о. Макарий (Невский) стал заведующим Центральным миссионерским училищем. Тогда оно было временно переведено в Чопош. В 1875 г. о. Макария направили служить в Улалинский стан и назначили помощником начальника миссии. Вместе с игуменом Макарием в Улалу было возвращено и миссионерское училище. А еще через восемь лет (1883), когда о. Макарий был хиротонисан во епископа Бийского и назначен начальником миссии, выпускники Центрального Улалинского миссионерского училища были переведены в Бийский архиерейский дом, где по инициативе нового начальника было создано миссионерское катехизаторское училище. Это было продиктовано желанием святителя Макария утвердить на Алтае проповедь и богослужение на языке местных жителей. Целью этого училища была подготовка «чтецов, миссионерских сотрудников, учителей и духовенства среди алтайцев» 118 . В 1890 г. на правительственном уровне был утвержден устав катехизаторского училища. Одновременно с устройством училища встал вопрос о создании системы школьного образования при миссионерских станах. Это совпало по времени с выходом распоряжения императора Александра III, согласно которому духовенству предписывалось активное участие в распространении грамотности среди народа.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Однако события к тому времени приняли новый неожиданный оборот, резко изменивший ситуацию: 81-летний архиепископ Гермоген (в миру Григорий Иванович Максимов) стал главой Хорватской Православной Церкви. Владыка Гермоген родился 10 января 1861 г. в станице Нагавской, области войска Донского в семье казака, служившего псаломщиком в храме. Он окончил Нагавское Духовное училище, в 1882 г. – Новочеркасскую Духовную семинарию и в 1886 г. – Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1887 г. о. Григорий был рукоположен во иерея, служил сначала в Новочеркасской епархии, затем настоятелем кафедрального собора в г. Владикавказе, с 1906 г. являлся ректором Саратовской Духовной семинарии. За год до этого умерла его жена, оставив шестерых детей, и он сумел их вырастить и дать хорошее образование. 21 августа 1909 г. отец Григорий был пострижен в монашество с именем Гермоген и возведен в сан архимандрита, а 9 мая 1910 г. хиротонисан в Петербурге во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. С октября 1919 г. он имел сан епископа Екатеринославского и Новомосковского. В годы гражданской войны владыка участвовал в белом движении, после его разгрома на Юге России в марте 1920 г. был вывезен из Новороссийска с донскими казаками на греческий остров Лемнос, откуда осенью того же года переплыл на лодке на Святую Гору Афон. В июне 1922 г. он был назначен Высшим Церковным Управлением за границей управляющим русскими общинами в Греции, Африке и на Кипре и с 1923 г. проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославии). Епископ Гермоген был одним из основателей организованного для подпольной деятельности на территории СССР «Братства Русской Правды», около 20 лет он состоял членом Архиерейского Синода РПЦЗ (с 2 сентября 1922 г.). Возведенный в 1929 г. в сан архиепископа, владыка Гермоген получил назначение в Западно-Американскую епархию, но по состоянию здоровья вынужден был остаться в Югославии. Архиепископ отличался прямотой, честностью, твердостью в противостоянии советской власти, но также и определенным честолюбием, в частности, одно время он рассматривался в качестве возможного главы автокефальной Албанской Православной Церкви [xliii] .

http://bogoslov.ru/article/2857110

– Об именах. Скажите, как звали вашу бабушку, о которой вы так много сказали, которая так на вас повлияла, и как звали вашего дедушку. И до какого поколения вглубь прошлого вы знаете имена бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек? – Мою бабушку звали Александра Ивановна Невская, дедушку звали Александр Михайлович Невский. Не могу сказать, что знаю имена родных из совсем далекого прошлого, знаю только, что бабушкины это: прапрапрадедушка Илларион Смирнов, 1809 года рождения, прапрадедушка – его сын, Михаил Илларионович, родился в 1830-м, умер в 1911 году; был церковным старостой. Высокий, физически очень сильный мужчина, ходил на медведя, был очень строгой жизни. Жена его Екатерина Ивановна умерла в 1919 году. Прадедушка – его сын, Иван Михайлович, 1861–1939 годы. Добрый, справедливый; высокий, как отец. Председатель волостного суда, волостной старшина. Жена Комарова Александра Семеновна – 1860–1934 годы. Бабушка – его дочь, Александра Ивановна – 1900–1972 годы. Прапрапрапрадедушка Алексей Комаров – 1789 года рождения. Прапрапрадедушка Фока Алексеевич, 1810 года рождения. Прапрадедушка Симеон Фокич, 1830–1898 годы. Его жена Анна Назарьевна. Прабабушка Александра Семеновна, 1860–1934 годы. Жена – Смирнова Ивана Михайловича. Их дочь – моя бабушка. По дедушке знаю меньше. Прапрадедушка – Невский Никита Алексеевич, по уличному прозвищу «Боков», у него что-то с позвоночником было, он ходил «боком», 1850 года рождения. Его жена Екатерина Михайловна, 1852 года рождения, умерла после 1912 года. Прадедушка – Невский Михаил Никитич, 1872–1919 годы. Хороший Плотник, отходничал, жил в Петербурге, работал на Адмиралтейском заводе. Его жена – Матрена Федоровна, 1872–1943 годы. Дедушка – их сын, Невский Александр Михайлович, 1899–1958 годы. У нас дома было ощущение, что все эти люди живы, о них много говорили, часто вспоминали. Когда мы ходили на кладбище, а это было довольно часто, там пелись панихиды, опевали все могилы – и свои, и не свои. И вот это ощущение вечной жизни – оно присутствовало постоянно. Деревенские кладбища – это вообще особая статья. – А кто пел панихиды? – Бабушка и баба Варя, кто-нибудь из старушек, дедушка у меня рано умер, после его такой довольно тяжелой жизни, после Дмитровлага и ранения под Курском. Мне было всего два года, когда он умер. Я его никак не помню, я помню только то, что он оставил после себя, – вот игрушки, нам сделанные, кровати для нас и прочее. Но остались фотографии, воспоминания и вот это ощущение, что человек все время присутствует. И даже сейчас, когда я по дому иду, особенно если идешь по повети, и тишина такая – на долю секунды вдруг покажется, что кто-то из них прошел. Вот как мамин брат Миша, который погиб на фронте, бабушкин брат – диакон Владимир, дедушка и другие – судьбы этих людей сконцентрированы сейчас в одном доме, потому что старого дома нет, его в 1973 году, разобрали на дрова. Остался только наш дом, который дедушка и бабушка купили в 1929 году, когда отделялись от свекрови, от дедушкиной матери.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Селение основано в 1669 году мордовскими переселенцами из Нижегородского и Казанского уездов и названо ими по реке Уткой . В 1698 - 1699 годах по указу Петра I мордовские поселенцы (47 дворов) были выдворены отсюда в верховье реки Урень, а их земли отданы казанским иноземцам - польским шляхтичам. Вскоре, в отличие от других деревень с аналогичным названием Утка, поселенцы стали называть свое селение Утка-Кокрячь, которое позднее трансформировалось в Кокрять . Село имело и другое малоизвестное название - Алань, что в некоторых местах старой России означало луг, пастбище, травянистое место. С постройкой в деревне в 1776 году церкви бессребренников Космы и Дамиана село стало называться еще и Космодемьянское . К 1771 году часть села (197 душ) находилась во владении Льва Ивановича Молоствова, другая часть села (23 мужских крестьянских душ) была во владении Степаниды Петровны Микулиной. Позднее село перешло во владение Наумовым. После отмены крепостного права в 1861 году доля крестьянской надельной земли уменьшилась и кокрятинцы приняли участие в Бездненском восстании крестьян, где при расправе над восставшими двое крестьян из Кокряти были убиты. С 1863 года крестьяне села после совершения покупной сделки стали собственниками. Административно Кокрять относилась к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии. Через село проходил Симбирский коммерческий тракт. В 1883 году помещица Надежда Михайловна Наумова построила в селе земскую школу. В 1899 году была построена новая, крытая железом, деревянная, на каменном фундаменте школа. В 1908 году в селе имелось 5 лавок, 6 ветрянных мельниц. При селе находился винокуренный завод Наймушиных. В 1918 году создан Кокрятский сельсовет. В 1919 году село включено в состав Матвеевской волости Мелекесского уезда Самарской губернии. С начала 1920-х до 1953 года село было центром возрожденного Кокрятского сельсовета, затем относилось к Жедяевскому сельсовету, с 1958 года - к Матвеевскому. С 1954 по 1970-е годы в селе действовал кирпичный завод.

http://drevo-info.ru/articles/28267.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010