Гомель. Церковь Александра Невского в Новой Белице (новая). Собор. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1996 и 2003. Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Гомельская область, г. Гомель, ул. Ильича, д. 126А Координаты: 52.379689, 31.031887 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1786 года Новая Белица объявлена уездным центром, но долгое время в ней не было православной церкви. В 1828 году в уездном городе была основана первая православная церковь во имя святителя Василия Великого, которая вскоре сгорела. В 1842 году на месте сгоревшего был построен небольшой храм в честь святителя Николая Чудотворца. Позже, в здании староверческой церкви, в прошлом староверческого Пахомьева монастыря (упраздненного в 1850 году), была устроена Свято-Александро-Невская церковь. Освящение храма в честь святого князя Александра Невского состоялось в апреле 1861 года. В 1919 году при Свято-Александро-Невском храме организованно Гомельское братство союза прихожан в честь святого благоверного князя Александра Невского. Целью братства была забота о церкви, поднятие религиозно-нравственного уровня прихожан, обучение Закону Божию, устройство религиозно-нравственных чтений и бесед, распространение книг и брошюр, материальная поддержка нуждающихся и другая работа, направленная на укрепление православной веры, любви к Церкви и Православному Богослужению. Устав братства утвердил Высокопреосвященнейший Константин, архиепископ Могилёвский и Мстиславский. Свято-Александро-Невская церковь была закрыта в 1930 году и превращена в кинотеатр. Во время фашистской оккупации (в 1941 году) усилиями прихожан церковь была восстановлена. Храм стал местом, куда люди шли за поддержкой, где многие черпали духовные силы, помогающие переносить тяжести оккупации. Православная община проводила большую работу, оказывая моральную поддержку и материальную помощь особо в ней нуждающимся. Согласно архивным данным «в течение 1944 года в церкви собрано 6684 рубля на оборону страны, в пользу сирот, воинов Красной Армии, их семей и партизан 4161 рубль, а всего — на патриотические цели 10845 рублей. За январь месяц 1945 года в церкви собрано на оборону страны 1453 рубля и сбор средств продолжается…». Несмотря на это, в 1949 году храм закрыли и снесли. Возрождение церковной жизни началось в 1992 году.

http://sobory.ru/article/?object=19356

Святыми молитвами возрождаемся из пепелища… Тихон Задонский – собеседник Ангелов в горнем мире, Живоносный источник в благодатной Божественной силе, Дивен Бог, что во Святых Своих людям является, У нетленных мощей, по молитвам, они исцеляются… Оставив Воронежскую кафедру, в Задонский монастырь переселился Святитель Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 годы, за которые сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, прозорливости, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви и необыкновенной доброты. Келия Святителя Тихона в Задонском монастыре сделалась источником духовного просвещения для обширного круга людей. Из всех уголков Русской земли стекался народ в обитель, чтобы получить его наставления и благословение. Святитель Тихон любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, нуждающимся помогал деньгами. На это уходила вся его пенсия и, приносимые в дар средства. Из монастырской слободы к нему приходили дети, которых он наставлял в духовной жизни и приучал к церкви. В качестве литературного наследия от Святителя Тихона Задонского дошло множество сочинений. Церковь называет его «Российским Златоустом». На покое, в Задонском монастыре, Святитель написал свои лучшие духовные произведения. Святитель Тихон принял блаженную кончину 13(26) августа 1783 года. Сразу же после смерти в обитель началось паломничество к гробнице Божиего угодника. В начале 19-го века в монастыре стала осуществляться перестройка строений. Было начато строительство нового собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1846 году, при разборке старого храма, были обретены нетленными мощи Святителя Тихона. В 1861 году 13(26) августа состоялось его прославление. В начале 20-го века монастырь стал настоящим духовным центром России, куда стремились паломники и богомольцы. Однако, после революции 1917 года, на обитель обрушились тяжкие испытания. В 1919 году началось гонение на монашествующих, были вскрыты мощи Святителя Тихона. К 1929 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, имущество конфисковано, часть монашествующих арестована и сослана в ссылку, часть – изгнана из обители. После разграбления монастыря в безбожное лихолетье, икона Божией Матери «Владимирская» была утеряна. Мощи Святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец. Перед войной 1941 года мощи отправили в город Орел, который на тот момент был областным.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/26/...

10 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. Родился в 1861 году в селе Игнатовка Московской губернии в семье священника Павла Добронравова. В 1881 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885-м Московскую духовную академию и преподавал богословие и Священное Писание в Вифанской духовной семинарии. Женился. Был рукоположен во священника и служил в храме Александровского военного училища в Москве. После революции 1917 года и закрытия училища переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Стал одним из активных участников Поместного Собора 1917-1918 годов; возведен в сан протоиерея. В августе 1918 года арестован за отказ выдать ключи от храма сотрудникам ЧК. Его обвиняли в контрреволюционных настроениях, но за отсутствием прямых улик освободили из-под следствия в апреле 1919 года. В начале 1921 года протоиерей Николай назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К тому времени он овдовел и был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году арестован в числе архиереев, не согласившихся поддержать обновленцев. Приговорен к одному году ссылки в Зырянский край. По возвращении в Москву возведен в сан архиепископа, стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона в защите Церкви от натиска обновленцев. В 1924 году назначен в сан архиепископа Владимирского и Суздальского. После кончины Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, первым поставил имя архиепископа Николая. В ноябре 1925 года владыка был арестован в числе одиннадцати ближайших сподвижников митрополита Петра. По свидетельству привлекавшегося по тому же делу священника Сергея Сидорова Архиепископ Николай в подвалах Лубянки проявил невероятное мужество, выдержку и силу духа, сумел спасти многих и сохранить многие церковные тайны. 21 мая 1926 года владыку приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания срока он вернулся в Москву. 27 ноября 1937 года по сфабрикованному доносу архиепископ Николай (Добронравов) вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и 7 декабря приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-104...

Следующее подробное описание деревни - в описи 1766 года, относящейся к Генеральному межеванию. К тому времени монастырские владения были секуляризированы, Рождествено и Путилково перешли в ведение Государственной коллегии экономии. Итак, в селе и деревне были записаны вместе 102 души мужского пола, причём большинство жителей состояло в Путилково. В пользовании крестьян находилось 1208 десятин земли, из которых более 700 десятин занимал лес в районе современного микрорайона Митино. Во время Отечественной войны 1812 года деревня была разграблена французскими фуражирами. В 1834 году в Путилково насчитывалось 128 жителей мужского и 120 женского пола. После реформы 1861 года население деревни значительно увеличилось. Стоит сказать, что жителей становилось с каждым годом всё больше и больше, а вот храм до революции 1917 года, здесь так и не был построен. Ближайшая церковь располагалась в селе Рождествено. В 1919 году был создан объединённый сельский совет, в который вошли Путилково, Братцево, Рождествено и Петрово. В 1926 году в деревне числилось 93 человека. В 1950-х годах несколько колхозов были объединены в единый совхоз с центром в Путилково. Позже он превратился в известное всему региону предприятие - Красногорскую птицефабрику. В 1957 году в деревне Путилково Братцевского сельсовета числилось 306 хозяйств и 859 жителей. Прошло всего ничего, и новая магистраль - Московская кольцевая автодорога - разделила Братцево и Путилково. Одно стало Москвой, а Путилково осталось в Подмосковье. По данным переписи 1989 года, в Путилково значились 522 хозяйства и 1544 постоянных жителя. Рубеж веков - новая важная веха в истории Путилково. С 2000 года жители Путилково изъявили желание о возведении здесь храма. Образовалась приходская община. Сначала службы проходили в местном ДК, в 2003 году сфрмировался приход, а на Дмитриевскую родительскую субботу состоялась первая Литургия в строительном вагончике, который прихожане с любовью переделали под храм. Богослужения стали проводиться в нём, но все мечтали о постоянном, более просторном... Перевернуть эту страницу оказалось общим делом как для жителей, так и для авторитетного местного жителя, благотворителя, Николая Александровича Цветкова.

http://sobory.ru/article/?object=40494

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники. XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик». В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения. Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания. Смотрите также: Историко-статистическое Дымскаго монастыря съ подвижническаго начальника онаго преподобнаго (1861 год, 33 страницы) Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Антониево-Дымс...

В воскресенье, 13 августа 1783 года, святитель Тихон скончался. Он был похоронен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Люди продолжали идти теперь уже к месту его упокоения, где стали совершаться многочисленные чудеса. Прославление святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского совершалось спустя почти сто лет, в воскресенье, 13 августа 1861 года. Он был канонизирован в лике святителей и стал почитаться как чудотворец. Память святителя Тихона совершается дважды в году. В день его кончины и обретения мощей, 26 августа (13 августа по ст.стилю), а также 1 августа (19 июля по ст.стилю). Советская власть не пощадила Задонский монастырь. Приказом чрезвычайно комиссии в 1919 году мощи святителя Тихона были вскрыты. Отправлены в музей в Елец, затем в город Орел. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, мощи оказались в открытом тогда Богоявленском соборе города Орла. Здесь они хранились вплоть до закрытия собора в 1960 года, когда их вновь передали в музей. Возвращение мощей святителя Тихона Задонского Русской Православной Церкви произошло еще тридцать лет спустя, во врем празднования Тысячелетия Крещения Руси. В Задонский Рождество-Богородицкий монастырь мощи вернулись 26 августа 1991 года, где пребывают и сейчас. На анонсе -  Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8 От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/образ всем был еси словом, житием, любовию,/духом, верою, чистотою и смирением,/темже и вселился еси в Небесныя обители,/идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/моли, святителю Тихоне,/спастися душам нашим. Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8 Апостолов преемниче,/святителей украшение,/Православный Церкве учителю,/Владьще всех молися/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/imya-tihon.html

В настоящее время монастырь действующий. В нем подвизаются 6 человек братии. Настоятель монастыря Вассиан (Кураев) проживает в Твери. Все монахи имеют священнический сан и служат в храме Иоанна Богослова, приписанном к обители, и во Введенской церкви, действующей с 1998 г. Пока она единственная в монастыре. Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Чичкина И.В. Вскрытие мощей новоторжских святых в 1919 г.//Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. – Торжок, 1997. С. 25-28. Борисоглебский мужской монастырь - старейший не только на Верхней Волге, но и во всей стране. Он был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии. Вместе со своми братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема - Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь. Моисею удалось спастись. Впоследствии он принял монашество и стал насельником Киево-Печёрского монастыря. Прибывший на место трагедии Ефрем нашёл голову брата и взял её с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и по благословению киевского митрополита уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. В 1925 году монастырь был закрыт, рака с мощами преподобного Ефрема вскрыта. Присутствующие при этом члены комиссии были немало удивлены, увидев в гробу две головы... После закрытия монастыря в его стенах разместилась тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет.

http://sobory.ru/article/?object=01139

По указу Синода от 2 нояб. 1862 г. в память избавления Твери от эпидемий и пожаров 1860-1861 гг. ежегодно 9 мая совершался крестный ход с образом свт. Николая Чудотворца из М. м. в Тверь, сначала в Знаменскую ц., с 1901 г. в Никольскую ц. Некрополь Стольник Овцын, иждивением которого после пожара был выстроен каменный собор, умер 17 апр. 1683 г. и в дек. 1684 г., согласно его завещанию, был похоронен близ собора, напротив сев. придела в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». При перестройке собора на средства Шуваловых место захоронения оказалось внутри собора и было утеряно. По завещанию гр. Шуваловой ее тело было погребено в обители - в склепе под соборным приделом свт. Николая Чудотворца. Каменный склеп имел глубину ок. 3 аршин, длину ок. 6, ширину ок. 5 аршин. Гр. Шувалов был похоронен в фамильном монастырском склепе - под недостроенной ц. прп. Петра Афонского. В усыпальнице покоились также др. представители рода Шуваловых. В 1859 г. по ходатайству потомка благотворителей А. П. Шувалова прах членов семьи был перенесен в склеп Николаевского придела соборного храма, в нише на зап. стороне придела был установлен памятник высотой ок. 4 аршин, изготовленный по проекту архитектора Тверской удельной конторы М. С. Шашина. Ему же принадлежал и проект переделки склепа. Монашеские захоронения располагались вокруг Спасского собора, настоятелей погребали с зап. стороны, справа и слева от входа. Братский корпус. 50-е гг. XVIII в. Фотография. 2014 г. После 1917 г. М. м. лишился земельных владений, потерял право содержать школу. В первые месяцы после революции 1917 г. мон-рь продолжал вести хозяйство, братия пыталась зарегистрироваться как трудовая сельскохозяйственная коммуна. 20 июля 1918 г. Брянцевский волостной исполком уведомил игумена об обложении мон-ря единым чрезвычайным продовольственным налогом (1 тыс. р.), 5 дек.- др. налогом (4 тыс. р.). Остаток средств мон-ря на 1919 г. составил 2180 р. Сохранилось прошение Николо-Малицкого церковного совета от 12 мая 1929 г. в Тверской губ.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

Прийдите убо вернии, ублажим святителя Христова Тихона, пастыря предоброго, учителя златословесного, скорбных утешителя, недугующих безмездного врача, нового данного России чудотворца.... Ты же, о преблаженне отче Тихоне, предстоя ныне Престолу Господа и веселяся с небесными лики в вечном Царствии, не забуди нас земных и скорбных, мольбы принеси о чадах твоея паствы, ими же на земли болезновал еси, испроси державе императора крепость, Церкви – мир, всем же верным – в вере утверждение, грехов оставление и от бед избавление. Послесловие Драгоценное сокровище должно сохраняться в драгоценном ковчеге. А потому мысль об устроении должным образом места упокоения новопрославленного святого занимала многих еще до официального открытия мощей. В итоге, благодаря щедрым жертвам и согласию воцарившемуся среди жертвователей, уже в скором времени устроена была святителю Тихону дорогая и великолепная рака с балдахином. В частности, на сооружение раки и сени пожертвованы были изрядные суммы царствующей фамилией: «Императорскими Величествами» – 3000 руб., «Их Высочествами» – 1000 руб. Основательным взносом из личных средств поддержал благое начинание настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий, внесший 5000 руб. По словам очевидца, рака представляла собой «памятник, воздвигнутый святителю Тихону... любовью и религиозным усердием всего нашего православного народа. Памятник колоссален, как колоссально усердие, его воздвигавшее» . Трагична судьба мощей святителя после 1917 года. Оскверненные 28 января 1919 года так называемой «специальной комиссией по освидетельствованию», действовавшей под эгидой ЧК, останки святого, после того как атеистическая кампания была вынужденно скоротечно завершена, вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой. Негативное впечатление после инспирированного большевиками (и в изрядной степени ими же инсценированного, как позже выяснилось) вскрытия гробницы св. Тихона быстро стушевалось в народном сознании. Особенно способствовало этому явление нетленных мощей матушки Евфимии Григорьевны Поповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Киевский ген.-губернатор гр. И. И. Васильчиков в 1860 г. предложил передать начальное обучение крестьян правосл. приходским священникам, благодаря усилиям митр. Исидора и Васильчикова число церковных школ на Киевщине стремительно росло. Организация в 1859-1860 гг. церковноприходских школ нового типа позднее была названа «киевским почином». В 1862 г. в обязанность приходскому духовенству юго-западных губерний было вменено своими силами организовывать церковноприходские школы. Количество церковноприходских школ на Киевщине резко возросло при митр. Арсении (Москвине): если ко времени вступления им в управление К. е. (1860) их было 355 (по др. данным, 385), то уже к нач. 1861 г. насчитывалось 1036 школ. По числу открытых в 60-х гг. XIX в. школ К. е. значительно опережала др. епархии РПЦ. В Киеве действовали 2 школы: при Куренёвской ц. и при киево-подольской Царе-Константиновской ц. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. на Киевщине имели место попытки перевести церковноприходские школы из ведения Синода в ведение Мин-ва народного просвещения, эти попытки участились в условиях личного конфликта между митр. Арсением и киевским ген.-губернатором А. П. Безаком. Митр. Арсений принял ряд мер, направленных на поднятие уровня педагогической подготовки священнослужителей. В 1870 г. вышел указ, которым предписывалось обязательное изучение буд. пастырями педагогики, в 1872 г. митрополит издал указ, в соответствии с которым каждый выпускник Киевской ДС направлялся на 3-летнюю педагогическую работу в церковноприходскую школу. В 1859 г. при Лебединском Николаевском жен. мон-ре было открыто одно из первых на Киевщине женских 3-класных уч-щ, имевшее сначала статус епархиального. Аналогичное женское уч-ще начало работу в 1874 г. при чигиринском Троицком жен. мон-ре. Оба уч-ща в 1887 г. были реорганизованы из 3-классных в 2-классные, из них только Лебединское, переведенное впосл. в статус высшего, просуществовало до 1919 г. Существовали также школы иконописи, 1-я школа была открыта в 1864 г. при Медведовском Николаевском муж.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010