Куперъ, Вашингтонъ Ирвингъ и другія отраженія словесности Англійской не могутъ служить для характеристики собственно Американской. 30 Es finden allerdings rechtliche Zustände, ein formelles Rechtsgesetz statt, aber diese Rechtlichkeit ist ohne Rechtschaffenheit, — говоритъ Гегель въ своей Фил. Ист. 31 Петръ употребилъ слово: die Unart. 32 См. мои статьи: О современномъ состояніи просвщенія, въ 1-мъ и 2-мъ Москвит. 1845 года. 33 См. Шлецера прим. на Нестора, томъ 1. 34 См. Истор. Русск. Словесности, Проф. Шевырева, выпускъ второй. — Эта книга, безъ сомннія, одна изъ самыхъ замчательныхъ, вышедшихъ у насъ въ послднее время, должна, по вроятности, произвести ршительный переворотъ въ общемъ пониманіи нашей древней образованности. 35 См. Писанія Нила Сорскаго. 36 См. Москвит. 1845 г. 3-й: О древней Русской Исторіи, статью моего брата, Петра Вас. Киревскаго, котораго взглядъ на прежнюю Россію представляетъ, по моему мннію, самую ясную картину ея первобытнаго устройства. 37 О современномъ состояніи искусства и о характер его будущаго развитія было еще въ 1845 году высказано нсколько глубокихъ мыслей А. С. Хомяковымъ, въ его стать: Письмо въ Петербургъ, напечатанной во 2-мъ Москвитянина того года; но тогда воззрніе это было, кажется, еще преждевременно для нашей публики; ибо литература наша не отозвалась на эти живыя мысли тмъ отвтомъ, какой бы должно было ожидать отъ нея при боле сознательномъ расположеніи умовъ. 38 Замчательно, что Моравскіе братья, которыхъ вроученіе, по большей части, измнилось вліяніемъ протестантскихъ исповданій, до сихъ поръ, однако, одни изъ всего Западнаго міра исповдаютъ догматъ о Св. Троиц согласно съ ученіемъ Православной Церкви. Но они сами не сознаютъ еще всей важности этого отличія. Общій характеръ Западной образованности еще не вмщаетъ въ себя этого сознанія. 39 Халибеусъ не можетъ входить въ категорію философовъ, противныхъ послднему направленію философіи. Ибо хотя его начала въ самомъ основаніи нсколько разногласятъ съ воззрніемъ Гегеля на общіе законы разума, но эти разногласія не выводятъ его изъ сферы раціональнаго отвлеченнаго мышленія. Герресъ, бывшій однимъ изъ знаменитйшихъ послдователей Шеллинга и перешедшій отъ философіи къ вр, также не могъ имть вліянія на общее развитіе ума, потому что его переходъ совершился не вслдствіе правильнаго развитія сознанія, но вслдствіе его личной особенности и постороннихъ вліяній. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНГЕМ [англ. Bingham] Джозеф (сент. 1668, Уэйкфилд, Йоркшир - 17.08.1723, Хавант, Гэмпшир), англикан. свящ., один из основателей церковной и христ. археологии в Европе, литургист. Учился в Юниверсити-колледже (Оксфорд). Прочитанная им 28 окт. 1695 г. проповедь в Оксфорде, в ц. св. Марии Магдалины, в разгар споров о Св. Троице стала причиной необоснованного обвинения его в ереси антитринитариев, после чего Б. пришлось покинуть ун-т. Он был назначен ректором в Хедборн-Уэрти близ Уинчестера, и это позволило ему работать в богатой б-ке уинчестерского собора; в 1712 г. Б. стал ректором колледжа в г. Хавант и преподавал здесь вплоть до своей кончины. Имел 10 детей, умер в бедности, т. к. поместил свои сбережения в акции разорившейся в 1720 г. «Компании Южных морей». Имя Б. прославил труд о христ. древностях, над к-рым он работал более 20 лет (Origines ecclesiasticae, or The Antiquities of the Christian Church: 10 vol. L., 1715-1722). Это систематически организованное описание церковной иерархии, обрядов, а также развития церковного календаря в первые 500 лет христианства. Насыщенная исчерпывающей для своего времени информацией, основанная на доступных письменных источниках и прекрасно написанная работа стала излюбленным чтением всех изучавших историю Церкви. Труд много раз переиздавали с комментариями и дополнениями, в т. ч. по сохранившимся черновикам автора. Его перерабатывали, сокращали, делали на его основе бесчисленные компиляции и писали новые исследования. Лучшее переиздание вышло в 1855 г. в Оксфорде в составе 10-томного полного собрания сочинений Б. под наблюдением праправнука автора пастора Ричарда Бингема. К труду Б. восходит составленное И. Я. Ветринским первое на рус. языке крупное церковно-археологическое пособие «Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей» (СПб., 1829-1845). Ряд работ Б. посвятил доказательству близости учения франц. гугенотов к анликан. Церкви, а не к англ. диссентерам (1706), написал сочинение в защиту права мирян на крещение (Научная история крещения мирян; 1712-1714). Соч.: The works of the Learned J. Bingham. L., 1726. 2 vol.; Origines ecclesiasticae, or The antiquities of the Christian Church, and other works. L., 1843-1845. 10 vol.; Origines Ecclesiasticae, the Antiquities of the Christian Church, with 2 sermons and 2 letters on the nature and necessity of Absolution. L., 1856. 2 vol. Лит.: Barnard L. W. The Use of the Patristic Tradition in the 17th and Early 18th cent.//Scripture, Tradition and Reason. Edinb., 1988. P. 174-203; DACL. T. 2. P. 905-906 [Библиогр.]. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике КИНГСЛИ Чарлз (1819-1875), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма

http://pravenc.ru/text/149205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНЦИНГЕР Денцингер [нем. Denzinger] Генрих Йозеф Доминикус (10.10.1819, Льеж, совр. Бельгия - 19.06.1883, Вюрцбург, Германия), католич. богослов, издатель. Сын профессора Льежского ун-та. В 1831 г. семья переехала из Бельгии в Вюрцбург. Там Д. учился в гимназии, затем в ун-те, где изучал философию и защитил докт. диссертацию. В 1838 г. поступил в Вюрцбургскую семинарию, а с 1841 г. обучался в Германском коллегиуме в Риме. 8 сент. 1844 г. рукоположен во пресвитера. В 1845 г. в Риме получил степень д-ра богословия. Вернувшись в Баварию в окт. 1845 г., Д. был назначен викарным священником в Хасфурте. В 1848 г. переведен на служение в Вюрцбург и назначен преподавателем экзегетики НЗ при кафедре догматического богословия Вюрцбургского ун-та. 25 янв. 1854 г. Д. стал профессором догматического богословия и возглавил кафедру. В 1854 г. в Вюрцбурге вышел главный труд Д.- «Enchiridion symbolorum et definitionum quae de rebus fidei et morum» (Руководство по символам, определениям и постановлениям по вопросам веры и морали), собрание вероучительных документов на лат. языке (исповеданий веры, постановлений Соборов, посланий Римских пап), представленных в хронологическом порядке. Тексты документов имеют единую для сборника нумерацию, разделяющую все документы на небольшие части по смысловому принципу. Труд Д. получил широкое распространение среди католического духовенства, учебных и научно-исследовательских заведений и орг-ций во всем мире. При жизни Д. книга выдержала 6 переизданий, пополняясь актуальными вероучительными определениями католич. Церкви. После смерти Д. труд по переизданию сборника и пополнению документами последующих понтификатов продолжил проф. И. Шталь. В 1908 г. 10-е издание сборника, в к-рое были включены новые документы папы Пия X, подготовил иезуит К. Баннварт. В ХХ в. сборник переиздавался неск. десятков раз и выходил под именами 2 составителей - Д. и А. Шёнметцеров.

http://pravenc.ru/text/171707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. И. Глинка. Портрет худож. К.П. Брюллова. 1840 (?) г. Михаил Иванович (20.05.1804, с. Новоспасское Ельнинского у. Смоленской губ. - 3. 02.1857, Берлин), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки. Произведения Г. определили общенациональное и мировое значение рус. муз. культуры. Композитор обобщил традиции народной песенности (старинной крестьянской песни и городского фольклора), древнерус. церковнопевч. искусства, достижения рус. композиторского искусства XVIII - нач. XIX в. Первые яркие муз. впечатления Г. связаны с колокольным звоном, к-рому он старался подражать в бытовых условиях («на медных тазах»), и с народной песней. Г. любил слушать концерты крепостного оркестра, участвовал в них. Начальное домашнее муз. образование Г. продолжил во время учебы в Благородном пансионе (1818-1822), занимаясь с Дж. Фильдом, Ш. Майером. В 20-х гг. Г. пользовался известностью у любителей музыки как певец и пианист, автор романсов. Посещая Италию (1830-1833), Берлин (1833-1834, 1856-1857), Париж (1844-1845, 1852-1854), Испанию (1845-1847), Варшаву (1848, 1849-1851), он знакомился с муз. жизнью крупнейших европ. центров, овладевал опытом мировой муз. культуры. В зрелый период творчества Г. создал 2 крупнейшие оперы: «отечественную героико-трагическую» «Жизнь за царя» (1836) и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила» (1842), в к-рой соединились фривольно-иронический характер поэзии Пушкина и откровенно чувственная окраска музыки Г. Идею создания «русской оперы» на сюжет об Иване Сусанине, отвечавшую размышлениям Г. о национальной музыке, композитору предложил В. А. Жуковский (его поэтический текст «Ах, не мне бедному, ветру буйному» использован в трио с хором из 1-й картины Эпилога). По свидетельству кн. В. Ф. Одоевского, первоначально она была задумана как сценическая оратория «Иван Сусанин» (возможно, под впечатлением «Думы» К. Ф. Рылеева с той же сюжетной основой - Стасов В.

http://pravenc.ru/text/165139.html

Письма к С.И. Снессоревой Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Предисловие Среди обширного эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова особое место занимают 24 послания, адресованные переводчице и писательнице Софии Ивановне Снессоревой (1815 или 1816 – 1904) – его духовной дочери, которая, по словам самого Святителя, принадлежала к числу «очень немногих людей, оказавших ему особенную любовь». Письма охватывают 22 летний период их общения (с 1845 по 1867 г) и свидетельствуют о тесной связи учителя и ученицы. Впервые издаваемые отдельным корпусом и откомментированные, они дают возможность наблюдать духовное водительство Владыки, благодаря которому София Ивановна прошла нелегкий путь от переводчицы журнальных романов до духовной писательницы, чьи произведения пережили своего автора и остаются благодатным и полезным чтением для каждого православного человека. 1 Помимо духовных уз, святителя Игнатия и С. И. Снессореву связывали литературные занятия, поэтому публикуемые письма имеют большое значение и для характеристики деятельности Святителя как русского духовного писателя 2 . На протяжении всего времени их знакомства, до последних дней земной жизни Преосвященного Игнатия, София Ивановна была деятельной помощницей в публикации и издании его сочинений. У нас нет точных сведений о том, когда произошла первая встреча Снессоревой с архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием. Знакомство их могло состояться в конце 1845 г. Именно в это время София Ивановна, страдавшая тяжелым недугом, приезжает из Астрахани в Петербург, чтобы определить своего сына в учебное заведение и, тем самым устроить судьбу мальчика, так как на свое выздоровление она почти не надеялась 3 . Помощь и утешение она находит в Сергиевой пустыни, к этому времени уже значительно обновленной неустанными трудами архимандрита Игнатия: София Ивановна становится его духовным чадом. Самое раннее из опубликованных писем архимандрита к С. И. Снессоревой (письмо 1) – от 9 мая 1846 г. – свидетельствует, что к этому времени между ними уже сложились близкие, доверительные отношения. Возможно, желая поддержать и ободрить Софию Ивановну, архимандрит Игнатий обращается к ее литературному опыту (Снессорева занималась переводами уже с 1837 г. 4 ) и знакомит со своими сочинениями, в частности с «Валаамским монастырем». Это произведение Святителя, написанное под впечатлением от его продолжительной служебной командировки на Валаам 5 , было первым, предназначавшимся для печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление VI. Воспоминания за время бытности моей (1845–1846–47 г.) учеником высшего отделения Киевск. Дух. Семинарии В этом отделении преподавались: догматическое богословие, практическое, пастырское, гомилетика, патрология, общая церковная история, русская церковная история, обрядословие, каноническое право и медицина. Богословие догматическое, практическое и пастырское преподавал о. архимандрит Антоний, впоследствии доктор богословия. Для испытания нашей подготовки к изучению богословских наук, о. Антоний на первых порах предложил нам для внеклассного сочинения тему: «Каким образом занятие предметами философскими служит подготовкой к изучению богословия?» По прочтении наших сочинений на эту тему, о. Антоний в непродолжительном времени принес в класс два лучших сочинения и затем предложил ученикам высказывать свои мнения о решении заданной темы тем и другим автором. После разнообразных мнений товарищей, — одних в пользу одного сочинения, других в пользу другого, о. ректор в заключение высказал сам такое мнение: на автора, который высказался о тщете философских мнений для открытия истины о Творце и обо всем Им сотворенном и горит желанием знать это из откровенного слова Божия, можно надеяться, как на будущего хорошего богослова; другого же автора (а таковым был я) надобно много еще перерабатывать, чтобы он сделался хорошим богословом. На внеклассных моих сочинениях богословских, которые были преимущественно проповеди, о. ректор неоднократно делал замечание в конце рецензии: «Сочинение это можно дозволить произнести в конференциальной зале в собрании всех учеников и преподавателей, но для произнесения с церковной кафедры оно не подходящее». О взгляде о. ректора на проповеди можно судить отчасти и из следующего случая. Однажды он принес в класс только что отпечатанную в брошюре проповедь преосвящ. Иннокентия, бывшего тогда еп. Вологодским, а потом архиеп. Херсонским, на неделю православия. Проповедь эта была еще неизвестна нам.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010