Из комплекса официальных документов, относящихся к данному периоду биографии святителя Феофана, следует, что решение кадровых вопросов преподавателей академии помимо Правления академии и Святейшего Синода, выносившего определения, проходило через синодальное Духовно-учебное управление, и процесс определения на ту или иную должность мог затягиваться до нескольких месяцев. Так, вопрос о назначении иеромонаха Феофана помощником инспектора, судя по документам из фонда Духовно-учебного комитета при Святейшем Синоде РГИА решался с 24 января по 6 апреля 1845 года. Первая дата указана на представлении о назначении нового помощника инспектора академии вместо увольнявшегося преподавателя В.И. Долоцкого 2 . Обер-прокурору были предложены две кандидатуры, в их числе – иеромонаха Феофана На следующий день, 25 января, он был определен на должность инспектора Затем, 31 января 1845 года обер-прокурор направил соответствующее предложение Святейшему Синоду В послужных списках и других документах МИД датой назначения указано 14 февраля 1845 года, когда было принято определение Святейшего Синода 50; 14]. Последней датой – 6 апреля 1845 года отмечен подписанный обер-прокурором Синода графом Н.А. Протасовым и директором Духовно-учебного управления А.И. Карасевским документ – предложение Правлению Санкт-Петербургской духовной академии в котором речь идет «о назначении на должность помощника инспектора С.-Петербургской духовной академии инспектора Новгородской семинарии иеромонаха Феофана» c. 245]. Включение иеромонаха Феофана в состав Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях длилось с апреля по июль 1845 года 29;50]. Документы о зачислении его в штат кафедрального собора Александро-Невской Лавры датированы 5 сентября 1845 года 28 сентября – 17 октября того же 1845 года и 25 мая следующего 1846 года 50]. В это время иеромонах Феофан завершал уже второй год преподавания в академии. По итогам ее ревизии, которую в 1845 году проводил архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никандр (Клементьевский) 3 , и с одобрения митрополита Антония (Рафальского) будущий святитель был во второй раз за всю свою преподавательскую деятельность удостоен благословения Святейшего Синода 22 апреля 1846 года 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приняв православие во вполне сознательном возрасте, Н.В.Кузнецкий (1-й) и А.И.Софронов настолько прониклись христианским вероучением, что с завидным усердием занялись его распространением среди своих соплеменников. Причём, для пущей пользы они даже составили «два послания» к своим соплеменникам (одно – «к просвещённым уже святой верою», а второе – «к коснеющим ещё в заблуждениях иудейства»), которые епископ Саратовский и Царицынский Иаков (И.И.Вечерков) в марте 1845 г. препроводил обер-прокурору СПС графу Н.А.Пратасову. В скором времени о двух кантонистах, проявивших ревностное желание видеть своих «ослеплённых единоплеменников просвещёнными тем же светом Христовым», стало известно самому Императору Николаю I, который пожаловал Н.В.Кузнецкому (1-му) и А.И.Софронову за их труды «по пятидесяти рублей серебром каждому» и распорядился «спросить их обоих, не пожелают ли они поступить в духовное ведомство, где с пользою служить могут впоследствии по миссионерской части». 79 В начале двадцатых чисел сентября 1845 г. «по Высочайшему соизволению, изъяснённому в предписании командира III учебной бригады военных кантонистов от 31-го июля 1845 года за 1573-м», Н.В.Кузнецкий (1-й) и А.И.Софронов были переданы в Казанскую епархию «к зачислению в духовное ведомство». К этому времени оба они уже были «за содействие к обращению в христианскую веру кантонистов из евреев всемилостивейше награждены – в 1-й раз в мае г.] по 50 рублей серебром и во второй в июле месяце по 150 рублей серебром каждый». 80 Перебравшись осенью 1845 г. в сопровождении протоиерея П.И.Бибикова из Вольска в Казань и пройдя надлежащее испытание в Правлении Казанской Духовной Семинарии (КДС), Н.В.Кузнецкий (1-й) и А.И.Софронов сразу же развернули среди евреев-кантонистов КБВК миссионерскую работу. Причём, страдавшие от отсутствия «живой связи» со своими «косноязыкими» подопечными батальонные законоучителя моментально осознали и оценили их незаменимость для этого рода деятельности. «Поступившие в Казанское епархиальное ведомство из кантонистов евреи [Н.В.]Кузнецкий и [А.И.]Софронов, – писал, в частности, 19 октября 1845 г. местному епархиальному архиерею надзиравший за деятельностью законоучителей КБВК протоиерей Казанского Петропавловского собора В.П.Вишневский, – по моему замечанию, с пользою могут быть употребляемы при увещании кантонистов евреев, потому что, кроме еврейского языка, как древнего, так и новейшего, они знают достаточно русский, что доказало собеседование законоучителей с евреями в прошлую среду (17 числа сего октября), при коем [Н.В.]Кузнецкий и [А.И.]Софронов передавали слова законоучителей евреям на их языке и в удостоверение их – читали им же и объясняли пророчества о мессии по еврейскому тексту, и тем вовлекали евреев в разговор, чего с одним русским языком трудно от них допытаться». 81

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

По окончании с степенью студента семинарского курса наук отправлен начальством Екатеринославской семинарии, по вызову, в Киевскую Духовную Академию для продолжения наук, в состав XI учебного курса ее, где и обучался с 1 сентября 1839 по 12 июля 1843 года. Закончив образование академическим курсом наук с причислением к первому разряду воспитанников, определен в той же Академии учителем по классу немецкого языка в низшем оной отделении, с жалованьем 321 рубля и 75 коп. в год. 1843, 25/31 окт . Перемещен на кафедру греческого языка в том же отделении Академии, с оставлением за ним до времени и класса немецкого языка. 1845, 1 июня. Утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословских и словесных наук с выдачею и узаконенного диплома, и вследствие чего переименован бакалавром Киевской Д. Академии. 1845, 29 окт. Вследствие поданного по начальству прошения , пострижен в монашество в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры священноархимандритом оной, высокопреосвященнейшим митрополитом Киевским и Галицким Филаретом, причем наименован, по приключившемуся святому дня, Антонином. 1845, 7 ноября. Тем же высокопреосвященнейшим митрополитом и там же рукоположен, в соборной церкви Лавры, в иеродиакона. 1845, 18 ноября. Тем же и там же рукоположен в иеромонаха. 1845, 21 ноября. Получил из Духовно-Учебного [Управления] при Св. Синоде присвоенный, степени магистра, крест. 1846, 20 февр. Определен помощником инспектора Д. Академии (безмездно). 1846, 11 сент. По поручению Академического Правления занимал временно кафедру нравственного богословия в Высшем отделении Академии с 1846, 24 окт. Назначен членом внутреннего правления Академии по учебной части. 1847, 15 февр. Награжден от высокопреосвященнейшего митрополита Филарета «За верную службу Церкви», при его служении в конгрегационной академической церкви, набедренником. 1847, 25 марта. Перемещен на кафедру библейской герменевтики и обличительного богословия, в той же Академии. 1847, 31 окт. Начал получать прибавочное жалованье по должности помощника инспектора Академии, в количестве 114 рублей 40 коп. в год. 1848, 13/19 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Присоединение к православию крестьян эстонцев началось уже в мае 1845 г., когда были получены первые сведения о переходе в православие гернгутеров. Но более широко и активно оно развернулось в июне в Верроском уезде и в Загницком приходе Дерптского уезда, к концу месяца количество просьб о переходе в православие возросло до нескольких сот . Лето 1845 г. прошло из-за уборочных работ сравнительно спокойно, но в сентябре движение за присоединение к православию охватило весь Дерптский уезд, в ноябре — Феллинский, а к концу года также Перновский и остров Эзель. В своих донесениях генерал-губернатору помещики и пасторы писали, что в этом мирном религиозном движении крестьян к православию якобы имеются все признаки назревающего мятежа, что местные власти не отвечают за сохранение спокойствия в уездах и требуют прислать войска. Помещики и пасторы стали наказывать крестьян, желающих присоединиться к православию, лишали арендных участков, обещали различные блага за верность лютеранству, грозили судом , провоцируя тем самым беспорядки, чтобы потом с полным правом можно было сказать, как свидетельствовал Индрик Страумит , это — бунт.   Преображенский В. И., прот. Открытие Рижского викариатства. С. 41—42.   С. 504-505 наст. изд.   Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 193.   Рассказ православного латыша Индрика Страумита из времени второго движения латышей к православию. 1845 — 1846 гг.//Русская старина. 1884. 4. С. 166-169.   Страумит — псевдоним латышского прот. Яниса Лациса, составившего подробное описание бедственной жизни латышских и эстонских крестьян и событий 1841—1848 гг., опубликованное впервые в русском переводе Ю. Самариным (Сочинения. Т. 8: Записки православного латыша Индрика Страумита. 1840—1845 гг. С. 177-300). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430259/

Но какие страшные муки приходилось преодолевать Гоголю! Вот потрясающая в своем лаконизме записка его к протоиерею И. И. Базарову (Франкфурт, 1845 г.). «Приезжайте ко мне причастить: я умираю». В Великом посту Гоголь ездил в Штуттгард говеть в русской церкви; в июне, чувствуя себя снова умирающим, он причащался еще раз в Веймаре. К июлю, по всем вероятиям, относится первое сожжение второй части «Мертвых душ». Трагическое это событие осталось для нас окруженным тайной: в переписке о нем глухие намеки. Из испытаний 1845 года Гоголь вышел окрепшим и просветленным. Он чувствовал, что победил, огнем страданий «выжигал» свои грехи. От горделивого самоутверждения романтика–индивидуалиста осталось немного: Гоголь знает, как немощна его душа и как мало в ней любви. Не желанием смирения, а настоящим смирением полны теперь его слова: " Крестом сложивши руки и подняв глаза к Нему, будем ежеминутно говорить: «Да будет воля Твоя», и все примем, благословляя и самую тоску и скуку и тяжкую болезнь " (Смирновой, 1845 г.). Гоголь идет дальше в смиренном познании самого себя: «Лучшее добро, какое ни добыл я, добыл из скорбных и трудных минут моих, и ни за какие сокровища не захотел бы я, чтобы не было в моей жизни скорбных и трудных состояний». Он понял, принял и благословил свой крест. И это делает его подлинно трагическим лицом. «В несколько раз выше подвиг того, — пишет Гоголь, — кто не получая благодати, не отстает от Бога и выносит крест, тягчайший всех крестов — крест черствости душевной». Припомним, что мы говорили о детстве Гоголя, о первичном для него чувстве космического ужаса и страха смерти. Не сыновняя любовь приводит его к Богу, а страх перед возмездием. Религиозный путь его — каменистая пустыня, та «страшная сердечная пустыня», которую он чувствовал с ранних лет после таинственного зова среди бела дня, та «остылость и черствость», на которую он сетует во время кризиса 1833 года. И эта жалоба проходит унылой нотой через всю его жизнь: «вопль душевный» никогда не умолкает. После постановки «Ревизора» в 36 году он уезжает за границу «размыкать свою тоску», в 39 году, пережив последнюю вспышку любви, снова погружается в «мертвящую остылость чувства», во время приезда в Россию в 1841–1842 году пребывает в полном душевном оцепенении; в 1845 году сравнивает себя с человеком в летаргическом сне, которого готовятся живого зарыть в землю и, наконец, доходит до сознания: «крест черствости душевной».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Параллельно с новыми сочинениями Гоголь трудится над вторым томом «Мертвых душ». Писание, однако, подвигалось медленно. Продолжение поэмы он не мыслит теперь без предварительного воспитания своей души. «Сочиненья мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого и такое мне нужно до того времени внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений», — писал он литератору Петру Александровичу Плетневу в октябре 1843 года. А в июле 1844 года отвечал Николаю Языкову на его запрос: «Ты спрашиваешь, пишутся ли «Мертвые души»? И пишутся и не пишутся… Я иду вперед — идет и сочинение, я остановился — нейдет и сочинение». Одним из самых трудных в жизни Гоголя был год 1845-й. Его письма этой поры полны жалоб на ухудшающееся здоровье. Мнения европейских врачей, к которым обращался Гоголь по поводу своей болезни, были разноречивы. Сам он был склонен приписывать свой недуг нервическому расстройству и утешение находил только в мысли, что «наше выздоровление в руках Божиих, а не в руках докторов и не в руках каких-либо медицинских средств». Болезнь осложнялась подавленным душевным состоянием: «Тягостнее всего беспокойство духа, с которым трудней всего воевать…» (из письма Николаю Языкову от начала мая (н. ст.) 1845 года). Измученный недомоганиями, Гоголь переезжает из города в город в поисках спасительного лечения и душевного успокоения. В начале 1845 года он живет во Франкфурте у Василия Андреевича Жуковского, в середине января едет в Париж к графу Александру Петровичу Толстому, затем снова возвращается во Франкфурт к Жуковскому, в мае — июне лечится на водах в Гомбурге, в конце июня приезжает в Веймар, потом — Берлин, Дрезден, Карлсбад… Болезненность его усугублялась тем, что он «хотел насильно заставить писать себя», тогда как душа его «была не готова» к этому. «Я мучил себя, — признавался он в апреле 1845 года Александре Смирновой, — насиловал писать, страдал тяжким страданием, видя бессилие, и несколько раз уже причинял себе болезнь таким принуждением и ничего не мог сделать, и все выходило принужденно и дурно».

http://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-o...

Декабря 14-го 1845. 504 Мир вам, о. наместник, и братии. Преосвященный Иаков дарует вклад скиту – крест. Посылаю, не раскрыв его, чтобы не пропустить случая. Скажете мне, какой он. Думаю, из жемчужной раковины. Двух новонапечатанных слов по нескольку экземпляров посылаю. От профессора Горского письмо и посылку получили ль? Декабря 21-го 1845. 505 Христос рождается; славите. Желаю, о. наместник, чтобы вы с братиею славили Христа Бога радостно и благоугодно ему, в общении с ангельским славословием. Радуюсь, что здоровье ваше лучше прежнего. Изъявляя неудовольствие против лжи, вы не гневаетесь ли немного на людей? А это, может быть, и не нужно. Какая надобность преувеличивать вину гостинника посетителю, который на нее не жаловался, и на вопрос о ней неохотно дал ответ, прося, чтобы не было неприятности виновному? Может быть, был и другой счет, вам не показанный, или кроме счета, уплата при самом взятии вещей, так же не легко оцененных, и не доброго качества. Книжка гостинника есть ли решительно верный документ? Верно, что в ней он не увеличил своей дороговизны, а что не уменьшил, то не столько верно. В известиях ваших о Махре довольно успокоительного. Да утишит Господь волнение совершенно. Твердите строителю, чтобы он ярость обращал на одного общего клеветника братии нашей; а обманутых им – миловал, и миром и любовию приводил в мир и любовь. Не надобно ли удалить трех, которых он почитает особенно виною беспокойства, или того из них, кто более смущает других? Старайтесь иметь нередкие оттуда сведения. И меня не хощите не ведети. Примечание. Письмо без означения времени, когда писано, сохранилось между письмами 1845 года, и по содержанию своему должно быть отнесено к этому же году. 506 Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Так и я у вас, о. наместник, и у братии, как вы у меня, славлю Христа Господа. Благодатию Своею да сотворит Он вас человеками благоволения Своего. Да благословит и новое лето вам и нам. Декабря 31-го 1845. О. архимандриту Паисию от меня поклон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть Неразгаданный Гоголь Рецензия на книгу: Манн Ю.В. Гоголь. Завершение пути: 1845 - 1852. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 304 с. 22.10.2009 656 Время на чтение 26 минут Двухсотлетний юбилей Н.В.Гоголя, как и ожидалось, ознаменовался появлением целого ряда статей, очерков, интервью, выходом на экран фильмов и передач, посвященных великому русскому писателю и его произведениям. Один из патриархов отечественного гоголеведения Юрий Владимирович Манн, разумеется, не остался в стороне. Особенность заключается в том, что он не ограничился выступлениями в прессе, призывами перенести памятник Гоголю и продолжением работы по изданию нового академического полного собрания сочинений писателя в 23 томах, но и выпустил в свет свою новую книгу " Гоголь. Завершение пути " (к сожалению, тираж книги не указан). Эта книга является продолжением и завершением предыдущих изысканий Ю.В.Манна в области биографии Гоголя - исканий, промежуточным итогом которых явился 800-страничный том " Гоголь. Труды и дни: 1809 - 1845 " , опубликованный пять лет назад. Новое издание охватывает период с января 1846 г. до смерти и похорон писателя в феврале 1852 г. В связи с этим приходится сожалеть о вводящей заблуждение датировке в заголовке книги (1845 - 1852), тем более что на с.2 и вовсе ошибочно напечатано " 1845 - 1854 " . Вообще в книге довольно много опечаток (что особенно прискорбно, когда они появляются, и не раз, в датах и именах собственных). Имеются нестыковки между текстом книги, с одной стороны, и списком сокращений и использованной литературы, а также алфавитным указателем, с другой. Да и сам список источников и работ других исследователей, приводимый Ю.В.Манном, не может не вызвать некоторых вопросов. Автор уделяет основное внимание работе с первоисточниками, но многие из них (назовём хотя бы письма и воспоминания А.С.Стурдзы, П.Я.Чаадаева, прот. Тарасия Серединского) в лучшем случае упомянуты вскользь и не используются в той мере, в какой это необходимо в сугубо биографическом труде. Что касается работ отечественных гоголеведов, то Ю.В.Манн лишь один - два раза упоминает труды И.А. Виноградова, В.А.Воропаева, Ю.Я.Барабаша и вовсе обходит молчанием другого маститого учёного - И.П.Золотусского. Какими бы ни были мотивы такого решения, но это наносит непоправимый ущерб историографической фундированности работы.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

Константинопольский патриарх Герман IV († 1853 г.) Когда Герман IV был низложен с кафедры в первый раз, его преемником был избран Мелетий III (1845 г.), по фамилии Панкалос, митрополит кизический. Он родился в 1772 году на острове Кфос, одном из Цикладских, служил сначала протосинкеллом патриархии, а потом (1828 г.) митрополитом амасийским. В звании патриарха, которое он носил только семь месяцев, Мелетий обнаружил энергию, человеколюбие и благородство убеждений. Из его деяний известны – окружное послание о епископах, избираемых лишь ради титула, дополняющее распоряжение его предшественника, и запрещение бывшим архиереям и патриархам жить в здании недавно открытой богословской школы, так как их пребывание в стенах её препятствует правильной деятельности учреждения. Патриарх Мелетий, скончавшийся 28 ноября 1845 года, погребён в храме Живоносного Источника. Через неделю после смерти Мелетия III, на патриаршую кафедру вступил Анфим VI, занимавшей её трижды (1845–1848, 1853–1855 и 1871–1873 гг.). Анфим Иоаннидис родился на острове Куталисе в Пропонтиде, получил некоторое образование, монашествовал на Афоне, был митрополитом деркским, прусским и ефесским. В нравственном отношении Анфим, по словам греческого учёного Мануила Гедеона, был человек дурной и между прочим, известен, как большой сребролюбец 14 . Из деяний его первого патриаршества известны – окружное послание, запрещающее хиротонисать в сан епископа лиц духовного звания, состоявших в браке, устав от 1845 года о правах греческих школ в патриархате и осуждение в 1846 году четерёхголосного церковного пения, проникшего в употребление при греческом богослужении. Лишённый в первый раз кафедры, Анфим жил на Афоне и в Константинополе, а во время восточной войны вторично занял патриарший престол. В силу тревожных обстоятельств этого времени, он не проявил особой деятельности в пользу церкви. За своё сочувствие России Анфим был лишён кафедры и проводил частную жизнь до 1871 года, когда, после низложения патриарха Григория VI, занял вселенский престол в третий раз. В этот период своей деятельности он учредил при патриархии центральную педагогическую эпитропию, на которую возложена обязанность следить за развитием и направлением образования в народных школах всего патриархата, заботился об улучшении материального положения патриархии, старался упорядочить взаимные отношения между греками и болгарами. Утомлённый жизненною борьбой, Анфим в 1873 году отказался от престола, удалился на покой и скончался в 1878 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма 1842–1845 гг. Письма Гоголя 1842–1845 годов. Николай Васильевич Гоголь Полное собрание сочинений в четырнадцати томах Том 12. Письма 1842-1845 Н. В. Гоголь. Портрет работы Портрет работы К. И. Рабуса (карандаш), 1840 г. Государственная Третьяковская галлерея. От редакции В состав XII тома Полного собрания сочинений Гоголя входят письма 1842–1845 годов. Из 313 писем, печатаемых в томе, 50 писем не вошло в издание «Писем» под редакцией В. И. Шенрока. Восемь писем и записок публикуются впервые. Из общего числа писем, включенных в XII том, 279 печатаются по подлинникам, шесть — по авторитетным копиям, остальные 28 писем, ввиду отсутствия подлинников и копий, — по печатным источникам. Особенностью настоящего тома, по сравнению с предыдущими двумя томами писем, является то, что в него включены дошедшие до нас черновые редакции ряда писем Гоголя второй половины 1842 г. Эти черновые редакции писем 75, 76, 81, 96, 101) находятся в тетради рукописей Гоголя, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, куда они поступили из бумаг А. А. Иванова. В. И. Шенрок не включил их в состав своего издания писем из-за большой трудности их прочтения. Изучение дошедших до нас черновиков писем Гоголя показало, что они содержат существенные смысловые и стилистические варианты и весьма важны для ознакомления с работой Гоголя над его письмами. В то же время изучение это позволило выявить несколько текстов новых, не известных до сих пор писем Гоголя. Некоторые письма Гоголя 1843–1845 гг. отражают начало того поворота в творчестве великого писателя, который привел его к ошибочной, реакционной книге «Выбранные места из переписки с друзьями», сурово осужденной В. Г. Белинским от лица передовой, демократической России. Характеристика указанного поворота и вызвавших его исторических условий дана в послесловиях к VIII и настоящему томам этого издания, а также в комментариях к письмам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010