В. Ф. Гегеля (1770-1831), общим мотивом у к-рых в учении об И. является постулирование главенства всеобщего над индивидуальным. При этом само соотношение всеобщего и индивидуального интерпретируется ими различно. В предисловии к «Наукоучению» Фихте характеризовал свою философию как «систему, начало, конец и вся суть которой состоят в том, чтобы индивидуальность была теоретически забыта и практически опровергнута» ( Fichte J. G. Sämtliche Werke. B., 1845. Bd. 1. S. 516-517). Однако для опровержения индивидуальности требовалось указать на определенное понятие индивидуальности, обусловливавшее необходимость ее существования. Согласно Фихте, индивидуальность необходима как «условие самосознания» (Ibid. 1845. Bd. 3. S. 8). В «Основоположениях естественного права» и «Системе учения о нравственности» Фихте отмечал, что «конечное разумное существо» не может существовать и осознавать себя изолированно от др. разумных существ. Согласно Фихте, «я противопоставляю себя другому разумному существу, а оно противопоставляет себя мне; а это значит - я как индивид соотношу себя с ним, а оно как индивид соотносит себя со мной. В силу этого понимание себя как индивида есть условие самости (Ichheit)» (Ibid. 1845. Bd. 2. S. 221). По учению Фихте, каждый И. характеризуется уникальным и свойственным исключительно этому И. «проявлением свободы» (Äußerung der Freiheit - Ibid. Bd. 3. S. 42). Свобода проявляется прежде всего в «свободном действии» (freie Handlung), благодаря к-рому формируется и определяется индивидуальность. Фихте особо акцентировал динамический характер человеческой индивидуальности, к-рая не есть нечто раз и навсегда установленное, но есть постоянно меняющееся отражение человеческой экзистенции: «В каждый момент моего существования (Existenz)... я есть тот, кем делаю себя с помощью свободы; я являюсь таким именно потому, что делаю себя таким» (Ibid. 1845. Bd. 4. S. 222). Однако, по мнению Фихте, формирующееся подобным образом различие между всеми И. не есть нечто положительное; напротив, разум требует уравнять индивидуальные различия.

http://pravenc.ru/text/389563.html

Мир вам и братии. Декабря 6-го 1845. Разумеется, что сказанное о Ниловой пустыни не пойдет далее вас. 500 Мир вам, о. наместник, и братии. Да дарует Господь, чтобы вами утишилось воднение и восстановился мир в махринской братии. Желательно, чтобы строитель остался и утвердился. Если же надобно будет отпустить его оттуда; конечно, надобно будет отпустить с миром по его желанию, а не мимо его желания. Но необходимо ли в пустынь? Разве не захотят он и Макарий возвратиться в Вифанию, и жить по-прежнему. Очень прискорбно, если справедлива догадка о постороннем влиянии на махринское волнение. Если для мира там нужно удалить некоторых, которых называли прежде, скажите мне о сем, или представьте от собора. Это правда, что не надобно раскрывать своей хижины, чтобы покрыть чужую. По сей самой мысли не говорил вам о казначее, сохраняя его для лавры. Пользуясь случаем, посылаю вам два лоскута материи. Тот, который потемнее, не угодно ли употребить на ваше полукафтанье, на память мою. А тот, который посветлее, не годится ли, чтобы для служения в ските сделать саккос и омофор, обложив, вместо гаса, белыми лентами, или коймами из разрезанной белой материи, чтобы облачение было по скитскому правилу? Паки мир вам. Декабря 9-го 1845. 501 Посылаемое при сем употребите, о. наместник, по назначению. Ожидаю сведения о Махре, вследствие вашего посещения. О священнике Евфимии не забыл, но еще не готов дать вам ответ. Мир вам и братии. Декабря 10-го 1845. 502 Сейчас видел я Алексея Ивановича 47 и узнал, что у нас в гостинице за пищу взяли с него рублей двадцать пять, а пища была худа, и недостаточна. Декабря 11-го 1845. 503 Здравствуйте много, о. наместник. Врач душ и телес да отразит от вас всякую немощь. При начатках немощи, на что было в метель пускаться в путь? Сутки подождала бы Махра. Да дарует Бог, чтобы в Махре было и пребыло то, что сказываете вы, а не то, что говорит бумага, при сем возвращаемая. О содержателе стола при гостинице я вам отвечал. О пчеловоде отвечаю при сем. Господь да сохраняет в мире вас и братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

53. Два письма Митрополита Филарета к Графу Н. А. Протасову о поднесении Государю экземпляра слов и речей его, изданных любителями церковного слова 17 Апреля и 17 Июня 1845 г. Сиятельнейший Граф Милостивый Государь! Некоторые любители церковного слова, настоятельными убеждениями, истребовав мое согласие, издали значительное число, из говоренных мною в разные времена, слов и речей, в трех томах. Глубоко сознаю себя обязанным Высокомонаршей милости и снисхождению тем, что слабые мои в сем роде усилия не совсем остались без действия, и что мне даровано, иногда, и о высоких Царских деяниях Благочестивейшего Государя Императора пред церковью беседовать, и к священному лицу Помазанника Божия возносить смиренный глас, для выражения общих верноподданнических чувствований. Все сие влагает в меня дерзновение желать, чтобы, во свидетельство глубочайшего верноподданнического моего благоговения, экземпляр означенной книги принесен был к подножию престола и удостоен был взора Его Императорского Величества. В уповании на снисхождение Всемилостивейшего Государя, решаюсь покорнейше просить, Ваше Сиятельство, донести о сем Его Величеству и с моими скудными словами, но с полным верноподданническими чувствованиями сердцем, к стопам Его Величества меня повергнуть. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский Апреля 17 дня, 1845 г. Дело Канц. Об. Прокурора 35552. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Присоединенное к сему отношение мое и при нем книги посланы были от меня к Вашему Сиятельству прошедшего апреля 17 дня. Но от 2 дня сего июня Московский почтдиректор, по уведомлению С.-Петербургского почтамта, уведомил меня, что того пакета с посылкою там не получено, и, как полагать должно, оные сгорели, во время случившегося с почтою пожара по пути. Пропустя несколько дней по моей болезни, спешу возобновить утраченное отношение и посылку, вновь покорнейше прося просимого означенным отношением. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский Июня 17, 1845 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 35552. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

55. Письмо Митрополита Филарета по поводу Высочайшего повеления о воспрещении духовенству выходить из церквей для встречи Его Величества во время путешествия и произносить приветственные речи и о разрешении предписать духовенству совершать молебны о благополучном путешествии Их Величеств 27 Августа 1845 г. В 1845 году Обер-Прокурор Св. Синода вошел со всеподданнейшим докладом следующего содержания: В исполнение Высочайшего повеления, чтобы во время Высочайшего путешествия духовенство не выходило из церквей для встречи, исключая тех случаев, когда объявится на сие особое разрешение, – заготовлен мною проект циркулярного отношения к Преосвященным, с присовокуплением в том подтверждения Высочайшего повеления о неговорении, как ими, так и подведомственным им духовенством, приветственных речей в случае посещения Вашим Величеством церквей. Таковое подтверждение не будет токмо послано к Митрополитам, так как ваше Величество всегда дозволяли им говорить речи. Предварительно приведения сего в исполнение, долгом поставляю представить означенный проект на Высочайшее благоусмотрение. Проект циркулярного отношения к Епархиальным Преосвященным. Государь Император Высочайше повелеть соизволил, чтобы, во время Высочайшего путешествия, духовенство не выходило из соборов, обителей и церквей для встречи Его Величества, исключая тех случаев, когда последует на сие особое повеление, которое объявится предварительно, или чрез главное местное начальство, или чрез нарочно присланного на место от командующего Императорскою Главною Квартирою, Генерал-Адъютанта Графа Орлова. Вместе с тем Его Величеству благоугодно было подтвердить, чтобы ни сами Преосвященные, ни подведомственное им духовенство, при встрече Его Величества в соборах и церквах, в случае Высочайшего посещения оных, не произносили приветственных речей. Проект этот Высочайше утвержден 1 Августа 1845 года. Получив вышеозначенное Высочайшее повеление, Митрополит Филарет писал гр. Протасову: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Объявленное в отношении Вашего Сиятельства от 13 дня сего Августа 5674 Высочайшее повеление, о неисхождении духовенства из церквей и обителей во время Высочайшего путешествия и о прочем, имел я честь получить, и должное по оному исполнение учинено быть имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Святитель Феофан оживил преподавание нравственного богословия, включив в него «опыт аскетический и психологический» c. 113–114]. Он соотносил слова Священного Писания , святоотеческое учение и церковные установления с их осуществлением в жизни святых подвижников и угодников Божиих. По отзыву одного из студентов – выпускника XVI курса академии (1845 года) Константина Доброправина 5 , иеромонах Феофан показал, что «нравственное учение есть то же вероучение, только осуществленное в жизни и деятельности, и что христиане к сему должны постоянно стремиться как к главной цели своей жизни» c. 114–115]. Этого результата святителю удалось добиться благодаря тому, что его курс лекций был построен не только на глубоком постижении теории преподаваемого предмета, но и на собственном опыте, и на опыте известных ему подвижников, с которыми святитель общался лично или вел переписку. Осенью 1845 года было получено разрешение литографировать его рукопись «Практическое богословие» л. 10 об] на 180 листах. К сожалению, до нас не дошла ни литография, ни автограф этой рукописи, которая представляла собой черновик лекций, прочитанных студентам XVI курса c. 251]. Сохранились только конспекты уроков по нравственному богословию, по которым он преподавал на высшем отделении академии в 1844/45, 1845/46 и 1846/47 учебных годах 8]. Среди привлекательных для святителя Феофана сторон пребывания в столице можно назвать и работу в периодической печати, и широкий круг общения. При этом следует подчеркнуть, что вопреки принятому в светском обществе образу жизни будущий святитель искал общения не с сильными мира сего, а с единомышленниками – теми, кто подобно ему, более всего стремились обрести спасение во Христе. Обмен мнениями с такими людьми имел для святителя большое значение, учитывая его высокую самокритичность, крайнее недоверие себе 6 и правило советоваться с теми, кого он почитал опытными и искусными в духовной жизни, а также обладал дарованиями духовного просветительства. Весьма показательным является известный случай его обращения к святителю Игнатию (Брянчанинову) , которому в бытность тому архимандритом, он показывал свой конспект лекций по нравственному богословию. Об этом святитель Феофан вспоминал летом 1888 года: «Конспект пересмотрен с отцом архимандритом Игнатием, после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46–7 годах» В этой связи нельзя безоговорочно согласиться со словами племянника святителя И.А. Крутикова, составившего его биографию, о том, что «он повел преподавание новым путем и, можно сказать, самостоятельно» c. 113–114].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

8 января 1845 года Благодарю, отец ректор, за Ваши замечания на текст святого Геннадия 472 . Иными я воспользовался, иные принял ради послушания. Об одном желал бы, чтобы Вы не настояли. Правило «люби бесчестие» иному покажется преувеличенным, а иной по сему правилу вздумает делать беспорядки, чтобы понести бесчестие. Лжеподвижники сего рода есть в глазах. Односторонности устраняются и смысл правила истинный определится, если скажем «люби незаслуженное бесчестие». Тут не прибавление, а перевод истинного смысла правила. […] 23 января 1845 года Имейте мир. И не расстраивайте его воспоминаниями. Встреченное искушение должно принести опытность и осторожность и не мешать благодушному действованию по долгу звания, в уповании на Провидение, которому и поручаю Вас усердно. […] 16 августа 1845 года Письма к архиепископу Алексию 473 Будьте великодушны. В искушениях надобно не скорбеть бесполезно, а просить Бога об облегчении искушения и о милосердном охранении в грядущее время, о чем и молюсь с Вами. […] 20 августа 1847 года Провидение Божие не случайно попускает поражающие события, но или в наказание, или в наставление. Какое наставление можем мы заимствовать из случившегося? 474 Мало ли в свете ипохондриков и умоповрежденных, которые переносят неприятности своей жизни, и если не хранят сами себя, бывают хранимы Провидением? Почему это? Не потому ли, что в них прежде вкоренены были некоторые благие мысли и чувствования и были в их прежней жизни некоторые благие дела, вследствие чего не оставляет их совсем благодать охраняющая? Если же попускает враг душ играть жизнью человека, то не потому ли, что не довольно были в нем утверждены прежде начала добра, с которыми соединено бывает благодатное охранение? И так от случая сего рода служителям духовного просвещения надлежит обратиться к заботливому помышлению о том, довольно ли стараются они приобретать учению своему вышнюю силу против силы преисподней? Довольно ли оно глубоко проникает в души наставляемых? Довольно ли переходит в жизнь? С сими помышлениями прибегнуть к Богу и стараясь усилить в себе благую ревность было бы, конечно, справедливее, полезнее и угоднее Богу, нежели стараться несчастную смерть закрыть блистательным погребением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Впрочем, при составлении прилагаемых при сем именных списков ученикам, принимаемым в Виленскую семинарию, я имел в виду засвидетельствования о сих учениках за прошлый год, то есть в половине учебного курса; посему предоставляю правлению семинарии: если, по предстоящим окончательным испытаниям, которые-либо из слабых прежде учеников окажутся успевшими, а другие, прежде хорошие, признаны будут по каким обстоятельствам недостойными поступить в семинарию, то представить к концу учебного года на моё утверждение о внесении первых дополнительным образом в составленные мною списки, и об исключении из сих списков последнего рода учеников. 25. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 6 апреля 1845 г. за 926, о переселении в Вильно лиц, составляющих консисторский и кафедральный штаты Ещё в 5-й день истекшего марта месяца, предложил я консистории заняться приготовлением консисторских дел и архива для отправления в город Вильно к исходу сего апреля месяца. В то же время сделано мною распоряжение о приготовлении кафедральной ризницы, для такового ж отправления в Вильно. Предлагаю консистории войти в условия с надёжными извозчиками о доставлении четырёх или пяти четыреконных брик для постоянной перевозки в Вильно означенных консисторских дел и архива, равно кафедральной ризницы и певчего архиерейского хора, так, чтобы первый транспорт мог быть отправлен в Фомино-воскресенье, то есть 22 сего апреля, и после безостановочно следовал транспорт за транспортом до окончательной перевозки. При торге и условиях должен находиться и эконом архиерейского дома архимандрит Антоний. Издержки на перевозку имеет консистория употребить из источника, разрешённого Св. Синодом в указе от 12 ноября 1844 года за 13,388. С тем вместе, поставляю в обязанность консистории распорядиться, чтобы все лица, составляющие консисторский и кафедральный штаты, переехали к своим должностям в город Вильно не позже 5-го числа наступающего мая месяца, за исключением двух чиновников, назначенных мною для надзора за транспортировкой консисторского архива. Консистория, прежде отправления сказанных лиц из Жировиц в Вильно, отпустит тем, которые того пожелают, половину пособия, назначенного для них упомянутым выше указом Св. Синода на проезд и обзаведение; остальное ж пособие выдаст им уже в Вильне. 26. Список с предложения Платону, епископу Ковенскому, от 22 апреля 1845 г. за 1066, с распоряжениями по случаю предположенного прибытия его высокопреосвященства в Вильно и открытия там епархиального управления

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По случаю конфиденциального моего отношения, от 6 апреля 1845 года за 922, Ваше Сиятельство от 12 сего октября требуете моего заключения насчёт проекта правил, составленного в хозяйственном управлении при Св. Синоде, об отпуске из уездных казначейств сумм, определённых на содержание причтов церквей. Вследствие сего долгом поставляю уведомить Ваше Сиятельство, что препровождённые при отношении вашем правила вовсе не устраняют неудобств и затруднений, изложенных в помянутом выше отношении моём от 6 апреля 1845 года, а напротив, открывают новые весьма важные затруднения. По правилам сим положено препровождать из консистории в уездные казначейства чрез казённые палаты прежде истечения каждого полугода расписания, для производства причтам жалованья, а остатки от некомплекта причтов и другие требовать из казначейства. Но некомплект в причтах, посредством смерти, перемещений и по другим поводам, происходит не полугодно, а почти ежедневно. Донесения о смерти лиц, составляющих причты, поступают обыкновенно в консисторию чрез несколько недель, так что по расписаниям консистории ежечасно будут назначаться к отпуску из казначейств суммы, которые должны быть в остатке. От сего потребуется постоянная запутанная переписка консистории с казёнными палатами и казначействами, а также с местным духовенством: чего до ныне не было, так как благочинные выдавали жалованье только действительно наличным членам причтов, им вполне известным, а остальное отправляли в консисторию. С другой стороны, раздача причтам печатных бланков для получения жалованья и сведение об их употреблении, а иногда затрате, принесёт консистории и благочинным более затруднения, нежели до ныне раздача самого жалованья сими последними. Притом нужно иметь в виду неопытность пли неумение причтов, – от чего должны происходить постоянные ошибки в доверенностях и расписках на бланках, а следовательно, новые затруднения казначействам, благочинным и консисториям. Прибавим, что консистории производили поверку по одним отчётам, благочинными представляемым; теперь же будут принуждены поверять множество отдельных бланков перепутанных, а часто и сомнительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При военных действиях и усиленном движении войск, мне нельзя было, по особым обстоятельствам здешнего края, оставлять летом Литовскую епархию, сопредельную на протяжении трёх губерний королевствам Прусскому и Польскому. Притом же отлучаться из Вильна не дозволяло мне ожидание, действительно сбывшееся, посещения Высочайших особ. Посему, возложенную на меня обязанность обзора епархии Могилёвской, Минской и Полоцкой, совершил я по необходимости уже осенью, в минувших сентябре и октябре месяцах. Обязанность сию я понимал в том же смысле, как при подобных поручениях 1843 и 1845 годов, то есть удовлетворением заботливости правительства о положении воссоединённой паствы в тех епархиях – и потому настоящей рапорт будет как бы дополнением донесений моих Св. Синоду, от 12 июня 1843 и 8 июля 1845 годов. Как прежде, я нахожу излишним обременять Св. Синод подробностями и частными обстоятельствами; как прежде, обстоятельства сии были и теперь предметом личных моих объяснений с местными преосвященными и получили желаемое направление; как прежде, ограничиваюсь я и ныне только изложением общих выводов, разъясняющих существенное положение осмотренных мною епархий, не исключая и Литовской. Нет, кажется, уже надобности говорить о твёрдости и прочности воссоединения Униатов к Православной Церкви – десятилетий опыт лучше всяких доказательств; а смешение в одни паствы прежних и новых чад Церкви должно уверить самого неверующего. Естественные шероховатости обоих элементов час от часу изглаживаются между пастырями, а чрез них и между паствами. Сему весьма много способствовало принятие духовенством воссоединённым костюма, свойственного вообще духовенству Православной Церкви. Всех священнослужителей из белого и монашествующего воссоединённого духовенства, не отрастивших ещё бороды, имеется по четырём епархиям только 206, то есть едва десятая часть противу первоначального числа того духовенства; да и из сих 206 священнослужителей 96 оставили прежний костюм и облачились в форменные рясы, хотя и бреют ещё бороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010