О, как они этого не вспомнили?! Как не поразила их картина шествия Господа на осляти, сыне подъяремной, когда увидели это своими глазами?! Потому не вспомнили, что окаменили сердце свое и ослепили очи свои, не узрели очами и не уведали сердцем. На них сбылись слова святого апостола Павла о смертоносной букве: способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3: 5–6 ). Враги Христовы были привержены букве Писания, не разумея духа Писания, именно поэтому их убила мертвая буква. К служению духу призваны мы все – не к служению букве смертоносной. А враги Христовы погибли в служении своем, ибо были служителями смертоносной буквы. Да не будем же служителями буквы, да будем же мы служителями духа Христова! Да не случится никогда ни с кем из нас, чтобы к нам приложимы были слова, сказанные Господом Иисусом Христом при входе в Иерусалим: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк. 19: 42 ). И в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо припомнить эти слова Христовы. Бывает, что когда человек идет по пути неверному, то милосердие Божие останавливает его, останавливает каким-нибудь потрясением, каким-нибудь несчастием или болезнью, и тогда как бы говорит ему: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Бывает с каждым из нас, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его, – стучит как нищий под дверью. О, горе, горе нам, если не услышим тихого Христова стука, ибо в этот момент должны мы подумать, что и к нам относятся те слова Христовы, которые вызвали потоки слез из Его Божественных очей: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Список источников и литературы Источники Амвросий Медиоланский , свт. Слово в Неделю Ваий//Воскресное чтение. IX. Киев, 1845–1846. Амфилохий Иконийский , свт. Слово на воскрешение Лазаря//Альфа и Омега. М., 2005. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16: 13), – говорит Христос. Тургенев, Лесков, Достоевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, как и вся русская классическая литература, неустанно разоблачали псевдоблагодетелей народа. «Чёртовы куклы» (130 лет со дня написания) – так именовал чиновников-марионеток Лесков. О напускной значительности высокопоставленных чиновных персон – важных с виду, а по сути никчёмных, непригодных к живому делу, к самоотверженному служению Отечеству (уместно вспомнить поэтические строки «Колыбельной песни» (1845) Некрасова: «Будешь ты чиновник с виду/И подлец душой» ), – Тургенев высказался в романе «Новь» (1876) (роману в этом году – 145 лет): «У нас на Руси важные штатские хрипят, важные военные гнусят в нос; и только самые высокие сановники и хрипят и гнусят в одно и то же время». Лесков подхватил и продолжил столь выразительную характеристику «крупносановных» людей, по долгу службы призванных заботиться о благе страны, а на деле составляющих «несчастье России»: в тургеневском «последнем романе: это или денежные глупцы, или проходимцы, которые, добившись генеральства на военной службе, “хрипят”, а по штатской – “гундосят”. Это люди, с которыми никому ни до чего нельзя договориться, ибо они не хотят и не умеют говорить, а хотят или “хрипеть”, или “гундосить”. В этом скука и несчастье России». Поистине универсальный портрет «крапивного семени» , ненавистного русскому народу, – неистребимой чиновной бюрократии. Писатель обнажает её низменные зоологические черты: «надо начать по-человечески думать и по-человечески говорить, а не хрюкать на два давно всем надоевшие и раздражающие тона». Созвездие литературных юбилеев, приходящихся на 2021 год, скорее всего останется мало замеченным, второстепенным или вовсе ненужным. Немеркнущий свет русской классики, уходящей корнями в христианство, в Святое Евангелие, принадлежит горизонту вечности. Но в сиюминутном бытии для большинства людей, намеренно погружённых властями предержащими в кабальный круговорот нескончаемых забот об элементарном выживании, о хлебе насущном, не востребован хлеб духовный , о котором благовествовал Христос: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6: 27); «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 35); «Я хлеб живый, сшедший с Небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6: 51). 

http://radonezh.ru/2021/04/27/literaturn...

«Любезный мой товарищ, Абала! Извещаю тебя, что у нас много нового, наши классы сделались настоящими еврейскими училищами. Нам священники читают священные книги и по-еврейски и по-русски, сличают свои книги с нашими, и удивляешься, что в их книгах находится все то же, что и в наших, именно, что Христос есть наш Мессия. Особенно это хорошо и умно доказывает преосвященный Феодот, кто побывает у него несколько раз, тот уже непременно пожелает креститься, и он всех поочерёдно к себе призывает. В воскресенье после обедни ведут нас к нему по несколько человек, у него мы и обедаем, а потом усаживает он нас за длинный стол и учит, что твой раввин. Право, я от него такие душеспасительные речи слышал, каких и дома не слыхивал. Он доказывал, что наш закон и наше верование служило лишь приготовлением обетованному Мессии, Который своим пришествием, упразднив всё ветхозаветное, дал нам, согласно предсказанию пророка Иеремии, закон новый – святое Евангелие, «Брис Хадошо». Слыша все это, я не мог далее упорствовать и, желая спасти душу свою, принял святое крещение. Я думаю, что если бы и ты теперь побыл у нас, также точно сделался бы христианином, а как бы я желал этого? Впрочем, я не сомневаюсь, что и ты сделаешься христианином, я вижу, что этого требует от нас сам Господь. Каждый день у нас в Симбирске крестятся по несколько евреев, тоже и в Казани, и в Перми, да и у вас, как слышно, многие крестятся. Не отставай и ты, мой друг, от добрых людей. Прощай, пиши, как ты поживаешь. Твой товарищ – Аарон Шустер, ныне Феодотий. Симбирск. 1845 г. «Вот как пишет твой товарищ, настоящий христианин. Читай теперь ты свое письмо, Вульф?» Вот содержание этого письма, адресованного ко мне: «Любезный мой друг, Вульф! Не смущайся духом, что я из иудея Мовша Гуральника сделался христианином Владимиром, не гневайся на меня за то, что я оставил иудейство. Ты знаешь, что я всегда хранил наш закон, наши обряды и учение раввинов, но Бог призвал меня в церковь Христову через достойнейшего архипастыря Владимира, который доказал мне и всем нам, нашими же священными книгами, что ожидаемый нами Мессия давно пришел, и что мы находимся в великом заблуждении и не иначе можем спастись, как только через веру во Христа. Я не в силах описать тебе всего, что он нам толковал, и чему поучали нас непрестанно его помощники г. архимандрит Климент и многие другие казанские священники, заботившиеся о нашем спасении. Говорят, что и у вас в Вольске крестятся многие, а как бы я рад был, если бы и ты крестился. Бригадный тогда, наверное, соединил бы нас вместе, и мы жили бы как братья, и я не теряю надежды на это. Прощай, брат Вульф, остаюсь твой товарищ, Владимир».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Возвращаясь от своего рассеяния, ум прежде всего находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Таков общий опыт всех делателей Иисусовой молитвы, подвизавшихся в священном делании обращения ума в сердце. «Чрез чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это – плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием» (Старец Силуан. М., 1994. С.47). Следовательно, делатель этого безмолвнического подвига может ясно различить духовное сердце от плотского. Он ощущает существование и действие обоих этих сердец. Вначале ум находится в плотском сердце, а затем открывает духовное, так что может одновременно чувствовать движения их обоих. Преподобный Никодим Святогорец , чьи творения составляют органическую часть православного предания, отмечает, что плотское сердце – это центр естественный, противоестественный и вышеестественный 53 . Это естественный центр, поскольку сердце создается первым из всех членов человеческого тела, согласно тому, что говорит Василий Великий : «При рождении животных сердце, которое естественно образуется прежде всего, получает от природы устройство, приличное будущему животному» (Твор. иже во святых отца нашего Василия Великого , архиеп. Кесарии Каппадокийския. Т.1. М., 1845. С.180–181). Это противоестественный центр, поскольку из него исходят все страсти и хульные помыслы. Конечно, здесь необходимо объяснить, в соответствии со сказанным выше, что после святого крещения благодать Божия находится в центре сердца, диавол же действует снаружи. Апостол Петр сказал Анании: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому»?» ( Деян.5:3 ). Сатана вошел в сердце Иуды: и во время вечери... диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его ( Ин.13:2 ). Кроме того, известно учение Господа о том, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Вместе с тем сердце – это центр вышеестественный, поскольку в нем действует благодать Христова. Апостол Павел говорит: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). В другом месте он пишет также: «Любовь Божия излилась в сердца наши» ( Рим.5:5 ). Преподобный Фалассий пишет, что «благое сердце и помышления износит благие, ибо по сокровищу его бывают и помышления у него» (Добр. Т.3. С.295).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

329 Ни изгнание, ни заключение в темницу долго не были известны, последнее до времени царей, первое до времени освобождения из плена ( 1Ездр. 7:26 ); по крайне мере, ни о том, ни о другом нет упоминания в законе. Впрочем, наказание ссылкой, при тех отношениях между народами, какие были в глубокой древности, равнялось бы смерти. 330 О судии Гедеоне, имевшем кроме известного Авимелеха, еще семьдесят других сыновей, сказано: у него много было жен (8:30); без сомнения, также не в единоженстве, жили судия Иаир и судия Авдон, имевшие тот тридцать двух, а этот сорок сыновей (10:4; 12:14). 332 Взгляд этот прекрасно выражен в последствие в книге Притчей: кто злословит отца или мать, того светильник погаснет среди глубокой ночи (20:20), а у того, кто насмехается над отцом и пренебрегает покорностью к матери, глаз выклюют вороны дольние и сожрут птенцы орлиные (30:17). 339 Пророк Самуил, передавая волю Господа, говорил евреям, что царь возьмет сыновей их и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его, и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы возделывали поля его и жали хлеб его и делали ему воинское оружие и колесничный прибор ему; и дочерей их возьмет к себе, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы, и что вообще содержание царя и двора его будет дорого стоить народу ( 1Цар. 8:10–18 ). 340 Эвальд называет ее базилео–теократией. Gesch. d. Volk. Israel. В. II. S. 451. 1845. Gottingen. 343 Запрещение употреблять в пищу некоторых животных можно конечно объяснять и из видов обособления евреев в их быте от других соседних народов, верблюд – животное обитателей пустыни, собака употреблялась в пищу в Финикии. 345 Замечательно и здесь по мысли побуждения, какое указано для этого постановления: город и люди ведут с тобою войну, а не дерева (ст.20). Читать далее Источник: Религии древнего мира в их отношении к христианству : Ист. исслед./[Соч.] Архим. Хрисанфа, ректора С.-Петерб. духов. семинарии. Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. " Странник " , 1873-./Т. 3. - Библейское вероучение в сопоставлении с религиозными воззрениями древности и его отличительный характер; Учение о язычестве у древних отцов и учителей церкви; Взгляд на состояние вопроса о язычестве в современном богословии. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1878. - 675 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Так как Бог создал мир не в следствие необходимости, а совершенно свободно, то значит, создал по какому-либо по­буждение, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом, значит, создал для какой-либо цели, – по­тому что премудрость не может действовать без цели. Право­славная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог..., будучи добрым и вседобрейшим, хотя сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир с той целью, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его блаженстве” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8; срав. Простр. Катих. стр. 35, М. 1845). Следовательно, Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную доброту Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей., И углубляясь в Слово Божие, легко убеждаемся, что другого побуждения, которое могло бы расположить Всевышнего создать вселенную, представить нельзя, кроме одной его доброты. К этой мысли приводить нас Священное Писание – а) частью уже в тех местах своих, где учит, что Бог есть существо всесовершенное ( Псал. 114:3 ; Мат. 5:45), а следовательно, всеславное ( Пс. 23:10; 28:3 ) и вседобрейшее ( 1Тим. 1:11 ; Пс. 15:11 ), что Он не нуж­дается ни в ком и ни в чем ( Деян. 17:25,26 ), что Он от века существовал один без мира ( Пс. 89:3 ; Ефес. 1:3–4 ), и следовательно, мог бы так же существовать и во веки веков, если бы не благоволил произвести другие существа; но – б) еще более в тех местах, где, возводя взоры наши на сами творения Божии, восклицает: благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ; срав. Прем. 11:25–27 ); или призывает нас исповедовать Его милости, явленные в деле творения: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его ( Пс. 135:1–9 ). Отцы и учители Церкви единодушно называли доброту Творца причиной творения. Вот, например, слова –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И в заключение нельзя не упомянуть о самом важном. Несмотря на произошедшие изменения в экономике, богооткровенная истина, открытая людям в Ветхом и Новом Заветах, все равно на несколько тысячелетий опередила общество в знании о том, что деньги и вообще богатство являются не чем-то статичным, а, наоборот, динамичным, что их всегда нужно пускать в «оборот». Вот, например, как об этом выражается святитель Василий Великий, говоря о пользе благотворения ближним: «В колодцах через вычерпывание вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает: и застой богатства бесполезен; а движение его и прехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно. Сколько похвал от облагодетельствованных! и ты не презирай их. Какая награда от праведного Судии! и ты не сомневайся в ней» . Церковь, не запрещая своим членам делать сбережения (могут быть разные обстоятельства, позволяющие это делать), указывает, тем не менее, на совершенный путь сбережения — на дела милосердия как на самый верный способ сохранения и преумножения богатства. Как уже упоминалось выше, Священное Писание учит, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17). А такой способ сбережения надежнее всякого банка, ведь Спаситель сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19,20).   P.S. Выражаю благодарность преподавателю Государственного университета — Высшая школа экономики Алексею Юрьевичу Иванову, консультациями которого я пользовался при написании этой статьи.      Ростовщичество//Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз и Ефрон. СПб., 1899. Т. 27. С. 133.      Ростовщичество//Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1975. С. 319.      Там же. С. 320.      Банковское дело. Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. Изд. 2. М., 2002. С. 11.      Василий Великий, святитель. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков. Творения. Ч. 1. М., 1845. С. 212.

http://bogoslov.ru/article/466194

– Полн. собр. творений, М., 2004, т.12, кн.2, с.774). Словом просвещение святитель Иоанн называет озаряющую силу Божественной истины. Совершенные в вере христиане не боялись ни жестокости гонителей, ни коварства и злобы демонов. «Шел однажды авва Макарий из скита в Теренуф, и на пути зашел в капище отдохнуть. В капище находились древние языческие мумии. Старец взял одну из них и положил себе под голову, как подушку. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, кликали будто женщину, называя ее по имени: «Такая-то, иди с нами в баню!» А другой демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: «На мне лежит странник, я не могу идти». Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: «Восстань, если можешь, ступай во тьму!» Демоны громко закричали: «Победил ты нас!» И со стыдом убежали» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных старцев. М., 1845, с145). Если смерть – следствие греховности человека, то почему праведники умирают быстрее грешников? иеромонах Иов (Гумеров) Христианство является религией спасения. Поэтому вопрос о смерти неотделим от главного вопроса каждого человека – достижения вечного блаженства в Царстве Небесном. Слово Божие говорит о жизни на земле как о благе, поэтому долголетие понимается как Божий дар. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле ( Втор.30:19–20 ). Однако в Библии продолжительность жизни оценивается как относительное благо. Ценна жизнь только тогда, когда человек исполняет определенное Богом свое предназначение на земле. Когда он, следуя воли Божией и исполняя Его заповеди, обратил земную жизнь в благодатный спасительный труд и приготовляет себя постепенно к переходу к вечной блаженной жизни. И если он духовно созрел для Царства Небесного, то не только не смотрит на продолжительность своей жизни как на что-то желанное, а напротив хочет соединиться с Господом, ибо, живя в теле, мы подобны странникам на чужбине.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9–10). Но вы, – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы (ср. Ос.2:23 ). «Всех во Христе возрождённых знак креста делает царями, помазание Святого Духа посвящает в священство» (свт. Лев Великий . Проповеди, 138). «И каждый поставляется иереем собственного тела, чтобы подчинив своей власти порок, превратил своё тело в храм» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 2:103). Апостол называет христиан «родом избранным, – за их веру, чтобы отличить их от тех, кто камень живой отвергая, сами сделались негодными, царственным же священством, – поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний Царь и истинный первосвященник» (св. Беда). «Итак, возвещайте совершенства Его своей добродетелью. А как им возвещать их? Этому учит Сам Господь: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:6 ). Люди, взятые в удел, то есть народ взятый во владение или в наследство. Ибо создание Божие, – все, а удел Божий, – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель» (блж. Феофилакт). 11). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, «Похоть есть как бы хотение после хотения, желание, простертое далее пределов естественного желания, страстное, не управленное законом и умеренностью. Похоть плотская есть беспорядочное желание плотских, чувственных удовольствий в противоположность воздержанию и целомудрию. Похоти так же многообразны, как многообразны грехи. Апостол учит удаляться от невоздержания, от любостяжания, от любви к суетным украшениям, от страсти к зрелищам, от тщеславия, от желания унижать перед собой других. И при том учит удаляться не только от дел, в которых проявляются эти страсти, но и от беспорядочных желаний, ещё не произведенных в дело. Святой Петр мог бы учить со властью, как апостол, но он восхотел облечь свое слово любовью и смирением, дабы сердцем открыть путь к нашему сердцу. Он указывает и на пособия к исполнению наставления. Первое пособие есть помышление о том, что мы пришельцы и странники. Отечество, которого все мы ищем, есть рай и небо. В отношении к сему Отечеству, – на земле, во временной жизни, все мы пришельцы и странники. Второе пособие есть указание на то, что похоти восстают на душу. Похоть обыкновенно приближается к душе не в виде воюющего врага, но в виде друга или угодливого прислужника. Она представляет какое-либо удовольствие или мнимое благо. Но это лишь приманка, которой злой ловец старается прельстить и уловить бедную душу. Сие приводи себе на ум, искушаемый похотью» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 5 июля 1845 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Язык коренного славянского населения Восточной Германии, исчезнувший вследствие онемечивания. B биологической классификации принят, например, следующий состав таксономических категорий (классификационных разрядов): царство, подцарство, раздел (ряд, тип), подтип, класс, подкласс, надотряд, отряд, подотряд, семейство, подсемейство, триба или колено, надрод, род, подрод, ряд (серия), подряд, вид, подвид, племя, разновидность (вариация), раса, морфа. Этот и следующие примеры заимствованы из знаменитой картезианской логики XVII века: Арно Α., Николь П. Логика, или искусство мыслить. М., 1991.С. 202 и след. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. М, 1978. Аристотель. Там же. Чичерин Б. Н., Собственностъ и государство. Избранные труды. СПб., 1998. С. 407. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 273. Аристотель. Топика. (105b, 20). Соч. Т. 2, М., 1978. С. 363. Протоиерей Валентин Свенцицкий. Там же. С. 174. Льюис К. С Там же С. 292 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя. Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть. Митр. Антоний Храповицкий . Из толкований на Евангелие. Альфа и 3 (21). М., 1999. С. 11–12. Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Творения. Часть I. М., 1845. С. 31–32. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., “Ахіота”, 1996. С. 12–13. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. М., 1990. С. 405–406. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 245. Эти представления были свойственны и античной философии, и западно-европейской школьной логике, но в качестве универсальной методологии они были сформулированы в первой половине XVII века французским ученым и философом Рене Декартом и развиты его последователями (Арно, Гассенди, Лами и другими) и критиками (Локком, Паскалем, Лейбницем, Вольфом, Кондильяком), которые, однако, сохранили главную мысль рационализма: универсальным свойством человека является разум, которому должны быть подчинены остальные проявления духовной жизни – чувства и воля, а универсальным назначением человека является познание самого себя и мира посредством разума.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010