Такова была программа преподавания архим. Макарием основного богословия в течение 1843–45 учебного курса. В следующем учебном курсе архим. Макарий преподавал основное богословие уже по несколько измененной программе и притом под другим названием «энциклопедии православного богословия». Судя по этой программе 241 , во введении профессор архим. Макарий доказывал необходимость и потребность энциклопедии православного богословия, особенно в высших духовно-учебных заведениях, сообщал понятие об энциклопедии православного богословия, предмете и составных частях этой науки, о значении её в ряду прочих богословских наук, её истории и литературе. В первой части науки он преподавал о предмете православного богословия, частнее: о существе христианской религии и о божественном происхождении христианской религии. В течении первой половины 1845–46 учебного года архим. Макарием было преподано только введение и затем первая часть энциклопедии православного богословия. Дальнейшего продолжении программы по энциклопедии православного богословия, преподанной архим. Макарием студентам XVII курса, мы не имеем под руками. Но судя потому, что введение и первая часть программы по энциклопедии православного богословия за 1845–47 учебный курс буквально совпадают с предисловием и первою частью сочинения Макария под заглавием «Введение в Православное богословие», можно с уверенностью предполагать, что и в дальнейшем своем содержании программа по энциклопедии православного богословия за 1845–47 учебный курс буквально совпадала с программой, по какой написано вышеозначенное сочинение архим. Макария. Но если так, то во второй части энциклопедии православного богословия архим. Макарий преподавал студентам XVII курса об источниках православного богословия, частнее: о Св. Писании (отдел первый), о Св. Предании (отдел второй) и о православной церкви, как хранительнице и истолковательнице Св. Писания и Св. Предания (отдел третий). в третьей-же части – о системе православного богословия вообще (отдел первый) и о составных частях системы православного богословия в особенности, именно: о науках предварительных, составных и прикладных (отдел второй).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

52–79. В настоящем случае между печатным изданием проповедей и свидетельством архива замечается противоречие; по данным архива, архим. Макарий должен был произнести только два слова, а между тем известны три: по свидетельству архива, 6 декабря 1845 г. архим. Макарий говорил проповедь в Казанском соборе, а по печатному изданию проповедей (1869 г. и 1891 г.) – в Никольском С.-Петербургском соборе. Для устранения этого противоречия мы предлагаем следующую догадку: во-первых не есть ли слово «По избрании судей» та самая проповедь, какая назначалась Макарию на 28 января 1845 г. и от которой он сначала отказался, а потом, быть может, и произнес, или во всяком случае написал её?; во-вторых слово 6 декабря 1845 г. было произнесено, вероятнее всего, в Казанском, а не Никольском соборе; по крайней мере, в издании 1847 г. оно отмечено произнесенным в Казанском соборе; следов., в позднейшие издания могла вкрасться ошибка. 445 По нашему мнению, даже самое заглавие: «Собрание нескольких слов» показывало, что в это собрание вошли не все проповеди, произнесенные Макарием до 1847 г. 454 За разрешением вопросов об обстоятельствах происхождения и о причинах не напечатания канонического труда Макария мы обращались к племяннику его, прот. П.А. Солнцеву, и достопочтенный о. протоиерей ответил нам 8 января 1895 года следующее: «Канонический сборник, составленный преосв. Макарием, я увидел в первый раз в Харькове. Он находился в канцелярии преосвященного и с ним справлялся архиерейский письмоводитель при решении тех или других епархиальных дед. Мне сказал Владыка о сем сборнике, что он требует пересмотра и исправления, но заняться сим делом он не имеет времени. Кроме сборника, в библиотеке преосвященного находились еще две статьи в рукописи канонического характера о догматическом основании канонического права и историческом; время написания сборника и статей мне неизвестно». 457 См. его «Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» СПБ. 1814 г. стр. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

29 апреля 1845 г. почти все миллеритские организации и их представители собрались в Албани (штат Нью-Йорк). На этой по сути дела всеобщей конференции американских адвентистов выступил сам Миллер с планом церковного обособления и объединения своих последователей. Однако присутствовавшие на этот раз не поддержали его планы. В ряде случаев позиции собравшихся разошлись диаметрально. Одновременно конференция констатировала ряд вероисповедных положений, которые должны были сыграть роль символа веры миллеритов. В итоге были заложены вероучительные основы адвентистской Церкви. Вот эти принципы, которые были приняты на конференции в Албани в апреле 1845 г.: 1. Видимое личное пришествие Спасителя в «скором, но неопределенном времени»; 2. Воскрешение мертвых – праведников и грешников; 3. Наступление 1000-летнего царства Христова после воскрешения праведных; одновременно отрицалось пророчество об обращении ко Христу всего мира до Его личного и видимого второго пришествия; отрицалось также и то христианское общее мнение, по которому все праведники сразу после своей смерти получают воздаяния в виде «наследия вечной жизни». Ко времени конференции адвентистов в Албани в 1845 г., как мы видим, авторитет Миллера среди его последователей перестал быть таким непререкаемым, каким он был ранее. К тому времени среди миллеритов появились и другие влиятельные проповедники, и деятели адвентизма. К числу ведущих адвентистских лидеров и проповедников середины 40-х годов следует отнести Георга Шторра, Т. Пребла, И. Кука, И. Бейтса, супружескую пару Джеймса и Эллен Уайт и др. Не получило одобрения на конференции в Албани предложение Миллера об организационном самоопределении адвентизма. Вопреки Миллеру, который остался на традиционных общехристианских позициях в вопросе о «загробных судьбах» людей, конференция в Албани одобрила иную, как было указано выше, точку зрения на этот вопрос. Новая трактовка этого вопроса, одобренная конференцией адвентистов в Албани, была связана с распространившейся в то время и так и оставшейся как один из вероучительных догматов адвентизма версией последователя Миллера Георга Шторра. Последний в 40-е годы опубликовал «шесть проповедей», в которых он стал отрицать бессмертие души, называя его даром Божиим, достигаемым через веру в Христа-Спасителя, и доказывал что мертвые до всеобщего воскресения будут находиться в бессознательном состоянии и что вечные муки грешников прекратятся в тот момент, когда они после воскрешения будут окончательно уничтожены. Миллер категорически выступил против концепции Шторра, но большинство делегатов конференции на этот раз поддержало не его. Проиграл Миллер в споре со Шторром и в вопросе об организации движения. Шторр, возражая Миллеру, выступил против придания религиозно-общественному движению, возглавляемому Миллером, церковного характера. Менее чем за год до конференции Шторр публично заявил, что «всякая человеческая организация в деле Божием есть Вавилон».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

71 Александр Родольф Вине (1797–1847) – швейц. протестантский теолог и публицист, проф. Базельского университета и Лозаннской академии. Его беседы, переводы которых делала мать И. В. Киреевского, А. П. Елагина, пользовались вниманием среди славянофилов. А. И. Кошелев переслал И. В. Киреевскому книгу А.-Р. Вине «Опыт о проявлениях религиозных убеждений, и о разделении Церквей, и о государстве с точки зрения неизбежных последствий и гарантий принципов» (1842; англ. перевод: 1843; нем. перевод: 1845). 72 Степан Петрович Шевырев (1806–1864) – поэт и историк литературы, проф. Императорского Московского университета. Обучался в Благородном пансионе при Императорском Московском университете. Служил в Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел в 1824–1828 годах. Автор фундаментального труда «История русской словесности, преимущественно древней» (1846–1860. Ч. 1–4). Его курсу лекций по древнерус. словесности, читанному в 1844–1845 гг., И. В. Киреевский посвятил статью «Публичные лекции профессора Шевырева...» (см.: Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т М., 1911. Т. 2. С. 109–114). 73 Рихард Роте (1799–1867) – нем. протестантский теолог, автор трудов «Начало христианской Церкви и ее устройство» (1837) и «Теологическая этика» (1845–1848. Т. 1–3). Высказывался о необходимости реформ протестантских церквей и богословия в соответствии с историческим и материальным «прогрессом». 74 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – нем. философ, автор универсальной теории диалектики. Его диалектическое учение изложено в «Науке логики» (1812). По мнению Гегеля, ничто не существует безусловно и вполне реально, кроме целого. Распространяя эту идею и на познание, философ утверждает, что оно начинается с чувственного восприятия, затем, пройдя через скептическую критику чувств, становится чисто субъективным. Наконец, познание достигает стадии самосознания, на которой объект и субъект больше не различаются. Таким образом, самосознание становится, по Гегелю, наивысшей формой познания. В 1830 г. И. В. Киреевский слушал лекции Гегеля по истории философии в Берлинском университете. Гегель (как и Шеллинг) сыграл важную роль в формировании историософских взглядов И. В. Киреевского, поскольку доказывал, что принципом развития истории является национальный «дух». В государстве Гегель видел наиболее полное выражение коллективной воли людей, т.е. «объективного духа». Однако Киреевский считал, что вмешательство разума в дела веры привело к созданию философии вне веры, т.е. того рационализма, который нашел свое завершение в Гегеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Писав пред сим, забыл я предварить вас о преосвященном Костромском. Скажите мне, как он был у вас. Сентября 13-го 1845. 488 Мир вам, о. наместник, и братии. Сим напутствую к вам полоцкую монахиню Евфросинию Сербиновичеву, путешествующую к Преподобному Сергию и к Святителю Димитрию. Способствуйте, чтобы мирно совершила свою молитву и могла с удобством видеть святыню и древность. Если пожелает быть у литургии в ските, – допустите, не делая, однако, из сего примера правила. Сентября 15-го 1845. 489 Мир вам, о. наместник, и братии. Прошу прощения у скитян, что на час уменьшил их безмолвие, дозволив игумении слушать литургию в ските. Более сего вы не сделали, и я не дозволял. Но беда не в том, что скорбеть будет Зачатейская игумения, которую туда не допустили, а в том, что, по поводу моего разрешения, будут вам докучать о разрешениях, и колебать правило. Будем тверже при помощи Божией. Брату Иосифу скажите, для чего он не мирствует с нами, когда мирствуем мы с ним. Ведь малороссы не любят великороссиян, а мы добрых людей того и другого племени равно любим. Краснопевкову разрешено пострижение. Дайте ему от меня сто рублей серебром на одежду, или половину на одежду, а половину для матери, как понадобится. Мне хочется к вам, а не знаю, что будет. Называют генерал-адъютанта, на сих днях проехавшего чрез Москву, который сказывал, что Государя надлежит ждать в Москве 27 дня. Поверзите меня к стопам Преподобного Отца нашего Сергия. Сентября 18-го 1845. Прочитайте прилагаемое письмо. По нему, кажется, сомнительно, все ли дошло по назначению. 490 Помолитесь, о. наместник, чтобы не было мне печально не быть у Преподобного Сергия на празднике, и чтобы не было печально в другой раз, если представляющееся препятствие окажется недействительным, чего теперь угадать нельзя. Я велел уложить вещи на дорогу и послал нанять лошадей, когда пришел от генерал-губернатора чиновник с известием, что Государь Император ускорил уже путь Свой пятью днями против назначения. Таким образом время моего предполагаемого путешествия отнято, особенно, если предположить, что начатое ускорение может увеличиться в остальной части пути. Празднуйте радостно вы с братиею. Вспомните меня в час благий при стопах благого Отца и Покровителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

51. Донесение Преосвященного Филарета об избрании духовных лиц для вновь учреждаемой Абхазской миссии 2 и 3 Февраля 1845 г. В августе 1843 г. Обер-Прокурор Св. Синода 38 препроводил председателю Комитета по делам Закавказского края 39 записку об учреждении в Абхазии Духовной миссии. Рассмотрев сию записку и признавая все предположения Св. Синода весьма полезными, Комитет однако полагал, что содержание миссии должно быть обращено на государственное казначейство, но сверх того было бы весьма полезно отпускать в распоряжение начальника миссии, собственно для раздачи христианской милостыни, некоторую сумму из экстраординарного капитала, состоящего в ведомстве Главноуправляющего. Государь, на журнале Комитета, 27 сентября 1843 года соизволил написать: «исполнить». Высочайшее повеление это было предложено графом Протасовым Св. Синоду, который определил: как в настоящем положении дела остается Св. Синоду избрать лиц в начальники и члены новоучреждаемой Абхазской миссии, то, дав знать о сем секретными указами Митрополитам Киевскому и Московскому, поручить им заняться тщательно и обратить внимание, нет ли в управляемых ими епархиях и даже по другим епархиям известных им лиц, получивших полное образование или замечательных по особому усердию к церкви и благочестию из монашествующих, или вдовых протоиереев и священников, способных вступить на служение толико важное и долженствующее иметь благие для Церкви последствия. Буде есть такие лица в их епархиях, то пастырским объяснением всей важности сего дела, цели и значения миссии и всего, что к ней относится, возбудить в них усердие вступить на сие поприще, и донесть Св. Синоду с приложением послужных списков и с мнениями. По сему определению указы Преосвященным Митрополитам посланы 12 июля 1844 года, а в январе 1845 г. граф Протасов писал Преосвященному Филарету, прося его уведомить о положении вышеизложенного дела. В ответ на это письмо Преосвященный Филарет писал: Секретно. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! По секретному указу Святейшего Синода, от 12 июля прошедшего 1844 года, относительно избрания способных духовных лиц для учреждаемой Абхазской миссии, Ваше Сиятельство отношением, от 18 января сего 1845 года 317, требовали от меня сведения о положении сего дела. Для усмотрения сего, при сем имею честь препроводить список с донесения моего Святейшему Синоду от 2 февраля сего года. Не излишним признаю изъяснить, что об архимандрите Агафангеле сделано мною представление по сведению, какое я имел о нем во время служения его при Московской Духовной Академии; после же того, и по настоящему делу не входил я с ним в сношение, как состоящим в другой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но если действовать с самоотвержением, то уже не надобно домогаться в чем-либо не нужном, а только произвольном, чтобы то было по-нашему. Если мы имеем свободу что-нибудь предложить ближнему, то и он имеет свободу принять или не принять предложение, и может быть по причинам более важным, нежели по каким мы располагаемся. Оставим же ближнему свободу в том, что не есть должность, и не будем судить неблагоприятно для него или для себя, потому что он поступает не по нашему мнению или желанию. То, что напоминает почитаемого преставльшегося, должно сохраняться между его ближними. Если что желаете употребить на благотворение, можете сделать сие сами, не возлагая труда на другого, может быть более Вас обремененного. […] 14 мая 1845 года Мир от Господа Вашему внутреннему человеку, да будет мир и внешнему. Не по недостатку участия не сказал я Вам слова участия, но думал, что не должно беспокоить Вас словом во время немощи. Кажется, Вам говорено было, что телу, не приобученному рано к трудам и лишениям, осторожно надобно налагать труд и лишение. Щадите тело и храните спокойствие души. Думать, что кого-нибудь не любим, не согласно с спокойствием души. Потому не надобно сего думать. А надобно молиться за ближнего с мыслью о своей обязанности и о воле Божией. […] 22 ноября 1845 года Если Господь даровал быть раю в душе Вашей, то и да сохранится он в ней, и Вы не оставляйте делать его и хранить посильным упражнением в добре и воздержанием себя от всего, что бывает не по воле Божией, а по своеволию человеческому. […] 24 декабря 1845 года От Господа благословение Вам, и мир, и вразумление о лучшем. Законом Вашим да будет воля Божия, внимательно познаваемая, а не человеческая. Хорошо и полезно любовию покрыть, если какая была нелюбовь прошедшая, и победить, если какая остается нелюбовь настоящая, и совершенно водворить любовь. Богу сие угодно и от Бога возможно. Но если Вы думаете, что местное сближение не приведет к сей цели, а угрожает затруднениями, избирайте, какие знаете, лучшие средства, не теряя из вида той же цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Преемником владыки Иринарха стал выдающийся иерарх еп. Филарет (Гумилевский) , – известный богослов и историк Церкви (1805–1866). Сын священника Шацкого у., Тамбовской г., носивший фамилию Конобеевского (по селу Конобееву), он за смирение и малорослость прозван был в тамбовской семинарии Гумилевским. Окончив иноком московскую дух. академию, он был в ней потом профессором и ректором, в сане архимандрита. В 1841 г. он был поставлен викарным еп. рижским. В 1845 г. повторилось движение местного крестьянского движения в отношении перехода в Православие. Сразу же выявилось и противодействие помещиков и пасторов. Во главе администрации оставался Пален. Православное духовенство делало все, что могло для поддержания движения. Нужные христианские книги переводились на латышский и эстонский языки. Знающие их вызывались к занятию священнических мест. Усилено было катихизаторство, чем опровергались заявления пасторов, что «попы» крестят, никого не научив своей вере. Строго соблюдались требовавшияся формальности – прием в православие производился в присутствии властей-лютеран. Противодействия со стороны лютеран продолжались и доходили до клеветы. Изображалось положение так, что, якобы, крестьяне бунтуют и, прикрываясь религиозным движением, запускают свои обязательные работы. Вызвали такие нападки правительственное распоряжение о приостановке обращений в Православие на все время сельских работ, а также позднейшее распоряжение (1845) об обязательном 6-месячном сроке между заявлением о переходе и самим присоединением. В течение этого времени лютеране имели возможность оказывать давление на тех, кто находился в той или иной зависимости от них. Число обращений за 1845 г. доходило до 14430, в 1847 дошло до 55000, затем резко упало и сменилось даже обратным движением из Православия в лютеранство. Это было торжеством для немецко-лютеранской партии. Владыка Филарет, не смотря на все препятствия и личные неприятности, упорно работал и поставил дело на твердую почву. Он открыл много новых приходов, вызвал значительное число нужных для священнических мест людей, первый определил образ действий духовенства в такой сложной и трудной обстановке. Еп. Филарету удалось прилично устроить материальное положение духовенства и создать в разных местах инородческие школы. В 1847 г. в Риге открыто было духовное училище, с преподаванием местных языков для воспитания духовных деятелей в крае из русских и инородцев. Владыка Филарет работал до полного истощения сил, порою не имея времени для вкушения пищи и сна. Немецкая партия всячески старалась избавиться от такого опасного для нея иерарха. В 1848 г. владыка Филарет был переведен в Харьков, в 1857 г. возведен во архиепископа. С 1859 г. он был перемещен в Чернигов, где и закончил свою столь полезную для Церкви и России жизнь в 1866 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В стихотворных повестях 40-х гг. XIX в. Ж. использовал библейские сюжеты, христианские нравоучительные притчи, различные религ. легенды. «Капитан Бопп» (1843) - рассказ о предсмертном покаянии ожесточенного грешника, тронутого заботой юнги и чтением Евангелия. «Две повести. Подарок на Новый год издателю «Москвитянина»» (1844) включают перевод рассказа А. Шамиссо, основанного на талмудической легенде об Александре Македонском у врат Эдема, и повесть-притчу о том, как по велению царя мудрец Керим путешествует в поисках ответа на вопрос: «С чем можем мы сравнить земную жизнь и свет?» (не удовлетворившись ни одним из ответов, Керим находит свой: «…наша жизнь есть странствие по свету,/Такое ж, как мое, во исполненье/Верховной воли Высшего Царя»). «Выбор креста» (1845, из Шамиссо) - притча о свободном выборе человеком жизненного креста, к-рым оказывается уже данный ему Создателем. «Повесть об Иосифе Прекрасном» (1845) - обработка библейского сюжета, «Египетская тьма» (1846) - переложение 17-й гл. Книги премудрости Соломона. Цели «поучать, забавляя» подчинены поздние стихотворные сказки Ж.: «Кот в сапогах» (из Ш. Перро), «Тюльпанное дерево» (из сборника нем. сказок, составленных братьями Гримм), «Сказка о Иване-царевиче и Сером волке» (по мотивам рус. народных сказок) (все 1845) (первые сказки Ж.- «Сказка о царе Берендее» и «Спящая царевна» - были написаны еще в 1831 в творческом состязании с Пушкиным). В 40-х гг. XIX в. Ж. выступал прежде всего как эпический поэт. Он перевел поэмы «Наль и Дамаянти» (1837-1841, изд. в 1844) - переложение отрывка 3-й книги древнеинд. эпоса «Махабхарата», «Рустем и Зораб» (1846-1847, изд. в 1849) - вольный перевод соч. персид. поэта Фирдоуси «Шахнаме» (источником обеих поэм послужили нем. переводы Ф. Рюккерта). Главный труд Ж.-переводчика - «Одиссея» Гомера - был осуществлен им со специально сделанных для него нем. подстрочников (1842-1849, изд. в 1849). Гоголь, в этот период самый близкий Ж. человек из числа литераторов, в ст. «Об «Одиссее», переводимой Жуковским», вошедшей в «Выбранные места из переписки с друзьями», возлагал большие надежды на это его сочинение, к-рое благотворно «подействует на пишущую нашу братию», «на развитие эстетического чувства», «на очищение языка», «освежит критику» и «произведет впечатление на современный дух нашего общества вообще». «В «Одиссее» услышит сильный упрек себе наш девятнадцатый век…» ( Гоголь Н. В. ПСС в 14 т. М., 1952. Т. 8. С. 236-244). Не чужд этих надежд был и сам Ж. Перевод «Одиссеи» стал для него способом напомнить вечные истины о мире и человеке, укрыться от «сатанинского визга нашего времени» (письмо Стурдзе от 10 марта 1849).

http://pravenc.ru/text/182353.html

товарищ прокурора Петербургского окружного суда. С 1887 г. вице-губернатор в Ломже, с 1890 г. – в Риге, затем тобольский губернатор. С мартапо октябрь 1896 г. возглавлял Главное тюремное управление МВД, затем уфимский губернатор. 10 марта 1903 г. по призыву революционного кружка рабочих казенного оружейного завода в г. Златоусте на Урале началась стачка из-за решения Министерства земледелия и государственных имуществ ввести новые расчетные книжки с отменой льгот рабочих в пользовании заводской землей, увеличением размеров штрафов и т.п. 12 марта, арестовав рабочих, выбранных для переговоров с администрацией, губернатор Н.М. Богданович призвал забастовщиков возобновить работу. 13 марта несколько тысяч рабочих собрались на площади, требуя освобождения арестованных. По приказу Богдановича солдаты открыли огонь, убив 69 человек и около 250 ранив. 6 мая1903 г. в четыре часа вечера в городском саду Уфы губернатора Н.М. Богдановича убил социал-революционер Е.О. Дулебов. См.: Федоров В.А. История России 1861–1917. М., 2001. С. 227; Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. С. 284–285, 521.) 460 (...мелкие сошки... титулярные, губернские, коллежские, статские... – Титулярные – имеется в виду титулярный советник. В России по «Табели орангах» это гражданский чин IX класса, соответствовал гоф-фурьеру на придворной службе. С 1845 г. давал личное дворянство. Губернские – речь идет огубернском секретаре – гражданском чине XII класса, давал право на личное почетное гражданство. Для получения этого чина следовало прослужить не менее трех лет коллежским регистратором. Коллежские – имеются в виду: а) коллежский советник – гражданский чин VI класса; лица, его имевшие, могли занимать средние руководящие должности (начальника отделения, делопроизводителя в центральных учреждениях); б) коллежский асессор – гражданский чин VIII класса; с 1845 г. давал право на личное дворянство; в) коллежский секретарь – гражданский чин X класса; лица, его имевшие, занимали низшие руководящие должности; г) коллежский регистратор – младший гражданский чин XIV класса; с 1845 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010