Отче небесный! Там, в Твоих светлых селениях, где всех озаряет свет лица Твоего, там у всех мысли чистые, у всех желания и намерения святые, там все наслаждаются миром, радостью и блаженством, просвещаемые светом Твоей славы: даруй, по Твоей великой благости, да и мы, мысленно созерцая всевидящего и вездеприсущего Тебя – Бога нашего, всегда пребудем чисты и неповинны в своих мыслях, желаниях, наслаждениях, действиях, во всей нашей жизни! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! V. Хлеб наш насущный даждь нам днесь! Отче небесный! Ты дал нам жизнь и дыхание: Ты даёшь нам и пищу, и питие; ибо жизнь более, нежели пища и питие. Ты дал нам столь премудро устроенное тело, как прекрасное жилище бессмертного духа: Ты не откажешь нам и в одежде; ибо тело превосходнее одежды. Отче небесный! Единородный Сын Твой, Спаситель наш, учит нас: весть Отец ваш небесный, их же требуете, прежде прошения вашего ( Мф.6:8 ). Знаешь Ты, что мы имеем нужду в пище, питии и одежде. Знаешь Ты нужды наши, – и мы с упованием молим Тебя: не отврати десницы Твоей от нас, и даруй нам всё благопотребное нам в этой жизни! Смотрим мы на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Ты, благий Отец небесный, питаешь их; ибо они – Твои создания. И мы – Твои создания, и Твои дети, и, с детской преданностью к Тебе, уповаем, что Ты не оставишь нас без пищи, – дашь нам хлеб насущный. Смотрим мы на полевые лилии, как они; растут! Ни трудятся, ни прядут, – и Ты, Всещедрый, так прекрасно одеваешь их, что и Соломон во всей слав своей так не одевался, как всякая из них. Если полевую траву, которая сего дня растёт, а завтра брошена будет в печь, Ты, благий Боже, так одеваешь, то кольми паче нас, детей Твоих, не лишишь необходимого покрова. Христос Спаситель учит нас: не две ли птицы (воробья) ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет без воли Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Мнозех птиц лучши есте вы ( Мф.10:29–31 ). Итак Ты, благий Боже, печёшься о нас, – и мы уповаем, что всё нужное для продолжения сей жизни дашь нам, как даровал Ты нам тело и жизнь и бессмертный дух.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Павел поразил слепотой волшебника Эллиму, противившегося Апостолам. Павел, обличив противника, сказал ему: се рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времени. И тотчас объял Эллиму мрак и тьма, и он, оборачиваясь, искал вожатого. Видя это, Проконсул Сергий Павел уверовал в Господа Иисуса ( Деян.13:8–12 ). В Листре Ап. Павел исцелил хромого от рождения: видя веру его, Павел сказал ему громко: тебе глаголю: во имя Господа Иисуса Христа, встани на ногу твою правь (стань на ноги твои прямо), – и он вскочил, и начал ходить. Народ видев, что сделал Павел, и, не зная ещё истины, по своим языческим понятиям кричал: «боги в человеческом образе пришли к нам». И с трудом Павел уговорил народ, чтоб не приносил ему и Варнаве жертвы ( Деян.14:8–18 ). В г. Филиппах Ап. Павел из одной служанки изгнал духа пытливого: он сказал духу: запрещаю (повелеваю) ти именем Иисуса Христа изыди из нея. И дух тотчас вышел из неё. Господа служанки, схватив Павла и Силу, повлекли их на площадь к начальникам. Сии, бив их палками, и дав много ударов, ввергли в темницу, приказав стражу крепко стеречь их. Страж посадил их во внутреннюю темницу, и ноги их забил в колоду. Но около полуночи, когда Павел и Сила молились и прославляли Бога, вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы, и тотчас отворились все двери, и оковы со всех спали. Страж темничный и все домашние его, наставленные Апостолами вере во Иисуса, немедленно крестились ( Деян.16:16–33 ). Немалые чудеса Бог творил руками Павла; так что и платки и полотенца, бывшие на теле его, носили к больным, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:11–12 ). В Троаде Ап. Павел воскресил юношу Евтиха, который, во время речи Павловой сидевши на окне, погрузился в глубокий сон, и сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвый ( Деян.20:9–10 ). На острове Мелите Павел, к удивлению иноплеменников, сохраняется невредимым от ехидны, которая висела на руке его ( Деян.28:3–6 ). На том же острове Павел исцелил Публия, отца местного начальника, помолившись и возложив на него руки. После и прочие на острове, имевшие болезни, приходили к нему, и были исцеляемы ( Деян.28:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому нужно стараться слышать и хранить слышанное с Божией помощью. И апостол увещевает христиан: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» ( Иак. 1, 22–24 ). Ибо не для того Бог Свое слово объявил, чтобы оно только извне, на бумаге, как мертвое начертание, лежало, но чтобы в сердцах наших принесло плод. Слово Божие есть семя живое, божественное, которое должно прорастать на земле сердец наших духовными плодами. Зачем посеянное на земле семя нужно, если оно плода не приносит? Так и слово Божие, проповеданное и слышанное, бесполезно, если не приносит плода в сердцах наших, то есть когда по правилу его мы не стараемся исправить нашу жизнь. Бесполезно слышать слово Божие и не жить по правилу его: только в горшее осуждение будет нам слышанное и не сохраненное слово Божие. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1845–1846 ) . Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божиему ( Мф. 13, 3–9 ). На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было услышано. На втором – те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы, они услаждаются словом, и особенно его обетованиями; а как только окажется необходимость чем-либо пожертвовать для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова и от обетовании его в угоду своим привязанностям. На третьем – те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, возникшие было под действием Слова Божиего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В священном писании есть два плача, один Давидов, а другой Иеремиин. 1 . Оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнию: «Краса твоя, Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не повествуйте в Гефе, Не вещайте на стогнах Аскалона, Дабы не радовались дочери Филистимлян, Дабы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйския! Да не снидет на вас ни роса, ни дождь, И да не будет полей с плодами! Ибо там повержен щит сильных, Щит Саула. Без крови убитых, без тука сильных Лук Ионафана не возвращался, И меч Саула не возвращался тощ. Саул и Ионафан, други любезные в жизни своей. Не разлучились и в смерти своей. Быстрее орлов, Сильнее львов они были. Дщери Израилевы! Плачьте по Саулу, Который одевал вас в багряницу велелепно, Украшал золотом ваши одежды. Как пали сильные на брани! Поражён Ионафан на высотах! Скорблю о тебе, брат мой Ионафан. Ты был дорог мне. Любовь твоя ко мне была сильнее любви женской. Как пали сильные, И погибли оружия брани!» Втор. Книга Царств. Гл. I. ст. 17–27. 2 . Плач пророка Иеремии, содержащийся в особой книге св. Писания, так велик и так известен читающим это Писание, что я не считаю надобным помещать его в настоящем сочинении моём, и спешу сообщить иной плач евреев по Иерусалиму, редко кому известный. 3 . «На заре я хочу посетить моих братьев, чрезмерно скорбящих; и желаю подойти к святыне моей, дабы видеть ужасающую развалину. Пришёл я, стал, и вижу: башни размётаны и стены разрушены; ничего не видать, кроме чёрной тьмы и пустоты. Слушаю и слышу: кукушка жалобно стонет, а ворон каркает, драконы и змеи свищут ужасно: плотоядные звери рыщут вокруг и воют отвратительно – страшно. Я спросил своих братьев: где же милоликие, невинные младенцы? Они, как голуби, под лезвием отточенных ножей. Где чертоги янтарные среди кипарисов высоких? Где благовонные масти, и вина веселящие сердце, и цветы ненаглядные? Где девы в златошвенных одеждах? Красота их погребена в затворах темниц. Где скрижали закона и храм именитый? Где служение Богу, священство, левиты и проповедь ? Где наши цари, нелицемерно хранящие правду и нравов чистоту? Где верующие, те, что воспитаны в лоне истины, и светят, как луна, и сияют, как солнце?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

III. Знает державная и святая царственность твоя, что вся паства Христа и Бога нашего есть едино тело, направляемое одною главою, которая есть Христос Иисус: знает и закон любви. А закон любви духовной таков: «ежели страдает один член, то страдают и все члены»: Ещё: «одинаково да заботятся друг о друге члены, движимые одним духом». Ещё: «держитесь друг друга с любовью, носите и тяготы друг друга, и так исполните закон Христов». Поэтому и мы, искренно и заботливо радея о душах верующих, и наипаче о душе святой царственности твоей, имеем сказать слово напоминательное, когда и святая царственность твоя ведает, что мы неспособны примыслить что-либо сами собою, но вся наша способность от Бога, и что мы сами можем только сердцем веровать в правду и устами исповедовать во спасение. Не безопасно, нам кажется, пред Богом молчать о настоящих опасностях 82 ; и мы уверены, что никак не допустит их святая душа твоя, свыше имеющая страх Божий, и боящаяся погрешать в малом. А смущающие тебя, кто бы ни были они, понесут осуждение, по слову великого апостола. Однако, кроткий как Давид и христоподражательный царь, по милости своей склони, на несколько мгновений царственный и божественный слух твой к нам бедным монахам, истинно любящим душу святой царственности твоей. IV. Великий апостол Павел, наполнивший всю землю благовестием, и имевший в себе Христа глаголющего, вот что сказал Галатам, принявшим одно только ветхозаветное узаконение: если вы обрезываетесь, то не будет вам никакой пользы от Христа: И ещё: вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. А выше сего; есть люди, смущающие вас и желающие превратить евангелие Христово. – Итак, превращать евангелие Христово значит прибавлять к новому закону благодати закон ветхозаветный и устаревший. Но для чего греться под тенью, когда воссияло Солнце правды, и к свободе примешивать рабство? Никто не может работать двум господам, – сказал глас Господень. А Павел, говоря, что малая закваска квасит всё тесто, подразумевал превращение евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ведь всякий подчинённый любит подражать начальствующему; как это сказал великий богослов Григорий. Притом, по каким законам будут судить, как сам Папа, так и архиереи его, когда они совсем отвергли божественные правила святых соборов, и не имеют не только благоухания духовной жизни, но и признака её, и еретичествуют во многом? Поистине, они наполнят церковь смутами и соблазнами. Но не сольются неслитности, не спрядутся непряди. Ибо какое сродство у правды и беззакония, или, по слову божию, какое общение у света и тьмы, у православных и, еретиков, от которых мы должны всецело удаляться? И древне сам Бог заповедал, говоря: «измите лукавого из среды вашей». А вот это изречение, – если соблазнит тебя око твоё, исторгни его, – и дальнейшее изречение о прочих соблазняющих членах, к кому другому лучше подходит, как не к Латинам? И Павел, великий от того, что глаголал чрез него и в нём Господь, то же самое представляет на вид, говоря: «Еретика человека после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден». ( Тит.3:10–11 ) И ещё: «Уклоняйтесь от всякого, нечисто ходящего и не по преданию, которое принято от нас». И в других строках Павел запрещает даже есть вместе с ними. Согласно с ним и богоносный и великий отец наш Игнатий предохраняет нас от еретиков, этих человекообразных зверей. Если же мы не должны не только принимать их к себе, но и встречать, если не велено нам и пищу вкушать вместе с ними, даже приветствовать их во избежание общения с ними: то как признать их первыми, и судьями православных церквей, и громогласно возглашать имя их в церкви у таинственной трапезы, дабы и её, освящающую нас, не оставить не осквернённою?.. X. Никак, никак не дозволяй сего ради души твоей святой, царю святый и Богом поставленный самодержец, и вместе Христу возлюбленный и христолюбивейший. Но держись, как держишься по благодати Христовой, того, чему ты научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ). Храни добрый залог, избегая, по учению великого апостола, негодных пустословий лжеимённого знания, которым занимаясь некоторые уклонились от Веры, ( 1Тим.6:20, 21 ) да посредством тебя, с тобою, и со всем домом твоим, славящим Бога, и мы, составляющие полноту Христиан, будем соблюдены, как православные и Богу угодные, на день явления Господа, и с вами и сами сделаемся неукоризненными наследниками царства его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Если Латины соединяются с нами добровольно, то пусть переменятся, и таким образом соединятся. А если хотят сего ухищрено, то не успеют, хотя бы добились до пустых имён. Но что значит поминать имя? Очень много значит! Это объясним мы после. А теперь? О, много прибыли будут иметь Латины, если лукаво достигнут цели! 83 После этого они останутся неисправимы, получив то, чего хотят. Ибо не о благочестии, как видно, все их словопрения и розыски. Если бы благочестия искали они, то начто им настоящее домогательство, когда благочестие и безмездно, и недокучливо, и равнопочтительно, и обще рабам, господам, бедным, благородным, неблагородным, неосуждённым и осуждённым, обще как веяние воздуха и излияние света, и смены часов и рассматривание творения божия, этой великой и общей всем нам утехи, и как равноудельность веры (σομοιpα πστεως), по выражению великого Богослова Григория, хотя они и не равняются с великими отцами нашими, Василием и Иоанном Златоустым , и ни во что их ставят, тогда как слава их слов и сила их духа объяли всю землю. Но выслушай, святый Владыко, обещанное объяснение наше, объяснение словами всесвятаго Духа, из которых ни одна черта утратиться не может. Великий апостол Господень и евангелист Иоанн богослов говорит: «кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом, и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). Если же не велено нам приветствовать его, если воспрещено вводить его в дом, то как не в доме, а в храме божием, в неприступном алтаре, утаинственной и страшной трапезы Сына Божия, нежертвенно закалаемого, то яко Бога, то яко агнца непорочного, да примирит нас с Отцом и с собою, и кровию своею да очистит грехи наши, яко безгрешный, как тут и какой ад изрыгнет поминание Папы, достойно отсечённого (от церкви) св. Духом за то, что он поднял голову свою против Бога и против всего божественного, и так сделался врагом Божиим? Ибо если простое приветствие еретику приобщает нас к злым делам его, то что сказать о гласном поминании его, и где же? там, где предлежат божественные и страшные Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вот и еще урок Премудрости Божией, которого я еще не выучил: ежели вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:1 −3). Приветствуют Вас все братия наши. Народ поминает Вас добром, и я всеусердно желаю Вам всякого благополучия. Благодарствую за присланное с первым письмом. Передайте мое исполненное глубочайшего почтения, приветствие начальнику и Авве Вашему о Господе Архимандриту Мелхиседеку. 499 Вашего Преподобия достопочтеннейшего брата о Господе, покорнейший слуга Архимандрит Макарий. 1842 года ноября 5 дня. 163 Достопочтеннейший о Господе брат Преподобнейший Священнопресвитер. На последнее письмо Ваше ко мне, не имев времени отвечать вскоре письмом, я поручал благотворящему здешней миссии священнику Николаю Дмитриевичу, 500 объявить Вам мое согласие на то, чтобы Вы просили Церковное правительство ввести Вас в состав Алтайской миссии. А теперь и на бумаге подтверждаю согласное с сим желание мое, но никакими условиями не могу обязываться, и никакими обещаниями человеческими не желаю обольщать Вас. Сам Спаситель уверяет вас, что Отец наш небесный знает, в чем мы имеем нужду: ищите, говорит, во-первых, царствия Божия и правды Его, и все сие приложится вам ( Мф.6:8 −33). Представляю Вам, достопочтеннейший брат, сие слово Христово, не потому чтобы я уже исполнил и изучил его делом и истиною, но потому, что ничего не могу представить благонадежнейшего. С чувством искреннейшей признательности и глубочайшего почитания, испрашиваю у Преосвященнейшего Агапита Святительского благословения, и Вам всеусердно желаю милостей Божиих и всякого благополучия. Вашего Преподобия покорнейший слуга Архимандрит Макарий. Декабря 15 дня 1843 г. 501 477 Вероятно, Макарий говорит здесь о Петре Торбаеве, ссыльном, из дьячков Владимирской епархии Он был послан преосв. Агапитом в миссию Алтайскую на трехлетнее испытание, так как он желал постричься в монахи. Сотрудничал в миссии до 1840 г. 495 Иером. Парфений служил в миссии с февраля 1839 г. По окончании курса во Владим. дух. семинарии, постригся в монахи и жил во Введенской общежительной пустыни, откуда и перешел на Алтай. При удалении с Алтая Архим. Макария, он был назначен начальником миссии, но отказался от этой должности и в марте 1845. г. поселился в Енисейском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

О для таких утешений можно целые годы терпеть самые тяжкие скорби. Ищи же и ожидай в скорби утешений духовных, Божественных, благодатных; – но бойся утешать себя чем-либо земным, чувственным, греховным: это значило бы прилагать скорби к скорбям. Сиди со своей скорбью в своем скорбном доме, или иди в дом плача, а не ходи искать утешения в веселых собраниях мира; лучше плачь и оставайся без всякого утешения, а не утешайся мирским. Дома поплачешь, поскорбишь, и утешишься, а после тех утешений станешь еще больше плакать и скорбеть. И среди невинных удовольствий не забывай, что тебе надобно еще плакать о грехах; и при самых духовных утешениях ожидай, что тебе придется еще скорбеть от грехов. Царствие Божие не утешениями достигается, а скорбями, и скорбями многими. Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие. Итак, будем с терпением проходить предлежащее нам скорбное поприще; оно и все непродолжительно, а Царствие Божие, ожидающее нас, вечно, его же и да сподобит всех нас Господь наш Иисус Христос, молитвами Владычицы нашей Богородицы и всех Своих святых. Аминь. 49. В неделю 20-ю по Пятидесятнице Яко приближися ко вратом града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей ( Лк.7:12 ). Исцелив в Капернауме заочно сотникова раба, Иисус Христос пошел оттуда в город, называемый Наин, с ним пошли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, который был один сын у матери; а она была вдова, и много народу шло с ней, из города. Увидев ее, Господь сжалился над ней, и сказал: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие одр остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери. Какое счастье для бедной вдовы, что Иисус Христос приблизился к городским воротам в то самое время, как выносили умершего ее сына! Да, Иисус Христос всегда поспевает туда, где нужно Его утешение; Он всегда там, где нужна Его помощь. Господи! Нам всех нужнее Твоя помощь: поспеши же к нам. У нас не сын, а душа умирает, не по закону природы умирает, а от наших беззаконий; не по воле Божией умирает, а от нашего своеволия, не на время умирает, а навсегда; ах, умирает во грехах душа наша, а мы не плачем, не скорбим, не сокрушаемся. О, поспеши, коснись окаянного нашего сердца; поспеши, пока еще не унесли нашей души туда, где Твоей помощью уже не можем мы воспользоваться. Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ее на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси зовущу: Аллилуйя! Аминь. Читать далее Источник: Краткия поучения священника Родиона Путятина. - Изд. 4-е. Москва : Университетская тип., 1845. – 171, III, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тварь содрогашеся, распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся, и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся, и соомрачашеся свет во дне, зря Тебе, Иисусе, пригвождена ко Кресту. «Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемого, – стенает преподобный Андрей, – горы и камни в страхе распадались, и земля сотрясалась, и ад обнажился, и омрачился дневной свет, видя Тебя, Иисусе, пригвожденного ко Кресту». «И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» ( Лк. 23, 45 ), – так читаем в Евангелии о смерти Богочеловека Иисуса Христа, Мессии, Спасителя нашего. «И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мк. 15, 38 ; Мф. 27, 51–53 ). О, страх! О, ужас! О, позор – видеть Христа распинаема! Была ли более позорная казнь у римлян, чем распятие? Только рабы подвергались ей. Было ли что более позорное для иудеев? Нет, ибо написано: «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» ( Втор. 21, 23 )! Распинается Господь – и всё творение Его, вся «тварь содрогашеся». Распинается Господь – и «горы и камения страхом распадахуся». Нет Того, Кто крепче всех, – как удержится крепкое земное? Распинается Господь – и «земля сотрясшиеся». Нет Того, Кто «на водах повесил всю землю неодержимо» 1843 , – как устоит земля? Распинается Господь – и «ад обнажашеся». Создатель всего готовится сойти во ад, – как не открыться ему, ожидающему победы своей? Ведь никак не ожидает он того, что надлежит ему увидеть: «человека обожена, уязвлена ранами, и Всесильнодетеля, от явления Коего надлежит ему огорчиться и страшным зраком погибнути» 1844 ! Ведь не знает он, что «человекоубийственно, но не богоубийственно бысть прегрешение Адамово : аще бо и пострада плоти» Христовой «перстное существо, но Божество бесстрастно пребысть» 1845 ! Не знает он еще, что сам он «царствует над родом человеческим, но не вечнует» 1846 ! Распинается Господь – «и, полудню еще сущу» 1847 , «соомрачашеся свет во дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010