То, что удалось сделать святителю Николаю (1836–1912) в Японии — стране со специфическими культурными традициями, где менталитет людей столетиями был замкнут в непроницаемой оболочке ксенофобии, потрясает. Когда святой скончался, на острове было уже более 33 тысяч православных христиан, 43 священника и более 100 храмов. На это потребовалось 50 с лишним лет непрерывного труда, начатого буквально с нуля. Все эти годы святитель работал не покладая рук, занимаясь переводами богослужебных книг на японский язык, наставляя священство, борясь за финансирование миссии, налаживая общение с местным населением, устраивая систему духовных школ. И это только «вершина айсберга». «Куда я иду? Куда меня ведут?» Он испытал глубочайшее сомнение в вере, будучи в преклонном возрасте, пройдя долгий монашеский путь, умудренный жизненным опытом. Когда преподобный Иосиф Исихаст (1897–1959) тяжело заболел, ему был уже 61 год. Духовный наставник афонских монахов, с именем которого связывают обновление, духовный «Ренессанс» на Святой Горе , тяжелейшими монашескими подвигами надорвал свое здоровье. На его шее образовался огромный нарыв. Святой, прикованный к постели, долгое время бредил. Когда же кризис миновал, преподобный Иосиф рассказал своему ближайшему ученику, старцу Ефрему Филофейскому, о чем он думал, что испытал в самые тяжелые минуты болезненной агонии. «Он (то есть диавол, которого святой ассоциировал с сомнением. — Т. С. ) засунул лом под фундамент и хотел перевернуть все строение моей веры, — говорил преподобный Иосиф. — Все, что построили подвиг и благодать, он хотел опрокинуть. Он хотел убрать Бога из основания моей веры. И когда я увидел, что шатаются устои моей веры, я сказал себе: “Куда я иду? Куда меня ведут?”» Глубочайшее сомнение, которое возникло вследствие тяжелейшего физического и психологического состояния, охватило святого подвижника, обесценивая весь накопленный опыт, низводя духовное к психологическому, надуманному, почудившемуся: «И когда я ему (то есть диаволу. — Т. С. ) говорил о благодатных состояниях, — продолжал святой, — он представлял их никчемными: “Вот это было по случайности, а это — чисто человеческое”. Дескать, это со мной произошло из-за прелести, то — из-за разных обстоятельств, другое — из-за простого обмана чувств, телесных или душевных, и за всем этим ничего не стоит… То есть все, что было от благодати, все, что я познал из своего опыта, он все это мне объяснял и отбрасывал. И лишил меня всего». Но преподобный Иосиф подобное «объяснение» снял бойким, почти шутовским, по-мальчишески удивленным «Ого!», а вслед за ним добавил: «Поэтому и просил Бога выздороветь, чтобы отразить эту атаку». Преподобный Иосиф понимал: необходимо физическое здоровье, чтобы преодолеть возникшую духовную преграду.

http://foma.ru/kak-somnevalis-svyatyie.h...

Указ о постройке приходской церкви „против Егерского двора, у Лигова канала“ был дан 28 мая 1759, но так как сбор средств шел крайне медленно, на это место весной 1765 от Зимнего дворца перенесли деревянную церковь свв. Захарии и Елизаветы, которую 11 сентября архиепископ Гавриил освятил как придельную Знаменскую. Через год был освящен пристроенный Никольский и только 17 июня 1768 – главный придел Входа Господня. Из придворного храма временного дворца Елизаветы Петровны на Невском в церковь взяли иконостас, утварь и 11 образов. Новая, в стиле классицизма, каменная церковь на 3500 человек была заложена 5 июля 1794 по проекту Ф. И. Демерцова, но через три года строительство, доведенное до крыши, приостановилось. Отделка храма затянулась, и его освящение состоялось 6 ноября 1804, но митрополит Амвросий освятил в присутствии Александра I только главный придел, и лишь 19 мая 1806 настал черед последнего – Никольского. Ко дню освящения храму были подарены облачения работы И. Моллера из голубого, шитого золотом бархата и серебряные лампады, сделанные А. Помо. Через 30 лет интерьер храма – один из лучших в столице – подвергся некоторым изменениям, после чего 27 ноября 1836 он был снова освящен митрополитом Грузии Ионою. Дополняя ансамбль, Демерцов в 1809 выстроил ограду и две угловые часовни, а П. А. Чепыжников в 1863–1865 при ремонте храма сделал новое покрытие куполов, переделал ограду в чугунную, перестроив одновременно и часовни. Позже были созданы еще два придела – Сретенский на хорах, который освящен 6 февраля 1868, и прп. Серафима Саровского, освященный 19 февраля 1912 в пристройке, возведенной Ф. А. Корзухиным. В 1900 А. С. Хренов предложил (неосуществленный) проект расширения здания. В 1904 был проведен реставрационный ремонт. В Знаменском приделе стоял барочный иконостас с множеством икон дворцовых мастеров первой половины XVIII века. В ризнице можно было увидеть: ковчег с частицей мощей прп. Сергия Радонежского, прекрасную старинную утварь и напрестольный крест из серебра с частицами св. мощей, Животворящего Креста и Ризы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=34596

Бог действует и через обстоятельства. Иногда апостол Павел понимает, что нужно делать, не потому что ему что-то открылось, а потому, что так не получается и нужно действовать как-то иначе. Святитель Николай Японский (1836–1912) Теперь о чудесах. В Книге Деяний их много. Комментаторы смотрят на них очень по-разному. Кто-то говорил, что чудеса были нужны для того, чтобы подкрепить проповедь знамениями. Но ведь и когда человек начинает жить полной жизнью во Христе, например, становится миссионером, в его жизни тоже начинают происходить чудеса. Это мы можем отметить и из жизнеописания святителя Николая Японского , и из разговоров с теми, кто сегодня занимается миссионерской деятельностью. Ведь пока мы ни на что не дерзаем, то Богу нет смысла вмешиваться. Может быть, чудеса, которые происходят сейчас, не столь яркие, как те, что описаны в Книге Деяний. Но, с другой стороны, это опять-таки вопрос нашей веры. Имеет ли кто-то из современных христиан, например, такое дерзновение, чтобы подойти и сказать человеку, у которого болит нога: «Серебра и золота у меня нет, но то, что имею, даю тебе. Во имя Иисуса Христа встань и ходи спокойно!» (Деян 3:6)? Для этого, конечно, нужно иметь большую веру. Это не только вопрос Божьего действия, это вопрос и нашей собственной веры. Там нет ничего сказочного. Все это могло происходить, происходило и может происходить. Вопрос только в том, есть ли у нас вера, чтобы допустить это. Чуткое сердце Бог может действовать непосредственно через Дух. Но для этого действительно нужно иметь чуткое сердце. Господь не гарантирует, что у нас не будет гонений, не будет скорбей. Более того, с определенного момента апостол Павел начинает об этом постоянно говорить как раз после того, как его самого побили камнями: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Трудности будут, но Бог будет с вами — вот что пытается донести до нас Лука, автор Деяний. Эта книга не заканчивается, мы не видим здесь смерти апостола Павла, например. Хотя, скорее всего, как я уже сказал, написана она в 80-е годы, когда о смерти Павла совершенно точно было известно. Почему? Потому, что Лука не хотел, чтобы мы расставались с его героем на такой печальной ноте?

http://blog.predanie.ru/article/chitaem-...

Этот поступок графа отразился на судьбе церкви Спаса Нерукотворного Образа. После поджога усадебного дома граф написал неприятелю вызывающее письмо с весьма резкими выражениями и прикрепил его к дверям усадебной церкви. Обиженные французы в ответ на это устроили в храме конюшню для своей конницы. Граф Ф. В. Ростопчин умер 18 января 1826 года, и село Вороново перешло во владение его супруги Е. П. Ростопчиной. По клировой ведомости 1836 года узнаём, что престол Марии Египетской (осквернённый французами) переосвятили во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1849-м в храме устроили тёплый придел Великомученика Артемия. После смерти графини Е. П. Ростопчиной в 1859 году село Вороново переходит из рук в руки. В конце 1870-х годов усадьбу покупает граф Александр Дмитриевич Шереметев. Граф подарил Спасскому храму самый большой 205-пудовый колокол и икону Господа Вседержителя, написанную на стекле, для среднего окна алтаря (сохранилась до наших дней), делал значительные денежные пожертвования. Потом Вороново перешло во владение его брата графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918). Последней владелицей усадьбы стала его дочь Анна Сергеевна (1873-1949). В 1894 году она вышла замуж за Александра Петровича Сабурова. Зимой супруги жили в Петербурге, лето проводили в Воронове. По заголовкам несохранившихся дел фонда Московской духовной консистории известно, что в 1895-м (май-июнь) и в 1901 году, а также в мае 1912 года в храме Всемилостивого Спаса проводились ремонтные работы. После революции 1917 года храм оставался действующим, что большая редкость для советской России. Такие храмы можно " пересчитать по пальцам " . Спасский храм прихожане тогда спасали от закрытия как умели. То " теряли " ключи от входных врат храма в самый момент приезда ретивых богоборцев, и они уезжали, как говорится, поцеловав замок, то неожиданно пропала сама ключница, и никто не знал, где её искать. К сожалению, единственный раз богоборцы застали прихожан врасплох - в 1922 году, и им удалось изъять из храма 38 церковных предметов общим весом 18 фунтов 48 золотников.

http://sobory.ru/article/?object=06473

Он намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в И. П. с. Иеросхим. Иоанн (Малиновский). Портрет. Сер. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (?) (РГБ. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 14) Иеросхим. Иоанн (Малиновский). Портрет. Сер. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (?) (РГБ. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 14) Из-за открытости старцев внешнему миру, их широкой известности и большого числа паломников в уединенном скиту отдельные оптинские монахи и светские лица относились к старцам с недоверием, завистью и враждебностью и даже писали доносы. 2 февр. 1836 г. по решению Калужского еп. Николая (Соколова) прп. Лев был переведен в мон-рь, ему запретили принимать паломников (последнее распоряжение он не выполнил, т. к. не смог отказать желающим встретиться с ним). В ходе «оптинской смуты», начавшейся в 1910 г., после серии доносов на настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта (Клюкина) и на старца Варсонофия в Оптину пуст. по поручению Синода в дек. 1911 г. приехал сщмч. Серафим (Чичагов) , еп. Кишинёвский. После его расследования в 1912 г. старец Варсонофий был перемещен на должность настоятеля коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря. По утверждению И. М. Концевича , в это время «был даже поднят вопрос о закрытии скита и о прекращении в Оптиной пустыни старчества» ( Концевич. 2008. С. 405). В 1821 г. в И. П. с. проживало 6 монашествующих. Всего разрешалось содержать до 12 чел., относящихся к братству Оптиной пуст., а общее количество монахов и послушников в Оптиной пуст. ограничивалось 30. Вскоре число монашествующих в И. П. с. превысило допустимую норму, некоторые желающие не могли быть включены в штат и считались добровольными послушниками. Всего в 1830 г. в И. П. с. проживало 25 чел. В 1856 г. прп. Моисей подал прошение о выделении отдельного штата для скита. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил определение Синода о создании отдельного штата из 12 монашеских и 12 послушнических вакансий, содержание братии возлагалось на И. П. с. В 1865 г. ограничения на численность штата были сняты.

http://pravenc.ru/text/577926.html

1804–1836». СПб. 1912. «Глава I. Годы учения в М. Д. Академии». 3506 Пушкин, который особенно любил и умел озарять все, чего бы он своей душой ни коснулся, светом солнечным, светом живой мысля и чувства. Примеч. о. Ф-ра. 3509 См. письма А. M. Б-ва к А. А. Лебедеву 14 и 17–18. Имеется общий отзыв Д. Ф. Голубинского «о Миротворении» о. Ф-ра в письме к А. А. Лебедеву , от 18 марта 1861 г. (письма посланы 4 и 11 марта 1861 г., 2-ое отослано назад), в котором указываются и сами поправки, сделанные Дм. Ф-чем. «Особенно в рукописи [о Миротворении] нуждается в изменении объяснение движения земли, – потому излагается взгляд на движение тел небесных совершенно новый и едва ли верный, который конечно с большим недоверием примут учёные»... Дело о его сочинении тяжело лежит на моей совести; вот представлялся мне случай сделать полезное приложение из моих занятий, а я моим небрежением и мешкотностью может быть повредил столь святому делу, каково печатание сего превосходного сочинения, и это мне горько». В письмах Д. Ф-ча определяется его отношение к богословской полемике 60-х годов и приводятся мнения о ней, высказываемые в Моск. академии». 3519 «Воспоминания» об о. Петре, стр. 5-я. Эта дата даёт основание относить написание VII-й гл. кн. «О совр. дух. потреби.» к 1859–61 гг. 3530 Ib., 31, стр. 459. Очень важное сообщение о мотивах женитьбы А. М-ча делает в одном из своих писем Е. А. Лебедева . Она передаёт, что А.Н. Шубина (см. о ней в примеч. к письмам А.М. В-ва), особа, близкая к фрейлине Императрицы Марии Александровны – Тютчевой, припоминала уже в 80-х гг. о. А. А. Лебедеву : «Помните батюшка, как о. Феодор, ещё будучи здесь (т. е. цензором в Петербурге) говорил: «если я сниму сан, то и женюсь». Е. А-на передаёт, между прочим, со слов матери В. П-ны, фразу Шубиной. «Императрица, Тютчева и я», которой определяется её близость к Тютчевой. От сообщения Е.А. Лебедевой становится понятным, что этот шаг о. Феодора был не увлечением только, а заранее наметившимся идейным намерением. В самом деле, «сердечными делами» главным образом Н. Соловьев объясняет снятие сана архим. Ф-м в своей статье: «Консисторский суд над Бухаревым», «Русск. Старина», 1897 г., март, стр. 496–504. Другой Соловьев (В. П.) в журнале «Странник» за 1909 или 1910 г., июль–авг., напечатал повесть «Митра и венец», которая вызвала опровержение Е. А. Лебедевой; в нём, без упоминания имени Шубиной, приводятся её слова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Октябрьский Городок. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1836. Год утраты:1937 (разрушена) Адрес: Россия, Саратовская область, Татищевский район, с. Октябрьский Городок Координаты: 51.635697, 45.454833 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь каменная, построена в 1836 году на средства Императорского Московского воспитательного дома. Престол в ней один: во имя святит. Николая Мирликийского Чудотворца. Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. Для 1-го штата дома церк., а для 2-го штата дом куплен церк.-прих. попечительст. Штатное жалованье причту: священникам по 300 руб., диакону 150 р. и псаломщикам по 100 р.; земли 66 д. 1600 кв. с. Адрес: Николаевский городок, Саратовск. у. в с. Мариинск. кол. Приписные деревни: Кувыка в 3 вер. от села, Новый Сокур в 8 вер., Александровка в 5 вер., Макарьевка в 4 вер., Константиновка в 7 вер., Ханеневка в 12 в., Михайловка в 7 вер., Елшанка в 5 вер., Тепловка в 13 вер., Владимировка в 14 вер., Ольгинский посёлок в 6 в., Рязанский хутор в 6 в. Источник: Справочная книга Саратовской епархии :/сост. по распоряжению Преосвященного Алексия, Епископа Саратовского и Царицынского. Саратов, 1912. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57407

Пески. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (утраченная). Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1912. Год утраты:приблизительно 1949 (разобрана) Адрес: Новгородская обл., Шимский р-н, дер. Пески Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шимский район. 17  приходов, 18 священников.  Территория района (1836,8 кв. км)  входила в состав Новгородского и Старорусского уездов Новгородской губернии, и Лужского уезда Петроградской губернии. Пески. Покрова. 1912. ГОЛУБЕВ Леонид Мих. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=55809

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010