65 Игнатий Лайола (1491?–1556). Испанский дворянин, основатель ордена иезуитов. Канонизирован католической церковью (1622). 68 Кортес Эриан (1485–1547) – испанский конкистадор. Писарро Франсиско (1470?–1541) – испанский конкистадор. Разграбил и уничтожил государства инков Тауантинсуйу. 69 Токугава Иэясу (1542–1616) – основатель сёгуната Токугава, вывел страну из бесконечных междоусобных войн и объединил ее под своим началом. 70 Токугава Иэмицу (1604–1651) – третий сёгун из дома Токугава, внук Иэясу, при нем могущество сёгуната достигло своего апогея. 71 Граф Н.Н. Муравьев-Амурский (1809–1881) – государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской Академии наук. В 1847–1861 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири. 85 В современном написании Сёнай – князь, владевший территорией в северо-западной части современной префектуры Ямагата. 86 Архиепископ Николай не совсем точно воспроизводит это имя. На самом деле это Эномото Такэаки (1836–1908). 89 Это резкое суждение о молодом императоре Японии архиепископ Николай составил на основе не всегда точных и добросовестных сообщений европейцев. В дальнейшем он совершенно изменил свое мнение о правящей династии. Архиепископ несколько раз лично встречался с императором Мэйдзи, был переводчиком при высочайших аудиенциях, помогал уладить отношения между Россией и Японией после злодейского покушения на наследника российского престола цесаревича Николая в 1891 г. в Оцу. 5 мая (22 апреля по ст. стилю) 1901 г. архиепископ Николай записал в своем дневнике: «После Литургии был благодарственный молебен по случаю рождения сына у Наследника японского престола. Предварительно я сказал несколько слов о том, что Бог хранит Японского государство, современные которому древние государства давно погибли, – хранит за добрые качества у японского народа, любезные Богу, хотя еще не знакомому японцам; что добром своим японский народ много обязан руководящей его Императорской династии – потому должен молиться за нее..> (Дневники святого Николая Японского : в 5 т. Сост. К. Накамура. Т. 4. СПб.: Гиперион, 2004. С. 445). В феврале 1912 г., когда архиепископ Николай скончался, император Мэйдзи, прислал венок к его гробу, почесть, которой редко удостаивался какой-нибудь другой иностранец в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вернувшись через пятнадцать лет в Санкт-Петербург, чтобы представить в Святейший Синод стратегический план миссионерских мероприятий, отец Иоанн нашел высокое признание со стороны высших церковных властей. Во время пребывания в Санкт-Петербурге он получил известие о том, что в Иркутске умерла его жена. Спустя некоторое время он принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В 1840 году он был рукоположен в епископа Камчатского, Курильских и Алеутских островов. Позже в его административное подчинение вошел Якутский округ, а еще позже – русские провинции Сибири. Не довольствуясь руководством делами из архиерейской резиденции, владыка Иннокентий изъездил вдоль и поперек свою широко простиравшуюся епархию. Он трижды менял местоположение резиденции для лучшего наблюдения за вверенной ему территорией и теми местами, где он считал необходимым образовать миссии. 216 Есть очень много общего у о. Иоанна Вениаминова, отправившегося в 1823 году к алеутам, и его современника св. Макария Глухарева, в 1828 году прибывшего на Алтай. Обоих отличало ревностное отношение к обращению непросвещенных в свою веру; как и св. Макарий Глухарев, отец Иоанн приступал к крещению после длительного периода оглашения. Оба предпочитали проповедовать на языке обращаемого народа; наиболее поразительные результаты этого являют собой письменные труды преосвященного Иннокентия на алеутском языке. Оба были озабочены тем, чтобы миссионерство стало делом всей Церкви. Святому Макарию не довелось увидеть плоды своих мечтаний. Святой Иннокентий в 1870 году основал Православное Миссионерское Общество, которое занималось созданием фонда для поддержки миссий, строительства и содержания учебных и благотворительных учреждений. Административных функций, как это было в западных Церквах, данное Общество не осуществляло. Святой Митрополит Иннокентий умер в 1879 году после многотрудной жизни во славу Христа и Церкви. 217 Глава 5. Взгляд в прошлое. Восточноазиатские миссии Миссия в Японии До сих пор мы рассматривали те русские миссии, которые осуществляли свою деятельность на территории России. 218 Новая история русской миссии за рубежом открывается прибытием в 1861 году в Японию в качестве настоятеля храма при русском консульстве в Хакодате иеромонаха Николая Касаткина (1836–1912). 219 Отец Николай, человек глубоко религиозный, уже в детстве мечтал о проповеднической деятельности. 220 Его желание проповедовать Евангелие непросвещенным усилилось еще более после знакомства со св. Иннокентием (тогда епископом Камчатским), который посоветовал ему вплотную заняться изучением японского языка. 221 Служебные обязанности в консульстве оставляли о. Николаю достаточно времени для занятий языком. Так прошли первые годы в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

(4) Равноапостольный Николай, архиепископ Японский — родился 13.8.1836 в бедной семье диакона Димитрия Касаткина в с. Березовка Смоленской епархии. Блестяще окончив Санкт-Петербургскую духовную академию (1860), он принял монашеский постриг и отправился миссионером в Японию. Был настоятелем православной церкви при русском консульстве в Хакодате. В 1868 г. зародилась Японская Православная Церковь, а в 1870 г. отец Николай назначается начальником Российской духовной миссии в Японии. Возведен в сан епископа Японского (1880), заложил в японской столице собор во имя Воскресения Христова (1884). На пожертвование Николая II, сделанное им, когда он был еще наследником престола, основал в Токио духовную семинарию (1897). «Епископ Николай, — пишет списатель его жития, — сделал для японцев то же самое, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий для славян: он создал для них христианский язык и стремился поднять их до понимания евангельского и богослужебного языка». Накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. «встревоженные возможностью войны со своими единоверцами, православные японцы обратились к своему епископу. Он ответил им, что они по присяге обязаны исполнять свой воинский долг, но воевать — совсем не значит ненавидеть неприятеля, это значит — защищать свое Отечество. Патриотизм завещал нам Сам Спаситель, скорбевший об участи Иерусалима». Никто в России не понял японского святителя так хорошо, как император Николай II. По окончании войны царь писал ему: «Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовью все племена и языки. В тяжкое время войны, когда оружие брани разрывает мирные отношения народов и правителей, Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание и посреди вражды бранной удержать мир веры и любви в созданной вашими трудами Церкви…» («Православная жизнь». Джорданвилль, 1982. 2). Возведен в сан архиепископа 24.3.1906. Скончался 3.2.1912. Прославлен Русской Православной Церковью 10.4.1970.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Потому, многие замечают, старчество близко к детству: та же чистота, незлобивость и нежность сердца; поэтому отшельников не боялись дикие звери: жития святых содержат немало эпизодов с дружественными визитами к ним львов, гиен и даже змей. Как правило, внешность старца чрезвычайно привлекательна и сама по себе служит примером, располагает к благочестию и молитве. «Небольшого роста, тонок станом, голос тих и гармоничен, походка тихая; лицо, обрамленное седыми волосами, выражает смирение и добродушие» – так описывали наружность архимандрита Авраамия, настоятеля Алатырского Троицкого монастыря в 30-е – 40-е годы XIX века. О схимонахе Глинской пустыни о. Луке сообщается, что при слабом здоровье и хрупком телосложении целомудрие и воздержание сохранили его: в 60 лет он «казался молодым, в волосах не было седины, на ланитах всегда играл легкий румянец». Иеросхимонах Псково-Печерского монастыря Лазарь выглядел весьма болезненным: истощенное тело, кожа, казалось, приросла к костям, лицо воскового цвета, как у мертвеца; однако преставился на 91-м году от рождения и за три дня до смерти еще служил литургию. В Церкви на пенсию не выходят, разве на покой из-за тяжелой болезни или в мафусаиловом возрасте при полном оскудении сил, и то священники продолжают по возможности помогать в храме, исповедуют и наставляют прихожан. «Умирать собираешься, а пшеничку-то сей», – часто повторял 90-летний о. Иоанн Крестьянкин , т.е. исполняй, что положено по должности, уповая на помощь Божию. У К. Коровина есть рассказ о старом иеромонахе, которому приходилось ходить весной на требу, т.е. крестить или отпевать, пешком, ступая по дну мелкого Кубенского озера, лодку разбил бы лед; бывало, вода достигала шеи, священник шествовал держа Дары и Евангелие над головой – и ничего, не тонул и не простужался. Митрополит Филарет Киевский (1779 – 1857), жизнь которого была непрерывной цепью скорбей и недугов, даже в тяжкой предсмертной болезни отказался подавать прошение об удалении на покой, считая отставку самовольным схождением с креста. Святитель Николай Японский (18361912) «сгорал со стыда» только от одной мысли об отставке: «На покой миссионеру, когда у него хоть крошка силы есть еще служить своему делу!»; больной, мучаясь от удушья, он боролся до последнего и скончался на месте своего служения. Епископ Василий (Родзянко ; 1915 – 1999) говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию – буду жить, а иначе жить незачем».

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг. В кон. 1836 г. ректор КДА еп. Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии прот. Иоанном Скворцовым , Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иером. Димитрием (Муретовым ; впосл. архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «В. ч.» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872-1878 гг. должность редактора исполнял Х. М. Орда (впосл. епископ Орловский Ириней ), в 1879-1883 гг.- В. Ф. Певницкий . В 1884-1886 гг. редакторами журнала являлись К. И. Фоменко, Г. О. Булашёв и свящ. Иоанн Богородицкий, к-рый стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были буд. ректор КДА иером. Димитрий (Муретов), прот. И. Скворцов, Амфитеатров, П. С. Авсенев, архим. Антонин (Капустин) , прот. Н. А. Фаворов , И. П. Максимович , иером. Иоанникий (Руднев ; впосл. митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из 10 отделов: статьи, «относящиеся к разумению Свящ. Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христ. аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и др. назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями.

http://pravenc.ru/text/155342.html

профессор Василий Ильич Экземплярский (11.01.1875–03.07.1933) Алфавитные указатели Биографические труды Догматическое богословие Нравственное богословие Основное богословие профессор Василий Ильич Экземплярский Религиозный философ и богослов, публицист, «опальный» профессор по кафедре нравственного богословия Киевской духовной академии, председатель Киевского религиозно-философского общества, издатель и главный редактор журнала «Христианская мысль». Биография Родился в семье законоучителя 1-й Киевской гимназии и Коллегии Павла Галагана, протоиерея Ильи Тихоновича Экземплярского (1836—1905), который после рождения сына овдовел, принял монашество с именем Иероним, в 1885 г. хиротонисан во епископа. В. И. Экземплярский — один из самых интересных мыслителей русского религиозного Ренессанса, к сожалению совершено незаслуженно малоизвестный. Его отец овдовев стал епископом (по рассказам современников чуть ли не идеальным). Окончил Киевскую Духовную Академию, где затем и преподавал нравственное богословие. В 1912 году пишет статью «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых», где критикует толстовское учение, подмечая однако, что в глубине устремления Толстого вполне христианские и более того — совпадают с устремлениями Златоуста. Эта статья вызвала недовольство в некоторой части епископата, что привело к увольнению Экземплярского. С 12 по 18 гг. был председателем Киевского Религиозно-Философского Общества. В 16-17 гг. — редактор-издатель журнала «Христианская мысль», в котором участвовал цвет христианской философии России: Булгаков, Бердяев, Тареев, Скабалланович, Карташев. В 17 г. восстановлен в Академии (времена изменились!). В 20 году ослеп. Дальнейшая его жизнь связанна с активной церковно-общественной жизнью (община св. Анатолия Жураковского). Его мысль в главном своем потоке посвящена евангельской этике, в особенности социальной (одна из главных книг — «Учение древней Церкви о собственности и милостыне»); разрыву реальной жизни Церкви и «христианского общества» с этой этикой. Экземплярский напоминал, что если как надо выполнить хотя бы одну заповедь Спасителя, то мир сочтет это чистым юродством (и по другому быть не может, о чем впрочем учил и Сам Спаситель…). «Восстань во имя Христа против обычаев мира, и миллионы раздавят тебя, не люди даже, а этот самый быт, весь уклад жизни раздавит, — и не как героя, не как мученика за Христа, не как преступника даже, а просто как человека, неспособного к жизни, ненормального, чудака, самодура» — писал киевский философ. Отметим еще его борьбу со смертной казнью, его «недоумение», что защитниками легализованного убийства выступает «христиане», а противниками — атеисты… Экземплярский боролся за активную позицию христиан в отношении социального зла, за возвращение церковной жизни к евангельским и святоотеческим идеалам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Том I Том II Том III Том V Содержание 1900 год Краткий Миссионерский дневник С 19 марта/1 апреля 1900 года Краткий Миссионерский дневник С 19 ноября/2 декабря 1900 года XX век 1901-й год Краткий Миссионерский дневник С 19 августа/1 сентября 1901 1902 год 1903 год Приложения Именной указатель Указатель географических названий     Дневники свт. Николая Японского за 1899–1904 гг. «Размышление о сем (особенно после совета с секретарем Нумабе) навеяло такую печаль на меня, что я едва передвигал ноги, идя на всенощную пред завтрашним Вознесеньем. Лучшие люди, для воспитания которых Церковь употребила много средств и усердия, уходят со службы или развращаясь, или по семейным якобы делам; другие лучшие люди (как кандидаты) в подозрении, что скоро уйдут; остается все бездарность, вялость, негодность, подонки – и тех- то хотят делить надвое, чтобы подонка подонков удалить, но какие именно подонки внизу, какие наверху – одни у других определить нет возможности; все бы вымести, но тогда Церковь с чем останется? Служащих у ней не будет – она умрет самоубийственною смертью . – Итак, что же? О, Господи… Если когда болеют душою, то я именно болен, идя в Церковь . И на литию выходил до того мрачный, что не видел ничего кругом. Но с литии вернулся в алтарь совсем в другом настроении. Откуда взялись крылья? Кто вынул одно сердце и вложил другое? Если это не помощь Божия, то что же это? И что будет тогда помощь Божия?.. Мне ли унывать, когда я лишь на послуге у Господа! Как Ему угодно! Лишь бы безукоризненно делать мне свое дело, прочее все – Его воля! Шло же до сих пор, как же смею я сомневаться, что не пойдет вперед!» Издание настоящей книги осуществлено при поддержке Фонда Ниппон Publication of this book was supported by Grant–in–Aid from the Nippon Foundation Под редакцией Кэнноскэ Накамура Дневники святого Николая Японского : в 5 т. Сост. К. Накамура. Т. 4. – СПб.: Гиперион, 2004. – 976 с. Настоящее пятитомное издание представляет собой первую полную публикацию огромного дневника, который на протяжении всей своей жизни вел основатель русской Православной миссии в Японии архиепископ Николай Японский (1836–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Валерий Фадеев , главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования. Обращение к читателям журнала «Фома» в связи с началом серии публикаций «Реальная Россия». Фото Алексея Гуляева/«Эксперт». – С.10; Михаил Тарусин , руководитель сектора социологии Института общественного проектирования. Шаг первый. «Стратификация российского общества»: Как мы делали этот проект, и правда ли то, что мы получили. – С.10-11; Михаил Тарусин . Сколько в стране верующих? Текст проиллюстрирован таблицами, составленными по результатам социологических исследований. – С.12. Реклама : С.13. Владимир Легойда . Наш самолет вперед летит? Фото Игоря Верещагина//Фома. - – январь 2007. – С.14. – (рубрика « Грани »). Колонка главного редактора журнала «Фома». Лирическое эссе, в центре которого – размышления о двух самых острых для всех вопросах: зачем жить и как жить ? Тема номера: Православие в Японии: (на заставке фото – Александра Шепелева)   Необыкновенное путешествие: Православная Япония /Материалы побывавшей в Японии в качестве обозревателя журнала «Фома» Аллы Митрофановой // Фома. - – январь 2007. – С.16-19. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Вошли материалы: Японская Православная Церковь . (Исторический очерк). – С.17; Митрополит Токийский Даниил : рассказывает о Православии в Японии и его связях с Русской Православной Церковью. Здесь же помещена краткая биографическая справка « Митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нуширо)…». Фото диакона Джона Микиа Камая. – С.18;   Апостол Японии. Развернутая биография святого равноапостольного Николая архиепископа Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912). Фото предоставлено организаторами выставки «Апостол Японии». – С.19;   Имеются две врезки: Молитва Святому Духу (на японском языке)/Каллиграфия Алексея Потапова. – С.18; Трудности перевода. (О языке, на котором ведется богослужение в Японской Православной Церкви). – С.19; Первыми Православие приняли самураи . Епископ Сендайский Серафим об истории и особенностях японского Православия/Беседовала Алла Митрофанова. Фото диакона Джона Микиа Камая//Фома. - – январь 2007. – С.20-23. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется краткая биографическая справка « Епископ Серафим (в миру Нобору Цудзиэ)…» (С.21).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-45-y...

От составителя Архиепископ Николай Японский (1836–1912) (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) широко известен во всем мире как глава Русской Православной Миссии в Японии, он отдал более 50 лет своей жизни делу просвещения японцев православной верой. В 1970 г. он был прославлен в лике святого равноапостольного Русской и Японской Православными Церквями. Будучи человеком необыкновенных дарований и неукротимой энергии, святитель Николай сумел не только организовать проповедь Православия в Японии, но и стал первым русским японоведом. Между тем, если миссионерские заслуги святителя Николая известны довольно широкому кругу людей в России, Японии и многих других странах, то его труды как автора первых серьезных отечественных работ по истории и культуре Японии до сих пор остаются малодоступными для широкого читателя. Эти работы публиковались в журналах и газетах второй половины XIX – начала XX веков и давно уже стали библиографической редкостью. Научные труды архиепископа Николая представляют большой интерес не только потому, что они написаны человеком высокого образования и пространных знаний в истории, литературе и богословии, но и потому, что и сегодня, пожалуй, найдется немного работ, столь добросовестно и талантливо повествующих об истории, культуре и национальном характере японского народа. Ученое наследие святителя Николая довольно обширно. В настоящее издание мы решили включить три его основополагающие исторические работы: «Япония с точки зрения христианской миссии»; «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» и «Япония и Россия». Все три работы, видимо, написаны святителем Николаем во время его двух кратковременных пребываний в России в 1869–1871 гг. и в 1879–1880 гг. Первые две опубликованы соответственно в 9, 11 и 12 номерах «Русского Вестника» за 1869 г. В этих трудах автор подводит итог длительного восьмилетнего изучения Японии. Третья статья опубликована в ноябрьском номере журнала «Древняя и Новая Россия» за 1879 г. Известно, что в 1879–1880 гг. архимандрит Николай приезжал в Россию для принятия епископского сана и сбора средств на постройку токийского собора Воскресения Христова (известен в Японии под названием «Никорай-до» – храм Николая) стр. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

А.А.Гавриков Святой Николай Японский «Воззвание Японской духовной миссии к Русской церкви»: листая забытые тексты Источник Скачать epub pdf Летом 2011 г. исполняется 150 лет с того дня, когда один из выдающихся деятелей своего времени – тогда еще иеромонах – о. Николай (в миру – И.Д. Касаткин, 1836–1912) после долгого и трудного путешествия через Сибирь ступил на японскую землю, прибыв 2 июля 1861 г. в порт Хакодатэ 1 . В Японию он был назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля консульской церкви. Молодого миссионера переполняли мечты о беззаветном служении и надежды на скорые успехи православной проповеди, но, как признавался он позднее: «Какое было мое разочарование, когда я встретил совершенно противоположное тому, о чем мечтал! Тогдашние Японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство , как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только преступники» 2 . В первые несколько лет пребывания о. Николая в Японии не могло быть и речи о начале православной проповеди. Годы титанических трудов понадобились будущему Святому, чтобы начать пожинать плоды со своей «жатвы». Первые три японца были крещены в 1868 г., тайно, ибо христианство в Японии до 1873 г. находилось под строжайшим запретом. Видимо, действительно, как отмечал о. Николай, само дело благословлено было свыше и угодно Богу. Да и «делатель» был тот самый единственно избранный для дела. За более чем полувековое служение он основал и, буквально, выпестовал Японскую Православную Церковь , он самолично и через японцев-катехизаторов привел ко Христу более 30 000 верующих. За труды и неоспоримые заслуги в деле распространения православия в 1970 г. архиепископ Николай был прославлен в лике Святых. Одной из основных задач великий миссионер с самого начала своей деятельности в Японии считал просвещение своих соотечественников относительно культуры, быта, религии Страны восходящего солнца и успехов затеянной им там православной проповеди . За долгие десятилетия своей творческой деятельности в качестве публициста Святитель Николай оставил десятки статей, очерков, отчетов, открытых писем и заметок на страницах отечественных периодических изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010